1-я ч. «Повести...» в редакции Г. Т. (о начале обители и первом Печерском старце Марке) основана на повествовании игум. Корнилия, к к-рому Г. Т. написал новое предисловие. Более подробно, чем в предшествующих редакциях, Г. Т. рассказывает о деятельности игуменов Германа и особенно Корнилия. Описание осады мон-ря войсками кор. Стефана Батория (осень 1581) в редакциях Г. Т. сделано на основе собственных наблюдений и рассказов очевидцев - защитников мон-ря и пленных врагов. Г. Т. упоминает в «Повести...», что он был участником обороны обители: «И аз, окаянный, милостию и хранением Ея (Пресв. Богородицы.- Диак. Г.) четверицею пленения и смерти от сопостат избавлен» (РГАДА. Ф. 181. 639. Л. 213 об.). Возможно, Г. Т. составил (со слов певца Митрофана) краткую редакцию сказания «Видение кузнеца Дорофея» (о защите Пскова Пресв. Богородицей), включенную книжником в «Повесть о Псково-Печерском монастыре». Впосл. сказание в иной, расширенной редакции вошло в «Повесть о прихожении Стефана Батория на град Псков». Нерешенным остается вопрос об авторстве позднейших (90-е гг. XVI - нач. XVII в.) глав, включенных в 4-ю редакцию «Повести...» (их составителем мог быть Г. Т.): «О переложении в новые гробы старцев Печерских», «Сказание о нашествии иноплеменников на Печерский монастырь» (о нападениях на обитель отряда полковника Лисовского и воеводы Я. Хоткевича в 1611 и швед. отряда в 1612), главы «О крестохождении» (о крестном ходе в память победы над Стефаном Баторием) и «Изложение о чудесах Пресвятой Богородицы Печерской» (о чудесах от Печерской Владимирской иконы Пресв. Богородицы, имевших место в 1587-1608), а также созданного в 1602/03 г. вступления к «Повести...», в к-ром содержится подробное описание мон-ря, его построек и нек-рых святынь («Монастырь Пречистыя Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии честнаго и славнаго Ея Успения Печерский в долу меж горех»). В 1602 г. по благословению Псковского и Изборского еп. Геннадия Г. Т. подготовил расширенную редакцию Жития блгв. кн.

http://pravenc.ru/text/168075.html

Соч.: Вклад РПЦ в победу над фашизмом//ЖМП. 1975. 5. С. 39-43; Учение св. Киприана, еп. Карфагенского, о пастырстве//Там же. 1977. 2. С. 69-73; Таинства и их значение в деле спасения//StdO. 1979. 12. С. 54-64; Благодать Божия, вспомоществующая человеку на пути ко спасению//Там же. 1980. 3. С. 53-63; Значение надежды в деле спасения человека//Там же. 8. С. 42-48; Правосл. понимание о поминовении усопших//Там же. 1981. 4. С. 58-64; 5. С. 60-64; Значение чтения Слова Божия для спасения человека//Там же. 9. С. 54-64; Церковь, ее историческое развитие и назначение: (Ангельский собор и человеческий род)//Церковный вестн. Варшава, 1989. 4/6. С. 54-59; Значение благодатного мира в деле преобразования общества//Там же. 10/12. С. 67-71; Воплощение Христово и его значение в деле спасения человека//Там же. С. 76-84; Избр. ст. М., 1993; Прп. Амвросий Оптинский и его эпистолярное наследие. М., 1993, 20083; Глинская пуст.: История обители и ее духовно-просветительная деятельность в XVI-XX вв. М., 1994, 2007; Обрядовая сторона праздника Крещения Господня в Древней Руси//ЖМП. 1994. 1. С. 73-77; Свт. Тихон Задонский и его учение о спасении: Магист. дис., ст. разных лет. М., 1995; Не поднимет народ на народ меча: Избр. ст. М., 1996; Симфония по творениям свт. Тихона Задонского. М., 1996, 2003; Глинский патерик. М., 1997; Поучения старца Амвросия: Избр. изречения старца Амвросия Оптинского, извлеченные из разных источников. М., Церковь Христова - место спасения человека: Статьи разных лет. М., 1997; Без тайны Рождества Христова - нет смысла жизни на земле. М., 1999; Крещение Господне - воссоздание человеческого естества. М., 1999, 2006; «От пастыря зависит благополучие общества». М., 1999; Великий пост. М., 2000; Об епитимиях: Избр. ст. и проповеди. М., 2000; Обрядовые особенности покаянной дисциплины Древней Руси. М., 2000; Лекции по пастырскому богословию. М., 2001, 2007; Пасха: Светлое Христово Воскресение: Избр. статьи, лекции. М., 2001, 20042; Слово перед исповедью: Избр. ст., проповеди, лекции. М., 2001; Лекции по литургике. М., 2002, 2007; Избр. письма и проповеди. М., 2003; Практическое руководство для священно-церковнослужителей при совершении богослужений в двунадесятые праздники, дни Постной и Цветной Триоди. К., 2003; Рождество Пресв. Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии: Избр. ст. и лекции. М., 2004; Алфавит духовно-нравственный. М., 2008.

http://pravenc.ru/text/469510.html

В 7-м Антирритике против Акиндина (ΓΠΣ. T. 3. Σ . 505) Г. П. рассказывает, как уже через неск. дней практики в чистой молитве Акиндин сообщил ему, что удостоился видения света, изнутри которого виднелось некое человеческое лицо. Г. П. расценил этот духовный опыт ученика как «страшную прелесть и забаву сатанинскую» и решил взять Акиндина под опеку, дабы спасти его. Но какое-то время спустя, когда Акиндин уже жил в Лавре, некоторые монахи, узнав об этом эпизоде, не позволили игумену принять его окончательно. Ок. 1332 г . Г. П. начал писать. Первым его сочинением стало «Житие прп. Петра Афонского» (ок. 1332), затем он написал полемическую гомилию «О введении во храм Пресв. Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии» против тех, кто отрицали историчность этого события (Гомилия 53; ок. 1333). В 1335/36 г. (Meyendorff. Introduction. P. 63; в 1333/34, по Синкевичу) афонскими властями Г. П. был назначен игуменом монастыря Эсфигмен, это служение продолжалось короткое время . Полемика с Варлаамом Калабрийским . В развитии спора Г. П. с Варлаамом Калабрийским, продолжавшегося 6 лет, с 1335 по 1341 г ., выделяются 2 этапа: 1335–1337 гг.— вероучительный конфликт и 1337–1341 гг.— полемика об исихазме. Синкевич следующим образом реконструирует последовательность событий , связанных с началом полемики ( Sinkewicz R. E . A new interpretation for the first episode in the controversy between Barlaam the Calabrian and Gregory Palamas//The Journal of Theological Studies. 1980 . Vol . 31:2. P . 489–500). В 1334–1335 гг. возобновились дискуссии с латинскими богословами о церковной унии . Весной 1335 г ., вскоре после переговоров с папскими легатами , Варлаам составляет свои, т. н. «греческие», речи — «О согласии» (De concordia) и «К Собору» (Ad Synodum) (именно на передатировке составления этих речей вслед за Даррузесом основана реконструкция Синкевича; аргументы в пользу более ранней датировки см.: Fyrigos A. Considerazioni per la datazione delle discussioni theologiche di Constantinopoli des 1334(–35) ( Niceph . Greg ., Hist . Byz ., X 8)// BollGrot . 1993. Vol . 47. P. 103–112 ). Речь «О согласии» была произнесена Варлаамом перед 2 латинскими епископами и императрицой Анной Савойской в имп. дворце. Некий Иосиф, один из друзей Г. П. ( возможно, это был Иосиф Калофет), прибыв на Афон, пересказал ему содержание этой речи.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1205969...

Повечерие в Великий пост (в понед., вторник, среду п четверток 99 совершается великое и отдельно от вечерни. Оно состоит из 3-х частей. Каждая часть его начинается с «Придите поклонимся» и состоит из псалмов, тропарей, Трисвятого 100 и оканчивается особою молитвою. В 1-й части читаются 6 псалмов (4-й, 6-й, 12-й, 24-й, 30-й и 90-й), С нами Бог , тропари: День прешед... Бесплотное естество... Верую во единого... Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас грешных... Трисвятое, тропари и Богородичен в часослове – по дню, и молитва: Господи, Господи избавлей нас. В первые четыре дня 1-й седмицы вначале этой части по благословении священника читается «Слава Тебе, Боже наш» Царю небесный трисвятое, Отче наш, приидите поклонимся, псалом: Боже в помощь мою вонми, и читается великий канон св. Андрея Критского : " Помощник и покровитель»... на котором после каждого тропаря возглашается: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя» 101 . Во 2-й части повечерия, после «Приидите поклонимся», читаются два псалма: 5-й и 101-й, молитва Манассии: Господи Вседержителю... Боже отец наших, Трцсвятое, покаянные тропари, выражающие сознание нашей греховности и моление о помиловании «Помилуй нас, Господи».. «Господи помилуй нас» и молитва: «Владыко Боже, отче Вседержителю»... 3-я часть великого повечерия почти вся состоит из малого повечерия. В ней, после «приидите поклонимся» читаются два псалма: Боже в помощь мою вонми» Господи услыши молитву, Слава в вышних Богу, трисвятое, Пресв. Троице, Отче наш и, по возгласе, вм. обычных тропарей малаго повечерия, поются умилительныя песнопения: «Господи сил с нами буди», со стихами 150 псалма – «Хвалите Бога во святых Его; а после этого пения «Господи помилуй» 40 «Иже на всякое время» и произносится молитва: «Господи и Владыко живота».., с 16-ю поклонами. Далее: трисвятое, Пресвятая Троице, Отче наш, Господи помилуй 12-ть и молитва: Нескверная неблазная... И. даждь нам Владыко. Оканчивается повечерие не обычным отпустом, а особою молитвою: «Владыко многомилостиво».., во время чтения которой присутствующее в церкви, для выражения полного примирения с ближними и своего глубокого. смирения пред Богом, преклоняются долу. § 43. Чин литургии Преждеосвященных Даров

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

2) А. Эфиопской Церкви достаточно многочисленны - их 20, официально в употреблении находятся 14. Основная А.- «святых отцов наших апостолов» - является переработанным текстом А. «Апостольского предания», praefatio к-рой разделено на 3 части (2-я часть начинается со слов о воплощении Христа, 3-я - о Его Страстях): между 1-й и 2-й частью вставлено intercessio (до Sanctus, как в александрийских А.) и благословение; между 2-й и 3-й - Sanctus александрийского типа; в А. внесен ряд аккламаций различного характера ( Hänggi, Pahl. P. 144-149; рус. пер.: СДЛ. Т. 3. С. 100-106). К А. «апостолов» близка А. «Господа нашего Иисуса Христа», обращенная в основном ко Второму Лицу Пресв. Троицы и употребляемая по праздникам христологического цикла ( Hänggi, Pahl. P. 150-151). Остальные А. Эфиопской Церкви, каждая из к-рых употребляется в определенные дни года, принадлежат 3 типам (разделение Э. Хаммершмидта): александрийскому (А. ап. Марка), анатолийскому (А. ап. Иакова, брата Господня, и свт. Василия Великого) и собственно эфиоп. (А. «Иоанна сына громова», «318 православных отцов [I Всел. Собора]», «Марии Девы, Дочери Божией», «Афанасия [Великого]», «Иакова Саругского», «Епифания Кипрского», «Иоанна Златоуста» (не имеющая ничего общего с одноименной визант. А.), «Диоскора Александрийского», «Кирилла Александрийского» 1-я и 2-я, «св. Григория», «св. Григория Нисского», «Владычицы нашей Марии, Матери Божией» 2, 3 и 4-я) ( Hänggi, Pahl. P. 151-203). Структура А. эфиоп. типа: вступительный диалог; praeconium (лат.- прославление) I; intercessio - в А. «Марии Девы», «318 отцов», «Иоанна Златоуста», «Диоскора Александрийского», «Владычицы нашей»; Sanctus с вводными и заключающими его фразами; praeconium II; intercessio (кроме А. «Марии Девы», «Иоанна Златоуста», «Диоскора Александрийского», «Владычицы нашей»); institutio; анамнесис; эпиклеза; заключительное славословие и «аминь». Содержание частей А.: praeconium, разделенное на 2 части, является развернутым прославлением Бога, в к-ром подчеркиваются 2 темы (трансцендентность Бога и тайна Троичности Лиц; тайна воплощения Бога Слова); Sanctus употребляется в египетской форме; intercessio помещено между 2-й частью прославления (praeconium II) и institutio; анамнесис может или отсутствовать, или, наоборот, быть развернутым; А. заканчиваются развернутой эпиклезой, к-рую ряд А. заимствует буквально из А. «апостолов». В А. помимо книг Свящ. Писания часто цитируются апокрифические источники, содержание нек-рых А. является очень спорным с богословской т. зр. - напр., А. «Владычицы нашей Марии, Матери Божией» обращена не к Богу, а к Богородице. Языком А. является геэз, в последнее время может употребляться перевод на амхарский язык.

http://pravenc.ru/text/115030.html

Г. Рака и облачение для мощей свт. Гермогена//Светильник. 1914. 9. С. 14-15. Ил. на вкл. между с. 1 и 2, 4 и 5; Первосвятители Московские: Кат. выст. М., 2001. Кат. 32. С. 165-166). Арх.: Повесть митр. Ермогена//ГИМ. Син. 982. Л. 1 об.- 36 . Ист.: Летопись о многих мятежах и о разорении Моск. гос-ва от внутренних и внешних неприятелей... СПб., 1771; ПСРЛ. Т. 14. [Ч.] 2 [Новый летописец]; ПСРЛ. 1968. Т. 31. С. 155 [Мазуринский летописец]. Лит.: [Елисеев Г. З.]. Краткое ист. сказание о чудотв. иконах Казанской, Седмиозерной (Смоленской), (Грузинской) Раифской и Мироносицкой. М., 1849. С. 3-15, 49-56; он же. Казанская чудотв. икона Божией Матери//ПС. 1858. Ч. 3. С. 391-412; [Казанский П. С.]. Слава Пресв. Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии. М., 1853. Ч. 3. Отд. 3. С. 5-34; Макарий. История РЦ. Кн. 6. С. 109; Славин А., псевд. [Протопопов А. П.]. Историческое повествование о святых, явленных и чудотв. иконах Пречистой и Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы, именуемых: Казанской и «Всех скорбящих Радость». СПб., 18644. С. 11-29; [Наумова А. С.]. Сказание о чудотворно-явленной Казанской иконе Божией Матери, с кратким описанием С.-Петербургскаго Казанскаго собора. СПб., 1867; Предтечевский Д. Древняя вышитая икона Пресв. Богородицы в Моск. Казанском соборе//Древности: Тр. МАО. 1869. Т. 2. Вып. 2. С. 138-139; Малов Е. А., свящ. Казанский Богородицкий девичь мон-рь: История и совр. его состояние. Каз., 1879. С. 29-53; Кастальский Д. И., прот. Сказание о чудотв. Казанской иконе Божией Матери. М., 18922; Указатель достопримечательностей г. Казани/Сост.: П. А. Верещагин. Каз., 1895. С. 20-21; З[авьялов] А. А. Чудотворная икона Казанския Божия Матери в С.-Петербурге//СПбДВ. 1895. 16. С. 363-367; 18. С. 406-411; 20. С. 447-450; 22. С. 487-491; 24. С. 532-534; 25. С. 550-553; Булгаковский Д. Г., свящ. Казанская чудотв. икона Божией Матери и бывшия от нее чудеса. СПб., 1896; Снессорева С. И. Земная жизнь Пресв. Богородицы. СПб., 1898. С. 301-305 (переизд.: М., 2010.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

С. 200). Иерусалимскую икону письма Н. поместили в Покровском храме Пантелеимонова мон-ря над царскими вратами в киоте (здесь она находится и в наст. время); на всенощных бдениях в Богородичные праздники и в воскресные дни, по окончании вечернего богослужения, киот с иконой опускается к молящимся на широкой бархатной ленте; перед св. образом читается Акафист Пресв. Богородице. Празднование в честь Иерусалимской иконы в Пантелеимоновой обители совершается 12 окт., для чего была составлена «Полная бденная служба Пресвятей Владычице нашей Приснодеве Богородице Марии, пречистаго ради и благодати причастного образа Ея Иерусалимскаго, иже над святыми враты Покровского храма» ( Ковалевский. 1890. С. 28). На иконе, покрытой жемчужной ризой и серебряным окладом, изображена Пресв. Дева с Богомладенцем на правой руке, Иисус Христос правой рукой благословляет именословно, в левой держит свиток. На полях иконы представлены в рост святые Богоотцы Иоаким и Анна, на окладе внизу - картуш с текстом молитвы. На обороте иконы находятся 3 дарственные надписи и портрет Н. со свитком в руке, на к-ром написано: «Помяни мя, о Владычице Богородице, во жребии Твоем, раба Твоего Никона!» (вероятно, это изображение является автопортретом подвижника). В 1928 г. монахи Пантелеимонова мон-ря отправили список Иерусалимской иконы в Данию тяжело болевшей имп. Марии Феодоровне . После ее смерти (13 окт. 1928) образ передали в правосл. храм во имя св. блгв. кн. Александра Невского в Копенгагене. 10 марта 1995 г. икона стала мироточить и ныне известна как «Плачущая Копенгагенская икона Божией Матери». В 2006 г., при переносе останков имп. Марии Феодоровны в Россию, в дар собору Петропавловской крепости был передан список копенгагенской иконы (иконописец Бирта Нильсен). Др. список той же иконы работы Нильсен был подарен в 2015 г. Золотниковской в честь Успения Пресвятой Богородицы пустыни . 21-29 окт. того же года состоялся крестный ход с Иерусалимским образом в Суздаль, Золотниковскую пуст., Палех, Юрьевец, Троице-Сергиеву лавру.

http://pravenc.ru/text/2577629.html

Ист.: Описи Моск. Успенского собора, от нач. XVII в. по 1701 г. включительно//РИБ. 1876. Т. 3. Стб. 295-874; Чиновники Московского Успенского собора и выходы патр. Никона/Предисл. и указ: А. П. Голубцов. М., 1908. Лит.: Левшин А. Г., прот. Историческое описание первопрестольного в России храма, Моск. Большого Успенского собора. М., 1783; Любопытный Месяцеслов московский и Всероссийской церкви… на 1794 год. М., 1794; [Казанский П. С.] Слава Пресв. Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. М., 1853. Ч. 3. Отд. 2. С. 73-75; Макарий (Миролюбов), архим. Археологическое описание церк. древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860. Ч. 2. C. 95-97, 100-101; Толстой М. В. Святыни и древности Вел. Новгорода. М., 1862. С. 230-231; Панов Г. И. Историческое, хронол. и иконогр. описание 218 наименований и изображений Пресв. Богородицы. СПб., 1871. С. 40; Знаменский И. Ист. сказание о чудотв. иконе Богоматери, именуемой Корсунской, находящейся в г. Торопце, в Корсунско-Богородицком соборе Псковской губ.//Псковские ГВ. Ч. неофиц. 1873. 9. С. 89-90; 10. С. 97; Ровинский. Народные картинки. Т. 4. С. 686-687; Снессорева. Земная жизнь Пресв. Богородицы. С. 336-339; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Окт. С. 60-64; Бухарев И. Иконы. С. 341-342; Побойнин И. И. Торопецкая старина: Ист. очерки г. Торопца с древнейших времен до кон. XVII в. М., 1902; Бобринский А. А. Херсонес Таврический. СПб., 1905; [М. Р.] Благодеяния Богоматери роду христианскому через Ея св. иконы. СПб., 19052. С. 657 и сл.; Кулаковский Ю. А. Прошлое Тавриды. К., 1906; Шахматов А. А. Корсунская легенда о крещении Владимира//Сб. ст., посвященных… В. И. Ламанскому. СПб., 1908. Ч. 2. С. 1136; Поселянин Е. Богоматерь. С. 633-643; Ласковский В. П. Путев. по Новгороду. Новгород, 1910. С. 16-17; Кондаков. Иконография Богоматери. С. 161-165; Лихачёв Н. П. Историческое значение итало-греч. иконописи: Изображение Богоматери в произв. итало-греческих иконописцев и их влияние на композиции нек-рых прославленных рус. икон. СПб., 1911.

http://pravenc.ru/text/2458749.html

В Софрониевой пустыни Молченская икона Божией Матери в киоте в соборе Рождества Пресв. Богородицы Молченской Софрониевой пуст. Фотография В. Д. Машукова. 1892 г. (РНБ ОЭ) Молченская икона Божией Матери в киоте в соборе Рождества Пресв. Богородицы Молченской Софрониевой пуст. Фотография В. Д. Машукова. 1892 г. (РНБ ОЭ) В Софрониевой пустыни один из списков явленной иконы ¾ местночтимая М. и.- находился на рубеже XIX и ХХ вв. в киоте на левом клиросе соборного храма и был сфотографирован в 1892 г. В. Д. Машуковым ( Машуков. 1892. 257-258). Небольшого размера икона была заключена в раму со сценами «жития» М. и. Обрамление делилось по горизонтали на 3 части. В центре средней части крепилась икона, по сторонам ее были написаны ростовые фигуры 2 ангелов, «поддерживавших» святыню. В верхней трети в 2 больших клеймах излагались события обретения образа, в нижней трети изображен крестный ход с чудотворным образом. «Житие» иконы, сопровождавшееся пояснительными надписями, выполнено в живописных традициях 2-й пол. XIX в. Характерные черты лика, соответствующие иконописной традиции XVIII в., позволяют предположить, что на снимке запечатлен список, который был выполнен для Софрониевой пуст. с чудотворной иконы севского Троицкого монастыря. Молченская икона Божией Матери в Успенском приделе Благовещенского собора Молченской Софрониевой пуст. Фотография В. Д. Машукова. 1892 г. (РНБ ОЭ) Молченская икона Божией Матери в Успенском приделе Благовещенского собора Молченской Софрониевой пуст. Фотография В. Д. Машукова. 1892 г. (РНБ ОЭ) Еще один список М. и. размещался в местном ряду иконостаса Успенского придела Благовещенской ц. Софрониевой пуст. и также известен по фотографии 1892 г. (Там же. 265; снимок помещен в книге Поселянина в качестве одной из 2 иллюстраций к тексту о М. и.- см.: Поселянин Е. Богоматерь. Ил. на с. 599). Эта икона, написанная в классических традициях академической живописи, отличается лиричностью образа Богоматери. В верхних углах фона - херувимы (по 3 в каждом). Под изображением Божией Матери находится белый картуш с плохо читаемой на снимке надписью: «Изображение с чудотворной иконы Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и присно Девы Марии нарицаемой Молченской… в приделах града Путивля над великим болотом Молчю в великом лесу на Чудней горе древе липе… виде и глас от иконы слыша в лето от сотворения мира SЦГI (6913.- И. З.) г. от рождества же Христова… АУЕ (1405.- И. З.) сентября IU (18.- И. З.) де. При благоверном князе всероссийском Василии Димитривиче при митрополите же московском… по повелении от иконы Божией Матери выше помянутому бортнику и обитель сия устроена».

http://pravenc.ru/text/2564082.html

Ко второму разряду принадлежат те безыменные поучения, в которых, рядом с изложением положительных христианских истин, заключаются обличения в разных языческих обычаях, как у Феодосия печерского или Серапиона владимирского, направленные против двоеверия русских людей. Тон этих поучений, особенно второго рода, не отличается мягкостию; проповедники говорят иногда очень резко против двоеверия русских христиан; вместе с которыми они наравне ставят и простые развлечения народа (песни, пляски, музыка), считая их идолослужением. Такой аскетический взгляд в безыменных поучениях объясняется тем, что проповедниками были люди, преимущественно отрекшиеся от мира, которые все мирское считали грехом и бедствия земной жизни объясняли не иначе, как наказанием Божиим за грехи людей. С другой стороны, взгляд этот они сами заимствовали у византийских писателей и у древних отцев и учителей церкви греческой, которые действительно обличали остатки язычества в нравах своих слушателей, нередко с религиозным оттенком, а не простые развлечения, как это было у русского народа. 1. Поучение на предпразднество Рождества Пресвятой Богородицы Знайте, братие, что в сей день есть предпразднество (Рождество) Пресв. Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Соберитесь на вечернюю молитву, и на утреннюю, и на литургию. Ибо день сей, братие, свят и есть начаток нашему спасению: в сей день Господь Бог наш восхотел снизойти на избавление преступившего заповедь его и впадшего в глубину зол, и поработившегося лести, и обновить бытие, послав ангела Своего благовестить праведному Иоакими и Анне рождество Пресв. Богородицы, родившей по плоти Господа нашего Иисуса Христа. И мы, братие, чая радостно достигнуть этого дня да потщимся просветить светильники свои добрыми делами: милостынею, верою и любовию, которыми просвещаются душа и тело. Вера без дел мертва есть; потому нужно к вере приложить милостыню с любовию; милостыня возводит на небо, дарует царство, отверзает двери. Милуяй нища взаим дает Богу; и еще сказано: милости хощу, а не жертвы. Посему молю, вас, не будем обходить мимо без пользы ни алчущего, ни нагого, ни странника, но приимем их с любовию в дом свой, как Самого Христа, да, по молитвам их приимет и нас Христос Бог наш в вечное царство, которое уготовал Бог любящим Его.

http://azbyka.ru/propovedi/istorija-russ...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010