Самуил» - в ГРМ. В 2004 и 2008 гг. 11 фрагментов фресок из ГЭ были переданы на хранение на Украину. В настоящее время они экспонируются в музее истории Михайловского собора. Причащение апостолов. Мозаика Михайловского собора. 1113 г. Причащение апостолов. Мозаика Михайловского собора. 1113 г. Описание живописи, составленное архидиак. Павлом Алеппским, сыном Антиохийского патриарха Макария, в сер. XVII в. прибывшего в Москву, и сохранившиеся фрагменты росписи позволяют представить систему декорации храма. В алтаре находилось изображение Богоматери «Оранта»; под ним располагалась композиция «Евхаристия», центральная часть которой сохранилась (экспонируется на хорах Софийского собора в Киеве); ниже шел фриз ростовых фигур св. отцов (не сохр.). По описанию архидиак. Павла, алтарь Михайловского собора «…похож на алтарь Св. Софии и монастыря Печерского… На передней (восточной) его стороне есть изображение Владычицы, стоящей, воздев свои пречистые руки с открытыми дланями, из позолоченной мозаики… также изображение Господа, который подает своим ученикам, стоящим с обеих сторон, хлеб и кровь божественные… Под ними кругом изображения архиереев - все из мозаики» ( Павел Алеппский. Путешествие. 1897. Вып. 2. С. 73). Архидиак. Стефан. Мозаика Михайловского собора. 1113 г. Архидиак. Стефан. Мозаика Михайловского собора. 1113 г. Роспись собора К. З. м. не только имела очевидное сходство с декорацией алтаря Софийского собора, но и обладала иконографическим, композиционным и стилистическим своеобразием. Композиция «Причащение апостолов», занимавшая апсиду и стены вимы, помимо 12 апостолов, направлявшихся к Спасителю, включала 8 апостолов из числа 70, представленных фронтально (сохр. только изображение ап. Фаддея). В том же регистре, на лопатках вост. столбов, обращенных в алтарь, были помещены друг против друга вмч. Димитрий Солунский и архидиак. Стефан. Такое подчеркнутое выделение образа вмч. Димитрия связывается с патрональным характером образа святого, соименного отцу заказчика - вел. кн. Изяславу (Димитрию). Др. особенностью программы декорации собора являлось изображение 2 столпников на зап. гранях тех же лопаток ярусом выше. Их фигуры фланкировали пространство алтаря, подчеркивая высокое значение монашеского образа жизни. По всей видимости, мозаикой был украшен только центральный алтарь собора. В отличие от собора Софии Киевской, где мозаика покрывала в т. ч. зап. грани вост. столбов, в соборе К. З. м. фигуры арх. Гавриила и Пресв. Богородицы из композиции «Благовещение» были выполнены в технике фрески. Под ними располагались фронтальные фигуры пророков Захарии и Самуила, ниже - святителей. Над «Благовещением», на склонах подпружных арок, так же как в Софийском соборе, помещались медальоны с изображениями 40 Севастийских мучеников. От росписи купола и сводов не дошло достоверных фрагментов, поэтому судить о ее программе можно только по аналогии с др. памятниками.

http://pravenc.ru/text/1684565.html

В XI–XV веках Святой Иосиф – неизменный персонаж канонических композиций «Рождество Христово», «Сон Иосифа», «Сретение», «Бегство в Египет» монументальной византийской живописи храмов (Рождество Христово. Начало XI в. Мозаика. Монастырь Осиос-Лукас, Дельфы, Греция; Принесение во храм. Начало XI в. Мозаика. Монастырь Осиос-Лукас, Дельфы, Греция; Сон Иосифа. XI в. Фреска. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Атени Сиони, Грузия; Рождество Христово. 1100 г. Мозаика. Церковь Успения Богоматери, Дафни, Греция; Рождество Христово. 1143–1151. Мозаика. Церковь Марторана, Палермо, Сицилия; Рождество Христово. 1143–1150. Мозаика. Палатинская капелла, Палермо; Сон Иосифа. Бегство в Египет. 1143-1150. Мозаика. Палатинская капелла, Палермо; Сретение. XII в. Фреска. Спасо-Преображенский Мирожский монастырь, Псков; Путешествие в Вифлеем. 1316–1321. Мозаика. Монастырь Хора в Константинополе, Стамбул, Турция; Рождество Христово. 1316–1321.Мозаика. Монастырь Хора в Константинополе, Стамбул; Сон Иосифа. 1316-1321.Мозаика. Монастырь Хора в Константинополе, Стамбул, Турция; Рождество Христово. 1497. Икона. Кирилло-Белозерский художественный музей-заповедник, Кириллов). Из этого круга росписей и мозаик хотелось бы выделить фреску XII века из новгородской церкви Благовещения на Мячине (в Аркажах), в которой отразилась во всей полноте сама суть Святого Иосифа. Источником торжественно-возвышенной композиции «Иосиф ведет Марию в свой дом» (1189 г. Фреска. Церковь Благовещения в Аркажах, Новгород), достаточно редко встречающейся в живописи, могли послужить не дошедшие до нас иллюминированные рукописи Константинополя X–XI веков или специально созданные книги образцов фресок Статная фигура Иосифа значительно выше по росту и крупнее по формам, чем детская фигурка юной Марии. Он представлен не молодым, но и не старым. Убеленный сединами, умудренный годами и опытом человек, с суровым выражением аскетического лица, властным решительным жестом берет за руку робкую и покорную Марию, увлекая ее за собой. Таким образом, выразительным языком поз и жестов подчеркивается значительность фигуры Иосифа в евангельской истории и важность его роли, как хранителя и защитника Девы Марии.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Шарль Диль (французский историк) Иллюстрации 1 Медная монета Юстиниана, выбитая в Равенне в 560 г. Золотой солид Юстиниана Консульский диптих Юстиниана Печать (свинцовая булла) Юстиниана Серебряный медальон Юстиниана Император Юстиниан (мозаика в Равенне) Император Юстиниан (мозаика) Медная монета Юстиниана Золотой солид Юстиниана Золотая медаль Юстиниана Статуя Юстиниана на Августеоне, по рисунку Нимфириуса Серебряный диск с изображением императора, найденный в Керчи Медная монета. Юстиниан на троне Обрывок византийской ткани Императрица Феодора (мозаика) Византийская ткань из Египта Костюмы женщин в VI веке (мозаика) Византийская ткань из Египта Девы мудрые и девы неразумные. Миниатюра Золотая пластинка с изображением императрицы Бюст женщины VI века (Амалазунты?) Печать (свинцовая булла) Иоанна апоэпарха Костюмы женщин VI века Ободок из слоновой кости на кафедре Максимиана Ободок из слоновой кости на кафедре Максимиана Обрывок туники Византийская ткань из Египта Пилат и Евреи (Миниатюра из Codex Rossanensis) Христос перед Пилатом (Мин. из Cod. Rossan.) Отделка из мрамора и перламутра стен церкви в Паренцо Развалины дома Юстиниана в Константинополе Прошивка рукавов Христос на троне среди ангелов (мозаика) Св. дева Мария на троне среди ангелов (мозаика) Хитон мужчины Печать Трибониана Мозаика абсида церкви св. Виталия в Равенне Восточная ткань VI века Серебряная чаша, найденная в Березове, в Сибири Прошивка рукавов Кайма византийской ткани Женский хитон: отделка и прошивка Печать или свинцовая булла консула Павла Мозаика арки в церкви Космы и Дамиана Золотой солид Юстиниана Диптих Магнуса, консула 518 г. Вход И. Христа в Иерусалим (миниатюра) Дворец Теодориха в Равенне Благословляющий Христос (мозаика) Печать Траземунда, короля вандалов Серебряная монета Аталариха Теодат, изображение на медной монете Сереб. монета Витигеса с изобр. головы Юстиниана Гробница Теодориха в Равенне Обломки золотой брони Теодориха Пиксида из слоновой кости Пиксида из слоновой кости Пиксида из слоновой кости

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/yu...

В 4 Новг. Летописи повторяется та же самая запись, какая находится и во 2 Новг. Летописи, без всякого изменения 10 . По этим указаниям летописей, годом обретения иконы полагается год 1113 11 , вместе с основанием Николаевского Дворищского храма. Но с этим указанием не согласно сказание рукописного повествования об иконе, по которому князь Мстислав получил исцеление при епископе Никите, управлявшем Новгородской епархией с 1096 до 1108 года 12 . По этому сказанию, время обретения иконы и последовавшего затем исцеления должно относиться не к 1113, а к последним годам святителя Никиты († 1108). Если принять 32-й год жизни Мстислава, соответствующий 1108 году, за время обретения чудотворной иконы, то год этот будет согласен с обстоятельствами жизни князя и святителя Новгородского. Напротив, 1113-й год не может быть принят за время болезни и чудесного исцеления князя потому, что в продолжение 1111, 1112 и 1113 годов великий князь занят был военными действиями, лично предводительствуя своей дружиной вне пределов Новгородских. Так, например, в 1 и 2 Новг. летописях, под 1113 годом, соединяется и личное поражение Мстиславом Чуди на Бору и заложение Николаевского храма, последовавшее за исцелением князя от болезни. Но такое соединение трёх различных обстоятельств под один год с первого взгляда представляется невероятным. Недоумение же в нашем мнении только одно, именно касательно протекших пяти лет между преставлением св. Никиты в 1108 году и заложением Николаевского храма в 1113 году; но это недоумение разрешается некоторыми обстоятельствами того времени. Хотя получивший исцеление благоверный князь, по усердию своему, не медлил исполнить обет свой и принести благодарность Господу Богу и угоднику Его Святителю Николаю основанием близ своего двора Николаевского храма; но в заложении оного могла произойти медленность от некоторых случайных причин. Первой причиной замедления мог быть недостаток в России художников, которых нужно было вызывать из Греции, тем более, что незадолго пред тем, в 1103 году, им заложена была Благовещенская церковь на Городище 13 , и приготовляем был материал на построение каменного города (1116) 14 и Георгиевского храма в Юрьеве монастыре (1119) 15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Козлов Иван Учитель в Московской губернии Кузьминский Александр Диакон Лабутин Семен Учитель 2-кл. училища на станции Узловой Сызрано-Вяземской ж. д. Миляев Михаил Учитель Ульяновского училища Зубцовского уезда Нестеров Сергей Учитель Грузинского училища Новоторжского уезда Никитин Михаил Учитель Рвеницкого училища Осташковского уезда Рыкунов Сергей Приют Цесаревны Марии для детей ссыльно-каторжных в Москве Смирнов Илья Приют Цесаревны Марии для детей ссыльно-каторжных в Москве Смирнов Семен Учитель Михайловско-Васильевского 2-кл. училища Тверского уезда Суханов Иван Учитель Печеровского училища Корчевского уезда Цыцин Сергей Занимается частной деятельностью Выпуск 12-й 1888 г. Большаков Николай Письмовод у г. Станов. Тверского уезда Васильев Василий Служит в Ржевском отдении государственного банка Голубев Иван Учитель Старицкого городского училища Ершов Петр Умер в 1897 году Иванов Григорий Учитель Преображенск. приходск. училища в г. Ржеве Ильин Петр Учитель Неготинского училища Тверского уезда Коноплев Федор Учитель-помощник в Клинском городском училище Костомаров Семен Учитель Паснинского училища Корчевского уезда Лаврентьев Григорий Учитель Федоровского училища Корчевского уезда Ланцев Сергей Учитель Никольск. 2-кл. училища Владимир. губернии Лебедев Алексей Сведений не имеется Матвеев Илья Учитель Выдропужск. 2-кл. училища Новоторжск. уезда Онуфриев Василий Учитель Осташковского училища Новоторжского уезда Чернышев Павел Учитель городского по пол. 72 г. училища в Виленском округе в г. Ошмянах Фирсов Арсений Учитель Михайловско-Васильевского 2-кл. училища Тверского уезда Выпуск 13-й 1889 г. Балатанов Сергей Учитель Жиздринского городского училища Учитель в Московской губернии Быков Михаил Учитель Старицкого городского по пол. 72 г. училища Веселов Алексей Инок одного из Афонского монастырей Воронов Иван Учитель Трестенского училища Бежецкого уезда Горбунов Иван Умер в 1898 г. Зубков Михаил Учитель-помощник Краснохуторск. 2-кл. гор. училища Весьегского уезда Калинин Григорий

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Время обретения иконы св. Николая и за сим последовавшего исцеления, с точностью в летописях не определяется. Летописцы останавливают свое внимание на времени построения храма Николаевского в память чудесного избавления, полученного от иконы. В Новгородской I летописи, после победы Мстислава над Чудью (на Бору), под 6621 (1113) годом записано: «в тоже лето заложена бысть церквы, Новегороде, святого Николы» 631 . В Новгородской II летописи под тем же годом значится: «победи Мстислав на Бору Чудь, и церковь заложи святого Николу, в Новегороди, на княжи дворе» 632 . В Новгородской III летописи вместе с основанием церкви повествуется и об иконе св. Николая чудотворца: «в лето 6621 (1113) князь великий Мстислав Володимерович, внук в. князя Владимира, нареченный во св. крещении Георгий, заложил церковь каменную в В. Новегороде святого Николы чудотворца на княжи дворе. Того же лета образ Николы чудотворца мирликийского приплыл из Киева в В. Новград, дска круглая, и взяли на Липне, при епископе Иоанне, и тое икону устроиша в том превеликом храме на Ярославле дворище в церкви» 633 . В той же Новгородской III летописи под 6800 (1292) годом сказано, что Николаевская церковь в Липенском монастыре основана спустя после приплытия святого образа 180 лет 634 . В Новгородской IV летописи повторяется таже самая запись, какая находится и в Новгородской II летописи без всякого изменения 635 . По всем этим указаниям летописей, годом обретения иконы полагается год 1113 636 , вместе с основанием и построением храма Николаевского на Дворище 637 . Но с этим указанием несогласно рукописное сказание об иконе 638 , по коему князь Мстислав получил исцеление при святителе Никите, управлявшем новг. епархиею с 1096 до 1108 года. По этому сказанию время обретения иконы и последовавшего за ним исцеления должно относиться не к 1113 году, а к последним годам жизни святителя Никиты. Если принять 30 год жизни Мстислава, соответствующий 1106 году, за время обретения иконы; то сей год будет согласен с обстоятельствами жизни князя и святителя новгородского. Напротив, 1113 или 1112 год не может быть принят за время болезни и чудесного исцеления князя потому, что в продолжении 111, 112 и 113 годов в. князь был занят военными действиями, лично предводительствуя своею дружиною

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Накладка из слоновой кости на кафедре св. Марка в Градо Византийская капитель в ц. Аполлинария в Равенне Украшения византийцев и варваров Гильдерик, по изображ. на сереб. монете Гелимер, по изображ. на серебр. монете Византийские капители VI века в мечети Кейруана Печать стратилата Иоанна Византийская капитель VI века в Кейруане Теодат, по изображ. на медной монете Серебр. монета Теодата с изображ. Юстиниана Витигес, по изображ. на медной монете Porta Asinaria в Риме Равеннский дворец (мозаика в ц. Аполлинария) Порт Классис (мозаика в ц. Аполлинария) Тотила, по изображ. на медной монете Серебр. монета Тотилы с изображ. Анастасия Фасад ц. св. Аполлинария Nuovo Серебр. монета Тотилы с изображ. Юстиниана Монета Тейаса с изобр. Анастасия Саркофаг в Равенне Серебр. сассанидская чаша с изображ. Хозроя II Византийская стены в Антиохии Византийская капитель в ц. св. Аполлинария Равеннский саркофаг Византийская цитадель в Лемзе Византийская цитадель в Лемзе Ворота византийской цитадели в Мдаурухе Гаидра. План византийской цитадели    План византийского укрепления в Тимгале Византийская цитадель в Гаидре Византийская стена в Тебессе Реституция византийской цитадели в Гаидре 248–249 План византийской цитадели в Аин Тунга Башня византийской стены в Бежа Porta Maggiore в Риме Диптих консула Анастасия Атриум базилики в Паренцо Византийская капитель в ц. св. Виталия Миниатюры из ватиканского списка Козмы Византийские капители базилики в Паренцо Мозаика абсида собора в Паренцо Благовещение (мозаика в Паренцо) Посещение Богородицей св. Елисаветы (мозаика). Византийские капители в соборе в Паренцо Так называемый Юстиниановский водопровод близ Константинополя План и разрез цистерны Бин-бир-Дирек в Константинополе План и разрез цистерны Жеребетан-Серай в Константинополе Преображение (мозаика в монастыре на Синае) Мост на Сангариосе Византийская капитель в Салоне Наружный вид церкви св. Виталия Византийская капитель в ц. св. Виталия Пиксида VI-ro века План церкви св. Сергия и Вакха Внутренний разрез церкви св. Сергия и Вакха

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/yu...

30. 12–3 Архитектура Западных Церквей 30. 2 Мозаика, живопись (иконы, фрески, миниатюры, картины). 30. 21 Дохристианская мозаика, живопись 30. 22 Христианская мозаика, живопись 30. 221 Раннехристианская и византийская. Мозаика и живопись Поместных Православных Церквей. 30. 222 Мозаика, живопись Русской Православной Церкви 30. 222–1Иконописные школы 30. 222–2 Отдельные иконописцы, художники и скульпторы 30. 223 Мозаика и живопись Западных Церквей 30. 3 Христианская иконография 30. 31 Богословие иконы, символика 30. 32 Специальная иконография 30. 321 Изображения Святой Троицы 30. 322 Изображения Бога-Отца. 30. 323 Изображения Иисуса Христа. 30. 324 Изображения Святого Духа… 30. 325 Изображения Божией Матери 30. 326 Изображения Креста… 30. 327 Изображения святых небесных сил бесплотных 30. 328 Изображения святых 3. История религий Общие вопросы истории религий] Религии Древнего мира] Буддизм. Зороастризм. Индуизм. Ислам . Иудаизм. Конфуцианство. Сикхизм. Синтаизм] Другие религии] 4. Агиография 4. Общие вопросы 41 Жизнеописания святых неразделенной Церкви. 42 Жизнеописания восточных святых 43 Жизнеописания западных святых 44 Жизнеописания святых Русской Православной Церкви 45 Канонизация святых и составление служб. 46 Сказания о земной жизни Божией Матери 47 История чудотворных икон и других святынь… 48 Паломничество по святым местам 5. Богословие Основное богословие] 51. 1 Бог , природа и человек 51. 2 Размышления о процессах, происходящих в человеческом обществе. 51. 3 История христианской апологетики 51. 4 Общее религиоведение 51. 41 Религия и наука. 51. 42 Религия и культура 51. 5 Апология религиозных истин 51. 51 Истина Воскресения Христова 51. 6 Апология Христианства. Догматическое богословие] 52. Общие вопросы 52. 1 Триадология (Учение о Святой Троице) 52. 2 Антропология (Учение о человеке) 52. 3 Амартология (Учение о грехопадении и его последствиях) 52. 4 Христология (Учение о Лице Богочеловека и двух естествах) 52. 5 Мариология (Учение о Божией Матери) 52. 6 Догмат воскресения Христова…

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Мозаичный декор интерьера храма Воскресения Христова (Спаса на Крови) в С.-Петербурге). 1895 г. Мозаичный декор интерьера храма Воскресения Христова (Спаса на Крови) в С.-Петербурге). 1895 г. Ряд открытий древних ансамблей М. сопровождал новую эпоху в развитии этой техники. В 1848 г. были начаты работы в соборе Св. Софии в Киеве, когда под штукатуркой были выявлены древнейшие М. Вероятно, на начало этих мероприятий повлияло проведение работ в соборе Св. Софии К-польской, где древние М. были раскрыты итал. архит. Г. Фоссати, состоявшим при рус. посольстве в Стамбуле; в 1848 г. Фоссати представил свои рисунки совету Имп. АХ и те были доведены «до высочайшего сведения». Древнейшие рус. М. рассматривались как святыни: из кусочков осыпавшейся смальты, собранных в киевских соборах, Софийском и Михайловском Златоверхом, был изготовлен крест, подаренный Н. В. Закревским в 1870 г. Московскому публичному музею (ныне в ГИМ). Спас Нерукотворный. Св. князья Др. Руси. Мозаика юж. портала Троицкой ц. Свято-Успенской Почаевской лавры. Эскиз Н. К. Рериха. 1910 г. Спас Нерукотворный. Св. князья Др. Руси. Мозаика юж. портала Троицкой ц. Свято-Успенской Почаевской лавры. Эскиз Н. К. Рериха. 1910 г. Казанская икона Божией Матери. Мозаика сев. фасада Морского собора в Кронштадте. Мастер. Ф. Р. Райлян. 1913 г. Казанская икона Божией Матери. Мозаика сев. фасада Морского собора в Кронштадте. Мастер. Ф. Р. Райлян. 1913 г. С 60-х гг. XIX в. основным назначением мозаичной мастерской оставались работы над живописным убранством Исаакиевского собора в С.-Петербурге. Дорогостоящая работа и медленный темп изготовления смальты по рим. образцу повлияли на изменение методики и технологии работ. С 1878 г. производством смальты занимался рус. инженер-технолог, в 1892 г. смальтовое производство было передано из управления Имп. стекольных заводов в Имп. кабинет. С нач. 60-х гг. XIX в. в мастерской стали применять венецианский метод, изобретенный А. Сальвиати, заключавшийся в наборе М. на обратную сторону кальки с живописного произведения.

http://pravenc.ru/text/2563936.html

в Краснотурьинске Свердловской обл. (2013). Древнерус. художественные формы были выбраны для изображения событий Нового времени - в этом иконописном стиле решены композиции «Явление Пресв. Богородицы и 12 дев прп. Серафиму в день Благовещения» на фасаде келейного корпуса Св. Канавки в Дивееве (2009), «Собор Дивеевских святых во главе с прп. Серафимом Саровским» на фронтоне здания Московского подворья Серафимова Дивеевского мон-ря (2012) (все работы мастерской «Преображение»). Широкое распространение в совр. церковной М. получил тип небольшой иконы, как правило надвратной или настенной,- образ Св. Троицы (напр., в Довмонтовом городе Пскова); часто это изображение святого или праздника, которому посвящен главный престол храма,- «Св. Симеон Столпник» в ц. св. Симеона Столпника за Яузой (2011), прп. Сергия Радонежского ¾ на фасаде придельной ц. прп. Сергия при ц. во имя сщмч. Владимира, митр. Киевского, в г. Королёве Московской обл. (2012). Ист.: Послание царя Ивана Васильевича Александрийскому патр. Иоакиму…//ЧОИДР. 1884. Кн. 1. Разд. 2. С. 1 - 32; Штелин Я. Записки об изящных искусствах в России. М., 1990. Т. 1; Соловьев М. П. Мозаика на Западе и в России//Вестн. изящных искусств. СПб., 1885. Т. 3. Вып. 1. С. 73-94; Проект и смета Ломоносова для памятника Петру Великому// Макаров В. К. Худож. наследие М. В. Ломоносова: Мозаики. М., 1950. С. 212 - 226. Лит.: Кондаков Н. П. Мозаики мечети Кахрие-Джамиси в К-поле. Од., 1881; Редин Е. К. Мозаика купола Св. Софии Солунской: (К вопросу о времени ее)//ВВ. 1899. Т. 6. Вып. 3/4. С. 370-379; Карелин А. А. Церковная мозаика и ее участь в России. СПб., 1906; Berchem M. van, Clouzot E. Mosaúques chrétiennes du IVe au Xe siècle. Gen., 1924; Фролов В. А. Ломоносов и рус. мозаика//Искусство. 1940. 2. С. 152-155; Volbach W. F. Early Christrian Mosaics from the Fourth to the Seventh Cent.: Rome, Naples, Milan, Ravenna. N. Y., 1946; Demus O. The Mosaics of Norman Sicily. L., 1949; idem. The Mosaic Decoration of San Marco, Venice. Chicago; L., 1988; он же ( Демус О.).

http://pravenc.ru/text/2563936.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010