Его Святейшеству сослужили митрополит Калужский и Боровский Климент, Управляющий делами Московской Патриархии, архиепископы Людиновский Георгий, Рязанский и Касимовский Павел, Вологодский и Великоустюжский Максимилиан, епископы Дмитровский Александр и Сергиево-Посадский Феогност. На богослужении присутствовали губернатор Калужской области А.Д.Артамонов, заместитель губернатора Г.В.Куликов, глава администрации Козельского района Калужской области Ю.Н.Дятлов, мэр Козельска И.М.Богачев. За малым входом Божественной литургии Патриарх Алексий наградил настоятельницу обители игумению Никону (Перетягину) правом ношения креста с украшениями. По окончании Божественной литургии игумения Никона сердечно приветствовала Предстоятеля Русской Православной Церкви и преподнесла Его Святейшеству три иконы, созданные сестрами Шамординской обители, – образ Святой Троицы, а также шитые иображения Калужской иконы Божией Матери и преподобного Серафима Саровского. Святейший Патриарх Алексий поздравил участников торжеств с освящением главного храма обители и с 15-летием ее возрождения. В память об освящении Казанского собора Его Святейшество передал насельницам Казанской Свято-Амвросиевской пустыни образ святителя Алексия, Митрополита Московского, а всем богомольцам – изображения Казанской иконы Божией Матери с Первосвятительским благословением. 14 августа, в праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня Его Святейшество совершил всенощное бдение и Божественную литургию в Казанском соборе Оптиной Пустыни 13 августа по пути из Шамордина в Оптину Пустынь Патриарх Московский и всея Руси Алексий посетил храм Преображения Господня в селе Нижние Прыски. Его Святейшество поздравил настоятеля храма протоиерея Леонтия Никифорова с 75-летием со дня рождения и побеседовал с прихожанами храма. Затем Патриарх Алексий ознакомился с ходом реставрационно-восстановительных работ в Иоанно-Предтеченском скиту Оптиной Пустыни, а также посетил подсобное хозяйство обители. Вечером, в предпразднество Происхождения (Изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, Предстоятель Русской Православной Церкви совершил всенощное бдение с чином выноса Креста в Казанском соборе Оптиной Пустыни. По окончании всенощного бдения Его Святейшество, в частности, сказал:

http://pravoslavie.ru/14266.html

В третий день сражения чтилась память Святой Мученицы Иулиты Каппадокийской http://days.pravoslavie.ru/Life/life4357.htm , сожженной при императоре Диоклектинане на костре. Тогда же отмечалось Предпразднество Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня http://days.pravoslavie.ru/name/14384.htm , которое Русская Православная Церковь теперь совершает 13 Августа, когда происходит и заговенье на Успенский Пост. Четвертый день Молодинской битвы был ознаменован первым днем Успенского Поста http://www.pravoslavie.ru/38665.html , вселенским празднованием с великим водосвятием Изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня http://days.pravoslavie.ru/Life/life4360.htm , а также Русским Праздником Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице http://days.pravoslavie.ru/Life/life4361.htm , который был учрежден нашей Церковью по случаю великих знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений Святого Благоверного Великого Князя-Страстотерпца Андрея Юрьевича Боголюбского http://days.pravoslavie.ru/Life/life4155.htm с Волжскими Болгарами в 1164 году. Несомненно, что Святорусский Князь-Мученик Андрей духовно всецело поддерживал русских воинов в переломный момент сражения в 1572 году. На Руси в народе данный праздник именуется Медовым Спасом , так как в тот день совершается освящение мёда нового урожая, и по новому стилю духовные торжества относятся к 14 Августа. И, наконец, победоносный пятый день полного разгрома Крымско-Турецкой армии связан с празднованием Перенесения из Иерусалима в Константинополь в 428 году Мощей http://days.pravoslavie.ru/Life/life4365.htm Первомученика Архидиакона Стефана http://days.pravoslavie.ru/Life/life3185.htm . В Столице Руси в ту пору уже устанавливалось и празднование дня успения Блаженного Василия http://days.pravoslavie.ru/Life/life4366.htm , Христа ради Юродивого Московского Чудотворца, почившего 2 Августа 1557 года. Святого весьма чтил простой московский люд и Благоверный Царь Иоанн Васильевич. Государь после отпевания лично нес гроб Блаженного Василия из храма к его могиле. Официальное общероссийское прославление Блаженного Василия на Соборе в 1588 году было осуществлено Святителем Иовом, тогда Митрополитом Московским и всея Руси, через год ставшим первым Русским Патриархом. Несомненно, православные русские воеводы и простые воины на исходе Молодинского сражения испытали молитвенную поддержку великого Русского Святого, духовного защитника Москвы.

http://ruskline.ru/analitika/2017/08/10/...

2 августа. День памяти пророка Илии. [Пророк Илия жил почти три тысячи лет назад в Израиле, когда там правил царь Ахав. Жена царя — финикийка по происхождению — насаждала в Израиле языческие культы. При царском дворе был учрежден штат жрецов Ваала и Астарты, а истинные ревнители благочестия были изгнаны из страны. Пророк Илия бесстрашно обличал царя за потакание жене в ее нечестии. А чтобы показать, что он действительно возглашает волю Божью, Илия на три года затворил небо над Израилем, так, что дожди перестали идти. Страшная засуха привела к голоду по всей стране. Царь вынужден был устроить состязание между жрецами Ваала и пророком. Победил Илия, после чего он собственноручно казнил всех жрецов. Но жена царя после этого еще больше возненавидела пророка, пообещав его убить. Пророк вынужден был уйти в пустыню. В Библии описано, как пророк Илия на глазах у своего ученика Елисея был живым взят на небеса. Согласно преданию, перед Вторым Пришествием Иисуса Христа пророк Илия спустится с небес, чтобы обличить антихриста и обратить остаток Израиля к истинному Богу]. Ил.: Вознесение пророка Илии. Миниатюра из Христианской топографии. XVII в. - С.5; 14 августа. Изнесение честных древ Животворящего Креста Господня. [Крест Господень — деревянный крест, на котором распяли Иисуса Христа. А честные древа Животворящего Креста Господня - часть Креста Спасителя, которая хранилась в сокровищнице константинопольского правителя. Святая Елена после обретения Креста Господня разделила его на несколько частей и одну увезла с собой в столицу. «Честными» они называются из-за особого почитания среди верующих. Примерно в IX веке в Константинополе сложилась традиция в августе нести святыню крестным ходом по городу, так как в это время года из-за сезонных инфекций болело много людей. Праздник перешел в Русскую Церковь из византийской традиции после Крещения Руси. В этот день на середину храма из алтаря выносится для поклонения украшенный крест]. Фото tatmitropolia.ru. - С.5; 1 августа. Патриарх Кирилл.

http://foma.ru/bibliografija-foma-8-220-...

Архитектурное описание. Трехпрестольная симметричного построения церковь типа восьмерик на четверике с шатровой колокольней. Убранство характерно для русской архитектуры XVIII в. Из каталога-справочника " Республика Татарстан: Памятники истории и культуры " . г. Казань, Издательство " Эйдос " - 1993 г. В клировой ведомости по Спасской церкви села Кулаева Казанского уезда Казанской губернии за 1815 г. значится, что каменное здание церкви было построено в 1735 г. По данным клировой ведомости за 1909 г. значится, что церковь была построена в 1762 г. помещиком бригадиром(воинское звание, соотв.генерал-майору) Иваном Федоровичем Люткиным. Из храмозданной грамоты епископа Гавриила видно, что построение этого храма было разрешено господину Люткину 31 августа 1761 г., а по надписям на крестах видно, что главный храм освящен 23 октября 1763 г. Смоленский - 28 июля 1767 г., а о последнем - неизвестно. Престолов в церкви имелось три. В главной холодной церкви находился престол во имя происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня, в холодном приделе с правой стороны - во имя Смоленской иконы Божьей Матери; в теплом приделе с левой стороны - во имя святителя и чудотворца Николая Мирликийского. Открылась церковь к празднику Спаса. С тех пор село именуется Спасское-Кулаево. Спасская церковь - памятник культовой архитектуры русского барокко. Храм симметрично-осевого построения, четверик двусветный, восьмерик небольшой, под сомкнутым восьмигранным сводом. Боковые приделы наплывают закругленными объемами алтарей на небольшую трапезную, примыкая, охватывают нижний ярус трехъярусной, восьмигранной в плане колокольни под высоким шатром. Ярус звона колокольни - с арочными проемами в гранях и активно выраженными архивольтами. На шатре - небольшие проемы-резонаторы. Полукруглая в плане аспида покрыта высокой конхой. Нижние проемы храма арочные, верхние - с лучковым завершением, лучковые проемы в гранях восьмерика чередуются с нишами аналогичной формы. Все окна обрамлены опоясанными полуколонками с завершением в виде «петушьих гребешков» различной формы. Церковь выделяется высоким шатровым купольным завершениями объемов. Особенность композиции - в смещении приделов к западу и размещении колокольни ближе к храму. В оформлении церкви использованы: опоясывающие лопатки, городковые карнизы, ширинки.

http://sobory.ru/article/?object=20983

Во время поклонения Святому Кресту на середине храма Православная Церковь в стихире «Днесь Владыка твари, и Господь славы, на Кресте пригвождается» прославляет страдания, унижения и поношения, которые претерпел Божественный Страдалец, Спаситель мира, пригвожденный ко Кресту. Вспоминает Церковь , как издевались над Христом, прежде чем распять Его на Кресте: как Его заушали бренною рукою, ругались над Ним, одевали в одежду поругания, поили оцтом, смешанным с желчью, прободали Его ребра и т. д. И заканчивается стихира такими словами: «И вся терпит мене ради осужденнаго». Это скорбное песнопение вызывает у нас молитвенно-покаянное настроение, внушает нам сокрушение о наших грехах, за которые Христос был распят на Кресте. Под действием этого песнопения мы невольно переносимся на Голгофу и просим милосердного Господа Иисуса Христа, да простит Он нас грешных по Своему неизреченному человеколюбию. И помянет нас во Царствии Своем. Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе . Ин.19:26–27 Великая скорбь на Голгофе... Последние минуты ужасных, нестерпимых страданий переживал Христос, прибитый ко Кресту железными гвоздями. У Креста стояла Его Пречистая Матерь и любимый ученик Иоанн Богослов. Христос видел их с Креста, видел и понимал, чувствовал их скорбь, их душевные страдания. В страшных мучениях умирал Он на Кресте, и Его страдания вызывали невыносимую боль в сердце Пречистой Матери Его. «Увы Мне, Чадо Мое возлюбленное; увы Мне, Свете Мой», – взывала Она, бия Себя в грудь. Так невыразимо тяжело было Матери Божией видеть умирающего возлюбленного Сына Своего. Ее Материнское сердце обливалось кровью от одной мысли о приближающейся смерти Его. Но вот взоры скорбной Матери и умирающего Сына встретились. " Жено! – слышит Она Его ласковый голос, – се сын Твой». И взор Его обратился к любимому ученику. Потом говорит Он ученику: «Се Матерь твоя». И взглядом указал на Свою Пречистую Мать. «И с этого времени, – замечает Иоанн Богослов, – ученик сей взял Ее к себе».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sharap...

Вода Святого озера имеет полезные свойства: в донном иле есть йод, серебро, бром. Крестьяне использовали озёрную воду в народной медицине. Современные исследования доказали, что вода Святого озера может оказывать лечебное воздействие, обладает особыми физико-химическими свойствами, благодаря невысокой температуре и особому биоценозу. Многие ученые сошлись во мнении, что Святое озеро - карстового происхождения. Оно пересыхало и выветривалось и вновь наполнялось водицей, по крайней мере, раза три. В торфяных отложениях на больших глубинах найдены следы былых пожаров. Главным сокровищем озера считалась его целебная вода. На топографической карте 1818 года оно названо не Святым, а Купоросным. В медицине широко применяются сернокислые соли (медный купорос и др.). Купание в Святом озере снимало у страждущих боль в ногах, вылечивало ревматизм. На Святом озере еще с давних времен была устроена часовня. Слева и справа от нее были купальни. На Святое озеро совершались крестные ходы в день Преполовения Пятидесятницы, в праздник Косинской иконы Божией Матери и в праздник изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня. Дорога, по которой совершался крестный ход, начиналась с живописной тополиной аллеи. Аллея длиной 200–250 метров начиналась вблизи церковной ограды напротив ворот, правее к востоку. В нее вела высокая арка, увенчанная крестом и надписью «Святое озеро». Заканчивалась аллея такой же аркой, и дальше дорога шла по большому 250–метровому деревянному мосту с перилами над болотистым берегом Святого озера. Великолепная аллея как бы символизировала неразрывную духовную связь, которая соединяла Косинские храмы со Святым озером. Мост, находясь над озером на высоте 2–2,5 метров, переходил в довольно большую открытую деревянную площадку, на которой находилась часовня. Она была просторная, необыкновенно красивой архитектуры, и напоминала небольшую церковь. В часовне находились два списка с чудотворных икон: Божией Матери «Косинская», святителя Николая и другие иконы. Перед иконами стояли подсвечники, и каждый желающий мог поставить свечу и приложиться к иконам. За часовней на свободной террасе находилась Иордань, где служили молебен, и совершалось освящение воды. После молебна крестный ход возвращался в храм, а богомольцы, особенно приезжие, устремлялись в купальни, которые располагались на этой же террасе с левой и с правой стороны.

http://sobory.ru/article/?object=29403

Душу может очистить Крест Господень, Распятие. Прославляя святой Крест, мы одновременно прославляем и Воскресение, к которому привел Крест. Когда мы поем тропарь: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим!», то понимаем, что Крест неразрывно связан с Воскресением. Несение каждым из нас своего Креста приведет к радостному воскресению наших душ от духовной смерти, которую неизбежно влечет за собой нераскаянный грех. Вся жизнь святителя Луки от начала до конца – это сплошное Крестоношение. Его приговаривали к расстрелу, не раз он был на грани жизни и смерти, но этот мужественный человек пронес свой Крест от начала до конца. Святитель Лука – истинный «крестоносец» во всех смыслах этого слова. И его Крестоношение благодатно облагородило не только его душу, но и души тех людей, которые узнали о его жизни, страданиях, подвигах и его святости. - Вы родились 27 сентября, в праздник Воздвижения Креста Господня. Что значит для Вас Крест? - Для меня огромное значение имеет всё, что с ним связано, все дни, посвященные прославлению Креста Господня. Это и 14 августа, когда празднуют Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня, и Крестопоклонная неделя Великого поста, и т.д. Бывая на Кипре, я старался посетить все места, где находится Частица Животворящего Древа, и помолиться там. Для меня это совершенно особое ощущение. - Святитель Лука работал земским врачом в Переславле-Залесском, где находится Никольский женский монастырь. На подворье монастыря в Годеново хранится Небоявленный Животворящий Крест Господень. С его точной копией в 2020-2021 гг. я ездила по всей России вместе с Еленой Андреевой, Виталием Даниленко, Василием Кухарем и другими участниками крестного хода «Святая Русь». А Вы молились у Небоявленного Креста? - В Годеново ездят мои духовные чада. Я не раз молился там сам. Знаком с игуменией монастыря. Матушка Евстолия (Афонина) очень почитает святителя Луку. В год его юбилея она организовала в Переславле-Залесском посвященную ему конференцию.

http://radonezh.ru/2022/04/27/krest-gosp...

Епископ Филарет поздравил митрополита Георгия от лица архиереев. От лица духовенства с днем рождения митрополита Георгия поздравил протоиерей Сергий Матвеев. От клириков Нижегородской епархии правящему архиерею было преподнесено богослужебное облачение. Игумения Сергия поздравила правящего архиерея с днем рождения, пожелала здоровья и помощи Божией в архипастырских трудах и от имени монашествующих епархии преподнесла митру. Управляющего Нижегородской епархией также поздравили учащиеся арзамасской гимназии. В свою очередь глава Нижегородской митрополии поздравил всех собравшихся с отмечаемыми 14 августа церковными праздниками: днем Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня и днем памяти мучеников Маккавеев, а епископа Филарета — еще и с днем рождения. «Сегодня мы освятили собор в честь Преображения Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Оно состоялось по молитвам отца игумена, братии этой обители, попечителей, строителей, но, в первую очередь, по воле Божией, благословением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и поддержкой президента страны Владимира Владимировича Путина, благодаря созданию паломническо-туристического кластера " Арзамас — Дивеево — Саров " . Недавно соборными усилиями в Арзамасе был освящен Воскресенский кафедральный собор. Сегодня мы видим продолжение огромной работы по возрождению святынь на арзамасской земле. Сугубо благодарю губернатора области Глеба Сергеевича Никитина за его труды на этой ниве. Сегодня все мы в этом благолепном новоосвященном храме просим Господа, чтобы наши труды, все наши добрые начинания, осоленные Божией благодатью, принесли большие добрые плоды», — сказал митрополит Георгий. Глава Нижегородской митрополии подарил архиереям, Глебу Никитину и Игорю Паньшину иконы Спасителя. Всем присутствующим в храме также были розданы маленькие иконки Спасителя. После богослужения митрополит Георгий, Глеб Никитин, Игорь Паньшин и Игорь Филиппов осмотрели Арзамасский Николаевский женский монастырь и поклонились его святыням.

http://patriarchia.ru/db/text/6049383.ht...

Князь поставил икону во Владимире, и с этого времени — с 1160 года — она получила наименование Владимирская. В 1164 икона сия сопровождала князя Андрея Боголюбского в поход на волжских булгар. Перед битвой князь исповедался и причастился; пав же пред образом Богородицы, он воскликнул: «Всяк уповай на Тя, Владычице, не погибнет!» Все воинство вслед за своим князем со слезами приложилось к чудотворной и, взывая о заступничестве к Пречистой, двинулось в бой. Нечестивые были разбиты. После победы на поле брани было совершено молебствие перед святой иконой. Во время него на виду у всего русского войска явлено было чудо: от образа и от Животворящего Креста забрезжил дивный свет, озаривший всю местность. А на другом конце христианского мира, но точно в тот же день и час византийский император Мануил узрел свет от Креста Господня и, подкрепленный сим знамением, одолел своих недругов-сарацин. По сношении князя Андрея с императором Второго Рима 1 августа был установлен праздник Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, известный в народе как Первый Спас. Много иных чудес было явлено от чудотворного образа. В 1395 году Тамерлан с полчищами татар приблизился к Москве. У народа христианского оставалась надежда лишь на помощь Божию. И тогда великий князь Московский Василий Дмитриевич повелел принести икону из Владимира в Москву. Десять дней длился путь Владычицы с берегов Клязьмы. По обеим сторонам дороги стоял коленопреклоненный народ и, протягивая руки к иконе, взывал: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!» В белокаменной Владимирскую икону ждала торжественная встреча: крестный ход со всем городским духовенством, семья великого князя, бояре и простые москвичи вышли на городские стены на Кучково поле, встретили и проводили чудотворную до Успенского собора Кремля. Было это 26 августа. «Весь град изыде противу иконы на сретение ею», — свидетельствует летописец. Митрополит, великий князь, «мужи и жены, юноши и девы, дети и младенцы, сироты и вдовицы, от мала до велика, со кресты и иконы, со псалмы и с песньми духовными, паче рещи все со слезами, иже не обрести человека, не плачущася с воздыхании немолчными и рыданием».

http://pravoslavie.ru/2309.html

На Литургии присутствовали губернатор Нижегородской области Глеб Никитин, заместитель полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе Игорь Паньшин, заместитель губернатора Андрей Гнеушев, мэр Арзамаса Александр Щелоков, директор АНО «Управляющая компания по развитию Саровско-Дивеевского кластера» Игорь Филиппов. В организации богослужения помогали волонтеры благочиния г. Арзамаса и отряда «Голос сердца» арзамасской православной гимназии. По сугубой ектении была вознесена молитва о Святой Руси. Богослужение состоялось в день празднования Происхождения (изнесения) Честных древ Животворящего Креста Господня. В народе этот день называют Медовым Спасом, 14 августа принято освящать мед, собранный в текущем году. В конце богослужения митрополит Георгий совершил освящение меда. 14 августа глава Нижегородской митрополии отмечает день рождения. Он принимал поздравления от собратьев-архипастырей, нижегородского духовенства, настоятельниц монастырей и мирян. Глеб Никитин поздравил собравшихся с великим освящением и передал собору икону Спасителя. Затем губернатор Нижегородской области поздравил главу Нижегородской митрополии с днем рождения и пожелал помощи Божией в его архипастырском служении. «Сегодня еще одним храмом на Нижегородской земле стало больше. Стало уже хорошей традицией встречать праздники освящением храмов. Сегодня в Спасо-Преображенском соборе хочется сделать особый акцент на слове " преображение " . Вы все видите, что преображением только церковных обителей не ограничивается наша работа. Святейший Патриарх, пребывая на арзамасской земле, тоже отметил то, как вокруг храмов преображается город. Хотел бы поблагодарить братию монастыря, всех сопричастных попечителей, епархию, правительство, администрацию Арзамаса — всех, кто имел к этому делу отношение. Не могу не отметить, что очень символично, что владыка Георгий свой день рождения традиционно встречает таким большим и добрым делом как освящение храма. И я хотел поздравить вас с днем рождения, пожелать настолько же активно и эффективно заниматься преображением нижегородской земли, Нижегородской митрополии и всех святынь, которые вы собираетесь возрождать и развивать», — сказал Глеб Никитин и преподнес Его Высокопреосвященству фотографию с видом Нижегородского Печерского монастыря.

http://patriarchia.ru/db/text/6049383.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010