Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕБЕДЕВ Василий Владимирович (1871, с. Никольское Нерехтского у. Костромской губ.- нач. 20-х гг. XX в., с. Покровское (Марфино) Тамбовского у. и губ.), свящ., учитель пения, автор духовно-музыкальных сочинений. Род. в семье псаломщика. Окончил костромские ДУ и ДС (1892), в последней учителями церковного пения были И. П. Правдин и Д. М. Яичков . Затем учился в регентском классе Придворной певческой капеллы , получил свидетельство со званием помощника регента. Некоторое время работал в ярославском во имя святителей Афанасия и Кирилла муж. мон-ре . Педагогическую деятельность начал учителем пения в Мариупольском ДУ (1893-1894), там же с окт. 1893 г. исполнял должность надзирателя-репетитора. В 1894-1896 гг. в С.-Петербурге окончил курс обучения в регентском классе капеллы (у Н. А. Соколова, М. Р. Щиглёва и др.), окончил курс со званием регента и свидетельством 2-го разряда. 16 июня 1896 г. рукоположен во иерея Троицкой ц. с. Высоково Костромского у. В 1896-1897 гг. являлся законоучителем Высоковского начального уч-ща. С 1898 г. жил в Тамбове, с авг. 1898 по сент. 1918 г. являлся учителем церковного пения и руководителем хора Тамбовской ДС. Также служил учителем церковного пения епархиального жен. уч-ща и образцовой школы при уч-ще (окт. 1898 - авг. 1900), священником и законоучителем Мариинского детского приюта (с нояб. 1899), законоучителем муз. уч-ща Тамбовского отделения ИРМО (сент. 1900-1912). Семинарский хор под упр. Л. (более 550 чел.) принимал участие в торжествах в честь 100-летия со дня рождения А. С. Пушкина (исполнил, в частности, сочинение Л. на стихи Пушкина «Чеченец», 1899), 200-летия кончины свт. Димитрия Ростовского (1909), 100-летия свт. Феофана Затворника (исполнил гимн Л. памяти свт. Феофана на слова М. Н. Слепцовой, 1915), участвовал в собрании Церковно-археологического комитета, где исполнил написанное Л. переложение догматика «Прейде сень законная» (1913). На одном из собраний Попечительного совета семинарии (1913) хор исполнил песнопение Л. в честь свт. Питирима Тамбовского на слова К. А. Патина.

http://pravenc.ru/text/2463207.html

Василий Сергеевич (25.01. 1857, с. Никольское (Ржавки) Московского у. и губ. (ныне в составе Зеленоградского адм. окр. г. Москвы) - 10.11.1907, Москва), регент Синодального хора , преподаватель и директор Синодального училища церковного пения . Род. в семье дьячка Никольской ц. В детстве с отцом и 3 братьями пел на церковных службах. После учебы в сельской школе Василий был отправлен отцом в 1865 г. в Москву в Заиконоспасское ДУ, к-рое он был вынужден вскоре оставить, т. к. отец потерял место псаломщика и не мог оплачивать его обучение. Нек-рое время пел в частных московских хорах С. Г. Котова и В. Н. Постникова. Благодаря отличному муз. слуху и неординарному голосу О. в 1870 г. поступил малолетним певчим в Синодальный хор и начал учиться в 4-классном ДУ при хоре: изучал церковное пение у регента хора В. И. Зверева , игру на скрипке у артиста оркестра Большого театра У. Поля и теорию музыки у профессора Московской консерватории Н. Д. Кашкина . Окончил уч-ще летом 1874 г. По свидетельству Кашкина, О. отличался примерным поведением и учился на отлично, окончил курс 1-м учеником, что давало ему право поступления в ДС. Однако Московская и Вифанская духовные семинарии отказали ему в приеме из-за превышения допустимого возраста. Благодаря ходатайству синодального начальства О. зимой 1874/75 г. поступил в Московскую консерваторию в класс гобоя проф. К. Ф. Эзера. Среди преподавателей О. были Н. Г. Рубинштейн (оркестр), П. И. Чайковский (гармония), Кашкин (история музыки), Н. А. Губерт (муз. формы), П. А. Шостаковский, П. Т. Конев (фортепиано), С. И. Танеев (инструментовка), прот. Димитрий Разумовский (история церковного пения). На последнем курсе консерватории О. собрал из рабочих типографии А. И. Мамонтова любительский хор, к-рый исполнил 1-е духовно-муз. сочинение Чайковского - Литургию св. Иоанна Златоуста, что было оценено присутствовавшим автором и слушателями как многообещающее начало хоровой деятельности. В 1879-1882 гг. преподавал в Московском реальном уч-ще. В 1880 г. окончил консерваторию, получив диплом свободного художника. В том же году женился на Е. Н. Лакиер. Преподавал церковное и хоровое (светское) пение в московском Елизаветинском уч-ще (1880-1898), Усачёвско-Чернявском (1886-1899) и Екатерининском ордена св. Екатерины (1884-1894) училищах, в 5-й муж. гимназии (1882-1884, 1893-1899). В 1881 г. получил аттестат 1-го разряда от Придворной певческой капеллы.

http://pravenc.ru/text/2581543.html

Выступление председателя ОВЦС митрополита Волоколамского Илариона перед делегацией итальянских парламентариев 6 сентября 2010 г. 19:30 6 сентября 2010 года в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке митрополит Волоколамский Иларион встретился с делегацией итальянских парламентариев, которую возглавлял председатель папского Совета по вопросам новой евангелизации, капеллан итальянского парламента архиепископ Рино Физикелла. Я хотел бы сердечно приветствовать вас от имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Патриарх Кирилл в силу принятых ранее на себя обязательств не смог лично с вами встретиться, но просил меня это сделать для того, чтобы мы могли обменяться некоторыми мыслями и идеями, касающимися будущего христианства в Европе, в частности, в России и в Италии. Храм, в котором вы находитесь, представляет собой яркий пример взаимопроникновения традиций Востока и Запада. Если бы не иконостас, то можно было бы подумать, что это католический храм и что это не Москва, а, например, Рим или какой-то другой город Западной Европы. Храм строился в несколько этапов и последний этап его строительства приходится на вторую четверть XIX века, когда в русском храмостроительстве преобладали тенденции, связанные со стилем классицизма, отсюда форма как ротонды, так и колоннады. Храмов в таком стиле не очень много в Москве, но их много в Санкт-Петербурге. Я очень рад, что Вы уже посетили многие святые места нашего города и что впереди Вас ожидает путешествие в Санкт-Петербург, нашу северную столицу. Наш храм, в котором вы находитесь, знаменит еще и тем, что здесь обретается чудотворный образ Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость». Я должен сказать, что если бы вы посетили и богослужение, то, может быть, услышали и уловили бы другие аспекты связи между Россией и Италией. В те времена, когда созидался этот храм, наше хоровое пение испытывало очень сильное влияние итальянской музыки. Такие мастера итальянской оперы, как Сарти и Галуппи, были руководителями придворной певческой капеллы в Санкт-Петербурге, и наши ведущие композиторы того времени — например, Максим Березовский, Дмитрий Бортнянский — были учениками итальянских композиторов. Духовные концерты этих авторов до сих пор исполняются в Православной Церкви и, хотя они написаны на славянские богослужебные тексты, по своему музыкальному стилю они приближаются скорее к итальянской инструментальной музыке. Сегодня люди по-разному относятся к этому феномену, но факт остается фактом: влияние итальянского искусства вообще и итальянской музыки в частности на русское церковное искусство было очень сильным.

http://patriarchia.ru/db/text/1269362.ht...

Закрыть itemscope itemtype="" > Философия Родины и Жертвы К 120-летию А.Ф. Лосева 23.09.2013 828 Время на чтение 12 минут Выдающийся историк античной философии и культуры, величайший православный мыслитель нашего времени. Уникальная роль Лосева в духовной истории становится все очевиднее. Автор «Истории русской философии» протоиерей В. Зеньковский считал: «В лице Лосева русская философская мысль явила такую мощь дарования, такую тонкость анализов и такую силу интуитивных созерцаний, что всем этим с бесспорностью удостоверяется значительность того философского направления, которое впервые с полной ясностью было намечено В. Соловьевым». Связанным с понятием «всеединства» - восприятия мира как целостного универсума. Наш современник О. Платонов полагает, что как христианский мыслитель Лосев сформулировал главное явление последнего тысячелетия - с эпохи Возрождения осуществляется развертывание сатанизма в форме капитализма и социализма. Но подлинно глубокое освоение его наследия, на наш взгляд, еще впереди. Алексей Федорович Лосев родился 23 (10 ст. ст.) сентября 1893 года в столице Области Войска Донского городе Новочеркасске. Его прадед, сотник Войска Донского, герой Отечественной войны 1812 года, получил потомственное дворянство вместе с Георгиевским крестом. Отец - Федор Петрович Лосев (1859-1916), талантливый казачий музыкант-самородок, скрипач-виртуоз, выпускник дирижерского класса Придворной Певческой капеллы в Санкт-Петербурге. В мае 1887 года, будучи регентом Войскового певческого хора, после концерта, на котором присутствовал Александр III с супругой Марией Федоровной, Федор Лосев получил золотой перстень с бриллиантами. Творческая натура, отец сменил множество занятий, ушел из семьи, и после своей смерти сыну оставил сундук с нотами и скрипку. А ещё сыну передалась отцовская страсть к музыке, любовь к церковному пению и колокольному звону и артистизм, явленный им науке. Мать Алексея была дочерью протоиерея Алексея Полякова, настоятеля Новочеркасского храма Михаила Архангела, который и крестил внука. С этой стороны у будущего философа - целомудрие, глубокая внутренняя церковность, знание православного богослужебного обихода. Как признавался позже Лосев о. Павлу Флоренскому: «Я ведь Литургию помню, я ее каждый день про себя читаю».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Закрыть В Санкт-Петербурге возрождается традиция Великопостных концертов 12.04.2024 27 Фото: mitropolia.spb.ru В четверг, 11 апреля, в Доме журналиста состоялась пресс-конференция, посвященная возрождению традиций Великопостных концертов в Санкт-Петербурге. Встречу вела руководитель сектора коммуникаций епархиального информационного отдела Наталья Родоманова, сообщает сайт Санкт-Петербургской митрополии. Заведующая кафедрой древнерусского певческого искусства Консерватории Екатерина Смирнова рассказала, что Великопостные концерты – исконно русское явление, на Западе такой традиции нет. Первые концерты прошли в XVIII веке в Санкт-Петербурге, а регулярно они стали проходить с середины XIX века в бывшем зале Дворянского собрания. Вклад в формирование традиции внес директор Императорской придворной певческой капеллы Алексей Львов. Сначала на концертах звучала возвышающая душу музыка западно-европейских композиторов, а с накоплением репертуара русских композиторов программы в включали их произведения. В 1917 году традиция была прервана. В 2010 году концерты были возрождены на исторической площадке – сцене Большого зала Филармонии «Обществом возрождения художественной Руси 1915» и проходили вплоть до 2016 года, затем традиция была прервана и теперь вновь возобновляется. 14 и 15 апреля состоятся концерты Дивны Любоевич и хора «Мелоди» из Сербии. Их выступление будет сопровождаться словами, раскрывающими смысл важных дней в жизни каждого христианина. 26 апреля на сцену выйдут мужской хор «Древнерусский распев» (Москва) и ансамбль древнерусской духовной музыки «Знамение» Санкт-Петербургской консерватории. Прозвучат старинные песнопения. 28 апреля выступит мужской хор «Оптина пустынь» (Санкт-Петербург) с новой программой «Сокровища русской хоровой музыки классического периода». Выступления исполнителей будут сопровождаться историческими и смысловыми комментариями. Руководитель «Общества возрождения художественной Руси 1915» Наталья Орлова отметила, что идея возродить концерты возникла у нее после прочтения книги об истории «Общества возрождения художественной Руси», основанного в 1915 году и объединяющего деятелей культуры, интеллигенцию, аристократию и крупнейших промышленников, которые ратовали за изучение, сохранение и развитие традиционной русской культуры. Собрание учредителей возглавлял император Николай II. Началом деятельности Общества стало строительство в новорусском стиле Феодоровского Государева собора в Царском Селе, в котором нашла свое воплощение идея царя – воссоздание образа Святой Руси.

http://ruskline.ru/politnews/2024/04/12/...

Закрыть В Санкт-Петербурге состоялся концерт Дивны Любоевич 15.04.2024 43 Время на чтение 3 минуты Фото: mitropolia.spb.ru Сербская исполнительница духовной музыки Дивна Любоевич и ансамбль «Мелоди» выступили 14 апреля в Большом зале Филармонии в рамках Великопостных концертов, организованных «Обществом возрождения художественной Руси 1915», сообщает сайт Санкт-Петербургской митрополии. К слушателям обратилась заведующая кафедрой древнерусского певческого искусства Санкт-Петербургской консерватории Екатерина Смирнова. Она напомнила, что традиция Великопостных концертов зародилась в Санкт-Петербурге в XVIII-XIX веках, они проходили в Императорской придворной певческой капелле, а также в зале Дворянского собрания, в котором сегодня располагается Большой зал Филармонии. Современные Великопостные концерты возрождены в 2010 году после забвения в советское время. На сцене БЗФ выступили более 50 выдающихся коллективов, слушатели смогли познакомиться с лучшими образцами духовной музыки. Перед началом от лица исполнителей прозвучали слова соболезнования в связи с недавней трагедией в Красногорске. В послании было отмечено, что «музыка, будучи единственной универсальной силой, с помощью которой мы понимаем друг друга, сможет выразить поддержку братскому русскому народу». Выступление было условно разделено на три части, каждая предварялась текстовым вступлением, написанным издателем интернет-журнала «Авант-Арт» Сузаной Спасич. Они помогали слушателю проникнуться смыслами звучавших песнопений В первой части было воссоздано последование Божественной литургии преждеосвященных Даров в музыкальном воплощении, сложившемся во Введенском монастыре Белграда. Прозвучали песнопения Стевана Мокраняца, Николая Кедрова-отца, Ивана Дворецкого, Ильи Овчинникова на сербские и русские монастырские распевы в авторской обработке Дивны Любоевич. Они чередовались с ектениями, музыку к которым написала Дивна на распев Введенского монастыря. Ансамбль «Мелоди» исполнил также редкий распев причастного стиха «Вкусите и видите» сербского церковного композитора XV века Кира Стефана Сербина.

http://ruskline.ru/politnews/2024/04/15/...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 6, 2010 год ИЗ ПЕТЕРБУРГА В МОСКВУ... Гордый Петербург с его колоннами, Адмиралтейской иглой, Александрийским столпом, прямыми проспектами и холмистая Москва с нарядным Кремлем, живописной путаницей улиц и бесчисленными куполами — даже внешние облики двух столиц противостоят друг другу. Вечный спор Петербурга и Москвы проник в искусство и науку, в стиль мышления и взгляды на жизнь. Не обошел он и богослужебное пение... В певческой практике сегодняшней Церкви петербургская и московская школы — два больших древа, а все остальные традиции представляют собой ответвления от них. Петербургская школа выкристализовывалась постепенно и свой окончательный облик, известный нам до сего дня, обрела только к середине XIX beka. Черты петербургского стиля — это простота мелодической линии, сухость, строгость звучания, безупречное соблюдение законов классической европейской гармонии, четкий симметричный ритм, преобладание немецко-итальянских мелодико-гармонических принципов над исконными русскими.Петербургская традиция родилась в Петербургской придворной певческой капелле (ныне Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга). Это старейшее отечественное профессиональное музыкальное учреждение было основано в 1479 году как хор государевых певчих дьяков, которые пели за богослужением в присутствии великого князя. Этот хор составляли лучшие певцы, которых государь собирал по всей стране. Во времена петровских церковных реформ в 1701 году он был переименован в Придворный хор, а в 1763 году — в Императорскую придворную певческую капеллу. В 1846 году при капелле открылись регентские классы. В 1917 году она была реорганизована в Государственную академическую капеллу имени М.И. Глинки и с этого момента вышла из рамок истории церковного пения. Первый директор капеллы — Дмитрий Бортнянский, ученик итальянского композитора Бальдассаре Галуппи — привнес в русскую церковно-певческую культуру итальянское влияние.

http://old.aquaviva.ru/archive/2010/6/75...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла А. А. Егоров. Фотография. Нач. 50-х гг. XX в. (РГАЛИ) Александр Александрович (19.04.1887, С.-Петербург - 25.05. 1959, Ленинград), композитор, хоровой дирижер, педагог. Происходил из муз. семьи, его отец был певчим Придворной певческой капеллы. Здесь же Е. занимался (окончил в 1907) специальной теорией музыки у А. К. Лядова , Н. А. Соколова, фортепиано у А. И. Полетики (экстерном), хоровым дирижированием у Е. С. Азеева , Н. С. Кленовского . В 1912 г. окончил С.-Петербургскую консерваторию по композиции у Лядова со званием свободного художника. С 1907 г. преподавал хоровое пение и музыкально-теоретические предметы в городских уч-щах С.-Петербурга. В 1914-1918 гг. был учителем пения в Могилёвской жен. гимназии. С 1918 г. в Гомеле заведовал муз. секцией губ. отдела народного образования, в 1919 г. организовал там же Народную консерваторию (ныне муз. уч-ще). Вел теоретические предметы, хоровое пение, создавал муз. студии для рабочих. С 1920 г. преподавал музыкально-теоретические предметы в Петроградской (впосл. Ленинградской) консерватории, с 1923 г. в должности доцента, с 1935 г.- профессора. С 1938 г. работал с хором студентов инструкторско-хорового фак-та (в наст. время дирижерский), в 1938-1951 гг. заведовал кафедрой хороведения, в 1946-1951 гг. был деканом дирижерско-хорового фак-та. Одновременно в 1920-1923 гг. работал на военных курсах Петроградского военного округа, в Военно-инженерной академии, в 1924-1931 гг. руководил самодеятельными хорами Балтийского завода, клубов «Союза металлистов», «Электроник». В 1927-1935 гг. преподавал музыкально-теоретические предметы в Ленинградской академической капелле. Член жюри всесоюзных конкурсов: пианистов (1937), дирижеров (1938). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1946). Еще в молодые годы Е. проявил себя как композитор, опирающийся на классическое наследие и в то же время способный развивать певч. традиции. Незаурядное дарование Е. было замечено современниками, к-рые отмечали солидные музыкальные достоинства его ранних сочинений, их мелодическое и гармоническое соответствие поэтическим текстам. Впосл. хоровой стиль Е. совершенствовался благодаря тесным творческим контактам в 20-30-х гг. с Ленинградской академической капеллой.

http://pravenc.ru/text/189525.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла А. И. Красностовский. Фотография. 1-я пол. ХХ в. Алексей Иванович (15.03.1880, С.-Петербург - 7 или 8.02.1967, Хельсинки), рус. композитор, регент. Род. в семье отставного солдата. Раннее детство К. прошло в г. Розиттене (Режице, ныне Резекне, Латвия), где его мать работала экономкой в имении. Впосл. семья в поисках заработка вернулась в С.-Петербург. В 1889 г. мальчик был принят сразу в старший класс начального городского уч-ща, которое окончил за 1 год. В 1891 г. К. был определен в школу солдатских детей при лейб-гвардии Московском полку, где занимался с регентом полкового хора Н. А. Найдой. В 14 лет по рекомендации Найды был зачислен в регентский класс Придворной певческой капеллы . В капелле К. занимался 2 года, однако не смог завершить последний, 3-й год из-за отсутствия средств на обучение. Был оставлен в полку в качестве помощника регента. В 16 лет был зачислен на военную службу, но через год освобожден из-за болезни сердца; поступил работать в контору Русского об-ва пароходства и торговли. С 1900 г. управлял хорами в различных церквах С.-Петербурга. Получил место регента и учителя пения в Приюте Синего Креста, где познакомился с буд. женой. В 1901 г. из-за болезни жены по совету врачей молодая семья переехала в Орёл, где К. стал управлять архиерейским хором и преподавать пение. Вскоре жена умерла и К. возвратился в С.-Петербург, где получил рекомендацию М. И. Чайковского для поступления в С.-Петербургскую консерваторию, однако не был принят из-за отсутствия денег на обучение. Найдя место регента и учителя пения в жен. Покровской общине, в 1904 г. женился во 2-й раз, в этом браке у него родилось трое детей. В 1908 г. переехал в Выборг, где стал регентом Преображенского кафедрального собора, управлял архиерейским хором при домовом Крестовом храме (правящим архиереем в то время был архиеп. Сергий (Страгородский) ), преподавал пение в жен. гимназии, реальном училище и войсковых частях.

http://pravenc.ru/text/2458959.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВОЗНЕСЕНСКИЙ Иоанн Иоаннович (5.09.1838, с. Вознесенское Макарьевского у. Костромской губ.- 18.12.1910, Кострома), прот., педагог, исследователь церковного пения. Род. в семье дьячка. Имел хороший голос и с детства пел на клиросе, позже - в церковных хорах тех учебных заведений, где получал образование. Окончил Макарьевское ДУ (1854), Костромскую ДС (1860), МДА (1864). Вероятно, в 1862 г. был рукоположен во диакона. С осени 1864 до осени 1883 г. преподаватель греч. языка и церковного пения в Костромской ДС, где имел также множество обязанностей по организации воспитательной и хозяйственной работы. Неск. лет В. работал над составлением каталога фундаментальной б-ки Костромской ДС (5300 названий, неск. тыс. томов), завершив его осенью 1883 г. (НБУВ ИР. Ф. 3. 12639). Во время летнего отдыха В. записывал клиросные напевы, а также песни и псальмы Костромской земли (более 1000), сборник к-рых впосл. передал Костромскому археологическому комитету (Там же. 12670). В 1878 г. В. написал программу по церковному пению для семинарии (до этого времени подобных программ, учебников и нотных пособий не существовало); составил нотный учебный сборник на основе церковных напевов Костромской епархии. Сопоставляя эти напевы с изданиями Придворной певческой капеллы , В. отметил в последних потерю «церковной мелодии в пользу гармонии» (Там же. 12639). «Разрабатывал на гласы» (т. е., очевидно, гармонизовал) записанные им напевы (Там же. 12637), в 1881 г. составил 150 листов нотного текста. В это время В. задумал работы по истории и теории церковного пения, к-рые могли бы служить учебными пособиями. Его начинания были поддержаны С. И. Миропольским , ревизовавшим Костромскую ДС весной 1883 г. и занимавшимся составлением учебных программ. Впосл. Миропольский вел переписку с В. по вопросам преподавания церковного пения, присылая ему программы на отзыв (Апр. 1884 г.//Там же. 12651). С 20 дек. 1883 по дек.

http://pravenc.ru/text/155118.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010