Глава 24 1–2. Предостережение от подражания людям нечестивым. 3–6. Похвала мудрости и ее благотворным следствиям. 7–10. Против глупости, коварства и под. 11–12. Увещание защищать приговоренных к смерти. 13–14. Увещание стремиться к мудрости. 15–18. Против коварства и злорадства. 19–22. Призыв к великодушию и предостережение от сообщества с мятежниками. 23–29. Предостережение против лицеприятия, пристрастий и неправды. 30–34. Изображение гибельности лености и ее последствий. Притч.24:1 .  Не ревнуй злым людям и не желай быть с ними, Притч.24:2 .  потому что о насилии помышляет сердце их, и о злом говорят уста их. Мысль этих стихов представляет раскрытие Притч 23.17 . Притч.24:3 .  Мудростью устрояется дом и разумом утверждается, Притч.24:4 .  и с уменьем внутренности его наполняются всяким драгоценным и прекрасным имуществом. Притч.24:5 .  Человек мудрый силен, и человек разумный укрепляет силу свою. Притч.24:6 .  Поэтому с обдуманностью веди войну твою, и успех будет при множестве совещаний. В противоположность нечестию, мудрость-благочестие для обладателей ее соединяется с разного рода вещественными благами – в быту домашнем (ст. 3–4) и общественном, напр., в воинском деле (ст. 5–6). Притч.24:7 .  Для глупого слишком высока мудрость; у ворот не откроет он уст своих. Притч.24:8 .  Кто замышляет сделать зло, того называют злоумышленником. Притч.24:9 .  Помысл глупости – грех , и кощунник – мерзость для людей. Глупый и нечестивый, напротив бессилен и беспомощен в том случае, когда ему предстоит выступить в какой-либо общественной деятельности; вся его энергия обращена на коварные замыслы (ст. 8) и вся исчерпывается греховными пред Богом и мерзкими пред людьми деяниями (ст. 9). Притч.24:10 .  Если ты в день бедствия оказался слабым, то бедна сила твоя. Притч.24:11 .  Спасай взятых на смерть, и неужели откажешься от обреченных на убиение? Притч.24:12 .  Скажешь ли: «вот, мы не знали этого»? А Испытующий сердцá разве не знает? Наблюдающий над душею твоею знает это, и воздаст человеку по делам его.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Особенность ветхозаветного отношения к материальному Б. состояла в понимании его как знака Божия благословения: «Если... будешь слушать гласа Господа, Бога твоего, тщательно исполнять все заповеди Его... придут на тебя все благословения... и исполнятся на тебе... Благословен... плод земли твоей, и плод скота твоего, и плод твоих волов, и плод овец твоих. Благословенны житницы твои и кладовые твои» (Втор 28. 1-2, 4-5; ср.: Втор 28. 8, 11-12). Б. были благословлены патриархи евр. народа Авраам (Быт 13. 2; 24. 35), Исаак (Быт 26. 12-14), Иаков (Быт 30. 43), прав. Иов (Иов 31. 25); земля Ханаан была обещана Богом народу Израиля в качестве богатой и изобильной земли, к-рой он сможет владеть, пока будет исполнять Закон (Числ 13. 27-28; 14. 8; Втор 6. 3). Тема награды Б. и славой за покорность Богу получает развитие в повествованиях о царях Давиде (2 Цар 12. 8), Соломоне (3 Цар 4. 21-28; 10. 4-29), Иосафате (2 Пар 17. 5; 18. 1), Езекии (2 Пар 32. 27-29). Бог ставит в особую заслугу царю Соломону его предпочтение обладанием Б. добродетелей («сердцем разумным», «чтобы судить народ [Божий] и различать, что добро и что зло»), нежели материальным Б. (3 Цар 3. 5-14). Б., «в котором нет греха» (Сир 13. 30), т. е. полученное честным путем, и само по себе представляется нек-рым благом, поскольку обеспечивает независимость человека, избавляет от рабства заимодавцу (Притч 22. 7), прибавляет друзей (Притч 14. 20; 19. 4; Сир 13. 25-26). При этом подчеркивается, что дар Б. всегда является Божиим благословением труда человека, «дел рук» его. Приобретенное трудом Б. предполагает наличие у его обладателя добродетелей: прилежности (Притч 10. 4), трудолюбия (Притч 11. 16; 20. 13), умения (Притч 24. 4), воздержания (Притч 21. 17), воинской доблести, как у царя Давида, мудрости и справедливого гос. правления, как у царя Соломона. «...Если какому человеку Бог дал богатство и имущество, и дал ему власть пользоваться от них и брать свою долю и наслаждаться от трудов своих, то это - дар Божий» (Еккл 5. 18).

http://pravenc.ru/text/149445.html

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Честь, слава, почет, почтение, уважение (Honor) Честь в Библии связывается с такими понятиями, как уважение, почтение, высокое мнение и награда. В современных переводах слово встречается около 150 раз. В образе чести может выражаться мысль о почтении по отношению к вышестоящим: Богу ( 1Цар.2:30 ; 1Тим.1:17 ), Христу ( Ин.5:23 ), императору ( 1Пет.2:17 ), церковнослужителям ( Флп.2:25,29 ), старцам ( 1Тим.5:1–3 ) или родителям ( Исх.20:12 ; Еф.6:2 ). Честь может также воздаваться как награда за добродетельное поведение: за почитание Бога ( 1Цар.2:30 ) или служение Христу ( Ин.12:26 ); за проявление мудрости ( Притч.3:16 ), благонравия ( Притч.11:16 ), дисциплинированности ( Притч.13:18 ), смирения ( Притч.15:33 ), миролюбия ( Притч.20:3 ), праведности и милости ( Притч.21:21 ). Среди библейских образов чести есть также примеры людей, удостоившихся ее благодаря своим делам: Иосиф ( Быт.41:41–43 ), Финеес ( Чис.25:7–13 ), Иисус Навин ( Чис.27:18–20 ), Соломон ( 3Цар.3:13 ), Авесса ( 1Пар.11:20–21 ), Даниил ( Дан.2:48 ), Мардохей ( Есф.8:15 ) и апостолы ( Мф.19:27–29 ). Почитать кого-то или что-то значит выказывать уважение или воздавать должное авторитету или достоинству объекта почитания. В почтительном отношении выражаются эмоциональная сторона (чувство уважения или высокая оценка) и внешние проявления в виде определенных жестов (поклонов и предупредительности) или конкретных дел (дарование титулов или привилегий). Все эти средства выражения почтения возвышают человека или предмет, которым оно оказывается. Помимо основного значения, образ чести используется в Библии в смысле качества, внутренне присущего некоторым людям или объектам. Более того, честь рассматривается как с внешней, так и с внутренней точки зрения. К внешней стороне чести относятся положение человека, его богатство и общественное уважение. Внутренняя честь – это благородство и чистота души и характера. В Ветхом Завете эти понятия в ряде случаев совпадают – благословляя Израиль, Бог ожидает от него, что обе эти стороны чести будут идти рука об руку. Когда народы или отдельные люди огорчают Бога бесчестным поведением, Он часто лишает их внешних атрибутов уважения. Со своей стороны, новозаветные авторы проводят четкое различие между этими двумя пониманиями чести и заявляют, что по причине растленности мира в целом те, кому он оказывает честь, обычно сами бывают растленными. Тем самым в Новом Завете подчеркивается, что стремиться надо к обретению личной и внутренней чести, которая будет отвергаться на земле, но приветствоваться на небе.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Притч.30:1 . «Сия глаголет муж верующим Богови, и почиваю». Этот перевод с греч. LXX соответствует только, второй половине евр. чтения, переведенной в синод. издании, таким образом «вдохновенные изречения ( ) , которые сказал этот человек Ифиилу, Ифиилу и Укалу». Слова, соответствующие последним двум собств. именам, – одному из них повторенному, – LXX поняли в нарицат. смысле: – и почиваю; повторенное переведено словами: «верующим Богови» (букв. значит: «со мною Бог»). Весь стих, по еврейскому чтению, только изменяя мазоретскую пунктуацию, переводят: «Слова Агура, сына Якэ. Речь, которую сказал этот муж: удручен я, Боже! удручен я, Боже, ( ) и не имею сил ( от в значении «изнемогать»). При таком чтении и таком переводе не представляется странною и неожиданною частица в начале 2 стиха: потому что в таком случае речь Агура начинается не со 2 стиха, а со второй половины стиха 1. Последовательность и связь речи ясная и удовлетворительная! Имя Соломона, кроме начала книги, встречается еще в двух надписях: Притч.10:1 «Притчи Соломона» (у LXX и в слав. нет); Притч.25:1 «вот также притчи Соломона, которые собрали (записали) мужи Езекии, царя иудейского». Не говорим о надписании в начале книги, потому что это общее, ко всей книге относящееся, надписание. Из надписаний частнейших нам нужно еще обратить внимание на Притч.22:17 «Приклони ухо твое и слушай слова мудрых» (слав. ко словесем мудрых прилагай твое ухо). Притч.24:23 «И сии (притчи, изречения) от мудрых» (). LXX , указывающее на авторов притчей, поняли как признак дат. падежа, и, соединяя надписание с первою из притчей, сказали: «сия же вам смысленным глаголю разумети: срамлятися лица на суде не добро» (лицеприятие на суде не хорошо). Из надписаний оказывается, таким образом, что притчи, нравоучительные изречения, составляющие книгу Притчей, не только не приведены в свой настоящий вид, но и не составлены все Соломоном. Авторами притчей, кроме Соломона, называются Агур, сын Якэ, царь Лемуил или вернее мать его и, наконец, собирательная личность – «мудрые». И в первых 6 стихах, которые следует рассматривать, и как общее надписание книги, и как введение в книгу, есть довольно ясный намек на различных авторов различных частей книги: Притч.1:6 «уразуметь же притчу и темное слово (замысловатую речь), речения же премудрых и гадания» (загадки). Речь идет не об одном премудром, а о многих.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/o...

Блаженство Кто, по Святому Писанию, блажен и благословен? Блаженный и единый сильный – Царь царствующих ( 1Тим.6:15 ). Господь Бог благословен ( Пс.67:20 ). И благословенно имя славы Его в век (Пс.71:19). Благословенна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа. Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего ( Лк.1:42,45 ). Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля Его, и о законе Его размышляет он день и ночь ( Пс.1:2 ). Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповедь Его ( Пс.111:1 ). Блаженны хранящие откровения Господа, всем сердцем ищущие Его ( Пс.118:2 ). Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его! Блажен ты, и благо тебе! Благословится человек, боящийся Господа; благословит тебя Господь с Сиона ( Пс.127:1,2,5 ). Блажен человек, который всегда пребывает в благоговении ( Притч.22:14 ). Кто вникнет в закон совершенный, в закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слышателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действовании ( Иак.1:25 ). Блажен читающий и слушающий слова пророчества сего и соблюдающий написанное в нем ( Откр.1:3 ). Если будешь слушать глас Господа Бога твоего, благословен ты в городе, и благословен на поле, благословен плод чрева твоего, и плод земли твоей, и плод скота твоего… Благословен ты при входе твоем и благословен ты при выходе твоем ( Втор.28:2–6 ) Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем ( Пс.118:1 ). Соблюдающий закон – блажен ( Притч.29:18 ). Блаженны ваши очи, что видят, и уши ваши, что слышат ( Мф.13:16 ). Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете ( Ин.13:17 ). Блаженны те, которые соблюдают заповеди Божии, чтобы иметь им право на древо жизни ( Откр.22:14 ). Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает ( Рим.14:22 ). Блажен человек, в чьем духе нет лукавства ( Пс.31:2 ). Блаженны все, уповающие на Бога ( Пс.2:12 , Пс.30:14 ). Блажен человек, который уповает на Бога ( Пс.33:9 ). Кто надеется на Господа, тот блажен ( Притч.16:20 ). Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его, сотворившего небо и землю, море и все, что в них ( Пс.145:5–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

I. В Библии животные разделяются на четыре класса: на животных, живущих на суше – четвероногих больших и малых ( Лев.11:2 ), рыб морских ( Лев.11:9, 10 ) птиц небесных ( Лев.11:13 ), пресмыкающихся ( Лев.11:20, 29, 41 ). Первый разряд подразделяется на домашний скот и на животных полевых, диких ( Быт.1:25, 2:20, 7:14, 21, 8:1, 17, 19 ). Кроме этого деления существовало еще деление религиозно-обрядового характера – на чистых и нечистых, не совпадавшее с первым. Из животных, живущих на суше, чистыми считались имеющие раздвоенные копыта и жующие жвачку, как то: коровы, овцы, козы, буйволы, олени, серны, лани, ориски и камелопарды ( Втор.14:5 ). О последних составить определенное понятие трудно. Все остальные, не имеющие вышеупомянутых признаков, причислялись к нечистым. Из них в Библии упоминаются: осел ( Быт.37:25 ; 1Пар.12:40 ), верблюд ( 1Пар.27:30 ), лошадь ( Быт.47:17, 50:9 ), мул ( 2Цар.13:29 ), заяц, тушканчик ( Лев.11:5–6 ; Втор.14:7 ) и все хищные животные: волк, медведь ( 4Цар.2:24 ), лев ( Суд.14:8 ), пантера или барс ( Иер.5:6 ), гиена ( Иер.12:9 в евр.), лисица ( Песн.2:12 ). Для рыб в Свящ. Писании нет отдельных названий. Чистыми из них считались те, которые имеют плавательные перья и чешую. Из птиц в Библии упоминаются: голуби (см. Прав. Б. Энц. IV), горлицы ( Иер.8:7 ), куропатки ( 1Цар.26:20 ), журавли и ласточки ( Иер.8:7 ), куры ( Мф.23:37 ). Нечистыми считались все хищные птицы, как то: вороны, орлы, коршуны, соколы, ястребы, аисты и др. ( Лев.11:13–19 ; Втор.14, 12–18 ). К пресмыкающимся животным причислялись: мышь, ящерица ( Лев.11:29–30 ), лягушки, крот ( Исх.8:8 ), змея, червь, саранча ( Лев.11:22 ), пчела ( Суд.14:5, 8 ), шершень ( Исх.23:28 ), муха, моль ( Иов.4:19 ), муравей ( Притч.6:6 ), паук ( Притч.30:28 ), блоха ( 1Цар.26:20 ), скорпион ( Втор.8:15 ), гусеница ( Иоил.1:4 ), улитка ( Пс.57:9 ) и др. Чистыми из пресмыкающихся признавались только те, у которых голени выше ног, чтобы скакать, как то: саранча в четырех ее видах ( Лев.11:21, 22 ). Только чистые животные употреблялись в пищу и приносились в жертву. Домашние животные играли видную роль в экономической жизни израильтян и составляли главную часть их имущества.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Повесть о Варлааме и Иоасафе Подготовка текста, перевод и комментарии И. Н. Лебедевой Повесть о пустыннике Варлааме и царевиче индийском Иоасафе является одним из самых распространенных произведений в мировой литературе средневековья. Существует более 140 версий этой повести более чем на 30 языках. В славянские литературы «Повесть о Варлааме и Иоасафе» пришла в переводах с греческого языка. Греческая версия повести появилась в начале XI в. на Афоне и является в свою очередь переработкой версии грузинской. Древнерусский перевод «Повести...» относится к периоду Киевской Руси; по-видимому, он был сделан во второй половине XI или в самом начале XII в. Этот перевод сразу же вошел своими отдельными частями в состав русского Пролога, из которого заимствовал одну из притч повести Кирилл Туровский . Повесть широко распространилась в древнерусской письменности и в полном виде, и еще более в составе Пролога. В Пролог вошли прежде всего притчи, которые рассказывает Варлаам Иоасафу. Это своего рода небольшие новеллы поучительного содержания; все они восточного происхождения. Мы публикуем семь притч из «Повести...»: 1) О трубе смерти и четырех ковчегах; 2) О соловье; 3) Об единороге; 4) О трех друзьях; 5) О благоразумном царе; 6) О царе и нищем; 7) О молодой серне. Кроме того, автор греческой версии включил в текст повести памятник позднеантичной литературы – «Апологию» Аристида, своего рода «турнир религий». «Апология» вошла и в древнерусский перевод, и ее текст также публикуется. Текст «Апологии» вложен в уста волхва Нахора – язычника и колдуна, тем большую силу приобретает то, что говорит он против своей воли. По разнообразию перипетий сюжета, по богатству притч и диалогов «Повесть о Варлааме и Иоасафе» занимает одно из первых мест во всей литературе средневековья. Отрывки из текста «Повести...» издаются по списку Соловецкой библиотеки 208, хранящемуся в РНБ. Это самый ранний (начало XVI в.) и самый полный и исправный список древнерусского перевода. Незначительные его лакуны восполнены по рукописи из собрания Хлудова 60, хранящейся в ГИМ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДУША [греч. ψυχ], вместе с телом образует состав человека (см. статьи Дихотомизм , Антропология ), будучи при этом самостоятельным началом; Д. человека заключает образ Божий (по мнению одних отцов Церкви; по мнению других - образ Божий заключен во всем человеке, т. е. в его Д. и теле) и возможность богоподобия, к-рые получает как дар Божий вместе с бытием; Д. человека бессмертна (некоторые древнецерковные писатели полагали, что Д. смертна; см. статьи: Бессмертие , Воскресение мертвых ). Ветхий Завет Синодальный перевод использует слово «Д.» для передачи древнеевр.  . Множество контекстуальных значений, в к-рых   используется в корпусе древнеевр. текстов, соответствует неск. основным: 1) горло, шея; 2) дыхание; 3) желание; 4) Д. как субъект желаний и эмоциональных состояний; 5) жизнь, жизненная сила; 6) человек, живое существо. Кроме того, слово   в нек-рых контекстах может принимать значения различных местоимений. 1. Горло, шея. Древнеевр. слово   так же как и соответствующие ему термины в др. семит. языках, может употребляться для обозначения горла или шеи (ср.: аккад.   угарит.   араб.  ), что отчасти отражено и в синодальном переводе. Так, напр., в Книге прор. Исаии говорится, что «преисподняя расширилась и без меры раскрыла пасть свою» (   - Ис 5. 14). Тот же образ встречается и в Книге прор. Аввакума, где, по-видимому, слово   употреблено в том же значении: «Надменный человек, как бродящее вино, не успокаивается, так что расширяет душу свою (  ), как ад» (Авв 2. 5). На основании этого значения могут быть поняты также слова о воде, достигающей «до души»: «Спаси меня, Боже, ибо воды дошли до души (  ) [моей]» (Пс 68. 2 (МТ 69. 1); ср.: 123(124). 4-5), «Объяли меня воды до души (  ) моей...» (Иона 2. 6), о мече, угрожающем ей: «...о, Господи Боже! Неужели Ты обольщал только народ сей и Иерусалим, говоря: «мир будет у вас»; а между тем меч доходит до души (  )?» (Иер 4. 10), или сопоставления Д. с разными частями тела: «Стеснили оковами ноги его; в железо вошла душа его» (Пс 104(105). 18; ср.: Пс 102(103). 1); «Все труды человека - для рта его, а душа его не насыщается» (Еккл 6. 7; ср.: Притч 3. 22; 1 Цар 2. 33). Кроме того, в этом смысле Д. может «насыщаться» (Ис 58. 11; Втор 23. 24(25); Притч 6. 30 - букв.- наполняться), быть «тощей» (Ис 29. 8 - букв.- пустой), ей может «опротиветь пища» (Числ 21. 5; ср.: Пс 77(78). 18).

http://pravenc.ru/text/Душа.html

составитель К.В. Гриценко Премудрость Премудрость возглашает на улице, на площадях возвышает голос свой, в главных местах собраний проповедует, при входах в городские ворота говорит речь свою. Притч. 1,20 Всякая премудрость – от Господа и с Ним пребывает вовек. Сир.1,1 Исследуй и ищи, и она будет познана тобою и, сделавшись обладателем её, не покидай её; ибо наконец ты найдешь в ней успокоение, и она обратится в радость тебе. Сир.6,28–29 Я предпочел ее скипетрам и престолам и богатство почитал за ничто в сравнении с нею. Прем.7,8 Как велик тот, кто нашел премудрость! но он не выше того, кто боится Господа. Сир.25,13 Путы её будут тебе крепкою защитою, и цепи её – славным одеянием; ибо на ней украшение золотое, и узы её – гиацинтовые нити. Сир.6,30–31 Как одеждою славы ты облечешься ею, и возложишь её на себя как венец радости. Сын мой! если ты пожелаешь её, то научишься, и если предашься ей душею твоею, то будешь ко всему способен. Сир.6,32–33 Если с любовью будешь слушать её, то поймешь её, и если приклонишь ухо твоё, то будешь мудр. Сир.6,34 Бывай в собрании старцев, и кто мудр, прилепись к тому; люби слушать всякую священную повесть, и притчи разумные да не ускользают от тебя. Сир.6,35 Премудрость же спасла от бед служащих ей. Прем.10,9 С раннего утра ищущий её не утомится, ибо найдёт её сидящею у дверей своих. Прем.6,14 Если богатство есть вожделённое приобретение в жизни, то что богаче премудрости, которая всё делает? Прем.8,5 ..ибо она есть неистощимое сокровище для людей; пользуясь ею, они входят в содружество с Богом, посредством даров учения. Прем.7,14 Что же есть премудрость, и как она произошла, я возвещу, и не скрою от вас тайн, но исследую от начала рождения, и открою познание её, и не миную истины. Прем.6,22–24 Множество мудрых – спасение миру, и царь разумный – благосостояние народа. Прем.6,26 Размышляй о повелениях Господа и всегда поучайся в заповедях Его: Он укрепит твоё сердце, и желание премудрости дастся тебе. Сир.6,37–38 Прежде века от начала Он произвёл меня, и я не скончаюсь вовеки. Сир.24.10

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tsitaty...

Слово 30. О богословии четвертое, о Боге Сыне второе 1. Ухищренные твои доводы и сплетения умозаключений достаточно поколебал я силой Духа, а также на возражения и противоположения из Божественных Писаний (которыми святотатцы истины, скрадывая смысл написанного, склоняют на свою сторону многих и возмущают путь истины) дано уже мной общее решение, и решение, сколько сам себя уверяю, для благомыслящих не неясное, а именно: те речения Писания, которые более возвышенны и боголепны, приложил я к Божеству, а те, которые более низки и человекообразны, отнес к новому нас ради Адаму и к Богу, соделавшемуся страждущим в борьбе с грехом. Но, поспешая словом, не рассмотрел я каждого из таковых речений в отдельности. Поелику же ты, чтобы не увлечься толкованиями, имеющими вид вероятности, требуешь кратких решений и на сии речения, то, для облегчения памяти разделив числами, подведу их под общий обзор. 2. Первое и особенно готовое у них изречение есть следующее: Господь созда мя начало путей Своих в дела Своя ( Притч. 8:22 ). Как отвечать на сие? Не станем ни обвинять Соломона, ни отвергать прежнего за последнее его падение, ни толковать, что здесь представлена говорящей Премудрость, то есть то ведение и тот художнический ум, по которым все сотворено. Ибо Писание часто олицетворяет многие даже и бездушные вещи, например: море рече то и то ( Ис. 23:4 ), и бездна рече: несть во мне ( Иов. 28:14 ); также небеса представлены поведающими славу Божию ( Пс. 18:1 ), и мечу повелевается нечто ( Зах. 13:7 ), горы и холмы вопрошаются о причинах взыграния ( Пс. 113:6 ). Но не будем отвечать подобным сему образом, хотя некоторые прежде нас и выдавали сие за нечто твердое. Напротив того, положим, что это слова Самого Спасителя – истинной Премудрости, и рассмотрим их несколько внимательнее. Какое из существ не имеет причины? Божество. Ибо никто не скажет нам причины Бога, иначе она была бы первоначальнее Самого Бога. Но какая причина тому, что Бог ради нас приемлет человечество? Та, чтобы все мы были спасены. Ибо какой быть иной причине? Итак, поелику здесь находим и слово созда, и другое ясное речение: раждает мя ( Притч. 8:25 ), то объяснение просто. Сказанное с присовокуплением причины припишем человечеству, а сказанное просто, без присовокупления причины, отнесем к Божеству. Но не слово ли созда сказано с присовокуплением причины? Ибо Соломон говорит: созда мя начало путей Своих в дела Своя. Дела же рук Его истина и суд ( Пс. 110:7 ), для которых помазан Он Божеством, потому что сие помазание относится к человечеству. Но слово раждает мя употреблено без присовокупления причины, иначе укажи, что к нему прибавлено. Итак, кто будет спорить, что Премудрость называется творением по рождению дольному и рождаемой по рождению первому и более непостижимому?

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010