Спасская церковь была построена на средства прихожан. Богослужения проводились по полному годовому кругу храмовых празднеств. Центральный престол усманской церкви — во имя Спаса Всемилостивого и Пресвятой Богородицы. Этот престольный праздник отмечается по церковному календарю 1 августа (14 августа по новому стилю). Празднуется он в первый день Успенского поста и называется " Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня " . С XI века в Константинополе в первый день августа выносили чистое древо креста и освящали дороги, улицы, воду, отвращали болезни. В Русской Церкви в этот день празднуется и крещение Руси в 988 году. Сохранилась летописная фраза: " Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1 " . Православные называют Первый Спас медовым и с 14 августа пробуют новый мед. Спасская церковь названа во славу Всемилостиваго Спаса нашего Иисуса Христа и Пречистой Его Матери. " Указатель храмовых празднеств " за 1885 год подчеркивает, что именно этот праздник лежит в основе названия Спасской церкви. Кроме центрального престола во имя Спаса были еще два — по правую сторону престол святого Николая Чудотворца, а по левую — святых великомучеников Димитрия и Никиты. О Николае и Димитрии говорилось раньше в статье о деревянных церквах, им посвященных. Святой великомученик Никита, как и Димитрий, был воином. Место его страданий Молдавия. Будучи брошенным в огонь за веру Христову, он скончался в 372 году. Мощи мученика остались нетленными и находились в Константинополе. Православная вера усманцев укреплялась не только посещением своей-церкви. Они бывали и в воронежских храмах, а некоторые учились в духовной семинарии, новое здание которой было построено в 1813—1822 годах. Здесь учился и воронежский поэт И. С. Никитин, о чем и книга его " Дневник семинариста " . О жизни и вере усманцев подробно пишет священник из Тамлыка Николай Скрябин. Рукопись его очерка " Продолжение этнографии... по Воронежскому уезду с левой стороны р. Воронежа за 1851 год " ныне хранится в музее Новой Усмани.

http://sobory.ru/article/?object=05243

На богослужении присутствовали председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда, генеральный директор Госкорпорации по атомной энергии «Росатом» С.В. Кириенко, губернатор Нижегородской области В.П. Шанцев, председатель Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишас, председатель комитета Государственной Думы Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по образованию В.А. Никонов, заместитель председателя Синодального отдела по монастыря и монашеству игумения Иулиания (Каледа). По окончании литургии Святейший Патриарх Кирилл в сопровождении митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия и губернатора Нижегородской области В.П. Шанцева посетил Успенский мужской монастырь Саровская пустынь в городе Саров, где совершил чин освящения закладного камня в основание восстанавливаемого Успенского собора обители. Здесь же прошел круглый стол «Вера и наука взаимодействие во благо России» и состоялась беседа с учеными Российского федерального ядерного центра Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной физики. Вечером того же дня Предстоятель Русской Православной Церкви вылетел в Москву. 14 августа 2016 года, в праздник Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл в подмосковный город Зарайск. В Иоанно-Предтеченском соборе Зарайского кремля Его Святейшество поклонился иконе святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских. Данный образ угодника Божия издревле почитается православными людьми и прославился как «Никола Зарайский». В сослужении митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, управляющего делами Московской Патриархии митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, архиепископа Петропавловского и Камчатского Артемия, епископа Илиана (Вострякова), епископа Серпуховского Романа, руководителя Административного секретариата Московской Патриархии епископа Солнечногорского Сергия, епископа Балашихинского Николая, епископа Искитимского и Черепановского Луки, епископа Карасукского и Ордынского Филиппа, епископа Каинского и Барабинского Феодосия, епископа Зарайского Константина, епископа Анадырского и Чукотского Матфея и духовенства Московской областной епархии была совершена Божественная литургии, во время которой состоялась хиротония архимандрита Феодора (Малаханова) во епископа Вилючинского, викария Петропавловской епархии. За богослужением присутствовал губернатор Московской области А.Ю. Воробьев.

http://patriarchia.ru/db/text/4645730.ht...

Преполовение Пятидесятницы также отмечается в грузинском переводе иерусалимского Лекционария (Tarchnischvili. T. 1. [Pt. 1.] P. 161; [Pt. 2.] P. 128). Установление праздника Происхождения (Изнесения) Честных древ Животворящего Креста Господня 1 авг. связано с местным константинопольским обычаем 31 июля переносить крест из царского дворца в Великую ц. и с 1 по 14 авг. носить его по городу. Как объясняется в некоторых позднейших источниках, т. о. старались предупредить опасность возникновения эпидемий. В этот день традиционно освящали воду (см. ст. Водоосвящение). До перехода на Иерусалимский устав 1 авг. оставался местным праздником Константинополя, с распространением Иерусалимского устава на Востоке стал праздноваться повсеместно (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 294–296). Перенесение Нерукотворного образа Спасителя из Эдессы в Константинополь, отмечаемое 16 авг., имело место в 944 г. (при имп. Константине Багрянородном), после чего и был установлен праздник. Он отмечается в памятниках Студийского и Иерусалимского уставов. На Руси были установлены несколько новых Господские праздники – например, как торжество в честь Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы. Этот праздник 1 авг. впервые отмечался в XII в. Исторические источники связывают его с 2 близкими по времени событиями: победами кн. Андрея Боголюбского над болгарами в 1164 г. и византийского имп. Мануила над сарацинами. Несмотря на то что в некоторых позднейших источниках говорится об установлении праздника греками, в греч. памятниках его нет, а в русских он упоминается уже в Кондакаре кон. XII – нач. XIII в. (РГБ. Троицк. 24). Полное гимнографическое последование помещается в богослужебных книгах с XV в., составленных по Иерусалимскому уставу (Сергий (Спасский). Т. 3. С. 296–297). В 1625 г. в Москву в качестве дара от персидского шаха Аббаса I был принесен Хитон Спасителя. 10 июля он был торжественно положен в ковчег в Московском Успенском соборе. Вскоре после этого была составлена и напечатана отдельной книгой служба этому празднику, которую необходимо было распространять и переписывать (Зернова А. С. Книги кирилловской печати, изданные в Москве в XVI–XVII вв: Сводный кат. М., 1958. С. 33; Дебольский. Т. 1. С. 99–101).

http://sedmitza.ru/text/412943.html

Разве не было печально тем, кто расставался с Богородицей Успенский пост предваряет праздник Успения Пресвятой Богородицы. Церковь вспоминает об окончании земной жизни Божьей Матери и Ее исходе в мир горний. А еще это напоминание о том, что сама жизнь Пречистой Девы по сути своей была постом в истинном смысле этого слова. Предсказанное Симеоном пророчество было тем знанием, с которым Она прошла через всю Свою жизнь. И знание это было Ее крестом, прежде чем на Кресте голгофском был вознесен от земли Ее Сын. Неслучайно и сам Успенский пост начинается с воспоминания о Кресте праздником Происхождения (Изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня. И где-то в своей строгости этот пост повторяет саму жизнь Богородицы. Жизнь – венцом которой была встреча с Сыном и Богом, вознесение от которой стало свидетельством о том, что род человеческий обретает особую Молитвенницу, присутствие Которой на земле не завершилось с Ее земной кончиной. Иногда вот спрашивают: но ведь это же радостное событие, Матерь Божия обретает вечную жизнь в Царстве Небесном, возносится в мир горний телом, соединяется с Сыном, что тут может быть грустного и почему мы должны как-то по-особенному готовиться к этому? Все это верно. Но задумайтесь: меняется ли жизнь целой семьи, в которой один из ее членов вдруг тяжело, а иногда и смертельно заболевает? Да, если мы христиане, мы верим, что смерть – это не конец, но мысль о предстоящей разлуке все равно не оставляет, а иногда становится и ключевой в привычном течении жизни, меняя ее полностью. И тут важно понять, как в этой ситуации можем жить мы, можем ли мы измениться и в какую сторону. Разве не было печально тем, кто расставался с Богородицей здесь на земле, разве они не знали, что Она готовится не к смерти, а к встрече? И тем не менее… Иногда боль от разлуки способна укрепить человека в его усилии и старании стремиться к долгожданной встрече. Идти через время и испытания жизни к этой встрече бывает тяжело, а иногда и нестерпимо больно, но если это путь любви, то каждый уходящий день – это напоминание о том, что мы его проходим не в одиночестве, а вместе с теми, кто ждет нас в конце этого пути, с Тем, кто ведет нас этой дорогой, с Той, что незримо сопутствует нам во всех ее сложностях.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Подробнее... Адмистратор 15 августа 2020 г. 15 августа 2020 года, занятие в Воскресной школе, посвященное праздникам Всемилостивого Спаса 15 августа 2020 года, в субботу, в Воскресной школе храма святого Александра Невского прошло очередное онлайн-занятие. Ребята узнали о праздниках, посвященных нашему Спасителю Иисусу Христу. Занятие проводили преподаватели Ирина Федоровна Сидякова и Анжелика Александровна Иванова. Во время урока ребята узнали, что в честь праздника Всемилостивого Спаса в этот день совершается освящение меда, поэтому первый Спас в народе называется медовым. Также в этот день вспоминается праздник происхождения ... Подробнее... Адмистратор 14 августа 2020 г. 14 августа 2020 года, праздничные богослужения в Медовый Спас 14 августа 2020 года, в праздник изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня, празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, в воинском храме святого благоверного великого князя Александра Невского были совершены ранняя и поздняя Божественные Литургии. Богослужения совершали клирики храма. Песнопения Божественной Литургии исполнил хор храма. За богослужением молились многочисленные прихожане. По окончании поздней Литургии был совершен водосвятный молебен с чином освящения ме... Подробнее... Адмистратор 13 августа 2020 г. 14 августа 1991 года протоиерей Олег Тэор совершил первое богослужение у стен разрушенного храма святого Александра Невского 14 августа 1991 года, в праздник изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня, после 70-летнего забвения у стен разрушенного воинского храма святого благоверного великого князя Александра Невского было совершено первое богослужение. Его совершил новый настоятель храма протоиерей Олег Тэор.   Подробнее... Адмистратор 2 августа 2020 г. 2 августа 2020 года, 90-я годовщина образования Воздушно-Десантных войск России 2 августа 2020 года, в день памяти пророка Божия Илии и 90-летие образования Воздушно- Десантных войск России, в воинском храме святого благоверного великого князя Александра Невского состоялся праздничный молебен. Богослужение возглавил настоятель воинского храма святого благоверного великого князя Александра Невского митрофорный протоиерей Олег Тэор. За богослужением молился офицерский состав Псковской дивизии. Затем праздничные мероприятия продолжились на военном полигоне " Завеличье " , где с...

http://pskov.pobeda.ru/?page=33

Так исполнен был Иисусом Христом сыновний долг по отношению к Его Матери. Он не оставил Ее сиротой бесприютной, позаботился о Ней, поручив Ее попечению любимого ученика Своего. Забывая собственные страдания на Кресте, Христос не забыл Своей Матери, стоящей у Креста. Много матерей ходят в храм. Могут ли все они сказать о себе, что пользуются уважением, лаской, заботами от своих детей? К сожалению, зачастую вместо ласки и уважения со стороны своих детей, они терпят оскорбления, и даже ругательства. Мало того. Бывают и такие непокорные, озлобленные, дерзкие дети, которые осмеливаются в состоянии раздражения поднять руку на родителей, избивают их. Пока сын нуждается в уходе за собой со стороны матери, в ее заботах, он бывает еще терпимым в семье. Но стоит только ему выйти из отроческого возраста и стать юношей, он уже выходит из повиновения родителям, не признает над собой никакой власти, никакого авторитета. Где же причина такого ненормального положения? Одной из причин семейного разлада между детьми и родителями является недостаток трудового воспитания в семье. Если с юных лет дети не приучены к полезному труду, то и не любят труд, а потому и не ценят затраченных родителями сил и средств на их воспитание. С любовью к личному полезному труду у детей постепенно зарождается и крепнет любовь и уважение и к труду родителей. Так воспитывается у детей чувство простой справедливости: за труды и заботы о них со стороны родителей платить и им любовью и заботами о них. Главная же причина непочитания детьми родителей – это безрелигиозное воспитание детей в семье. Без религии, без Бога человек становится просто животным. Нет у него ничего святого, сдерживающего его животные инстинкты. Он понятия не имеет о долге, об обязанности детей почитать родителей, повиноваться им и заботиться о них. Любовь к ближним – для них пустой звук, ни к чему их не обязывающий. Такие дети любят только самих себя, преследуют только свои личные интересы. Поэтому с малых лет воспитывайте детей в духе христианской любви человека к человеку. Прививайте им страх Божий. И благо вам будет, и найдете вы в детях своих отраду и утешение в старости своей.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sharap...

Его Святейшеству сослужили митрополит Калужский и Боровский Климент, Управляющий делами Московской Патриархии, архиепископы Людиновский Георгий, Рязанский и Касимовский Павел, Вологодский и Великоустюжский Максимилиан, епископы Дмитровский Александр и Сергиево-Посадский Феогност. На богослужении присутствовали губернатор Калужской области А.Д.Артамонов, заместитель губернатора Г.В.Куликов, глава администрации Козельского района Калужской области Ю.Н.Дятлов, мэр Козельска И.М.Богачев. За малым входом Божественной литургии Патриарх Алексий наградил настоятельницу обители игумению Никону (Перетягину) правом ношения креста с украшениями. По окончании Божественной литургии игумения Никона сердечно приветствовала Предстоятеля Русской Православной Церкви и преподнесла Его Святейшеству три иконы, созданные сестрами Шамординской обители, – образ Святой Троицы, а также шитые иображения Калужской иконы Божией Матери и преподобного Серафима Саровского. Святейший Патриарх Алексий поздравил участников торжеств с освящением главного храма обители и с 15-летием ее возрождения. В память об освящении Казанского собора Его Святейшество передал насельницам Казанской Свято-Амвросиевской пустыни образ святителя Алексия, Митрополита Московского, а всем богомольцам – изображения Казанской иконы Божией Матери с Первосвятительским благословением. 14 августа, в праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня Его Святейшество совершил всенощное бдение и Божественную литургию в Казанском соборе Оптиной Пустыни 13 августа по пути из Шамордина в Оптину Пустынь Патриарх Московский и всея Руси Алексий посетил храм Преображения Господня в селе Нижние Прыски. Его Святейшество поздравил настоятеля храма протоиерея Леонтия Никифорова с 75-летием со дня рождения и побеседовал с прихожанами храма. Затем Патриарх Алексий ознакомился с ходом реставрационно-восстановительных работ в Иоанно-Предтеченском скиту Оптиной Пустыни, а также посетил подсобное хозяйство обители. Вечером, в предпразднество Происхождения (Изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, Предстоятель Русской Православной Церкви совершил всенощное бдение с чином выноса Креста в Казанском соборе Оптиной Пустыни. По окончании всенощного бдения Его Святейшество, в частности, сказал:

http://pravoslavie.ru/14266.html

О Кресте Господнем - Вы родились 27 сентября, в праздник Воздвижения Креста Господня. Что значит для Вас Крест? - Для меня огромное значение имеет всё, что с ним связано, все дни, посвященные прославлению Креста Господня. Это и 14 августа, когда празднуют Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня, и Крестопоклонная неделя Великого поста, и т.д. Бывая на Кипре, я старался посетить все места, где находится Частица Животворящего Древа, и помолиться там. Для меня это совершенно особое ощущение. - Небесный покровитель ОПВ СПб – святитель Лука – работал земским врачом в Переславле-Залесском, где находится Никольский женский монастырь. На подворье монастыря в Годеново хранится великая Святыня – Небоявленный Животворящий Крест Господень. С точной копией этого Креста в 2020-2021 гг. я ездила по всей России вместе с Крестным ходом «Святая Русь». Благодарю за эти незабываемые поездки Елену Андрееву, Виталия Даниленко, Василия Кухаря и других крестоходцев. В крестный ход я попала вскоре после того, как впервые приложилась к самому Небоявленному Кресту. А Вы поклонялись этой великой святыне? - У меня есть иконы, масло и вода из Годеново, где я не раз молился сам и куда периодически ездят молиться мои духовные чада. Я знаком с игуменией монастыря. Матушка Евстолия (Афонина) очень почитает святителя Луку. В год его юбилея она организовала в Переславле-Залесском конференцию, посвященную врачу-архипастырю. - 600-летие со дня сошествия Небоявленного Животворящего Креста Господня мы будем отмечать, если Бог даст, 11 июня 2023 года, в день памяти святителя Луки Крымского. В том же году мы отметим 100-летие со дня его хиротонии и 100-летие со дня его ареста. Случайно ли это совпадение? - У Бога случайностей нет. Наш церковный календарь так интересно устроен, что когда праздники пересекаются, мы понимаем: это не случайное пересечение, не накладка одного праздника на воскресный день или на день памяти Креста Господня. Сочетание праздников всегда глубоко символично.

http://ruskline.ru/analitika/2021/12/11/...

В третий день сражения чтилась память Святой Мученицы Иулиты Каппадокийской http://days.pravoslavie.ru/Life/life4357.htm , сожженной при императоре Диоклектинане на костре. Тогда же отмечалось Предпразднество Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня http://days.pravoslavie.ru/name/14384.htm , которое Русская Православная Церковь теперь совершает 13 Августа, когда происходит и заговенье на Успенский Пост. Четвертый день Молодинской битвы был ознаменован первым днем Успенского Поста http://www.pravoslavie.ru/38665.html , вселенским празднованием с великим водосвятием Изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня http://days.pravoslavie.ru/Life/life4360.htm , а также Русским Праздником Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице http://days.pravoslavie.ru/Life/life4361.htm , который был учрежден нашей Церковью по случаю великих знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений Святого Благоверного Великого Князя-Страстотерпца Андрея Юрьевича Боголюбского http://days.pravoslavie.ru/Life/life4155.htm с Волжскими Болгарами в 1164 году. Несомненно, что Святорусский Князь-Мученик Андрей духовно всецело поддерживал русских воинов в переломный момент сражения в 1572 году. На Руси в народе данный праздник именуется Медовым Спасом , так как в тот день совершается освящение мёда нового урожая, и по новому стилю духовные торжества относятся к 14 Августа. И, наконец, победоносный пятый день полного разгрома Крымско-Турецкой армии связан с празднованием Перенесения из Иерусалима в Константинополь в 428 году Мощей http://days.pravoslavie.ru/Life/life4365.htm Первомученика Архидиакона Стефана http://days.pravoslavie.ru/Life/life3185.htm . В Столице Руси в ту пору уже устанавливалось и празднование дня успения Блаженного Василия http://days.pravoslavie.ru/Life/life4366.htm , Христа ради Юродивого Московского Чудотворца, почившего 2 Августа 1557 года. Святого весьма чтил простой московский люд и Благоверный Царь Иоанн Васильевич. Государь после отпевания лично нес гроб Блаженного Василия из храма к его могиле. Официальное общероссийское прославление Блаженного Василия на Соборе в 1588 году было осуществлено Святителем Иовом, тогда Митрополитом Московским и всея Руси, через год ставшим первым Русским Патриархом. Несомненно, православные русские воеводы и простые воины на исходе Молодинского сражения испытали молитвенную поддержку великого Русского Святого, духовного защитника Москвы.

http://ruskline.ru/analitika/2017/08/10/...

С самого начала в монастыре был храм Происхождения (изнесения) Честных древ Животворящего Креста Господня с приделом во имя блаженного Василия. Церковь со всеми монастырскими строениями сгорела в 1715 году, но затем была возведена вновь. 8 июня 1716 года храм был освящен в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. По храмовой церкви обновленный монастырь стал называться Крестовоздвиженским. В 1809 г. пожар, перекинувшийся из кремля, нанес значительные повреждения храму и части зданий, кроме того строения уже давно подвергались разрушительному воздействию почвенных вод. Это стало причиной ходатайства о перенесении обители на новое место. 20 апреля 1812 года вышел указ императора Александра I, дозволяющий переместить Нижегородский Крестовоздвиженский монастырь. Монастырю была выделена обширная площадка на пустынной тогда окраине Нижнего Новгорода, рядом с Казанским кладбищем и храмом. Была начата разборка старого храма и некоторых монастырских зданий. Весной 1813 года было положено основание Крестовоздвиженской обители на новом месте. Инокини собственными руками переносили кирпичи за три версты. К осени 1814 года были возведены наружные стены монастыря, внутри них – колокольня со святыми вратами и двумя палатками, восемь каменных корпусов, а также заложен фундамент соборной церкви. Вне монастыря устроен гостиный двор. В октябре 1815 года сестры переселились в новую обитель. 6 ноября 1815 года была освящена больничная церковь во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и святого Василия Блаженного. Так как собор на новом месте еще не был готов было разрешено совершать богослужения в престольный праздник в Казанской кладбищенской церкви, построенной в 1798-1799 годах на средства нижегородского купца Я.С. Стешева. 17 августа 1823 года состоялось освящение главного собора монастыря – в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Пятиглавый собор в форме правильного креста был вписан в круг соборной ограды, заключенный в квадрат, образованный восемью жилыми корпусами, в свою очередь соединенными между собой деревянными галереями. Весь монастырь был огражден стенами в форме правильного четырехугольника с башнями по углам. Звонница с семью колоколами возвышалась над главными западными воротами. В таком виде монастырь просуществовал до 1851 года, когда территория его была расширена и обнесена новым четырехугольником стен, с собственными святыми вратами.

http://sobory.ru/article/?object=01815

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010