> Дело дня: Помогите ребёнку <

Преподобный авва Дорофей

  001   002   003  004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
О том, как мы судим о людях / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... собственными качествами – либо отрицательными, либо положительными. В этой связи можно даже сформулировать новую пословицу: скажи мне, как ты отзываешься о ближних, и я скажу, кто ты. А у поэта Расула Гамзатова есть такие строки: «Вон человек, что скажешь ты о нем? » Ответил друг, плечами пожимая: «Я с этим человеком незнаком, Что про него хорошего я знаю? » «Вон человек, что скажешь ты о нем? » – Спросил я у товарища другого. «Я с этим человеком незнаком, Что я могу сказать о нем плохого? » Итак, во многом от нас самих зависит, что именно видим мы в другом человеке – хорошее или дурное. Преподобный авва Дорофей рассуждает по этому поводу: «При встрече с людьми больше всего нужно избегать подозрительности, от которой происходит пагубное осуждение. Имею множество примеров, доказывающих, что всякий судит о других согласно собственному душевному состоянию. Допустим, например, что кому-то случилось стоять ночью у дороги, и мимо него проходят три человека. Увидев стоящего, один из них подумает, что он, наверно, поджидает кого-то для блудного свидания; другой подумает, что этот, несомненно, вор: вид у него подозрительный; третий подумает, что этот, наверно, с кем-то условился ... далее ...
Часть 8. Гнев / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... недавно окружавший единственную дочь заботой и попечением, так жестоко и беспощадно расправился с ней? Диавол нашел его слабое место – гневливость. Не поборов в себе страсть гнева, нечестивый отец был полностью захвачен ею, он уже не владел собой, превратившись в послушную игрушку в руках сатаны. Страсть гнева, как и блудную, святые отцы не зря сравнивают с огнем, пламенем, пожаром. «Из искры возгорится пламя»: начавшись с небольшой вспышки, гнев способен за считанные минуты охватить душу и привести к непоправимым последствиям. Как не допустить пожара, как гасить в себе адский пламень? Преподобный авва Дорофей приводит такую аналогию: «Кто разводит огонь, тот берет сначала малый уголек: это слово брата, нанесшего оскорбление (то есть внешний фактор, вызвавший гнев и раздражение. – свящ. П. Г.) . Вот это пока еще только малый уголек, ибо что такое слово брата твоего? Если ты его перенесешь, то ты и погасил уголек. Если же будешь думать: “Зачем он мне это сказал, и я ему скажу то и то, и если бы он не хотел оскорбить меня, он не сказал бы этого, и я непременно оскорблю его”, вот ты и подложил лучинки или что-либо другое, подобно разводящему огонь». С раздражением, гневом ... далее ...
Карнеги, "Анти-Карнеги" и Авва Дорофей - читать, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... «Анти-Карнеги» и Авва Дорофей Книжная полка практически каждого магазина не обходится у нас сегодня без объемистых томов американца Дейла Карнеги. Кто же этот автор, которого так много печатают, и, по-видимому, много читают? В одной из первых массовых публикаций на русском языке книг Дейла Карнеги (1888–1955) он представлен российским читателям как “специалист в области человеческих отношений”. Столь необычный титул придуман не из желания ему польстить, а в связи с действительным затруднением определить его место в привычных нам социальных ячейках. Он не ученый: не психолог, не врач, не философ; он не партийный пропагандист, не проповедник. Он – практик, который осмыслил составляющие собственного успеха во “влиянии на людей” для удачного бизнеса, и, таким образом, оказался на знамени “американского образа жизни”. Если учесть, что вторая половина XX в. – период тотальной американизации земного шара (на рубеже XXI века спешно американизируются нации, которые до этого в течении семидесяти лет были “советизированы”) , то можно сказать, что Карнеги – один из идеологов нынешней цивилизации вообще. Который раз за всю российскую историю вновь распахнуто окно на Запад. Но теперь ... далее ...
Депрессия — это тоже испытание для верующего / ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... намерения… Безусловно, между депрессией и духовными проблемами человека во многих случаях есть определенная связь. Реактивная депрессия развивается как ответ на некие негативные воздействия. Иногда эта реакция бывает неадекватной, и тогда мы можем говорить о том, что развитие депрессивного синдрома есть следствие определенной духовной слабости человека, его маловерия. Человек, который впал в подобное состояние, не доверяет Богу и не может понять, для чего он проходит через те или иные испытания. Святые отцы — святители Иоанн Златоуст, Афанасий Великий, блаженный Феодорит Кирский, преподобные авва Дорофей, Иоанн Кассиан Римлянин, описывая такие состояния, как печаль и уныние, замечали, что при печали бывает скорбь, упадок духа, отчаяние, психическая тяжесть, изнеможение, чувство стесненности, беспокойство, угнетенность, а при унынии отмечается также состояние лености, «отягчение тела и души, что подталкивает человека ко сну, хотя он в действительности не устал», вялость, оцепенение, небрежность, беспечность, «потеря аппетита, отвращение, томление и равным образом упадок сил». То есть по сути современная медицина и святые отцы описывают одни и те же симптомы. ... далее ...
Игумен Нектарий (Морозов): «В жизни человека нет ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... только тогда, когда человек теряет желание, теряет решимость назад возвращаться. Безусловно, назад возвращаться трудно. Вообще христианская жизнь современного человека требует очень большого мужества. Потому что когда ты чувствуешь себя человеком сильным, человеком твердым, когда ты неуклонно идешь по пути исполнения заповедей Христовых, то ты в себе самом спустя какое-то время обретаешь определенное утешение, потому что видишь, что страсти стали тебя бороть в гораздо меньшей степени; ты видишь, что ты чего-то добился, в чем-то преуспел и постепенно переходишь в то состояние, которое преподобный авва Дорофей называл «состоянием наемника», когда ты уже ожидаешь какой-то награды. Конечно, эти слова носят очень условный характер, потому что ожидать награды или считать себя преуспевшим может лишь тот христианин, который находится в духовно нездравом состоянии. И тем не менее, что-то отчасти подобное присутствует. А когда ты видишь себя постоянно падающим, отступающим, вынужденным постоянно возвращаться; когда ты видишь, что единственный плод твоей жизни — это сознание греха, покаяние в нем и попытка вернуться в прежнее устроение, то этот путь требует очень большого ... далее ...
Талант общения: Дейл Карнеги или авва Дорофей - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... среди великого многообразия литературы на отечественном книжном рынке красуются добротно изданные тома с именем Дейла Карнеги на обложке. Этот автор весьма популярен благодаря пропаганде особого типа межличностного общения, являющегося образцовым, общепринятым в Америке и во всем западном мире стандартом поведения. Дейл Карнеги привлекает современного читателя отсутствием привычного и изрядно наскучившего схоластического морализаторства, и его этическая доктрина имеет огромный успех среди нашей интеллигенции, преподавателей, читающей молодежи, тех, кто пытается использовать его приемы для достижения успеха в бизнесе, личной жизни. Читателю, попавшему под обаяние гипноза этого автора, трудно осознать и определить подлинную ценность всего того, что предлагается внутри этой этической системы. Вообще все, что приходит с Запада, мы привыкли воспринимать как передовое, современное, жизненно значимое. Порой это мешает нам увидеть наши собственные ценности, которые присущи нашей многовековой православной традиции. Для того чтобы донести эти ценности, чтобы они стали понятны и доступны современному читателю, конечно, требуется определенный труд, поскольку ценности эти далеко ... далее ...
Пост – это и про ограничение в еде / ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... за ужином, съесть таблеточку Магне В6 вместе с едой. И на следующий день, как бы вы ни голодали, у вас будет полное благодушие. Это для тех, кто не выдерживает. А закалённые постом умеют терпеть и раздражение, которое вскипает иногда, но наружу не выходит, что-то его не выпускает, какая-то всепрощающая слабость и невозможность рассердиться. Вадим К. 31 марта 2019, 14: 17 Засчитывается или не засчитывается. Нельзя младенцу давать сухари и от первоклассника требовать умения решать квадратные уравнения. Для кого-то отказаться хотя бы на неделю от мяса и есть разносолы немалый подвиг. Как преп. авва Дорофей пручал преп. Досифея монашескому посту? И не у него ли в книге порицается как раз попытки заставлять новичков сразу всходить на высоты постнического подвига? Несомненно, каждый должен нести свой подвиг, если хочет угодить Богу, но по силам, которые Бог же и дает. Вот именно: тут пусть каждый будет себе сам судья. Катерина 31 марта 2019, 00: 27 Всё правильно, пост это ограничение СЕБЯ во имя Христа. Се-бя. Но не других. Если бы постящиеся следовали бы этому принципу требовательно относиться именно к себе хотя б кулинарном отношении, то данной дискуссии не могло бы быть ... далее ...
Что русские святые говорят о миссионерском ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... выслушали. Как такие вещи можно узнать? Только если Господь вразумит. Далее святой Иннокентий наставляет: «Имей всегда скромное и смиренное расположение духа и не обещай себе самонадеянно необычайных или верных успехов по твоему делу. Такие обещания происходят от гордости, а гордым не дается благодать. Всякий раз, когда ты принимаешься за дело, приводи себя в спокойствие и полное присутствие духа; иначе ты не можешь высказать и того, что знаешь твердо и основательно» [24]. Это тоже очень важный момент, о котором забывают те, кто, вступая в разговор о вере, начинают резко говорить. Преподобный авва Дорофей писал, что ни одно, сказанное по страсти, не угодно Богу – каким бы оно ни казалось умным и благочестивым. Так что если мы говорим с гордостью или раздражением и не можем от этого освободиться, то нужно прекратить разговор, ибо он не будет угоден Богу. Говорить о вере можно только в спокойном и смиренном состоянии духа, как писал об этом святой Иннокентий. После этого святитель пишет: «Помни всегда, что если проповедник не будет иметь в себе любви как к своему делу, так и к тем, кому проповедует, то и самое лучшее и красноречивейшее изложение учения может остаться ... далее ...
О страхе будущего мучения и о том, что желающий ...Искать в Источникеprihod.ru
... я был болен ногами и страдал от них, некоторые из братии, пришедши посетить меня, просили, чтобы я сказал им причину болезни, имея, как я думаю, двоякую цель: чтобы несколько утешить меня и отвлечь мысли мои от болезни, и чтобы дать мне случай побеседовать с ними что-нибудь о полезном. Но так как болезнь не позволила мне сказать им тогда, что они хотели, то нужно вам ныне послушать о сём: ибо приятен рассказ о скорби по миновании скорби. Так и на море, когда поднимается буря, то все находящиеся на корабле сетуют; когда же буря пройдёт, то все с радостию, весело рассказывают друг другу о случившемся. Хорошо, братия, как я всегда говорю вам, каждое дело возлагать на Бога и говорить: ничего не бывает без воли Божией, но, конечно, Бог знал, что это хорошо и полезно, и потому так сделал, хотя бы сие дело и имело какую-нибудь внешнюю причину. Например, я мог бы сказать, что поелику я вкушал пищу со странниками и несколько понудил себя для того, чтобы их угостить, то желудок мой отяготился, произошел отёк на ноге моей и от того я сделался болен; мог бы я привести и другие различные причины, ибо ищущему их в них нет недостатка; но самое достоверное и полезное есть то, чтобы ... далее ...
О недостатках церковной жизни / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... одной простой причине: ну вот есть чей-то недостаток, есть чей-то грех — что конкретно меняет это в жизни нашей? Это отменяет для нас необходимость жить по Евангелию? Или необходимость участия в таинствах церковных? Или смягчает требования к нам нашей совести? Нет, не смягчает, и ни в коем случае смягчать не должно. А раз от этого ничего не меняется в нашей жизни, зачем придавать этому большее значение, нежели оно для нас имеет?.. Почему это есть в жизни чужой, как это вошло в жизнь чужую, мы не знаем. Не знаем, в какой момент человек надломился, надорвался, каким образом враг его уловил. Преподобный авва Дорофей говорит, что когда ты видишь падение брата, вспомни, что ты не видел его подвига перед этим, не знаешь, каким образом он подвизался, сколько времени он страдал и с какою силою он боролся. Может быть, он пал в такой борьбе, что Господь не будет его за это судить слишком строго. Как же ты, всего этого не зная, собираешься суд об этом человеке изречь? Когда люди увлекаются обсуждением чужих пороков и преступлений, их этот процесс постепенно захватывает Когда люди увлекаются обсуждением чужих пороков и преступлений, их этот процесс постепенно захватывает. И тогда ... далее ...
  001   002   003  004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
В началоИскать в картинках
Постоянная ссылка на эту страницу: Преподобный авва Дорофей
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера