Глава IV. Начало премудрости Чего нам должно искать Ищите прежде Царствия Божия ( Мф.6:33 ) Все мы желаем себе благоденствия и мирного жития, и вот для того все стараемся о снискании себе благ мира сего. Но видимое все временно, невидимое же, Богом обетованное блаженство вечно, непроходимо и неизменно. И Господь не велит нам потому гоняться за временными благами, а заповедует искать вечных благ более и прежде, чем тех. Ищите, – говорит Он, – прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам ( Мф.6:33 ); все необходимое для временной жизни дано нам будет от Бога, и притом при малом труде, если только будем искать Царствия Божия всеми силами. Но где же искать Царствия Божия? Господь сказал нам: Царствие Божие внутрь вас есть ( Лк.17:21 ). Оно есть не иное что, как покорность воле Божией, преданность Богу ума и сердца и происходящая от сего – любовь, радость, мир, долготерпение, кротость и воздержание ( Гал.5, 22 ). Как же все это приобретается? Божественным учением, как сказано: и будут все научены Богом ( Ин.6:45 ). И Писание говорит нам: един ваш учитель есть Христос ( Мф.23:8 ). Итак, учение Христово или закон Господень только научает нас, как искать Царствия Божия, как достигнуть вечной, подобной Господу Богу, блаженной жизни, которая уготована нам на небесах. Ибо Господь на небеси, как сказано, уготовал престол Свой ( Пс.10:4 ); там же и те должны быть, которые ныне внимают Его учению и исполняют повеления Его. Идеже есмь Аз, – Господь сказал, – ту и слуга мой будет ( Ин.12:26 ). Так вот, как Царствие Небесное приобретается соблюдением заповедей Господних! Потому и сказано: хранение законов утверждение нерастления есть; нерастление же творит близь быти Бога ( Прем.6:19 ). Может ли кто кроме учения Господня достигнуть Царства Небесного. В Писании сказано: Господь дает премудрость, и от лица Его познание и разум ( Притч.2:6 ). – Кто бо от человек познает совет Божий? Или кто помыслит, что хощет Бог ? Едва разумеваем, яже на земли, и, яже в руках, обретаем (понятие) с трудом: а яже на небесех, кто изследи? ( Прем.9:13–16 ) Потому и взывал премудрый Соломон пред Богом: волю же Твою кто позна, аще бы не Ты дал еси премудрость? И тако исправишася стези сущих на земли, и, яже Тебе угодна, научишася человецы, и премудростию спасошася ( Прем.9:17–19 ). Значит, погибает тот из нас, кто учения Господня знать не хочет или знает, да не покоряется, кто воле Господней противится. Ненавидяй премудрость безумен есть, презираяй вразумление Господне, окаянен есть ( Прит.2:18 ). Сей, как сказано, с земными деяниями своими постави дом свой при аде ( Прит. 2, 18 ). Те, которые мыслят только о земном, – их конец погибель ( Флп.3:19 ), – говорит апостол Павел. Потому он и сказал всем нам: что только истинно, что боголюбезно, что только добродетель, о том помышляйте ( Флп.4:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Скачать epub pdf Январь Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна [Предисл., кн. 1: вступл. – гл. 1 (Ин.1:1)]/Пер. и примеч. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1899. Т. 1. 1. С. 1–16 (1-я пагин.). (Начало) —1— Святого Отца нашего Кирилла архиепископа александрийского толкование на евангелие от Иоанна. Предисловие Господь даст глагол благовествующим силою многою ( Пс.67:12 ), прекрасно возглашает Псалмопевец, – и приступать к сему, думаю, подобает не всем вообще, но только просвещенным благодатью свыше, так как всяка премудрость от Господа, как написано, ( Сир.1:1 ), и всяко даяние благо, и всяк дар совершен свыше есть сходяй от Отца светов ( Иак.1:17 ; ср. Лк.21:15 ; 1Кор.1:30 ; Иов.12:13 ; Прит.2:6 и др.). И действительно, рассуждение о Высочайшей всех Сущности и Ее тайнах оказывается делом опасным и для многих не безвредным, молчание же о сем свободно от опасностей. Но нас, хотя и думающих, что надлежало бы конечно хранить молчание, выводит из него Сущий над всем Бог , говоря одному из святых (это был Павел): глаголи, и да не умолкнеши ( Деян.18:9 ). Такую же заповедь имеет и закон (Моисеев), как бы в чувственном образе указывающей на пред- —2— меты духовные. Призванным к божественному священству он повелевает трубными звуками объявлять народу о том, что он должен был узнать. Бог , думаю, желавший дать совершеннейший закон, не считал должным, чтобы вожди народов, положив руку на уста, по написанному (ср. Суд.18:19 ; Иов.39:34 ), из опасения не показаться дерзко берущимися за предметы, превышающие ум человеческий, отказывались от рассуждения, столь необходимого для научаемых благочестию и богопознанию, и избирали молчание, вредное для приступающих к науке. Но при этом и устрашает нас Христов ученик, говоря: не мнози учителие бывайте ( Иак.3:1 ). Также и Премудрый Екклесиаст, указывая на опасность учения таковым предметам, говорит: разсецаяй дрова беду приимет в них, аще спадет сечиво, и сам лицем смятеся, и силы укрепит ( Еккл.10:9 ). Сечиву (топору) уподобляет остроту ума, как могущего проникать и доходить до внутреннейшего, хотя бы ему и препятствовала грубость и дебелость материи, – а деревами также образно называет созерцания богодухновенного Писания, устрояющие из книг, в коих содержатся, как бы некий духовный сад и порождающая кроме того и плодоношение Святого Духа. Кто эти духовные дерева, то есть божественные и таинственные созерцания богодухновенного Писания, пытается раскрыть посредством исследования и сильнейшего напряжения ума и остроты, тот беду приимет (может подвергнуться опасности) в особенности тогда, когда, говорит, спадет сечиво (топор), то есть, когда ум не будет правильно понимать истинный Смысл Писания и, как бы оставив прямую дорогу, устремится по некоему другому пути созерцания, удаленному от истины. Подвергшийся

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   В Бозе духом, телом же с нами опочивающий, Святитель Божий Алексий созвал нас на пир духовный, благословенныя чада Церкви Божией, и к наслаждению нашему представляет богатую трапезу добродетельной жизни своей. Приидите убо, о возлюбленнии, отверзем уста свои и насладимся брашна безсмертнаго! Ничто не может быть усладительнее сего пиршества для просвещенной и благочестивой души. Пусть иные думают, что будто они в чувственных увеселениях могут найти для себя удовольствие; пусть с ними превратно разсуждают те, коих безумие описывает Соломон, что «мал», де, «есть и печален живот наш, и несть» возвратившагося из того света, «яко самослучайно», де, «рождени есмы, и по сем будем», как бы никогда не были: «пепел будеть тело, и дух наш разлиется яко мягкий воздух, и имя наше забвено будет во время, и никтоже воспомянет дел наших». «Приидите убо», — говорят они же, — «и насладимся настоящих благих, вина дражайшаго и мира (благовонна) исполнимся, и да не пройдет нас цвет жития: увенчаим нас» розовыми «цветы, прежде», нежели «увянут: везде оставим знамение веселия, яко сия часть наша и жребий сей» (Прем. 2:1—9). Пусть таковые сею превратностию своею вотще утешают себя; но нам, христианам, есть верно и всякаго приятия достойно оное слово Духа Святого: яко «в память вечную будет праведник» (Псал.:111, 6) и: «благословение Господне на главе его» (Прит. 10:6). Все прейдет: увеселения обратятся в скуку, при изнеможении тела — вкус ослабеет, истлеет тело; а, притом, и громкия дела, хотя бы они и остались после нас, но в истлении нашем услаждать нас не могут; едина добродетель есть вечна, един плод истинной веры есть безсмертен. Их святые следы не в жизни сей токмо остаются незаглаждаемыми, но и в будущей доводят нас до источника, из коего они проистекли, и делают, что, выходя из времени в вечность, мы остаемся в неизменяемом состоянии радости душевной. Посвятим мы час сей на размышление о сей важной материи: сие есть наилучшее питание духу нашему, сия есть угоднейшая жертва и праведнику сему.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3837...

А.В. Попов Поучение к новопоставленному иерею Владимиру Александрову Приветствую тебя, возлюбленный, с принятием благодати священства. Когда душа наша соприкасается с Божественною благодатию, она размягчается в обычном своем ожесточении, как воск делается мягким от действия огня. Думаю, что и твоя душа испытывает подобное состояние в эти священные и исключительные минуты твоей жизни, и пользуюсь этим, чтобы преподать тебе наставление в твоем новом служении. Ты же запечатлей его и приклони не ухо только, но и сердце к глаголам моим. Из многих предметов почитаю благовременным огласить слух твой указанием того, что требуется от тебя, как священника. В своем новом сане ты вступаешь на прежнее знакомое тебе место, посему знаешь отчасти, что там потребно. Паству твою составляют греки, арабы, славяне. Многие годы обходились они без священника; прибывши сюда для снискания себе пропитания, хлеба насущного, они, быть может, мало помышляли о хлебе небесном, о едином на потребу. От сего сердце их не могло не одебелеть, и когда им было даровано духовное утешение в лице священника, быть может сердце их не достаточно разгорелось святым огнем и не было снедаемо любовию к Божественному. Они и знают, что Божия Премудрость создала себе и среди них дом, заклала и для них своя жертвенныя и уготовала трапезу, но все же нужно еще звать их и при дороге, и при вратех, и на вершине гор, звать, чтобы они оставили свое безумие и предпочли знание Божественного чистому золоту ( Прит.8 и 9 гл.). Что же? Будем ли тяготиться сим? Ведь мы рабы Премудрости, которых Она для сей цели и посылает. На се бо ныне и ты посылаешься Ею. Посему благовествуй не только жаждущим сего, но не тяготись искать и не ищущих тебя и открываться не вопрошающим тебя и простирать руки к непослушным и непокорным ( Ис.65:1–2 ). Другие нередко обходят море и сушу, дабы обратить хотя одного ( Матф.23:15 ). Ускори и ты на помощь и потщися на умоление всех, кои холодны к матери своей, Св. Церкви Православной. Другую часть твоей паствы составляют воссоединившиеся от унии, живущие в Вилькесоне.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Введение I. Общечеловеческое стремление к истинной жизни. Истинная жизнь в Церкви Христовой. Религиозные общества и Церковь 1 . Единый Источник и Податель жизни и сама высочайшая и присносущная Жизнь, преблагий Бог , воззвал из небытия к бытию все сотворенное « Себе ради» Прит. 16, 4 . Евр. 2, 10 и «во еже быти всем» Прем. 1, 13. 14 , т.е. ради причастия тварей в возможной для них степени и мере той истинной жизни , в неизмеримой полноте которой живет Сам Творец. И действительно, весь мир с неисчерпаемым разнообразием находящихся в нем существ носит на себе отпечаток всесовершенной Божественной жизни. По словам Псалмопевца, даже и безмолвные небеса в дивном великолепии лучезарных светил «проповедуют славу Божию» Пс. 18, 2 – и всемогущего Творца восхваляют не только Ангелы и силы, цари земные и все люди, но также и «огнь, град, снег, голот, дух бурен…, горы и вси холми, древа плодоносна и вси кедри; зверие и вси скоти; гади и птицы пернаты» Пс. 148, 2–12 . 2 . Таким образом, весь видимый нами и невидимый мир, отражая в себе славу Божию, причастен в известной степени Божественной жизни, неизъяснимой красоты и совершенства. Каждое из составляющих мир творений, воспевая хвалебную песнь Создателю сообразно с богодарованными силами и способностями, чрез то самое и в той же мере является то большим, то меньшим носителем единой Божественной жизни, и эта жизнь, в свою очередь, достигает наилучшего своего выражения в мире разумно-свободных существ. «Малым чим умаленный от Ангел, славою и честию венчанный» человек Пс. 8, 6 , как венец всего сотворенного, преимущественно пред другими тварями призван к наивысшей и совершеннейшей жизни. Уже в самом сотворении своем человек из уст Самого Создателя получает «дыхание жизни» Быт. 2, 7 , и только он один в залог блаженного бессмертия пользуется райским «древом жизни» ст. 9 1 . 3 . Итак, мы призваны к жизни и должны всеми силами стремиться к ней. И, действительно, едва ли какое другое из человеческих стремлений так постоянно и так сильно, как именно это стремление к жизни; – не к жалкому только и подчас мучительному существованию в земной юдоли скорби и плача; – не к пагубному и пустому времяпровождению на шумном торжище жизни, но к истинной , совершенной, вечной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

Глава 3. Святого Ефрема Сирианина наставления о молитве и трезвении 1) Воздадим славу Тому, Кто дает страх свой в сердца наши: ибо Он есть «учай человека разуму» ( Пс. 93:10 ). «Начало премудрости страх Господен» ( Прит. 1:7 ). 2) Начало доброго жития – слезы во время молитвы: а начало правильного образа мыслей – слушание слова Божия. 3) Хорошо прийти к службе Божией прежде всех, но не хорошо без нужды оставить службу прежде отпуска. 4) Вошедши в дом Божий, не будем парить умом; напротив того внутренний человек наш да займется созерцанием и молитвою. А молясь будем говорить: «Отче наш, Иже еси на Небесех», чтоб никакие другие помыслы не смущали ума нашего. 5) Стоя на молитве, знай, Кому предстоишь. К Нему да будут обращены и вся твоя душа, и все твое сердце. Разумей, что говорю. 6) Приобрети страх Божий, чтоб и бесы боялись тебя; одно наружное суетно. 7) Будем молиться, чтоб сподобиться нам дарования, а сподобившись не будем высоко думать о себе. 8) Со всех сторон обнеси дом (души твоей) стеною (трезвенного внимания), и не оставляй скважины в ограде, чтобы враг, вошедши чрез нее, не разграбил дома твоего (это – заботливый помысл), и ты не стал виною своей погибели. 9) Не всегда дует одинаковый ветр (искушений), но в ветрах бывают перемены: посему надобно приучать себя к делу (брани разной): ибо не знаем, что «родит находяй [день]» ( Притч. 27:1 ) (1, 153). 10) Малое нерадение рождает грех, и малая трезвенность отвращает великий вред. 11) Взыщи Господа, возлюбленный, всеми силами твоими, чтобы спаслась душа твоя, и порок не водворился в сердце твоем. 12) Не люби плотского покоя, чтоб не найти себе в нем духовного вреда. 13) Не вдавайся в непомерную работу: потому что хорошо и полезно делать все в меру и в порядке. 14) Терпеливо и не скорбя совершать дело Божие по установленному порядку – дают страх Божий, памятование о смерти и о мучениях. 15) Лучше заниматься делом, молитвою и размышлением при чтении божественных Писаний, чем прекращать сие не во время и предаваться празднословию, от чего рождается клевета.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Приложение к введению Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета Прп. Симеон Новый Богослов т. 1, с. 227 – 228]: «Так и те, которые находятся во тьме страстей, у которых ум омрачен неведением о вещах духовных, – или, прямо говоря, те, которые не имеют ума Христова (а умом Христовым я называю Дух Христов, т. е., благодать Всесвятаго Духа, просвещающую и подающую духовное божественное ведение), извращают и вкривь перетолковывают все Божественное Писание по похотям своим, и некоторым образом растлевают его страстями своими, хотя при сем не Божественное Писание растлевается, а растлеваются они сами – кривотолкователи его. Итак эти, не имеющие правого суждения о вещах, но омраченные страстями и по гордости не принимающие наставления от других, как возможно, скажи мне, чтоб они сами собою постигли и уразумели божественное и духовное? Как слепой и невидящий света солнечнаго не может читать писмен, светом освещенных, так и тот, кто слеп умом и не имеет ума Христова, никак не может понять и уразуметь вещей, кои суть во свете Христовом, и хоть бы он тьмы раз перечитывал написанное о них в Божественных Писаниях, невозможно, как думаю, чтоб он усмотрел что-нибудь и что-либо понял в духовном, невещественном и световом, будучи сам овеществлен и омрачен. – И да не прельщает вас кто-либо из таковых!». Св. Андрей Кесарийский с. 4]: «Всякое Божественное Писание дано Духом в трояком виде, как троечастен и человек. Как бы некоторое его тело составляют буквы и подлежащий чувству рассказ, как бы душу — образные, переносящие читателя от чувственного к мыслимому, выражения, и как бы дух его — указание и созерцание самого возвышенного — будущего. Первое приличествует сущим под законом, второе — сущим под благодатью и третье — блаженному состоянию, в котором царствует дух, поборовший все плотские помыслы и движения. Первое занимается передачей событий, уже совершившихся, но нередко и немало украшается и предтекущими образами истины. Второе — поучениями приточными и другими подобными учительными рассуждениями, как например: «терния прозябают в руце пияницы» (Прит. 26:9), или: «усрамися Сидоне, рече море» (Ис. 23:4) и т.п. Третье же, то есь духовное, по преимуществу заключается в Апокалипсисе Иоанна Богослова. Правда, вместе с историческим и образным видимо оно во множестве и у других пророков, но здесь в особой мере изобилует; посему Богом и повелено возвещать его только совершенным в знании».

http://sedmitza.ru/lib/text/431252/

Свет разума “Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума” — поют в эти святочные дни в Церкви. О каком разуме идет речь? 17 января, 2012 “Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума” — поют в эти святочные дни в Церкви. О каком разуме идет речь? Сергей Худиев “Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума” — поют в эти святочные дни в Церкви.  О каком разуме идет речь? Мы привыкли видеть, как вера и разум разделяются, иногда даже противопоставляются. Было бы понятно, если бы Церковь пела о том, что миру воссиял свет веры. Но разума? Дело в том, что в наше время “разум” понимается не так как в библейские времена, и не так, как во всех традиционных культурах. Для абсолютного большинства человеческих цивилизаций — для древних индийцев, китайцев, римлян, греков и всех остальных — мир был осмыслен, в нем было предназначение и цель, закон и порядок, гармония и иерархия. Человек был призван увидеть этот порядок, прочесть в нем свое предназначение и жить сообразно этому. Именно в этом и состоял разум — в осознании реальности и в способности найти свое место в ней, исполнить свою партию в грандиозной симфонии бытия. Разум позволял находить правильный путь, отличать добро от зла, быть тем, кого Конфуций называл “благородным мужем”, человеком, занимающим свое место и достойно исполняющим свои обязанности. Библейское понятие “мудрости” следует этой общечеловеческой интуиции, но подчеркивает, что источник нравственного порядка в мироздании — Бог. Поэтому “Начало мудрости — страх Господень, и познание Святаго — разум; (Прит.9:10)”. Замысел, реальность которого угадывали все народы, имеет Автора, и этот замысел простирается на каждую человеческую жизнь. Как говорит псалмопевец, “Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было. (Пс.138:15,16)”. Поэтому в рождении Младенца нам воссиявает именно свет разума — в нем мы обретаем мудрость и видим, для чего мы созданы.

http://pravmir.ru/svet-razuma/

Канон на великий Четверток Песнь 1-я. Ирмос. Сечением разделяется Чермное море и волнообильная бездна изсушается, соделавшись удобопроходимою для безоружных и в то же время гробом для вооруженных; посему воспевается богоугодная песнь: Христос Бог наш торжественно прославился. Сотворившая и сохраняющая все живущее, безпредельная Премудрость Божия создала себе жилище от чистой безмужной Матери; ибо облекшись в храмь телесный, Христос Бог наш торжественно прославился (Прит. 9:1; Иоан. 2:21). Преподавая таинство возлюбленным Своим, истинная Премудрость Божия уготовляет душепитательную трапезу и предлагает чашу безсмертнаго пития верным; приступим же благочестиво и будем взывать: Христос Бог наш торжественно прославился (Прит. 9:2; Матф 26:26). Внемлем все верные призывающей возвышенным гласом несозданной и самосущей Премудрости Божией; ибо она взывает: вкусите, и познав, что я Христос, восклицайте: Христос Бог наш торжественно прославился (Прит. 9:3; Псал. 33:9). Песнь 3-я. Ирмос. Будучи Господом и Создателем всего, безстрастный Бог уничижив себя возсоединил с собою создание, и сам себя предложил в Пасху тем, за которых готовился умереть, взывая: ядите тело Мое и утверждайтесь в вере (1 Кор. 5:7; Мф. 26:26). Искупительною для всего рода человеческаго собственною чашею напоил ты, Благий, учеников своих, наполнив ее веселием; ибо ты приносишь сам себя в жертву, взывая: пийте кровь Мою и утверждайтесь в вере (Прит. 9:5; Мф. 26:27). Безумный человек, находящийся между вами предатель, предсказал ты, Незлобивый, ученикам своим, не познает сего и как неразумный не уразумеет; но вы пребывайте во Мне и утверждайтесь в вере (Псал. 91:7; Иоан. 15:4). Песнь 4-я. Ирмос. Пророк, прозрев неизреченное таинство твое, Христе, провозгласил: крепкую и сильную любовь явил ты, Отец милосердый; ибо ты, Благий, послал единороднаго Сына для очищения мира (Авв. 3:4; Рим. 8:32). Шествуя на страдание, источившее всем потомкам Адама безстрастие, сказал ты, Христе, возлюбленным своим: с вами возжелал я причаститься сей пасхи; ибо Отец послал меня единороднаго для очащения мира (Лк. 22:15).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3570...

Что дадите мне и я предамъ вамъ Христа, котораго вы хотите найти, говоритъ пришедши къ беззаконнымъ начальникамъ за золото ближнее со Христомъ: пощади души наши, Христе Боже, и спаси насъ (Матф. 26, 14–15). Ο слепое по которому ты забылъ, нечестивый, что весь не стóитъ души, какъ былъ ты наученъ; ибо съ повесившись удавился ты, предатель: пощади души наши, Христе Боже, и спаси насъ (Марк. 8, 36; Матф. 27, 5). Печатается по Богослужебные каноны на греческомъ, славянскомъ и русскомъ языкахъ. Книга mpemiя: Каноны Постной Tpioдu . — СПб.: Въ Синодальной Tunorpaфiu, 1856. — С. 105–108.   Канонъ на beлukiй Четвертокъ Πеснь 1–я. Ирмοсъ. разделяется Чермное море и волнообильная бездна изсушается, соделавшись удобопроходимою для безоружныхъ и въ то же время гробомъ для вооруженныхъ; посему воспевается богоугодная песнь: Христосъ Богъ нашъ торжественно прославился. Сотворившая и сохраняющая все живущее, безпредельная Премудрость создала себе жилище отъ чистой безмужной Матери; ибо облекшись въ храмь телесный, Христосъ Богъ нашъ торжественно прославился (Прит. 9, 1; 2, 21). Преподавая таинство возлюбленнымъ Своимъ, истинная Премудрость уготовляетъ душепитательную трапезу и предлагаетъ чашу безсмертнаго вернымъ; приступимъ же благочестиво и будемъ взывать: Христосъ Богъ нашъ торжественно прославился (Прит. 9, 2; Матф 26, 26). Внемлемъ все верные призывающей возвышеннымъ гласомъ несозданной и самосущей Премудрости ибо она взываетъ: вкусите, и познавъ, что я Христосъ, восклицайте: Христосъ Богъ нашъ торжественно прославился (Прит. 9, 3; Псал. 33, 9). Песнь 3–я. Ирмосъ. Будучи Господомъ и Создателемъ всего, безстрастный Богъ уничиживъ себя возсоединилъ съ собою и самъ себя предложилъ въ Пасху темъ, за которыхъ готовился умереть, взывая: ядите тело Мое и утверждайтесь въ вере (1 Кор. 5, 7; Матф. 26, 26). Искупительною для всего рода человеческаго собственною чашею напоилъ ты, учениковъ своихъ, наполнивъ ее ибо ты приносишь самъ себя въ жертву, взывая: кровь Мою и утверждайтесь въ вере (Прит. 9, 5; Матф. 26, 27).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010