Содержание I тома I. Увещания к Феодору Падшему. УВЕЩАНИЕ ПЕРВОЕ. Скорбь о падении души друга. Не нужно отчаиваться в возможности восстания. – Надежда как цепь, привязывающая нас к небу. – Примеры восстания падших грешников. – Навуходоносор. – Ахав. – Манассия. – Ниневитяне. – Добрый разбойник. – Покаяние как всеочищающая сила. – Усилия демона ввергнуть нас в отчаяние. – Всякое покаяние находит себе вознаграждение. – Радости рая. – Муки ада. – Душа Феодора, болящая любовью к Гермионе. – Исцелимость болезни. – Нетрудность покаяния. – Пример молодого Финикса. – Пример престарелого монаха. – Упование на милосердие Божие. УВЕЩАНИЕ ВТОРОЕ. Возвращение Феодора и ответ на него. – Непозволительность попечения о семейных делах человеку, посвятившему себя на служение Богу. – Бегство из воинства Христова. – Необходимость заглаждения греха. – Слабость человеческой природы. – Падение и восстание. – Пример Давида. – Суетность благ мира сего. – Неудобства, связанные с царством, славой, богатством и браком. – Брак, при всей его священности, есть прелюбодеяние в деле Феодора. – Заботы семейной жизни. – Свобода последователей Христа. – Единственное несчастье для христианина – оскорблять Бога. – Заключение. II. К враждующим против тех, которые привлекают к монашеской жизни. СЛОВО ПЕРВОЕ. Наказание противящимся Богу. Пример в лице народов, препятствовавших восстановлению храма после плена вавилонского. – То же и с противниками монашества. – Подробности гонения на иноков. – Сожаление о неразумии гонителей. – Они более вредят себе, чем гонимым. – Пример ап. Павла и Нерона. – Греховность гонительства. – Сравнение гонителей монашества с гонителями апостолов. – Постигшее их наказание. – Свидетельство И. Флавия. – Для спасения недостаточно одной веры; необходимы и добрые дела. – Число подлежащих осуждению. – Пример из истории всемирного потопа. – Извращенность мира. СЛОВО ВТОРОЕ: К неверующему отцу. Истинно богатый тот, кто презирает все. – Мы прославляемся более добродетелью, чем богатством. – Тому, кто все оставил, никто не расположен вредить, да и не может, если бы захотел. – Кто пренебрегает всем земным, тот легче утешается в лишениях. – Христиане особенно процветают, когда находятся в угнетении. – Кратковременность наслаждений. – История отшельника, отец которого был язычник.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Что Сам Иисус Христос считал свое служение пастырским, а себя – Пастырем, и притом истинным Пастырем, это выражено Им многократно в Евангелии. Кроме классической в этом отношении X гл. Ев. Иоанна, пасторалисты обращают внимание на другие места. Так, проф. С. А. Соллертинский видит указание Спасителя на Свое пастырство в Его сближении Себя с пророком Ионою, проповедовавшим у Ниневитян ( Лк.11:30–32 ), а также в многократном именовании Себя «Сыном Человеческим», каковое название Спаситель обыкновенно употребляет в тех случаях, когда Он изображает процесс, пройденный им для доведения людей до состояния святости, потребовавший от «Сына Человеческого» «неусыпной проповеди, сияния Слова Божия, заботы о спасаемых, смирения, уничижения и даже осуждения Себя на незаслуженную смерть». А X гл. Матфея свидетельствует, что Иисус Христос не только Сам пастырствовал, но, сжалившись над толпами народа, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря ( Мф.9:36 ), привлек к сотрудничеству Себе, в качестве сопастырей, Своих Апостолов, в лице же их – и всех последующих продолжателей этого дела. И это последнее достаточно ярко отмечено в Его речи (Мф., X гл.), заключающей в себе явно эсхатологические подробности, своим исполнением уходящие дальше времени и Иисуса Христа, и Апостолов 44 и потому явно относящиеся не только к Апостолам, но и ко всем дальнейшим продолжателям их дела. Апостолов Иисус Христос привлек к себе именно с той целью, чтобы сделать их пастырями. «Идите за Мною, – говорил Он Петру и Андрею, – и Я сделаю вас ловцами человеков» ( Мф.4:19 ). «Сделаю», греч. ποισω), указывает на действие рассчитанное, соединенное с известными усилиями, а в связи со следующими словами: «вас ловцами человеков» – означает действие воспитательное. Как видно из Евангелия и как мы уже говорили, воспитание Иисусом Христом Апостолов для пастырского дела состояло в сообщении им величайших тайн богознания («вам дано ведети тайны царствия Божия»), в даровании им силы для священнодействий 45 и, наконец, в преподании им практических мудрых советов, необходимых для успеха дела 46 . В качестве же могучего воспитательного средства Апостолам Небесным Учителем предложен Его собственный пример. «Я дал вам пример (πδειγμα, exemplum, Beispiel – пример, образец), чтобы и вы делали то же, что Я сделал вас ( Ин.13:15 ), – заповедал Христос Апостолам 47 . Что Апостолы понимали свой долг всегда иметь перед глазами пример Учителя, это видно хотя бы из слов ап. Павла: «С терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса» ( Евр.12:1–2 ), и не менее – из пастырских посланий ап. Павла.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

иерей Борис Левшенко Раздел 5. О Боге Освятителе Учение Откровения о благодати Необходимость Божественной помощи для усвоения людьми даруемого им во Христе и Христом спасения Каким же образом человек делается Христовым? Боговоплощение было необходимо. Первый грех Адама привел к тому, что произошел раскол между Богом и миром. Несмотря на то, что Бог промышляет об этом мире, поддерживает его и направляет к благим целям, есть трещина, при которой человек как бы имеет больное и даже мертвое состояние. Человек отпал от Бога, и для него затемнилось все, он потерял себя в трудных обстоятельствах жизни, не может отличить доброе от злого. Конечно, человеку нужна помощь. Господь для спасения человека, выведения его из мрака на свет Божественный, избрал чрезвычайное средство – послал Сына Своего Единородного, Который воплотился от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечился. Мы говорили о служении Господа в Его земной жизни и, прежде всего – об учении Господа нашего Иисуса Христа. Это учение дает нам некоторые правила, как жить, чтобы спастись. Особенно ярко это проявилось в Нагорной проповеди, но в целом об этом говорит все церковное предание. Затем был дан пример той жизни, которая должна быть у каждого человека. Пример этот дан Самим Господом Иисусом Христом. Мы знаем об архиерейском, первосвященническом служении Господа, в котором Господь принял смерть. Таинственным образом Он взял на Себя все грехи мира, которые были, есть и будут; грехи эти были сняты на Кресте, и Господь явился клятвой за нас. Господь соприкоснулся непосредственно со смертью, чтобы смерть победить. Он сошел во ад, чтобы разрушить его, чтобы ад не имел прежней силы, и разрушив его, воскрес, победив тем самым смерть. Но эта победа над смертью была победой одного Господа нашего Иисуса Христа. Как мы можем воспользоваться плодами этой победы? Можем ли мы это сделать своими собственными силами? Ответ очевиден: каждый из нас старался быть хорошим и каждому из нас это не удавалось. То есть самому это сделать невозможно. Мы видим перед собой пример, изучаем его, он действует на нас особенно, когда мы поступаем не в соответствии с ним – видим, что своими силами ничего не можем сделать. Более того. Рядом с Господом была группа Его учеников, и все они, за исключением Иоанна Богослова, разбежались перед крестными страданиями Иисуса Христа. Какова была форма отречения от Господа? Было ли оно? Описано это у ап. Петра. Мы знаем это из Евангельской истории. Но даже такие люди, как видим, слабы. И трудность для них была велика, потому что своими силами они ничего не могли сделать. Изменить себя человек может только с помощью свыше. Низпослание Духа Святаго и Его действия для нашего спасения

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Скачать epub pdf Слово на праздник Сретения Господня. Дева Мария, как пример для нас неуклонного соблюдения законов Церкви 102 Св. Иоанн Златоуст , имея в виду евангельское повествование о сретении Господнем, говорит, что Пречистая Дева Мария могла бы не ходить в Иерусалимский храм для получения молитвы об очищении, ибо Она родила Христа безгрешно, по наитию от Святого Духа. Однако, Она этого не сделала. И это понятно. В силу Своего неизреченного смирения, Пречистая предпочла пойти в храм и стать в ряд обыкновенных грешных женщин, которые действительно нуждались в данной молитве. Так поступила Она и потому, что неуклонно исполняла закон Моисеев и свято соблюдала все установления св. Церкви. Здесь, свидетельствует св. Иоанн Златоуст , в лице Девы Марии дан верующим на все века пример, как им надо относиться к учению и всем установлениям Православной Христовой Церкви. Увы, чем далее идет время, тем более и более православные христиане отступают от учения и уставов св. Церкви и потому делаются столь далекими от своего временного счастья и вечного спасения. Как много среди нас наблюдается таких несчастных людей, которые, хотя и веруют во Христа как Бога, но отрицают бытие диавола и тем самым ниспровергают совершенное Господом дело нашего спасения. Обличая это неверие, св. Иоанн Богослов говорит: «Сего ради явися Сын Божий, да разрушат дела диаволя» ( 1Ин. 3:8 ). Ясно отсюда, что если бы диавола не было, то незачем было бы Сыну Божиему являться в мир и Он не стал бы нашим Спасителем. Ведь для спасения нас от греха, проклятия и смерти и пришел Господь на землю. Но эти бедствия возникли в человеческой жизни от древнего змия. Недаром тот же великий Апостол сказал: «Творяй грех, от диавола есть, яко исперва диавол согрешает» ( 1Ин. 3:8 ). Кроме того, Библия содержит в себе бесчисленное множество свидетельств о бытии диавола, как самой реальной личности, как главного виновника всякого зла, от которого мы получаем избавление благодатию Христа, вследствие Его искупительных страданий и смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Биографическая справка Часть первая – подталкиваемый ко злу Мои корни Гипнотизер Арис Симптомы Александра Кто-то невидимый меня ударяет Странный сон Масон Демосфен Я снова встречаюсь с Демосфеном Часть вторая – божественная помощь Первое посещение Святой Горы Моя встреча со старцем Паисием «Кто дал тебе право вмешиваться в мою жизнь?” Крест источает благоухание Видение Мои первые духовные испытания «Шумы» «Крики» «Печенье” из кондитерской Христа " Небольшие” духовные дарования старца Катаифи Джип и велосипед Письмо Истории моих знакомых Метод обучения старца – святой дух Великое благословение Ангел хранитель Часть третья – Между двумя духовными традициями Встреча со свами Йогамуканандой Mind control (контроль разума) – «Не все то золото, что блестит...” «Притянутый за волосы» на Святую Гору “Вратарница” Духовный шлем Объяснение Часть четвертая – Моя жизнь в Индии Индия Встреча в Бенаресе Поездка к Бабаджи – ”богу во плоти” В Гималаях: в ашраме Учителя Учителей В ашраме Шри Ауробиндо в Нью-Дели В Мунгере: в ашраме Сатьянанды Некоторые из людей ашрама Разговор с Ниранджаном, предводителем ашрама Пракасам «Грек» (Сивараджа) Бенуа Луис Кабирена Тони Аллахабад: моя вторая встреча с Бабаджи Жертва Поклонение Как я стал одержимым Искушение силой Духовные события Как мной овладел злой дух (случай одержимости) Свет Ида, Пингала, Сушумна Духовная атмосфера После бесчистленных одержимостей, иной вид... посещения Сатсанг Финальная агрессия (последний штурм) Свидетельство старицы Гавриилии Что я обнаружил в их библиотеке Снова в ашраме Шри Ауробиндо Часть пятая – Из Индии обратно в Грецию Возвращение на Святую Гору Свет или тьма Демон, Ангел и Матерь Божия ”Операция” Дядюшка Илья Дедушка Илия светится ”Не искушай Господа Бога твоего” Лавровый куст Старец светится Исцеление травмы головного мозга Армия Старец Порфирий Молитва и мантра Божественное причастие Христианские таинства и магические действия Часть шестая – Я мыслю, следовательно, я существую Социальные последствия вероучения в индуизме и христианстве Йога: религия или наука? Выводы «Гармоничная жизнь” или техника обмана? Воскресение или реинкарнация? Влияние йоги на тело и разум Индуистские «боги» Идолы язычников – демоны Государственный оракул История великого колдуна, который стал христианином Медитация и самогипноз Первый пример Второй пример Третий пример Эпилог  

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

Сам Иисус Христос считал Свое служение пастырским, а Себя Пастырем, и притом истинным Пастырем – это выражено Им многократно в Евангелии. Кроме классической в этом отношении 10-ой главы Евангелия от Иоанна пасторалисты обращают внимание на иные места. Так, проф. С.А. Соллертинский видит указание Спасителя на Свое пастырство в Его сравнении Себя с пророком Ионою, проповедовавшим у Ниневитян ( Лк. 11,30–32 ), а также в многократном именовании Себя «Сыном Человеческим»; это название Спаситель обыкновенно употребляет в тех случаях, когда Он изображает процесс доведения Им людей до состояния святости, потребовавший от «Сына Человеческого» «неусыпной проповеди, сеяния Слова Божия, заботы о спасаемых, смирения, уничижения и даже осуждения Себя на незаслуженную смерть 45 . А 10-ая глава Евангелия от Матфея свидетельствует, что Иисус Христос не только Сам пастырствовал, но, сжалившись над толпами народа, что они были «изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря» ( Мф. 9,36 ), привлек к сотрудничеству Себе в качестве сопастырей Своих Апостолов, в лице же их и всех последующих продолжателей этого дела. И это последнее достаточно ярко отмечено в Его речи ( Мф. 10 ), заключающей в себе явно эсхатологические подробности, уходящие своим исполнением дальше времен Иисуса Христа и Апостолов, ко всем продолжателям их дела. Апостолов Иисус Христос привлек к Себе именно с той целью, чтобы сделать их пастырями. «Идите за Мною, – говорит Он Петру и Андрею, – и Я сделаю вас ловцами человеков» ( Мф. 4,19 ). «Сделаю» указывает на действие рассчитанное, соединенное с известными усилиями, а в связи со следующими словами «вас ловцами человеков» – означает действие воспитательное. Как видно из Евангелия и как мы уже об этом говорили, воспитание Иисусом Христом Апостолов для пастырского дела состояло: в сообщении им величайших тайн Богознания («вам дано ведети тайны Царствия Божия»), в даровании им силы для священнодействий и, наконец, в преподавании им практических мудрых советов, необходимых для успеха дела. В качестве же могучего воспитательного средства Апостолам Небесным Учителем предложен Его собственный пример. «Я дал вам пример, образец, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» ( Ин. 13,15 ), – заповедал Христос Апостолам. Апостолы понимали свой долг всегда иметь пред глазами пример Учителя – это видно хотя бы из слов Апостола Павла: «С терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на Начальника и Совершителя веры Иисуса» ( Евр. 12, 1–2 ), а также из пастырских пастырских Посланий Апостола Павла.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Слово. О пути спасения, о Закхее и о перенесении мощей святителя Иоанна Златоуста Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Други наши! Круг церковного богослужебного чина снова привел нас к вратам Великого поста. И мы в преддверии его опять, как каждый год, встречаемся с Закхеем “праведным, справедливым” по имени (ибо это означает имя его), но грешным по делам человеком, начальником мытарей, который очень долго и Бога не боялся, и людей не стыдился. Но именно этот, грешнейший многих грешников, удостоился войти в церковную историю, потому что дал образ первых шагов падшего человека навстречу Господу. И пример его жизни явил откровение о милосердии, о внимании Христа к обращению грешного человека, к самым первым шагам к исправлению. И сегодня же – так совпали нынче дни – мы с вами особенно молитвенно поминаем того, кто ежедневно напоминает нам о себе, чей орган души, сердца и уст сподобился Божиим велением пропеть единственные, неповторимые слова, дающие жизнь миру, – слова Божественной литургии. Мы поминаем великого учителя Вселенской Церкви – святителя Иоанна Златоустог о, ибо сегодня день памяти возвращения святых его мощей из заточения в Царьград на патриарший престол, откуда человеческим коварством и клеветой сбросила его сатанинская злоба, желая разбить этот богоизбранный сосуд. Но величие духа святителя, всецело от младенческих лет преданного Богу, победило бури жизни, и слова: “Слава Богу за все” – увенчали его многотрудную, многоскорбную и многоплодную жизнь. “О, Иоанне! Житие твое вправду скорби исполнено бе, но смерть твоя честна, гроб твой славен, мзда твоя многа”, – так оценили современники жизнь святителя сразу после его отшествия. А как оценим мы эту поистине великую в Боге жизнь через 1585 лет после ее завершения, если и по сей день мы ходим к источникам живой воды, водимые его учением, его словом? И если пример Закхея-мытаря – это начало обращения грешника к Богу, то великий Златоуст всей своей прожитой жизнью, своей смертью и своей жизнью после смерти оставил совершенный пример, как надо жить с Богом и как можно и надо достигнуть жизнью богоподобия, достигнуть святости, чтобы жить вечно и на земле, и на небе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Первое соборное послание святого апостола Петра в изданиях Нового Завета на русском языке находится после соборного Послания апостола Иакова. Святой апостол Петр — это пример решимости, мужества и любви ко Христу. Имя Петр означает «камень» (см.: Мф. 16, 18). Но одновременно в образе апостола Петра мы видим всю реальность того, что сила Божия совершается в немощи (см.: 2 Кор. 12, 9). Апостол Петр трижды отрекся от Христа во дворе первосвященника (см.: Мф. 26, 69–75; Мк. 14, 66–72; Лк. 22, 55–62; Ин. 18, 15–18, 18, 25–27) и не сразу поверил в то, что Господь воскрес из мертвых (см.: Лк. 24, 12). Апостол Петр от лица всех апостолов исповедует Христа Сыном Бога Живого (см.: Мф. 16, 16), но и в страхе произносит отречение. Личный опыт апостола Петра нашел сильное отражение в этом Послании, цель которого — укрепить веру во время гонений. Кто такие христиане? Конечно, этого вопроса в тексте Послания нет. Но практически вся первая глава и часть второй главы являются ответом на этот вопрос. Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых (1 Пет. 1, 3),— пишет апостол Петр. До Воскресения Христова все мы были мертвыми, и только когда гроб, в котором лежало тело Иисуса (Ин.20, 12), оказался пуст, мы обрели жизнь. И живем мы для приобщения к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас (1 Пет. 1, 3–4). Поэтому мы должны радоваться: О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа (1 Пет. 1, 6–7). Добродетельная жизнь между язычниками Свет добрых дел Жизнь христианина — это пример для других. Поэтому христианам следует провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения (1 Пет.

http://pravoslavie.ru/70327.html

Двадцать третий день. Св. священномученик Поликарп. (Чем облегчались страдания св. мучеников за Христа?) I. Св. свящ.-мученик Поликарп, память коего совершается ныне, был учеником ап. Иоанна Богослова, который и рукоположил его во епископа смирнского. Когда открылось гонение на христиан, язычники потребовали смерти Поликарпа. Проконсул старался спасти жизнь Поликарпу, но толпа завопила: «сжечь Поликарпа живым!» Проконсул уступил. Тотчас же народ стал собирать дрова и хворост по окрестным баням и лавкам и в один миг костер был готов. Усерднее всех работали иудеи. Поликарп сам снял с себя верхнюю одежду. Его хотели приковать к костру железными цепями, но он сказал: «это не нужно, Тот, кто дал мне волю страдать за Него, даст и силу оставаться неподвижным на костре». Исполнили желание св. старца, и он сам взошел на костер; но тут совершилось чудо, которое изумило всех: пламя окружило святого старца, сходясь над ним на подобие свода, и тело его оставалось невредимо. Тогда начальники велели пронзить его длинным копьем, и из раны истекло столько крови, что костер погас. Все это возбудило удивление язычников. Иудеи заметив, что христиане желают взять тело Поликарпа, упросили проконсула сжечь тело. Согласие проконсула было дано. Но христиане собрали кости и берегли как святыню; а в день мученической смерти собирались и торжественно совершали память мученика, подавая нам пример чествовать жизнь и смерть св. угодников Божиих. II. Читая об изумительных подвигах мужества и терпения св. священномученика Поликарпа и др. св. мучеников, нельзя не задаться вопросом: чем облегчались страдания св. мучеников за Христа? Где они находили духовные силы для совершения столь дивных подвигов? При свете церковной истории и творений св. отцев мы можем указать следующия духовные средства, коими облегчались страдания св. мучеников. а) Размышление о страданиях Христа Спасителя. Ап. Павел, призывая верующих на предлежащий подвиг спасения, говорит: с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на Начальника и Совершителя веры Иисуса, Который вместо предлежащей Ему радости претерпел крест, пренебрегши посрамление: и воссел одесную престола Божия ( Ebp. XII. 1–2 ). Этот-то взор на Пострадавшего всегда был присущ чистой душе св. мучеников, и услаждал горесть их страданий. Если воины во время сражения бесстрашно подвергают жизнь свою опасности, одушевляясь примером вождей своих, презирающих опасности, каких сами подвергаются: то могли ли бояться мук и смерти воины Христовы, имея пред очами Вождя спасения Христа Спасителя, за всех пострадавшаго, и всем оставившего пример, да последуют стопам Его в несении креста?

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Скачать epub pdf О ревности к преуспеянию в молитве 76 Сегодня я хотел бы провести беседу о молитве, точнее о ревности к преуспеянию в ней. Мы часто этим пренебрегаем, а многие неопытные монашествующие безразличие к преуспеянию в молитве даже считают проявлением смирения. Сначала я приведу два примера из Евангелия, повествующие о том, как молился наш Подвигоположник Господь Иисус Христос. Эти примеры в известном смысле контрастны: в одном из них рассказывается о необыкновенном явлении духовной силы, а в другом – об оскудении, обнищании Господа Иисуса Христа. Я привожу их для того, чтобы показать, что молиться усердно нужно не только во время духовного, благодатного утешения, но и во время так называемой сухости, оскудения благодати. Первый пример – это молитва Господа Иисуса Христа на Фаворе. Обратимся к евангельскому тексту, повествующему о преображении Спасителя. После сих слов, дней через восемь, взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошел Он на гору помолиться. И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею. И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия ( Лк. 9, 28–30 ). Я хочу обратить ваше внимание на то, что чудо преображения, то есть явление ученикам Божественной славы, произошло с Господом Иисусом Христом во время молитвы. Сказано, что вид лица Его изменился. Молитва Спасителя была настолько напряженной и усиленной, что изменилась даже Его внешность. Другие евангелисты пишут о том, что лицо Его светилось, как солнце (см. Мф. 17, 2 ). Я думаю, что подробности, указанные евангелистами Лукой и Матфеем, не противоречат друг другу. Матфей говорит о явлении Божественного света, а Лука – о внутреннем напряжении, об усердной, упорной молитве, от которой выражение лица Спасителя изменилось настолько, что это стало очевидно для присутствовавших на Фаворе святых апостолов. Итак, молитва Господа Иисуса Христа на горе Фавор является для нас образцом молитвы во время благодатного утешения. Другой пример – молитва Спасителя в Гефсиманском саду. Для того чтобы лучше понять этот эпизод, нужно прочитать два евангельских повествования: от Матфея и от Луки. Подробности того и другого повествования дополняют друг друга и составляют полную, ясную картину того, чтó происходило и кáк Господь молился. И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать. Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною. И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты ( Мф. 26, 37–39 ). Мы знаем, что эта молитва не была услышана Богом Отцом и просьба Спасителя да минует Меня чаша сия не была исполнена. Такую молитву можно сопоставить с бесплодной молитвой, не приносящей утешения, – более того, усугубляющей скорбь своей безысходностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010