Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Герман (Анджелич), Патриарх Сербский. Портрет (Анджелич Григорий; 1822, Сремски-Карловци - 26.11.1888, там же), Патриарх Сербский c 1882 г. Род. в семье настоятеля собора в Сремски-Карловци свящ. Павла. Окончил гимназию и семинарию в Сремски-Карловци. Изучал юриспруденцию и философию в Пеште (совр. Будапешт). 20 мая 1848 г. в Гргетегском мон-ре пострижен в монашество. 12 мая 1848 г. рукоположен во диакона. В 1848 г. направлен на служение в серб. храм во имя св. Спиридона в Триесте. Преподавал в церковной школе при этом храме. В 1850-1866 гг. был преподавателем, а позднее и ректором семинарии в Сремски-Карловци. В 1853 г. назначен секретарем консистории с возведением в сан архидиакона. В 1858 г. избран синкеллом, в 1861 г.- протосинкеллом. В 1864 г. назначен архимандритом мон-ря Гргетег. В 1867 г. стал администратором Бачской епархии, в 1869 г. избран епископом этой епархии, но т. к. после смерти 7 янв. 1870 г. патриарха Самуила (Маширевича) австр. власти не утвердили предложенную Церковно-народным Собором кандидатуру еп. Будимского Арсения (Стойковича), хиротония Г. во епископа была совершена только 11 авг. 1874 г. новым патриархом Прокопием (Ивачковичем) . 11 дек. 1879 г. патриарх Прокопий австр. властями отправлен на пенсию, а Г. был назначен администратором Карловацкой митрополии . После смерти патриарха 11 мая 1881 г. Собор избрал Предстоятелем Церкви еп. Горно-Карловацкого Феофана (Живковича) , за к-рого было отдано 53 голоса. Но австр. власти утвердили патриархом Г., получившего при голосовании всего 11 голосов. Взошел на престол 10 янв. 1882 г. Г. за время своего Патриаршества дал из личных средств стипендий, пенсий и милостыни на сумму более 60 тыс. форинтов, вместе с братом Стефаном - 162,5 тыс. форинтов на строительство здания гимназии в Сремски-Карловци. Но, несмотря на щедрость, Г. не пользовался уважением клира и мирян из-за обстоятельств его восшествия на престол и его отношений с архим. Иларионом (Руварацем) , к-рого Г. выслал из Сремски-Карловци в мон-рь Гргетег. Лит.: М. Ucmopuja Српске православне црквене општине у Трсту. Трст, 1960. С. 123-143; Герман Календар Српске Правосл. Nampuapшuje. Београд, 1996. С. 36. О. А. Кузеванов Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/164743.html

Патриарх Иосиф готовил Н. в свои преемники, но путь того к епископству оказался сложным. В 1853 г. он стал настоятелем мон-ря Крушедол . После внезапной смерти еп. Горно-Карловацкого Сергия (Качанского), Н. 1 янв. 1859 г. получил мандат на управление овдовевшей епархией, но епископом стал Петр (Йованович) , а Н. вернулся в Крушедол. 11 июня 1861 г. в г. Сремски-Карловци патриарх Иосиф хиротонисал его в викарного епископа. После смерти еп. Пакрацкого Стефана (Крагуевича; 25 янв. 1864) Н. назначили администратором, а в авг. того же года избрали епископом Пакрацким (см. в ст. Славонская епархия ). По мнению Г. Васина, Н. будучи одним из самых образованных представителей Церкви и прекрасным оратором, часто задавал тон дискуссиям на серб. церковно-народных соборах, начиная с Благовещенского собора 1861 г. и кончая собором 1871 г. ( Васин. 2015). Он считался ярким последователем консерватизма, всегда подчеркивал роль Церкви в сохранении серб. национальной идентичности в Австро-Венгрии, полагал недопустимым вмешательство светских властей в дела Церкви и критиковал предложения либералов о необходимости реформирования сербских школ в духе времени. После смерти патриарха Самуила (Маширевича ; 20 янв. 1870) администратором был поставлен еп. Будимский Арсений (Стойкович). Но в 1872 г. по указанию императора еп. Арсений вернулся в свою епархию, а Н. стал новым администратором. Члены Народной партии расценили его назначение как намерение властей сделать Н. патриархом и отказались поддержать его кандидатуру на выборах патриарха. В результате патриархом стал Прокопий (Ивачкович) , к-рый не смог управлять митрополией и через неск. лет был почислен на пенсию. Н. вернулся в Пакрац и до конца жизни не посещал Сремски-Карловци. Н. посвятил себя делам епархии и творчеству. Он построил резиденцию в Пакраце (разрушена во время гражданской войны в 1991), заботился о епархиальных мон-рях и поддерживал деятельность 36 вероисповедных школ, в 1871 г. открыл семинарию (богословию) в Пакраце, но власти вскоре ее закрыли. Основал несколько фондов для оказания помощи сербским вдовам и сиротам.

http://pravenc.ru/text/2565308.html

В нач. 1829 г. был рукоположен первый епископ-румын Нестор (Йованович), скончавшийся в февр. 1830 г. Кафедра вновь оказалась вакантной, и только в 1835 г. был назначен еп. Герасим, бывш. приходской священник с богословским образованием. В течение 15 лет своего предстоятельства еп. Герасим постепенно перевел богослужение в кафедральном соборе с церковнослав. на румын. язык. В 1853-1873 гг. епископом был также румын - Прокопий (Ивачкович) , впосл. Патриарх Сербский. В 1865 г. епископия вошла в состав Трансильванской митрополии Румынской Православной Церкви, восстановленной в 1864 г. В 1874 г. кафедру занимал еп. Мирон (Романул) , в 1875-1898 гг.- еп. Иоанн (Мециану) ; в 1877 г. началось издание офиц. епархиального бюллетеня «Церковь и школа» (Biserica #i coala). В XX в. кафедру занимали епископы: Иосиф (Голдиш; 1899-1902); Иоанн (Папп; 1903-1925); Григорий (Комша; 1925-1935), д-р богословия и почетный член Румынской АН, известный своими миссионерскими и пастырскими проповедями, изданными под общим названием «Библиотека православного христианина»; Андрей (Маджеру; 1936-1960); Николай (Корняну; 1961-1962); Феоктист (Арэпашу ; 1962-1973), буд. Блаженнейший Патриарх Румынский; Виссарион (Аштиляну; 1973-1984). С образованием в 1947 г. Банатской митрополии Румынской Православной Церкви А., И. и Х. е. вошла в ее состав. С 1984 г. епископией управляет еп. Тимофей (Севичу), д-р honoris causa ун-тов Арада и Петрошани. Резиденция епископа находится в мон-ре прп. Симеона Столпника в Арад-Гай. Епископия делится на 9 протопопий (благочиний): Арад, Инеу, Себиш, Липова, Брад, Дева, Хацег, Орэштие и Петрошани. В епархии действуют 442 прихода, ок. 500 священников, 695 храмов и 7 мон-рей (в т. ч. 3 жен.), Богословский фак-т ун-та «Аурел Влайку», ДС в Араде и для монашествующих в мон-ре Прислоп . Возобновлено издание бюллетеня «Церковь и школа». А., И. и Х. е. подчиняется Румынская епископия в Венгрии для правосл. румын во главе с викарным епископом, основанная 27 марта 1946 г. с кафедрой в г. Дьюла.

http://pravenc.ru/text/75816.html

Начиная с 1860-х гг. на Патриарший престол постепенно стали проникать лица более угодные правительству, чем служащие своему народу (таковым был, в частности, митрополит Прокопий (Ивачкович), утвержденный на этот пост в 1874 г. императором без согласия Церковно-Народного Собора). В результате это породило борьбу между иерархией и народом. К концу XIX в. сербское население в Австро-Венгрии активно подвергается католическому влиянию. Более того, в 1894 г. правительство провело ряд реформ, среди которых провозглашалось введение гражданского брака и свободу вероисповедания, что, в свою очередь, подрывало значение Церкви. 8.4.Черногорская Митрополия Во время турецкого вторжения царство Сербское было самым сильным и могущественным на Балканах. Но после битвы на Косовом поле (1389) это царство пало. Иначе сложилась церковная и политическая жизнь небольшого (ок. 40 тыс. чел.) племени Черногории (княжество Зета) на берегу Адриатического моря. В конце XV в., не желая попасть под османское иго, здесь сложилось братство беззаветно храбрых защитников своей веры и родной земли, центром которого был монастырь в г. Цетинье. В начале XVI в. в Черногории формируется своеобразная теократическая монархия: в 1516 г. князь Георгий Черноевич передал верховную политическую власть главе Церкви – митрополиту. Такая форма правления просуществовала до 1851 г., пока вновь церковная власть была отделена от светской. Хотя и после разделения властей митрополит продолжал пользоваться огромным авторитетом в стране. Наиболее известными правителями Черногорского княжества в Османский период были митрополиты Даниил (1697 – 1735), основатель династии Негошей, Петр I (1781 – 1830) и Петр II (1830 – 1851), явившие себя защитниками свободы Черногории и неоднократно одерживавшие победы над турками, отстаивая свою политическую и церковную независимость. Митрополит Даниил проводил политику укрепления единства Черногории и устранения междоплеменной вражды. Он учредил общечерногорский судебный орган – “Суд владыки Данилы”. Во время его правления начались контакты Черногории с Россией, которая неоднократно оказывала Черногории денежную помощь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Положение дел после этого становилось всё более печальным, тем более что на престол патриарший стали проникать лица, более угождающие правительству, чем служащие своему народу. Поэтому при выборах то и дело происходила борьба между народом и правительством, причём народ избирал одного кандидата, а правительство старалось навязать другого, в чём нередко и успевало. Так, в июне 1874 г. церковно-народный собор в Карловцах выбрал патриархом будимского епископа Арсения Стойковича, одного из просвящённейших архиереев своего времени, но правительство не утвердило этого выбора. На новых выборах, назначенных правительством 19 июля того же года, карловицким патриархом был избран румынский митрополит Прокопий Ивачкович (по происхождению серб) и 26 июля утверждён императором Францем Иосифом I. Несмотря на то, что патриарх Ивачкович был правительственным кандидатом, само правительство в 1879 году предложило ему, против его воли, выйти в отставку и назначило администратором митрополии бачского епископа Германа Анджелича. В январе 1882 года созванный в Карловцах церковно-народный собор вторично избрал патриархом будимского епископа Арсения Стойковича, но правительство и на этот раз отказалось утвердить его. Тогда собор избрал патриархом горне-карловацкого епископа Феофана Живковича, известного своим умом и проповедническими способностями. Правительство, однако, не утвердило и этого выбора, а назначило патриархом бачского епископа Германа Анджелича, бывшего тогда администратором. Понятно, что навязанный правительством патриарх не мог быть любезен народу, и между иерархией и народом вспыхнула ожесточённая борьба. Эта борьба, вина в которой одинаково падает как на иерархию, так и на народ, весьма вредно отразилась на положении церкви. К сожалению, эти враждебные отношения не прекратились и до сих пор, лишая австро-венгерских сербов возможности обеспечить свои права и упорядочить свою церковную автономию. Патриарх Герман Анджелич был образованным человеком, но свои личные интересы ставил выше всего, даже выше церковных канонов, о чём свидетельствует с одной стороны тот факт, что он занял патриаршую кафедру помимо воли народа, с другой – что незаконно посвятил в митрополита Сербии Феодосия Мраовича, после того как незаконно был свергнут митрополит Михаил. Им же был издан циркуляр, возбраняющей празднование дня, посвящённого памяти св. первоучителей славянских Кирилла и Мефодия.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

1. Софроний (Подгоричанин) 1710 -1711 2. Викентий (Попович) 1711 -1725 3. Моисей (Петрович) 1725 -1730 4. Викентий (Иоаннович) 1731 -1737 5. Патриарх Печский Арсений (Шакабенда)1739 -1748 6. Исайя (Иоаннович), 1749 7. Павел (Ненадович) 1749 -1768 8. Иоанн (Георгиевич) 1769 -1774 9. Викентий (Иоаннович-Видак) 1774-1780 10. Моисей (Путник) 1781 -1790 11. Стефан (Стратимирович) 1790-1837 12. Стефан (Станкович) 1837 -1842 13. Иосиф (Райячич) 1842 -1848 Карловацкие Патриархи 1. Иосиф (Райячич) 1848 -1861 2. Самуил (Маширевич) 1864 -1870 3. Прокопий (Ивачкович) 1874 -1879 4. Герман (Ангелич) . 1881 -1888 5. Георгий (Бранкович) 1890 -1908 6. Лукиан (Богданович) 1908 -1913 III. Черногорская Митрополия Митрополиты 1. Даниил 1697 -1735 2. Савва 1735 -1766 -1781 3. Св. Петр I 1781 -1830 4. Петр II 1833-1851 5. Никанор 1852(1858) -1860 6. Иларион 1863 -1882 7. Виссарион 1882 -1884 8. Митрофан 1884(1888) -1920 После восстановления Патриаршества 1. (39) Димитрий 1920 -1930 2. (40) Варнава 1930 -1937 3. (41) Гавриил 1937 -1950 4. (42) Викентай 1950 -1958 6. (43) Герман 1958 -1990 7. (44) Павел со 2 декабря 1991 г. (интронизация) IV. Предстоятели Македонской Правосланой Церкви Архиепископы 1. Досифей 1958 -1981 2. Ангеларий 1981 Библиография к главе II «Сербская Православная Церковь» На русском языке Александров А. И. (еп. Анастасий). Политическая и церковная жизнь славянства в XIX веке. Казань, 1911. Арсений, шум. Архиепископы и патриархи Сербские с начала XIII до второй половины XVIII столетия//«Правосл. Обоэрен.». М., 1868. 8, т. 26. Архимандрит Симеон, новый сербский подвижник//ЖМП. 1974. 10. Березкин Л. Краткий очерк истории Сербской Православной Церкви в Хорватии, Славонии и Далмации//«Хр. Чт.». 1873. Т. II. БудиловичА. С., проф. Очерки из Сербской истории//«Славянский сбор-ник». 1877. Т. II. Буткевич Т. И. Высшее управление в православных автокефальных Церквах. Харьков, 1913. Варнава Китросский, митроп. Основные положения об управлении Православных Патриархатов с историческими обозрениями. — Афины, 1972. (Машинопись, перевод с греческого).

http://sedmitza.ru/lib/text/441204/

В самой Румынии в последние годы возник «местный экуменизм» между христианами страны, а также «налажены добрые отношения, основанные на взаимном уважении с нехристианскими религиями — иудейской и мусульманской» . 12. Борьба за мир Представители Румынской Церкви вносят вклад в работу общехристианских форумов, посвященных служению человеку. Священный Синод Румынской Православной Церкви постановил, чтобы ежегодно 6 августа во всех храмах Патриархата возносились особые молитвы о ниспослании мира, об избавлении человечества от войн и от страданий, которые приносят войны. Румынская Православная Церковь усердно молится о мире. Ее представители принимали активное участие в работе Всемирного Конгресса миролюбивых сил (Москва, 1973) и Всемирной Конференции «Религиозные деятели за прочный мир, разоружение и справедливые отношения между народами» (Москва, 1977), и др. Подробная информация об этом содержится в периодических журналах Румынского Патриархата. Митрополии I. Митрополия Унгро-Влахийская (Унгро-Валашская) Епархии 1. Архиепископия Бухарестская. Кафедра—Бухарест 2. Архиепископия Томисская и Нижнедунайская. Кафедра — Галац 3. Епископия Бузэуская. Кафедра — Бузэу II. Митрополия Молдовы и Сучавы Епархии 4. Архиепископия Ясская. Кафедра-Яссы 5. Епископия Романийская и Хушская. Кафедра —Роман III. Митрополия Ардяльская (Ардеалуйская, Трансильванская) Епархии 6. Архиепископия Сибиуская. Кафедра—Сибиу 7. Епископия Албы Юлии. Кафедра —Алба Юлия 8. Епископия Вадская, Филиакская и Клужская. Кафедра — Клуж 9. Епископия Орадийская. Кафедра — Орадя (Орадия) IV. Митрополия Ольтенийская Епархии 10. Архиепископия Крайовская. Кафедра — Крайова 11. Епископия Рымникская и Арджешская. Кафедра — Рымни-ку-Вылча V. Митрополия Банатская Епархии 12. Архиепископия Тимишоарская и Карансебешская. Кафедра — Тимишоара 13. Епископия Арадская. Кафедра —Арад Предстоятели румынской Православной Церкви I. Сибиуская митрополия 1. Андрей Шагуна 1848 -1864 -1873 2. Прокопий Ивачкович 1873 -1874 3. Мирон Романул 1874 -1898

http://sedmitza.ru/lib/text/441207/

В самой Румынии в последние годы возник «местный экуменизм» между христианами страны, а также «налажены добрые отношения, основанные на взаимном уважении с нехристианскими религиями – иудейской и мусульманской» 194 . 12. Борьба за мир Представители Румынской Церкви вносят вклад в работу общехристианских форумов, посвященных служению человеку. Священный Синод Румынской Православной Церкви постановил, чтобы ежегодно 6 августа во всех храмах Патриархата возносились особые молитвы о ниспослании мира, об избавлении человечества от войн и от страданий, которые приносят войны. Румынская Православная Церковь усердно молится о мире. Ее представители принимали активное участие в работе Всемирного Конгресса миролюбивых сил (Москва, 1973) и Всемирной Конференции «Религиозные деятели за прочный мир, разоружение и справедливые отношения между народами» (Москва, 1977), и др. Подробная информация об этом содержится в периодических журналах Румынского Патриархата. Митрополии I. Митрополия Унгро-Влахийская (Унгро-Валашская) Епархии 1 . Архиепископия Бухарестская. Кафедра-Бухарест 2 . Архиепископия Томисская и Нижнедунайская. Кафедра – Галац 3 . Епископия Бузэуская. Кафедра – Бузэу II. Митрополия Молдовы и Сучавы Епархии 4 . Архиепископия Ясская. Кафедра-Яссы 5 . Епископия Романийская и Хушская. Кафедра -Роман III. Митрополия Ардяльская (Ардеалуйская, Трансильванская) Епархии 6 . Архиепископия Сибиуская. Кафедра-Сибиу 7 . Епископия Албы Юлии. Кафедра -Алба Юлия 8 . Епископия Вадская, Филиакская и Клужская. Кафедра – Клуж 9 . Епископия Орадийская. Кафедра – Орадя (Орадия) IV. Митрополия Ольтенийская Епархии 10 . Архиепископия Крайовская. Кафедра – Крайова 11 . Епископия Рымникская и Арджешская. Кафедра – Рымни-ку-Вылча V. Митрополия Банатская Епархии 12 . Архиепископия Тимишоарская и Карансебешская. Кафедра – Тимишоара 13 . Епископия Арадская. Кафедра -Арад Предстоятели румынской Православной Церкви I. Сибиуская митрополия 1 . Андрей Шагуна 1848 –1864 –1873 2 . Прокопий Ивачкович 1873 –1874

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Митрополитом наименован был епископ Евгений Гакман, но он вскоре умер, не успев вступить на митрополичью кафедру, и первым фактическим митрополитом был Феофил Бендела, посвященный в 1874 г. в Сибинье тогдашним румынским митрополитом, а позднее сербским патриархом Прокопием Ивачковичем. С перенесением епископской кафедры в Черновцы, радовицкая епархия была упразднена, и оставалась в таком положении до 1898 г., когда радовицкое епископство было восстановлено, хотя и номинально, не в смысле отдельной епархии. Св. синод буковинско-далматинской митрополии избрал, и император утвердил (30 ноября 1898 г.) избрание архимандрита черновицкой консистории и архиепископского генерального викария д-ра богословия Владимира де-Репта в епископа радовецкого, с оставлением на службе при черновицкой консистории, а в начале 1899 г. состоялось и посвящение его в епископский сан. 4 октября 1902 г. состоялось назначение радовицкого епископа Владимира в митрополита Буковины и Далмации и архиепископа черновицкого. Освободившаяся таким образом вакансия генерального викария митрополии почти три года не была ни- кем замещена; так же долго оставались вакантными и еще две важных должности: члена («советника») консистории и архипресвитера черновицкого кафедрального собора. Причиной такой непозволительно-продолжительной и для церкви вредной отсрочки служит не только прискорбный спор буковинских румын и русских за преобладание и равноправие в церковном управлении, но и еще в большей мере то беспримерное нерадение, с каким венское римско-католическое правительство относится к православным в Буковине. С тех пор как епископ Евгений Гакман в 1865 г. под натиском несчастных обстоятельств верховное управление буковинскою православною церковью и ее весьма богатым религиозным фондом уступил австрийскому правительству, православной Буковине приходится на каждом шагу собственным опытом убеждаться, сколько вреда может принести православной церкви и ее насущным интересам иноверная и потому не всегда благорасположенная государственная власть… Из-за кандидатов на означенные выше должности шла продолжительная и упорная борьба между румынами и русскими, и в частности между русскими двух партий: старо-русской и украйно-фильской.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Также патриарх основал неск. фондов (помощи стипендиатам, приходскому клиру, епископату) и новые средние школы, Карловацкую гимназию из 6-разрядной повысил до 7-разрядной, устроил гимназическую типографию (1858) и планировал открыть в Сремски-Карловци Сербский ун-т. После поражения Габсбургской монархии в войне против Франции и Италии (1859) ее целостность стала зависеть от венгров, которые в 1860 г. добились упразднения Сербской Воеводины и Тамишского Баната, а в 1867 г.- преобразования страны в Австро-Венгрию. В результате большая часть паствы К. м. оказалась на венг. территории, а решение ее светских и церковных дел перешло в ведение Венгерского национального собрания. В 1868 г. в т. н. 9-й законной статье Венгерское собрание предоставило равные права К. м. и Сибиуской митрополии, что фактически вывело православных румын из юрисдикции Сремски-Карловци, а сербско-румынский договор 1871 г. о разделе церковных фондов и имущества ослабил митрополию. В 1874 г. Вена исключила из состава К. м. Далматинскую епархию и объединила ее с не имеющей с ней общих границ Буковинской епархией в Далматинско-Буковинскую митрополию, а после оккупации Боснии и Герцеговины (1878) отказалась передать митрополии православной епархии Боснии и Герцеговины, хотя заключила с К-польской Патриархией конкордат о поставлении на них архиереев. Венг. власти активно вмешивались в дела К. м. и в назначения на ее кафедру: в 1870 г. они сместили администратора митрополии еп. Будимского Арсения (Стойковича), опасаясь его связей с политиками из Сербского княжества, и в 1872 г. поставили администратором еп. Пакрацкого Никанора (Груича) , а когда на Соборе 1874 г. патриархом был избран еп. Арсений, то добились избрания вместо него еп. Прокопия (Ивачковича) . Школьная автономия К. м. долгое время позволяла патриархам развивать просветительскую деятельность: патриарх Герман (Анджелич) построил здание Карловацкой гимназии, а патриарх Георгий (Бранкович ; 1890-1907) - патриарший двор в Сремски-Карловци, здание семинарии и провел реформу пенсионных фондов.

http://pravenc.ru/text/1681083.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010