Фрагменты из приходских бесед. Об осуждении Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 36, 2003 30 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 36, 2003 Сегодня мы с вами будем беседовать о поучении шестом преподобного аввы Дорофея, которое говорит о том, чтобы не судить ближних. И чтобы более плавно перейти к этой теме от темы смиренномудрия, давайте еще раз вспомним, о чем говорит авва Дорофей в начале второй главы. Кто из вас помнит? — Он говорит, почему смиренномудрие считается главным достоинством человека. Отец Алексий: Авва Исаия говорит (эти слова можно встретить в Добротолюбии): “прежде всего, братья, нам нужно смиренномудрие, чтобы каждому человеку на всякое дело мы были готовы сказать — прости”. На самом деле достаточно сложно сказать прости и попросить прощения, — и для взрослых, и для детей. Мы немножко говорили об этом в прошлый раз: что такое простить и что такое сказать прости. Почему же этим словом, как говорит авва Дорофей и авва Исаия, сокрушаются все козни и все стрелы врага? Давайте еще раз к этому вернемся. Действительно, почему на самом деле словом прости мы побеждаем врага, почему именно этим словом мы побеждаем дьявола? — Говоря прости, мы искореняем гордыню… Отец Алексий: Ну, да, можно объяснить так, а можно — совсем просто и понятно для всех людей. Представьте себе, что будет с дьяволом, если он сможет сказать прости, — кем он станет? Кем станет бес, если он это скажет 1 ? То же самое происходит и с человеком; дети сразу это понимают и чувствуют. Если можно представить себе такую ситуацию, что бес может сказать прости, — в этот момент он становится ангелом, к нему возвращается его изначальное достоинство. То же самое происходит и с человеком: состояние гордыни, помраченности, злобности вдруг исчезает, и человек приобщается к жизни ангельской. Поэтому тем самым он побеждает врага, потому что тот не может, к величайшему сожалению, сказать прости, но и ничего против этого слова он тоже сделать не может. Все то, что он накручивает вокруг человека с таким хитроумием, с такой тщательностью, разрывается и побеждается обычным словом прости.

http://pravmir.ru/fragmentyi-iz-prihodsk...

Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 11, 1996 Почему современен авва Дорофей Проблема конфликтов между людьми сегодня для психологов и социологов стоит на важнейшем месте. Условия сегодняшней жизни — это все ускоряющиеся ее ритмы и постоянное общение с людьми; общение пусть поверхностное, но со столь широким кругом людей, какой не могли и помыслить себе учители нравственности ни в IV, ни даже в XVIII веке. Однако все это вовсе не значит, что святоотеческие наставления для нас устарели. Например, беседа О злопамятности преподобного аввы Дорофея 1 , жившего в конце VI — начале VII веков, в общем-то предназначалась для монахов, как и все его поучения. Но по нескольким причинам она поразительно подходит сегодня для нас всех. Во-первых, сейчас нам особенно нужна его необычайная отеческая снисходительность к немощи новоначальных учеников. Во-вторых, для нас важна ситуация, в которой у аввы Дорофея возникала потребность давать именно такие наставления. Подобную ситуацию скопления большого числа людей, не связанных родственными узами или взаимоотношениями сверстников и в то же время постоянно общающихся между собой на основе взаимного равенства, тогда можно было встретить только в общем жительстве монахов. В эпоху патриархального быта, которая, кстати, явные признаки своего отмирания стала подавать лишь каких-то 100–150 лет назад, жизнь людей была полностью замкнута на внутрисемейный круг и хорошо характеризуется известным афоризмом: “Мой дом — моя крепость”. Так что тот тип социальных отношений, который тогда был исключением и встречался только в “киновиях” и “лаврах”, населенных собравшимися туда для совместного духовного и телесного труда монахами, теперь стал повсеместной реальностью жизни. Теперь каждый человек не меньше половины своего времени проводит в “коллективе” людей, случайно оказавшихся вместе: группа детского сада; школьный класс; производственный коллектив; больничная палата; очередь; туристическая группа, — да мало ли еще что, всего не перечислишь. И везде человек так или иначе общается с окружающими “случайными” людьми, с которыми его сближает лишь общее дело или место.

http://pravmir.ru/konfliktologiya-prepod...

Скачать epub pdf Предисловие Многие верующие христиане испытывают потребность в духовном руководстве, которое в наше трудное время не всегда легко найти. Но чтобы не заблудиться в своих исканиях и вместо истинного духовного ведения не обрести прелестное мудрование, необходимо руководствоваться святоотеческими писаниями. «Кто сейчас не читает книг святых отцов, – писал еще в XIX веке святитель Игнатий Брянчанинов , – спастись не может». Эта книжечка составлена нами для пользы верующих людей, ищущих спасения. Она представляет собой краткий конспект Поучений преподобного Аввы Дорофея , которую Оптинские Старцы называли «азбукой монашества». Надеемся, что она будет полезна не только инокам и тем, кто желает стать на монашеский путь, но и всем, благочестно жити хотящим и желающим возрастать духовно. Наставления преподобного аввы Дорофея разделены на семь поучений, каждое из которых соответствует определенному дню недели. Будем же стараться читать сии краткие наставления, чтобы не оказаться нам виновными за невежество и нерадение о своем спасении на Страшном Суде. Да спасет нас всех Христос Господь молитвами преподобного аввы Дорофея , Ему же слава со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь.   Поучение первое (понедельник) Цитаты из книги «Душеполезные поучения и послания» 1 . От незначительных грехов, от того, что говорим: какая важность в том или в другом, образуется в душе злой навык, и человек начинает нерадеть о великом. 2 . Ибо от того, что человек не заботится о своих грехах и не оплакивает своего мертвеца (свое греховное состояние), не может он преуспеть ни в чем добром, но всегда обращает внимание на дела ближнего. 3 . Ничто так не обнажает человека и не приводит в оставление Богом, как злословие или осуждение или уничижение ближнего. 4 . Порицать – значит сказать о ком-нибудь: такой-то солгал или разгневался или впал в блуд или сделал что-либо подобное. 5 . Осуждать – значит сказать: такой-то лгун, гневлив, блудник. 6 . Уничижение есть то, когда человек не только осуждает другого, но и презирает его, т.е. гнушается ближним и отвращается от него как от некоей мерзости. Это хуже осуждения и гораздо пагубнее.

http://azbyka.ru/otechnik/Dorofej/kak_vo...

     Я хотел бы поговорить об одной человеческой болезни – грубости характера. Многие отцы Церкви особо отмечали этот недостаток, потому что грубость – это отсутствие любви. А отсутствие любви – это отсутствие духовной жизни или ее ложная направленность. Христианину нужно приобрести сердце кроткое и любвеобильное. Мы можем внешне вести себя вежливо и учтиво, но вежливость эта может быть жесткой, мертвой. Эта вежливость будет просто обходительностью и приобретенным навыком поведения. Мы, монахи и христиане, не придаем светской внешней вежливости очень большого значения. Человек может не знать внешнего этикета: например, как войти в какой-нибудь аристократический дом, как себя там вести и держаться, как пользоваться всевозможными столовыми приборами, – и при этом обладать редким душевным благородством и тонкостью. Я знал одного монаха-отшельника, который 40 лет не выезжал со Святой Горы. Как-то его навестил один знакомый, взяв с собой своего пятилетнего сына. Отшельник 40 лет не видел маленьких детей. Как только он увидел ребенка, он воскликнул: «Господи, помилуй!» Он очень долго смотрел на мальчика и потом проговорил: «Надо же! Какой маленький! Первый раз за 40 лет вижу здесь ребенка!» Он осмотрел его голову, лицо, ноги, руки. «Какая маленькая голова, какие маленькие ножки и ручки!» Единственным малышом, которого он видел за всё это время на Афоне, был Младенец Христос на руках Богоматери. Можно было бы предположить, что такие монахи-отшельники должны бы совсем одичать в одиночестве или потерять способность общаться. Но мы видим нечто противоположное. Многие преподобные отцы Церкви писали в своих творениях о внимательности в отношениях с ближним, они тщательно следили за собой, чтобы каким-нибудь образом не обидеть брата. Вот, к примеру, авва Дорофей пишет, что человека можно обидеть не только словом, но даже и одним презрительным взглядом. Вежливость подвижников проистекает из уважения к человеку как образу Божиему, в ней абсолютно нет чего-то искусственного Если кто-либо из вас видел когда-нибудь подлинно духовных людей, то помнит, насколько вежливы и благородны они, и эта их вежливость проистекает из уважения к человеку как образу Божиему, в ней абсолютно нет чего-то ложного, искусственного.

http://pravoslavie.ru/81394.html

Из двух твоих писем вижу твое сознание в неправильном прохождении и действиях мнимой твоей умной молитвы и желание положить начало к исправлению себя, т. е. оставлении желать и искать высоких мер, как твоя святыня желала и искала, полна сущи страстей: гордости, тщеславия, своенравия, зависти, гнева, ярости, осуждения и прочих; а где есть сознание себя виновною, и послушание к совлечению своей воли и отвержение своего страстного разума, там есть и надежда к исцелению душевных страстей. А вот ты хотела в скверной одежде (страстей) внити на брак и потому потерпела извержение. – Сознаешься в страсти наставлять сестёр, и из ямки бы вылезла погрызться с ними; для чего же погрызться, а не лучше ли духом кротости и любви? Хорошо, что они в простоте сердца, повинуются тебе, но все от жестокости слов робеют и не могут все сказать, что мне довольно из прежних случаев известно; а кротостью и любовью можно больше покорить в доверие, и им будет польза. Ты говоришь, сатана поиграл тобою за частое поминание имени его, надобно же это оставить и обращаться мирно. Еще находишь, что пострадала, за выслушание от многих о... страстях, без страха Божия. Под видом пользы их говорила с ними подробно, от чего они могли чувствовать раздражение. Св. отцы не велят подробно о сем объяснять, ни при исповеди, ни при откровении; а ты это приняла от страстного своего ума, и в этом впредь имей осторожность, – можно научить иногда их тому, о чем они и понятия не имеют, и оное им не нужно: а узнавши, возбуждается брань; а это вредно.– Обжегшись на молоке, надобно и на воду дуть; ты, искавши высоких, и погрешила ими; должно искать, как бы победить свои страсти, – о чем много учат нас св. отцы: Лествичник, авва Дорофей , Кассиан, Нил Сорский , Симеон Новый Богослов и прочие; и, подвизаема на страсти, познавай свою немощь и смирися, а смирение привлекает Божию благодать; уединения большего не ищи, a имей общение с сёстрами; они тебя любят и состраждут о тебе, в этом я уверен. Частое твоё соборование я не одобряю, для чего это? Конечно, таинство сие нужно для христианина принять; и всегда бывает приятно сердцу, когда кто отойдет с сим напутием; но не всегда оное употреблять, по летах многих, одно после другого; а ты это очень часто повторяешь без разума; да к этому же и С... С..., здоровую присовокупила; кажется, это служит для многих соблазном; но ты это делала в безумии; не надобно же того делать в разуме; дело другое – таинство исповедания и причащения, это нужно и часто повторять, а того часто не нужно. – А... Я... можно и одну пособоровать, внушив ей необходимость и нужду этого таинства, ибо оное и забвенные грехи прощает, и подает исцеление, аще будет воля Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Статистика Авва Дорофей, прп. Преподобный авва Дорофей был учеником преподобного Иоанна Пророка в палестинском монастыре аввы Серида в VI веке. В молодости он усердно изучал науки. " Когда учился я внешнему учению, - писал авва, - то вначале весьма тяготился я учением, так что, когда приходил брать книгу, то шел как бы к зверю. Но когда стал я принуждать себя, то Бог помог мне, и я так привык, что не знал, что ел, что пил, как спал, от теплоты, ощущаемой при чтении. Никогда не могли завлечь меня за трапезу к кому-либо из друзей моих, даже не ходил к ним и для беседы во время чтения, хотя любил я общество и любил товарищей моих. Когда отпускал нас философ, я отходил туда, где жил, не зная, что буду есть, ибо не хотел тратить времени для распоряжения насчет пищи " . Так впитывал преподобный авва Дорофей книжную премудрость. С еще большей ревностью посвятил он себя иноческому деланию, когда удалился в пустыню. " Когда пришел я в монастырь, - вспоминал преподобный, - то говорил себе: если столько любви, столько теплоты было для внешней мудрости, то тем более должно быть для добродетели, - и тем более укрепился " . Одним из первых послушаний преподобного Дорофея было встречать и устраивать приходивших в обитель богомольцев. Ему приходилось беседовать с людьми разного положения, несшими всевозможные тяготы и испытания, боримыми разнообразными искушениями. На средства одного брата преподобный Дорофей выстроил больницу, в которой сам прислуживал. Сам святой авва так описывал свое послушание: " В то время я только что встал от болезни тяжкой. И вот приходят странники вечером, - я проводил с ними вечер, а там погонщики верблюдов, - и им приготовлял я нужное; много раз случалось, что когда отходил я спать, встречалась другая нужда, и меня будили, - а затем приближался час бдения " . Чтобы бороться со сном, преподобный Дорофей упросил одного брата будить его к службе, а другого не позволять дремать во время бдения. " И поверьте мне, - говорил святой авва, - я так уважал их, словно от них зависело мое спасение " .

http://lib.cerkov.ru/authors/127

Церковь Все рубрики Преподобный авва Дорофей «Гнев, если закоснеет, обращается в злопамятность, от которой человек не освободится, если не прольёт крови своей» Какой человек, желая научиться искусству, постигает его из одних слов? Нет, сперва он работает и портит, работает и уничтожает своё дело: и так мало-помалу, трудами и терпением научается искусству с помощью Бога, взирающего на его труд и произволение. А мы хотим искусству искусств научиться одними словами, не принимаясь за дело. Возможно ли это? Митрополит Антоний Сурожский Не простить – это остаться во тьме Примем друг друга лаской, любовью, все друг другу простим! Мы будем петь сегодня вечером воскресный канон: «Возлюбим друг друга, рцем друг другу «Братья» и всем простим все Воскресением...» Потому что не простить — это остаться во тьме, когда мы стремимся к свету, не простить — это остаться рабом греха, когда мы ищем свободы, не простить — это сохранить вольной волей в себе семя смерти и жало смерти, когда мы ищем, желаем воскресения, молим о нем, стремимся к нему... «Гнев, если закоснеет, обращается в злопамятность, от которой человек не освободится, если не прольёт крови своей» Какой человек, желая научиться искусству, постигает его из одних слов? Нет, сперва он работает и портит, работает и уничтожает своё дело: и так мало-помалу, трудами и терпением научается искусству с помощью Бога, взирающего на его труд и произволение. А мы хотим искусству искусств научиться одними словами, не принимаясь за дело. Возможно ли это? Преподобный авва Дорофей Не простить – это остаться во тьме Примем друг друга лаской, любовью, все друг другу простим! Мы будем петь сегодня вечером воскресный канон: «Возлюбим друг друга, рцем друг другу «Братья» и всем простим все Воскресением...» Потому что не простить — это остаться во тьме, когда мы стремимся к свету, не простить — это остаться рабом греха, когда мы ищем свободы, не простить — это сохранить вольной волей в себе семя смерти и жало смерти, когда мы ищем, желаем воскресения, молим о нем, стремимся к нему... Митрополит Антоний Сурожский

http://pravmir.ru/category/cerkov/page/1...

Церковь Все рубрики Преподобный авва Дорофей «Гнев, если закоснеет, обращается в злопамятность, от которой человек не освободится, если не прольёт крови своей» Какой человек, желая научиться искусству, постигает его из одних слов? Нет, сперва он работает и портит, работает и уничтожает своё дело: и так мало-помалу, трудами и терпением научается искусству с помощью Бога, взирающего на его труд и произволение. А мы хотим искусству искусств научиться одними словами, не принимаясь за дело. Возможно ли это? Святитель Николай Сербский (Велимирович) Неделя о Страшном Суде (мясопустная) в 2016 году - 6 марта Потому будем разумны и трезвенны и будем непрестанно держать пред очами духовными картину Страшного Суда. Картина сия многих грешников уже обратила с пути погибели на путь спасения. Время наше кратко, и, когда оно истечет, не будет более покаяния. Своею жизнью за это краткое время мы должны сделать выбор, судьбоносный для нашей вечности: встанем ли мы по правую или по левую сторону Царя славы. «Гнев, если закоснеет, обращается в злопамятность, от которой человек не освободится, если не прольёт крови своей» Какой человек, желая научиться искусству, постигает его из одних слов? Нет, сперва он работает и портит, работает и уничтожает своё дело: и так мало-помалу, трудами и терпением научается искусству с помощью Бога, взирающего на его труд и произволение. А мы хотим искусству искусств научиться одними словами, не принимаясь за дело. Возможно ли это? Преподобный авва Дорофей Неделя о Страшном Суде (мясопустная) в 2016 году - 6 марта Потому будем разумны и трезвенны и будем непрестанно держать пред очами духовными картину Страшного Суда. Картина сия многих грешников уже обратила с пути погибели на путь спасения. Время наше кратко, и, когда оно истечет, не будет более покаяния. Своею жизнью за это краткое время мы должны сделать выбор, судьбоносный для нашей вечности: встанем ли мы по правую или по левую сторону Царя славы. Святитель Николай Сербский (Велимирович) Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/category/cerkov/besedy...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Ложь мыслью: что это за грех и почему его многие не замечают? 3 мин., 04.10.2022 Ложь в христианской картине мира не сводится просто к намеренному словесному искажению действительности, когда человек, отдавая себе отчет в своих действиях, осознанно говорит и распространяет неправду. Это более обширное понятие. В широком смысле ложь — это все, что мешает нам жить по заповедям Божьим, все, что искажает замысел Бога о каждом из нас, что разделяет нас с Ним. «С Богом нас разделяет ложь, и только ложь... Ложные мысли, ложные слова, ложные чувства, ложные желания — вот совокупность лжи, ведущая нас к небытию, иллюзиям и богоотречению», — пишет святитель Николай Сербский . Ложь противостоит истине и правде Божьей. Не случайно Иисус Христос, характеризуя сущность диавола, называет его лжецом и отцом лжи (Ин 8:44). О лжи мыслью пишет преподобный авва Дорофей, размышляя в своем девятом поучении о проявлениях лжи в жизни человека. Он выделяет ложь словом, жизнью и мыслью. И если с ложью словом все понятно, то два других вида действительно нуждаются в пояснении. Ложь жизнью состоит в притворстве, когда люди пытаются представить себя перед окружающими лучше, чем они есть на самом деле. «Жизнью своею лжёт тот, кто, будучи блудником, притворяется воздержным; или, будучи корыстолюбив, говорит о милостыне и хвалит милосердие; или, будучи надменен, дивится смиренномудрию», — пишет он. А ко лжи мыслью прибегает тот, «кто принимает за истину свои предположения», от чего «происходят любопытство, злословие, подслушивание, вражда, осуждение». Интересно, что в своих рассуждениях о лжи мыслью авва Дорофей предвосхищает выводы современной психологии о когнитивных или, иначе, мыслительных искажениях (когда, по слову преподобного, человек, «не зная подлинно, придумал то, чего не знал») как причинах дисфункциональных (по сути, греховных) эмоциональных состояний. Когда мы в нашей голове приписываем окружающим мысли и намерения, которые им на самом деле не свойственны, рассматриваем других людей и события не с описательной, а с осуждающей позиции, руководствуемся чувствами и эмоциями при описании реальных событий, практикуем дихотомическое мышление (по принципу «всё или ничего») и другие виды искажений, то создаем вымышленную, фантастическую реальность, которая не имеет ничего общего с реальностью настоящей. Находясь в иллюзорном мире, человек постоянно вступает в конфликт с подлинной реальностью, которая не соответствует придуманному им образу, и в результате впадает в грех уныния, гнева, обиды, зависти и др.

http://foma.ru/lozh-myslju-chto-jeto-za-...

Братия удивились, что великий авва Варсонофий просил молитв у инока, который жил в монастыре всего пять лет и большими подвигами не прославился. Но после смерти преподобного один опытный подвижник, молившийся, чтобы ему было открыто местопребывание почивших отцов обители, увидел во сне в сонме святых и юношу Досифея. 4 марта. ПРАВМИР. Церковь чтит память преподобного Досифея, ученика преподобного аввы Дорофея. Преподобный Досифей жил в конце VI — начале VII вв., воспитывался в богатой и знатной семье. От слуг своего дяди, который был военачальником, юноша Досифей услышал рассказы о святом городе Иерусалиме, и ему захотелось побывать там. Вскоре мечта его осуществилась. Будучи в Гефсимании, он долго смотрел на изображение Страшного суда. Вдруг он увидел рядом с собой женщину, которая объяснила Досифею, что именно изображено на картине. Юноша спросил: «Как можно избежать вечных мук?» На это последовал ответ: «Постись, не употребляй мяса, чаще молись». Вслед за тем странная наставница стала невидимой. Досифей принялся искать ее, но тщетно, ибо Собеседницей была Сама Пресвятая Богородица. Явление Божией Матери произвело на юношу сильное впечатление, и он решил поступить в обитель, где настоятелем был авва Серид, а в числе насельников такие великие подвижники, как старцы Варсонофий Великий и Иоанн Отшельник. Досифей, усердно просивший принять его в число братии, был отдан в ученики старцу Дорофею. Преподобный Досифей нес послушание в монастырской больнице, служа всем недужным. Преподобный Дорофей приучал своего ученика к воздержанию и посту, понемногу уменьшая количество ежедневно съедаемого хлеба. Он также отучил юношу от раздражительности и гнева, постоянно напоминая, что всякое недоброе слово, сказанное больному, говорится одновременно Самому Иисусу Христу. Открыванием помыслов старцу и беспрекословным послушанием инок Досифей совершенно освободил свою душу от пристрастия. Прожив пять лет в подвиге служения больным и послушании своему старцу, преподобный Досифей сам впал в тяжкий недуг. Терпеливо перенося страдания, он никогда не роптал и беспрестанно молился. Незадолго до смерти он просил передать старцу Варсонофию: «Отче, отпусти меня, не могу больше жить». Тот прислал ему ответ: «Терпи, чадо, недалеко уже милость Божия». Через несколько дней преподобный Досифей опять послал к старцу сказать: «Владыко мой, не могу больше жить». Тогда преподобный Варсонофий благословил его отойти к Богу и сам просил умиравшего о молитвах за всю братию, когда он предстанет перед Святой Троицей. Братия удивились, что великий авва Варсонофий просил молитв у инока, который жил в монастыре всего пять лет и большими подвигами не прославился. Но после смерти преподобного один опытный подвижник, молившийся, чтобы ему было открыто местопребывание почивших отцов обители, увидел во сне в сонме святых и юношу Досифея. Преподобный удостоился великой славы в Царстве Небесном за свое совершенное послушание старцу и полное отречение от своей воли.

http://pravmir.ru/cerkov-chtit-pamyat-pr...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010