О должностях пресвитеров приходских Во славу Святой единосущной, животворящей и неразделимой Троицы, Отца и Сына и Святого Духа: благословлением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия печатается книга сия: О должностях пресвитеров приходских во граде Москве, в Сретенском монастыре. В лето от Рождества по плоти Бога Слова 2004. Книга «О должностях пресвитеров приходских» – первое в России руководство по пастырскому богословию. Вышедшая в Санкт-Петербурге в 1776 году, к 1883 она была переиздана двадцать раз, не считая перевода на английский язык. Всего в России она выдержала не менее 28 изданий, что говорит о ее особой значимости для формирования русских пастырей. Книга как учебник по пастырскому богословию ничуть не утратила своей актуальности и сегодня: в Сретенской духовной семинарии она является основным пособием по этому предмету. Большинство исследователей признают авторами этого труда епископа Смоленского Парфения (Сопковского) и архиепископа Могилевского Георгия (Конисского) , который был прославлен как местночтимый святой в Белоруссии в 1993 году. Предисловие к пресвитерам Четыре должности суть, которые исполнять прилежно обязаны пресвитеры. Первая: Проповедовать слово Божие, не опуская благовременного случая, и тем прихожанам своих приводить в познание веры, и к житию честному христианскому, по наставлению святого апостола Павла: «Проповедуй слово, настой благовременне и безвременне, обличи, запрети, умоли, со всяким долготерпением и учением». 2Тим.4:2 . Вторая: Препровождать житие, согласно учению евангельскому, и тем представлять себя примером святой жизни: подобает бо, поучает апостол Павел: епископу без порока бытии, якоже Божию строителю, на себе угождающу (не дерзу, не напрасливу,) не гневлив, не пьяница, не бийце, не скверностяжательну: но страннолюбив, благолюбцу, целомудренну, праведну, преподобну, воздержательну, держащемуся верного словесе по учению, да силен будет и утешати во здравом учении. Тит.1:7–9 . Третья: Строение таин Божиих, которых единственно тот предмет и намерение есть, чтоб верующих во Христа Господа утвердить в вере и святом житии. И сим средством совершить их в жизнь вечную, во царствие небесное.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Koniss...

Проект документа «О подготовке ко Святому Причащению» сентября 2013 Данный проект направляется в епархии Русской Православной Церкви для получения отзывов, публикуется с целью дискуссии на официальном сайте Межсоборного присутствия, на портале Богослов.ru и в официальном блоге Межсоборного присутствия. Возможность оставлять свои комментарии предоставляется всем желающим. Первоначальный проект данного документа был подготовлен комиссией Межсоборного присутствия по вопросам приходской жизни и приходской практики, затем отредактирован специальной рабочей группой, состоящей из представителей духовных школ. Данный проект направляется в епархии Русской Православной Церкви для получения отзывов, публикуется с целью дискуссии на официальном сайте Межсоборного присутствия , на портале Богослов.ru и в официальном блоге Межсоборного присутствия . Возможность оставлять свои комментарии предоставляется всем желающим. Первоначальный проект данного документа был подготовлен комиссией Межсоборного присутствия по вопросам приходской жизни и приходской практики, затем отредактирован специальной рабочей группой, состоящей из представителей духовных школ. Далее проект был направлен на изучение в комиссию Межсоборного присутствия по вопросам богослужения и церковного искусства, после чего был доработан редакционной комиссией Межсоборного присутствия, председателем которой является Патриарх. 1. Краткий исторический обзор Духовная жизнь православного христианина немыслима без причащения Святых Таин. Приобщаясь Святых Тела и Крови Христовых, верующие таинственно соединяются со Христом Спасителем, составляют Его единое Тело - Церковь, получают освящение души и тела. Уже в апостольскую эпоху в Церкви установилась традиция совершать Евхаристию каждое воскресенье (а по возможности и чаще: например, в дни памяти мучеников), чтобы христиане могли постоянно пребывать в общении со Христом и друг с другом (см., напр., 1 Кор 10:16-17; Деян. 2:46; Деян. 20:7). Все члены местной общины участвовали в еженедельной Евхаристии и причащались, а отказ от участия в евхаристическом общении без достаточных к тому оснований рассматривался как пренебрежение Церковью и подвергался порицанию.

http://mitropolia.spb.ru/docs/proekt-dok...

Закрыть От света рампы - к Свету Христову. Начало Приходская жизнь церкви на Алтае 01.07.2015 2777 Время на чтение 6 минут Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл , выступая на открытии съезда епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви, в частности сказал: «Страна с 1000-летней культурной христианской традицией, явившая миру множество святых угодников Божиих, стяжавшая наименование Святой Руси, как бы отказалась от своего исторического предания и, пройдя через страшные исторические катаклизмы, разрушила собственную историческую традицию. На этих духовных развалинах выросло четыре поколения людей, и поэтому сегодня невозможно проповедовать Христа, просто апеллируя к традиции, к генетической памяти. Действительно, прошел слишком большой период времени, когда общество развивалось вне всякого участия Церкви... И для того чтобы люди приняли Христа, сегодня действительно нужны миссионерские усилия». Одной из форм успешного миссионерства может стать приходская театральная студия, поскольку языком театра можно проповедовать Веру Христову, ее ценности образно, исподволь, без нравоучений и назиданий. Ведь Сам Господь часто к Своим слушателям обращался притчами. Однако, среди православных встречается, мягко говоря, негативное отношение к театральной деятельности в любом ее проявлении. По этому поводу мне хотелось бы привести слова Николая Васильевича Гоголя: " Церковь начала восставать против театра в первые века всеобщего водворенья христианства, когда театры одни оставались прибежищем уже повсюду изгнанного язычества и притоном бесчинных его вакханалий. Вот почему так сильно гремел против них Златоуст. Но времена изменились. Мир весь перечистился сызнова поколеньями свежих народов Европы, которых образованье началось уже на христианском грунте, и тогда сами святители начали первые вводить театр: театры завелись при Духовных Академиях. Наш Димитрий Ростовский, справедливо поставляемый в ряд Святых Отцов Церкви, слагал у нас пьесы для представления в лицах. Стало быть, не театр виноват.

http://ruskline.ru/analitika/2015/07/02/...

XXVIII. Слово в день святых апостолов Петра и Павла 43 О значении храма в жизни христианина и почитании Святых, имени которых он посвящён Память святых, славных, всехвальных и первоверховных апостолов Петра и Павла совершаем, братья! Для вас, возлюбленные прихожане сего храма, ныне особенно великий и важный праздник, ибо это праздник вашего храма, храмовый приходской ваш праздник. Великое значение для христианина имеет храм и, особенно, великое значение для христианина имеет приходской храм: храм есть дом Божий, место особенного присутствия Божья, общественного богослужения, общественной молитвы; храм есть наружное выражение нашей православной христианской веры, видимое свидетельство о господстве и торжестве её в нашем отечестве. А приходской храм для прихожанина, кроме того, есть место, где он получил духовное своё возрождение в таинстве крещения, и неоднократно получал и получает духовное обновление во время присутствия в оном при богослужении в молитвенном возношении ума и сердца к Богу, в исповедании своих грехов в таинстве покаяния, в тесном соединении с Господом нашим Иисусом Христом в таинстве причащения тела и крови Его. В приходском своём храме прихожанин освящает и воспоминает важные события и дни в своей жизни в своей семье: вступление в брак, дни именин и дни кончины своих родных и др., в приходском же храме он совершает и провождение человека после смерти в жизнь загробную. Как же после всего этого не сказать, что великое значение для христиан имеет храм, и что храмовый праздник есть великий праздник для прихожан!... На таком значении храма основывается важная обязанность прихожан – почитать свой храм, возможно чаще посещать его во время богослужения, не только в праздники, но, по возможности, и в будние дни, отправлять в нём все христианские обязанности, совершаемые в храме: подвиги покаяния, обряды погребения и поминовения умерших, водосвятия, чтение акафистов, благодарственные и просительные молебны и проч., и заботиться о его благолепии. И как приятно видеть храм благоукрашенный и благоустроенный, как отрадно для верующего сердца видеть храм, усердно посещаемый прихожанами, и полный молящимися!.,. Но по благоустройству и благолепию храма и по усердию к нему прихожан можно судить о вере их в Бога, развитии религиозного чувства, почитании своего храма, любви к нему и попечении о нём прихожан. Честь и слава от людей и награда от Господа Бога строителям, благотворителям и попечителям сего благоустроенного и благоукрашенного храма, ещё живущим в сей временной жизни и подвизающимся в сем храме, и вечная память и Царство Небесное скончавшимся строителям и благотворителям его!...

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

  разделы   рассылка  распечатать Юлия Зайцева Участники XVII Рождественских чтений поделились опытом катехизационной работы на приходах Источник:  Благовест-инфо " Катехизация является необходимой основой церковно-приходского образования " , – – с этим положением из рекомендаций Синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ не спорил ни один участник секции XVII Рождественских чтений, прошедшей 16 февраля в гостинице " Даниловская " . На секции " Организация катехизации и духовно-нравственного воспитания в благочинии и на приходе " обсуждались проблемы привлечения мирян к катехизации, ответственность настоятелей за организацию просветительской работы на приходе, консолидации приходов в рамках благочиния и их взаимодействие в деле катехизации. Заседание носило исключительно практический характер, состоялся обмен опытом организации приходской катехизации и оглашения (подготовки к крещению). Священник Игорь Киреев, зав. сектором церковно-приходского образования Синодального отдела, представил в начале заседания рекомендации, разработанные Отделом, – – " О современных задачах Церкви в области катехизации и церковно-приходского образования " . Рекомендации разработаны во исполнение определения Архиерейского Собора 2008 г. " О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности РПЦ " (п. 14). В тексте рекомендаций подчеркивается, что Церковь должна оказать помощь человеку " в сознательном и ответственном вхождении в церковную жизнь, в обретении им основ православного мировоззрения и православного образа жизни " . Вся ответственность за организацию катехизаторской работы в приходе лежит на настоятеле, которому рекомендуется привлекать к этой работе " богословски образованных мирян " . Возможны разные формы работы: это и огласительные и послекрещальные катехизические беседы, приходское консультирование, воскресная школа не только для детей, но и для взрослых, занятия по изучению Св. Писания и т.д. Подробно говорится о подготовке к таинству Крещения: со всеми взрослыми (не только крещаемыми, но и с родителями и восприемниками младенцев) следует проводить огласительные беседы, а также – индивидуальную предкрещальную исповедальную беседу со священником (со взрослыми крещаемыми). Само совершение таинства Крещения должно быть " эффективной формой катехизации " , говорится в документе; рекомендуется проведение крещальных литургий. Также обращается внимание на необходимость подготовки к таинству венчания, чтобы брачующиеся " осознавали христианский смысл брака и ответственность за него " . Для организации всей этой работы настоятельно рекомендуется создать всецерковную систему катехизаторских курсов, которые работали бы во всех епархиях и благочиниях, а также наладить координацию этих новых структур с епархиальными миссионерскими и " молодежными " отделами.

http://religare.ru/2_62448.html

Жизнеописание священномученика Епископа Аркадия (Остальского) «А каковы же радости ждут тебя, добрый пастырь, верный слуга Христов, во Царствии Небесном... Там ты из рук Самого Господа получишь венец за терпение, гонения и мучения, претерпленные на земле. Там ты будешь стоять у самого Престола Вседержителя и вместе с ангелами неумолчно воспевать Его святыми песнями...» («Сборник планов и конспектов бесед и проповедей Епископа Аркадия». Машинопись. Стр. 291–292). 1. Детство 25 апреля 1889 года в селе Скаковка Житомирского уезда Волынской губернии в семье священника местной Иоанно-Богословской церкви Иосифа Венедиктовича Остальского и его супруги Софьи Павловны родился младенец, которого нарекли Аркадием 5 . Рождение ребёнка родители ожидали с трепетом. Аркадий был не первым ребёнком в семье. Но Господь по Своему Промыслу забирал к Себе младенцев священника Иосифа Остальского. Так, в Свои небесные обители Он призвал их первенца – дочь Любовь (родилась 22 июля 1886 года). 16 мая в скаковском сельском приходском храме младенец Аркадий был крещён и миропомазан. Таинства совершил дед младенца по матери, приходской священник села Янковцы Житомирского уезда, Павел Филиппович Стефанович. В таинстве миропомазания младенец получил дары Святого Духа, которые так изобильно приумножил в последующей своей жизни. Восприемниками от святой купели были – приходской священник местечка Кодня Житомирского уезда Елевферий Иванович Яроцкий и дочь священника села Янковцы девица Вера Павловна Стефанович (родная тётя младенца) 6 . Но радость родителей была омрачена смертью от конвульсий в тот же день старшего брата Аркадия, полуторагодовалого младенца Павла. На следующий день его погребли на приходском скаковском кладбище. Отпевание совершил приходской священник села Половецкое Житомирского уезда Александр Денбновецкий 7 . Смерть уже второго ребёнка подвигла благочестивых родителей к слёзным и пламенным молитвам к Богу о младенце Аркадии. И молитва их была услышана 8 . Впоследствии владыка Аркадий писал: «Детство – колыбель души. Здесь закладывается в душе фундамент. Что здесь посеется, то будет на всю жизнь » 9 , и ещё: «О, дорогое детство, как ты восприимчиво ко всему доброму и злому. Ты – нива, на которой впоследствии вырастет то, что в детстве посеется. Ты – чистый негатив фотографического аппарата, на котором каждый случайный луч оставляет свой свет. Ты чистая доска, на которой пишет всяк, кто хочет» 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

Закрыть itemscope itemtype="" > В Твери активизировались противники строительства храма В старинном русском городе произошел скандал в связи с планами по строительству храма в микрорайоне Мамулино 06.08.2019 1384 Время на чтение 3 минуты В Твери произошел скандал в связи с планами по строительству нового храма. В 2015 году в микрорайоне Мамулино Пролетарского района Твери была зарегистрирована приходская община храма в честь святого великомученика Георгия Победоносца. Настоятелем прихода назначен протоиерей Димитрий Курдюков, сообщается на страничке прихода в «ВКонтакте». В 2016 было начато строительство деревянного храма, который рассматривался как временный до строительства более вместительного каменного храма. В 2018 году строительство деревянного храма было завершено, продолжается благоустройство прилегающей территории. Сформирована приходская община, налажена приходская жизнь. «В то же время, в связи с малыми размерами храма, воскресные богослужения не могут посетить все желающие, особенно семьи с малыми детьми. Поэтому общиной принято решение начать строительство каменного храма», - сообщается на страничке прихода. Выделен земельный участок. С 1 июля по 9 августа 2019 года проходят общественные обсуждения по вопросу его использования. Противники, как и следовало ожидать, оживились. «На окраине этого старинного русского города среди многоэтажек на частные пожертвования был построен храм-часовня на несколько десятков человек. Район Мамулино в Твери - густонаселенный, других храмов нет, и уже совсем скоро всем стало очевидно, что необходимо начинать строительство церкви побольше, чтобы люди не стояли на улице во время службы. Однако в информационном пространстве появились сообщения, направленные на раскол общества по данному вопросу. Царьград отправился на место, чтобы разобраться в ситуации», - говорится в аннотации к видеорепортажу телеканала. Ситуацию разъяснил председатель Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Тверской епархии, настоятель церкви блж. Ксении Петербуржской г. Твери протоиерей Сергий Дмитриев на очередной ежемесячной пресс-конференции в Тверской епархии.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/08/06/v_...

Новости Участники XVII Рождественских чтений поделились опытом катехизационной работы на приходах 17.02.2009 11:05 Москва, 17 февраля, Благовест-инфо. «Катехизация является необходимой основой церковно-приходского образования», -- с этим положением из рекомендаций Синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ не спорил ни один участник секции XVII Рождественских чтений, прошедшей 16 февраля в гостинице «Даниловская». На секции «Организация катехизации и духовно-нравственного воспитания в благочинии и на приходе» обсуждались проблемы привлечения мирян к катехизации, ответственность настоятелей за организацию просветительской работы на приходе, консолидации приходов в рамках благочиния и их взаимодействие в деле катехизации. Заседание носило исключительно практический характер, состоялся обмен опытом организации приходской катехизации и оглашения (подготовки к крещению). Священник Игорь Киреев, зав. сектором церковно-приходского образования Синодального отдела, представил в начале заседания рекомендации, разработанные Отделом, -- «О современных задачах Церкви в области катехизации и церковно-приходского образования». Рекомендации разработаны во исполнение определения Архиерейского Собора 2008 г. «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности РПЦ» (п. 14). В тексте рекомендаций подчеркивается, что Церковь должна оказать помощь человеку «в сознательном и ответственном вхождении в церковную жизнь, в обретении им основ православного мировоззрения и православного образа жизни». Вся ответственность за организацию катехизаторской работы в приходе лежит на настоятеле, которому рекомендуется привлекать к этой работе «богословски образованных мирян». Возможны разные формы работы: это и огласительные и послекрещальные катехизические беседы, приходское консультирование, воскресная школа не только для детей, но и для взрослых, занятия по изучению Св. Писания и т.д. Подробно говорится о подготовке к таинству Крещения: со всеми взрослыми (не только крещаемыми, но и с родителями и восприемниками младенцев) следует проводить огласительные беседы, а также – индивидуальную предкрещальную исповедальную беседу со священником (со взрослыми крещаемыми). Само совершение таинства Крещения должно быть «эффективной формой катехизации», говорится в документе; рекомендуется проведение крещальных литургий. Также обращается внимание на необходимость подготовки к таинству венчания, чтобы брачующиеся «осознавали христианский смысл брака и ответственность за него». Для организации всей этой работы настоятельно рекомендуется создать всецерковную систему катехизаторских курсов, которые работали бы во всех епархиях и благочиниях, а также наладить координацию этих новых структур с епархиальными миссионерскими и «молодежными» отделами.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Разделы портала «Азбука веры» Основы катехизации и воцерковления архиеп. Екатеринбургский и Верхотурский Викентий " decoding="" title="" Посткрещальная катехизация. Пути интеграции в приходскую общину архиеп. Екатеринбургский и Верхотурский Викентий В Избранное Доклад Высокопреосвященнейшего Викентия, архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского, на пленарном заседании I направления «Катехизация и таинства Церкви» XIX Международных Рождественских образовательных чтений «Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства, дорогие отцы, братья и сестры! Сегодня я хотел бы поделиться с вами мыслями о том, какие вопросы ставит перед нами возрождение древней церковной практики оглашения перед Крещением и какие можно предложить подходы в решении этих проблем. Развивая практику обязательной длительной подготовки людей к таинствам Крещения, Евхаристии, Покаяния и других, мы особенно остро столкнулись с явлениями, которые препятствуют вхождению людей в церковную, богослужебную и приходскую жизнь. Одно из таких явлений – неправильное отношение людей к Таинствам. К сожалению, подавляющее большинство наших соотечественников, приходящих в православный храм, воспринимают Таинства как некий магический обряд. Они считают, что Таинство приносит «пользу» само по себе, без внутреннего перерождения человека, и желают принять Таинство для того, чтобы не болеть, иметь жизненный успех, избавиться от неприятностей, считать себя православным. Таких людей очень сложно сделать постоянными и осознанными участниками Православного богослужения и, в особенности, Божественной литургии. Эта сложившаяся ситуация свидетельствует о том, что одного лишь огласительного этапа для формирования полноценного члена Церкви недостаточно. Святитель Феофан, Затворник Вышенский, писал: «Растению, чтобы жить и расти, нужен воздух – без воздуха оно замрёт, и для души нужен воздух небесный. Это – вся церковность, или все боголепные священнодействия Церкви. Тут только и бывает душа как бы в своей атмосфере, а вне её душно. Как чахнет чахоточный, так чахнет душа вне Церкви, в пространных будто бы обычаях мира». Вот это-то ощущение необходимости полновесной жизни церковного, к сожалению, многие в течение огласительного курса на получают…

http://azbyka.ru/katehizacija/postkreshh...

Разделы портала «Азбука веры» Пожертвовать «Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...» протоиерей Константин Островский Православное обучение и воспитание детей в условиях современной приходской жизни " decoding="" title="" > протоиерей Константин Островский Православное обучение и воспитание детей в условиях современной приходской жизни В Избранное ( 4  голоса:  5.0 из  5) В интервью своим опытом решения методических и организационных проблем, стоящих перед современными воскресными школами, делится протоиерей Константин Островский, благочинный Красногорского округа Московской епархии, настоятель Успенского храма г. Красногорска. О. Константин, каково место воскресной школы в жизни Церкви?  Место воскресных школ в церковной жизни и их внутреннее устройство должны определяться той главной задачей, которая перед ними ставится. Это воцерковление и церковное воспитание детей. Разумеется, существующие воскресные школы часто решают и другие воспитательные и образовательные задачи, так что ученики этих школ, воцерковляясь, приобретают ещё и полезные знания и навыки, чему можно только радоваться. Но без воцерковления даже знание назубок Священной истории и литургики может быть бесполезным для спасения души и даже вредным. Поэтому задача воцерковления и церковного воспитания должна рассматриваться как главная, а все остальные — только в соотнесении с ней. Какими, на Ваш взгляд, должны быть программы обучения в воскресной школе?  На первый взгляд представляется несомненным, что вероучительные предметы, такие как православный катехизис, Священная история, литургика и другие, должны быть основой воскресной школы. Если наши дети будут знать заповеди Божии, хорошо ориентироваться в Библии, понимать смысл литургии и других богослужений и таинств, это сделает их церковными людьми. Но сделает ли? Во-первых, наличие знаний по Закону Божию у нецерковного человека может быть неполезно ему. Ведь, как любому из людей неприятно, если кто-то, не любя его, что-то разузнаёт о нем, так и Богу неугодно, чтобы кто-то разузнавал о Нём с холодным сердцем. Основные истины веры обязательно должны быть проповеданы детям, но это не то же самое, что обучение Закону Божию. Богословие должно постигаться, в первую очередь, не умом (хотя и это желательно по возможности), а сердцем. Но сердечное познание Бога, духовный опыт обретается не столько на уроках, сколько — при содействии благодати Божией — вообще в жизни: в семье, в храмовой общине, в богослужении, в личной молитве, в общении с духовником, ну и на уроках тоже.

http://azbyka.ru/deti/pravoslavnoe-obuch...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010