Скачать epub pdf Житие преподобнаго Филиппа Ирапскаго Память 14 ноября В княжение великого князя московского и всея России Василия Иоанновича 7438 в пределах вологодских, вблизи обители преподобного Корнилия 7439 , появился некий отрок по имени Феофил. Он поселился у одного человека по имени Василия. Пропитание он снискивал именем Христовым. У юноши был благочестивый обычай каждый день посещать Божественную службу, каждую ночь проводить в молитве, беспрестанно бодрствуя. Видя смирение Феофила, его кротость и любовь к молитве, все стали дивиться этому юному отроку. Никто никогда не видел, чтобы он принимал участие в детских играх или смеялся. О нем сказали преподобному Корнилию. Преподобный повелел привести к себе отрока. Корнилий тихо и кротко спросил юношу, кто он и откуда родом, как его зовут, и где живут его родители. Заплакав, отрок поклонился в ноги святому и сказал: «Прости меня, честный отче, я не помню своих родителей, остался после них в малых летах; сказывали мне, что они были крестьяне, а мне имя Феофил. Скитался я, питаясь именем Божиим, не знаю, как пришел сюда, и теперь живу здесь у своего хозяина. Молю тебя, честный отче, позволь мне потрудиться в твоей обители, сколько я могу». Святой Корнилий своими прозорливыми очами провидел, что он будет избранным сосудом Божиим. Он повелел принять Феофила в монастырь и поручил его ризничему. Отроку тогда было всего 12 лет. Со дня поступления в монастырь он начал усердно служить братии, отличался великим послушанием и смирением. Около 3 лет служил он так братии. Видя его рвение и кротость, ризничий сообщил об этом преподобному Корнилию. Все иноки любили трудолюбивого отрока. Когда ему исполнилось 16 лет, преподобный Корнилий призвал его к себе и сказал: «Дорогое мое чадо, ты вполне достоин воспринять иноческое пострижение». Феофил с радостью ответствовал: «Всего более желает этого душа моя, прошу тебя, святой отче, не медли исполнить это благое и Богоугодное дело». Сам преподобный Корнилий, наставив блаженного, постриг его в иноки, причем ему дано было имя – Филипп. Для духовного руководства отдали юного инока весьма искусному и благочестивому иноку Флавиану. Прежде всего он научил святого Филиппа грамоте. Господь помог своему верному рабу. В короткое время Филипп хорошо изучил грамоту и мог быстро читать книги Священного Писания. Много лет подвизался в обители преподобный Филипп, исполняя все послушания. Он то прислуживал в церкви, то работал в пекарне, носил воду и дрова, днем исполнял разные работы для братии, а ночью молился. Особенно строго он соблюдал пост и подавал пример истинного воздержания. Братия дивились таким подвигам преподобного и стали просить святого Корнилия, чтобы он поставил у них Филиппа пресвитером. Блаженный охотно исполнил их просьбу. Тогда Филипп усугубил свои подвиги, так что иноки еще более стали удивляться его добродетельной жизни. Заметив это, Филипп смутился духом и стал скорбеть.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Житие Корнилия Комельского Подготовка текста и комментарии А. Г. Сергеева, перевод А. А. Романовой Житие св. Корнилия Комельского – памятник вологодской житийной литературы второй половины XVI в., посвященный св. Корнилию (ок. 1456–1538 гг.), основателю Введенского Комельского монастыря на юге Вологодского края, недалеко от современного г. Грязовец. Монастырь быстро превратился в крупный духовный центр; согласно сохранившимся известиям среди учеников св. Корнилия было 8 основателей севернорусских монастырей – общерусских или местночтимых святых (святые Кирилл Новоезерский, Геннадий Костромской, Адриан Пошехонский, Филипп Ирапский, Иродион Илоезерский, Даниил Шушгорский, Симон Сойгинский, Зосима Ворбозомский). Житие известно в нескольких редакциях XVI–XIX вв.: Ранней, Основной, редакции с чудом 1651 г., Сийской, Архивской, Сокращенной, Особой, трех проложных редакциях. Ранняя редакция Жития возникла, по-видимому, на основе уже существовавших записей о поучениях и чудесах святого в 60–70-е гг. XVI в. В 1589 г. Житие было дополнено иноком Корнилиева монастыря Нафанаилом, создавшим таким образом Основную редакцию. Текст Жития издается по старейшему из известных списков, содержащему текст Ранней редакции: РНБ, Кирилло-Белозерское собр., 28/1267, последняя четверть XVI в., л. 1–73 об. МЕСЯЦА МАЯ В 19 ДЕНЬ. ЖИТИЕ И ПОДВИГИ ПРЕПОДОБНОГО ОТЦА НАШЕГО КОРНИЛИЯ, ОСНОВАВШЕГО НА КОМЕЛЬСКОМ ЛЕСУ ПРЕСЛАВНЫЙ МОНАСТЫРЬ ВВЕДЕНИЯ ПРЕЧИСТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И В НЕМ ОБЩЕЕ ЖИТИЕ СОЗДАВШЕГО Подобает православным христианам на пользу исследовать жития святых мужей, и из тех словес извлекать пользу, по сказанному: духовное к духовному прилагается и помня, чему те учат, стараться понемногу подражать земной их жизни, возводя душу, насколько возможно, к ревности . Здесь в монастыре пребывая, мы слышим, что многие помышляют и говорят: «как за малое время эта святая обитель столь процвела и устроилась»; особенно же , видя порядок, благоустроение и великое благочиние. И каждый из них просит: дайте нам написанное житие святого старца нашего, господина нашего Корнилия, так как слышим от многих, живущих вокруг, о знамениях, бывающих от гроба святого старца Корнилия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сортировать по Исключить новости Отшельник — учитель народа XVI века Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 51, 2008 4 января, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 51, 2008 Из истории монашеских движений на Руси Пред концом XV века общежительные монастыри достигли цветущего состояния. Обширные вотчины и промыслы и значительные денежные средства обеспечивали содержание многочисленной братии. Мирские заботы проникли в самую среду иночества. Сама начальная братия, монастырские власти были завалены хлопотами по управлению разросшимся монастырским хозяйством. Древний дух отшельничества стал заметно меркнуть. Но воспоминания о трудах и “тесном житии” основателей монастырей и сподвижниках их, ярко сиявших из глубины времён святостью жизни, были ещё свежи среди многих иноков, и стремление к пустынножительству, поддерживаемое с каждым годом расширявшеюся письменностью аскетическою, увлекало немалое число из монашествующих. Поэтому голоса, раздававшиеся против падения иноческой жизни, были сильны и значительны. Главную причину упадка видели во владении населёнными местами, но вскоре недовольство распространилось и на весь строй общежительных монастырей. Более ревностные начали покидать их, убегая в пустынные места. Появились небольшие пустыни, где жили один-два и много десять-двенадцать отшельников. Они получили главное распространение в пределах Белозерского края, в его пустынных лесах. Пожить в пустынях за Волгой бежали и из подмосковских монастырей. Отсюда отшельники, недовольные порядками общежительных монастырей, получили название Белозерских или заволжских старцев. Одним из них был преподобный Филипп Ирапский. Деятельность его падает на первую половину XVI в. (†1537 г.). Источником сведений о преподобном Филиппе Ирапском служит житиё его, составленное иноком Спасо-Каменного монастыря Германом, близко знавшим святого. Это житиё в 1879 г. издано Обществом Любителей Древней Письменности под редакцией профессора В. О. Ключевского по позднему списку поморского письма.

http://pravmir.ru/otshelnik-uchitel-naro...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ФИЛИПП ИРАПСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Филипп Ирапский в житии. Русская икона (конец XVIII в., 138,6×101 см). Череповецкий краеведческий музей Филипп (+ 1527 ), основатель Ирапской пустыни , преподобный Память 14 ноября , 11 июля (память обретения мощей ) и в Соборах Вологодских и Новгородских святых Не помнивший родителей, круглый сирота, 12-летний Феофил поселился вблизи Комельской обители и жил подаянием. Преподобный Корнилий принял благочестивого отрока в обитель и через три года постриг в иночество с именем Филипп. Кроткий, смиренный и трудолюбивый, он, по ходатайству братии, был удостоен священства . Стремление к высшим подвигам побудило его удалиться в Белозерскую округу. Здесь, пользуясь покровительством князя Андрея Шелешпанского , выделившего ему землю близ реки Ирапа, преподобный поставил часовню во имя Пресвятой Троицы и соорудил себе келлию. Молва о святом пустыннике распространилась по всей округе, и к нему стали стекаться иноки. Вскоре на месте часовни была поставлена церковь во имя Святой Живоначальной Троицы. Преподобный Филипп провел в пустыни 15 лет и скончался в 1527 году в возрасте 45 лет. Почитание Мощи его были положены под спудом в Троицком храме. Над его гробницей была икона, написанная по видению иноком Феодосием. Вскоре после кончины святого Филиппа на месте его подвига возник Красноборский Филиппов монастырь . Празднование преподобному Филиппу было установлено в конце XVI века. Рукописная служба ему относится к концу XVI века. Ныне мощи преподобного Филиппа покоятся в часовне освященной в его имя в городе Череповце . Молитвословия Тропарь, глас 4 Яко кедр, в пустыни давидски растущ,/и яко финикс, благоуханен цветущ,/ревнитель учителю твоему был еси,/преподобному отцу Корнилию,/стопам бо его последовал еси/и, святое иго взем,/светлым житием просиял еси, яко солнце,/явлься мирови многими чудесы, отче Филиппе!/И ныне на Небесех предстоиши Престолу Пресвятыя Троицы/и, яко великое имея дерзновение,/преподобнии свои руце воздев,/моли от враг сохранитися градом нашим//и спастися душам нашим.

http://drevo-info.ru/articles/4371.html

А.А. Половцов Филипп, преподобный Ирапский, Череповецкий Филипп Ирапский, преподобный, инок-подвижник и проповедник XV–XVI вв. (канонизирован в конце XVI в.), в мире носивший имя Феофила, род. в 1493 г., умер 14 ноября 1537 г. Оставшись сиротою с ранней юности, он провел первые годы жизни в скитаниях по селеньям северной Руси, питаясь милостынею. В конце 1505 г. Ф. дошел до Комельской обители, где в то время подвизался преподобный Корнилий († 1537). Пораженный благочестием, смирением и кротостью юноши, Корнилий согласился на просьбу Ф., принял его в свою обитель и через три года постриг в монашество, отдав под руководство иноку Флавиану для обучения грамоте и божественному писанию. Через несколько лет после этого Ф., по просьбе братии, был посвящен в священнический сан, но вскоре, недовольный всеобщим уважением к себе, с позволения Корнилия удалился из монастыря. В 1517 г. между реками Андогою и Малым Ирапом Ф. облюбовал себе место и решил устроить на нем свою пустынь. Князь Андрей Васильевич Шелешпанский, вотчинник этой земли, отмежевал ему участок, и здесь Ф. была устроена сначала небольшая келья, потом, когда князь Андрей подарил ему всю землю до реки Большого Ирапа – часовня во имя св. Троицы, а затем, с помощью того же князя и богомольцев, начавших посещать Ф. во множестве, и церковь св. Троицы. Ф. умер на 45-ом году от рождения. Вскоре после его смерти на Ирапе была устроена обитель, названная по основателю Филипповою, по месту – Красноборскою или Ирапскою, по главному престолу – Троицкою (в 45 верстах от Череповца, нынешней Новгородской епархии); упраздненная в 1764 г., она была восстановлена в 1792 г. Мощи Ф. покоятся под спудом в каменной церкви св. Троицы. Прославясь подвижнической жизнью, Ф. в то же время приобрел известность, как проповедник. Некоторые из поучений Ф. большею частью в отрывках или в виде кратких наречений сохранились в житии его, написанном его учеником Германом; составленные довольно просто и безыскусственно, они любопытны как образцы северно-русской проповеди XVI века; нельзя, впрочем, предполагать большой точности в их передаче, так как, записанные по памяти, они, весьма вероятно, были подправлены переписчиками.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Трудным и безрадостным было детство святого. Круглый сирота, 12-летний Феофил поселился вблизи Комельской обители и жил подаянием. Преподобный Корнилий († 1537; 19 мая/1 июня) сжалился над бесприютным сиротой, принял благочестивого отрока в обитель и через три года постриг в иночество с именем Филипп. Кроткий, смиренный и трудолюбивый, он, по ходатайству братии, был удостоен священства. Прослужив 15 лет в Корнилиевской обители, Филипп из любви к уединенной жизни удалился в Белозерские пределы и поселился на пустынном берегу реки Андоги. Здесь, пользуясь покровительством князя Андрея Шелешпанского, выделившего ему землю близ реки Ирапа, в 45 верстах от Череповца, преподобный поставил часовню во имя Пресвятой Троицы и соорудил себе келлию. Молва о святом пустыннике распространилась по всей округе, и к нему стали стекаться иноки. Вскоре на месте часовни была поставлена церковь во имя Святой Живоначальной Троицы. Усердные души приносили отшельнику все нужное для богослужения, а он часто приносил Бескровную Жертву за спасение своих братий христиан. Много вытерпел он скорбей в пустыне, но твердо молился Господу. Раз пришел к нему благоговейный поселянин Мелетий и, после долгой беседы о душевном спасении, оставлен был ночевать. В полночь, проснувшись, стал он звать старца, но его не было в келлии; посмотрев в окно, увидел он: старец стоит у церкви с воздетыми к небу руками и руки его светятся, как свечи. Мелетий рассказывал это потом многим. Так подвизался в пустыни преподобный Филипп и приблизился к смерти. Когда стал он немощен ногами, так что не мог ходить в церковь , пришел к нему инок Герман, знавший его и прежде, и выпросил у святого старца дозволение жить с ним. Герман во время разговоров расспрашивал старца о прошлой жизни его и тайно записывал, что слышал. Немного времени спустя старец сказал ученику: «Прошу любовь твою: когда увидишь меня мертвым, не оставь меня валяться на земле – погреби меня, я дряхл; ныне с тобой, а завтра найдешь меня мертвым». Причастившись Св. Таин, святой старец вечером почил мирно; ученик, совершив свое правило, застал уже его умершим. Необлеченный в сан священства Герман не знал, что ему делать. На рассвете вышел из келлии, и вот идет к нему старец. Оказалось, что то был священноинок Свирский Иона, слышавший об отшельнике Ирапском и желавший видеться с ним. Преподобный Филипп скончался 14 ноября 1527 года на 45-м году от рождения. Мощи его были положены под спудом в Троицком храме. Над его гробницей была икона, написанная по видению иноком Феодосием. Вскоре после кончины святого Филиппа на месте его подвига возник Красноборовский Филиппов монастырь. Празднование преподобному Филиппу было установлено в конце XVI века. Рукописная служба ему относится к концу XVI века.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Сортировать по Исключить новости Знаете ли вы русских святых? (ВИКТОРИНА) В праздник Всех святых, в земле Российской просиявших, предлагаем вам проверить свои знания.  30 июня, 2019 В праздник Всех святых, в земле Российской просиявших, предлагаем вам проверить свои знания.  В праздник Всех святых, в земле Российской просиявших, предлагаем вам проверить свои знания. Эти святые просияли в земле Российской? 1. Преподобный Антоний Римлянин   Да   Нет 2. Святитель Кирилл, Епископ Туровский   Да   Нет 3. Великомученик Георгий Победоносец   Да   Нет 4. Преподобный Ксенофонт Робейский   Да   Нет 5. Святой мученик младенец Гавриил Белостокский   Да   Нет 6. Преподобный Кирилл Чешский   Да   Нет 7. Преподобный Ефрем Сирин   Да   Нет 8. Преподобный Филипп Ирапский   Да   Нет 9. Преподобный Нил Сорский   Да   Нет 10. Святитель Николай Мирликийский   Да   Нет 11. Преподобный Филипп Рабангский   Да   Нет 12. Преподобный Симеон Столпник   Да   Нет 13. Великомученица Параскева Пятница   Да   Нет 14. Праведный Василий Мангазейский   Да   Нет 15. Преподобный Иоанн Лествичник   Да   Нет  Loading… Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме " class=" hh-topics-slider__arrow " > 11 сентября, 2021 13 июля, 2021 7 июня, 2021 27 августа, 2020 2 мая, 2020 19 января, 2020 25 декабря, 2019 11 августа, 2019 1 августа, 2019 Помогите Правмиру работать в этих сложных условиях пожертвовать рублей в месяц Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/znaete-li-vyi-russkih-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДАНИИЛ Преподобные Даниил Шужгорский (в земном поклоне), Иродион Илоезерский и Филипп Ирапский. Фрагмент иконы «Собор Белозерских святых». Нач. XVIII в. (ЦМиАР) Преподобные Даниил Шужгорский (в земном поклоне), Иродион Илоезерский и Филипп Ирапский. Фрагмент иконы «Собор Белозерских святых». Нач. XVIII в. (ЦМиАР) (XVI в.?), прп. (пам. 21 сент., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Шужгорский, основатель Преображенского Шужгорского (Спасского на Шужгоре) мон-ря, располагавшегося в 50 верстах к юго-западу от Белозера (совр. Белозерск, Вологодская обл.) и относившегося к Новгородской епархии. Сведения о Д. крайне скудны. По данным еп. Амвросия (Орнатского) , он был родом из «стран московских», принял постриг в Корнилиевом Комельском в честь Введения во храм Пресв. Богородицы муж. мон-ре . Временем основания Д. Шужгорского мон-ря считается XVI в. Ок. 1739 г. в доношении в Вологодскую духовную консисторию упоминались несвидетельствованные мощи Д., покоившиеся в Шужгорском монастыре, к к-рым стекались на богомолье «разных чинов люди». Монастырь был упразднен в 1764 г., в кон. XIX в. на его месте существовал Спасо-Шужгорский погост. В XIX в. мощи Д. покоились под спудом в каменной Спасо-Преображенской ц. за правым клиросом. Один из приделов церкви, построенной в 1775 г., был посвящен прп. Даниилу Столпнику (возможно, небесному покровителю Д.). В наст. время храм руинирован, могила преподобного не сохранилась. По данным еп. Сергия (Спасского) , память Д. содержалась в рукописных Кайдаловских святцах (кон. XVII в. (?) или 1868 г.) под 2 авг. В кон. XIX в. Е. Е. Голубинский поместил имя Д. в «Списке усопших, на самом деле почитаемых». Канонизация Д. подтверждена включением его имени в Собор Новгородских святых (празднование установлено ок. 1831, возобновлено в 1981). В совр. Минее под 21 сент. помещены 2 молитвы Д. (Минея (МП). Сентябрь. С. 608-609).

http://pravenc.ru/text/171196.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Фuлunn Ирапский, прп. Ключевые слова: Русь, Преподобный, Вологда, Новгород, X-XVII, С житием, Белозерск Дни празднования: 27 ноября (14 ноября по старому стилю) Рейтинг иконы в этом году: (в прошлом: 0). Если это Ваша любимая икона, проголосуйте за нее ! Живое обсуждение: Пообщаться об этой иконе на форуме . Раздел основан участником [ tol ] 2009-12-14. Описания иконы Филипп Ирапский, прп. - житие В монастырское селение при обители преподобного Корнилия Комельского пришёл отрок Феофил и стал жить у боголюбивых людей, питаясь ристовым именем. Каждый день ходил он в церковь и усердно молился Богу. Часто видели его и ночью в усердной молитве. Его кротость, любовь к молитве, довольство малым изумляли поселян и они привели его к преподобному Корнилию.Преподобный спросил: кто он и откуда? Мальчик заплакал, упал к ногам старца и от слёз едва мог проговорить: " зовут меня Феофилом, но кто родители мои - не знаю. Я сирота и скитаюсь, питаясь тем, что подадут Бога ради. Смилуйся надо мною, честный отче! Прикажи мне остаться в обители и я буду трудиться здесь " . Корнилий сжалился над ним и поручил его ризничему; видя его смирение и кротость, он прозорливо сказал, что в этом отроке готовиться сосуд избранный для Господа. Феофилу было тогда 12 лет. Спустя три года кроткий, послушливый и усердный к молитве Феофил, уже на пятнадцатом году своего возраста, пострижен был Корнилием в монашество и н[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет.

http://pravicon.com/icon-3152

В день памяти прп. Филиппа Ирапского архиепископ Вологодский Максимилиан возглавил крестный ход в Череповце 29 ноября 2007 г. 11:22 Во вторник 27 ноября, в день памяти прп. Филиппа Ирапского, в Череповце состоялся традиционный крестный ход с участием духовенства и прихожан двух череповецких храмов. Возглавил торжества архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан . По окончании Божественной литургии торжественное шествие из храма Рождества Христова, возглавляемое настоятелем храма протоиереем Георгием Трубицыным, направилось к Воскресенскому архиерейскому подворью, литургию в котором в этот праздничный день совершил владыка Максимилиан. После этого объединённый крестный ход направился к часовне преподобного Филиппа, на Советском (бывшем Воскресенском) проспекте. Перед часовней архиепископ Максимилиан в сослужении череповецкого духовенства совершил праздничный молебен, по окончании которого обратился к верующим с архипастырским словом. Владыка напомнил собравшимся о том высоком подвиге, который нёс преподобный Филипп, и призвал всех стремиться подражать доброму примеру угодника Божия исполнением заповедей и любовью к Богу и ближним. По окончании молебна все присутствующие получили возможность приложиться к раке с мощами преподобного Филиппа. Сайт Вологодской епархии /Патриархия.ru Календарь ← 24 марта 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/330348.htm...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010