Глава I. В мире нет ничего случайнаго   Что есть Провидение 2 ? Это есть одно из коренных свойств Божиих – видеть все действующее, действовавшее и имеющее действовать в будущем времени, как настоящее, и иметь всемогущую заботливость о сохранении творений и разумном управлении явлений, ими производимых. Св. Иоанн Дамаскин об этом говорит так: «Провидение есть воля Божественная, которою все содержится и все разумно управляется». Представляющееся нам случайным в действительности происходит по воле Божией. Если мы рассматриваем какие бы то ни было происшествия и явления, не вникая в их причины и последствия, то нам многое кажется случайным. Если же посмотрим на них с истинной точки зрения, т.е. по разуму Божию судить будем о явлениях, в мире бываемых, то увидим, что в мире нет ничего случайного, что происходило бы без воли и без Провидения Божия. Разум Божий (Промысл, попечение Божие) безграничен и обнимает все, подлежащее нашему разумению. Всемогущий Бог в одно мгновение проникает и видит все места: высоту неба и широту земли, глубину моря и недоведомое в преисподних местах. Во всех делах Божественного правления дивно сияет Его Провидение и попечение, которое не только распоряжается по Своей власти всеми созданиями, но присуще им и пребывает в них. Мы, слепые, думаем, что многое в мире бывает по слепому случаю, тогда как все без исключения происходит по предвечному совету Божию, по благоволению и Провидению Его. Справедливо сказал Августин: «Все то, что, не понимая, считаем мы происходящим случайно, неразумно и без всякого Божия распоряжения, совершается по Божьему устроению». Объясним это примером: господин посылает двоих слуг в одно и то же место, но различными дорогами, не сказав об этом ни тому, ни другому. Встреча их в том месте есть случайная по отношению к слугам: они не думали встретиться друг с другом, – но не случайная по отношению к господину. Таким же образом нищий находит клад (закопанное сокровище, деньги) случайно, но для Бога, благоволившего, чтобы сокровище было там закопано, чтобы этот нищий нашел его и обогатился, – это уже не случайность, но Божие отеческое Провидение, обогащающее бедняка. У Бога не бывает случайностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Tobolski...

Содержание Глава I. В мире нет ничего случайнаго         Что есть Провидение? Это есть одно из коренных свойств Божиих — видеть все действующее, действовавшее и имеющее действовать в будущем времени, как настоящее, и иметь всемогущую заботливость о сохранении творений и разумном управлении явлений, ими производимых. Св. Иоанн Дамаскин об этом говорит так: «Провидение есть воля Божественная, которою все содержится и все разумно управляется». Глава II. Промышление Божие о наших нуждах    Бог — попечительнейший хозяин. Он в Своих руках держит все великие и богатые жизненные сокровища, и от Него одного должно просить их усердными молитвами. Пустынножитель Марк обыкновенно говорил: «Кто не имеет упования на Бога в получении от Него временно потребного, тот тем менее может полагать на Бога надежду получить от Него то, что ведет человека в жизнь вечную, напр, веру, надежду и любовь». Если Бог дал тело, то неужели не оденет его? «Жизнь (т.е. душа) не больше ли пищи, и тело одежды? (Матф.6:25). Когда Он даровал нам (без наших заслуг, когда и не существовали мы еще) жизнь, которая дороже пищи, и тело, которое важнее одежды, то несомненно даст и все способствующее к сохранению жизни и к пропитанию плоти. Тем более не откажет Он нам во всем этом, что Сам Он восхотел, по величайшей Своей благости, даровать нам бытие и жизнь. И если даром, охотно дал Он важнейшее для нас, то и может, и желает дать, и всегда посылает и менее важное. Но пошлет с условием, чтобы и мы не оставались праздными: ибо Он создал и призвал нас на землю, чтобы возделывать ее и содержать в порядке (Быт. 2:15), а не для праздности, уповать же на Него Единого, Всемогущего и Всещедрого, а не на самих себя. Иов, вопрошая о приготовителе пищи для воронов, о себе не пекущихся, говорит: «Кто приготовляет ворону корм его, когда птенцы его кричат к Богу, бродя без пищи?» (Иов. 38:41). Глава III. Все несчастия и бедствия происходят по воле Божией    Все в мире, даже по виду злое (кроме греха), происходит по воле Божией.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Год сорок третий. Часть первая Промышление Божие о мир и о церкви Поучение на Новый год Слава и благодарение вседержавному Владыке времен и вечности, сподобившему нас дожить до нового года. Это величайшая для всех нас милость Божия. Жизнь есть драгоценное благо и сама по себе и потому, что дает возможность пользоваться во славу Божию другими благами. Посему несомненно, что с умножением дней жизни умножаются к нам милости Божии. Мы не можем вперед загадывать будущее, не можем наперед сказать, что случится с нами; но что ни случилось бы, во всяком случае, мы должны быть уверены, что нас осеняет своим покровом святое провидение Божие, что не воздремлет, ниже уснет храняй Израиля ( Пс. 102:5 ), Христову Церковь и всякую христианскую душу, что Он есть не только Творец мира и человека, но и Вседержитель, что на всех простирается Его благотворная власть и сила, что ни один волос с главы нашей не падает без воли Его, что все устрояет Он к нашему благу. Есть люди, которые не признают промышления Божия о мире и человеческом роде, утверждая, что все на свете происходит случайно или по слепой необходимости, не разбирающей добра и зла, без всякого участия в жизни мира и человека премудрой и всеблагой воли Божией, и предубеждение которых против истины промышления Божия так велико, что ничем их не вразумишь. Для нас в сем случае несравненно дороже учение Откровения, чем суемудрие человеческое. Вера в промышление Божие основывающаяся на учении Откровения, оправдывается событиями. История этих событий в мире и человеческом роде есть не что иное, как история промышления Божия. Возьмем, напр., всемирный потоп. Как он произошел? Случайно ли? Нет, а единственно по воле Божией. Господь за сто двадцать лет до потопа угрожал нечестивым людям этим бедствием и непрерывно устами праведного Ноя повторял эту угрозу, призывая их к покаянию. Они не вняли этой угрозе, и она исполнилась во всей силе по истечении назначенного для покаяния срока. Силы природы, произведшие всемирный потоп, совершили дело Божие, явились орудиями кары Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

архиепископ Серафим (Соболев) Содержание Глава 1. Учение прот. П.Я. Светлова о Царстве Божием § I     Книга проф. протоиерея П. Я. Светлова (изд. св. Троицкой Сергиевой Лавры, 1905 г.) представляет собою капитальный труд в 467 страниц. К сожалению, этот труд, стоивший автору больших усилий, имеет в своей основе ложную мысль. Последняя проходит через всю книгу от начала до конца и, прежде всего, выражается в главных определениях Царства Божия.     Царство Божие,— говорит прот. Светлов,— есть единение каждого человека и всех людей вместе с Богом, дарованное нам во Христе, Царе и Господе нашем (С. 81). В другом месте книги мы находим такое определение: Царство Божие в общем или широком смысле есть постепенно устрояемый Провидением совершенный порядок вещей в природе и истории, в котором возглавляемое Христом человечество участвует во всех благах осуществленного Им Божественного совета об искуплении мира (С. 97).    К словам этих определений следует присоединить и ряд однородных им по смыслу заявлений, которые нами будут рассмотрены ниже.    Нельзя не отметить, какие великие заблуждения содержат в себе указанные определения Царства Божия. Остановимся своим вниманием на первом из них.    Прот. Светлов говорит, что Царство Божие даровано нам Христом и состоит в единении каждого человека и всех людей вместе с Богом. Но из первосвященнической молитвы нашего Господа мы знаем, что о единении со Христом, истинным Богом нашим, можно говорить, имея в виду не каждого человека и не всех людей, а только истинно-верующих во Христа. Не о сих же молю токмо, говорит Господь, но и о верующих словесе их ради в Мя. Да вси едино будут, якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут: да и мир веру имет, яко Ты Мя послал (Ин. 17:20—21).    По учению св. Симеона Нового Богослова, это единение наше с Богом происходит через внутреннюю возрождающую благодать Св. Духа. Имея в виду слова св. Иоанна Богослова: В тот день уразумеете вы, яко Аз во Отце Моем, и вы во Мне, и Аз в вас (Ин. 14:20), св. отец спрашивает, какой же это день или с какого момента, по свидетельству Евангелиста, было приобретено Апостолами, а после них стало приобретаться и верующими во Христа единение с Богом? С того момента, когда благодать Св. Духа снизошла на Апостолов, а затем стала преподаваться всем истинно-верующим людям (Слова св. Симеона Нового Богослова, вып. II. С. 71). Но эта благодать сообщается нам только в Православной Церкви — в ее таинствах.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3881...

Божественное Провидение предуготовило путь христианству в мир весь преложением священных книг ветхого завета с еврейского языка на еллинский, который был тогда всеобщим языком в образованном мире; потому сейже язык Духу Святому было благоугодно освятить так же словом благодати новозаветной, дабы орган сего спасительного слова был, сколько можно, слышнее и вразумительнее во всем мире. Но впоследствии, когда Господь открыл средоточия света Своего в различных народах, частныя церкви, по внушению Духа Святаго, представляли, во время свое, для слова Божия свои особенные органы, дабы и в каждом народе слово Божие, сколько можно, было слышнее и для всех вразумительнее. Так и славянские народы, просвещенные святым крещением получили славянскую Библию , не только книги нового завета, но и все ветхозаветныя: ибо пастыри славянских церквей видели неразрывную связь единства и целости между новым заветом и ветхим; и таже мысль Божественного домостроительства, которая произвела, как полный плод любви Божией к человекам, Библию на еллинском языке, явила и славянским народам Божие благоволение дарованием целой Библии на славянском языке. Известно же, что нынешний русский народ от прочих славянских народов отличен наречием, и Церковь Христова в нашем отечестве не славянскою, а российскою называется. Потому россияне, как уже получили особое ими и лице в царствии Божием, по законам онаго, долженствовали получить и Библию на российском наречии. В самом деле настало время, когда желания благочестивых душ совокупились в соизволении правителей Церкви, увенчались Монаршею волею, вознеслись, как молитвенный вопль российского народа, к премудрости Божией; и – слава Богу! вечная память и благодарность Государю Александру 1-му! российская Церковь имеет Новый Завет и книгу Хвалений на российском язык. Между тем благодать за благодатию, казалось, готова была изливаться на Россию; как слышно, Пятокнижие Моисеево уже предано было тиснению; уже готов был и сей светильник возсиять в Божией скинии... Где же ныне сей дар Божий? без сомнения, вопрошают многие, для которых слово Божие вожделеннее сребра и злата. Ужели поток благословений Божиих, открывшийся для России, сокрылся в землю, и не явится паки? И когда для сего великого благодеяния Божия снова откроется удобный путь, дабы оно достигло целости и полноты своей?

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

«Идея Царства Божия» протоиерея П. Я. Светлова Глава 1. Учение прот. П.Я. Светлова о Царстве Божием § I Книга проф. протоиерея П. Я. Светлова (изд. св. Троицкой Сергиевой Лавры, 1905 г.) представляет собою капитальный труд в 467 страниц. К сожалению, этот труд, стоивший автору больших усилий, имеет в своей основе ложную мысль. Последняя проходит через всю книгу от начала до конца и, прежде всего, выражается в главных определениях Царства Божия. Царство Божие ,— говорит прот. Светлов,— есть единение каждого человека и всех людей вместе с Богом, дарованное нам во Христе, Царе и Господе нашем (С. 81). В другом месте книги мы находим такое определение: Царство Божие в общем или широком смысле есть постепенно устрояемый Провидением совершенный порядок вещей в природе и истории, в котором возглавляемое Христом человечество участвует во всех благах осуществленного Им Божественного совета об искуплении мира (С. 97). К словам этих определений следует присоединить и ряд однородных им по смыслу заявлений, которые нами будут рассмотрены ниже. Нельзя не отметить, какие великие заблуждения содержат в себе указанные определения Царства Божия. Остановимся своим вниманием на первом из них. Прот. Светлов говорит, что Царство Божие даровано нам Христом и состоит в единении каждого человека и всех людей вместе с Богом. Но из первосвященнической Ин. 17:20—21). По учению св. Ин. 14:20), св. отец спрашивает, какой же это день или с какого момента, по свидетельству Евангелиста, было приобретено Апостолами, а после них стало приобретаться и верующими во Христа единение с Богом? С того момента, когда благодать Св. Духа снизошла на Апостолов, а затем стала преподаваться всем истинно-верующим людям (Слова св. Симеона Нового Богослова, вып. II. С. 71). Но эта благодать сообщается нам только в Православной Церкви — в ее таинствах. Отсюда вполне понятно, почему Церковь наша свидетельствует, что спасение, понимаемое в смысле нашего благодатного единения со Христом, или в смысле стяжания нами Царства Божия, возможно получить только в ее ограде. Как в Ноевом ковчеге, этом прообразе Православной Церкви Христовой, обрели спасение только те, которые в нем находились, так и спасение, или достижение нами Царства Божия, возможно получить только в единой Православной Христовой Церкви с момента, когда мы воспринимаем в таинствах крещения и миропомазания благодать Св. Духа. Следовательно, это спасительное единение наше с Богом достижимо не для каждого человека и не для всех людей, а только для членов этой Церкви, или для истинно-верующих людей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3881...

СВЯТОЙ ЕФРЕМ СИРИАНИН Краткое сведение о нем Св. Ефрем родился в первых годах четвертого столетия в окрестностях Низибии, или в самом городе сем, от родителей не богатых. – Родители воспитали его в страхе Божием; но лета юности увлекли его к некоторым преткновениям нравственным; от чего далее начало помрачаться и его верование в Божие Промышление, и ему стало думаться, что все в нашей жизни происходит случайно. От этих душевных настроений Божие Провидение уврачевало его очень чувствительным уроком. Его обвинили в покраже овец и посадили в темницу. В одно время с ним посадили туда еще одного, – а там нашли они третьего. Все они осуждаемы были, в настоящем случае, невинно. Проведя семь дней в этом заключении, св. Ефрем слышал во сне внушение, – что хотя в этом случае он не виноват, но страдает за прежние грехи; равно за прежнее же страждут и созаключенники его. Проснувшись, он рассказал сон другим двоим, – и все, пересмотрев прошедшее, нашли, что действительно ими прежде сделаны были не добрые дела подобного же рода, – и прошли даром. Судья оправдал св. Ефрема, как это предсказано было ему опять в видении сонном. Это обстоятельство, восставив в сердце св. Ефрема полную веру в бдящее над нам Око Провидения Божия, так поразило его, что он не медля оставил мир и удалился в окрестные горы к отшельникам, где стал учеником св. Иакова, в последствии великого Святителя Низибийского. Под его руководством св. Ефрем упражнялся в подвигах благочестия, изучал Слово Божие, и под влиянием того и другого совсем изменился в нраве. Вместо гневливого и колеблющегося сомнениями юноши св. Ефрем является здесь смиренным и сокрушенным пустынником, день и ночь оплакивающим свои грехи и совершенно преданным путям Провидения. Св. Иаков, зная высокие достоинства своего ученика, и когда стал Епископом, пользовался его способностями в деле управления Церкви, поручая ему проповедь Слова Божия, обучение детей в училище, брал его с собою на первый вселенский Собор в Никею, и по возвращении делал соучастником в распоряжениях своих и молитвах об избавлении города от нашествия Сапора Персидского (337 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Катехизис часть 3 Яждь мед, сыне! благ бо есть сот, да насладится гортань твой. Сице уразумееши премудрость душею твоею: аще бо обрящеши, будет добра кончина твоя, и упование не оставит тебе. Притч. 24. 13, 14 . Коль сладка гортани моему словеса Твоя, паче меда устом моим! От заповедей Твоих разумах: сего ради возненавидех всяк путь неправды. Светильник ногама моима Закон Твой, и Свет стезям моим. Пс. 118:103–105 . Некоторые черты жизни Преосвященнейшего Михаила, Митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Поскольку есть Провидение, не только над всеми, но и над каждым человеком: то нет сомнения, что в жизни каждого человека есть особенные пути Провидения. Чем известнее и важнее назначение человека: тем примечательнее в его жизни особенные пути Провидения, тем назидательнее их открытие и рассматривание. Посему Апостол Павел преимущественно советует воспоминать жизнь и кончину Христианских наставников: поминайте наставники ваша, иже глаголаша вам Слово Божие 951 . Вот побуждение, по которому желательно мне собрать некоторые воспоминания о жизни и кончин ревностного и деятельного Наставника нашего, неутомимо глаголавшаго нам Слово Божие, блаженные памяти Преосвященного Михаила, Митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского. Не представляется довольно способов исполнить сие удовлетворительным образом: отважусь, однако, сделать опыт, к которому также побуждают мня и некоторые из многочисленных почитателей незабвенного Пастыря. Есть ли повествование не будет достойно предмета: предмет достоин повествования. Московской Епархии, Богородской округи, в селе Топоркове был бедный Пономарь, по имени Михаил. В 1762 семейство его состояло из жены и сына; притом жена его еще была беременна. Сей год был для сего семейства таким временем, в которое сеют слезы, и не видят никакой надежды что некогда будут жать радость. Ноября 8-го дня, Михаил, находясь в тяжкой болезни был соборован маслом; сын его лежал в сильной оспе; а жена мучилась родами. По совершении Элеосвящения, готовящемуся к смерти отцу подан был новорожденный сын, как будто для того, чтобы он, приняв его и целуя, некоторым образом помазал его останками своего помазания. Новорожденный наречен Матфеем.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КРЕАЦИОНИЗМ [От лат. creatio - творение], религиозно-философское учение, основывающееся на признании происхождения мира через творение всемогущим Творцом. Термин «креационизм» возник в XIX в. в ходе полемики методистов и баптистов юга США с атеистами и агностиками, отрицавшими божественное происхождение мира. История К., если его понимать шире - как учение о происхождении мира через действие высших сил, неразрывна с историей религии : учение о творении мира является существенной частью большинства религ. систем. Однако строгое следование учению о творении предполагает происхождение мира от трансцендентной причины и веру в личного всемогущего Творца. Именно в авраамистических религиях - иудаизме, христианстве, исламе - появляется учение о том, что творение и Творец не совечны, что творение мира происходит из ничего (ex nihilo), что Бог провиденциально заботится о сотворенном мире. В силу строгого определения К. деизм , пантеизм , нетеистические религиозно-философские учения не могут быть классифицированы как креационистские. Промежуточное положение занимает панентеизм , согласно к-рому Бог через творение мира различным образом проявляет Себя, одновременно трансцендентен и имманентен миру - имманентен Своими действиями, трансцендентен сущностью. Отличие христ. К. от его интерпретаций в философии и нехрист. религ. доктринах состоит в догмате об участии всех Лиц Св. Троицы в сотворении мира из ничего. Второй член Никео-Константинопольского Символа веры особо подчеркивает действие Сына при творении: «Им же вся быша». Сщмч. Ириней Лионский говорит об этом так: «Творец же мира есть Слово Божие, и это Господь наш, Который в последние времена сделался человеком и существовал в этом мире, невидимо же содержит все сотворенное и внедрен во всем создании, потому что Слово Божие всем управляет и располагает; и для того Он видимо пришел к своим, и стал плотию, и простерся на древе, чтобы все восстановить в Себе» ( Iren. Adv. haer. V 18. 3).

http://pravenc.ru/text/2458993.html

Настоящий день есть один из тех, в которые Церковь с особенною торжественностию призывает нас к исполнению Апостольскаго завещания, мною теперь прочитаннаго. По ея установлению мы воспоминаем ныне Богомудраго наставника нашего, Святителя Алексия, который как во все время Святительства своего с благодатною силою глаголал слово Божие в назидание словеснаго стада Христова, так особенно потрудился в чистом изглаголании слова Божия, когда Славенское преложение святаго Евангелия с Греческим подлинником поверил, и от несовершенств стараго наречия, и от описок невнимательных переписчиков, очистил и исправил. Сей подвиг важен, между прочим, потому, что чрез него Святитель, Богом просвещаемый, предварительно обличил неправое мнение людей, явившихся после него, которые даже доныне утверждают, будто в священных и церковных книгах, и описку переписчика исправить, и непонятное слово перевода заменить понятным, непозволительно и противно Православию. Они говорят: по старым неисправленным книгам спасались и спаслись известные Святые; такия книги поправлять, значит, портить. Если бы так разсуждал святый Алексий: то конечно не стал бы он ни поверять перевод, ни поправлять рукопись Евангелия; а должен был взять книгу Евангелия, какая в его время находилась в Успенском Соборе, и сказать: по сей книге спасался и спасся Святитель Петр; нечего здесь поверять и исправлять. Но он поверял и исправлял: и потому очевидно не так разсуждал, как новые ревнители не очень старой старины, а точно также, как и древле и ныне разсуждает православная Церковь , то есть, что спасительная истина Христова и в неисправленных и исправленных священных и церковных книгах одна; но что, для сохранения и распространения сей самой истины, исправная книга лучше неисправной. Как предначинание и оправдание церковнаго изследования и исправления книг в последовавшия времена, Провидение Божие сохранило нам изследованную и исправленную Святителем Алексием книгу святаго Евангелия: и она являлась очам вашим в самое сие священнослужение, быв несена диаконом во святый олтарь.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010