Его Святейшеству сослужили митрополит Калужский и Боровский Климент, Управляющий делами Московской Патриархии, архиепископы Людиновский Георгий, Рязанский и Касимовский Павел, Вологодский и Великоустюжский Максимилиан, епископы Дмитровский Александр и Сергиево-Посадский Феогност. На богослужении присутствовали губернатор Калужской области А.Д.Артамонов, заместитель губернатора Г.В.Куликов, глава администрации Козельского района Калужской области Ю.Н.Дятлов, мэр Козельска И.М.Богачев. За малым входом Божественной литургии Патриарх Алексий наградил настоятельницу обители игумению Никону (Перетягину) правом ношения креста с украшениями. По окончании Божественной литургии игумения Никона сердечно приветствовала Предстоятеля Русской Православной Церкви и преподнесла Его Святейшеству три иконы, созданные сестрами Шамординской обители, – образ Святой Троицы, а также шитые иображения Калужской иконы Божией Матери и преподобного Серафима Саровского. Святейший Патриарх Алексий поздравил участников торжеств с освящением главного храма обители и с 15-летием ее возрождения. В память об освящении Казанского собора Его Святейшество передал насельницам Казанской Свято-Амвросиевской пустыни образ святителя Алексия, Митрополита Московского, а всем богомольцам – изображения Казанской иконы Божией Матери с Первосвятительским благословением. 14 августа, в праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня Его Святейшество совершил всенощное бдение и Божественную литургию в Казанском соборе Оптиной Пустыни 13 августа по пути из Шамордина в Оптину Пустынь Патриарх Московский и всея Руси Алексий посетил храм Преображения Господня в селе Нижние Прыски. Его Святейшество поздравил настоятеля храма протоиерея Леонтия Никифорова с 75-летием со дня рождения и побеседовал с прихожанами храма. Затем Патриарх Алексий ознакомился с ходом реставрационно-восстановительных работ в Иоанно-Предтеченском скиту Оптиной Пустыни, а также посетил подсобное хозяйство обители. Вечером, в предпразднество Происхождения (Изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, Предстоятель Русской Православной Церкви совершил всенощное бдение с чином выноса Креста в Казанском соборе Оптиной Пустыни. По окончании всенощного бдения Его Святейшество, в частности, сказал:

http://pravoslavie.ru/14266.html

В третий день сражения чтилась память Святой Мученицы Иулиты Каппадокийской http://days.pravoslavie.ru/Life/life4357.htm , сожженной при императоре Диоклектинане на костре. Тогда же отмечалось Предпразднество Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня http://days.pravoslavie.ru/name/14384.htm , которое Русская Православная Церковь теперь совершает 13 Августа, когда происходит и заговенье на Успенский Пост. Четвертый день Молодинской битвы был ознаменован первым днем Успенского Поста http://www.pravoslavie.ru/38665.html , вселенским празднованием с великим водосвятием Изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня http://days.pravoslavie.ru/Life/life4360.htm , а также Русским Праздником Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице http://days.pravoslavie.ru/Life/life4361.htm , который был учрежден нашей Церковью по случаю великих знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений Святого Благоверного Великого Князя-Страстотерпца Андрея Юрьевича Боголюбского http://days.pravoslavie.ru/Life/life4155.htm с Волжскими Болгарами в 1164 году. Несомненно, что Святорусский Князь-Мученик Андрей духовно всецело поддерживал русских воинов в переломный момент сражения в 1572 году. На Руси в народе данный праздник именуется Медовым Спасом , так как в тот день совершается освящение мёда нового урожая, и по новому стилю духовные торжества относятся к 14 Августа. И, наконец, победоносный пятый день полного разгрома Крымско-Турецкой армии связан с празднованием Перенесения из Иерусалима в Константинополь в 428 году Мощей http://days.pravoslavie.ru/Life/life4365.htm Первомученика Архидиакона Стефана http://days.pravoslavie.ru/Life/life3185.htm . В Столице Руси в ту пору уже устанавливалось и празднование дня успения Блаженного Василия http://days.pravoslavie.ru/Life/life4366.htm , Христа ради Юродивого Московского Чудотворца, почившего 2 Августа 1557 года. Святого весьма чтил простой московский люд и Благоверный Царь Иоанн Васильевич. Государь после отпевания лично нес гроб Блаженного Василия из храма к его могиле. Официальное общероссийское прославление Блаженного Василия на Соборе в 1588 году было осуществлено Святителем Иовом, тогда Митрополитом Московским и всея Руси, через год ставшим первым Русским Патриархом. Несомненно, православные русские воеводы и простые воины на исходе Молодинского сражения испытали молитвенную поддержку великого Русского Святого, духовного защитника Москвы.

http://ruskline.ru/analitika/2017/08/10/...

О Кресте Господнем - Вы родились 27 сентября, в праздник Воздвижения Креста Господня. Что значит для Вас Крест? - Для меня огромное значение имеет всё, что с ним связано, все дни, посвященные прославлению Креста Господня. Это и 14 августа, когда празднуют Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня, и Крестопоклонная неделя Великого поста, и т.д. Бывая на Кипре, я старался посетить все места, где находится Частица Животворящего Древа, и помолиться там. Для меня это совершенно особое ощущение. - Небесный покровитель ОПВ СПб – святитель Лука – работал земским врачом в Переславле-Залесском, где находится Никольский женский монастырь. На подворье монастыря в Годеново хранится великая Святыня – Небоявленный Животворящий Крест Господень. С точной копией этого Креста в 2020-2021 гг. я ездила по всей России вместе с Крестным ходом «Святая Русь». Благодарю за эти незабываемые поездки Елену Андрееву, Виталия Даниленко, Василия Кухаря и других крестоходцев. В крестный ход я попала вскоре после того, как впервые приложилась к самому Небоявленному Кресту. А Вы поклонялись этой великой святыне? - У меня есть иконы, масло и вода из Годеново, где я не раз молился сам и куда периодически ездят молиться мои духовные чада. Я знаком с игуменией монастыря. Матушка Евстолия (Афонина) очень почитает святителя Луку. В год его юбилея она организовала в Переславле-Залесском конференцию, посвященную врачу-архипастырю. - 600-летие со дня сошествия Небоявленного Животворящего Креста Господня мы будем отмечать, если Бог даст, 11 июня 2023 года, в день памяти святителя Луки Крымского. В том же году мы отметим 100-летие со дня его хиротонии и 100-летие со дня его ареста. Случайно ли это совпадение? - У Бога случайностей нет. Наш церковный календарь так интересно устроен, что когда праздники пересекаются, мы понимаем: это не случайное пересечение, не накладка одного праздника на воскресный день или на день памяти Креста Господня. Сочетание праздников всегда глубоко символично.

http://ruskline.ru/analitika/2021/12/11/...

С самого начала в монастыре был храм Происхождения (изнесения) Честных древ Животворящего Креста Господня с приделом во имя блаженного Василия. Церковь со всеми монастырскими строениями сгорела в 1715 году, но затем была возведена вновь. 8 июня 1716 года храм был освящен в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. По храмовой церкви обновленный монастырь стал называться Крестовоздвиженским. В 1809 г. пожар, перекинувшийся из кремля, нанес значительные повреждения храму и части зданий, кроме того строения уже давно подвергались разрушительному воздействию почвенных вод. Это стало причиной ходатайства о перенесении обители на новое место. 20 апреля 1812 года вышел указ императора Александра I, дозволяющий переместить Нижегородский Крестовоздвиженский монастырь. Монастырю была выделена обширная площадка на пустынной тогда окраине Нижнего Новгорода, рядом с Казанским кладбищем и храмом. Была начата разборка старого храма и некоторых монастырских зданий. Весной 1813 года было положено основание Крестовоздвиженской обители на новом месте. Инокини собственными руками переносили кирпичи за три версты. К осени 1814 года были возведены наружные стены монастыря, внутри них – колокольня со святыми вратами и двумя палатками, восемь каменных корпусов, а также заложен фундамент соборной церкви. Вне монастыря устроен гостиный двор. В октябре 1815 года сестры переселились в новую обитель. 6 ноября 1815 года была освящена больничная церковь во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и святого Василия Блаженного. Так как собор на новом месте еще не был готов было разрешено совершать богослужения в престольный праздник в Казанской кладбищенской церкви, построенной в 1798-1799 годах на средства нижегородского купца Я.С. Стешева. 17 августа 1823 года состоялось освящение главного собора монастыря – в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Пятиглавый собор в форме правильного креста был вписан в круг соборной ограды, заключенный в квадрат, образованный восемью жилыми корпусами, в свою очередь соединенными между собой деревянными галереями. Весь монастырь был огражден стенами в форме правильного четырехугольника с башнями по углам. Звонница с семью колоколами возвышалась над главными западными воротами. В таком виде монастырь просуществовал до 1851 года, когда территория его была расширена и обнесена новым четырехугольником стен, с собственными святыми вратами.

http://sobory.ru/article/?object=01815

Душу может очистить Крест Господень, Распятие. Прославляя святой Крест, мы одновременно прославляем и Воскресение, к которому привел Крест. Когда мы поем тропарь: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим!», то понимаем, что Крест неразрывно связан с Воскресением. Несение каждым из нас своего Креста приведет к радостному воскресению наших душ от духовной смерти, которую неизбежно влечет за собой нераскаянный грех. Вся жизнь святителя Луки от начала до конца – это сплошное Крестоношение. Его приговаривали к расстрелу, не раз он был на грани жизни и смерти, но этот мужественный человек пронес свой Крест от начала до конца. Святитель Лука – истинный «крестоносец» во всех смыслах этого слова. И его Крестоношение благодатно облагородило не только его душу, но и души тех людей, которые узнали о его жизни, страданиях, подвигах и его святости. - Вы родились 27 сентября, в праздник Воздвижения Креста Господня. Что значит для Вас Крест? - Для меня огромное значение имеет всё, что с ним связано, все дни, посвященные прославлению Креста Господня. Это и 14 августа, когда празднуют Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня, и Крестопоклонная неделя Великого поста, и т.д. Бывая на Кипре, я старался посетить все места, где находится Частица Животворящего Древа, и помолиться там. Для меня это совершенно особое ощущение. - Святитель Лука работал земским врачом в Переславле-Залесском, где находится Никольский женский монастырь. На подворье монастыря в Годеново хранится Небоявленный Животворящий Крест Господень. С его точной копией в 2020-2021 гг. я ездила по всей России вместе с Еленой Андреевой, Виталием Даниленко, Василием Кухарем и другими участниками крестного хода «Святая Русь». А Вы молились у Небоявленного Креста? - В Годеново ездят мои духовные чада. Я не раз молился там сам. Знаком с игуменией монастыря. Матушка Евстолия (Афонина) очень почитает святителя Луку. В год его юбилея она организовала в Переславле-Залесском посвященную ему конференцию.

http://radonezh.ru/2022/04/27/krest-gosp...

2 августа. День памяти пророка Илии. [Пророк Илия жил почти три тысячи лет назад в Израиле, когда там правил царь Ахав. Жена царя — финикийка по происхождению — насаждала в Израиле языческие культы. При царском дворе был учрежден штат жрецов Ваала и Астарты, а истинные ревнители благочестия были изгнаны из страны. Пророк Илия бесстрашно обличал царя за потакание жене в ее нечестии. А чтобы показать, что он действительно возглашает волю Божью, Илия на три года затворил небо над Израилем, так, что дожди перестали идти. Страшная засуха привела к голоду по всей стране. Царь вынужден был устроить состязание между жрецами Ваала и пророком. Победил Илия, после чего он собственноручно казнил всех жрецов. Но жена царя после этого еще больше возненавидела пророка, пообещав его убить. Пророк вынужден был уйти в пустыню. В Библии описано, как пророк Илия на глазах у своего ученика Елисея был живым взят на небеса. Согласно преданию, перед Вторым Пришествием Иисуса Христа пророк Илия спустится с небес, чтобы обличить антихриста и обратить остаток Израиля к истинному Богу]. Ил.: Вознесение пророка Илии. Миниатюра из Христианской топографии. XVII в. - С.5; 14 августа. Изнесение честных древ Животворящего Креста Господня. [Крест Господень — деревянный крест, на котором распяли Иисуса Христа. А честные древа Животворящего Креста Господня - часть Креста Спасителя, которая хранилась в сокровищнице константинопольского правителя. Святая Елена после обретения Креста Господня разделила его на несколько частей и одну увезла с собой в столицу. «Честными» они называются из-за особого почитания среди верующих. Примерно в IX веке в Константинополе сложилась традиция в августе нести святыню крестным ходом по городу, так как в это время года из-за сезонных инфекций болело много людей. Праздник перешел в Русскую Церковь из византийской традиции после Крещения Руси. В этот день на середину храма из алтаря выносится для поклонения украшенный крест]. Фото tatmitropolia.ru. - С.5; 1 августа. Патриарх Кирилл.

http://foma.ru/bibliografija-foma-8-220-...

«Поклоняясь Живоносному Кресту Господню, мы вспоминаем, как в летние дни в Константинополе совершалось шествие с Животворящим Древом Креста Христова, чтобы оградить православную столицу от болезней, которые часто постигали людей в это жаркое время года. Поклоняясь Живоносному Кресту, мы вспоминаем искупительную Голгофскую Жертву Господа и Спаса нашего Иисуса Христа и Его слова: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мр. 8,34.).Господь не дает нам креста свыше наших сил. В испытаниях Спаситель ограждает нас силою Своего Честнаго и Животворящего Креста». В самый день праздника Происхождения (Изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня Патриарх Алексий совершил Божественную литургию в Казанском соборе Свято-Введенской Оптиной Пустыни. Его Святейшеству сослужили митрополит Калужский и Боровский Климент, Управляющий делами Московской Патриархии, архиепископы Людиновский Георгий, Рязанский и Касимовский Павел, Вологодский и Великоустюжский Максимилиан, епископы Дмитровский Александр и Сергиево-Посадский Феогност. После Божественной литургии Патриарх Алексий совершил освящение меда. На богослужении присутствовали губернатор Калужской области А.Д.Артамонов, заместитель губернатора Г.В.Куликов, глава администрации Козельского района Калужской области Ю.Н.Дятлов и мэр Козельска И.М.Богачев. По окончании богослужения Святейшего Патриарха приветствовал наместник Свято-Введенской Оптиной Пустыни архимандрит Венедикт (Пеньков), который преподнес в дар Его Святейшеству образ Божией Матери «Спорительница хлебов». Затем, Святейший Патриарх обратился к богомольцам с Первосвятительским словом. Его Святейшество также наградил орденом св. благоверного князя Даниила Московского, II степени, губернатора Калужской области А.Д.Артамонова и орденом преп. Серафима Саровского, III степени, наместника Оптиной Пустыни архимандрита Венедикта. В память о посещении Оптиной Пустыни, Святейший Патриарх передал настоятелю и братии обители евхаристические сосуды.

http://pravoslavie.ru/14266.html

Князь поставил икону во Владимире, и с этого времени — с 1160 года — она получила наименование Владимирская. В 1164 икона сия сопровождала князя Андрея Боголюбского в поход на волжских булгар. Перед битвой князь исповедался и причастился; пав же пред образом Богородицы, он воскликнул: «Всяк уповай на Тя, Владычице, не погибнет!» Все воинство вслед за своим князем со слезами приложилось к чудотворной и, взывая о заступничестве к Пречистой, двинулось в бой. Нечестивые были разбиты. После победы на поле брани было совершено молебствие перед святой иконой. Во время него на виду у всего русского войска явлено было чудо: от образа и от Животворящего Креста забрезжил дивный свет, озаривший всю местность. А на другом конце христианского мира, но точно в тот же день и час византийский император Мануил узрел свет от Креста Господня и, подкрепленный сим знамением, одолел своих недругов-сарацин. По сношении князя Андрея с императором Второго Рима 1 августа был установлен праздник Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, известный в народе как Первый Спас. Много иных чудес было явлено от чудотворного образа. В 1395 году Тамерлан с полчищами татар приблизился к Москве. У народа христианского оставалась надежда лишь на помощь Божию. И тогда великий князь Московский Василий Дмитриевич повелел принести икону из Владимира в Москву. Десять дней длился путь Владычицы с берегов Клязьмы. По обеим сторонам дороги стоял коленопреклоненный народ и, протягивая руки к иконе, взывал: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!» В белокаменной Владимирскую икону ждала торжественная встреча: крестный ход со всем городским духовенством, семья великого князя, бояре и простые москвичи вышли на городские стены на Кучково поле, встретили и проводили чудотворную до Успенского собора Кремля. Было это 26 августа. «Весь град изыде противу иконы на сретение ею», — свидетельствует летописец. Митрополит, великий князь, «мужи и жены, юноши и девы, дети и младенцы, сироты и вдовицы, от мала до велика, со кресты и иконы, со псалмы и с песньми духовными, паче рещи все со слезами, иже не обрести человека, не плачущася с воздыхании немолчными и рыданием».

http://pravoslavie.ru/2309.html

Архитектурное описание. Трехпрестольная симметричного построения церковь типа восьмерик на четверике с шатровой колокольней. Убранство характерно для русской архитектуры XVIII в. Из каталога-справочника " Республика Татарстан: Памятники истории и культуры " . г. Казань, Издательство " Эйдос " - 1993 г. В клировой ведомости по Спасской церкви села Кулаева Казанского уезда Казанской губернии за 1815 г. значится, что каменное здание церкви было построено в 1735 г. По данным клировой ведомости за 1909 г. значится, что церковь была построена в 1762 г. помещиком бригадиром(воинское звание, соотв.генерал-майору) Иваном Федоровичем Люткиным. Из храмозданной грамоты епископа Гавриила видно, что построение этого храма было разрешено господину Люткину 31 августа 1761 г., а по надписям на крестах видно, что главный храм освящен 23 октября 1763 г. Смоленский - 28 июля 1767 г., а о последнем - неизвестно. Престолов в церкви имелось три. В главной холодной церкви находился престол во имя происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня, в холодном приделе с правой стороны - во имя Смоленской иконы Божьей Матери; в теплом приделе с левой стороны - во имя святителя и чудотворца Николая Мирликийского. Открылась церковь к празднику Спаса. С тех пор село именуется Спасское-Кулаево. Спасская церковь - памятник культовой архитектуры русского барокко. Храм симметрично-осевого построения, четверик двусветный, восьмерик небольшой, под сомкнутым восьмигранным сводом. Боковые приделы наплывают закругленными объемами алтарей на небольшую трапезную, примыкая, охватывают нижний ярус трехъярусной, восьмигранной в плане колокольни под высоким шатром. Ярус звона колокольни - с арочными проемами в гранях и активно выраженными архивольтами. На шатре - небольшие проемы-резонаторы. Полукруглая в плане аспида покрыта высокой конхой. Нижние проемы храма арочные, верхние - с лучковым завершением, лучковые проемы в гранях восьмерика чередуются с нишами аналогичной формы. Все окна обрамлены опоясанными полуколонками с завершением в виде «петушьих гребешков» различной формы. Церковь выделяется высоким шатровым купольным завершениями объемов. Особенность композиции - в смещении приделов к западу и размещении колокольни ближе к храму. В оформлении церкви использованы: опоясывающие лопатки, городковые карнизы, ширинки.

http://sobory.ru/article/?object=20983

Храм лесоводов России неслучайно посвящен этому празднику, одно из песнопений которого призывает к участию в торжестве и окружающую природу: «Да кропит вся земля радование, да веселятся древа дубравная». Греческое слово «προοδος» буквально означает «предъисхождение», «несение впереди», «изнесение» древа или части от подлинного Креста Господня. Праздник изнесения Честного Креста установлен 1 августа (14 августа по новому стилю) Константинопольским патриархом Лукою при византийском императоре Мануиле Комнине, когда во время эпидемий Честное Древо Животворящего Креста с крестным ходом износилось из царской сокровищницы Влахернского храма в Константинополе, торжественно переносилось по улицам с водосвятием и полагалось в храме Софии, где совершалось богослужение. После соборной молитвы у святыни эпидемии затихали. В Русской Церкви это празднество — в просторечии «Первый Спас» — соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 года. Для строительства в Лисино целого комплекса построек и создания церкви — их главной доминанты, был приглашен профессор архитектуры Императорской Академии художеств, главный архитектор Петергофа зодчий Николай Бенуа. В молодости он был помощником архитектора Константина Тона при сооружении им Храма Христа Спасителя в Москве. Проект каменного храма был лично одобрен императором Александром II при посещении им Лисинского учебного лесничества 20 октября 1858 года. Государь император Александр II со свитой приезжал в Лисино для участия в охотах более 80 раз. С середины XIX века вплоть до 1917 года дивные лисинские леса были местом царских охот, в которых принимали участие и высокие иностранные гости — представители европейских королевских дворов, а также легендарный канцлер Германии Отто фон Бисмарк. Кроме храма Н. Бенуа воздвиг в поселке Лисино-Корпус Охотничий дворец и каменное здание Егерского училища. Лесоводы были ценителями прекрасного и стали единомышленниками с архитектором, поскольку сами служили украшению лисинской местности, которая была творческой лабораторией не только науки — вдохновлялись этими местами и многие деятели культуры. На охоту в лисинские угодья приезжали классики русской литературы А.К. Толстой и Н.А. Некрасов. Современники называли лисинский ансамбль «маленьким красивым городом» с окружающими лесами и пейзажным парком с великолепными группами деревьев и кустарников.

http://sobory.ru/article/?object=00110

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010