Регламент церковного служения специалиста по приходскому просвещению (единого профиля) 24 сентября 2021 г. 21:00 Документ  утвержден  на заседании Священного Синода 23-24 сентября 2021 года ( журнал 77 ). Введение Настоящий регламент разработан Межведомственной рабочей группой при Синодальном отделе религиозного образования и катехизации по поручению Высшего Церковного Совета от 17.04.2019. Регламент нацелен на решение вопроса разобщенности миссионерской, катехизической, педагогической, молодежной и социальной работы приходов Русской Православной Церкви и предполагает выстраивание практики приходского просвещения, включающей в себя все указанные направления церковного служения, на единой системной основе. Для организации целостной приходской работы важен труд специалиста, наставленного в вере, комплексно понимающего проблемы в своей области и владеющего практическими навыками в смежных областях. Современные условия, в которых существуют приходы, могут сильно различаться. Исходя из этого возможны несколько вариантов применения данного регламента: 1) работа по всем направлениям приходского служения, описанных в регламенте, может быть возложена на одного ответственного. При этом в случае отсутствия объективных возможностей для организации всех направлений функционал приходского специалиста может быть уменьшен; 2) обязанности могут быть распределены между ответственными по разным направлениям приходского служения. Кроме того, внутри каждого из направлений может существовать дополнительное распределение обязанностей с соответствующими за них ответственными (например, просветительская работа с дошкольниками, младшими и старшими школьниками; работа со студенческой молодежью; уличная миссия; оглашение; приходское консультирование; помощь бездомным и т.д.). Регламент служит основой для разработки приходом должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников, а также трудовых или гражданско-правовых договоров с ними. I. Общие положения 1.1. Труд специалиста в области приходского просвещения (единого профиля) 1 является церковным служением Богу и людям, исполнением заповедей Спасителя: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28:19-20) и «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:16).

http://patriarchia.ru/db/text/5846869.ht...

Попечительный совет о приходских бедных, при Казанской, у Калужских ворот, церкви, в Москве Кто высказывает во всеуслышание добрую христианскую мысль во славу Божию, от души и с добрым намерением, тот всегда может утешаться надеждою, что где-нибудь, вдали, или вблизи от него она падет на добрую землю и принесет свойственный ей плод. Опыт этому я видел своими глазами в своем приходе. В февральской книжке „Душеполезного Чтения» за текущий год была напечатана статья священника В. М. Сперанского: „о древней и современной нам христианской благотворительности», в которой с замечательною ясностью и удобоприложимостью к делу изложена мысль об учреждении в православных приходах „попечительных советов о приходских бедных». В конце февраля в первый раз, мне довелось слышать отзывы о предположении о. Сперанского на одном обеде, бывшем в нашем приходе, – где большая часть гостей состояла из купечества среднего состояния. Суждения произносились в пользу этого предположения и с большим одушевлением. Не много спустя, при таком же собрании, я услышал тоже самое. Передавши эту приятную новость первостатейным прихожанам своим, я в них встретил живую готовность обратить в дело и доброе предположение, и благочестивое одушевление нашего приходского общества. Подумали, посоветовались и решили просить благословения у Высокопреосвященнейшего Филарета Митрополита Московского на учреждение в нашем приходе попечительного Совета о бедных, живущих в нем. В прошении, представленном Его Высокопреосвященству, изложены были, применительно к проекту о. Сперанского, следующие правила, которые предположено было принять в руководство для деятельности новоучреждаемого Совета. 1 . К священнику и старосте церковному присоединяются для единодушного попечения о приходских бедных благонадежные лица разных сословий по одному, или по два с каждой улицы, находящейся в приходе, для собирания сведений об истинно бедных, для посещения их, разведывания их нужд и указания лучших средств для вспомоществования им. 2 . Число таких лиц строго не определяется; они не связываются никаким обязательством; вступают в число членов попечительного Совета и выходят из оного по свободному желанию и по соображению своих обстоятельств, давая только предварительно знать о сем священнику, старосте церковному и тем членам, которые желают продолжать свои труды.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

протоиерей Владимир Рожков Содержание От издательства Введение Глава I. Вероисповедание и национальность Состояние законодательства об вероисповеданиях Законодательство о старообрядчестве (краткая история) Старообрядчество в первые годы XX столетия Религиозные сдвиги в обществе. Выступление М. А. Стаховича Религиозно-философское общество Манифест 26 февраля 1903 года Старообрядческое совещание 30 декабря 1904 года Деятельность Комитета Министров по исполнению «Указа 12 декабря» Манифест 17 апреля 1905 года Законопроект 50-ти членов I Государственной Думы Законопроекты Министерства внутренних дел Комиссия II Государственной Думы и ее решения Октябристская вероисповедная комиссия Старообрядческая комиссия III Государственной Думы и ее решения Полемика в III Государственной Думе по старообрядческому вопросу Вероисповедная комиссия III Государственной Думы Борьба вокруг деятельности вероисповедной комиссии Миссионерский съезд в Киеве Решения вероисповедной комиссии Обсуждение вероисповедного вопроса в III Государственной Думе П. В. Каменский, доклад комиссии Инцидент в Государственной Думе с епископом Евлогием Продолжение полемики Обсуждение в Государственном Совете Церковно-государственная печать о крушении симфонии Выступление Святейшего Синода против законопроекта о свободе совести Глава II. Церковно-приходские школы и всеобщее образование Церковные народные школы в европейских странах Церковно-приходские школы в России до царствования Александра III Обсуждение вопроса о церковно-приходских школах в конце 1870-х, начале 1880-х годов Указ 1884 г. и стремительное развитие церковно-приходских школ Вопрос о всеобщем начальном образовании в Государственной Думе Обсуждение вопроса о кредитах на церковно-приходские школы в Государственной Думе и в печати Борьба в комиссии по народному образованию Активизация Святейшего Синода в борьбе за церковно-приходские школы Вопрос о кредитах в Бюджетной комиссии Проект о всеобщем начальном образовании Доклад комиссии по народному образованию (Е.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

Читано с сокращениями в годичном собрании Общества любителей духовного просвещения 13 декабря 1887 года. Уже не раз достопочтенное собрание Общества любителей духовного просвещения выслушивало речи о церковно-приходских школах в течение последних шести лет. Едва только поднят был в правительственных сферах в 1881 году вопрос о восстановлении значения этих школ, как Общество любителей духовного просвещения, отзывчивое на все добрые начинания и мероприятия правительства, каким бы то ни было образом касающиеся задач его, поставило этот вопрос на очереди в годичном собрании своем за означенный год, – и речь И.И. Соловьева «Об участии духовенства в деле народного образования» была прекрасным ответом на поставленный Обществом вопрос. Через три года после того, именно в октябре 1884 года, ввиду последовавшего в этот год законоположения о церковно-приходских школах, Общество, в годичном собрании своем, имело случай выслушать блестящую речь глубокого знатока дела о. протоиерея П. А. Смирнова , имевшую предметом своим «Прошедшее в церковно-приходской школе на западе в виду будущего нашей». Того же вопроса отчасти касалось Общество и в 1885 году на собраниях своих, затем в 1886 и в 1887 году на страницах своих повременных изданий. По-видимому, дело уже разъяснено достаточно, и с вопросом о церковно-приходских школах, как с вопросом, пора бы покончить, занимаясь лишь применением к делу правительственных распоряжений об этих школах, а не тем, чтобы мозолить уши слушателей и глаза читателей повторением задов. Но, к сожалению, и в правительственных сферах этот вопрос доселе остается еще не вполне разъясненным и разрешенным, и в обществе русском, наряду с людьми, искренно желающими водворения церковно-приходской школы, есть много таких людей, которые жалуются на боль в ушах, когда их касается разговор о ней. В доказательство первого я укажу хотя бы на Высочайше утвержденное в 12-й день мая текущего года и недавно опубликованное мнение Государственного Совета, который, разрешив духовному ведомству расходование ста двадцати тысяч рублей из Государственного Казначейства на потребности церковно-приходских школ, между прочим, положил: «предоставить обер-прокурору Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Предлагаемый краткий очерк Церковно-благотворительных учреждений составляет извлечение из большего по истории благотворительности труда, имеющего в скором времени появиться в печати Речь, произнесенная в годичном собрании Юридического Общества при Новороссийском университете, 19 февраля 1882 года, A.H. Кудрявцевым Содержание Приходские попечительства Братства Приходские попечительные советы и приходские благотворительные общества     Мм. Гг. Юридическое общество наше, приурочивая празднество годовщины своей к празднеству великого события в русской жизни, освобождению крестьян от крепостной зависимости, хотело, очевидно, показать тем, что оно поставляет свою деятельность в близкую связь с народной жизнью, что оно дорожит Высочайше дарованными сей последней правами, что оно желает, как было заявлено в прошлогоднем годичном собрании, присоединить свои знания к усилиям здравого смысла народа в деле улучшения народного быта. He думаю поэтому, чтобы такое вызванное крестьянскою реформою отрадное явление, как стремление духовно-просветить себя и оказать друг другу помощь братскую, о котором народолюбивая на словах пресса хранит, к сожалению, упорное молчание, не заслуживало ныне вашего, Мм. Гг., просвещенного внимания. Об этом-то отрадном явлении в народной жизни, укрепляющем в ней дарованную реформу, я и намерен, с разрешения Совета Общества, сделать краткое сообщение, прося заранее извинить, если оно, по причине требуемой временем краткости, покажется или сухим или малозанимательным. Пока было крепостное право, для благотворительной деятельности общества, особенно по селам, почти не было места. Личность помещика была единственною личностью, от которой исходила и могла исходить всякого рода инициатива. Являлись ли нужды в отношении к храму Божию, от помещиков зависело удовлетворить или не удовлетворить таковых. Являлись ли собственные нужды у причтов, опять от них одних зависело их удовлетворение: они одни могли дать материал для топлива и построек, они одни могли оказать помощь в их сельских работах, они одни могли обеспечивать их существование.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

Речь Преосвященного Анастасия : [Передача церковно-приходских школ в ведение училищных советов] Источник «Начал свою речь Преосвященный Анастасий заявлением о безусловном своем несогласии в смысле передачи церковноприходской школы в ведение училищных советов. Вопрос о церковно-приходской школе оратор считал всегда, находившимся в обществе, в общей прессе, наконец в Государственной Думе, в атмосфере особой предвзятости. У всех и всюду по этому вопросу был ряд затверженных аргументов. Вот в этих аргументах и хотел разобраться оратор. – Прежде всего, о церковно-приходской школе говорят, что она существует только на бумаге. Если так, – спрашивает оратор, – то зачем же с нею считаются, зачем включают в школьную сеть школы, которые, так сказать, не существуют. Нет, они существуют – их до 40 тысяч, и в них два миллиона учащихся. Далее говорят, что церковно-приходские школы бедны. Но бедность не порок, говорит пословица, если бедность зависит не от человека. Но в том-то и заслуга, что эта бедная школа в течение веков обогащала народ знанием. История не забудет ни того дьячка, который со своей крохотной свечкой поддерживал пламя светоча знания, рассеивал тьму, ни тех учительниц, заброшенных в дебри лесов, которые самоотверженно делают свое святое дело. Они терпеливо несли свое иго и ждали лучшего будущего. Наконец оно пришло, пришла материальная помощь. Теперь она может, снять с тружеников церковно-приходской школы лишний упрек. Говорят, что население в тех местах, где оно взяло на себя обязанность поддерживать церковно-приходские школы, тяготится ими и обращается к земству с просьбами об открытии земских школ. A разве народ не тяготится земскими сборами, за которые земства дают ему земские школы? И если бы предложили ему на выбор, освобождение от налогов или предложили бы взять школу, то он не предпочел бы школе освобождение от налогов. Но народ все-таки дал на церковно-приходскую школу 100 млн. рублей, и в одной Москве имеется 150 школ, созданных на частные средства без копейки субсидий.

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Alek...

05.08.2011 Интервью заместителя руководителя секретариата научно-богословского рецензирования и экспертной оценки Аппарата Издательского Совета С. Н. Фуфаева. Интервью заместителя руководителя секретариата научно-богословского рецензирования и экспертной оценки Аппарата Издательского Совета С. Н. Фуфаева, посвященное завершению 1 июля 2011 года переходного периода для Издательского Совета и издательств, выпускающих издания, предназначенные для распространения через систему церковной (епархиальной, приходской, монастырской) книготорговли. 1 . Вся ли литература должна иметь гриф Издательского Совета? Можно ли в церковной или монастырской лавке продавать литературу без такого грифа?   Согласно решению Священного Синода от 25 декабря 2009 года все издания, предназначенные для распространения через систему церковной (епархиальной, приходской, монастырской) книготорговли подлежат обязательному рецензированию Издательским Советом, с последующим присвоением грифа «Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви». Аналогичное решение было принято и Архиерейским Собором, который отметил, что «распространение изданий в системе церковного книгораспространения возможно только после получения ими грифа соответствующего Синодального учреждения». Поэтому вся литература, распространяющаяся через систему церковной книготорговли, должна иметь соответствующий гриф. Издательский Совет  присваивает грифы двух видов: «По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси» и «Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви». Первый, согласно определению Священного Синода, «присваивается Священному Писанию, богослужебной литературе, сборникам канонических правил и нормативных актов Церкви, официальным церковным документам, принятым Архиерейскими и Поместными Соборами, а также Священным Синодом» и, кроме того, в порядке исключения изданиям, имеющим общецерковное значение, по рекомендации и заключению Издательского Совета, утвержденному Святейшим Патриархом.

http://new.izdatsovet.ru/news/intervyu-z...

17.10.2011 Рецензирование: основные вопросы В соответствии с решением Священного Синода от 25 декабря 2009 года, в рамках деятельности Секретариата научно-богословского рецензирования и экспертной оценки Издательского Совета Русской Православной Церкви осуществляется процесс рецензирования изданий, предназначенных для распространения через систему церковной (епархиальной, приходской, монастырской) книготорговли. Время от времени к нам обращаются с вопросами о процессе рецензирования изданий. Предлагаем серию материалов о рецензировании. Они составлены на основе вопросов наших читателей и содержат разъяснения по наиболее часто встречающимся вопросам. Издательский Совет Русской Православной Церкви в своей деятельности исходит из следующих приоритетов, определенных Священным Синодом в декабре 2009 года: «Отметить необходимость обязательного рецензирования Издательским Советом, с последующим присвоением грифа «Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви», всех изданий, предназначенных для распространения через систему церковной (епархиальной, приходской, монастырской) книготорговли. Священное Писание, богослужебную литературу, сборники канонических правил и нормативных актов Церкви, официальные церковные документы, принятые Архиерейскими и Поместными Соборами, а также Священным Синодом, издавать с грифом «По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси». Гриф «По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси» может быть в порядке исключения предоставлен и другим изданиям, имеющим общецерковное значение, по рекомендации и заключению Издательского Совета, утвержденному Патриархом Московским и всея Руси (Журнал 114). Данное определение формирует основную специфику процесса рецензирования православной литературы, существенную часть которой составляет принцип комплексного всестороннего научно-богословского анализа. Гарантом жизненности такой позиции является наличие самого широкого подбора специалистов-богословов Коллегии по экспертной оценке, с составом которой можно ознакомиться на  сайте Издательского Совета.

http://new.izdatsovet.ru/news/retsenziro...

3. Сотрудник Братства св. Гурия. 19 декабря 1909 года Ответ газете Голос правды Одна из Петербургских газет, „Голос правды» объявила у себя анкету по приходскому вопросу. Редакция этой газеты просит своих читателей ответить на поставленные ею семи вопросов. Считая организацию прихода неотложнейшей необходимостью церковной жизни нашей, постараемся ответить „Голосу правды», но делаем это в своём „Сотруднике», чтобы прежде всего не обидеть своих читателей, и чтобы подчеркнуть пред ними свои взгляды на приходскую жизнь. Вместе с тем отмечаем, как прямо и решительно мирская газета начинает заниматься церковной жизнью и как верно она смотрит на нашу церковную жизнь в деле восстановления, или учреждения приходских организаций. Замечательно, что исходные пункты „Голоса правды», это два великие акта русской жизни последних лет: Манифест Царский от 26 февраля 1903 года и постановление свят. Синода от 18 ноября 1905 года. – А вот те вопросы, на которые „Голос правды» просит ответов: 1 . Считают ли православные русские люди дело возрождения церковно-общественной жизни по православным приходам повсеместно в России делом самым неотложным и крайне важным для блага, мира, спокойствия и процветания всей Православной Церкви русской? 2 . Полагают ли они, что такое возрождение могло бы начаться по приходам с образованием первоначального кружка из богобоязненных прихожан, наиболее ревностно относящихся к церковным делам, которые, под руководством местного священника, были бы в состоянии, посредством разумно-практических подготовительных мер, способствовать правильному устройству в своём приходе обще-приходских собраний и надлежащему выбору приходского совета, как о том предлагается в определении св. Синода от 18 ноября 1905 года? 3 . Признают ли они, что кроме такой организаторской задачи этот „частный“ первоначальный кружок-братство мог бы, при постоянных собраниях и сношениях в воскресные и праздничные дни (после обедни), принять на себя и задачу самообразования и самопомощи, для вящего укрепления своих сочленов в вере и предписаниях нравственности, путём совместного чтения слова Божия и духовно-назидательных книг?

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

XXIX. Общество вспоможения бедным в приходе Троицкой церкви, что в Суворовском участке (Галерная Гавань) Учреждение общества. – Первые годы деятельности. – Собственный дом. – Церковно-приходская школа. – Воскресная школа. – Внебогослужебные чтения. – Детский приют. – Преобразование школы. – Дом трудолюбия. – Богадельня. – Главнейшие благотворители. – Заметки. В 1878 году светлевший князь А. А. Италийский граф Суворов-Рымникский, действительный тайный советник К. К. Грот, генерал-адъютант Н. В. Исаков, тайные советники К. П. Победоносцев и П. П. Семенов, баронесса Э. Ф. Раден и камергер В. К. Саблер представили в министерство внутренних дел проект устава учреждаемого ими благотворительного общества в приходе Троицкой церкви, что в Галерной Гавани. Устав предоставлял обществу деятельность на основаниях, общих с другими приходскими благотворительными обществами. Устав был утвержден 18 ноября 1879 года, а 19 февраля 1880 года в приходской церкви местный протоиерей И. Е. Вышеславов после литургии объявил прихожанам об утверждении устава общества и пригласил принять участие в благодарственном молебне по этому поводу. После молебна состоялось избрание попечителей или обследователей и членов совета, и таким образом состоялось открытие общества. Председателем избран был П. П. Семенов, товарищем В. К. Саблер. Открытие общества перечисленными высокопоставленными лицами вызвано было, между прочим, укоренившейся издавна у бедняков Галерной Гавани привычкой подавать в различные благотворительные учреждения, на имя высочайших особ и частным лицам, известным в сфере финансовой или административной, слезные просьбы о пособии, большей частью сочиняемые специализировавшимися по этой части профессиональными местными писаками, и, конечно, не в соответствии с истинными нуждами просящих, а сообразно степени предложенного за написание просьбы угощения или гонорара, что привычному глазу разглядеть бывало нетрудно. Человеколюбие и сердце понуждали ответить на просьбу пособием, а рассудок и подозрение, что выданные деньги будут просто-напросто пропиты в первом попавшемся кабаке, удерживали протянутую с милостыней руку. Общество, выдающее пособие только после проверки положения вспомоществуемых, гарантировало, по крайней мере, целесообразность расхода.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010