Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ФЕРАПОНТ БЕЛОЗЕРСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Ферапонт Белозерский Ферапонт Белозерский (ок. 1335 - 1426 ), Можайский, Лужецкий чудотворец , преподобный Память 27 мая в день кончины, 27 декабря в день обретения мощей в 1514 г., в Соборах Вологодских , Московских и Радонежских святых В миру Феодор, родился около 1335 года в Волоколамске в семье бояр Поскочиных. С детства он пользовался обшей любовью, и при этом проявил стремление к благочестивой жизни и иночест­ву . Он тайно ушел из родительского дома и, в тридцатипятилетнем возрасте, пришел в Московский Симонов монастырь . Здесь он упросил братию и архимандрита, преподобного Феодора, впоследствии архиепископа Ростовского , тотчас его постричь в иночество , минуя обычно долгий период послушничества. Новоначальный инок был отдан под руководство опытного старца и вскоре строгостью жизни приобрел расположение всей братии. По словам жития, святой хотя и был " не хитр грамоте, но душевную доброту и ум здрав стяжа " . В этой обите­ли инок Ферапонт сблизился с преподобным Кириллом Белозерским , вместе они проходили подвиг спасения в постничестве и молитвах и слушали духов­ные наставления преподобного Сергия Радонежского , посещавшего монастырь для поучения братии. Архимандрит и братия оказывали Ферапонту особое доверие, посылая его с поручениями в дальние места. Однажды по монастырским делам был пришел Ферапонт в Белозерье пешком из Москвы , было ему тогда около 60 лет. Он обошел эти земли, поражавшие суровой северной красотой и располагавшие к уединению. Тогда же преподобному Кириллу было явление Божией Матери , Которая повелела ему идти на север и основать обитель. Когда вернулся из путешествия Ферапонт, Кирилл обратился к нему с расспросами о виденном на севере, спросив, есть ли там места уединенные, где можно было бы безмолвствовать иноку. " Весьма много там таких мест, отче " , - отвечал преподобный Ферапонт и вызвался сопровождать Кирилла в путешествии по Белозерской стране. Так, проведя в Симонове около четверти века, по благословению игумена подвижники отправились на Белоозеро.

http://drevo-info.ru/articles/12698.html

Архив Святые и святыни Но вот пришло время для возрождения древней обители. Лужецкий монастырь был передан Русской Православной Церкви в 1994 году. 23 октября 1994 года в помещении трапезной церкви Введения Богородицы во храм состоялось первое архиерейское богослужение, которое возглавлял митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Знаменательно, что в тот воскресный день читалось Евангелие о воскрешении сына наинской вдовы (Лк. 7, 11–16). Тогда казалось, что монастырь пробуждается к новой жизни в лоне матери-Церкви, как юноша, воскрешенный Господом и отданный матери его. Но, когда после пятивекового пребывания под спудом были обретены мощи основателя обители, преподобного Ферапонта, евангельская история о пробудившемся от смертного сна юноше приобрела другое звучание. После возвращения монастыря на предполагаемом месте захоронения преподобного Ферапонта был утвержден крест, и вокруг него зацвел никем не сеянный розовый и белый клевер. Чудом казалось и то, что заросли репейника, заполонившие всю территорию монастыря, не могли заглушить этот душистый ковер. В 1997 году при открытии фундамента Ферапонтова храма обнаружили место, где прежде находилась гробница над могилой преподобного. 26 мая 1999 года по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия состоялось обретение мощей преподобного Ферапонта. Перед началом работ у фундамента разрушенного храма архиепископом Можайским Григорием в сослужении собора духовенства был отслужен молебен, на котором все присутствовавшие испрашивали у Господа помощи в начинаемом деле и благословения неосужденно касаться грешными и недостойными руками честных мощей Его угодника. Вскрытие грунта началось справа у фундамента солеи в юго-восточном углу разрушенного храма. Стали разбирать основание, на котором когда-то помещалась рака над гробницей святого. Первые три ряда кирпичей, скрепленные цементным раствором, относились к советскому периоду. Это была площадка для станка, установленного на месте гробницы, ведь церковь преподобного Ферапонта после закрытия монастыря была обращена в мастерскую.

http://pravoslavie.ru/put/080111142221

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИОНИСИЙ (Виноградов Дмитрий Петрович; 1823 г., Москва - 24.11.1898, Данилов моск. муж. мон-рь), архим. Род. в семье диакона, служившего на моск. Даниловском кладбище. В 1846 г. окончил МДС, его сокурсниками были Костромской еп. Игнатий (Рождественский) , протоиереи Г. П. Смирнов-Платонов , В. П. Рождественский и др. С 1846 г. преподавал в Донском ДУ в Москве. В 1850 г. принял монашество, был рукоположен в сан иеродиакона и иеромонаха, в 1857 г.- в сан игумена, служил смотрителем Заиконоспасского ДУ. Указом Синода от 21 марта 1874 г. Д. был назначен настоятелем Ферапонтова Лужецкого можайского мон-ря . 30 марта 1874 г. в Москве, на Саввинском подворье, еп. Дмитровским Леонидом (Краснопевковым) был возведен в сан архимандрита. По инициативе Д. в Лужецком мон-ре было установлено особое почитание основателя обители прп. Ферапонта Белозерского , напечатано Житие (1876), составлены акафист (1877; установлено его еженедельное пение у гроба преподобного), служба (1878), молитва святому (1883), собраны архивные материалы о преподобном, о лицах, с ним связанных. Вероятно, именно Д. составил и стихотворное житие прп. Ферапонта. В соборе и на паперти были выполнены настенные изображения, иллюстрирующие Житие святого. В 1877 г. по инициативе настоятеля была отреставрирована древняя икона прп. Ферапонта. С 1883 г. записываются чудеса, совершаемые предстательством прп. Ферапонта, а с 1873 г. по благословению еп. Можайского Игнатия (Рождественского) возобновлено двукратное в году празднование основателя обители: 27 мая и 27 дек. Также Д. установил соборное поминовение почившей монастырской братии - 15 янв.- и день пам. кн. Андрея Дмитриевича Можайского - 2 июня. С 1878 г. имя кн. Андрея стали регулярно поминать на заупокойных ектениях. В соборе мон-ря у юж. столпа была установлена копия изображения кн. Андрея из Архангельского собора в Москве, а на сев. столпе изображен сюжет основания Лужецкой обители прп. Ферапонтом и кн. Андреем. При Д. обитель посещали еп. Можайский Мисаил (Крылов), митр. Московский и Коломенский Макарий (Булгаков) .

http://pravenc.ru/text/178371.html

отв. ред. Д. С. Лихачев Житие Мартиниана Белозерского Житие Мартиниана Белозерского – памятник агиографии XVI в., составляющий часть сложного целого, которое включает также Житие Ферапонта Белозерского. Оба жития написаны одним автором, ферапонтовским иноком, и в ранних списках соседствуют, причем Ж. как бы продолжает Житие Ферапонта, начинаясь с того момента, которым то заканчивается. Ж. четко делится на несколько частей, иногда заканчивающихся словами «И о сих тако», «И о сих до зде». Два фрагмента имеют заголовки: «О рождении святого» и «О самодержце великом князе, и о всех благочестивых князех, и о земском устроении Русскыя державы». В поздних списках получили заглавия и другие эпизоды («О некоем болярине» и др.). Завершается Ж. общей похвалой Ферапонту и Мартиниану. Для своего произведения автор Ж. воспользовался легендами и преданиями, иногда он ссылается на рассказы очевидцев. Письменные его источники – летопись и Житие Кирилла Белозерского (из Жития взяты обширные этикетные формулы, а также рассказ о встрече Пахомия Серба в Кирилло-Белозерском монастыре с Мартинианом). А. Кадлубовский считает, что эпизод «О некоем болярине», повествующий об обличении Мартинианом Василия Темного, свидетельствует о независимой по отношению к великокняжеской власти позиции автора. Ж. известно в двух видах. Первый представлен одним списком 90-х гг. XVI в. – ГБЛ, Волок. собр., 564, л. 223 об.–248 об. В нем житиям Ферапонта и Мартиниана предшествует небольшой текст «Сказание о начале святыя обители сия и о преподобнем Ферапонте», где кратко говорится о создании Кириллова, Ферапонтова и Лужецкого Можайского монастырей. По существу это – родословие князей Можайско-Верейских. Этот вид Ж. основывается на кратких летописцах типа Кирилло-Белозерского (ср.: ПСРЛ. СПб., 1910, т. 23, Приложение, с. 190). Второй, находящийся во всех остальных списках вид Ж. возник не позднее 60-х гг. XVI в. (это время написания древнейшего из его девяти списков – ГПБ, Соф. собр., 467, л. 49–97 об.). Судя по присутствующему здесь тексту, озаглавленному «О благословении митрополита Макария», можно думать, что Ж.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/slovar...

Скачать epub pdf К 550-летию со дня рождения 550 лет тому назад, в 1426 году, в монастыре Рождества Пресвятой Богородицы, расположенном на окраине подмосковного города Можайска, почил о Господе основатель и первый архимандрит этой обители преподобный Ферапонт. Будущий подвижник родился, очевидно, в конце 30-х годов XIV века «в пределах Московский страны» в городе Волоке Ламском в семье дворян Поскочиных 1 . Мирское имя его было Феодор. По свидетельству его Жития, уже «в совершением возрасте», т. е. вполне взрослым, Феодор Поскочин, «прииде в страх Божий» и, желая удалиться от мира, оставил родительский дом и пришел в Москву, в монастырь Пресвятой Богородицы, что в Симонове. Симоново располагалось на южной окраине города, на берегу Москвы-реки. Свое название это место получило по имени монаха Симона (в миру боярин Стефан Ховрин), который пожертвовал свои земли для устройства на них монастыря. Первоначальный монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы был основан около 1370 года святым Феодором, впоследствии архиепископом Ростовским (ум. 1394 г.) 2 . В 1379 году часть братии переселилась к построенной в полуверсте от обители церкви Успения Божией Матери, чем положено было основание Новому Симонову монастырю 3 . Житие преподобного Ферапонта не уточняет, в каком из двух Богородичных монастырей в Симонове он принял монашеское пострижение, скорее всего это произошло в Старом Симонове, поскольку оба основанных им впоследствии монастыря преподобный посвятил Рождеству Божией Матери 4 . Во всяком случае, из жития преподобного Кирилла Белозерского видно, что после переселения преподобного Кирилла в Старое Симоново он сближается с преподобным Ферапонтом: «Имяше же ту духовна брата и верна ему суща, именем Ферапонта» 5 . Несколькими словами в Житии преподобного Ферапонта описан его многолетний иноческий подвиг в Симоновом монастыре, где преподобный пребывал «во всяком послушании и постех, много лет труждаяся во обители той» 6 . Однако особая близость и духовное братство его с преподобным Кириллом проливают свет на характер и направление его монашеской жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Архив Святые и святыни 1908 г. В привычных монастырских трудах прошло первое десятилетие XIX века. В декабре 1811 года был «возобновлен живописью и устройством иконостас преподобного Ферапонта». Но вот грянула гроза двенадцатого года. Конечно же, монастырю, расположенному у Смоленского тракта, по которому к Москве двигалась разноязыкая армия Наполеона Бонапарта, невозможно было оказаться не затронутым бедствиями военного времени. При приближении неприятеля к Можайску с 18 августа город и Лужецкий монастырь были объявлены в осадном положении. 20 августа из Лужецкого монастыря было внесено две тысячи рублей серебряной и медной монетой и ассигнациями на пользу раненых воинов русских, за что по приказанию главнокомандующего Михаила Илларионовича Голенищева-Кутузова братии была объявлена «совершенная признательность». Тогда же был выписан «Открытый лист» на свободный проезд братии по российским губерниям. 25 августа 1812 года, за день до генерального сражения Отечественной войны под Бородиным, лужецкие монахи с сокровищами ризницы отправились из Можайска в Ярославль, где и пробыли в Толгском монастыре до конца октября. В их родной обители тем временем располагался штаб вестфальского корпуса генерала Жюно. Неприятельских войск в монастыре находилось до четырех тысяч человек. Общеизвестно, как относился безбожный завоеватель к православным святыням: многие алтари были осквернены, святыни поруганы. Не стал исключением и Лужецкий монастырь. При отступлении французы даже хотели взорвать его, но штатный служитель монастыря, крестьянин из подмонастырской слободы Иван Матвеев, прибежавший сразу же после ухода неприятеля в соборную церковь и увидевший, что в соборе пожар, иконостас горит, а на окнах лежит в мешках порох, все эти мешки собрал и вынес вон. Обитель преподобного Ферапонта и в этот раз не исчезла с лица земли, но братия, вернувшись 10 ноября из Ярославля, застали ее в плачевном состоянии. Только в ограде монастыря проломано было двести двадцать отверстий для пушек, а внутри… Здесь предоставим слово монастырскому казначею иеромонаху Иоасафу († 1827), под управлением которого Лужецкий монастырь находился в 1812 году.

http://pravoslavie.ru/put/080110173653

Рубрики Библиография. «Фома» Спецвыпуск – Православное Подмосковье 2013 11 мин., 31.12.2013 Поделиться 1-я страница обложки – коллаж из фотоархива журнала «Фома». Пролог: (на заставке – фото Николая Шуманского) Иван Бунин . « И цветы, и шмели, и трава, и колосья …». Стихотворение, 1918//Фома. – Спецвыпуск. 2013/Православное Подмосковье. – С.2. – (рубрика « Пролог »). Содержание : С.3. Ювеналий , митрополит Крутицкий и Коломенский, управляющий Московской епархией. Люди стремятся в новые храмы . Беседовал Алексей Щукин //Фома. – Спецвыпуск. 2013/Православное Подмосковье. – С.4-5. Подмосковье в истории:   Дмитрий Володихин . Московская Русь: рожденная святыми. Церковь в истории Подмосковья. Ил.: Карта Великого княжества Московия…1593 г.; Куликовская битва. Книжная миниатюра XVII в.; Успенский собор Московского Кремля. Генри Чарльз Брюер (1866-1950); Троице-Сергиева Лавра. Э. Э. Лисснер, 1907; Зарайск. Фото рубежа XIX-XX вв.; Звенигород. К. Я. Крыжицкий. Конец XIXb.; Чудов монастырь. Фото начала XX в.; Боровский Пафнутьев монастырь; Древний Серпухов. Аполлинарий Васнецов. 1920; Можайский Николаевский собор. Фото С.М. Прокудина-Горского, 1911; Троице-Сергиева Лавра. Фото рубежа XIX-XX вв. На миниатюрные портретах представлены святые: Князь Даниил Московский (1261-1303), Митрополит Петр Московский (ск. 1326), Князь Иван Калита (1283-1340), Митрополит Алексий Масковский (1292-1378), Преподобный Сергий Радонежский (1314-1392), Преподобный Савва Сторожевский (ск. 1407), Преподобный Пафнутий Боровский (ск. 1405), Преподобный Ферапонт Белозерский (1331-1426)//Фома. – Спецвыпуск. 2013./Православное Подмосковье. – С.6-15. – (рубрика « Подмосковье в истории »). Андрей Воробьев , временно исполняющий обязанности губернатора Московской области. Важно не то, что храмов много, а то, что они полны людей. Беседовал Алексей Соколов . Фото Владимира Ештокина//Фома. – Спецвыпуск. 2013/Православное Подмосковье. – С.16-17. Святыни Подмосковья: Путеводитель по святыням Подмосковья . Информационные справки.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-spetsv...

III. Пространство времени от собора 1549-го года до учреждения св. Синода За пространство времени от собора 1549-го года до учреждения св. Синода мы имеем два класса святых, – таких, хронология канонизации которых известна нам точным или приблизительным образом, и таких, хронология канонизации которых неизвестна нам ни точным ни приблизительным образом. Поэтому, мы дадим здесь два списка святых, – с известной и с неизвестной хронологией канонизации. Второй список мы расположим по хронологии жизни святых.  А. Список святых, время канонизации которых известно точным или приблизительным образом 1 . Ферапонт Белозерский, основатель упраздненного Рождество-Богородицкого Ферапонтова монастыря, который находился в Кирилловском уезде Новгородской губернии, в 15-ти верстах от уездного города, и Лужецкого монастыря 188 , который находится в городе Можайске Московской губернии, скончавшийся в последнем монастыре 27-го Мая 1426-го года, и 2 . Мартиниан Белозерский 189 , преемник Ферапонта на игуменстве в первом его монастыре, с 1448-го по 1455-й год игумен Троицкого Сергиева монастыря, скончавшийся в том же Ферапонтовом монастыре 12-го Января 1483-го года, канонизованные вместе или одновременно. В некоторых списках жития Мартинианова читается запись об установлении празднования Ферапонту и Мартиниану под заглавием: «О благословении Макария митрополита» 190 . В записи говорится, что много дней спустя после собора 1547-го года игумен Ферапонтова монастыря приехал в Москву с житиями обоих преподобных просить митрополита об установлении празднования им, – что митрополита, взяв жития у игумена и рассмотрев их, повелел опять быть собору («повеле паки собору быти»), на котором и установил празднование преподобным. Под другим собором, на котором было установлено празднование Ферапонту и Мартиниану, большею частью разумеют собор 1549-го года. Но в списке святых, канонизованных соборами 1547-го и 1549-го годов, который читается в житии митр. Ионы, нет Ферапонта и Мартиниана, а поэтому и канонизацию их вероятнее относить не к собору 1549-го года, а к собору одного из следующих ближайших годов, – может быть, 1553-го года, на котором, как мы знаем и о чем сейчас ниже, имели место канонизации святых 191 . Празднование обоим преподобным, как говорится в записи, было установлено митрополитом на основании представленных ему свидетельств о совершаемых ими (преподобными) чудесах. По ясному свидетельству той же записи, празднование преподобным было установлено местное в теснейшем смысле слова, имевшее совершаться только в Ферапонтовом монастыре 192 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Икона преподобного Сергия с учениками из Успенского собора Лавры Радонежские святые: Симон, Ксенофонт, Варфоломей, Иаков, Наум, Василий, Иаков, Макарий, Авраамий Галицкий, Стефан Махрищский, Мефодий Пешношский, Кирилл Белоезерский, Онисим, Григорий Авнежский, Никита Серпуховской, Сергий Нуромский, Евфимий Суздальский, Андроник Московский, Димитрий Прилуцкий, Стефан Пермский, Афанасий Серпуховской, Ферапонт Можайский, Савва Сторожевский, Павел Комельский, Феодор Ростовский, Иоасаф, Михей, СЕРГИЙ, НИКОН, Дионисий, Максим Грек , Серапион. Благочестивому читателю Однажды в глубокий вечер, когда преподобный Сергий совершал свое обычное молитвенное правило и весь был погружен в сердечную молитву за духовных чад своих, вдруг он услышал голос, звавший его по имени: «Сергий!» Удивился Преподобный столь необычному зову в тишине ночной. Сотворив молитву, он открыл оконце своей келлии и увидел дивное видение: в высоте небес сияет чудный свет и разгоняет тьму ночную, так что стало светлее дня, а неведомый голос снова говорит ему: «Сергий! Ты молишься о детях твоих духовных: Господь принял молитву твою. Посмотри кругом – видишь, какое множество иноков собрано тобою под твое руководство во имя Живоначальной Троицы!» И Сергий увидел множество прекрасных птиц, никогда дотоле им невиданных; они летают не только по всему монастырю, но и вокруг ограды его, – летают и поют несказанно – сладостно... А он опять слышит таинственный голос с высоты небес: «Так умножится число учеников твоих, и после тебя не оскудеют они; так чудно будут они украшены разными добродетелями, если только захотят последовать стопам твоим!» И подлинно, подобно птицам небесным, умножились ученики и подражатели преподобного Сергия, причем одни из них остались в гнезде своем, в родной своей обители Троицкой, другие разлетелись по разным странам и концам нашего обширного отечества, всюду стараясь верно сохранять духовные заветы своего великого аввы Сергия и следовать стопам его в подвигах иночества. И повсюду, так или иначе, они славили имя его, которое сделалось известным и почитаемым не только на необозримом пространстве отечества нашего, но и далеко за пределами России, в странах православного Востока и инославного Запада.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Встреча с Православием.. Священномученик Онуфрий (Гагалюк; † 1938) / Православие.Ru Православие.Ru Поместные Церкви Православный Календарь English Српска Архив RSS Карта сайта Православие.Ru Встреча с Православием Православие.Ru Встреча с Православием / Святые и святыни Одноклассники ВКонтакте FaceBook LiveJournal Twitter YouTube Елицы Встреча с Православием Святоотеческое наследие Проповеди Апологетика Православная библиотека Святые и святыни Подвижники благочестия Жизнь Церкви Богослужение Вопросы священнику Новости Аналитическое обозрение Пресса Интернет-журнал Гость сайта Документы истории Полемика Сретенский монастырь Фотогалереи Мониторинг СМИ Аудио Видео Авторы сайта А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Последние поступления [Встреча с Православием / Жизнь Церкви] Православие.Ru " 2017: лучшее Мы подготовили подборку лучших материалов портала Православие.Ru за минувший 2017 год. [Встреча с Православием / Жизнь Церкви] Дивеево. Сокрытая столица Святой Руси Роман Илющенко Полные храмы, чистые лица, открытые Богу глаза… Воскресает Русь! [Встреча с Православием / Святые и святыни] «Посягательства на святыни не остаются без наказания» Беседа с наместником Почаевской Свято-Успенской лавры митрополитом Почаевским Владимиром (Морозом) Жаль наших современников, которые дерзают посягать на Церковь Христову и навлекают на себя таким образом наказания Божии. [Встреча с Православием / Святые и святыни] В поисках своего пути к Богу О житии преподобного Ферапонта Белозерского Мария Кузьмина В золотой клетке, которую выстроил для него можайский князь, преподобный до конца своих дней тосковал по оставленной им в Заволжье пустыне. [Встреча с Православием / Святые и святыни] Мы радуемся смерти Иеромонах Игнатий (Шестаков) Османская империя ответила на это новой волной принудительной исламизации православного населения под страхом смерти. В это тяжелое время гонений просияло много исповедников веры, чьи имена не дошли до нас, но благодаря подвигу которых Церковь устояла на сербской земле.

http://pravoslavie.ru/put/page102_1083.h...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010