Приложение 2 Покров Пресвятой Богородицы над Россией Хронологический список явлений Пресвятой Богородицы и Ее прославления в знамениях, чудесах и иконах Русской Православной Церкви (1240–1448) 2989 Ок. 1249 Принесение в Ярославль свв. блгвв. кнн. Василием (1 1249, память 8 февраля, 3 июля, 8 июня) и Константином († 1257, память 3 июля, 8 июня) иконы Пресвятой Богородицы Ярославской (8 июня). Заступничество Пресвятой Богородицы чрез Ее Феодоровскую икону за Кострому при нападении татар (16 августа). Прославление (наказание святотатцев) Холмской иконы Пресвятой Богородицы во время разграбления г. Холма войсками Бурундая (8 сентября). 1264–1301 Из Константинополя в Галич (или Белз) в правление вел. кн. Льва Даниловича галицкого принесена икона Пресвятой Богородицы «Одигитрия», прославившаяся позднее под именем Ченстоховской (6 марта). Явление Соболевской иконы Пресвятой Богородицы под Киевом (20 ноября). Ок. 1283 г. Св. Петр, игумен Ратский, впоследствии митр. Киевский и всея Руси († 1326, память 21 декабря), написал икону Пресвятой Богородицы, прославившуюся чудотворениями (Петровскую), и поднес ее в дар митр. Киевскому и всея Руси Максиму (24 августа). Ок. 1285 г. Заступничество Пресвятой Богородицы чрез Ее Устюжскую икону Благовещения по молитвам прав. Прокопия († 1303, память 8 июля) за г. Устюг при падении каменного града (8 июля). Прославление Свенской-Печерской иконы Пресвятой Богородицы (прозрение черниговского кн. Романа), перенесение иконы из Киево-Печерского монастыря в брянский Свенский Успенский монастырь (3 мая). Написание списка со Свенской-Печерской иконы Пресвятой Богородицы «Печерская с предстоящими прпп. Антонием и Феодосием» в Киево-Печерском монастыре (3 мая). Ростовские кнн. Димитрий и Константин Борисовичи прислали в дар Великому Устюгу икону Пресвятой Богородицы «Одигитрия» (Устюжскую) для освящения деревянного собора в честь Успения Божией Матери (28 июля). Прославление Муромской-Рязанской иконы Пресвятой Богородицы (защита от клеветы свт. Василия Рязанского, 1295, память 3 июля) (12 апреля).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

В наши дни при упоминании слова «бутырки» большинство людей вспоминают лишь знаменитую тюрьму. Однако изначально это было особое понятие: бутырками называли избы, жилища, сёла, стоявшие отдельно от общего поселения. Зачастую бутырки отделялись от основного посёлка полем или лесом. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы www.kotoroy.net  В наши дни при упоминании слова «бутырки» большинство людей вспоминают лишь знаменитую тюрьму. Однако изначально это было особое понятие: бутырками называли избы, жилища, сёла, стоявшие отдельно от общего поселения. Зачастую бутырки отделялись от основного посёлка полем или лесом. По предположениям историков, существовала у бутырок и специальная функция – это был сторожевой пункт, оберегавший город от внезапных набегов, а также точка наблюдения за приезжавшими в город иностранцами. Более всего это название закрепилось за районом на севере Москвы. Здесь-то в XVII веке и возникла великолепная церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе, надолго ставшая украшением этих мест… Деревянная церковь в Бутырках, которые долгое время принадлежали Романовым (ещё до их восшествия на престол), была воздвигнута в 1646 – 1647 гг. владельцем села – боярином Никитой Ивановичем Романовым. Каменная же церковь Рождества Пресвятой Богородицы с приделами Преподобного Сергия и Николая Чудотворца, построена в 1682 – 1684 гг. Бутырским полком в центре солдатской Бутырской слободы. Тогда же она освящена патриархом Иоакимом. Это был большой соборный храм, на стенах с четырёх сторон находились четыре великолепные иконы, написанные по золотому фону: Рождества Богородицы, Благовещения, Спасителя с предстоящими Ему Божьей Матерью и Иоанном Предтечей, Благословения Царицы Небесной. Древние зодчие выбрали эти иконы не случайно, они вкладывали в такой порядок особый смысл: иконы представляли тропарь Рождеству Богородицы в лицах, каждая икона соответствовала определённой фразе молитвы. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы С основной частью соединялась длинная двускатная трапезная, в которую вели три крыльца – паперти (самая крупная – западная).

http://pravmir.ru/cerkov-rozhdestva-pres...

Санкт-Петербург. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Рыбацком. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь двухэтажная, каменная, построена на средства прихожан в 1744 году. Престолов в нижней церкви три: Покрова Пресвятой Богородицы, Св. Николая Чудотворца и Толгской Божией Матери, а в верхней один – во имя Св. Первоверховных Апостолов Петра и Павла. После капитального ремонта освящена 28 октября 1901 года. Церкви принадлежат две каменные часовни, одна при вратах церковной ограды, в другая в деревне Усть-Славянке. К церкви приписана находящаяся на кладбище за селом Рыбацким церковь во имя Казанской Божией Матери, построенная в память Императора Александра II. В 1899 году в приходе состояли село Рыбацкое и деревня Усть-Славянка (538 дворов, 1603 мужчин и 1786 женщин). В 1742 г. в Рыбацкой слободе была построена временная деревянная церковь. Существует предание, что церковь привезли с собой рыбаки, переселенные с Оки на Неву по приказу Петра I. Позднее на месте престола деревянной церкви был поставлен кирпичный памятник с надписью: «На сем месте был престол деревянного храма, существовавшего от времени первого заселения Рыбацкой слободы». В 1862 г. он был заменен на другой, из сердобольского гранита, который после Октябрьской революции был утрачен. Одновременно с деревянной церковью рядом с ней с 1741 г. строился одноэтажный каменный храм Покрова Пресвятой Богородицы. Он был освящен в 1744 г. духовником императрицы Елизаветы, иереем Феодором Дубянским. В 1792 г. церковь надстроили вторым этажом и одноярусной колокольней. Во втором этаже устроили храм апп. Петра и Павла. Он был освящен 21 июля того же года. В 1843 г. храм был обновлен стараниями церковного старосты Ф.Н. Слепушкина. Был создан новый двухъярусный иконостас, образа для которого написал художник Н.Д. Кузнецов. Храм был заново расписан: на горнем месте - икона Святой Троицы с предстоящими Иоанном Предтечей и Божией Матерью, на западной стене - две картины: «Чудесный лов рыбы на Генисаретском озере» и «Исцеление хромого апостолом Петром». В 1862-1864 гг. по проекту арх. Г.И. Карпова были пристроены два боковых придела, освященные 29 января 1865 г.: правый во имя св. Николая Чудотворца, левый – во имя Толгской иконы Божией Матери. В 1872-1873 гг. церковь была обнесена оградой с часовней, каменными воротами и калиткой.

http://sobory.ru/article/?object=35576

А. Леднев, Е. Лукьянов Акт комиссии по освидетельствованию останков святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. В связи с предстоящим в июле 1994 года прославлением архиепископа Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского, с благословения архиепископа Антония, ЗападноАмериканского и Сан-Францисского, была вскрыта гробница владыки Иоанна в его усыпальнице под кафедральным собором Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радости» в городе Сан-Франциско. Перед вскрытием гроба и освидетельствованием честных останков в Бозе почившего владыки Иоанна требовалась подготовка, как духовная, так и практическая. Практически необходимо было выяснить, насколько сложно открыть саркофаг, в котором находится гроб Владыки, в каком состоянии гроб, и есть ли к нему свободный доступ. Эта работа была проведена 17 сентября, в день памяти свв. мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии. Вечером этого дня архиепископ Антоний, священник о. Георгий Куртов, протодиакон о. Николай Поршников и чтец Владимир Красовский и Б. М. Троян спустились в усыпальницу и, после того как владыка Антоний отслужил литию, приступили к работе. За два часа они сумели снять крышку саркофага и опустить на пол. Крышка весила около 400 фунтов. Открыв крышку, они первым долгом увидели мантию, блестящую как новая. Под мантией стоял гроб владыки Иоанна. Никакого запаха не было. На крышке гроба было несколько пятен ржавчины. После осмотра гроба саркофаг был закрыт в ожидании освидетельствования самих останков владыки Иоанна. К 28 сентября, дню памяти преподобного Харитона исповедника, в Сан-Франциско прибыл член утверждённой Архиерейским Синодом Русской Православной Церкви Заграницей Комиссии по подготовке к предстоящим прославлениям, Преосвященный Лавр, архиепископ Сиракузский и Троицкий. Другой член Комиссии, архиепископ Алипий, не смог прибыть в связи с двумя престольными праздниками в его епархии. В состав Комиссии вошёл (по положению, как викарий) Преосвященный Кирилл, епископ Сеаттлийский. Также были назначены участвовать в освидетельствовании несколько духовных лиц из состава епархиального совета и клира кафедрального собора (они будут перечислены ниже). Всего в освидетельствовании приняло участие трое в архиерейском сане, семь в пресвитерском, три в диаконском, один чтец и один мирянин. Все участники этого святого дела соблюдали строгий пост в этот день. Некоторые подготовились к этому делу таинством исповеди, а другие в этот день совершили Божественную Литургию и причащались Святых Христовых Таин.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицыпредвозвестие благоволения Божия к человеческому роду 3 декабря, 2017 Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицыпредвозвестие благоволения Божия к человеческому роду Православная Церковь празднует Введение во храм Пресвятой Богородицы в 2024 году 4 декабря. Введение во храм Пресвятой Богородицы в 2024 году — 4 декабря Вымоленная молитвами своих родителей, Пресвятая Дева Мария до трехлетнего возраста жила с ними. С самого раннего возраста они внушали Ей, что Она смогла родиться только благодаря их усердным молитвам Богу и поэтому еще до рождения была Ему посвящена. Поэтому Ее место — в храме Божием, где Она будет воспитываться по закону Господню. Это намерение Иоакима и Анны — посвятить свою дочь Богу — стало известно в Иерусалиме, и к этому событию собрались их родственники и знакомые, в том числе и юные сверстницы святой Марии. При шествии в храм девочки, сопровождавшие Пресвятую Деву Марию несли зажженные свечи и пели псалмы. Когда это шествие приблизилось к храму, то навстречу вышли священники во главе с первосвященником. К крыльцу храма, по словам блаженного Иеронима, вело 15 ступеней — по числу степенных псалмов. Поставленная матерью на первую ступень Пресвятая Дева Мария самостоятельно взошла по остальным ступеням до самого храмового помоста. При входе в храм священник Захария по наитию Святого Духа ввел Ее вовнутрь святилища, во Святая Святых, куда никому не дозволено было входить, кроме первосвященника, и то — лишь однажды в год. Это введение Пресвятой Девы поразило не только всех предстоящих, но и Ангелов, невидимо здесь присутствовавших, которые, как поется в Задостойнике праздника, «Зряще удивишася, како Дева вниде во Святая Святых.» Праведный Захария устроил Святую Деву жить в доме при храме. Храм в своей окружности имел разные пристройки, в которых проживали служившие при нем. Здесь же находился и приют для девиц. Святые и праведные Иоаким и Анна, оставив Пресвятую Деву Марию при храме, возвратились к себе домой, сознавая, что их Дочь, как ниспосланный Божественный дар, является их жертвой Тому, от Кого они и получили Ее.

http://pravmir.ru/prazdnik-vvedeniya-vo-...

Скачать epub pdf Дева днесь предстоит в церкви и с лики святых невидимо за ны молится Богу. Кондак праздника Покрова Пресвятой Богородицы Праздник Покрова Пресвятой Богородицы получил свое название от чудесного события, происшедшего более тысячи лет тому назад в Константинополе. В 911 году в пределы Византии вторглись сарацины. Враги угрожали столице империи. Не надеясь на свои силы, к тому же весьма ослабленные происходившими тогда внутренними смутами, греки обратились с молитвой о помощи к Богу – в храмах Константинополя совершались неусыпные моления. 1 октября, «в навечерие недельного дня», жители столицы собрались во Влахернском храме, где хранилась риза Божией Матери, и усердно просили о помощи Пресвятую Деву, не раз спасавшую их от бедствий. Совершалось всенощное бдение. Усердно воссылал молитвы Приснодеве и святой Андрей, Христа ради юродивый (славянин по происхождению), который присутствовал здесь со своим учеником Епифанием. Был четвертый час ночи. Вдруг блаженному Андрею открылось чудное видение: он узрел Божию Матерь, Которая шла по воздуху от царских врат, сопровождаемая апостолами, пророками и ангелами. Над амвоном Божия Матерь преклонила колена и «на долгий час» молилась, обливая слезами Свое Пречистое лицо. «Видишь ли, чадо, Госпожу и Царицу всех, молящуюся о нас?» – спросил блаженный Андрей своего ученика Епифания. «Вижу, святый отче, – отвечал Епифаний, – и ужасаюся». Окончив молитву, Божия Матерь сняла с Себя светлый блестящий омофор (покров, покрывало) и, держа его Своими руками, простерла над всем предстоящим народом. Долго созерцали святой Андрей и Епифаний этот распростертый омофор, который с отшествием Божией Матери также сделался невидимым. Весть о необыкновенном видении в храме быстро распространилась по всему городу. Жители Константинополя, услышав об этом знамении благодати Божией, исполнились радости и надежды, что Господь по молитвам Своей Пречистой Матери избавит их от надвигавшегося бедствия. Действительно, вскоре после этого видения враги империи были разбиты и прогнаны.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

14 октября, Покров Праздник Покрова Пресвятой Богородицы не относится к числу двунадесятых, но на Руси он издавна один из самых почитаемых праздников, он открывает многое о нашем почитании Приснодевы Марии, о том, почему мы обращаемся к Ней в молитве со словами: «Пресвятая Богородице, спаси нас!» 14 октября, 2009 Праздник Покрова Пресвятой Богородицы не относится к числу двунадесятых, но на Руси он издавна один из самых почитаемых праздников, он открывает многое о нашем почитании Приснодевы Марии, о том, почему мы обращаемся к Ней в молитве со словами: «Пресвятая Богородице, спаси нас!» Почему в России почитают византийский праздник Праздник Покрова Пресвятой Богородицы не относится к числу двунадесятых, отмечающих главные события Священной истории Нового Завета. Собственно, его могло бы и не быть в нашем календаре, мы бы даже не заметили, что чего-то не хватает. Но на Руси он издавна был одним из самых почитаемых праздников, и это не случайно — он открывает нам многое о нашем почитании Приснодевы Марии и о том, почему мы обращаемся к Ней в молитве со словами, которые, казалось бы, можно говорить только Богу: «Пресвятая Богородице, спаси нас!» 1 октября 910 года Константинополь, столица Византийской империи, находился под угрозой очередного вражеского нападения сарацин (то есть арабов). На всенощную под воскресенье юродивый Андрей (славянин, проданный в рабство в византийскую столицу) вместе со своим спутником Епифанием молились во Влахернском храме, где находилась тогда одна из самых чтимых святынь Византии — Риза Богородицы. Во время молитвы они увидели, как Сама Богородица в сопровождении святых сходит в храм… Святой Дмитрий Ростовский описывает дальнейшее так: «Когда св. Андрей с Епифанием созерцали сие дивное видение, Богоматерь молилась на долгий час, обливая слезами Свое Боговидное и Пречистое лицо. Окончив здесь молитву, подошла к престолу, молилась и здесь за предстоящий народ. По окончании молитвы, сняла с Себя блиставшее наподобие молнии великое и страшное покрывало, которое носила на Пречистой главе Своей и, держа его с великою торжественностью Своими Пречистыми руками, распростерла над всем стоящим народом».

http://pravmir.ru/14-oktyabrya-pokrov/

Божия Матерь плачет. Мысли на праздник Покрова Божией Матери. «Наста днесь пресветлый праздник»... Действительно, это – «пресветлый праздник» – праздник светящегося омофора Пречистой! Ведь сегодня день, когда так наглядно явлено было заступничество и покровительство Пресвятой Богородицы людям, то Ее всесильное материнское заступничество, без которого, наверное, давно бы уже наступил конец всему живущему во вселенной, то всесильное заступничество, которым до сих пор еще держится погрязший во грехах мир. Давно это было – более тысячи лет тому назад. В пределы Византийской империи вторглись грозные враги. Они угрожали уже самому царственному граду Константинополю. Греческий народ чувствовал себя не в силах отразить собственными средствами нападения этих врагов. И вот он обратился со слезной молитвой к Пресвятой Богородице, не раз уже спасавшей его от нашествия иноплеменных. Громадными толпами верующие устремились во Влахернский храм, где хранились великие святыни: риза Пресвятой Богородицы и Ее омофор, то есть головное покрывало, спускавшееся на плечи. И вот, во время всенощного бдения, находившемуся в храме блаженному Андрею и его ученику Епифанию представилось дивное зрелище. По воздуху, со стороны царских врат, шествовала величественная Жена, окруженная небесной свитой. Святой Предтеча Господень и Апостол Иоанн поддерживали Ее своими руками, а множество святых, в белых одеждах, сопровождали Ее. Когда Она приблизилась к амвону, блаженный Андрей, как бы не доверяя очам своим, спросил Епифания:«Видишь ли Госпожу и Царицу мира?» – «Вижу, отец мой духовный», отвечал тот: «вижу и ужасаюся». И в то время, как они смотрели, Она, преклонив колена, долго-долго молилась, обливая слезами свое Боговидное и Пречистое Лице. Окончив молитву, Она подошла к самому престолу – молилась и здесь за предстоящий народ. Окончив молитву, Она сняла с Себя на подобие молнии блиставшее и страшное покрывало, которое носила на Пречистой Главе Своей, и, держа его обоими руками, с особой торжественностью простерла его над всем стоящим в храме народом.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Верхотурье. Собор Троицы Живоначальной. Свято-Троицкий собор Карта и ближайшие объекты Свято-Троицкий собор, каменный, двухпрестольный. Заложен в 1703 г. С момента закладки указом Синода присвоен соборный статус. Построен в стиле барокко. Главный храм в честь Святой Живоначальной Троицы, освящен 16 апреля 1709 г. Левый придел во имя священномученика Харалампия. В 1922 г. изъято 2 пуда 31 фунт 92 золотника серебра (45,6 кг). С 1925 г. до закрытия обновленческой ориентации. Закрыт в 1932 г. Возвращен в 1991 г. Действующий с 1998 г. В деревянном виде церковь в честь Живоначальной Троицы была заложена в 1598 году, по окончании строительства Бабиновской дороги, связующей Центральную Россию с Сибирью. На месте города Верхотурье первоначально существовала пограничная застава с таможней, а вокруг нее стал образовываться торговый город. Троицкий храм существовал как походно-полевая церковь на пограничной заставе. С ростом и развитием Верхотурья Троицкий храм становится центральным городским собором. Деревянное здание храма, стоявшего на высоком берегу Туры, не сохранилось. В 1703 году практически на этом же месте был заложен каменный храм в честь Святой Живоначальной Троицы, а вокруг него выстроили кремль с бойницами для стрелецких пищалей. С момента закладки указом Святейшего Синода Свято-Троицкому храму был присвоен соборный статус. Русские государи Алексей Михайлович, а впоследствии Петр I сознавали важнейшее государственное значение Верхотурского кремля на границе Урала и Сибири: храм и Верхотурский кремль строился полностью за счет государевой казны. Главный придел Свято-Троицкого собора освящен 16 апреля 1709 года. Собор построен в стиле барокко - светлый, воздушный, пятиярусным освещением. В годы советской власти храм был закрыт. С 1932 года богослужения в нем не проводились, собор и кремль постепенно ветшали и разрушались. В 1998 году в Свято-Троицком храме были возобновлены богослужения. Впоследствии Свято-Троицкому собору указом Правящего Архиерея был придан статус Архиерейского подворья. Единственный храм в Верхотурье, где совершаются таинства крещения и венчания, ибо в монастырских храмах их совершать не принято. Памятник истории и архитектуры мирового значения, находится под охраной ЮНЕСКО. Прихожане храма особо почитают икону Пресвятой Богородицы " Неупиваемая Чаша " . Есть в соборе и другие чтимые святыни - икона Пресвятой Богородицы " Казанская " , написанная в XVIII веке, и образ Воскресения Христова невьянского письма. Казанский образ - древний, являющий собой образец письма невьянской иконописной школы. А Крест-распятие с предстоящими святыми сделан местными умельцами, уже в наши дни.

http://sobory.ru/article/?object=00344

КАК ПРОВЕСТИ СТРАСТНУЮ СЕДМИЦУ ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ СБОРНИК ДУШЕПОЛЕЗНЫХ ТЕКСТОВ [Главная] [Сомневающемуся] [Новоначальному] [Общество] [Вопросы] [Мамам и папам] [Россия] [Библиотечка] [Новости] [Крохотки] [Гостевая] ГЛАВНАЯ СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВО ВОПРОС - ОТВЕТ МАМАМ И ПАПАМ РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕЧКА КРОХОТКИ НОВОСТИ ГОСТЕВАЯ ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА О Страстной седмице О Великом понедельнике О Великом вторнике О Великой среде О Великом четвертке О Великом пятке О Великой субботе Канон о распятии Господни и на плач Пресвятыя Богородицы, читаемый у Плащаницы КАК ПРОВЕСТИ СТРАСТНУЮ СЕДМИЦУ Московский Сретенский монастырь [ < < назад вперед > > к оглавлению ] Канон о распятии Господни и на плач Пресвятыя Богородицы. Глас 6-й. Творение Симеона Логофета Песнь 1       Ирмос: Яко по суху пешешествовав Израиль по бездне стопами, гонителя фараона видя потопляема. Богу победную песнь поим, вопияше.       Припев: Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.       Обешена яко виде на Кресте Сына и Господа Дева Чистая, терзающися, вопияше горце, со другими женами стенящи глаголаше.       Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.       Вижу Тя ныне, возлюбленное Мое Чадо и любимое, на Кресте висяща, и уязвляюся горце сердцем, рече Чистая: но даждь слово, Благий, Рабе Твоей.       Слава: Волею, Сыне Мой, и Творче, терпиши на древе лютую смерть, Дева глаголаше предстоящи у Креста со возлюбленным учеником.       И ныне: Ныне Моего чаяния радости и веселия, Сына Моего и Господа лишена бых: увы Мне, болезную сердцем! Чистая плачущи глаголаше. Песнь 3       Ирмос: Несть Свят, якоже Ты, Господи Боже мой, вознесый рог верных Твоих, Блаже, и утвердивый нас на камени исповедания Твоего.       Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе .       Страха ради иудейска Петр скрыся, и вей отбегоша вернии, оставльше Христа, Дева рыдающи глаголаше.       Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе .       О страшном Твоем Рождестве и странном, Сыне Мой, паче всех матерей возвеличена бых Аз: но увы Мне, ныне Тя видяши на древе, распалаюся утробою.       Слава: Хощу утробу Мою на руку, имаже яко Младенца держах, с древа прияти, вещаше Чистая: но никтоже, увы Мне, Сего даде.       И ныне: Се Свет Мои сладкий, Надежда и Живот Мой Благий, Бог Мой, угасе на Кресте, распалаюся утробою, Дева стенящи глаголаше.

http://zavet.ru/ssedm07.htm

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010