Сделаны парники, почва которых подогревалась теплой водой, протекающей по деревянным трубам, там вызревали экзотические для тех мест фрукты и овощи: персики, дыни, огурцы, арбузы. Вряд ли этих фруктов хватало на всю братию, но не это было главной целью. Главное - показать, что можно добиться трудом во славу Божию и рациональным использованием суровой земли. Такими примерами были и сухой дон, неповторимый по своей конструкции и экономичности, рыболовные тони, завод по отбеливанию воска, километровая дамба между Б.Соловецким и Б.Муксалмовским островами. Самая северная ГЭС, одна из первых на севере, построенную в 1912 г., использующую естественный перепад воды в Святом озере и Белом море. В результате было проведено освещение не только помещений монастыря, но и судоходной части канальной системы. Это и научная биостанция (изучавшая особенное стадо соловецкой селедки), необычное по своему технологическому решению и передовое для своего времени животноводческое хозяйство и многом другом. В начале XX в. на Соловках действовало 6 заводов - салотопенный, свечной, лесопильный, кирпичный, кожевенный, гончарный, мукомольная мельница, многочисленные мастерские: сапожная, портняжная, серебряных дел, малярная, слесарная, переплетная, корзинная, экипажная. Кузница, литейное и механическое заведения. В 1915 г. была проведена телеграфная линия. В начале века монастырь владел тремя пароходами, а судоходство было вполне важной отраслью монастырского хозяйства (лес возили в Англию), да и богомольцы (а их было 20000 в год), посещавшие монастырь платили лишь половину стоимости за перевозку на острова в сравнении с ценами Мурманского общества. Вот так преобразили своим трудом и молитвой окрестный мир. Да и население, прежде пустынного полярного края, увеличилось. В деревне Керетя (сейчас, но не раньше, мало заметной) проживало 900 человек, и жили там почти богато (семья имела по 2 коровы), было там 3 лесопилки, а 10 деревенских мальчиков регулярно отправляли учиться в Петербург. Деревни Сорока (Беломорск), Кемь тоже были весьма состоятельными. Итак, хозяйственная деятельность Соловков направляемая православным представлением о мире, т.е. ограничении своих потребностей, преображение земли собственным преображением (и сам монастырь назван Преображенским), сотворчеством с Богом в преумножении красоты давала удивительные результаты. Идея природопользования на Соловках было не просто удовлетворением потребностей путем извлечения природных ресурсов, а соучастием природы в обретении Бога. Потому так и ожила скупая северная земля. Елена Григорьева Фото Юрия Холдина 09/10/2001 Смотри также: Встреча с Православием: Соловецкое время Ссылки по теме: Путь к храму : путешествие на Соловки editor@pravoslavie.ru © ПРАВОСЛАВИЕ.RU    

http://pravoslavie.ru/put/solovki2.htm

Такое обширное хозяйство не мешало самым знаменитым настоятелям Валаамского монастыря быть замечательными подвижниками и строгими аскетами; такими были игумен Назарий, игумен Варлаам, игумен Дамаскин, игумен Ионафан II. Монастырское хозяйство Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря Природопользование на Соловецких островах началось в середине XV века, с прибытия двух монахов, Германа и Савватия. Именно эти Преподобные положили первый камень в основание будущего соловецкого дома. После смерти Савватия на остров вместе с Германом приплыл Зосима, первый соловецкий игумен, собравший вокруг себя братию, — молитвенник, труженик и хозяйственник. Соловецкий остров совершенно лишен хлебородной земли. Поверхность его состоит из скал, озер да холмов, заросших лесом. Климат здесь не суров, и море замерзает только у прибрежной полосы, что несколько умеряет зимнюю стужу, но земля не может прокормить своих обитателей. Поэтому еще при жизни преподобного Зосимы монастырь направил свою хозяйственную деятельность на развитие промыслов и поиск удобных почв на материке. Вот как описывает монастырское хозяйство того времени его житие: “И дров множество рубили и заготавливали, и воду из моря черпали, и соль варили, и продавали торговцам и получали от них всякие орудия на потребу монастырскую, трудились и в прочих промыслах, ловили рыбу… И так кормились от своих трудов в поте лица”. Вскоре бояре начинают дарить монастырю земли. После преподобного Зосимы сменилось 18 игуменов вплоть до святителя Филиппа. О нем следует поговорить особенно и, конечно, перечислить его труды и заботы как соловецкого игумена. Будущий Святитель пришел в обитель, скрывая со смирением свое боярское происхождение; он, как и другие, копал землю, работая в огороде, удобрял ее навозом, носимым на своих плечах, колол дрова и т. п. И именно молитва восстанавливала равновесие в его духовной жизни, которое у некоторых других настоятелей зачастую нарушали хозяйственные и административные заботы. С самого начала его игуменства он решил заменить все деревянные постройки каменными, что и сделал, начав с теплого Успенского собора, завершенного через пять лет, — с приделом, хлебопекарнями, огромной трапезной, колокольней и келарской кельей. Через год заложили летний Преображенский собор, который должен был превзойти по красоте Успенский, к церквям же отлили новые колокола.

http://pravmir.ru/traditsionnoe-prirodop...

Идеалом монастырского природопользования стало не просто освоение ландшафта, а еще и религиозный поиск, путь обожения, восстанавления связи с Богом, и как следствие — преобразование и одухотворение окружающей среды. “Монастырские чудеса” органически вытекали из внутреннего мира человека. Это другое (иное — иноческое) мироощущение, а современная экология ограничивает наше мироощущение геобиоценозом, забывая о том, что есть еще Бог. 1 Ключевский В. О. Значение преподобного Сергия для русского народа и государства//Православие в России. М., 2000. С. 29. 2 Преподобные Сергий Радонежский, Павел Обнорский, Кирилл Белозерский, Стефан Озерский, Паисий Углический, Феодосий Тотемский, Даниил Переславский, Савва Вишерский, Кирилл Новоезерский, Нил Сорский, Арсений Комельский, Антоний Леохновский, Макарий Калязинский и т. д. 9 Протоиерей Глеб Каледа, Чернышев С. Н. Экология, Православие и нравственность//Экология и Православие. М., 1997. С. 164. 10 Ныне прославлен как священномученик; см. о нем: Патерик новоканонизированных святых//Альфа и Омега. 2003. 1(35). — Ред. 11 Очень редкая и необычайно красивая северная рыба из рода лососей, близкая к форели, Salvelinus lepechini (Gmelin), другое название — мальма. 13 См. Григорьева Е. А. Природопользование Соловецкого монастыря//Природо-ресурсные ведомости. 2001. 10 (27). Июнь. С. 6–7. 14 Геобиоценоз — экологическая система, которая включает сообщества разных видов флоры и фауны в определенных условиях на данной территории. 15 Чернышев С. Н. Экологические проблемы Серафимо-Дивеевского монастыря и Свято-Троице-Сергиевой Лавры как отражение состояния природы в обществе//Сборник докладов VI Международных Рождественских образовательных чтений. М., 1998. С. 256–257. 18 О том, что последствия грехопадения человека проецируются на природу, ясно сказано в книге Бытия: проклята земля за тебя (Быт 3:17). — Ред. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/traditsionnoe-prirodop...

Итак, по очереди сооружаются каменные здания келий, больница для монахов и богомольцев, “пустыни” в лесах, скит на Заяцком острове; там же ставят палату, поварню и каменную пристань. Заяцкий остров служил станцией для судов, которые противные ветра задерживали на пути в Соловки. В самой гавани были поставлены кресты, служившие маяками. Наконец, игу­мен Филипп основывает подворья в Новгороде и Вологде. Братии при святителе Филиппе было 200 человек, кроме того, жило много “работных людей” (300 человек), все они “пили, ели и носили монастырское”; так же жили и постриженники. Между тем огороды не могли прокормить все увеличивающейся братии, поэтому с разрешения новгородского владыки Святитель завел молочное хозяйство. По завещанию преподобного Зосимы требовалось “не заводить плодящихся животных близ монастыря и на всем острове Соловецком”. Требовалось определить место, где можно содержать скот, необходимый для нужд братии. Только Муксалмовские острова были изолированы от основной территории монастыря, относительно доступны и обладали кормовой базой. Остров Муксалма стал исполнять функцию “хозяйственного двора”. Решение создать скотный двор на Муксалме не только разрешило проблему питания и духовного запрета на разведение домашних животных на Большом Соловецком острове, но и сняло дополнительную технологическую нагрузку на остров. Это позволило избежать процессов разрушения природной среды. Под сенокосы стали рубить леса, которые также шли на дрова для кирпичного завода, из продукции которого и шли все постройки. За правильной рубкой игумен Филипп следил сам. В лесах делались просеки, образовалась сеть дорог по всем направлениям. Одновременно шло осушение болот каналами и плотинами. Гидротехнические работы были удивительны: посредством сети каналов собрали в озере воду из 52 озер, а для стока в море прорыли еще два канала, один из которых прошел под самым монастырем. “Летописец Соловецкий” приписывает игумену Филиппу еще изобретения каких-то машин и орудий. Открылись мастерские по выделки меха и сапожных изделий из кожи местных оленей. Резчики искусно делали предметы церковного обихода из моржовой кости (а потом это искусство распространилось на всем севере). Что касается сельского хозяйства, в монастыре делали насыпную землю. Выбиралось ровное место, крупные валуны выбирали, дробили, на 1–1,5 м сыпали песок (в Муксалме и Исаково на 30 см), а потом вносили очень много органики. Даже сейчас соловецкая почва содержит 4% органики, хотя во время лагерей СЛОНа и СТОНа (да и потом) ее, понятно, не удобряли. Скорее всего, в грунт вносили водоросли.

http://pravmir.ru/traditsionnoe-prirodop...

И это мировоззрение, как мы видели, отражалась в хозяйствовании. На острове природу не покоряли, а постоянно с ней взаимодействовали. Были даже и свои заповедные территории, например, остров Анзер — суровый скит, где не велось никакой хозяйственной деятельности. Но при этом монастырь приспосабливал к природе самые современные для своего времени технологии. Так, на основе воскобелильного завода в Макарьевой пустыни были оборудованы оранжереи и ботанический сад с яблонями, сиренью, розами и т. п., возведенные всего в 160 км от полярного круга. Сделаны были парники, почва которых подогревалась теплой водой, протекающей по деревянным трубам; там вызревали экзотические для тех мест фрукты и овощи: персики, дыни, огурцы, арбузы. Вряд ли этих фруктов хватало на всю братию, но не это было главной целью. Главное — показать, чего можно добиться трудом во славу Божию и рациональным использованием суровой земли. Такими примерами были рыболовные тони, завод по отбеливанию воска, километровая дамба между Большим Соловецким и Большим Муксалмовским островами. Самая северная ГЭС, одна из первых на севере, построенная в 1912 г., использовала естественный перепад воды в Святом озере и Белом море. В результате было проведено освещение не только помещений монастыря, но и судоходной части канальной системы. Была и научная биостанция (изучавшая особенное стадо соловецкой селедки), необычное по своему технологическому решению и передовое для своего времени животноводческое хозяйство и многое другое. В начале XX в. на Соловках действовало 6 заводов — салотопенный, свечной, лесопильный, кирпичный, кожевенный, гончарный, мукомольная мельница, многочисленные мастерские: сапожная, портняжная, серебряных дел, малярная, слесарная, переплетная, корзинная, экипажная, а также кузница, литейное и механическое заведения. В 1915 г. была проведена телеграфная линия. В начале века монастырь владел тремя пароходами, а судоходство было вполне важной отраслью монастырского хозяйства (лес возили в Англию), да и богомольцы (а их было 20000 в год), посещавшие монастырь, платили лишь половину стоимости за перевозку на острова в сравнении с ценами Мурманского общества.

http://pravmir.ru/traditsionnoe-prirodop...

Но и все это не кормило монастырь, Соловки были лишь центром обширного вотчинного хозяйства, которое было разбросано по всему западному поморью и частью внутри России. Во время игуменства Филиппа Соловки — крупнейший землевладелец. В его руки посредством вкладов и прикупов переходят владения новгородского боярства и часть государственных земель, освоенных свободными колонистами. В этих землях монастырь проявлял свою хозяйственную инициативу, и не только кормился с земли, но и кормил зависимое население. Надо сказать, что деревни монастыря, как и островное хозяйство, в основном промысловые, потому что скудна северная почва, она производит лишь овес и ячмень. Поэтому шла торговля с южными областями, чтобы прокормить население, торговля дальняя и организованная. Главный предмет этой торговли — соль. Архитектура Соловецких островов до сих пор удивляет сочетанием мощи и красоты, сквозь века видится титанический труд людей, которые могли так работать во славу Божию. Соловецким постройкам по пятьсот лет — и они сохранились, несмотря на суровый климат и отношение к церкви советской власти. Просто тогда строили по другим критериям — для вечности. Монастырь собирался существовать очень долго, поэтому предпочитали строить “раз и навсегда”. Оглянемся вокруг: наши дома стоят не более сорока лет, потом их надо ломать и перестраивать. Это потому, что мы строим временный мир. Мы лишились чувства вечности. А на Соловках поварня с толщиной стен 5 м стоит до сих пор и не требует ремонта, затрат на амортизацию практически нет (это еще и выгодно). Каналы, которыми игумен Филипп соединил озера, были несомненно оригинальной идеей. В середине острова находился огород (а теперь покос), — как возить оттуда урожай? Овес для лошадей — дело дорогое, вот и решили рыть каналы (а грунт там состоит практически из камней). Для рыбы проточная вода тоже хороша. На пути оказалась каменная гора в 50 м, но и через нее прорубили. Стены соловецкого кремля площадью 2000 м 2 строились всего 8 лет, а толщина их в основании 15 м.

http://pravmir.ru/traditsionnoe-prirodop...

Звонок. Владыка подходит к двери, и в ответ на его вопрос: «Кто?» – я слышу из-за двери: «Митрополит». Преосвященный возвращается в гостиную и говорит мне, что в Донской к преосвященному Иоанникию приехал митрополит и что его, владыку, предупредили, как бы он не пришел и к нему. Вскоре вернулся келейник 86 , а через пять минут прибежали с вестью, что митрополит идет к владыке. Он вышел к себе в кабинет, и я в ужасе ждала минуты – встретиться здесь с митрополитом одна. Слышу – шаги по лестнице, затем в передней. Слышу раздевается, ставит посох – преосвященный Антоний все не идет. Наконец шаги с обеих сторон, и владыки одновременно выходят из своих дверей и встречаются целуясь. Затем митрополит обращается в мою сторону, а преосвященный Антоний, показывая на меня: «Позвольте вам представить...» Затем епископ Антоний попросил митрополита Владимира 87 садиться на диван, на что тот ответил: «Нет, даму на диван». Я, конечно, не согласилась, и митрополит прошел на диван, владыка Антоний сел в свое кресло, а я через кресло от дивана – на стул. Между владыками начался разговор. Епископ Антоний рассказал, что был в Симбирске. «Да, я знаю, вы два дня как вернулись оттуда». По чьим-то интригам под пустынь отвели другую часть земли, а старинную часть, о возвращении которой под монастырь епископ Антоний, собственно, и хлопотал, думают продать симбирским староверам. Теперь преосвященный Антоний хочет хлопотать о том, чтобы ему разрешили купить оба куска, по обеим отводным. Вот он и собирается в Петербург по делу о Соловецко-Симбирской пустыни. Говорили о нездоровье митрополита Антония Петербургского, причем митрополит Владимир высказал уверенность, что газеты это преувеличили, как они всегда делают. И тут я сказала, что, слава Богу, владыка митрополит Владимир опять выглядит хорошо, по-московски, а из Петербурга приехал с истомленным лицом. Митрополит Владимир этому обрадовался: «Да. Значит, московский климат мне полезнее! Зато и трепни тут больше». Преосвященный Антоний: «Чего больше?» – «Трепни, треплюсь больше». – «А я думал, что за «слепни»? Да как будто их у нас здесь нет». Преосвященный делает вид, что не знает русских выражений, а ведь чистокровный русак! Митрополит Владимир продолжает разговор на эту тему, что теперь, после японской войны, появилось множество слов в русской речи, например «кое-каки».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

Богослужебная утварь 2003 – Служба. Богослужебная утварь и облачение духовенства. М„ 2003. Богоявленский 1946 – Богоявленский С. К. Приказные судьи XVII в. М.; Л., 1946. Богуславский 1, 2 – Славянская энциклопедия. Киевская Русь – Московия: В 2 т./Авт.-сост. В. В. Богуславский М., 2001. Т. 1: А – М. Т. 2: Н – Я. Борисенков, Пасецкий 1988 – Борисенков Е. П., Пасецкий В. М. Тысячелетняя летопись необычайных явлений природы. М., 1988. Борисов 1988 – Борисов Н. С. Церковные деятели средневековой Руси XIII – XVII вв. М., 1988. Брелоер 1964 – Breloer М. Zur Geschichte des russischen Privatbriefes in der ersten Halfte der 17. Jahrhunderts. Bonn. 1964. S. 10 – 19. Брике 1907 – Briquet С. M. Les Filigranes. Dictionnaire historique des Marques du Papier. Geneve, 1907. T. 4. P – Z. Бриллиантов 1899 – Бриллиантов И. Патриарх Никон в заточении на Белоозере: Исторический очерк. СПб., 1899. Брокгауз, Ефрон 13, 38, 49 – Брокгауз Ф.А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь. СПб., 1892. Т. 13; 1896. Т. 38; 1898. Т. 49. Брюсова 1972 – Брюсова В. Г. Русско-византийские отношения середины XI века//ВИ. 1972. 3. С. 52 – 62. Брюсова, Щапов 1971 – Брюсова В. Г.. Щапов Я. Н. Новгородская легенда о Мануиле, царе греческом//ВВ. М., 197 Т. 32. С. 85 – 103. Бубнов 1984– Бубнов Н. Ю. Писатели-старообрядцы Соловецкого монастыря//Книга и книготорговля в Росии XVI – XVII вв. Л., 1984. С. 39 – 46. Бубнов 1985 – Бубнов Н. Ю. Работа монастырских книжников в монастырской библиотеке: (Источники соловецко «Сказания... о новых книгах» 1667 г.)//Книга и ее распространение в России в XVI – XVIII вв.: Сб. науч. тр. Л., 191 С. 37 – 58. Бубнов 1992 – Бубнов Н. Ю. Герасим Фирсов И Словарь книжников 3/1. С. 193 – 196. Бубнов 2001 – Бубнов Н. Ю. Послание протопопа Аввакума к отцу Ионе и чадам, «во свете живущим» (1677 – 1678) ТОДРЛ. СПб., 2001. Т. 52. С. 675 – 683. Бубнов 2002 – Бубнов Н. Ю. Старообрядческое «антижитие» патриарха Никона //Святые и святыни севернорусских земель. Каргополь, 2002. С. 221 – 230. Бубнов 2006 – Памятники старообрядческой письменности: Сочинения Геронтия Соловецкого. История о патриар. Никоне/Авт.-сост. Н. Ю. Бубнов. СПб., 2006.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Библиотека с «утешительными для души обычными книгами», существовавшая в Д. м. уже при жизни прп. Димитрия, к кон. XVI в. насчитывала более 200 книг. В 80-е гг. XVI в. книгохранитель мон. Арсений Высокий составил «Указец» «слов» и Житий святых, читаемых ежедневно в храме и за трапезой. Он представляет интерес как один из первых библиографических трудов в Др. Руси; содержит сведения о формате, переплете, вкладчике или владельце рукописей. Среди них описан сб. Жи-тий святых 1512 г., принадлежавший блгв. кн. Димитрию Андреевичу Угличскому (к 2007 местонахождение рукописи неизв.). В 50-х гг. XVII в. б-ка насчитывала 407 книг; по данным «описной книги» 1675 г., среди 180 рукописей находилось 4 перга-менных сборника. М. П. Погодин, разбиравший в авг. 1841 г. монастырские древно-сти, нашел пергаменный рукописный сборник, содержащий Житие святых Бориса и Глеба, «прекрасный древний список жития Феодосия и прочих Печерских угодни-ков». По каталогу 1913 г. в б-ке значилось 805 книг, в т. ч. 35 рукописных. Рукопис-ные и старопечатные книги монастырской б-ки находятся в собраниях РГАДА, РГБ, ГИМа, РГИА, РНБ, ОПИ ВГИАХМЗ. Из пергаменных рукописей сохранились Про-лог кон. XIV - нач. XV в. (РНБ), Триодь Постная 1-й четв. XV в. (РГАДА), 2 сб. «Маргарит», переписанных иноком Миной в 1549 г. и дьяконом Лукой в 1567 г. (РГАДА). Настоятель Д. м. игум. Макарий (50-е -70-е гг. XV в.) составил Житие и службу прп. Димитрию Прилуцкому (ранний список 1494 г. в РНБ), инок Логгин - Житие прп. Игнатия Прилуцкого (ранний список XVI в.- в ОР РГБ). В 1728 г. ие-ром. Серафимом (Капустиным) была «писана уставом» служба преподобным Ди-митрию и Игнатию Прилуцким (местонахождение неизв.). Настоятели и братия. Со времени основания Д. м. управляли игумены, с 1651 г.- архимандриты. Впервые игумен Д. м. упоминается в купчей грамоте 20-х гг. XV в. На Соборе 1589 г. об учреждении Патриаршества присутствовал игум. Галактион (Яковлев). Игум. Гурий в 1598 г. подписал соборную грамоту об избрании на царст-во Бориса Феодоровича Годунова, игум. Кирилл в 1613 г. подписал утвержденную грамоту на царство Михаила Феодоровича Романова. В 1652 г. архим. Серапион (Ка-занец) был послан сопровождать Новгородского митр. Никона в Соловецкий мон-рь и участвовал в перенесении мощей свт. Филиппа, митр. Московского, из Соловецко-го мон-ря в Москву.

http://sedmitza.ru/text/569246.html

5 декабря 1910 г. Воскресенье. В Донском. Мы с Ираидой Андреевной были в соборе Донского монастыря за поздней обедней. Служил архиепископ Алексий. После обедни зашли к преосвященному Антонию. Он рассказал, что перед нами у него был инженер Любимов, тот, который ему даром нарисовал план Соловецко-Симбирской пустыни. Е. А. У него жена, психопатка какая-то, ударилась в святость, чтобы все ходить в церковь и каждый праздник причащаться. Вчера, после ранней обедни, только я занялся Евангелием (я люблю утром хоть немного, хоть один стих Евангелия прочитать и подумать над ним), как позвонила Любимова. Если бы была не знакомая, я бы ни за что не принял, а тут я ее впустил, но только в переднюю, а сам остался здесь, в зале. Она мне стала говорить, что муж ее недоволен, что она в церковь каждый день ходит и каждый праздник приобщается. Я ей отвечал, что от этого она упускает свое домашнее дело. «Я без этого жить не могу, чтобы часто не причащаться». – «А вот пустынники на целый год расходились по своим пустыням и собирались в церковь приобщиться только раз в год, на Пасху, а спасались ведь? А святые мученики? Сидели в тюрьмах языческих, ходили они оттуда в церковь причащаться? А спасались». – «Ну тогда я совсем не буду ходить». Тут меня взорвало. «Так вы пришли сюда капризничать? Прошу вас, уходите вон». Она было стала что-то возражать, но я повторил, что прошу ее уйти вон. Сегодня после ранней обедни она подходит ко мне на паперти под благословение и говорит: «Простите меня, владыко, я вас вчера расстроила». Я сделал вид, что в первый раз ее вижу, и спросил, как ее имя. «София». – «Господь нам дал заповедь: ...шесть дней работай и сотвориши в них вся дела твоя, день же седьмый, суббота, Господу Богу твоему 132 . А вы придумываете свою заповедь; вы, наоборот, хотите шесть дней Господу Богу, а один день себе. Почему Господь дает нам шесть дней, а Себе оставляет только один? Да потому, что душой-то нашей мы можем и все семь дней быть с Богом, и каждый час, и каждую минуту быть с Ним, если хотим, но ведь, кроме души, у нас есть еще тело, которое требует так много ухода за собой, что дай Бог и в шесть дней управиться. «Сотвориши в них вся дела твоя» – только бездельничать нельзя. Тело нужно и обмыть, и одеть, и напитать, и полечить. А у вас еще семья – муж и дети (кажется, трое детей), так дай Бог, чтобы и в шесть дней-то справиться.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

  001     002