( Исх.30:23 ; Притч.7:17 ) 27 . Коричневое дерево составляет туземное растение на о. Цейлоне, где оно высоко ценится за свою благовонную кору. Корица входила в состав священного мира для священного помазания и для благовонного курения. Дерево принадлежит к семейству лавровых, растёт до 30 футов высоты и имеет белые цветы со стрельчатыми листьями. Кориандр, кориандровое семя ( Исх.16:31 ; Числ.11:7 ) 28 . Это растение упоминается в Библии только дважды, именно при сравнении оного с манной. Оно из семейства зонтичных с белыми цветами и приносит шарообразные ароматические плоды; растёртые семена его обыкновенно смешивались с хлебом. Кориандровое дерево разводилось особенно в Египте, почему и было хорошо известно Евреям. Крапива ( Притч.24:31 ) 29 . 1 . Слово kimmosh упоминается в Библии несколько раз вместе с терновником и есть не более как колючее растение, в обилии встречающееся на Востоке в развалинах и мусоре ( Ос.9:6 ). 2 . ( Притч.24:31 ). Евр. греч. не означает крапиву в собственном смысле, но вообще всякое колючее растение или плевелы на хлебных полях. По-видимому, слово есть общее название для всех сорных трав. Красное дерево ( 3Цар.10:11 ; 2Пар.9:10–11 ) 30 . Красное дерево, употреблённое на постройку храма Соломонова, очевидно, было двух родов: 1) произрастало на Ливанских горах вместе с кедром, кипарисом ( 2Пар.2:8 ) и 2) привозилось из Офира вместе с золотом и драгоценными камнями. Последнее употреблялось на изготовление музыкальных инструментов, равно как на устройство колонн, террас и, вероятно, принадлежало к разряду pterocarpus santalinus, или к видам красного сандального дерева, вывозимого из Офира, прямым путём или через Тир. Соломону изготовляли музыкальные инструменты из красного Офирского дерева. Куколь ( Иов.31:40 ) 31 . Под сим словом разумеется вообще сорная, негодная трава, или растение с отвратительным запахом, из числа тех, которые часто встречаются в Палестине, и растёт вблизи изгородей на кучах мусора и т. п. Ладон

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/posobi...

Только когда человек достигнет бесстрастия и узрит Божественный Свет 114 , то есть стяжает ум Христов (1 Кор. 2, 16), тогда они перестанут казаться ему таковыми, но и то не вполне (1 Кор. 13, 12). Вот примеры догматических антиномий: Рим. 2, 6–9; 2 Кор. 5, 10 (загробное воздаяние всем по делам) и Рим. 4, 5; 9, 11–12; 11, 6 (свободное прощение искупленных благодатию). В Рим. 8, 19–23; 11, 32; 1 Кор. 15/28 как будто говорится о всеобщем восстановлении и блаженстве, а на самом деле в других местах разъясняется и определяется двоякий конец (Рим. 2, 5-12) и несомненная погибель (2 Кор. 2, 15–16) и вечные муки для тех, кто это заслужил. Мф. 25, 41, 46 — 7, 13–14; 1 Кор. 9, 27 (где подчеркивается необходимость личного подвига для спасения) и Рим. 9, 16 (где говорится, что спасение не зависит от подвига). Еще: 1 Ин. 3, 6, 9 и 1 Ин. 1,8; Ин. 9, 39 и 12, 47 и другие. Поэтический параллелизм. Этот вид параллелизма встречается в поэзии и притом составляет существеннейшую ее принадлежность. Так, Притчи Соломона, Псалтирь и другие библейские книги переполнены параллелизмами. Этот род параллелизма, в свою очередь, сам делится на несколько видов. Прежде всего, но связи членов различают: синонимический. Здесь вторая его половина заключает ту же самую мысль, что и первая, и даже в выражениях сходственных. Например, Се бо Бог помогает ми, И Господь — Заступник души моей. (Пс. 53, 6) антитетический. Здесь вторая половина содержит мысль, противопоставляемую той, которая заключается в первой половине. Добродетельная жена — венец для мужа своего; А позорная — как гниль в костях его (Притч.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=520...

Оба этих вида проявления всемогущества Божия объединяются в битве Иисуса Навина у Гаваона и при водах Меромских (Нав 10-11). Во всех обстоятельствах сила народа - в Яхве, что и славословят Псалмы (Пс 143. 1 сл.; 27. 7 сл.; 45. 2; 67. 34 сл.) или уповают на Него, взывая о помощи (Пс 29. 11). Израиль будет спасен, ибо эта сила есть сила Самого Бога, Который любит Израиля (Пс 58. 17 сл.; 85. 15 сл.) и «творит все, что хочет» (Пс 113. 11; Ис 46. 10). Бог Израилев всемогущ на небе и на земле, ибо Он Сам сотворил их (Быт 2. 4); и Он по Своему благоусмотрению располагает Своим творением (Иер 27. 5), созданным Его словом и «духом уст Его» (Пс 32. 6, 9; Быт 1). Он властвует над силами, к-рые могут колебать порядок сотворенной Им вселенной (Пс 64. 8; 88. 10 сл.); но т. к. Он Сам установил этот порядок (Иов 28. 25 сл.; Притч 8. 27 сл.; Сир 43), Он может и менять его по Своему усмотрению: Он заставляет горы «прыгать» или «дымиться» (Пс 113. 4; 143. 5), превращает пустыни в источники вод и осушает дно морское (Пс 106. 33 сл.; Ис 50. 2). От взора Его все трепещет (Сир 16. 19). Следует доверять Тому, слово Которого может все (Есф 4. 17; Прем 18. 15), Кто по воле Своей преклоняет сердца (Притч 21. 1) и от руки Которого никто не может уйти (Тов 13. 2; Прем 11. 17; 16. 15). Это могущество, бесконечно мудрое в своем деле творения и управления миром (Прем 7. 21, 25; 8. 1); тварный мир - лишь слабый отзвук этой бесконечной мудрости и «грома могущества Его» (Иов 26. 7-14). Бог дает силу тем, кого Он избирает.

http://pravenc.ru/text/149441.html

Быт., 1. 1. Ис., 63. 17. См.: Мф., 5. 45. См.: Hex., 7, 14. См.: Там ;ке, 8, 8, 25 сл. Глоссы - от «glossema» - устарелое или редкое слово, нуждающееся в толковании. См.: Гомер. Одиссея, 1, 22 сл.: Посейдон лишь единый упорствовал гнать Одиссея/Богоподобного мужа, пока не достиг он отчизны./Но в то время он был в отдаленной стране эфиопов/Там он, сидя на пиру, веселился. (Пер. В. Жуковского). После Лютера это выражение («пировать у эфиопов») стало обозначать отдаленные места. …спит и дозволяет кому угодно пользоваться своей добротой…- «спит», т. е. сам безучастен, недвижим. Ср.: «…имеется нечто, что движет, не будучи приведено в движение» (Аристотель. Метафизика, XII, 7, 1072а, 25), См.: Пс., 18/19, 5. См.: Евр., 6, 7. Исх., 9, 16. Быт., 1, 31. См.: 1 Кор., 1, 23. См.: Быт., 1, 31. См.: Исх., 9, 16; позднее, в переводе Библии, у Лютера здесь слово со значением «сохранил» (как и в русском синодальном тексте). Еф., 2, 3. Притч., 16, 4. Пс., 50/51. 7. Иов. 14. 4. См.: Рим., 11. 33. См.: 1 Кор., 12, 6. Еф., 1, 19. …владеет своим атрием…- атрий здесь «обиталище», жилище»; Аллюзия па Лк., II, 21. См.: Там же, 11, 22. 2 Цар., 16, 11. См.: Пс., 32/33, 9. См.: Рим., 11, 33. См.: Ин., 6, 66. См.: Мф., 26, 29. См.: Ин., 16, 4. Исх., 3, 19. Там же, 9, 16. Там же, 9, 12. См.: Рим., 9, 17. См.: Евр., 6, 18. Рим., 9, 18. См.: Там же, 9, 16. Там же, 9, 19. См.: Там же, 11, 35. См.: Мф., 6, 10. См.: Ин., 5, 39. …язычники приписывали… богам фатум неотвратимый.— Здесь Лютер неточен: согласно представлениям античности, фатум стоял над богами, которые ему подчинялись. См.: Быт., 17, 1. См.: Иер., 20, 14. См.: Рим., 2, 15. Там же, 9, 20. См.: Там же, 9, 30 сл. Там же, 11, 20. Там же, 11, 23. Гораций. Наука поэзии, 379 (пер М. Гаспарова). Быт., 25, 23. См.: Рим., 9, 12. Там же, 9, 11 сл. См.: Быт., 27, 27 сл. Мал., 1, 2 сл.; Рим., 9, 13. См.: Мал,, 1, 4; Эдом, или Едом, или Идумея — страна, в которой жили потомки Иакова, согласно библейскому повествованию, находилась между Мертвым морем и северо-восточным побережьем Эйлатского залива Красного моря.

http://sedmitza.ru/lib/text/441016/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БЛАГОЧЕСТИЕ [греч. от - благо и - чту, почитаю], внутреннее благоустроение души, основанное на богопочитании и выполнении религ. и нравственных предписаний. Христианство не является единственным носителем традиции Б., представляющего собой универсальное явление общечеловеческого религиозно-нравственного умозрения и опыта. Однако только в ВЗ и христианстве феномен Б. приобретает подлинный смысл, поскольку содержанием его является почитание истинного Бога. Терминам «Б.», «благочестивый», «благочестиво» Синодального перевода соответствуют в греч. Библии термины (Иф 8. 31; Прем 10. 12; Сир 11. 15 (17 по LXX), 22; 12. 2, 4; 13. 21 (17 по LXX); 16. 14 (13 по LXX); 23. 15 (12 по LXX); 27. 11, 32 (29 по LXX); 28. 25 (22 по LXX); 33. 14; 37. 15 (12 по LXX); 39. 33 (27 по LXX); 43. 36 (33 по LXX); 49. 4 (3 по LXX); Ис 11. 2; 2 Макк 1. 19; 3. 1; 12. 45; 3 Макк 2. 23-24 (31-32 по LXX); Деян 3. 12, 10. 2, 7; 2 Пет 1. 3, 6-7; 2. 9; 3. 11; 1 Тим 2. 2; 3. 16; 4. 7-8; 6. 3, 5-6, 11; 2 Тим 3. 5, 12; Тит 1. 1; 2. 12), (Иф 11. 17; Вар 5. 4; 1 Тим 2. 10), (Притч 3. 33; Ис 57. 1; Лк 20. 20), (Сир 39. 16 (13 по LXX); Тит 1. 8), (2 Макк 6. 23), (Лк 2. 25; Деян 22. 12), (Ос 6. 4), (Иак 1. 26-27). В античной литературе термин первоначально употреблялся греч. писателями классического периода для обозначения почтения к родителям, учителям, правителям и благодетелям.

http://pravenc.ru/text/благочестия.html

Ветхий Завет. Книга Притчей Соломона, сына Давидова. Главы 12-13 23 Человек рассудительный скрывает знание, а сердце глупых высказывает глупость. 24 Рука прилежных будет господствовать, а ленивая будет под данью. 25 Тоска на сердце человека подавляет его, а доброе слово развеселяет его. 26 Праведник указывает ближнему своему путь, а путь нечестивых вводит их в заблуждение. 27 Ленивый не жарит своей дичи; а имущество человека прилежного многоценно. 28 На пути правды — жизнь, и на стезе ее нет смерти. 1 Мудрый сын слушает наставление отца, а буйный не слушает обличения. 2 От плода уст своих человек вкусит добро, душа же законопреступников — зло. 3 Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою; а кто широко раскрывает свой рот, тому беда. 4 Душа ленивого желает, но тщетно; а душа прилежных насытится. 5 Праведник ненавидит ложное слово, а нечестивый срамит и бесчестит себя. 6 Правда хранит непорочного в пути, а нечестие губит грешника. 7 Иной выдает себя за богатого, а у него ничего нет; другой выдает себя за бедного, а у него богатства много. 8 Богатством своим человек выкупает жизнь свою, а бедный и угрозы не слышит. 9 Свет праведных весело горит, светильник же нечестивых угасает. (Души коварные блуждают в грехах, а праведники сострадают и милуют.) ______________ На какие места из отрывка вы обратили внимание? Каковы основные мысли этого отрывка? Вы можете поделиться своими мыслями в комментариях. Путь, слово и молчание сегодня нам Церковью для чтения отрывок содержит несколько тем, объединенных одной из основных тем для книги Притч — темой праведности и нечестия. Этой темой завершается двенадцатая глава (28. На пути правды — жизнь, и на стезе ее нет смерти), и она же подводит итог всего отрывка: 9. Свет праведных весело горит, светильник же нечестивых Неоднократно звучит тема пути: путь праведности выводит на прямую дорогу, на которой — жизнь, а нечестие с дороги сбивает ( 6. Правда хранит непорочного в пути, а нечестие губит грешника. В еврейском тексте «сбивает с пути»). Праведник, идущий прямым путем, способен также указать и путь ближнему, а нечестивец, сам свернувший с прямой дороги, сбивает с пути и ближнего. ( 26. Праведник указывает ближнему своему путь, а путь нечестивых вводит их в заблуждение ). Поэтому так важно смотреть на реальные плоды человека, который нам что-то советует, или у которого мы собираемся спрашивать совета.

http://bible.predanie.ru/vypusk-vosemnad...

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Выписка из протокола заседания Коллегии по научно-богословскому рецензированию и экспертной оценке Издательского совета 1 от 27 января 2015 г. I. Рассмотрение прошений о присвоении изданиям грифа Издательского совета: 1 . Заявитель: региональный общественный фонд «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем текста книги «Изучение жизни и подвига новомучеников и исповедников российских ХХ века в образовательном пространстве регионов Центральной России (учебное пособие)» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги «Изучение жизни и подвига новомучеников и исповедников российских ХХ века в образовательном пространстве регионов Центральной России (учебное пособие)». 2. Присвоить данной книге номер Издательского совета – ИС Р15-501-0001 2 . Заявитель: ЗАО «Бертельсманн Медиа Москау АО». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем текста книги прот. Алексея Мокиевского «Большая книга притч» , предлагаемого к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Допущено к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги прот. Алексея Мокиевского «Большая книга притч». 2. Присвоить данному книге номер Издательского совета – ИС Р15-501-0002 3 . Заявитель: издательство Сретенского ставропигиального монастыря. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги А. А. Кострюкова «Пламень огненный. Жизнь и наследие архиепископа Серафима (Соболева)» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Допущено к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги А. А. Кострюкова «Пламень огненный. Жизнь и наследие архиепископа Серафима (Соболева)» при условии исправления недостатков согласно замечаниям.

http://izdatsovet.ru/catalog/references/...

Св.-Введенской Оптиной пустыни, 1999. С. 304). 22 Пс. 69, 2-3. 23 Пс. 113, 9. 24 Монахиня Амвросия (Ключарева) – бывшая помещица, владелица имения близ деревни Шамордино, где трудами преп. старца Амвросия была устроена женская Шамординская обитель. 25 Лк. 21, 19. 26 Пс. 33, 20. 27 Пс. 31,10. 28 Пс. 59,9. 29 Мф. 7, 5. 30 Пс. 69, 3-4. 31 Пс. 91,8. 32 Пелынь, пелунь и пелун – полынь. (См. Даль В. И. Толковый словарь... Т. 3. С. 29.) 33 2 Кор. 12, 10. 34 Пс. 31, 10. 35 Пропущены зачеркнутые в рукописи слова, которые не удалось восстановить. 36 Преп. Моисей (Путилов) (15/28.01.1782 - 16/29.06.1862) - оптинский старец. 37 Ср. Пс. 67, 14: ...криле голубине посребрене, и междорамия ея в блещании злата... 38 Ин. 1,1. 39 Рим. 13, 7. 40 Притч. 9, 8. 41 Ср. Притч. 9, 7: Наказуяй злыя приимет себе безчестие, обличали же нечестиваго порочна сотворит себе... 42 Скобелев Михаил Дмитриевич (17/29.09.1843 - 25.06/7.07.1882) -русский военачальник, полководец, герой Плевны, освободитель балканских славян в русско-турецкой войне 1877 – 1878 гг. С его именем связано также присоединение Туркестана (Средней Азии) к России. 43 Пс. 74, 3. 44 Ср. Ин. 10, 38: ...Мне не веруете, делам (Моим) веруйте... 45 Евр. 13, 8. 46 В рукописи зачеркнуто. 47 См. 1 Кор. 13, 4: Любы долготерпит, милосердствует, любы не завидит, любы не превозносится, не гордится... 48 Юлиан Отступник – римский император (361 – 363). Род. в 331 г. Убит в 363 г. 49 Мф. 25, 36. 50 Пс. 38, 9 - 10. Борится – по-видимому, от церк.-слав. «борити» – воевать, нападать. 51 Пс. 37, 13. 52 Вода из древнего колодца, найденного старцем преп. Амвросием летом 1891 г. при обустройстве им Рудновской дачи [бывшее владение покойной м. Амвросии (Ключаревой)] в Шамординском монастыре. «К этому колодцу батюшка посылал потом некоторых больных обдаваться из него водою, также раздавал из него воду и глину, которые оказались целебными» (Агапит (Беловидов), архим. Житие преп. Амвросия, старца Оптинского. С. 454). 53 Иак. 2,10. 54 Свт. Иоасаф (Иоаким Горленко), еп. Белгородский (1705 — 1754). Канонизация и открытие мощей святого состоялись 4.10.1911. 55

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=105...

Т.е. первое чтение автор назначил из Апостола: послание к Тимофею (главы 3 и 4), которое положено читать за Литургией и никогда не было употребляемо Церковью за вечерним богослужением. О втором чтении можно сказать то же самое. Послание апостола Павла к Ефесянам (глава 6), которое положено читать за Литургией в 27 неделю по Пятидесятнице и в субботу по Просвещении. Третье чтение продолжает 6 главу к Ефесянам: «Чада! Послушайте своих родителей о Господе, сие бо праведно есть…» Выбор таких паремий создает разительный контраст и разрыв со сложившейся традицией и богослужебной практикой, которая используется при святительских службах со знаком полиелей и выше. При выборе паремий нужно, конечно, руководствоваться уставом и сложившейся традицией. Если же житие святого действительно имеет ряд удивительных особенностей, которые хотелось бы зафиксировать и отразить в паремийной части богослужения, то для этой цели не нужно прибегать к «революционным» методам, а искать традиционные и оправданные практикой. Для этой цели устав и гимнография всегда предполагают использовать «центонную технику», т.е. паремия строится из разных стихов Священного Писания. Например, все три Сретенские паремии в византийском профитологии «имеют структуру центона, которая обусловлена богословским замыслом… Специфический характер имеют паремии святителям Григорию Богослову (25 янв.), Василию Великому (1 янв.) и Иоанну Златоусту (13 ноября и 27 янв.). Их основу составляет чтение Прем. (4, 7–15) и милость со святыми с добавлением центонов из Притч и Премудрости» . Иоанну Златоусту на перенесение мощей его сохранилась в нашей Минее 3-я паремия, составленная центонной техникой, Премудрости главы 4, 6, 7 и 2. Центоны из 2-й главы выбраны с целью актуализации того беззаконного замысла, благодаря которому святитель Иоанн был изгнан из Константинополя: «Рекоша же в себе помысливше неправедное: насильствует праведному не пощадив преподобства его, ни усрамимся седин старости многолетны.

http://izdatsovet.ru/pcroc/detail.php?ID...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Петру, епископу Кафскому 27 ноября, в Неделю 24-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в храме Рождества Пресвятой Богородицы на Кулишках г. Москвы и возглавил хиротонию архимандрита Петра (Прутяну) во епископа Кафского, викария Патриаршего экзарха Западной Европы. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви напутствовал епископа Петра на служение. 27 ноября 2022 года, в Неделю 24-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме Рождества Пресвятой Богородицы на Кулишках г. Москвы и возглавил хиротонию архимандрита Петра (Прутяну) во епископа Кафского, викария Патриаршего экзарха Западной Европы. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви напутствовал епископа Петра на служение . Преосвященный епископ Петр! Святой Дух, виновник спасения всех людей , через возложение рук архипастырей прикоснулся ныне Своим дуновением и к твоему сердцу, и к твоему разуму, к естеству твоему, и возвысил, окрылил и укрепил (антифон степенный, 6-й глас) тебя для дальнейшего служения Церкви Православной в сане епископа, дабы вслед за апостолами ты с еще ревностью распространял благоухание познания о Христе (2 Кор. 2:14), как об этом ярко говорит апостол Павел. Подобно сыну мудрому, который слушает наставление отца (Притч. 13:1), внемли и ты словам Патриарха. Обращаю их к тебе не только по долгу Предстоятеля, но и руководствуясь попечением о доме Божием, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины (1 Тим.

http://sedmitza.ru/patriarch/2022-11-27/...

  001     002    003    004    005    006    007    008