( Притч.14:9 ): посреди праведных – благоволение ( Притч.14:9, 11:27 ), т.е. благоволение по преимуществу или благоволение божественное. Это благоволение открывается в услышании молитв и исполнении желаний праведного и удовлетворении его нужд: «Иегова не допустит, чтобы душа праведного страдала от голода» ( Притч.10:3 ). «Иегова слышит молитву праведных» ( Притч.15:29 ). Вместе с этим кругозор праведника расширяется и его просвещенный дух легко различает вещи и их отношения: «ищущие Иегову понимают все» ( Притч.28:5, 29:7 ), между тем как нечестивые не понимают самых обыкновенных вещей. Человек на этом пути делается снисходительным и мягким, между тем как нечестивый бывает жесток и груб ( Притч.13:16, 10:32, 16:21–24 ). За то ему бывает и честь среди людей ( Притч.21:21, 12:8, 18:3 ), и добрая память ( Притч.10:7 ). Если у него будут враги, то Иегова предаст их в его руки ( Притч.16:7 ), и, вообще, нечестивые или глупые будут покорены благочестивому или мудрому ( Притч.11:29–30 ): «мудрый уловляет души своею мудростью и делает своим рабом глупого» ( Притч.17:2, 14:19 ). Вместе с тем к праведному течет богатство, не как следствие скупости, а как божественное благословение ( Притч.10:22, 13:8, 14:24, 15:6 ), богатство, увеличивающее свою силу в руках праведного ( Притч.10:22 ) и не уменьшающееся от его благотворительности ( Притч. 11:24 ). Наконец, такое просвещенное направление и жизнь наполняют праведника уверенностью и надеждою в дни опасности, так что его невинность служит ему постоянным руководителем и спасителем ( Притч.10:9, 10:29, 11:3, 11:5, 13:6, 18:10, 28:1 ). Вообще, праведному никакое зло не может приключиться ( Притч.12:21 ). Между тем как на долю нечестивого выпадают только смятения и волнения, так, что он обманом начиная, обманом и оканчивает ( Притч.11:18 ), у человека праведного есть твердое основание, нечто недоступное никаким изменениям, как глубокий неискоренимый жизненный корень ( Притч.10:25, 10:30, 12:3, 12:7, 12:19, 14:11 ); спасение и честь переходят даже на потомство праведного ( Притч.11:21, 14:26, 20:7, 22:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

6:31 Не пецытес уб, глаголюще. 8:2 глгол. 8:3 коснс гл. 8:4 глагола 8:6 глгол. 8:7 глагола 8:9 глаголю сем. 8:10 глголю вамъ. 8:11 глголю же вамъ. 8:20 глагола 8:25 глаголюще. 8:26 глагола имъ. 8:27 Человцы же чдишас, глаголюще. 8:29 глаголюще. 8:31 Бси же молх глаголюще. 9:6 тогда гла разслабленном. 9:9 глагола 9:11 глаголах учнкмъ 9:14 глаголюще. 9:18 глагол. 9:21 глаголаше бо въ себ. 9:24 глагола нмъ. 9:28 и гла има – Глаголаста 9:30 запрет има гл. 9:33 дивишас народи, глаголюще. 9:34 же глаголах. 9:37 Тогда гла учнкмъ своимъ. 10:5 заповда имъ, гл. 10:7 ходще же проповдйте, глаголюще. 10:12 глаголюще. 10:15 глю вамъ. 10:23 глю вамъ. 10:27 глю вамъ во тьм. 10:42 глаголю вамъ. 11:7 начатъ народмъ глати. 11:9 глаголю вамъ. 11:11 глаголю вамъ. 11:18 глаголютъ. 11:19 глаголютъ. 11:22 баче глаголю вамъ. 11:24 баче глаголю вамъ. 12:6 глаголю вамъ. 12:10 глаголюще. 12:13 Тогда гла человк. 12:22 к слпом и нмом глаголати. 12:23 глаголюще. 12:31 Сег ради глю вамъ. 12:34 как можете добро глаголати – избытка бо сердца уста глаголютъ. 12:36 глаголю вамъ. 12:38 глаголюще. 12:46 ищще глаголати 12:47 хотще глаголати тев. 13:3 гла имъ притчами мног, гл. 13:10 почто притчами глеши имъ. 13:13 сег ради въ притчахъ глю имъ. 13:17 глаголю вамъ. 13:24 глагол. 13:31 Ин притч предлож имъ, гл. 13:33 Ин притч гла имъ. 13:34 вс гла въ притчахъ народмъ, и без притчи ничесоже глаше къ нимъ. 13:36 пристпиша къ нем учнцы глаголюще. 13:51 ла имъ – Глаголаша 13:54 глаголатн. 14:4 глаголаше бо 14:15 глаголюще. 14:17 глаголаша 14:26 глаголюще. 14:27 реч имъ гл. 14:30 возоп, глагол. 14:31 глгола 14:33 глаголюще. 15:1 глаголюще. 15:4 Бгъ бо заповда, гл. 15:5 Вы же глаголете. 15:7 глагол. 15:22 глаголющи. 15:23 глаголюще. 15:25 глаголющи.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Giltebran...

Трудолюбивый муравей ставится в пример, потому что он «заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою», в укор ленивцам, любящим поспать ( Притч.6:8–9 ). Образ жатвы служит также источником метафор и сравнений: «Что прохлада от снега во время жатвы [намек на желание жнеца, чтобы во время жатвы стояла прохладная погода], то верный посол для посылающего его» ( Притч.25:13 ). «Как снег летом и дождь во время жатвы, так честь неприлична глупому» ( Притч.26:1 ). Жатва в символическом смысле . Люди, для которых сбор урожая играл первостепенную роль в их жизни, должны были неизбежно сделать жатву источником символов. В Библии принцип «что посеешь, то и пожнешь» применяется к различным жизненным ситуациям ( Иов.4:8; 13:26 ; Притч.22:8 ; Ос.8:7 ; Агг. 1:6 ; Ин.4:37 ; Рим.1:13 ; 1Кор.9:11 ; 2Кор.9:6, 10 ; Гал.6:7–8, 9 ). Яркие метафоры мы видим также в местах, где говорится о символическом севе правды и жатве милости ( Ос.10:12 ), о возделывании нечестия и жатве беззакония ( Ос.10:13 ), о грядущем апокалиптическом веке, когда «пахарь застанет еще жнеца» ( Ам.9:13 ), когда «жатва праведности... наступает через Иисуса Христа» ( Флп.1:11 NRSV) и «жатва правды в мире сеется у тех, которые хранят мир» ( Иак.3:18 ). В обоих Заветах конкретные действия, связанные со временем жатвы, служат выражением образов Божьего суда над злом, например, серпы и точило ( Иоил.3:13 ), отделение и сжигание плевел ( Мф.13:30 ), сжигаемая или уносимая ветром мякина ( Пс.1:4 34:5 Мф.3:12 ) и сбор винограда, тесно связанный с выжиманием сока в точиле и вызывающий в воображении кровь суда ( Откр.14:17–20 ). Вместе с тем, важно отметить, что жатва сама по себе редко используется в качестве отрицательного образа суда ( Ос.6:11 ). Сбор урожая зерна в Мк.4:29 служит положительным образом собирания людей в Царство. В изображении Сына Человеческого с острым серпом ( Откр.14:14–16 ) тоже выражается, вероятно, положительный образ жатвы искупленных (пшеницы), на которую указывают «первенцы» из числа «искупленных» в Откр.14:1–5 , но за ней сразу же следует картина сбора винограда, то есть образ суда (Bauckham, 94–98).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Песн.4:8 ). Евреи и арабы давали им разные имена – по их полу и возрасту и по их характеристическим качествам и действиям, которых нелегко, впрочем, определить точное значение. Название эти указаны нами в самом начале. Вот некоторое их объяснение. Имя Ари и Арье ( и ) от гореть, пылать, означает горячий, ярый, лютый ( Чис.24:9 . Суд.14:5 . 1Цар.17:34, 37 . 2Цар.1:23 . Пс.22:17 . Притч.22:13 ). Гур () означает преимущественно молодого льва, который еще сосет грудь или живет с матерью ( Быт.49:9 . Втор.33:22 . Иез.19:3 ); впрочем, происхождение этого слова в точности неизвестно. Кефир () есть имя молодого льва, и именно такого, который ходит уже на грабеж ( Наум.2:11–13 . Пс.33:11 . Суд.14:5 ). Леби, Лаби, Лебие ( , ,) согласно переводятся всеми: лев, львица ( Пс.56:5 . Быт.49:9 . Чис.24:9 . Втор.33:20 . Ис.30:6 . Иез.19:2 ). Лаиш ( – по Ges. от арабского быть крепким) означает крепкое, сильное животное ( Иов.4:11 . Притч.30:30 . Ис.30:6 ). Отен ( – от неупотребительного ) значит сильный, лютый, хищный, жестокий (Фюр. 2. р. 197). Цоба ( – от неупотребительного хватать, похищать) означает хищника, истребителя стад; употребляется в арабском языке. Шахал () – кричащее, оглушающее криком, рыкающее животное ( Иов.4:10, 10:16, 28:8 . Пс.90:13 Притч.26:13 . Ос.5,14, 13:7 ). Шахац () – выское, гордое, крепкое, дикое, возвышающееся ( Иов.28:8, 41:26 ). Из этих названий чаще встречаются: Ари или Арие, Лаби и Шахал. С львами имели счастливую борьбу Самсон ( Суд.14:5, 6 ) и Давид ( 1Цар.17:34–37 ). Львом растерзан был пророк из Иудеи, когда возвращался домой из Вефиля ( 3Цар.13:24–26 . сн. ст. 9). Пророк Даниил чудесным образом спасен был от львов, к которым в ров был брошен ( Дан.6 гл.). Львов посылал Бог на переселенцев языческих в Самарии – в наказание за то, что они не чтили Бога Израилева, и львы умерщвляли их ( 4Цар.17:24–27 ). Львы в Св. Писании представляются символами людей, отличающихся особенной силой, властью и могуществом ( Дан.7:4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

( Исх.30:23 ; Притч.7:17 ) 27 . Коричневое дерево составляет туземное растение на о. Цейлоне, где оно высоко ценится за свою благовонную кору. Корица входила в состав священного мира для священного помазания и для благовонного курения. Дерево принадлежит к семейству лавровых, растёт до 30 футов высоты и имеет белые цветы со стрельчатыми листьями. Кориандр, кориандровое семя ( Исх.16:31 ; Числ.11:7 ) 28 . Это растение упоминается в Библии только дважды, именно при сравнении оного с манной. Оно из семейства зонтичных с белыми цветами и приносит шарообразные ароматические плоды; растёртые семена его обыкновенно смешивались с хлебом. Кориандровое дерево разводилось особенно в Египте, почему и было хорошо известно Евреям. Крапива ( Притч.24:31 ) 29 . 1 . Слово kimmosh упоминается в Библии несколько раз вместе с терновником и есть не более как колючее растение, в обилии встречающееся на Востоке в развалинах и мусоре ( Ос.9:6 ). 2 . ( Притч.24:31 ). Евр. chârûl, греч. φργανα γρια не означает крапиву в собственном смысле, но вообще всякое колючее растение или плевелы на хлебных полях. По-видимому, слово chârûl есть общее название для всех сорных трав. Красное дерево ( 3Цар.10:11 ; 2Пар.9:10–11 ) 30 . Красное дерево, употреблённое на постройку храма Соломонова, очевидно, было двух родов: 1) произрастало на Ливанских горах вместе с кедром, кипарисом ( 2Пар.2:8 ) и 2) привозилось из Офира вместе с золотом и драгоценными камнями. Последнее употреблялось на изготовление музыкальных инструментов, равно как на устройство колонн, террас и, вероятно, принадлежало к разряду pterocarpus santalinus, или к видам красного сандального дерева, вывозимого из Офира, прямым путём или через Тир. Соломону изготовляли музыкальные инструменты из красного Офирского дерева. Куколь ( Иов.31:40 ) 31 . Под сим словом разумеется вообще сорная, негодная трава, или растение с отвратительным запахом, из числа тех, которые часто встречаются в Палестине, и растёт вблизи изгородей на кучах мусора и т. п. Ладон

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/posobi...

Во второй день устраняется безвидность: Бог разделяет единую водную бездну на воды верхние и нижние и помещает между ними пространство, которое Он называет небом. Идея расчлененности, очерченности с предельной конкретностью выражена в креационистском фрагменте книги Притч, где от лица Премудрости говорится о творении неба: Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, когда утверждал вверху облака, когда укреплял [внизу] источники бездны ( Притч.8:2728 ). Процесс расчленения продолжается и в третий день, когда воды нижние собираются в свои места, и образуются моря: Он собрал, будто груды, морские воды, положил бездны в хранилищах ( Пс.32:7 ). Эта тема особенно восхищала ветхозаветных авторов. В том, что Бог дал морю устав, чтобы воды не преступали пределов его ( Притч.8:29 ), они видели зримое свидетельство всемогущества Бога Творца: Я утвердил ему [морю] Мое определение, и поставил запоры и ворота, и сказал: доселе дойдешь, и не перейдешь, и здесь предел надменным волнам твоим ( Иов.38:1011 ). Этот мотив возникает и в созерцательном 103 псалме, который в греческом тексте озаглавлен “псалом Давида о сотворении мира”: Ты положил предел, которого [воды] не перейдут, и не возвратятся покрыть землю ( Пс.103:9 ), и в грозном обличении пророка Иеремии: Меня ли вы не боитесь, говорит Господь, предо Мною ли не трепещете? Я положил песок границею морю, вечным пределом, которого не перейдет; и хотя волны его устремляются, но превозмочь не могут; хотя они бушуют, но переступить его не могут ( Иер.5:22 ). И хотя процесс разграничения продолжается в третий день Господь полагает границу морю, и является суша (см. Быт.1:9 ) но уже в этот же день устраняется также и пустота: в третий день на земле появляется зелень, трава и плодоносные деревья ( Быт.1:12 ). Воззрел Господь на землю и наполнил ее Своими благами ( Сир.16:30 ), полна земля, восклицает Псалмопевец, произведений Твоих (см. Пс.103:24 ). В четвертый день Господь населяет небо, где творческое «да будет» приводит в бытие звезды и два великих светила (см. Быт.1:16 ): Солнце чудное создание, дело Всевышнего! Велик Господь, Который сотворил его, и по слову Его оно поспешно пробегает путь свой. И луна всем в свое время служит указанием времен и знамением века ( Сир.43:26 и сл.). И, наконец, в пятый день морские воды становятся обиталищем для рыб и пресмыкающихся, которым нет числа (см. Пс.103:25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Grilihe...

8. – Можно различать субъективную мудрость, поскольку она проявляется в сознании человека и объективную, поскольку она становится предметом нашего познавания (30). В качестве предмета познания и абсолютную Премудрость можно назвать объективной (75). Надо избегать смешения личной человеческой мудрости с абсолютной и тварной Премудростью (80). 9. – Тварная Премудрость есть начало целесообразности в твари: в Ней явлено, что Она есть и начало, и цель тварного бытия; в ней заложен и идеал, и полнота жизни твари. Она имеет особое отношение к людям, будучи в них началом сознательной, нравственной и религиозной жизни; религия есть высочайшее выражение тварной Премудрости 14 (35–39). 10. – Штауденмайер дает своеобразное толкование ветхозаветного учения о Премудрости. В Притч.8:22–36 , он видит пример олицетворения Премудрости 15 (30–34). Вечное помазание Премудрости, он истолковывает, как признак Ее царского достоинства и считает, что в 23 стихе говорится об абсолютной Премудрости и далее, об Ее творческой деятельности. Но в том же отрывке кн. Притчей, он находит и откровение о тварной Премудрости, поскольку говорится о создании Премудрости и о Ее имманентности миру: абсолютная Премудрость сообщает тварной Свою царственную и творческую силу 16 (35–36)… Притч.8:30–36 Штауденмайер всецело относит к тварной Премудрости. Образ радующейся Премудрости он понимает, как образ царства идей, в котором заключена вся полнота жизни, великолепия, святости, блаженства твари; потому и Бог радуется о Ней. В человеке Премудрость проявляется, как осознанное нравственное начало, прежде всего – в добродетелях и религии 17 . Премудрость, взывающая к людям, есть Сам Бог , ибо активное начало божественного откровения есть абсолютная Премудрость, конкретное же содержание откровения, как оно нам открывается, есть тварная Премудрость (37–39). Подобным образом, Штауденмайер толкует и XXVIII-yю и XXXVIII-XLII-ыe главы кн. Иова. И в них Открывающийся, и Творящий есть Сам Бог в Своей абсолютной Премудрости, но сам миропорядок и духовная, религиозная правда есть явление тварной Премудрости, которая описывается, однако, не, как вещь, но, как невидимая, духовная организующая сила (39–43).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Verhovs...

з. Словеса гдн словеса чиста, сребро разжжено, искшено земл, чищено седмерицею. 7. Слова Господни – слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное. 7 . Псалмопевец искренно верует, что слова Господни – чистая, непреложная истина, что они – кань самое лучшее, чистопробное серебро, семь раз, т. е. вообще многократно (определенное число в значении неопределенного множества ср. Быт. 4:15 ; Пс.78:12 ; Притч. 24:16; 26:25 и др.) переплавленное (разжижено) и совершенно очищенное от всяких сторонних примесей, т. е. совершенно чужды лести, лжи и коварства, какими отличаются речи врагов псалмопевца. Слав. выражение: искшено земл (=Вульг.) в пер. Др. Скорины, заменено словами: искшено земл, а еще лучше было бы глагол настоящего предложения перенести в следующее и наоборот: «очищено от земли (=русск.; бл. Иерон. separatum а terra; сирск.), искушено седмерицею». В греч. слову «искушено» соответствует δοκμιον, которое хотя древними толкователями и было понимаемо в смысле прилагай δκιμον или прич. δοκιαζμενον (Евф. Зиг., Злат. и др.), но есть собственно существительное, означающее: испытание чего-либо, горнило или плавильную печь; и если перед ним подразумевать предлог ες или κατ, то греч. пер. вполне соответствовал бы еврейско-русскому тексту. и. Ты, Гди, сохраниши ны и соблюдеши ны рода сег и во вкъ. 8. Ты, Господи, сохранишь их, соблюдешь от рода сего вовек. . крестъ ходтъ: по высот твоей умножилъ сыны 9. Повсюду ходят нечестивые, когда ничтожные из сынов человеческих возвысились. 8–9. Веруя слову Господа, псалмопевец убеждён, что обещанные помощь и заступление непременно поданы будут ему и Господь сохранить его и всегда будет охранять всех подобных ему ревнителей истины и добра от козней нечестивых современников ( рода сег; ср. Втор.32:5 ; Притч.30:11–14 и Мк.8:38 ); так как обыкновенно нечестивые отовсюду окружают праведников (ср. Иер.20:10 ), и нравственно ничтожные до времени возвышаются и преобладают над ними (ср. Иов.24:18, 22–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Для раскрытия нравственных законов, касающихся добра и зла, в сельскохозяйственных образах используются также причинно-следственные связи, существующие в природе. Друг Иова Елифаз, хотя и безосновательно применяя этот принцип к Иову, справедливо заметил, что сеявшие зло в конце концов пожинают его ( Иов.4:8 ): зло приносит разрушение и смерть. Пророк Осия обвиняет Божий народ в том, что он возделывает нечестие, тем самым пожинает зло и ест плод лжи ( Ос.10:13 ). Поэтому он призывает израильтян: «Сейте в себе правду – и пожнете милость» ( Ос.10:12 ). В Писании проявления зла показаны не как какие-то случайные факты, не имеющие причины или последствий; зло проистекает из сопротивления Богу и приводит к пагубным результатам: «Что посеет человек, то и пожнет» ( Гал.6:7–8 ). Хорошо известное учение о сребролюбии как о «корне всех зол» тоже связано с земледельческими образами, показывающими неизбежное развитие зла: из семени к корню, затем к растению и, наконец, к плоду. Образы тела . Лишь в немногих случаях зло в Писании показывается независимым от его исполнителя или носителя. Иов сетовал, что когда он «чаял добра, пришло зло» ( Иов.30:26 ). В современных же представлениях проявляется тенденция рассматривать зло как более самостоятельное и абстрактное понятие. Что касается Иова, он мог говорить так, потому что не знал о небесных носителях зла, которых он не слышал и не видел. В подавляющем большинстве библейских упоминаний о зле оно связывается с определенным посредником, будь то человек или нет. А коль скоро в большинстве случаев его носителем выступает человек, не удивительно, что мы видим целую серию образов, в которых зло отождествляется с различными частями человеческого тела. Например, зло часто связывается со ртом: «под языком» нечестивого зло и пагуба ( Пс.9:28 ), его уста «изрыгают зло» и «глотают неправду» ( Притч.15:28; 19:28 ), он закусывает себе губы и «совершает злодейство» ( Притч.16:30 ). Губы, в частности, изображаются питающими, выплевывающими или скрывающими намерения злого сердца.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Троице как положительно, так и полемически. Догмато собственно о троичности Лиц в Боге доказывается во второй части этой “розмовы (т. е. беседы) о Мессии” 704 : здесь в пользу этого догмата приводятся 12 доводов из свящ. Писания ветхого завета – Быт. 1:26, 2:13, 3:22, 11:7, 18 гл. (явление Аврааму трех мужей), Исх. 6:3, 48:16, 42:1 , Пс. 66:7–8, 44:8, 56:9 (“востании славо моя, востани псалтири и гусли: востану рано”), и Еккл. 4:12 (“вервь треплетенный не скоро расторгется”), и 12 доводов из Писания нового завета: Мф. 3 гл. (богоявление во время крещения Господа во Иордане), 17 гл. (богоявление во время Преображения Господа), Ин. 14:16, 15:26 , Мф. 28:19 , 1Ин. 5:7 , 2Кор. 13:13 , 1Кор. 8:4–6 , Тит. 3:5–6 , Деян. 2:33 и Лк. 4:18 705 . Частнейшее учение о божестве Сына Божия находится в первой части “розмовы о Мессии” в “третием пророцстве”. Здесь доказывается “предвечное рождество Христа Мессии, ведлуг божеской натуры Его, от Отца рождество без Матки” 706 на основании мест Писания ветхого завета – Пс. 2:7 707 , Притч. 8:22 и 30, Пс. 109:3 708 и из мест нового завета – Ин. 1:1 и 8 гл. 709 ; затем доказывается существование “Божеской натуры во Христе” теми местами Писания ветхого завета, которые в Писании нового завета прилагаются ко Христу, а именно: Ис. 40:3 и Ин. 1:23 , Ис. 9:6 и Лк. 2:11 , Мф. 23:34 , 1Кор. 10:1 и 4, Исх. 31:13 и Мф. 12:8 , Пс. 64:5 и Ин. 13:18 , Мал. 3:6 и Евр. 1:11–12 , Иоил. 2:31 и Мф. 24:29–30 , Пс. 44:7 и Евр. 1:8 , пс. 101:26 и Евр. 1:10 , Ис. гл. 6 и Ин. 12:40–41 , Ис. 44:6 и Апок. 1:8 710 ; наконец, опровергаются возражения, делаемые против божества Христа на основании более, чем 20 различных мест св. Писания нового завета 711 . Частнейшее учение о Духе Святом излагается в той же первой части данного сочинения Галятовского в 50-м пророчестве: божество Св. Духа здесь доказывается 8 доводами из Писания нового завета – Мф. 28:19 , Деян. 5:4 , 1Кор. 12:4–6, 2:11, 12:7–11 , Деян. 15:28 и 13:2 712 , четырьмя доводами из Писания ветхого завета – 2Цар. 23:2 , Прем. 7:22 и 1:7, Иов. 33:4 713 , из сравнения Быт. 11:7 с Деян. 2:4 и из сравнения мест – Ис. 43:1 , Иер. 10:1 и Иез. 6:3 с местами 2Пет. 1:21 , Деян. 28:25 и 5:51–52 714 ; наконец, опровергаются и возражения, делаемые против божества св.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Tihomir...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010