Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАВЛЕКАНОВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Уфимской епархии, названо по пос. Давлеканово Белебеевского у. Уфимской губ. (ныне город в Республике Башкортостан). Учреждено в дек. 1922 г. по благословению находившегося в Уфе Томского еп. Андрея (Ухтомского) в качестве одной из мер по противодействию обновленчеству . В кон. нояб. 1922 г. еп. Андрей, избранный общим собранием духовенства и мирян Уфы временно управляющим Уфимской епархией, провозгласил временную автономию (автокефалию) Уфимской правосл. епархии, руководствуясь постановлением Патриарха св. Тихона , Свящ. Синода и Высшего Церковного Совета от 20 нояб. 1920 г. (о мерах на случай невозможности связи епархии с Высшим церковным управлением или в случае вынужденного прекращения деятельности последнего) и посланием Патриаршего Заместителя митр. Ярославского сщмч. Агафангела (Преображенского) от 18 июня 1922 г. (о временной самостоятельности епархиальных архиереев в случае отсутствия канонического центра или невозможности связи с ним впредь до восстановления законной высшей церковной власти). 12 дек. 1922 г. во епископа Давлекановского был хиротонисан иером. Иоанн (Поярков) , бывш. прот., вместе с супругой принявший монашество, кандидатура к-рого была выдвинута советом Союза приходских советов и одобрена еп. Андреем. Хиротонию совершили викарные епископы Стерлитамакский Марк (Боголюбов) и Бирский Трофим (Якобчук). 27 дек. 1922 г. Уфимское епархиальное собрание духовенства и мирян поддержало новопоставленных уфимских викарных епископов и просило Давлекановского архиерея ввиду ареста еп. Андрея принять на себя временное управление Уфимской кафедрой. Из-за срыва собрания обновленцами совет Союза приходских советов в тот же день постановил: «Ввиду того что наша Уфимская православная Церковь в настоящее время имеет в Уфе четырех новорукоположенных епископов… временно… управление Уфимской епархией вручить Преосвященным епископам Трофиму (Якобчуку, еп. Бирскому), Марку (Боголюбову, еп. Стерлитамакскому), Аввакуму (Боровкову, еп. Староуфимскому) и Иоанну (Пояркову, еп. Давлекановскому), прося их самих избрать председательствующего» (Арх. УФСБ РФ по Респ. Башкортостан. Д. ВФ-20193. Л. 55). Уфимские викарии поручили Давлекановскому епископу жить в Уфе и председательствовать «в составившемся малом Соборе епископов», выполняя соответствующие адм. функции, предоставив в то же время каждому из епископов управлять частью Уфимской епархии; при Соборе епископов начала действовать канцелярия, закрытая в кон. янв. 1923 г. под давлением властей. Кафедральным храмом Давлекановского архиерея являлась Никольская ц., в к-рой Иоанн (Поярков) служил до епископской хиротонии.

http://pravenc.ru/text/168594.html

поиск:   разделы   рассылка Протокол Епархиального собрания города Москвы 12 декабря 2008 года 12 декабря 2008 года в 10 часов в Зале Церковных Соборов Кафедрального соборного Храма Христа Спасителя под председательством митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, вступившего в самостоятельное управление Московской епархией в соответствии с постановлением Священного Синода (журнал внеочередного заседания от 6.12.2008 г.), состоялось заседание Епархиального собрания города Москвы. В заседании участвовали: митрополит Калужский и Боровский Климент, викарные епископы: архиепископ Истринский Арсений, архиепископ Орехово-Зуевский Алексий, епископ Красногорский Савва, епископ Дмитровский Александр, епископ Сергиево-Посадский Феогност, епископ Люберецкий Вениамин, епископ Егорьевский Марк, епископ Бронницкий Феофилакт, епископ Шатурский Никодим, а также епископ Аркадий (Афонин), епископ Никон (Миронов), епископ Серафим (Зализницкий), епископ Орловский и Ливенский Иероним. Кроме того, присутствовали председатели и представители Синодальных отделов Московского Патриархата, настоятели, клирики, председатели и члены Приходских советов московских храмов, настоятели Патриарших подворий, Представительств Поместных Православных Церквей, наместники и настоятельницы московских и ставропигиальных монастырей и монастырских подворий. Перед началом собрания его участники помолились о упокоении души Святейшего Патриарха Алексия за литией, которую совершил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Собрание началось пением молитвы " Царю Небесный " , после чего Владыка Ювеналий обратился к собравшимся: " Братья Архипастыри, представители ставропигиальных монастырей, настоятели, клирики и члены Приходских советов города Москвы, позвольте наше собрание считать открытым. Согласно нашего Устава нам предстоит избрать заместителя председателя собрания, секретаря и двух лиц для подписания протокола. Я хотел бы пойти по традиционному пути и предложить заместителем председателя избрать архиепископа Истринского Арсения и секретарем протоиерея Владимира Дивакова. И двух лиц для подписания протокола: игумена Сергия (Воронкова), наместника Иосифо-Волоцкого ставропигиального мужского монастыря, и Тамару Ивановну Алтухову, старосту храма свв. мчч Адриана и Наталии в Бабушкине.

http://religare.ru/2_60546.html

Римский С. В. Глава III. Реформы 1. Церковно-приходские попечительства и братства Первым шагом Главного Присутствия по воплощению принятой программы стало рассмотрение вопроса об оживлении жизни прихода. Ему были посвящены все апрельские и майские заседания. Программа предусматривала создание (там, где губернские присутствия посчитают возможным) приходских советов и попечительств 738 . В них видели важный инструмент для решения проблем материального обеспечения и гармонизации отношений причтов с паствой. Сообразуясь с местными условиями, предлагалось иметь в виду две формы советов и попечительств: коллегиальную и личную 739 . Одушевленные общей атмосферой, прихожане еще в конце 1850-х гг. обратились к забытым началам русской приходской жизни. Интерес проявился не только в виде издания специальных исследований или публичных чтений 740 , но принял практический характер. Появились общественные благотворительные организации, соединившие помыслы и действия приходского духовенства и прихожан. Одним из первых на этой волне в 1859 г. в Петербурге возникло Общество вспоможения беднейшим православным церквам. Его основательницами выступили графини Е. Кушелева, Е. Тизенгаузен и Е. С. Бутурлина 741 . Вскоре Общество вспоможения взяла под покровительство императрица Александра Федоровна, а в 1860 г., после ее смерти, оно перешло под патронат Марии Александровны. В Москве, Петербурге и кое-где в провинции стали собирать средства на строительство домов призрения одиноких заштатных священнослужителей, оказывать материальную помощь бедным учащимся семинарий и т. п. В разных местах стихийно возникли попечительные советы о приходских бедных во главе с священниками и церковными старостами, как, например, при Казанской, у Калужских ворот, церкви в Москве. Правила деятельности этого совета 7 марта 1862 г. одобрил и утвердил митрополит Филарет. С той же целью в иных городских приходах появились общества помощи приходским бедным. Кроме наименования, они отличались от предыдущих тем, что не ограничивались только денежными пособиями, но старались помочь всем, чем могли: вещами, устройством взрослых на работу, а детей в училища, организацией собственных мастерских для создания рабочих мест, даже едой. Среди первых известно общество, основанное священником петербургской Благовещенской церкви Делицыным. Ее открытие батюшка приурочил к 15 сентября 1862 г. – столетнему юбилею храма 742 . Общество имело свой устав, подразделявший участников на три категории: членов-попечителей, членов-сотрудников и членов-благотворителей. Руководили текущей работой члены-попечители, число которых ограничивалось 10 (3 священнослужителя, церковный староста и 6 прихожан). Важнейшие решения принимало общее собрание прихожан 743 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ЦВ 24 (445) декабрь 2010 /  14 декабря 2010 г. В приходской жизни грядут большие перемены Введение новых штатных должностей для катехизаторской, социальной  и молодежной работы на приходах будет происходить медленно. И это связано с большими усилиями, которые нужно приложить не только на приходском, но и на епархиальном уровне. Иваново-Вознесенская епархия первой ввела эти должности в штат многих крупных приходов. О новом этапе приходской жизни ответственному редактору «Церковного вестника» Сергею Чапнину рассказывает епископ Иваново-Вознесенский Иосиф. — Ваше Преосвященство, Иваново-Вознесенская епархия стала одной из первых, где в штат приходов введены педагоги-катехизаторы, социальные работники и организаторы молодежного служения. Как и для чего вы ввели эти должности? — На сегодняшний день педагоги-катехизаторы, социальные работники и организаторы молодежного служения уже введены в штатное расписание храмов областного центра и районных городов. Эта работа ведется в соответствии с постановлениями Архиерейского совещания 2010 года. Мне кажется очень важным, что духовенство, монашествующие и миряне в первую очередь осознали, что речь не идет о нововведениях — сегодня Церковь восстанавливает присущие ей формы служения. Появились все условия для развития церковной жизни, и мы не можем этим не воспользоваться. Введение новых должностей на приходах, создание попечительских советов — всё это адаптированные к современным реалиям возможности просвещать, обращать ко Христу людей, заботиться о них, создавать христианские общины. На общецерковном уровне пока нет нормативных документов, определяющих круг обязанностей новых работников. Поэтому в нашей епархии были разработаны для них временные должностные инструкции. Некоторые положения заимствованы из обязанностей катехизаторов-миссионеров Московской епархии, но большая часть этих документов подготовлена нами самостоятельно. В марте текущего года мы провели собрание благочинных и настоятелей городских храмов, на котором обсудили вопрос о введении новых должностей, а затем приступили к подбору кандидатов. Мы сочли необходимым сделать акцент на том, что на эти должности не должны назначаться клирики епархии. Безусловно, что в каждой епархии на этот счет есть свое коллегиальное мнение. Но до тех пор, пока на общецерковном уровне не выработано единое мнение, в рамках нашей епархии мы определили такой подход.

http://e-vestnik.ru/interviews/445_v_pri...

Документы Обращение Архиерейского Синода к боголюбивой пастве Русской Православной Церкви Заграницей 08.09.2006 11:42 Дорогие о Господе отцы, братие и сестры! Вот уже почти 90 лет существуют епархии Русской Зарубежной Церкви на всех континентах, существуют и монастыри, издательства, приходы. И вокруг них все, что обозначает церковную жизнь в лице приходских советов, сестричеств, школ, молодежных организаций, обще-приходских собраний, великолепных хоров, прислужников и т.д. Все это стало существовать в темпе созывов епархиальных съездов и Церковных Соборов, которые регулировали всю церковную жизнь. Таким образом, в хаосе гонений на Русскую Церковь образовалось стояние вокруг своего Священноначалия русских православных людей, оказавшихся за рубежом и стремившихся к тому, чтобы послужить освобождению и возрождению своего народа, на основах Православной Веры. В пределах же России гонение приняла форму абсолютного истребления веры во Христа. Многое было разрушено, многие пострадали. Но Господь не попустил исчезновения Церкви на нашей Родине. Там, где уцелели древние храмы, люди вновь духовно питаются. Воссоздается разрушенное. Церковная жизнь из пепла возрождается. Архипастыри, священнослужители и верующие стараются заново построить Россию Православную. А этот процесс возрождения требует сил и проявления воли, т.к. необходимо вести церковно-воспитательную работу с наследниками трех поколений безбожного насилия, коснувшегося абсолютно всех без исключения. И еще много препятствий на этом пути, но мы видим, что эти препятствия, как и последствия советского времени, постепенно преодолеваются. Сегодня настало время, когда следует искать восстановления общения с истоками нашего собственного предания. Ведь на то есть две воли – одна исходит от тех русских людей, которые являются чадами Русской Зарубежной Церкви, готовыми всячески содействовать восстановлению церковной жизни и воцерковлению народа, а другая исходит от наших собратьев и сестер в России, трудящихся ради ее возрождения и протягивающих нам руку.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Не спешите судить стариков... 16 мин., 01.01.2008 Есть на нашем кладбище особенно дорогой моему сердцу уголок. Неприметное местечко у самой ограды, где рядом с зарослями молодого ивняка стоят несколько простых деревянных крестов. Могильные холмики не успели еще как следует зарасти травой – людей, лежащих здесь, похоронили совсем недавно. С одними я дружил. Другие были моими хорошими знакомыми. Нет, они не погибли в “горячих точках”. И не стали жертвами автокатастроф. Просто кончилось время их земного странствия, и они умерли. От старости. Это могилы наших приходских стариков, отдавших последние годы своей долгой жизни Свято–Покровскому храму... В современной публицистике существует привычный уже штамп: злобная бабка, терроризирующая своими придирками молодых людей, впервые пришедших в храм. Есть, наверное, такие старушки (хотя я сними почему-то никогда не сталкивался), и подобные ситуации, действительно, не редкость. Но любой штамп опасен тем, что предполагает широкую степень обобщения. В данном случае – по возрастному признаку. Ведь очень часто мы смотрим на стариков в храме с некоторым оттенком снисходительности и собственного превосходства. За последние годы в Церковь пришло много молодых энергичных людей. Получив хорошее образование, прочитав массу религиозной литературы, будучи в самом расцвете жизненных сил, молодежь стала основой почти всех приходских дел и начинаний. А старушек оттеснили к подсвечникам. И пока они тихонько стоят на своих ковриках (чтобы не так стыли ноги на каменном полу), пока поправляют согнувшиеся свечки или коптящий фитилек лампадки, мы не особенно их и замечаем. Тем более, что с каждым годом их становится все меньше и меньше. Но стоит такой старушке обратиться к нам с каким-нибудь замечанием, как тут же включается защитный рефлекс: ага – вот оно! Вместилище религиозных суеверий покушается на нашу свободу во Христе! Мы-то знаем, что все равно, через какое плечо передавать свечку; что не важно – в брюках девушка или в юбке; что лучше следить за собой, чем демонстрировать свою глупость под видом “благочестивых” советов. Нет, мы не спорим, не огрызаемся. Ведь мы из святоотеческих книг знаем – нужно терпеть и смиряться. И мученически терпим все эти дремучие пережитки. Но, наверное, всетаки мало кто из нас не смотрит на церковных стариков, как на некий “третий сорт” – хоть и не “брак”,конечно, но...

http://foma.ru/ne-speshite-sudit-stariko...

Синод Русской Православной Церкви Заграницей одобрил «Акт о каноническом общении» 8 сентября, 2006. Редакция " Правмира " Сегодня настало время, когда следует искать восстановления общения с истоками нашего собственного предания. Ведь на то есть две воли – одна исходит от тех русских людей, которые являются чадами Русской Зарубежной Церкви, готовыми всячески содействовать восстановлению церковной жизни и воцерковлению народа, а другая исходит от наших собратьев и сестер в России, трудящихся ради ее возрождения и протягивающих нам руку. Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей на очередном своем заседании 24 августа/6 сентября 2006 г., имели суждение: О докладе секретаря Комиссии по переговорам с Московским Патриархатом протоиерея Александра Лебедева о прошедшей в конц e июня с.г. седьмой совм e стной встрече комиссий. По всестороннем обсуждении постановили: Обращение Архиерейского Синода к боголюбивой пастве Русской Православной Церкви Заграницей Дорогие о Господе отцы, братие и сестры! Вот уже почти 90 лет существуют епархии Русской Зарубежной Церкви на всех континентах, существуют и монастыри, издательства, приходы. И вокруг них все, что обозначает церковную жизнь в лице приходских советов, сестричеств, школ, молодежных организаций, обще-приходских собраний, великолепных хоров, прислужников и т.д. Все это стало существовать в темпе созывов епархиальных съездов и Церковных Соборов, которые регулировали всю церковную жизнь. Таким образом, в хаосе гонений на Русскую Церковь образовалось стояние вокруг своего Священноначалия русских православных людей, оказавшихся зарубежом и стремившихся к тому, чтобы послужить освобождению и возрождению своего народа, на основах Православной Веры. В пределах же России гонение приняла форму абсолютного истребления веры во Христа. Многое было разрушено, многие пострадали. Но Господь не попустил исчезновения Церкви на нашей Родине. Там, где уцелели древние храмы, люди вновь духовно питаются. Воссоздается разрушенное. Церковная жизнь из пепла возрождается. Архипастыри, священнослужители и верующие стараются заново построить Россию Православную. А этот процесс возрождения требует сил и проявления воли, т.к. необходимо вести церковно-воспитательную работу с наследниками трех поколений безбожного насилия, коснувшегося абсолютно всех без исключения. И еще много препятствий на этом пути, но мы видим что эти препятствия, как и последствия советского времени, постепенно преодолеваются.

http://pravmir.ru/sinod-russkoj-pravosla...

21 декабря в Зале Церковных Соборов Христа Спасителя под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II открылось очередное ежегодное заседание Епархиального собрания города Москвы. Святейший Патриарх выступил с докладом, в котором освещаются наиболее актуальные вопросы церковной жизни, подводятся итоги уходящего года и намечаются перспективы на ближайшее будущее. 21 декабря в Зале Церковных Соборов Христа Спасителя под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II открылось очередное ежегодное заседание Епархиального собрания города Москвы. В заседании принимают участие митрополит Калужский и Боровский Климент, управляющий делами Московской Патриархии, викарии Московской епархии: архиепископ Истринский Арсений; архиепископ Верейский Евгений, ректор МДАиС, председатель Учебного комитета при Священном Синоде; архиепископ Орехово-Зуевский Алексий; епископ Красногорский Савва; епископ Дмитровский Александр; епископ Сергиево-Посадский Феогност, наместник Троице-Сергиевой Лавры; епископ Люберецкий Вениамин, наместник Николо-Угрешского монастыря; епископ Егорьевский Марк, заместитель председателя ОВЦС МП, а также епископы Аркадий (Афонин) и Никон (Миронов), руководители и представители Синодальных отделов Московского Патриархата, настоятели и клирики московских храмов, председатели и члены приходских советов, настоятели Патриарших подворий, представительств Поместных Православных Церквей, наместники и настоятельницы московских и Патриарших ставропигиальных монастырей и монастырских подворий. Святейший Патриарх Алексий открыл заседание кратким вступительным словом. Во вступительном слове Его Святейшество привел статистические данные, касающиеся Москвы и всей Русской Церкви. Предстоятель Русской Православной Церкви сообщил, что количество храмов и часовен в Москве увеличилось с 645 в прошлом году до 724 в нынешнем. Клир г. Москвы насчитывает сейчас 1681 священнослужителя (в прошлом году — 1586), из них священников — 1191, диаконов — 490.

http://pravmir.ru/patriarx-aleksij-vnov-...

II.7. Молодежная работа О миссии среди молодежи (принято Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 13–16 августа 2000 г., определение «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви», п. 18) 18. (...) Особой сферой внимания должна быть миссия среди молодежи. Для ее активизации, а также для развития церковной деятельности самих молодых людей Собор счел нужным образовать Синодальный отдел по делам молодежи. О работе с молодежью в Русской Православной Церкви (принято Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2011 г., определение «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви», пп. 18, 35) 18. Собор указывает на необходимость активизации работы по введению на приходах Русской Православной Церкви штатных оплачиваемых должностей педагога, социального работника и ответственного за работу с молодежью. Вместе с тем, учитывая неизбежные трудности в осуществлении этого решения, на первом этапе эти должности следует вводить в крупных городских приходах. Кроме того, штатные оплачиваемые сотрудники должны быть в каждом благочинии, с тем чтобы они помогали всем настоятелям в рамках благочиния развивать соответствующую работу. Заслуживает одобрения опыт некоторых епархий, создавших при профильных епархиальных отделах коллегии, включающие всех благочиннических и приходских сотрудников. (...) 35. Одной из важных сфер деятельности епархий и приходов сегодня является проповедь Евангелия среди молодежи и воспитание молодых людей в духе христианских нравственных ценностей. Епархиям и – в рамках их возможностей – приходам следует разрабатывать ежегодные программы в области работы с юным поколением, включающие в себя разного рода проекты, к организации и осуществлению которых привлекались бы молодые люди. Важно при этом учитывать неоднородность молодежных групп и различную степень воцерковленности молодых людей. Необходимо развивать и постепенно распространять во всех епархиях опыт создания молодежных объединений и советов при приходах города Москвы. Синодальному отделу по делам молодежи надлежит усилить координационную деятельность и методическую поддержку соответствующих епархиальных отделов. Об организации молодежной работы в Русской Православной Церкви

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

Архив Пн С основным докладом на Епархиальном собрании города Москвы выступил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий Код плеера Livejournal Liveinternet 12 декабря 2008 г. 21:02 12 декабря в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя  прошло ежегодное Епархиальное собрание города Москвы. В предыдущие годы Епархиальное собрание проходило под председательством правящего Епископа города Москвы Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. В связи с кончиной Предстоятеля Священный Синод Русской Православной Церкви на внеочередном заседании от 6 декабря 2008 года постановил, в соответствии с п. 15 главы IV Устава Русской Православной Церкви , вступить в самостоятельное управление Московской епархией митрополиту Крутицкому и Коломенскому Ювеналию ( журнал 92 ). В соответствии с этим решением сегодняшнее Епархиальное собрание возглавил митрополит Ювеналий; он же выступил с основным докладом, посвященным важнейшим событиям в жизни Русской Православной Церкви в 2008 году. Заместителем председателя Епархиального собрания был избран архиепископ Истринский Арсений , секретарем — протоиерей Владимир Диваков . В собрании приняли участие управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент , викарные архиереи Московской епархии, члены Епархиального совета , отцы-благочинные, председатели и представители Синодальных отделов Московского Патриархата, настоятели, клирики, председатели и члены приходских советов московских храмов, настоятели Патриарших подворий, главы представительств Поместных Православных Церквей, наместники и настоятельницы московских и ставропигиальных монастырей и монастырских подворий. Всего в Зале церковных соборов присутствовали около тысячи священнослужителей. Перед началом заседания его участники помолились о упокоении души Святейшего Патриарха Алексия за литией, которую совершил митрополит Ювеналий. Во вступительном слове владыка Ювеналий рассказал собравшимся о последних днях почившего Первосвятителя. Была зачитана открытка, которую Патриарх незадолго до кончины направил митрополиту Крутицкому, находясь на лечении в Мюнхене.

http://patriarchia.ru/db/text/509495.htm...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010