Сравнительный анализ риторических особенностей рукописи «Слова к Владимирской пастве Преосвященного Феофана 1863–1866 гг.» 1 и ее типографского издания показал, что лексико-грамматические особенности рукописи и типографского издания различны. Для иллюстрации приведу в пример сравнительный анализ двух текстов. Обратимся к анализу лексико-фразеологических элементов, входящих в текст проповеди «В день св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. 8 Мая». Таблица 1 Рукопись Слова свт. Феофана Затворника «В день преставления св. Славного Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова» с. 58] Типографское издание Слова «В день преставления св. Славного Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова» с. 29–30] Абзацное членение текста имеет существенные отличия, которые обусловлены характеристикой пояснительного абзаца. Данный абзац объясняет, по какой причине святитель упоминает Евангелиста Иоанна Богослова. Типографский вариант имеет отличие в одно абзацное членение, поскольку святитель Феофан считает необходимым придать этому абзацу пояснительное значение. Таким образом, святитель Феофан обуславливает упоминание в своей проповеди святого Иоанна Богослова. В левой стороне единый текст, а в правом абзаце он имеет пояснительное значение. Типографский текст имеет стилистически нейтральное значение, упрощенную структуру, отсутствие риторического вопроса, ироничного содержания. Черновик изобилует тональными высказываниями, риторическими восклицаниями, сравнениями, метафорами, яркими образами, свойственными разговорному стилю повествования. Текст, доступный для понимания простолюдина, который и являлся основным прихожанином и слушателем святителя Феофана. Также стоит отметить, что святитель Феофан в типографском варианте избегает прямой речи, заменяя ее косвенной. Такой выбор характерен для толкования речи евангелиста. Святитель Феофан ссылается на евангелиста и при помощи риторического вопроса поясняет уроки св. Иоанна Богослова. Мы видим, что святитель Феофан изменяет текст в зависимости от читателей или слушателей. В рукописном варианте присутствуют слова, имеющие эмоциональную окрашенность, привлекающую внимание паствы к проблеме неверного понимания слов о Любви св. Иоанна Богослова, чего нет в типографском варианте текста. Также в рукописном варианте святитель Феофан использует термин «индифферентизм». Данное слово означает равнодушие и безразличие по отношению веры в Бога: «Как хочешь верь, – все равно, – только люби людей, как братьев, – благодетельствуй». В этом и обличает святитель Феофан приверженцев данной жизненной позиции.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Усление во святых отца нашего Иоанна, архиспископа Константиняграда, Златоустаго. 15 . Святаго великомученика Никиты. 16 . Святыя великомученицы Евфимии всехвальныя. Иже во святых отца нашего Киприана, Московскаго и всея России чудотворца. 17 . Святыя мученицы Софии и трех ея дщерей: Веры, Надежды и Любве. 18 . Преподобнаго Евмения, епископа Гортинскаго, чудотворца. 19 . Святых мученик Трофима, Савватия и Доримедонта. Преставление благовернаго великаго князя Феодора и чад его, благоверных князей Давида и Константина, Смоленских и Ярославских чудотворцев . 20 . Святаго великомученика Евстафия и иже с ним. Святых мученик и исповедник благовернаго князя Михаила и болярина его Феодора, Черниговских чудотворцев . 21 . Святаго апостола Кодрата, иже в Магнисии. Обретение мощей иже во святых отца нашего Димитрия, митрополита Ростовскаго. Отдание праздника Воздвижения Животворящаго Креста . 22 . Святаго священномученика Фоки, епископа Синопийскаго. Святаго пророка Ионы. Преподобнаго Ионы пресвитера, отца Феофана, творца канонов, и Феодора, Начертанных. 23 . Зачатие честнаго славнаго Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Прославление ижс во святых отца нашего Иннокентия, митрополита Московскаго, чудотворца . 24 . Святыя первомученицы и равноапостольныя Феклы. Преподобнаго Никандра, пустынножителя, Псковскаго чудотворца. 25 . Преподобныя Евфросинии. Преставление преподобнаго Сергия, игумена Радонежскаго, чудотворца . 26. Преставление святаго апостола и евангелиста Иоанна Богослова. 27 . Святаго мученика Каллистрата и дружины его. Преподобнаго Савватия, Соловецкаго чудотворца. 28 . Преподобнаго Харитона Исповедника. Собор преподобных отцев Киево-Печерских, в Ближних пещерах. 29 . Преподобнаго Кириака отшельника. 30 . Святаго священномученика Григория, епископа Великия Арменни. Преподобнаго Григория, иже на Пелшме реце. Иже во святых отца нашего Михаила, перваго митрополита Киевскаго и всея России, чудотворца . Октоврий 1. Покров Пресвятыя Богородицы. Святаго апостола Анании, единаго от седмидесяти. Преподобнаго Романа Сладкопевца . Преподобнаго Саввы, Вишерскаго чудотворца.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Под конец своей долгой жизни апостол Иоанн уже не мог ходить, не говорил длинных проповедей, а лишь повторял: «Дети мои, любите друг друга!» Когда кто-то из учеников осмелился спросить, почему их наставник повторяет одно и то же, апостол ответил: «Это заповедь Господа, в ней заключается всё Его учение». Когда апостолу Иоанну было уже около ста лет, Господь открыл ему, что дни его земной жизни сочтены. Апостол позвал семерых учеников, среди которых был и Прохор, в безлюдное место за городом и уединился для молитвы. Окончив молитву, сказал: «Копайте вашими лопатами могилу в форме креста в длину моего роста». Потом снова помолился, лёг в могилу, попросил засыпать его землёй, и ученики не посмели ослушаться своего возлюбленного наставника. Горько оплакивая его, в глубокой скорби возвратились они в город. Когда христиане Эфеса, узнав о случившемся, пришли к могиле апостола, она оказалась пуста. Его преставление стало одним из самых загадочных событий в Священном Предании. Победа апостола Любви над тлением роднит его с Пресвятой Богородицей, усыновившей Иоанна у Креста Господня. Победа апостола Любви над тлением роднит его с Пресвятой Богородицей, усыновившей Иоанна у Креста Господня Память апостола Иоанна совершается в Православной Церкви три раза в год: 9 октября - Преставление Иоанна Богослова, 21 мая - Церковь вспоминает ежегодное появление чудотворного тонкого праха («манны», приносившей исцеления) на могиле святого апостола, 13 июля - в Соборе святых славных и всехвальных двенадцати апостолов. Молитва апостолу и евангелисту Иоанну Богослову О, великий и всехвальный апостоле и евангелисте Иоанне Богослове, наперсниче Христов, теплый наш заступниче и скорый в скорбех помощниче! Умоли Господа Бога даровати нам оставление всех прегрешений наших, елика согрешихом от юности нашея во всем житии нашем, делом, словом, помышлением и всеми нашими чувствы; во исходе же душ наших помози нам, грешным, избавитися от воздушных мытарств и вечнаго мучения, да твоим милостивным предстательством прославляем Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

http://ruskline.ru/opp/2019/maj/21/dva_i...

Через несколько дней после преставления святого апостола и Евангелиста Иоанна Богослова мы отмечаем праздник Покрова Пресвятой Богородицы , который заставляет нас вновь и вновь вспоминать о материнской заботе , оказываемой нам Пречистой Девой. Мне кажется, близость этих двух дат не случайна или хотя бы символична. Можно даже предположить, что тайна Иоанна Богослова (и, более того, важные аспекты христианской сотериологии) раскрывается в богородичных праздниках Успения и Покрова. Если Успение являет нам истину вечной материнской любви Пречистой Девы («Во Успении мира не оставила еси, Богородице»), то праздник Покрова нам демонстрирует осуществление этой любви – молитва как деятельное заступничество, покрывающее нас от всякого зла. Если Покров Божией Матери был явлен единожды константинопольскому юродивому Андрею, то свидетельство заступничества «апостола любви» могли наблюдать в течение первых веков христианства все желающие – именно этому посвящен весенний день его памяти (напомним, 21 мая Церковь вспоминает ежегодное появление чудотворного тонкого праха на могиле святого апостола). Вот перед этой деятельной любовью, берущей свое начало в Источнике Жизни – Боге – и отступают смерть и тление. Житие Иоанна Богослова В самом начале своего служения, вслед за братьями Петром и Андреем, Иисус призвал и двух детей рыбака — старшего Иакова и младшего Иоанна. Призыв Христа они слышали на берегу Галилейского моря, в свой обычный трудовой день. Иоанн стал одним из любимых учеников Христа, особо приближенных к Нему. Именно он следовал за Христом, когда Его, преданного Иудой, вели из Геф­си­ман­ско­го са­да на суд нечестивых пер­во­свя­щен­ни­ков Ан­ны и Ка­иа­фы. Он прошел вслед за Господом по крестному пути, всем сердцем скорбя о Его страданиях. Уже со Креста, обращаясь к Богородице, Господь Иисус Христос сказал про Иоанна: «Же­но, се сын Твой» и обратился к Иоанну: «Се Ма­ти твоя» (Ин.19:26-27). Вплоть до самого Успения Богородицы, Иоанн служил Деве Марии как родной матери, и Она жила в его доме.

http://pravmir.ru/prestavlenie-apostola-...

  Православные праздники 7 октября — Первомц. равноап. Феклы (I). Первомученица Фекла, почитаемая в лике равноапостольных. О жизни Феклы известно по «Деяниям Павла и Феклы», написанным во II веке. Приняла христианство от апостола Павла, проповедовала слово Божие в Сирии, часто преследовалась язычниками, но всякий раз была спасаема заступничеством Божьим. Православные праздники 8 октября — Преставление прп. Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца (1392). Преподобный Сергий Радонежский: Рубрика Преподобный Сергий Радонежский (1314-1392 гг.) – великий русский подвижник, «игумен земли Русской» один из самых почитаемых русских святых, установил строгие правила монашеского общежития, был вдохновителем борьбы против ордынского ига, благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Дал импульс «северному иночеству», его учениками было основано около 40 монастырей. Перед кончиной заповедовал братии : «Имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь не лицемерную».   — Прп. Евфросинии Суздальской, в миру Феодулии (1250). Суздаль начинает готовиться к празднованию своего юбилея - Перенесение мощей свт. Германа, архиеп. Казанского (1592). Святитель Герман был устроителем обители Успенской Пресвятой Богородицы в городе Свияжске. Был образцом смирения и кротости, широко занимался благотворительностью. Собрал большую монастырскую библиотеку. В 1566 году был вызван Иваном Грозным в Москву для назначения его на митрополичью кафедру. Святитель Герман не принимал своеволия царя по отношению к церкви, за что попал в двухлетнюю опалу, в которой скончался. В 1592 г., по просьбе жителей Свияжска, мощи Германа были перенесены из Москвы в Свияжский Успенский монастырь.     Православные праздники 9 октября — Преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова (начало II). Священник Константин Пархоменко. Ученики: апостол Иоанн Богослов Юрий Пущаев. В начале было слово? Александр Моисеенков. Любимый ученик Христа: Апостол Иоанн Богослов Андрей Десницкий. Иоанн Богослов Юрий Пущаев. Апокалипсис: Откровение о Новом Небе и Новой Земле

http://foma.ru/pravoslavnyie-prazdniki-v...

Н.М. Садуакасов проинформировал владыку о социально-экономической ситуации в Костанайской области и о завершившихся в регионе посевных работах. По окончании встречи стороны обменялись памятными сувенирами. В этот же день митрополит Александр провел встречу с президентом АО «Соколовско-Сарбайское горно-обогатительное производственное объединение» Б.С. Мухаметкалиевым. Участниками встречи стали архиепископ Антоний и епископ Анатолий. Митрополит Александр рассказал Береке Сагатовичу о цели своего визита в Костанайскую епархию — участии в праздновании 1000-летия преставления равноапостольного князя Владимира, отмечаемом в нынешнем году во всем каноническом пространстве Русской Православной Церкви. Также владыка тепло поблагодарил руководителя Соколовско-Сарбайского предприятия и в его лице весь коллектив работников организации за труды по строительству Михаило-Архангельской церкви в поселке Качар Костанайской области. «Новопостроенный храм, после совершения чина великого освящения становится местом особого присутствия Божия. Искренне убежден, что воздвигнутый Вашим усердием храм, станет местом, куда в скорби и радости будут приходить люди, получать духовное утешение, учиться жизни по евангельским заповедям, исцеляться от душевных и телесных недугов. " Каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал " (Еф. 6:8), — говорит нам Священное Писание. Благодарю Вас за понесенные труды и возношу молитвы новомученикам и исповедникам Христовым, просиявшим на земле Казахстана, о Вашем здравии и благоденствии Вашей семьи», — сказал архипастырь. Во внимание к трудам по строительству Михаило-Архангельского храма митрополит Александр наградил Б.С. Мухаметкалиева орденом Православной Церкви Казахстана «Алгыс» («Благодарность»). Береке Сагатович поблагодарил главу Митрополичьего округа за награду и рассказал владыке об особенностях функционирования такого промышленного гиганта как Соколовско-Сарбайское предприятие. Участники встречи посетили храм во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова города Рудный.

http://vladimir.patriarchia.ru/db/text/4...

О его ревности к спасению ближних передается следующий рассказ : Иоанн взял на свое попечение одного христианского юношу и, когда пришлось ему удалиться из Ефеса надолго, апостол поручил юношу епископу города. Но епископ не оправдал доверия св. Иоанна. Юноша увлекся дурными примерами и предался порокам, а потом, сделавшись начальником шайки разбойников, предался грабежу и убийствам. Иоанн, находясь однажды вблизи города, где жил епископ, спросил о юноше и, узнав о его печальной участи, отправился в горы и там, после долгих поисков, нашел его, слезами и увещаниями обратил его к раскаянию и опять направил на путь добродетели. К концу жизни св. Иоанна в церкви появились еретики, отвергавшие Божество Сына Божия и Духа Святаго. В обличение этих еретиков Иоанн написал Евангелие, в котором особенно подробно изложены те беседы Господа и те Его деяния, в которых особенно раскрывалось учение о Божестве Сына Божия и Духа Святаго. За это св. евангелист Иоанн назван Богословом. Кроме Апокалипсиса и Евангелия, Иоанн написал три соборных послания, в которых более всего говорил о христианской любви. Св. Иоанн прожил более 100 лет. Почувствовав приближение смерти, он взял с собою любимого ученика Прохора и других учеников, вышел с ними из города, велел ископать себе могилу и, дав ученикам последния наставления, предал душу свою Богу. После кончины его, из его могилы ежегодно, 8-го мая, исходил тонкий прах (пыль), имевший силу исцелять болезни. Поэтому память св. Иоанна стали праздновать еще 8 мая. II. Многому научает нас своею жизнию св. ап. и евангелист Иоанн Богослов. а) Он был возлюбленный ученик Иисуса Христа. За что возлюблен был? За то, что сам Иоанн крепко возлюбил Господа. Смотрите: при кресте ни одного нет из апостолов, а Иоанн тут. Какого же еще нужно более сильного доказательства любви? – Мы, братия, часто жалуемся и говорим: забыл нас Господь, не дает, чего мы просим у Него. Но чем говорить такие слова, лучше спросить себя: сами-то мы помним ли Его? Сами-то чем доказываем свою любовь к Нему? Часто эта любовь у нас только на словах, а на деле никакой жертвы, никакого подвига, никакого даже самого легчайшего доброго дела не сделаем во имя Его. Поститься не можем, молиться не хочется, в храм ходить некогда, милостыню подать – сами нуждаемся, обиду перенесть тяжело... Сами не помним Господа, а желаем, чтобы нас Господь помнил, – сами холодны к Нему, а хотим, чтобы всеми земными благами нас осыпал, за что же? Но Господь так много делает для нас, что и исчислить невозможно Его милостей, одно долготерпение Его к нам – какое сильное доказательетво горячей любви Его к нам! Нет, не унывать нужно, когда нам кажется, будто Бог забыл нас, – неправда это: Он ли забудет Свое создание? – а надобно самим нам заботиться, чтобы всем сердцем любить Его – нашего Творца и благодетеля.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Богослужебные песнопения исполнили три академических хора: мужской — под управлением Александра Рассадина, смешанный — под руководством монахини Ксении (Каньшиной) и женский — под управлением Анастасии Корзун. За богослужением молились игумении монастырей Санкт-Петербурга и Украины. В храме присутствовала делегация Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии во главе с епископом епархии Миккели д-ром Сеппо Хякиненом. Проповедь перед причастием произнес протоиерей Василий Стойков. По окончании славления митрополит Варсонофий обратился к молящимся с архипастырским словом, в котором, в частности, сказал: «Всех вас поздравляю с днем преставления небесного покровителя Санкт-Петербургской духовной академии — апостола и евангелиста Иоанна Богослова. В своем послании апостол Иоанн говорит, что любовь изгоняет страх. Именно это святой и показал своей жизнью и записал в своем послании. Он победил собственные страхи любовью к Богу. Поэтому не нужно бояться, нужно любить. Мы должны иметь в своем сердце любовь к Господу и людям. Поэтому сегодня мы благодарим Царицу Небесную и Иоанна Богослова за то, что они указали нам путь веры и путь жизни по евангельским заповедям в послушании Святой Церкви». Владыка Варсонофий вручил ректору СПбДА епископу Силуану памятный дар — икону Божией Матери. В ответном слове владыка Силуан обратился к правящему архиерею, духовенству и гостям Академии со словом, в котором поздравил собравшихся и поблагодарил гостей праздника за совместную молитву. На молитвенную память об участии в престольных торжествах Академии на Неве епископ Силуан преподнес митрополиту Варсонофию икону апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Накануне вечером, 8 октября, праздничное всенощное бдение в академическом храме возглавил архиепископ Верейский Амвросий. По окончании богослужения владыка Амвросий поздравил учащих и учащихся Академии с престольным праздником и подарил епископу Петергофскому Силуану панагию с образом Божией Матери «Знамение» Царскосельской. Эта икона является главной святыней Санкт-Петербургской духовной академии. В свою очередь владыка ректор поблагодарил архиепископа Амвросия за участие в престольных торжествах и преподнес Его Высокопреосвященству Иверскую икону Божией Матери.

http://patriarchia.ru/db/text/5511063.ht...

Апостол любви, как именует Иоанна Богослова церковь, был и апостолом Апокалипсиса. Пустынная гора, где Иоанн-Богослов молился с Прохором, вдруг заколебалась, загремел гром. Прохор в страхе упал на землю. Апостол Иоанн поднял его и приказал записывать то, что он будет говорить. " Аз есмь Альфа и Омега, начаток и конец, глаголет Господь, Сый и Иже бе и Грядый, Вседержитель " (Откр. 1, 8), - возвещал Дух Божий через святого апостола. Так около 67 года была написана Книга Откровения (Апокалипсис) святого апостола Иоанна Богослова. В этой книге Господь раскрыл тайны судеб Церкви и конца мира. После длительной ссылки апостол Иоанн вернулся в Ефес, где около 95 года и написал свое Евангелие от Иоанна. Он призывал всех христиан любить Господа и друг друга, убеждал, что без любви человек не может приблизиться к Богу. Уже в глубокой старости, узнав о юноше, который сбился с пути истинного и стал главарем банды, апостол Иоанн пошел искать его в пустыню. Увидев святого старца, предводитель шайки попытался скрыться, но апостол побежал за ним и умолял его остановиться, обещая грех юноши взять на себя, лишь бы тот покаялся и не губил своей души. Тронутый теплотой любви святого старца, юноша действительно покаялся и исправил свою жизнь. Когда настало время отшествия апостола Иоанна к Богу, он собрал своих учеников и повелел приготовить в земле крестообразную могилу. Святой старец лег в эту могилу и сказал ученикам, чтобы они засыпали его землей. Ученики с плачем целовали своего любимого наставника, но, не решаясь ослушаться, исполнили его повеление. Ужасен, как сказано в Апокалипсисе, будет приход Антихриста, но претерпевший до конца спасется. Все претерпеть же ему поможет любовь к Богу и к ближним, ибо как сказано в Первом Соборном послании от Иоанна - « БОГ есть любовь»! И еще говорил апостол Иоанн: - «Если кто говорит, что он любит Бога, а брата своего ненавидит, ложь есть. Потому что как он может любить Бога, Которого не видит, а брата своего, который пред ним всегда,- он ненавидит». (1 Ин. 4, 20). Поэтому и мы с вами, любя своего ближнего, через любовь к нему простираем нашу любовь к Богу. Не возлюбивший же ближнего, не возлюбит и Бога. Возлюбим же Господа и своего ближнего!

http://ruskline.ru/analitika/2016/10/08/...

Кроме Никольской, в приходе была каменная Успенская церковь, которой предшествовали 3 деревянные того же имени. Первая из них к середине XVII в. обветшала и в 1650 г. была заменена новой, по благословению Преосвященного Никона, митрополита Новгородского и Великолуцкого. Сгорела 17 октября 1774 г. Третья Успенская церковь, теплая, шатровая, построена по благословляющей грамоте Преосвященного Вениамина от 28 февраля 1778 г. Сгорела до основания 7 сентября 1871 г. по неосторожности сторожа. В 1872 г. решено было строить каменную церковь с главным престолом в честь Успения Богородицы и с двумя приделами в трапезе - южный в честь Введения во храм Божией Матери и северный во имя блаж. Василия, Христа ради юродивого. Проект и план составил губернский инженер Васильев. Придельные теплые храмы были освящены в 1878 г. Главный Успенский храм освятили 22 сентября 1884 г. Большое участие в строительстве этого храма приняли бывший мудьюжский прихожанин, переселившийся в г. Архангельск, купец Иван Иванович Антуфьев (пожертвовавший 1000 руб.) и прихожане, собравшие по подписке между собой 628 руб. 50 коп. Важнейшей святыней прихода была древняя храмовая икона свт. Николая, украшенная серебряной под золотом резьбой и считавшаяся чудотворной. Без этой иконы ни один дом, ни один корабль или шхуна не строились, каждый крестьянин, отправляясь в дальний путь или возвращаясь из плавания, совершал молебен перед иконой. К образу с давних времен был привешен четырехконечный с яблоками серебряный крест с мелкозвенчатой цепочкой, в котором хранились мощи трех святителей и прав. Артемия. По преданию, крест был привешен усердием архимандрита Сийского монастыря Германа. Впоследствии крест хранился в дарохранительнице св. престола. Приписная Иоанно-Богословская церковь: находилась на Мудьюжском острове близ Мудьюжского маяка в 6 верстах от приходских церквей. Построена в 1882 г. по просьбе командира над Архангельским портом князя Ухтомского и по благословению Преосвященного Нафанаила II. Церковь была деревянная, очень маленьких размеров. Некоторые из предметов церковной утвари были пожертвованы архангельскими офицерами морского ведомства, дарохранительница изготовлена из серебряных офицеркских эполет. Богослужения совершались причтом Соломбальского собора 2 раза в год: 8 мая (апостола и евангелиста Иоанна Богослова) и 26 сентября (преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова).

http://sobory.ru/article/?object=16335

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010