О таинствах Необходимая человеку для спасения души благодать Божия дается ему в таинствах Православной Церкви. Таинствами называются такие священнодействия, в которых, под видимыми действиями священнодействующего, на человека невидимо, тайно действует спасительная сила Божия, или благодать. Таинств семь: крещение, миропомазание, покаяние, причащение, священство, брак и елеосвящение. Крещение В беседе с Никодимом Иисус Христос указал на необходимость таинства крещения для получения Царства Небесного: «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» ( Ин.3:5 ); по воскресении Своем Спаситель сказал ученикам: «идите научите все народы крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» ( Мф.28:19 ), потому что только тот спасется, «кто будет веровать и крестится» ( Мк.16:16 ) . Крещение есть такое священнодействие, в котором верующий или младенец (последний по вере восприемников), отреклась от диавола и всех дел его, при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни плотской греховной и рождается от Бога Духа Святого в жизнь духовную, святую. В таинстве крещения всякий человек прежде всего освобождается от наследственного Адамова греха, а если крещается взрослый, то и от его собственных грехов; делается сыном Бога и присоединяется к Церкви Христовой. Неосмысленные младенцы крещаются по вере восприемников, или крестных отца и матери. Что вера восприемников может заменить веру самих детей видно из Евангелия: Спаситель исцелил бесноватую дочь хананеянки по вере матери (§ 88), воскресил дочь Иаира по вере отца (§83), исцелил слугу сотника по вере сего последнего (§89). Восприемники становятся с крещаемым у купели, или большого сосуда с водой, имея зажженные свечи в руках в знак того, что христианское учение, как свет, просвещает душу человека. Священник молится Богу, чтобы Он изгнал из крещаемого всякого лукавого и нечистого духа и сделал бы его членом Церкви и наследником вечного блаженства. Крещаемый (за младенца – восприемники) отрекается от диавола, обещает слоить Христу и читает символ веры . Затем освящается священником вода в купели; у крещаемого помазываются части тела, освященным елеем (маслом). Потом крещаемый трижды погружается в воду с произнесением слов: «Крещается раб Божий или раба Божия (имя)во имя Отца и Сына и Святаго Духа». По выходе крещаемого из купели на него возлагается белая одежда, в знак чистоты его души и крест, в знак веры в распятого Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

свящ. Николай Богатырёв А Агиасма (греч. γιασμς – святыня). Так называется: 1) Вода, освященная по чиноноследованиям или св. богоявлений (великая агиасма), или малого освящения воды (малая агиасма). 2) „Кроме сего агиасма, т. е. святыня, по словам преосвященного автора Нов. Скрижали, означает и антидор. И потому запрещенные (и вообще не удостоившиеся причащения за литургией Тела и Крови Христовых) ради утешения вместо Тела Христова не лишаются благословенного хлеба или антидора, а вместо Крови могут пить богоявленскую воду“ (Нов. Скриж. ч. IV. гл. 9, §7. Изд. Кораблева и Серякова, Спб. 1870 г.). Агнец – слово заимствованное и происшедшее от греч. слова γνς – чистый, незлобивый. (Слов. правосл. церк. богослуж. языка свящ. В. Михайловског о. Спб. 1875 г.). Буквально – ягненок, по своим природным свойствам, кроткий, незлобивый. – В ночь исхода израильтян из Египта и освобождения их от рабства египетского именно это кроткое животное Божиим изволением избрано было для жертвы пасхальной (исходной) и его кровью помазаны были двери домов израильтян. Этот жертвенный агнец, кровь которого спасла евреев от руки ангела, избившего первенцев египетских и плоть которого питала евреев пред их путешествием в землю обетованную, был прообразом Спасителя мира, И. Христа, Который, яко единолетний агнец, волею за всех заклан быст (Пасх. песн.). Посему Иоанн Креститель, увидев мимошедшего Иисуса Христа, и, указывая на Него, сказал своим ученикам и народу, приходившему к нему креститься: „Се Агнец Божий. вземляй грехи мира!“ ( Ин.1:30 ). Самому Господу Иисусу Христу угодно было усвоить Себе имя Агнца в царстве славы – на небе. Именно св. Иоанн Богослов и Тайновидец видел Его под образом Агнца, яко заколенного, стоящего на престоле небесном и приемлющего славословие Церкви небесной, пред Которым святые прославленные оставляют престолы свои и слагают венцы свои и поют Ему: аллилуиа! ( Откр.4:4–10 ; Откр.5 ; Откр.14 ). Посему и св. Церковь , согласно с словом Божиим, усвояет имя Агнца Иисусу Христу в таинстве Евхаристии, называя Агнцем ту часть св. хлеба, которая во время проскомидии вынимается из просфоры и предназначается к таинственному пресуществлению в самое Тело Господа Иисуса Христа. (Слов. свящ. В. Михайловског о).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Агиасма великая Богоявленская святая вода называется в Православной Церкви великой Агиасмой – великой Святыней. К освященной воде христиане с древних времен имеют благоговение. На ектении великого освящения воды Церковь молится: «О еже освятитися водам сим, и дароватися им благодати избавления (спасения), благословению Иорданову, силою и действием и наитием Святаго Духа». «О еже быти воде сей, освящения дару, грехов избавлению, во исцеление души и тела черплющим ю и емлющим, во освящение домов .. и на всяку пользу изрядну (сильную)». В этих прошениях и в молитве священника на освящение воды Церковь свидетельствует о многообразных действиях благодати Божией, подаваемой всем, с верою «черплющим и причащающимся» этой Святыни. Святость воды очевидно для всех проявляется и в том, что она длительное время сохраняется свежей и неповрежденной. Еще в IV веке об этом в 37-й беседе на Крещение Господне говорил св. Иоанн Златоуст : «Христос крестился и освятил естество вод, и потому в праздник Крещения все, почерпнув воды в полночь, приносят ее домой и хранят во весь год. И так вода в существе своем не портится от продолжения времени, почерпнутая ныне целый год, а часто два и три года остается свежей и неповрежденной, и после толикого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источника». Эту Святыню Церковь употребляет для окропления храмов и жилищ, при заклинательных молитвах на изгнание злого духа, как врачевство; назначает ее пить тем, кто не может быть допущен до Святого Причащения. С этой водой и Крестом священнослужители в праздник Богоявления посещали раньше дома своих прихожан, окропляя их и жилища, и, таким образом, распространяли благословение и освящение, начав с храма Божия, на всех чад Церкви Христовой. В знак особого почитания Богоявленской воды как драгоценной великой Святыни в Крещенский Сочельник и установлен строгий пост, когда или совсем не полагается вкушение пищи до Крещенской воды, или допускается принятие малого количества пищи. Однако с надлежащим благоговением, с крестным знамением и молитвой можно пить святую воду без какого-либо смущения и сомнения и тем, кто уже что-нибудь вкушал, и во всякое время по потребе. Церковь в богослужебном Уставе (см.: Типикон, 6 января) дает на этот счет ясное и определенное наставление и разъяснение те, которые отлучают себя от святой воды ради преждевременного вкушения пищи, «не добре творят» «не вкушения ради ястия (пищи) нечистота в нас есть, но от скверных дел наших, очищени же от сих пием без сомнения сию святую воду» (см. Типикон, 6 января) 1 (4,с.159–160).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Преподобный Макарий Оптинский 20 сентября мы празднуем память великого Оптинского старца преподобного Макария (1788–1860), сотаинника преподобного Льва, наставника преподобного Илариона, преподобного Анатолия (Зерцалова) и самого прославленного Оптинского старца Амвросия. Последним днем земной жизни старца стал день предпразднства Рождества Божией Матери, к Которой старец питал глубокую сердечную веру и преданную любовь. Преподобный Лев как-то сказал о старцах Оптинских: «Отец Моисей и отец Антоний – великие люди, а Макарий – свят». Воспоминания современников о духовной помощи старца Макария и его собственные советы о духовной жизни звучат своевременно и назидательно и в наши дни. Корми жену и детей Один казенный крестьянин Крапивенского уезда Тульской губернии, по имени Петр, имевший жену и детей, при жизни старца Макария коротко знавший его, с давнего времени имел стремление к подвижнической жизни. Раз как-то он сильно увлекался помыслами оставить жену и детей, дабы ради спасения душевного проводить жизнь отшельническую. Но вот он увидел во сне покойного старца, который будто явился ему среди Оптинского скита, одетый в рясу; а на голове у него была простая монашеская шапка. Подошедши к Петру, старец крепко взял его за руку своими обеими руками и, держа так, сказал: «Петр! Оставь свое намерение. Корми жену и детей. Это тебе будет полезнее. Да смотри свою гордость!» (то есть чтобы не упускал из виду мнения о себе, что будто он жил благочестивее других). После этого сна день и ночь смущавшие Петра помыслы рассеялись как дым, и он уже спокойно проводил семейную жизнь . Макарий идет! «Был и еще замечательный случай. Один из людей образованного круга имел несчастие подвергнуться припадкам беснования. Родные его обратились за помощью к искуснейшим докторам. Те долго лечили больного дома, наконец послали его за границу к водам, но облегчения не было. Признаки беснования были очевидны, ибо припадки болезни совпадали с днями нарочитых церковных праздников, а конвульсии усиливались от прикосновения священных предметов: Святого Креста, Евангелия, богоявленской воды. В заключение всего больной не в состоянии был добровольно приступать к таинствам покаяния и причащения Святых Таин . Несмотря на то, родные его боялись или не хотели назвать болезнь страдальца своим именем.

http://pravoslavie.ru/73715.html

Более пяти тысяч паломников собралось на Богоявление в Успенском Аланском монастыре Ставрополь, 21 января 2008 г. Центром праздника Богоявления в Северной Осетии стал Успенский Аланский мужской монастырь, расположенный на берегу горной реки Фиагдон. Монастырь создали несколько лет назад в Куртатинском ущелье, где до восемнадцатого века находился чудотворный список Иверской иконы Божией Матери – дар святой царицы Тамары. В XIX столетии здесь уже возрождали церковную жизнь, но в советские годы храмы были закрыты, да и само ущелье опустело. Монахи Успенского Аланского монастыря восстановили старинную церковь Святых жен-мироносиц. Идет строительство Иверского храма, возводимого по древним образцам. Монастырь быстро стал одним из духовных центров Осетии-Алании. Каждую неделю сюда приезжают верующие, чтобы помолиться в обители, приступить к таинствам Покаяния и Причащения. Ежегодно, в сентябре, приходят сотни людей, чтобы принять Святое Крещение. На праздник Богоявления в монастыре собираются тысячи человек, сообщает сайт Ставропольской епархии. В 2008 году на праздничную службу и чин великого освящения воды в Фиагдон приехало со всех концов Республики Северная Осетия более пяти тысяч человек. Богослужение в монастырском храме возглавил Епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан. Накануне Владыка совершил освящение воды в Михаило-Архангельском храме города Грозного и праздничное всенощное бдение во владикавказском соборе святого великомученика и Победоносца Георгия. После праздничной Божественной литургии в храме Святых жен-мироносиц духовенство и верующие Крестным ходом прошли к берегу реки Фиагдон, где Епископ Феофан совершил великое освящение воды в воспоминание об иорданском крещении Господа нашего Иисуса Христа. Затем верующие приступили к совершению традиционного погружения в воду освященной реки. Многие в эту ночь также приняли Таинство Святого Крещения. " То что мы видим здесь сегодня, то что мы переживаем, - сказал епископ Феофан, - это опыт живой веры, это свидетельство того, что Православие неразрывно связано с жизнь осетинского народа " . Позже, в день праздника, Епископ Феофан посетил Богоявленский Аланский монастырь в Алагирском ущелье, где также совершил великое освящение воды на монастырском озере при стечении верующих.  21 января 2008 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Православный календарь на каждый день. Новые книги издательства «Вольный странник». Анонсы предстоящих мероприятий. Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/25544.html

Замечательно то, что больная везде и всюду чувствовала присутствие святой воды и всячески избегала ее. Мать же, призывая на помощь Бога, никогда не теряла надежды на уврачевание дочери святой водой. Через некоторое время больная стала намного тише и к Причащению Святых Христовых Таин подходила уже спокойнее, и даже со слезами. Через год она тихо, как истинная христианка, скончалась. Благодать Великой Агиасмы 43 Господи, не помяни греха юности моей! «В 1881 году, – рассказывал один уважаемый московский протоиерей, – в первых числах января я был приглашен на одну квартиру близ храма Христа Спасителя отслужить молебен. Во время служения молебна со мной рядом стояла старушка, которая в продолжение всего молебна горячо молилась и непрестанно вполголоса повторяла: “Господи, не помяни греха юности моей!” По окончании молебна хозяин дома пригласил старушку подойти ко мне и отрекомендовал: это его дорогая мать. Затем я был приглашен вкусить хлеба-соли. Во время обеда почтенную старушку посадили рядом со мной, и я имел возможность расспросить ее о причине того, почему она повторяет часто одну и ту же фразу: “Господи, не помяни греха юности моей!” Она, глубоко вздохнув, ответила: “Если вас интересует, я расскажу вам об этом подробно. Родилась я от благочестивых православных родителей, которые были богаты. Но не судил мне Господь унаследовать ни их благочестия, ни богатства, потому что родители мои умерли в годы моей молодости. А опекуном мне назначили родного моего дядю, человека, не тем будь помянут, страшно жадного. Он все имение, принадлежащее мне, сумел сделать своей собственностью, а меня, семнадцатилетнюю, хотел выдать замуж за своего крепостного крестьянина. Я была беспомощна, и все бы совершилось по желанию дяди, если бы только не пришла ко мне помощь Божия по молитве моих благочестивых родителей. В это время из Петербурга приехал гвардейский офицер, имение которого было рядом с имением моих родителей. В храме Божием он случайно увидел меня. Мы друг другу понравились, и он, зная, что я дочь богатых родителей, познакомился с моей родной бабушкой. Тогда я жила у нее, и она, как заядлая староверка, и меня заразила своим раскольническим настроением. Потому я, официально числившаяся православной, в глубине души была врагом Православия. Бабушка воспользовалась расположением ко мне будущего моего мужа и, выдавая меня за него замуж, постаралась взять с него клятвенное обещание, чтобы он меня не принуждал быть православной. Он обещал и, по своему благородству, после вступления со мной в брак никогда ни словом не напомнил мне, что мы с ним разной веры.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/troits...

Типичный формуляр в В. С. содержит коллекту (иногда 2-ю альтернативную, помеченную как Item alia), молитву оффертория (Super oblata - Над дарами), praefatio (Vere dignum - Воистину достойно (по первым словам)) и заключительную молитву (Ad complendum; также Postcommunio - После Причащения). Иногда к этим текстам добавляется молитва священнического благословения (Super populum - Над народом). В В. С. отмечены 22 праздничных дня. Формуляры по месяцам распределены неравномерно: более половины сосредоточены в разделах VIII, XVIII и XXVIIb - XXXIV (апр., июль, сент., окт.). Из Великих праздников есть только Вознесение и Пятидесятница (разделы IX-XI). Упоминаются посты 4, 7 и 10-го месяцев, но среди интерполяций указания на пост встречаются чаще (разделы X, XII, XVI, XXVII, XLIII). Один из формуляров в сент. имеет пасхальный характер. Содержание формуляров часто не совпадает с тем, что обозначено в заглавии (напр., память папы Сильвестра в разд. XXXIV названа как дата кончины (natale), а формуляр дан на перенесение мощей (depositio)). Канон мессы (главная часть службы - анафора и «Отче наш») в В. С. отсутствует; кроме praefatio встречаются лишь тексты изменяемых в особые дни отдельных частей анафоры: Communicantes (для праздников Вознесения и Пятидесятницы), Hang igitur (для крещальной литургии Пятидесятницы, чинов посвящения дев, поставления епископа, брака и погребения), Quam oblationem (для ежегодного празднования дня рукоположения епископа). 6 молитв в конце сент. объединены под титулом «Incipit velatio nuptialis» (Здесь начинаются [молитвы] брачной церемонии) (разд. XXXI). В разд. XI выписаны молитвы «против врагов кафолической веры», т. е. язычников. Отдельным блоком выписаны молитвы рукоположения епископов, пресвитеров и диаконов (разд. XXVIII) и посвящения дев (разделы XVI, XXX). В разд. XXXII приводятся молитвы на случаи засухи (De siccitate temporis) и войны; в разд. XXXIII - молитвы из чина погребения (Super defunctos); в разд. XLIII др. рукой написаны молитвы благословения богоявленской воды. Кроме молитв мессы и чинопоследований таинств в В. С. (среди интерполяций) есть 45 формуляров с молитвами суточного круга - Orationes et preces diurnae (Молитвы ежедневных нужд - 7 молитв утрени и вечерни) (разд. XVIII).

http://pravenc.ru/text/150449.html

Однокоренное слово «ϒιασμς» (от греч. ϒιζω - освящать) стало terminus technicus для чинов освящения воды в греч. Евхологиях (см. Богоявление, Крещение, Водоосвящение). Отсюда новогреч. ϒασμα, ϒιασμα - святой источник. Церковнослав. язык воспринял слово    в значении «святая вода»: «Агиасма еже есть освященая вода» (Дубенский сборник, XVI в.). Обычно обозначает святую воду только великого водоосвящения; часто употребляется сочетание «великая А.». Иногда встречающееся новообразование «малая А.» (НКС. Т. 4. С. 651) обозначает святую воду малого водоосвящения. Великая А., т. е. богоявленская вода, или вода таинства Крещения, является одной из главных святынь правосл. Церкви и имеет широкое литургическое употребление (см. Вода в богослужении). Великую А. пьют в случае канонических или иных препятствий к Причащению Св. Таин. Совр. Требник предписывает в этих случаях вкушать натощак А. и антидор (см. чин исповеди, послеисповедное увещание; Вениамин. Новая скрижаль. С. 371, 478). В Чиновнике новгородского Софийского собора предписано не вкушать на литургии после Причащения даже теплоты и антидора до окончания чина водоосвящения в день накануне Богоявления, с тем чтобы вкусить великой А. натощак. Великая А., остающаяся после совершения таинства Крещения, выливается в «место непопираемое» (Номоканон при Большом Требнике, ст. 199). В XV-XVII вв. на Руси существовал особый чин Причащения богоявленской воды, «егда несть леть причаститися животворящих Христовых Таин, Плоти и Крови», совершавшийся «по совету духовного настоятеля, егда время повелит». О чудесных свойствах богоявленской воды упоминает уже свт. Иоанн Златоуст: «В этот праздник в полночь все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят весь год... Существо этой воды не портится от продолжительности времени, но... целый год, а часто два или три года она остается неповрежденною и свежею, и после столь долгого времени, не уступает водам, только что взятым из источников» (De Baptismate Christi//PG. 49. Col. 366b; Типикон.

http://sedmitza.ru/text/933532.html

По прочтении молитвы священник трижды погружает крест в сосуд с водой при троекратном пении тропаря Богоявлению «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи». Погружение креста в воду отличает чин великого (и малого) водоосвящения от того чина, который входит в состав Таинства крещения, где вода освящается через погружение руки священника в нее и помазание воды освященным елеем. Затем священник кропит святой водой на четыре стороны и окропляет ею верующих. Поется стихира праздника Богоявления «Воспоим, вернии...». По окончании стихиры хор поет «Буди имя Господне», и следует отпуст Божественной литургии. Святая вода, освящаемая в праздник Богоявления, называется в церковном Уставе «великой святыней». Употреблять ее принято только натощак (что, впрочем, противоречит указанию Типикона и Минеи). Сосуд с освященной водой всегда стоит в храме; верующие хранят богоявленскую воду в домах в течение всего года. Освященная на Богоявление вода используется для питья, для помазания, для окропления людей, храма, домов, различных предметов. В соответствии со словами чинопоследования она воспринимается как «нетления источник, освящения дар, грехов разрешение, недугов исцеление». В Древней Руси существовал даже особый чин «причащения» святой воды, а в византийских дисциплинарных правилах (в частности, в Номоканоне Иоанна Постника ) принимать святую воду дозволялось тем, кто по каноническим причинам был отлучен от Таинства Евхаристии. Это, впрочем, никоим образом не означало, что святую воду воспринимали как субститут причастия. Малое водоосвящение Чин малого водоосвящения совершался в Константинополе 1 августа, в праздник Происхождения Древ Честного и Животворящего Креста Господня. В этот день в столице Византии совершалась процессия с Древом Креста (ее в X в. подробно описывает император Константин VII Багрянородный), и животворящее Древо погружалось в воду. Другой традицией, которая, возможно, повлияла на становление чина малого водоосвящения, был обычай омовения в источнике константинопольского Влахернского храма Пресвятой Богородицы. К XII веку малое освящение воды совершалось в Константинополе 1-го числа каждого месяца. Наиболее ранние сохранившиеся рукописи чина малого водоосвящения датируются XI и XII веками.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

«Днесь тварь просвещается, – поёт святая Церковь , – тецем убо на Иордан и возопиим: явися благодать Божия, спасительная всем человекам». «Приидите, увидим вернии, где крестися Христос. Да последуем к Иордану просветить и обновить свое греховное естество». Днесь «Иисус живота Начальник, грядет разрешити осуждение Адама Первозданного» 123 , т. е. согрешившего и доселе согрешающего человека. Днесь Он (как бы вновь) крещается 124 . Поэтому и мы «придем и вси облечемся в Него, да согреемся, покрыет бо нагие и просвещает темные: пришёл еси и явился еси, Свет неприступный 125 . Днесь, братия и сестры, люди Божии освящаются богоявленской благодатью и как бы вновь крещаются, а вместе с ними освящается и вод естество. «Днесь Владыка прииде освятити естество водное» 126 , – поёт святая Церковь . «Днесь Христос влагает (даёт) освящение воде и душам нашим очищение бывает» 127 . «Жаждущие на воду идите, кропит бо водою, обновляя, Христос приступающих к Нему с верою... и крещает Духом» 128 . «Жаждущие, на воду идите, – настойчиво зовёт святая Церковь , – и почерпим воду с веселием от источника спасения». «Приидите, приимите вси Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия, явльшагося Христа» 129 . Братия и сестры! Сколько духовных благ, сколько духовной радости дарует нам сегодня святая Церковь ! Вчера (в сочельник) она освящала и сегодня освящает воду одним и тем же богослужебным чином. Одна и та же крещенская, богоявленская вода, вода благодатная, святая. Вода крещенская – святыня наша, нужная на всякую потребу духовную и телесную. Будем же достойны этой святыни. Будем помнить, что её освящающая и целительная сила даётся лишь достойным и верным. Господи, услыши ны, Иже во Иордане креститися изволивый и освятивый воды, благослови всех нас... и сподоби... освящения Твоего причащением воды сея, и да будет нам, Господи во здравие души и тела. Аминь. Читать далее Источник: Путь к пробуждению : Сб. великопост. и пасх. поучений и бесед (триоди постной и цветной)/Протоиерей Александр Ветелев. - М. : Рус. хронограф, 2002. - 351 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010