МАКАРИЙ Арсеньевич Соловьёв (1876-1937), свящ., сщмч. (пам. 16 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКАРИЙ († 1506), мон., прмч. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 14 сент. и в Неделю жен-мироносиц в Соборе Фессалоникийских святых) МАКАРИЙ прмч. (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Угличский - см. в ст. Иов, прмч., и др. мученики Угличские МАКАРИЙ (Миронов Макар Федорович;1878 - 1938), иером., прмч. (пам. 23 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКАРИЙ (Моржов Михаил Степанович; 1872 - 1872), иером., прмч. (пам. 28 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКАРИЙ (Смирнов Михаил Ефимович; 1877-1937), иером., прмч. (пам. 16 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКАРИЙ (Телегин Павел Николаевич; 1876 - 1922), иером., прмч. (пам. 13 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКАРИЙ (Токаревский; 1596 (1605?) - 1678), Овручский, Переяславский , архим., прмч. (пам. 7 сент., 13 мая - перенесение мощей, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых, в Соборе Волынских святых) МАКАРИЙ мч. Александрийский (пам. 30 окт., 8 дек.) - см. в ст. Иулиан, Кронион, Макарий, Епимах, Александр и 13 мучеников МАКАРИЙ мч. Аназарвский (пам. 5 февр.) - см. в ст. Феодулия, Елладий, Макарий и Евагрий, мученики Аназарвские МАКАРИЙ [Макарий Антиохийский;], мч. Египетский (нач. IV в.?) (пам. копт. 22 абиба (эфиоп. хамле; 16 июля)) МАКАРИЙ мч. Карфагенский, Африканский (пам. греч. 10 апр.) - см. в ст. Африкан, Терентий, Максим, Помпий, Зинон, Александр, Феодор МАКАРИЙ (кон. XV - нач. XVI в.), черногорский печатник, руководитель 1-й южнославянской кириллической типографии МАКАРИЙ (Булгаков Михаил Петрович; 1816 - 1882), митр. Московский и Коломенский, историк Церкви, богослов МАКАРИЙ (Ильинский Михаил Иванович; 1866-1953), митр. Алеутский и Североамериканский, патриарший экзарх в Сев. и Юж. Америке МАКАРИЙ (Оксиюк Михаил Федорович; 1884-1961), митр. Варшавский и всея Польши, церковно-общественный деятель, богослов

http://pravenc.ru/text/Макарий.html

И в завершение этой статьи – слова самого Бориса Вилькицкого, написанные великим русским первооткрывателем в 1933 году. Последние дошедшие до нас его слова о наименованиях открытых им земель и ставшие, по сути, его завещанием : «… эти земли, будем верить, временно переименованы. Пройдутъ годы, забудутся ужасы революц iu и гражданской войны, отойдут въ истор iю и годы совтскаго рабства; исчезнутъ од ioзhыя народу имена, разсянныя по всему необъятному простору Росс iu, какъ уже исчезли улицы и заводы имени Троцкаго; вернется Ленинграду имя великаго Петра, какъ и другимъ городамъ ихъ историческ iя названия, обртутъ вновь и эти земли имена покойныхъ Государя и Цесаревича, имена, принадлежащ iя имъ по праву истор iu ». Термин «Северный морской путь» был введён в оборот позже, в 1912 году, когда была издана одноимённая книга Андрея Ипполитовича Вилькицкого: «Северный морской путь». СПб.: тип. Мор. мин-ва, 1912. 40 с. 9 л. карт. Евгенов Н., Купецкий В. Экспедиция века. Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана на судах «Таймыр» и «Вайгач» в 1910–1915 годах. СПб: РГМАиА, 2012. 352 с. В документах того времени «Таймыр» и «Вайгач» называются «транспортами». Термин «ледокол» был принят позже. Теперь термин «транспорт» имеет иное значение, поэтому в данной статье, по примеру Н.И. Евгенова и В.Н. Купецкого, «Таймыр» и «Вайгач» названы «ледоколами» - согласно современной классификации судов. Евгенов Н.И., Купецкий В.Н. Полярная экспедиция на ледоколах «Таймыр» и «Вайгач» в 1910 — 1915 годах. СПб.: ГеоГраф, 2013. с. 7- 17. Богданов К.А. Российские военные гидрографы «Колумбы» ХХ века. (к 85-летию открытия Северной Земли). СПб.: ЦКП ВМФ, 2000. с. 15. Плаван i е гидрографической эkcneдuцiu Свернаго Ледовитаго океана въ 1913 г. I. Сообщен i е, сдланное капитаномъ 2-го ранга Б.А. Вилькицкимъ въ Морскомъ Coбpahiu. [Владивосток, 1913]. С. 11 . Д.о. 14.08.2023 Евгенов Н.И., Купецкий В.Н. Полярная экспедиция на ледоколах «Таймыр» и «Вайгач» в 1910-1915 годах. СПб.: ГеоГраф, 2013. с. 201.

http://ruskline.ru/analitika/2023/09/06/...

И. Πанов, Славянофильство, как филос. учение, ЖМНПр. 1880, 11; П. Линицкий , Славянофильство и либерализм К. 1882 (из «Трудов К. Д. А».) ; Ор. Миллер , Основы учения первоначальных славянофилов, Р. М. 1880,. янв. и март; Церковь и византинизм, К. Стар. 1884, ноябрь; П. Г. Виноградов , Т. Н. Грановский, Р. М. 1892, апр.; И В. Киреевский и на­чало русского славянофильства, В. Ф. Пс. 1892, 1 ; В. В. Розанов , Заметки о важнейших течениях русской философской мысли etc, В. Ф. Пс. 1, 3, 1890 ; О борьбе с Западом в связи с литературной деятельностью одного из славянофилов, I, 4, 1890; Н. Колюпанов , Очерк фи­лософской системы славянофилов, Р. Обозр., 1894; Г. Максимович , Учение первых славянофилов, К. 1907 (из «Унив. Известий») ; Ф. Степун , Немецкий романтизм и русское славянофильство, Р. М 1911 и в сборнике: Философия и жизнь, Берл. 1923; его же , Прошлое и будущее славянофильства, Сев. Зап. 1913, ноябрь; срв. у Бердяева, в его кни­ге о Хомякове , I гл., и у Гершензона , Историческ. записки. Записка К. Аксакова впервые напечатана Ив. С. Аксаковым в журн. «Русь», 1881, и перепечатана в сборнике Н. Л. Бродского , Русские славянофилы, М. 1910. О социальной философии славянофилов срв. статьи Н. Устрялова , Национальная проблема у первых славянофи­лов, Р. М. 1916 окт.; Политическая доктрина славянофилов, Известия Юрид. факультета, В. Школа в Харбине, т. I, 1925. Необходимо всегда иметь в виду и пристрастную книгу Влад. Соловьева , Национальный вопрос в России, в его «Собр. сочинений», т. V. См. еще книгу М. Лебедева , Взаимное отношение Церкви и государства по воззрению сла­вянофилов, Каз. 1907 (из «Прав. Соб». 1806; срв. одобрит, академич. от­зывы И. С. Бердникова и Ф. И. Благовидова в протоколах акад. сове­та, Пр. Соб. 1909, VII). Не лишена интереса статья Н. Рубинштейна , Историческая теория славянофилов и её классовые корни, в сборнике: Р. историческая литература в классовом освешении, под ред. Μ. Η. Покровского, 1, 1927 (II в 1930). 5. Западничество в среде славянофилов.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Святитель Григорий Богослов. Слово 3//Там же. Т.1. С.53–55. Цит по: Лебедев А. П. Духовенство древней вселенской Церкви… С.296. Святитель Григорий Богослов. К епископам//Указ. соч. Т.2. С.400. Святитель Григорий Богослов. Послание 2, к Нектарию, епископу Константинопольскому//Там же. С.6. Святитель Григорий Богослов. Стихотворение, в котором святой Григорий пересказывает жизнь свою//Там же. С.350–351. Святитель Григорий Богослов. Слово 3//Там же. Т.1. С.26. Святитель Василий Великий. Письма//Творения: В 7 ч. Сергиев Посад, 1892. ч.6. С.77. Там же. С.282. Там же. С.103. Там же. С.135. Там же. С.319. Там же. С.181. Там же. С.242. Там же. С.267. Там же. С.282. Там же. С.318. Святитель Григорий Нисский. На свое рукоположение//Творения: В 8 ч М., 1862. Ч.4. С.365 и 367. св. Григорий Нисский. Письмо 1, Флавиану.//Творения. ч.8, М., 1872, с.442-443. св. Григорий Нисский. Письмо 2. О тех, которые путешествуют в Иерусалим//Творения. ч.8, М., 1872, с.452. св. Григорий Нисский. Письмо 17, пресвитерам Никомидийским.//Творения. ч.8, М., 1872, с.501. св. Григорий Нисский. Письмо 1, Флавиану.//Творения. ч.8, М., 1872, с.439. Преподобный Ефрем Сирин. О братском вразумлении друг друга//Творения: В 6 ч.4-е изд. Сергиев Посад, 1901. ч.5. С.227. Преп. Ефрем Сирин. Цит. по: священномуч. митрополит Владимир. Слово на литургии 5.7.1909 на слва «спаси мя, Господи, яко оскуде преподобный»//Первый съезд монашест в ующих 1909 года. Воспоминания участника. М., 1999, с.99. Святитель Иоанн Златоуст. Шесть слов о священстве//Творения: В 12 т. СПб., 1898. Т.1. Кн.2. С.438. Святитель Иоанн Златоуст. Беседы на Второе послание к коринфянам//Указ. соч. СПб., 1904, 1. Т.9 10. Кн.2. С. Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Первое послание к Коринфянам.23, 4//Творения св. Иоанна Златоуста. Т.10. Кн.1, Спб., 1904, с.229. св. Иоанн Златоуст. Слово 44 О сокрушении, терпении и пожелании будущих благ и о втором пришествии//св. Иоанн Златоуст. Творения. т.12, ч.2, Спб., 1906, с.869. Святитель Иоанн Златоуст. Шесть слов о священстве//Т.1. Кн.2. С.436, 436.

http://predanie.ru/book/71827-hristianst...

Посвящаемый в сан епископа (архиерея) получает благодать не только совершать таинства, но и поставлять других для совершения таинств. Хиротония во епископа совершается двумя или тремя епископами. Апостол Павел призывает священнослужителей с особым благоговением относиться к благодатным дарам, полученным при рукоположении: Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства… Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь, и слушающих тебя (1 Тим. 4:14, 16). По слову апостола, рукополагаемые должны быть обучены основам веры и духовно испытаны и отвечать самым высоким моральным требованиям: епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан, держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать (Тит. 1:7–9). В соответствии с канонами Православной Церкви, существует ряд препятствий, ограничивающих возможность рукоположения в степени священства. Рукополагаемый должен достичь определенного возраста, знать основы православного вероучения и соблюдать чистоту христианского исповедания; должен быть морально незапятнан: не иметь в своем прошлом тяжких грехов, например убийства или блуда; у него не должно быть никаких физических недугов, препятствующих священнослужению (например, слепоты). Также кандидат в священство не может быть второбрачным или женатым на разведенной женщине. По традиции Православной Церкви, епископ избирается из числа монашест Рукополагаемый в сан священника получает благодать совершать все таинства, кроме таинства Священства. Посвящаемый в сан диакона получает благодать содействовать епископу или священнику при совершении таинств, но не может совершать их самостоятельно. Сам Дух Святой в таинстве Священства поставляет людей в новое, преображенное достоинство, даруя им власть действовать в Церкви Христовой в соответствии со степенью поданной Божественной благодати. Так, святитель Григорий Богослов прямо называет рукоположенных священнослужителей «помазанниками Святого Духа». Епископ возлагает на них руку, содействуя, сослужа Богу, но именно сила Божия невидимо касается главы ставленника. «Возлагается рука на человека; но всё совершает Бог, и Его десница касается главы рукополагаемого», — говорит святитель Иоанн Златоуст о таинственной стороне хиротонии.

http://azbyka.ru/deti/zakon-bozhij

551-554 МАКАРИЙ II († февр. 1556), еп. Туровский и Пинский (1528), еп. Луцкий и Острожский (1528-1534), митр. Киевский и Галицкий и всея Руси (1534/35-1555) 554-556 МАКАРИЙ II († 12.09.1626), архиеп. Вологодский и Великопермский (1617-1619), митр. Новгородский и Великолукский (1619-1626)) 556-558 558-560 560-562 МАКАРИЙ АНЧЕЛИ свт. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 5 окт. и в Соборе Кларджетских преподобных отцов и жен) 562-563 563-582 МАКАРИЙ ЛЕТЕТЕЛИ Макарий Лететели (Немощный), прп. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 5 окт., в Соборе Кларджетских преподобных отцов и жен) 582-583 МАКАРИЙ МАКРИС (ок. 1383 - 7 янв. 1431), прп. (пам. греч. 8 янв.), визант. подвижник, церковный писатель, агиограф, полемист, игумен и возобновитель к-польского мон-ря Пантократора 583-587 МАКАРИЙ НОВЫЙ [Макарий Кийский] († 1590), прмч. (пам. греч. 6 окт.; пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) 587-597 МАКАРИЙ ОПИЗЕЛИ прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 5 окт. , в Соборе Кларджетских преподобных отцов и жен) МАКАРИЙ ПАТМОССКИЙ († 1737), прп. (пам. греч. 17, 19 янв. и во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех Патмосских святых) 597-598 598-601 МАКАРИЙ РИМЛЯНИН (2-я пол. XIV или XVI (?) в.), прп. (пам. 19 янв., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе С.-Петербургских святых), Новгородский, основатель Макариевской Успенской пуст. на р. Лезна (ныне Тосненский р-н Ленинградской обл.) 601-603 МАКАРИЙ ТКОУСКИЙ († 451/2), еп. г. Ткоу (Антеополь, араб. Кау-эль-Кабир) в Египте почитаемый в Коптской Церкви как святой (пам. копт. 27 паопе (24 окт.)) 603-604 МАКАРИЙ ХАХУЛЕЛИ Макарий Хахулели (Постник; († 1035)), настоятель (кон. X - 1-я треть XI в.) мон-ря Хахули (ныне на территории Турции), преподобный Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 21 дек.) МАКАРИЯ (Сомова Мария Николаевна, 1811-1894), игум., настоятельница каширского во имя великомученика Никиты женского монастыря, прп. (13 февр. и 22 сент., в Соборе Тульских святых)

http://pravenc.ru/vol/xlii.html

Сб. статей. М., 1990. С. 44). Горский А., прот. Историческое описание... Ч. 1. С. 176–183. Грамота была переопубликована: Макарий (Веретенников), архим. Обитель преподобного Сергия (Сборник статей). Сергиев Посад, 2004. С. 44–52. Опись грамот Троице-Сергиевой Лавры. Ф. 303. I. [М.] 1959. Т. 1. С. 64. 892. Горский А., прот. Историческое описание... Ч. 1. С. 176. 1549–1566 гг. См. о нем: Макарий (Веретенников), архим. Святитель Макарий, Митрополит Московский… С. 262–280; Он же. Ростовский архиепископ Никандр (1549–1566)//Материалы Казанской юбилейной историко-богословской конференции «История и человек в богословии и церковной науке». 4 (17) – 6 (19) октября 1995 года. Казань, 1996. С. 19–29. 1551–1564 гг. С 1566 года иерарх занимал Полоцкую кафедру, см. о нем: Макарий (Веретенников), архим. Святитель Макарий, Митрополит Московский… С. 302–314; Он же . О Церкви земной и Церкви Небесной. Сборник статей к 55-летию автора и к 10-летию его сотрудничества в журнале «Альфа и Омега». М., 2006. С. 275–284. 1554–1562 гг. Макарий (Веретенников), архим. Святитель Макарий, Митрополит Московский… С. 402–407. 1522–1567 гг. Макарий (Веретенников), архим. Святитель Макарий, Митрополит Московский… С. 72–96; Он же. Епископ Тверской и Кашинский Акакий – подвижник XVI века//Герменевтика древнерусской литературы. М., 1994. Сб. 7. Ч. 2. С. 336–362. 1560–1564 гг. Макарий (Веретенников), архим. Святитель Макарий, Митрополит Московский… С. 332– 335. 1559 – 1565 гг. Макарий (Веретенников), архим. Святитель Макарий, Митрополит Московский… С. 368–372; Он же . Епископ Крутицкий Матфей//Московские епархиальные ведомости. 2003. 6–8. С. 142–145. 1552–1570 гг. 1555–†1563; пам. 5 дек. 1555–1566 гг. 1560–1570 гг. Горский А. В., прот. Историческое описание... Ч. 1. С. 176. Там же. Там же. С. 177. Там же. С. 178. Там же. Там же. Там же. С. 179. Там же. С. 180. Там же. С. 180–181. С. В. Бахрушин пишет: «Крупные внемосковские монастыри, как Волоколамский, Болдинский, имели в Москве свои подворья» ( Бахрушин С. В.

http://bogoslov.ru/article/6193342

МАКАРИЙ (XVI в.), Оредежский, основатель Успенского монастыря на р. Оредеж, прп. (пам. 9 авг., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт-Петербургских святых) МАКАРИЙ († 1-я четв. XV в.), Писемский,основатель Макариева Писемского в честь Преображения Господня монастыря, прп. (пам. 10 янв., 23 янв.- в Соборе Костромских святых) МАКАРИЙ (Глухарёв Михаил Яковлевич; 1792, - 1847), прп. (пам. 18 мая, в Соборе Алтайских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых), архим., основатель Алтайской духовной миссии МАКАРИЙ (Головин) († не ранее 1684), прп. (пам. в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) МАКАРИЙ (Иванов Михаил Николаевич;1788 - 1860), иеросхим. Оптиной в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустыни, прп. (пам. 7 сент., 11 окт., в Соборе Брянских святых, в Соборе Курских святых, в Соборе всех святых в Оптиной пустыни просиявших) МАКАРИЙ (Кожин Матвей Васильевич; 1401 - 1483), Калязинский, чудотворец, основатель Макариева калязинского во имя Святой Троицы мужского монастыря, прп. (пам. 17 марта, 26 мая, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) МАКАРИЙ (Сокорин (Сокирин) Марк; не ранее 1630 - 1683), основатель Макариевой Высокоезерской пустыни, прп. (пам. 21 мая - в Соборе Карельских святых) МАКАРИЙ (Шаров Матвей Терентьевич; 1802 (1801?) - 1864), иеросхим., прп. Глинский (пам. 21 февр. и в Соборе Глинских святых) МАКАРИЙ (Гневушев Михаил Васильевич; 1858 - 1918), еп. Вяземский, викарий Смоленской епархии, сщмч. (пам. 22 авг., в Соборе Липецких святых, в Соборе Московских святых, в Соборе Нижегородских святых, в Соборе Смоленских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКАРИЙ (Кармазин Григорий Яковлевич; 1875 - 1937), еп. Днепропетровский сщмч. (пам. 20 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКАРИЙ Федорович Квиткин (1882 - 1931), прот., сщмч. (пам. 23 марта и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/Макарий.html

Лупп Солунский (Фессалоникийский), мч. (23 августа/5 сентября; 26 октября/8 ноября) Любовь Римская , отроковица, мц. (17/30 сентября) Любовь Рязанская , блж. (17/30 сентября; 8/21 сентября) Людмила Чешская , кн. (16/29 сентября) Мавра Фиваидская , мц. (3/16 мая) Магн Кизический , мч. (29 апреля/12 мая) Макарий Великий , Египетский, пресвитер (19 января/1 февраля) Макарий Глушицкий , чудотворец, прп. (13/26 мая) Макарий Жабынский , Белевский, иеросхимонах, чудотворец (22 января/4 февраля; 22 сентября/5 октября) Макарий Желтоводский , Унженский, прп. (25 июля/7 августа) Макарий Калязинский , прп., игумен, чудотворец (17/30 марта; 26 мая/8 июня) Макарий Каневский , Пинский, Овручский, Переяславский, архим., прмч. (13/26 мая; 7/20 сентября; в Неделю 3-ю по Пятидесятнице) Макарий Киевский , митр., сщмч. (1/14 мая) Макарий Московский и всея Руси, митр. (30 декабря/12 января) Макарий Оредежский , Новгородский, прп. (9/22 августа) Макарий Печерский , прп., диакон, в Дальних (Феодосиевых) пещерах (19 января/1 февраля; 28 августа/10 сентября [Печер.]) Макарий Печерский , прп., постник, в Ближних (Антониевых) пещерах (19 января/1 февраля; 28 сентября/11 октября [Печер.]) Макарий Римлянин , Новгородский, прп. (19 января/1 февраля) Макрина Каппадокийская , Новая, Младшая, прп., сестра Василия Великого (19 июля/1 августа) Максим Африканский , мч. (10/23 апреля) Максим Грек , прп. (21 января/3 февраля? 21 июня/4 июля) Максим Исповедник , прп. (21 января/3 февраля; 13/26 августа) Максим Московский , Христа ради юродивый, чудотворец (13/26 августа; 11/24 ноября) Максим Новый , Сербский, архиеп. (18/31 января) Максим Тотемский , иерей, Христа ради юродивый (16/29 января) Максимилиан Ефесский , отрок (4/17 августа; 22 октября/4 ноября) Малахия , пророк, из 12-ти малых пророков (3/16 января) Мамант Кесарийский (Каппадокийский), мч. (2/15 сентября) Мануил Персиянин , Халкидонский, мч. (17/30 июня) Мардарий Печерский , прп., затворник, в Дальних (Феодосиевых) пещерах (28 августа/10 сентября [Печер.]; 13/26 декабря)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Также на семинаре присутствовали ректор Российского Христианского Гуманитарного института Д.К. Бурлака, ректор Высшей религиозно-философской школы Л.А. Печерская, профессора из Института богословия и философии, Института религиоведения и церковных искусств, представители Сретенской Духовной Семинарии, других религиозных и светских ВУЗов, студенты 5 курса Семинарии и студенты Академии. Программа научно-богословской конференции «Богословские и церковно-практические аспекты таинства Евхаристии» СПбДА, Актовый зал 15 марта 2007 г.: Проф. Архиепископ Тихвинский КОНСТАНТИН «Богословские аспекты таинства Евхаристии» Проф. Архим. ИАННУАРИЙ (Ивлиев) «Установительные слова Господа Иисуса Христа (экзегетический аспект)» Проф. прот. Богдан СОЙКО «Жертва и жертвоприношение в Евхаристии» Диак. Владимир ВАСИЛИК «Пневматологические аспекты Евхаристии» Иеромонах КИРИЛЛ (Зинковский) «Святоотеческая евхаристическая терминология и теория пресуществления» БЕРНАЦКИЙ Михаил Михайлович «Константинопольский Собор 1691 г. и его рецепция в Русской Православной Церкви: к вопросу о каноническом статусе слова " пресуществление " » Доц. Прот. Кирилл КОПЕЙКИН «Евхаристия и материя» Прот. Игорь МАЗУР «Церковно-практические аспекты таинства Евхаристии» Общая дискуссия. Принятие итогового документа. Работа конференции началась докладом на тему «Богословские аспекты таинства Евхаристии», который зачитал Ректор СПбДА, профессор, архиепископ Тихвинский Константин . Объемный доклад содержал следующие параграфы: I. Библейские основания таинства Евхаристии. II. Реальность Тела и Крови Христовых в Евхаристии. III. Термины «преложение» и «пресуществление». IV. Триадологическое и христологическое измерение Евхаристии. V. Экклезиологический аспект Евхаристии. VI. Эсхатологический аспект Евхаристии. Владыка особо отметил, что учение о Евхаристии, содержащееся в 6 главе Евангелия от Иоанна, является исключительно важным для понимания самой сути Таинства. Христос, говоря о Своем Теле и Своей Крови, которые будут даны Им в пищу верным, подразумевает абсолютно реальные и подлинные Свои Тело и Кровь — тождественные Его историческому Телу и Крови. Это совершенно очевидно следует из реакции иудеев, которые, как видно из дальнейшего, совершенно правильно поняли то, что говорил Христос. То, что слова Христа их смутили, также понятно — Ветхозаветный закон однозначно, под страхом смерти, запрещал вкушение крови (Лев. 17, 10-14). А Христос говорил именно об этом. Глагол «trogo», выражающий в данном тексте вкушение Тела и Крови, буквально означает «жевать» и даже «глодать» и не допускает никакого спиритуалистического перетолкования. Именно эта определенность и вызвала соблазн иудеев. Однако, Христос не пытается их разубедить, не говорит об аллегорическом или ином другом понимании, но подчеркивает истинность сказанного.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1204707...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010