Проблема злоупотребления спиртным не является исключительно русской проблемой. Пьянство как явление греховного порядка существует во всем мире и с давних пор. Еще задолго до Рождества Христова ветхозаветный праотец Лот, «убежденный дочерьми, упился вином, и удобно вовлек его диавол в любодеяние» . Но в России проблема пьянства всегда стояла особенно остро, а в последнее время приобрела и вовсе размах, угрожающий национальной безопасности. Можно перечислять множество причин подобной симпатии русского человека к «зеленому змию», но одно можно сказать с уверенностью: «зеленый змий» сыграл в судьбах наших соотечественников ту же роль, что и «древний змий» в судьбе первых людей Адама и Евы в том смысле, что принес и продолжает приносить в семьи многих из нас неизбывные беды. Губительные последствия увлечения вином были всегда для человека плачевны и не могли не найти отклика в учении святых отцов Церкви, всегда проявляющих пастырскую заботу о нравственном здоровье человека. Это явление было отцами тщательно проанализировано и получило точную оценку в их многочисленных творениях. Квинтэссенцию всех святоотеческих высказываний о пьянстве можно выразить лаконичной и точной формулировкой святителя Василия Великого, сказавшего, что «пьянство – вражда на Бога» . О причинах пьянства Прп. авва Дорофей Преподобный авва Дорофей говорил о том, что корневыми страстями, из которых происходят все остальные страсти, являются следующие три: славолюбие, сребролюбие и сластолюбие. Однако возможно и эти три свести к единому началу, а именно к сластолюбию. Желающий прославления или обогащения желает этого не почему иному, как по стремлению жить наиболее комфортно и обеспеченно, то есть, в конечном счете, наиболее приятно для его самоощущения. Само по себе желание жить счастливо непредосудительно, поскольку человек создан Богом для вечной блаженной жизни, и это желание и стремление к блаженству заложено в нем изначально. Но человек был создан таким образом, что блаженство вечной жизни обусловлено сокровенной связью с Богом и имеет Бога своим источником. В отрыве от Бога и связи с Ним истинного счастья быть не может, но может быть некая подмена, «суррогатное довольство», которое опирается на исконную потребность в счастье и которое находит человек, не в Боге ищущий пути к радости. Одним из таких суррогатов и стало увлечение вином, которое в силу своих природных свойств доставляет человеку временное веселие.

http://pravoslavie.ru/32523.html

Пресс-секретарь Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятель московского подворья Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь архимандрит Мелхиседек (Артюхин) поделился с посетителями сайта «Монастырский вестник» впечатлениями о прошедшем 8 октября 2014 года в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре Собрании игуменов и игумений монастырей Русской Православной Церкви. − Отец Мелхиседек, Вы были участником Собрания игуменов и игумений монастырей Русской Православной Церкви, проходившего в дни памяти преподобного Сергия в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Расскажите, пожалуйста, о прошедшем событии. − Когда я увидел план мероприятий Собрания, то удивился тому, что всенощное бдение должно состояться в Троицком соборе. Ведь, казалось, привычнее для всех нас в этот день молиться в Успенском. Но неожиданно меня потрясла мысль, что игуменов и игумений собирают на молитву в Троицкий, где будет служить Святейший Патриарх и где находятся мощи преподобного Сергия. Именно там, у мощей Игумена Земли Русской, Патриарх помажет всех игуменов и игумений, заглянет им в глаза, в души... Так и было. Совместная молитва, несомненно, стала стержнем Собрания. В этот день рядом с ракой Преподобного вокруг Предстоятеля собрались его верные чада, и вместе мы пережили чувство духовного единства. Кто-то сказал, что на праздник преподобного Сергия «Лавра стала черной» − такого количества игуменов и игумений никогда еще не бывало здесь одновременно. Из самых отдаленных монастырей они прибыли, чтобы вместе соборно помолиться в «большой келье» преподобного Сергия, основателя русского монашества.      В новейшей истории Русской Православной Церкви впервые игумены и игумении во главе с Патриархом собрались для молитвы и обсуждения вопросов монастырской жизни. И эта встреча дала возможность молодым настоятелям и настоятельницам спросить совета у более опытных, разрешить недоуменные вопросы, посоветоваться, поделиться опытом. Авва Дорофей говорит: «Спасение во многом совете», и это действительно было благодатное общение и редкая возможность вместе подумать над накопившимися проблемами и найти пути их разрешения.

http://pravoslavie.ru/74370.html

О том, как научиться видеть, чего ожидает от нас в той или иной ситуации Господь, и перестать быть пленником своего «я». Человек отпал от Бога через отчуждение от Божественной воли, и всё плохое, что произошло в жизни с нами и в целом с человечеством за все время его истории, произошло именно по этой причине. Воля Божия о человеке заключается в его благобытии Воля Божия о человеке заключается в его благобытии. Бог и сотворил Адама и Еву ради этого благобытия, и давал им всё необходимое для него. Но тот факт, что человек в какой-то момент оказался неспособен доверять Богу, стал отправной точкой, с которой началось противопоставление собственной воли человеческой – воле Создателя. Для того чтобы воля человека могла вновь войти в единство с волей Божией, был совершен искупительный подвиг Христа. Мы имеем в Евангелии достаточные для нас указания на то, в чем воля Божия в отношении человека заключается. В каждом из нас заложена способность учиться исполнять эту волю, чтобы во все большей степени она становилась и нашей волей о себе самих. Но при этом в нашей поврежденной грехом природе много и того, что произволению Божию о нас противится — и потому такой естественный и бесспорный, казалось бы, процесс, как приведение нашей воли в согласие с волей Того, Кто любит нас безусловной и ни с чем не сравнимой любовью, всегда сопряжен для человека с преодолением и перерастанием себя. Что помогает научиться принимать волю Божию и жить согласно ей? Прежде всего, для нас актуально то, о чем говорит преподобный Серафим Саровский: наш ум должен плавать в словах Священного Писания. Это означает, что мы должны знать Евангелие так хорошо, чтобы на каждую жизненную ситуацию, на каждое искушение, на каждое испытание мы могли ответить евангельскими словами – и самое главное, чтобы мы отвечали не только устами, а отвечало наше сердце. Помимо этого, человеку нужно приобрести один необходимый и постоянный навык: при каждом удобном случае задаваться вопросом: «А что угодно Богу сейчас?» Об этом писал, в частности, преподобный Нил Сорский. И нужно сказать, что если человек действительно живет христианской жизнью, для него в большинстве случаев ответить на этот вопрос не составит труда. Бывают порой затруднительные ситуации: преподобный авва Дорофей говорит, что когда перед нами два зла, из них необходимо выбрать меньшее, а когда перед нами два блага, нужно выбрать большее, – это то, что требует определенного опыта и искусности. Но в основной массе повседневных ситуаций понимание воли Божией не требует ни каких-то особых духовных дарований, ни каких-то особенных усилий.

http://pravoslavie.ru/121624.html

     В народе говорят: время лечит. Однако это бывает не всегда, встречаются и противоположные случаи. Из пастырской практики знаю, что женщина, совершившая аборт, не может об этом забыть на протяжении всей своей жизни. С каждым днем ее сожаление о случившемся все усиливается. Ребенок умерщвлен, и его несостоявшаяся жизнь постоянно отражается и на судьбах родителей: неблагодарностью желанных детей, болезнями, материальными трудностями или, напротив, успешной карьерой при полном одиночестве. Все чаще родители ребенка, особенно матери, думают: каким бы, возможно, ласковым был нерожденный сын, какой заботливой — дочь, а сколько радости и душевной теплоты приносили бы их внуки. Начало жизни каждого человека еще в утробе, до его рождения, дает Бог, и в Его власти также ее земное завершение. Родители поступают чересчур самонадеянно, по своему личному усмотрению лишая ребенка жизни. Рождение — это чудо, является новая жизнь, и если Господь дарует людям младенца, это происходит неслучайно. Значит, у Бога есть замысел об этом человеке, его жизни и будущем его семьи. Но отец и мать словно говорят: «Мы распорядители этой новой жизни. Как не вовремя она появляется. Нам сейчас не до этого! Пусть чудо рождения ребенка произойдет потом». Согласитесь, дерзкое заявление. Преподобный авва Дорофей вспоминал такие слова аввы Агафона: «Нет страсти вреднее дерзости, ибо она есть мать всех страстей». И объяснял причину. Дерзость отгоняет от человека благоговейное отношение к Господу, развивает гордыню. А тот, кто горд, кто не имеет в себе страх Божий, впадает в другие тяжелые грехи. Аборт — это большой грех, грех убийства. Он никогда не остается для человека без разрушительных последствий. Во-первых, сама операция представляет угрозу для здоровья женщины в разных аспектах. Самое частое последствие — проблема преждевременных родов, недонашивания детей. Вспоминаю случай, который мне рассказали. Некая женщина в юности сделала несколько абортов, а когда вышла замуж, то они с мужем захотели иметь детей, но у них никак не получалось. Она обращалась к разным докторам, ездила за границу, стала ходить в храм. Ее сложное положение отрицательно сказывалось на душевном состоянии: когда она узнавала, что у знакомых или сослуживцев родится ребенок, то плакала, с укоризной вспоминая свою молодость. Муж ее поддерживал, но хотел иметь ребенка. Наконец у них появилась надежда — женщина забеременела, однако в последние месяцы беременность проходила тяжело. Ее госпитализировали в Институт акушерства и гинекологии, где врачи сделали все, чтобы спасти ребенка. Родилась девочка, но врачи сказали, больше детей у нее не будет. Абортами она разрушила данную ей Господом способность вынашивать и рожать детей. Кто-то скажет: «Хорошо, достаточно одного ребенка, сейчас много семей имеют по одному ребенку».

http://pravoslavie.ru/135333.html

В великопостной молитве святого Ефрема Сирина мы просим о том, чтобы Господь дал нам «зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего». Это молитва важна всегда, но особенно сейчас, когда интернет полон гнева и осуждения . Любой блогер точно знает, кто те плохие люди, которых надо заклеймить позором, а если не знает, ему это решительно объяснят другие блогеры.      При этом осуждение воспринимается не как грех, которому люди предаются, стыдливо прячась по углам, а как обязанность. Заклеймил ли ты позором подлых, преступных негодяев, которые... (список негодяйств прилагается)? Не заклеймил? Значит ты не за Правду? Значит ты не против зла? Люди православные, увы, часто попадают в ту же ловушку, что и нецерковные. Как будто непримиримость ко злу требует осуждения людей! Это не так. Это даже наоборот. Отказ от осуждения не означает, что мы признаем поступки человека правильными (они могут быть ужасны) или его взгляды – разумными. Нет, они могут быть совершенно людоедскими. Отказ означает то, что мы не произносим суда над ним как над личностью: не определяем его в ад, не вычеркиваем его из человеческого рода, не порываем те узы солидарности, которые связывают нас с ним в Адаме. Преподобный авва Дорофей пишет об этом: «Иное дело злословить, а иное осуждать или уничижать. Злословить значит сказать о ком-либо: такой-то солгал, или соблудил, или погневался, или другое что не доброе сделал. Вот такой позлословил брата, то есть, сказал страстно о его согрешении. А осуждать значит сказать: такой-то лгун, блудник, гневлив. Вот такой осудил самое расположение души его, произнес приговор о всей жизни его, говоря, что он таков-то, и осудил его, как такого: а это тяжкое прегрешение». Господь говорит о том, что мы должны любить ближнего, как самого себя. Неосуждение предполагает, что мы относимся к грехам ближнего так же, как к своим. Мы не оправдываем свои грехи или заблуждения, которым предавались в прошлом. Это было дурно, и мы признаем это дурным. Но мы не отождествляем себя с этими грехами, мы исходим из того, что мы вполне отделимы от этих грехов, что мы можем стать другими: раскаяться в грехах, осознать свои заблуждения. Мы еще не потеряны. Мы можем примириться с Богом и людьми. Мы, если так можно выразиться, всегда рассматриваем себя как «своих», мы близко к сердцу принимаем наше благо и всегда желаем себе самого лучшего. Мы не осуждаем себя к изгнанию во тьму внешнюю, хотя можем искренне осуждать какие-то свои поступки и мучительно сожалеть о том, что мы их совершили.

http://pravoslavie.ru/69231.html

В феврале 2022-го года по благословению митрополита Георгия Нижегородского и Арзамасского, председателя Комиссии по организации жизни монастырей и монашества Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре состоялось совещание, на котором сестры обители, занятые информационным послушанием, и сотрудники Информационной службы Синодального отдела по монастырям и монашеству обсудили вопросы целесообразности присутствия монастырей в социальных сетях. Совещание под руководством пресс-секретаря СОММ архимандрита Мелхиседека (Артюхина) проходило в рамках работы Комиссии над документом «Взаимоотношение насельников монастырей с внешним миром в свете монашеских обетов».      На вопросы «Монастырского вестника» о том, на каких принципах основаны взаимоотношения насельниц Дивеевского монастыря с миром, ответила настоятельница обители игумения Сергия (Конкова). Матушка также поделилась своими размышлениями, помогают ли документы профильной Комиссии Межсоборного присутствия в организации монастырской жизни.      Матушка Сергия, в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре многолюдно в любое время года. Кажется, что в обитель приезжают люди со всего света. С одной стороны, лучшую проповедь Православия трудно себе представить, но, с другой, мы понимаем, что монах оставляет мир ради молитвы, а вам приходится круглый год принимать гостей. Расскажите, пожалуйста, как строятся отношения монастыря с миром? Как найти оптимальное соотношение между монашеской жизнью и евангельской проповедью паломникам? Монашеская проповедь заключается в нашей правильной духовной жизни. Именно молитву святые отцы называли царицей добродетелей. Молитва совершает все. Если мы будем как следует молиться, то нам не придется слишком много говорить с людьми о том, как им нужно жить, потому что Господь Сам устроит все наилучшим для них образом. Преподобный авва Дорофей очень наглядно предлагал представить эту взаимосвязь. В центре круга находится Господь. Прямые линии, идущие от центра к окружности, – это люди. Желая приблизиться к Богу, они приближаются к центру круга. Но, становясь ближе ко Господу, они становятся ближе и друг к другу.

http://pravoslavie.ru/144494.html

Есть на свете явления, о которых, казалось бы, все люди вполне осведомлены, и никаких особенных духовных познаний для того, чтобы найти им должное место в своей жизни, не нужно. К таким вещам, пожалуй, относится и совесть . О том, что нужно ее иметь и по ней поступать, знают с детства отнюдь не только те, кого воспитывали в православной вере. Но почему тогда так много происходит в мире настоящих трагедий, которых можно было бы избежать, если бы те, кто ответственны за них, руководствовались совестью? Может быть, мы всё же недостаточно понимаем, что такое совесть по своей сути и что происходит с нашей душой, когда мы пренебрегаем ею? О том, как становятся совестливыми людьми, а как – бессовестными, и как научиться свою совесть слышать, размышляет игумен Нектарий (Морозов). Божественный помысл и естественный отбор Каждый раз, когда заходит речь о том, что называют теорией естественного отбора, я думаю, что главным, пожалуй, свидетельством против нее является человеческая совесть. Ведь сама по себе способность нравственной оценки своих состояний и поступков является уникальной, присущей только человеческому роду. И именно это должно было сделать гуманных, совестливых людей совершенно неконкурентоспособными в борьбе за выживание, потому что поступать по нравственному закону – означает зачастую поступать вопреки собственной выгоде, уступать свое «место под солнцем». Однако мы видим, что такие люди, несмотря ни на что, не исчезают с лица земли, а значит, есть что-то, что, помимо естественного отбора, обусловливает существование человека на земле и его пребывание на ней в качестве венца творения. Совесть – не что иное, как голос Божий, звучащий в нашем сердце Что такое совесть по своей сути? Преподобный авва Дорофей называет ее Божественным помыслом, всеянным в сердце человека. И действительно, совесть – не что иное, как голос Божий, звучащий в нашем сердце. Но способность слышать этот голос и исполнять то, что он нам говорит, у всех нас, к сожалению, различна. Почему мы слышим свою совесть неодинаково? Ведь первоначально всем нам в равной степени даны свободная воля и возможность, совестью руководствуясь, незаблудно достигать спасения. Для того чтобы это понять, стоит обратить внимание на одну из молитв, которую читает священник во время Божественной литургии. В ней есть прошение об избавлении «от совести лукавой». Впрочем, безусловно, совесть не может быть лукавой – лукавыми можем быть мы.

http://pravoslavie.ru/105190.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Календарь Материалы 18 сентября 2008 г. [Встреча с Православием/Православная библиотека] Протоиерей Петр Перекрестов Русская эмиграция сыграла огромную роль в духовном возрождении Сербии, на протяжении пяти веков находившейся под османским владычеством и обескровленной после Первой мировой войны. В двадцатые годы только в Белграде насчитывалось 30 тыс. эмигрантов при общей численности населения в 100 тыс. жителей. «На улице, в парках, скверах и кафе русская речь была слышна почти так же часто, как и сербская», — писал, вспоминая те годы, один из жителей Белграда. [Интернет-журнал/Культура] Инна Симонова В XVII веке отечественные умельцы-колокололитейщики превзошли заграничных учителей, создав свой, оригинальный, русский тип колокола. После удара раскачиваемого звонарем кованого железного языка о бронзовые бока колокол долго держал звук – «пел». Получить столь же чистый, благодатный звон не могли, как ни старались, мастера на Западе, хотя давно было выяснено, что уникальные акустические возможности русского колокола достигаются, в том числе, и за счет специфической его конфигурации: массивности стенок и увеличения диаметра к нижнему краю. [Гость сайта] Беседовала Александра Никифорова Сохранилось Священное Писание с дарственной надписью: «Брату Витальчику. Митрополит Антоний. 1929 год». Митрополит Антоний (Храповицкий) умел оценить людей. Не всех он называл «Витальчик» или «Павлик». Мой отец, протоиерей Виталий Тарасьев, не был выдающимся богословом, но он был настоящим истовым русским православным приходским священником. [Встреча с Православием/Православная библиотека] Совесть — это зоркий страж и судия наш. Преподобный авва Дорофей так говорит: когда Бог сотворил человека, Он всеял в него нечто Божественное, как бы некоторый помысл, просвещающий ум и показывающий ему, что — хорошо и что — плохо. Это наша совесть. Диакон Михаил Асмус «Впрямо и вопреки» – оказывается, так по-церковнославянски описывается совершение крестного знамения. В песнопениях праздника Воздвижения показывается, что сила Креста действовала и в Ветхом Завете. Как такое может быть – поясняет ведущий рубрики диакон Михаил АСМУС.

http://pravoslavie.ru/archive/080918

Три банки варенья и простой русский йог Господь может открыть Свою волю даже через сарацина 11 марта, 2017 Господь может открыть Свою волю даже через сарацина «Первый день поста стал для моего желудка днем великого праздника. Передо мной поставили сразу три банки с разными сортами варенья, и я почувствовал себя абсолютно счастливым человеком. Жизнь прекрасна!» О радостном начале своей духовной жизни вспоминает священник Владислав Мишин. Священник Владислав Мишин К духовной жизни в четырнадцать лет я приступил со всей серьезностью и ответственностью, заявив накануне Великого поста родителям, что с завтрашнего дня я начинаю поститься. Зная мой упрямый и вредный характер, папа и мама не стали возражать, только аккуратно поинтересовались, а чем я, собственно, буду питаться? Поразмыслив, я ответил, что подойдут каши и еще что-нибудь… Что же? Мы вместе начали исследовать невеликий список постных продуктов. Тут меня осенило! Еще можно есть варенье! Да, варенье! Для нашей семьи это было большим лакомством. Варенье делали сами, особенно вкусным и редким было земляничное, оно стояло в небольших баночках под шкафом, доставалось холодными зимними вечерами и поедалось в небольших количествах. Первый день поста стал для моего желудка днем великого праздника. Передо мной поставили сразу три банки с разными сортами варенья, и я почувствовал себя абсолютно счастливым человеком. Жизнь прекрасна! И вот тут произошло то, о чем пишет преподобный авва Дорофей в своих «Душеполезных поучениях». Если Господь хочет кому-то возвестить Свою волю, он ее может открыть даже через сарацина. Сарацины – кочевники, которые жили в пустынях рядом с монахами-отшельниками, периодически их грабили, убивали. И вот эти люди, по мысли преподобного, могут стать носителями воли Божией! Иду я по городу, очень довольный собой, и встречаю Александра П. В компании моего старшего брата он был известен как человек, у которого с духовностью все в порядке. Он читал и другим советовал разные умные книжки, в основном с креном к восточным практикам.

http://pravmir.ru/tri-banki-varenya-i-pr...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010