1:8–10. Ветхозаветные пророки часто осуждали ложные притязания на невиновность, считая это самообманом (напр.: Иер. 2:35 ; Ос. 8:2 ; ср.: Прит. 30:12 ); Бог вместо этого призывает и к признанию греха, и к покаянию (ср.: Лев. 5:5; 16:21 ; Пс. 31:1–5 ; Прит. 28:13 ; Иер. 3:13 ). (Некоторые молитвы в «синагоге о прощении также предварялись исповеданием греха. Это указывает на то, что иудеи в первые века н. э. в целом воспринимали эту мысль; ср. также: «Псалмы Соломона 9и др.) Об очищении см. в 1Ин. 1:7 . О грехах отступников см. в коммент. к 3 и 9. 2:1–11 Тест на нравственность Христиане были новым народом, и, хотя они еше не могли жить абсолютно безгрешной жизнью (1:8–10), их возрождение во Христе воздействовало на их образ жизни. Поскольку грех имел реальную силу (1:5–10), нравственное поведение было действенным путем проверки истинного посвящения себя Христу. Особенно важно было понять, лежит ли в основе поведения любовь к своим ближним (2:5,9–11). В иудаизме также подчеркивается, что истинные участники договора-завета с Богом соблюдают Его заповеди. 2:1. Философы и иудейские учителя иногда обращались к своим «ученикам как к «детям». «Ходатай» означает «заступник» или «посредник», «защитник». В «Ветхом Завете Бог мог разбирать дела Своего народа перед другими народами ( Иер. 50:34; 51:36 ); в древнем иудаизме милость Божья или заслуги Израиля защищали его на суде перед Богом. Иисус по своей природе – Защитник, в силу Своего положения, Своей праведности и Своих деяний (ст. 2). 2:2. «Умилостивление» – «искупление, путь примирения с Богом, призванный удовлетворить Его «гнев», вызванный нарушением Его предписаний; это указывает на жертвы, приносившиеся во имя искупления в Ветхом Завете. В иудаизме жертвоприношение в День искупления касалось только Израиля; но жертва Иисуса была принесена не только за христиан, но даже и за тех, кто был врагом Бога, оставляя их, тем самым, без оправдания. 2:3,4. В «Ветхом Завете Израиль «знал» Бога, Его народ находился с Ним в отношениях в рамках завета-договора – если они соблюдали Его заповеди (напр.: Иер. 22:16; 31:33,34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

7 Преподобных Антония Сийского и Нила Столобенского – паримии преподобного 13 Свв. мчч. Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста – паримии мучеников 15 Свт. Стефана, архиеп. Сурожского – паримии святителей Неделя пред Рождеством Христовым святых отец (воскресенье между 18 и 24 декабря) – паримии свв. отцов 21 † Свт. Петра, митр. Московского I – Прит. 10, 7, 6; 3 , 13–16; 8, 6, 34–35, 4 , 12, 14, 17, 5–9; 1, 23; 15, 4 II – Прем. 4, 7, 16–17, 19–20; 5 , 1–7 III – Прит. 10, 31–32; 11 , 2; 10, 2; 11 , 7, 19; 13, 2, 9; 15, 2; 14, 33; 22, 12; Прем. 6 , 12–16; 7 , 30; 8 , 2–4, 7–9, 17–18, 21; 9 , 1–5, 10–11, 14 24 Навечерие Рождества Христова На 1-м часе – Мих. 5 , 2–4 На 3-м часе – Иер. (Вар. 3 , 36–38; 4, 1–4) 641 На 6-м часе – Ис. 7 , 10–16; 8 , 1–4, 8–10 На 9-м часе – Ис. 9 , 6–7 25 Рождество Христово На вечерне: I – Быт. 1 , 1–13 II – Чис. 24, 2–3, 5–9, 17–18 III – Мих. 4, 6–7; 5 , 2–4 IV – Ис. 11 , 1–10 V – Иер. (Вар. 3 , 36–38; 4, 1–4) 642 VI – Дан. 2 , 31–36, 44–45 VII- Ис. 9 , 6–7 VIII – Ис. 7 , 10–16; 8 , 1–4, 8–10 На молебном пении: Ис. 14, 13–17, 24–27 Январь 1 Обрезание Господне и свт. Василия Великого I – Быт. 17, 1–2, 4–8, 3 , 9–12, 14 II – Прит. 8 , 22–30 III – Прит. 10, 31–32; 11, 1–2, 4, 3, 5–12 2 † При. Серафима Саровского – паримии преподобного 5 Навечерие Просвещения На 1-м часе – Ис. 35, 1–10 На 3-м часе – Ис. 1 , 16–20 На 6-м часе – Ис. 12, 3–6 На 9-м часе – Ис. 49, 8–15 6 Святое Богоявление На вечерне: I – Быт. 1 , 1–13 II – Исх. 14, 15–18, 21–23, 27–29 III – Исх. 15, 22–27; 16, 1 IV- Нав. 3 , 7–8, 15–17 V – 4 Цар. 2 , 6–14 VI – 4 Цар. 5 , 9–14 VII – Ис. 1 , 16–20 VIII – Быт. 32 , 1–10 IX – Исх. 2, 5–10 X – Суд. 6, 36–40 XI – 3Цар. 18, 30–39 XII – 4 Цар. 2, 19–22 XIII – Ис. 49, 8–15 На водоосвящении: I – Ис. 35 , 1–10 II – Ис. 55 , 1–13 III – Ис. 12 , 3–6 9 Свт. Филиппа, митр. Московского – паримии те же, что и 21 декабря 10 Прп. Павла Комельского – паримии преподобного 11 Прп. Феодосия, общежитий начальника – паримии преподобного 12 Свт. Саввы, архиеп. Сербского – паримии те же, что и 21 декабря

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

     Против Еллинов, которые не признают Бога виновником всего, (сотворившим все) из ничего, и промыслителем о всем:     Творца небу и земли.       Моисей: «в начале сотвори Бог небо и землю» (Быт. 1:1). В Евангелии: «Отче, Господи небесе и земли» (Матф. 11:25).     Видимым же всем и невидимым.       Павел: «видимая и невидимая»… «всяческая Тем и о Нем создашася» (Кол. 1:16), то есть, Отцем чрез Христа. Давид: «яко Той рече и быша, Той повеле и создашася» (Псал. 32:9):        Против Еллинов и Иудеев, отвергающих Христа:     И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия единороднаго.       Павел: «нам един Бог Отец… и един Господь Иисус Христос» (1 Кор. 8:6). В Евангелии: «да знают Тебе единого истинного Бога и Егоже послал еси Иисус Христа» (Иоан. 17:3). «Ты еси Христос Сын Бога живого» (Матф. 16:16). «И аз видех, и свидетельствовах, яко сей есть Сын Божий» (Иоан. 1:34). «Ты веруеши ли в Сына Божия» (Иоан. 9:35)? «Сие же писана быша, да веруете, яко Иисус есть Христос Сын Божий» (Иоан. 20:31). «Единородный Сын, сый в лоне Отчи, Той исповеда» (Иоан. 1:18). «Тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего единородного дал есть» (Иоан. 3:16). Возлюбленный (ученик Христов): «да весте, яко живот вечный имате, и да веруете во имя Сына Божия» (1 Иоан. 5:13).        Против Ария, называвшего Сына тварию:     Иже от Отца рожденного прежде всех век.       В Евангелии: «изыдох от Отца… и иду. Изыдох от Отца и приидох в мир» (Иоан. 16:28). Иоанн: «всяк любяй Рождшего, любит и Рожденного от Него» (1 Иоан. 5:1). В Евангелии: «и ныне прослави мя Ты, Отче, у Тебе самого славою, юже имех у Тебе прежде мир не бысть» (Иоан. 17:5). «В начале бе Слово» (Иоан. 1:1). «Сый в лоне Отчи» (Иоан. 1:18). «Сей бе искони» (Иоан. 1:2). Апостол (Павел): «в последок дний сих глагола нам в Сыне, ...Имже и веки сотвори» (Евр. 1:2).В Притчах: «прежде век основа Мя... прежде всех холмов раждает Мя» (Прит. 8:23, 25).        Против тех, которые нечестиво богохульствуют на безстрастное рождение единородного Сына:  

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

составитель К.В. Гриценко Ложь Если правитель слушает ложные речи, то и все служащие у него нечестивы. Притч. 29,12 Не выдумывай лжи на брата твоего, и не делай того же против друга. Сир.7,12 Не желай говорить какую бы то ни было ложь; ибо повторение её не послужит ко благу. Сир.7,13 Злой порок в человеке – ложь; в устах невежд она – всегда. Сир.20,24 Лучше вор, нежели постоянно говорящий ложь; но оба они наследуют погибель. Сир.20,25 Желудок принимает в себя всякую пищу, но пища пищи лучше: гортань отличает пищу из дичи, так разумное сердце – слова ложные. Сир.36,20–21 И сказал мне Господь: пророки пророчествуют ложное именем Моим; Я не посылал их и не давал им повеления, и не говорил им; они возвещают вам видения ложные и гадания, и пустое и мечты сердца своего. Иер.14,14 Отвергни от себя лживость уст, и лукавство языка удали от себя. Притч.4,29 Пророки твои провещали тебе пустое и ложное и не раскрывали твоего беззакония, чтоб отвратить твоё пленение, изрекали тебе откровения ложные и приведшие тебя к изгнанию. Иер.2,14 Если бы какой-либо ветреник выдумал ложь и сказал: «я буду проповедовать тебе о вине и сикере», то он и был бы угодным проповедником для этого народа. Мих.2,11 Кто говорит ложь, погибнет. Притч.19,9 Лжесвидетель не останется ненаказанным, и кто говорит ложь, не спасется. Притч.19,5 Ложь говорит каждый своему ближнему; уста Льстивы, говорят от сердца притворного. Пс. 11,3 Если пророк, или священник, или народ скажет: «бремя от Господа», Я накажу того человека и дом его. Иер. 23,34 Но прошу вас, взгляните на меня; буду ли я говорить ложь пред лицем вашим? Иов.6,28 С самого рождения отступили нечестивые, от утробы матери заблуждаются, говоря ложь. Пс.57,4 Сыны человеческие – только суета; сыны мужей – ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты. Пс.61,10 Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу. Еф.4,25 Ненавижу ложь и гнушаюсь ею; закон же Твой люблю. Пс.118:163 ..суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом. Прит.30,8 Безумствует всякий человек в своём знании, срамит себя всякий плавильщик истуканом своим, ибо выплавленное им есть ложь, и нет в нём духа. Иер.10,14 Я сказал в опрометчивости моей: всякий человек ложь. Пс.115,2 Богачи его исполнены неправды, и жители его говорят ложь, и язык их есть обман в устах их. Мих. 6,12 А этого слова: «бремя от Господа», впредь не употребляйте: ибо бременем будет такому человеку слово его, потому что вы извращаете слова живаго Бога, Господа Саваофа Бога нашего. Иер.23,35–36 Из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою. Деян.20,30 Читать далее Источник: Библейская симфония по книгам Ветхого и Нового Заветов/ред.-сост. Д. Гриценко, Е. С. Калугина - Москва : Даръ, 2007. - 480 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tsitaty...

СПРАВОЧНЫЙ АППАРАТ УКАЗАТЕЛИ ВЕТХОЗАВЕТНЫХ ЦЕРКОВНЫХ ЧТЕНИЙ (ПАРИМИЙ) Сокращения пн. – понедельник вт. – вторник ср. – среда чт. – четверг пт. – пятница сб. – суббота вс. – воскресенье янв. – январь фев. – февраль апр. – апрель авг. – август сент. – сентябрь окт. – октябрь нояб. – ноябрь дек. – декабрь † – обозначает день преставления святого (указано только для святых, которые имеют несколько дней памяти в году) КАЛЕНДАРНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ВЕТХОЗАВЕТНЫХ ЧТЕНИЙ 640 Сентябрь 1 Прп. Симеона Столпника и Новый церковный год I – Ис. 61 , 1–9 II – Лев. 26 , 3–12, 14–17, 19–20, 22, 33, 40–41 III – Прем. 4 , 7–15 5 Св. пророка Захарии и св. прав. Елисаветы I – Быт. 18 , 1–14 II – Суд. 13 , 2–20 III – 1 Цар. 1 , 9–20 7 Свт. Иоанна Новгородского – паримии святителя 8 Рождество Пресвятой Богородицы – паримии Богородицы 9 Прп. Иосифа Волоцкого – паримии преподобного Обретение и перенесение мощей свт. Феодосия Черниговского – паримии святителей 11 Перенесение мощей прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев – паримии преподобных 13 Обновление храма Воскресения Христова I – 3 Цар. 8 , 22–23, 27–30 II – Прит. 3 , 19–34 III – Прит. 9 , 1–11 14 Воздвижение Креста Господня I – Исх. 15, 22–27; 16, 1 II – Прит. 3 , 11–18 III – Ис. 60 , 11–16 19 † Св. блгв. кн. Феодора и чад его – паримии преподобного 20 Свв. мчч. кн. Михаила и болярина его Феодора, Черниговских – паримии мученика 21 Свт. Димитрия, митр. Ростовского – паримии святителя 25 † Прп. Сергия Радонежского I – Прит. 10, 7, 6; 3, 13–16; 8, 6, 34–35,4, 12, 14, 17, 5–9; 1, 23; 15, 4 II – Прит. 10, 31–32; 11 , 1–2, 4, 3, 5–12 III – Прем. 3 , 1–9. 27 Прп. Савватия Соловецкого – паримии преподобного 28 Прп. Харитона исповедника – паримии преподобного 30 Прп. Григория, чудотворца Вологодского – паримии преподобного Октябрь 1 Покров Пресвятой Богородицы – паримии Богородицы Прп. Саввы Вишерского – паримии преподобного 4 Обретение мощей свтт. Гурия, первого архиеп. Казанского, и Варсонофия, еп. Тверского – паримии святителя 5 Свтт. Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, Московских – паримии святителя

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

фразу: хакам лэнафшô «мудрый для души своей» или для себя (как в 25 стихе) и хакам ъам «мудрый народа» или «для народа своего», Гр. и Сл. передали неточно: «муж премудр» и «премудрый во своих людех». Вместо «благословения» в Евр. читается таъанг «удовольствия», как и в 23 стихе; он будет наслаждаться плодами своей мудрости, за которую все, видящие его благосостояние, будут прославлять его. Сл. «наследит веру» соответствует обычному Гр. чтению, а в Гр. гл. (70, 248, Cpl.) и Лат. правильно читается: «славу», как и в Евр. и Сир., ср. Прит. 3:35 : «славу премудрии наследят». Вместо «живо будет» Гр. гл. (70, 248, Cpl.) имеет: «пребудет», в Евр. и Сир.: «останется в жизнь вечную», – Гр. и Сл. «во веки» передает свободно. В виду того, что здесь выражение: «жизнь вечная» не означает исключительно будущей загробной жизни, в каком значении оно употребляется теперь, – удобнее перевести: «останется жить во веки». Лат. вместо «благословения» читает «благословениями», а после «в народе» в 29 стихе опускает местоимение «своем». ––––––––––––––––– Должно заботиться о телесном здоровье (Сир. 37:30–34, 38:1–23). 25.Сын мой, в течение жизни твоей испытывай душу твою,       и смотри, что вредно для нея, и не давай ей того: 26. ибо не все полезно для всех, и не всякая душа ко всему расположена. 27. Не пресыщайся всяким удовольствием и не набрасывайся на лакомства, 28. ибо в многоядении гнездится болезнь, и кто пресыщается, тот доходит до холеры. 29. От неумеренности многие умерли, а кто наблюдает за собой, тот живет дольше. Глава 38. 1. Относись дружелюбно к врачу, ибо он нужен, так как и его поставил Господь. 2. Врач от Бога получает мудрость и от царя принимает подарки; 3. знание врача возвышает голову его, и он предстоит перед князьями. 4. Бог производит целебные средства из земли, и разумный человек не будет ими гнушаться. 5. Не от дерева ли вода стала сладкою, для того, чтобы всем людям показать силу Его? 6. И Он дал разумение людям, чтобы они восхваляли Его за Его дивныя силы. 7. Чрез них врач утоляет болезни, 8.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Rozh...

Доказательство этого представляет частью то обстоятельство, что позднейшие законы должны были повторять эти узаконения, частью это следует из прямых свидетельств. Во время пр. Иеремии было много рабов евреев, своими долгами поверженных в это печальное положение, Иер. гл. 34. К чертам, какими пр. Иезекиль изображает неправедного, принадлежит и то, что он не возвращает залогов и что берет проценты, 18:12. Весьма печальную картину дает нам уже упомянутое изображение, Неем. 5 гл., из которого ясно следует, сколь незначительное влияние оказал плен на жестокие сердца израильтян. Чтобы как-нибудь влачить жизнь и приобрести хлеба, многие иудеи должны были заложить своих детей и свои поля. Когда узнает это Неемия, он гневается и настоятельно требует от богатых иудеев простить долги и отпустить заложников, чтобы едва освобожденные израильтяне не попали в новое рабство и притом еще у своих собственных соотечественников. Его пламенная речь и его самоотверженный пример производят сильное влияние на знатных, так что они действительно отказываются от своих займов и тем спасают бедное население. 35), Мы видели выше, как постепенно первоначальное равенство израильтян исчезало, и как развивалась резкая противоположность между крупным землевладением и безземельным пролетариатом. Зло это должно было чувствоваться тем тяжелее, что обычно ветхозаветное воззрение придает высокую цену материальным благам. Правда, эта оценка не есть какая либо абсолютная, и есть немало мест, где прилагается другой масштаб. He должно, говорится неоднократно, надеяться на богатство, ибо в день суда и наказания оно не может помочь, Притч.11:4–28 . От смерти не может откупиться даже самый богатый, Пс.48:7 ; смерть есть сила, которая уничтожает все человеческие различия, Иов.3:19 . Когда человек с величайшим трудом соберет свои сокровища, они приобретают себе крылья и улетают, Прит.23:5 . Прежде всего, приобретенное неправдой не приносит никакой пользы, a только вред, Прит.10:2; 19:11 . Есть высшие блага, чем богатство, напр., доброе имя, Прит. 22 , или страх Божий и любовь, Прит.15:16; 16:8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

9:27–31. Хотя «Сын Давидов» – это титул Мессии, большинство евреев связывали свои ожидания Мессии с некоей военно-политической фигурой, а не с целителем. Но эти слепцы осознают связь между целительством и мессианством Иисуса, что не характерно для иудаистской традиции. Бог делает человека слепым или зрячим ( Исх. 4:11 ; Прит. 20:12 ) и может отнимать или возвращать зрение в ответ на молитвы пророков ( 4Цар. 6:18–20 ). 9:32–34. Илия и Елисей творили великие чудеса исцеления; Давид – единственный герой Ветхого Завета, которого Бог использовал при изгнании злых духов ( 1Цар. 16:23 ). Таким образом, Мф. 9показывает, что на людей эти исцеления произвели огромное впечатление. 9:35–38 Требуется больше делателей Деяния Иисуса в 8– 9должны стать деяниями Его учеников в гл. 10. 9:35,36. Как сказано в Писании, в отсутствие Моисея ( Чис. 27:17 ) или царя ( 3Цар. 22:17 ; 2Пар. 18:16 ) Израиль был как «без пастыря» или «без начальника». Когда у Израиля не было верных пастырей (религиозных вождей), Бог Сам становился его пастырем ( Иез. 34:11 –16 ); в обязанности пастыря входили забота о пропитании стада (34:2,3), врачевание (34:4) и отыскание заблудших овец (34:4–6). Мф. 9свидетельствует о том, что те, кому вверено пасти Израиль, его вожди, не справились со своими обязанностями. 9:37,38. Иногда «жатва» символизирует конец времен (ср. коммент. к 3:12), но выраженная здесь идея напоминает скорее пророчество Исайи о свидетелях Божьих. Один раввин, живший в конце I в., высказал ту же мысль, что и в 9:37; неясно, однако, была ли это уже известная еврейская поговорка, или раввин находился под впечатлением изречения, которое восходило к Иисусу, или это обычное совпадение. 10:1–4 Избрание Двенадцати В Израиле было двенадцать колен, и группы, которые избрали двенадцать руководителей (как и в Свитках Мертвого моря), поступили так, считая, что именно они представляют истинный, верный «остаток» Израиля. В Евангелии от Луки и в Деяниях Апостолов вместо имени «Фаддей», представленного в перечне учеников в Евангелиях от Матфея и Марка, упоминается «Иуда Иаковлев» (ср. также: Ин. 14:22 ). Как известно, в древности существовал обычай давать человеку несколько имен, так что в разных списках апостолов на самом деле представлены одни и те же люди. Прозвища были очень употребительны и встречаются даже в надгробных надписях. Кананит («хананеянин») по-арамейски означает «зилот» ( Лк. 6:15 ), поэтому в некоторых переводах он назван просто «Симон Зилот». Во времена Иисуса это слово могло означать «ревностный», но не исключено, что прозвище указывало на участие этого человека в повстанческом движении до того, как он стал учеником Иисуса.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Цит. по 10:250) " Адам, - говорит блаженный Феофилакт Болгарский, - будучи живым, был и мертвым: он умер с того часа, в который вкусил (от запрещенного древа) " (цит. по 32:166). " Падением изменилась и душа и тело человеческие. В собственном смысле падение было для них (прародителей - П.В.) вместе и смертью. Видимая и называемая нами смерть, в сущности, есть только разлучение души с телом, прежде того уже умерщвленных отступлением от них истинной жизни, Бога. Мы рождаемся уже убитыми вечною смертью! Мы не чувствуем, что мы убиты, по общему свойству мертвецов не чувствовать своего умерщвления! " (33:9) " Вопрос. Какая смерть произошла от греха Адамова? Ответ. Двоякая: телесная, когда тело лишается души, которая оживляла его, и духовная, когда душа лишается благодати Божией, которая оживляла ее высшею духовною жизнью " (51:34). Заметим, что святитель Тихон Задонский сравнивает грех с духовным ядом, умерщвляющим душу: " …в грехе яд сокровен есть… Яд тело умерщвляет, ГРЕХ душу " (цит. по 83:230). " …сделанный грех рождает смерть " (Иак.1:15); " …грех вошел в мир, и грехом смерть " (Рим.5:12); " Ибо возмездие за грех - смерть " (Рим.6:23). 47. " Оказывается, грехами своими мы давно уже отлучены от Бога, от благодатного внутреннего общения с Церковью. Перерезали духовную связь, пуповину, через которую наши души и дух питаются благодатью Духа Святого " (16:8). 48. " Авраам, отец ваш (иудеев - а.к.), рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался " (Ин.8:56). 49. Цитата из Рим.2:14 приведена нами в соответствии с Синодальным изданием Библии. 50. О благодати Божией, даваемой людям в период от первородного греха и до Искупительной Жертвы Христа, в Священном Писании говорится и в отношении Ноя (Быт.6:8,9), Гедеона (Суд.6:17-23), Иеремии (Иер.1:5), Девы Марии (Лк.1:30), а также в отношении непоименованных людей, обладающих определенными качествами: смирением, премудростью (Прит.3:34; 8:35). 51. " …души лишились благодати Божией, укреплявшей естественные силы невинного человека в направлении к добру… Греховному повреждению подверглись все силы души: ум, воля и сердце " (23:319.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

33. Пс.138:6. В цитате опущено εκραταιθη после εμου. Букв, перевод: " Почитается чудом ведение Твое из меня... " . Преп. Никита делает акцент, что это ведение Бога особенно дивно, если оно происходит из нашего устройства. Св. Иоанн Дамаскин так толкует Рим.1:20, соотнося с Пс.138:6. " Но из всех размышлений и созерцаний этих более возвышенное - то, которое есть о нас; и я говорю о том, которое касается нашего устройства, подобно тому как говорит божественный Давид: удивися разум твой от меня, то есть от моего устройства " . (Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн.2. Гл.11(25). С.149-150). 34. 2Кор.10:5. 35. Прит.23:1-2. Букв. перевод: " Когда сядешь вкушать пищу с властелином, то духовно наблюдай подаваемое тебе и наложи руку свою, зная, что ты должен приготовить такое же " . 36. По мнению преп. Никиты Стифата, рай был насажден после окончания всего творения, в этом он следует св. Симеону Новому Богослову, говорящему, например, в 45 Слове, что Бог " рай насадил после тех семи дней, да будет во образ будущего века " (Преп. Симеон Новый Богослов. Творения. Т.1.С.370). 37. Быт. 2:8. 38. η πανδαισα - " полный пир " , эсхатологический. 39. Прем.13:5. 40. Быт.2:9. 41. συνετως - " с разумением " , наречие, означающее духовную мудрость и способность чистого (целомудренного) мышления человека. 42. Пс.45:6. 43. η παραγωγ - переведение, отведение. Дионисий Ареопагит и преп. Максим Исповедник обозначают акт творения мира глаголом 44. Пс.1:3. 45. 2Пет.3:13. 46. Дионисий Ареопагит. О Божественных именах//Восточные отцы и учители Церкви V века. Антология. М., 2000. С.265. 47. Быт.2:16-17. 48. το μυστριον - " таинство, тайна " 49. В синодальном переводе утеряно это различие лиц в греческом тексте стихов Быт.2:16 и Быт.2:17. 50. Быт.2:15 51. Быт.2:16-17 52. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение.. Кн.2. Гл.11(25). C.149(PG94. 916С, 917B). 53. τρεπτς - " изменчивый " ; в христианско письменности прилагательное τρεπτς служило одной из устойчивых характеристик тварного мира. 54. ο προζενος - ходатай - виновник, причина Часто употребляемый богословский термин. В положительном смысле см примеч. 4.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010