И второе. «Любезен сыну отеческий голос, и наоборот. Поэтому опять пишу тебе, ибо я твой сын о Господе, увы, не походящий на своего добродетельного отца. Но твои исповеднические страдания – слава для меня. Человек в старости, в тягчайшей болезни, не поднимающийся с постели, испытывающий сильные страдания, ежеминутно ожидающий смерти – и при этом изгнан из преподобной обители, оторван от священного братства, содержится под стражей, лишен необходимых услуг! И ничто из вышесказанного не сломит его любви ко Христу; на все вопросы он твердо отвечает так, как исповедует. Ты, блаженный отец, истинный венценосец-мученик. Как велика твоя слава, как богат наградами твой подвиг! Твои непроизвольные, болезненные страдания за исповедание Христа вменяются тебе Богом и благодарными почитателями в произвольные. Ты утвердил православных, посрамил противников, а с ними, прибавлю, – и прикрывающих свои грехи или слабости приличными поводами или какими-то другими причинами. Но Начальник исповедания твоего Христос да будет и Совершителем для тебя. Молитвенно пожелай того же и мне, твоему сыну. Если при тебе отец мой экзарх, приветствую его, смиренный» . После полутора лет заключения преподобный Феофан был сослан на остров Самофракию, где умер 12 марта 817 года, через месяц после прибытия. После смерти Льва V ученики преподобного Феофана вновь отстроили его монастырь, сожженный иконоборцами. Святого Феодор Студит написал письмо бывшей супруге Сигрианского исповедника, настоятельнице монастыря, о его смерти. Единственное сочинение преподобного Феофана – «Хронография» – было составлено им как продолжение оставшейся незаконченной всемирной хроники его друга Георгия Синкела и по настоятельной просьбе последнего. «Хотя Феофан и подчеркивает случайность своего обращения к истории (он уступил лишь просьбам умирающего Георгия), им создан один из значительнейших памятников византийской историографии. Рассказ начинается там, где остановился Георгий, – с 284 года и доходит до 813 года» . Помимо византийской истории, в «Хронографии» описываются крупные политические и религиозные события в жизни персов, арабов, других варварских народов. Это весьма значительный памятник византийской историографии, от которого во многом зависели последующие византийские историки.

http://pravoslavie.ru/4107.html

С возрождением в 815 г. при Льве V (813–820) иконоборчества наступил переломный момент в жизни Феофана: его приверженность иконопочитанию обошлась ему в 815 или 816 гг. заключением в тюрьму и затем, видимо, в начале 818 г., ссылкой на остров Самофракию, где он вскоре и умер. Греческая церковь причисляет его к лику святых как исповедника (EQ o( ο;) μολογητς). «Хронография» была составлена Феофаном как продолжение оставшейся незаконченной всемирной хроники его друга Георгия Синкела, по настоятельной просьбе последнего. Хотя Феофан и подчеркивает случайность своего обращения к истории (он уступил лишь просьбам умирающего Георгия), им создан один из значительнейших памятников византийской историографии. Вряд ли это случайно. Агиографы рассказывают, что Феофан с детства не только воспитывался на Священном писании, но и приобщился внешней, т. е. эллинской, языческой, премудрости. В монастыре будущий хронист много занимался переписыванием книг, а средневековый греческий писец – человек образованный, нередко писатель и ученый. Наконец, создание Феофаном оригинальной хронологической системы и языка, среднего между разговорным и аттикизирующим литературным (на что обращал внимание еще К. Крумбахер), говорит за то, что если и случайным был повод к написанию «Хронографии», то едва ли случайностью объяснимо значение труда Феофана в развитии византийской исторической литературы. Рассказ Феофана начинается там, где остановился Георгий Синкел, – с 284 г., правления Диоклетиана, и доходит до 813 г., времени вступления на престол Льва V. Можно довольно точно определить, когда была написана «Хронография»: хронист не начинал работы до 810 г., так как Георгий Синкел умер не ранее этого года, а кончил, вероятно, не позже 814 г., до заключения в тюрьму. Вопрос об источниках, использованных Феофаном, сложен: хронист, хотя и говорит о том, что изучил произведения многих историков и хронистов, упоминает их имена редко. Для раннего периода (до середины V в.) это были прежде всего церковные истории Сократа, Созомена , Феодорита, Малала, Прокопий, Агафий, Иоанн Епифанейский,Феофилакт Симокатта, Георгий Писида послужили источниками для времени до воцарения в 610 г. императора Ираклия.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Ispoved...

29 июня 2002 г. мощи крестным ходом были перенесены из Эммануиловки в Успенский храм возобновленного Вышенского женского монастыря, где их встречал Патриарх Алексий II. 28 лет потребовалось, чтобы святитель Феофан смог снова вернуться под своды любимой обители, о которой говорил: «Вышу можно променять только на Царство Небесное», «нет ничего на свете краше Вышенской пустыни». Вспомним, как частица мощей святителя Феофана Затворника в течение двух недель - с 6 по 20 августа 2011 г. - пребывала в Киево-Печерской лавре по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В этом «возвращении» и «посещении» был особый смысл, поскольку становление святителя как священнослужителя прошло именно в стенах этой древней обители 170 лет назад по отличном окончании Орловской семинарии. Здесь он принял постриг в 1840 г. в дни празднования Покрова Богородицы с именем Феофан, что значит «Богом явленный», получив небесным покровителем преподобного Феофана, исповедника Сигрианского. Тогда Киевским митрополитом был Филарет (Амфитеатров). Монахиня Иулиания (Муравьева), насельница Свято-Успенского Вышенского монастыря, сопровождавшая вышенские святыни по Украине, сотрудница музея в честь известного подвижника и богослова, созданного во флигеле, который некогда служил келией затворнику, рассказала, что ковчежец с частицей мощей свт. Феофана и Вышенская икона Пресвятой Богородицы Казанской посетили города, в которых святитель нес послушание и к которым имел биографическое отношение: сначала Тамбов и Владимир (Россия), а после Киева - Донецк , Запорожье, Тернополь, Почаев и Винницу. Будущий святитель родился в семье священника Василия Говорова в с. Чернавское Орловской губернии, при крещении был назван Георгием. Кроме него, у Василия Тимофеевича и его супруги Татианы Ивановны были еще три сына и три дочери. Учился мальчик сначала в Ливнах, затем в Орле, был направлен в Киевскую духовную академию, где сблизился со слушателем-курянином Михаилом Булгаковым, впоследствии также известным русским духовным просветителем. В 1841 г. оба приняли монашеский постриг - с именами Феофан и Макарий.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Размещение иконы на Престоле напоминает о молебне перед этой иконой, совершенном Константинопольским патриархом Мефодием, императрицей Феодорой, ее трехлетним сыном Михаилом и всем православным народом 11 марта (в том году это было первое воскресенье Поста) 843 года в храме Святой Софии. После молебна был совершен крестный ход по Константинополю, и верующие вернули сохраненные иконы на их места в храмах. По преданию, во время молебна Феодора благодарила Бога за прощение ее мужа, императора Феофила, прежде яростного иконоборца. На двенадцатом году правления он сильно заболел. Как-то Феодора услышала вопль императора: «Горе мне, несчастному: подвергаюсь побоям за святые иконы!» Несмотря на запрет, императрица тайно хранила в своей спальне несколько икон. Услышав крики мужа, она с молитвой возложила на больного образ Богородицы. Император поцеловал святой образ, и ему стало легче. Вскоре он умер. После смерти мужа Феодора восстановила на константинопольском патриаршем престоле святителя Мефодия, свергнутого Феофилом, и созвала Собор, предавший иконоборцев анафеме. Участники Собора записали в еретики и императора, но его имя чудесным образом исчезло из списка. За это Феодора и благодарила Бога, возвращая иконы на их места. Участники и очевидцы Икона Торжества Православия разделена на два ряда. Вверху слева от иконы Богородицы — праведная императрица Феодора с сыном Михаилом. Царевич Михаил присутствует на иконе, несмотря на то что впоследствии его за беспутную жизнь прозвали Пьяницей. На иконе он изображен как участник исторического события, легшего в основу сюжета. Справа от Престола — святитель Мефодий и преподобный Феодор Студит, игумен Студийского монастыря, автор многочисленных трудов в защиту иконопочитания. Даже будучи заключен императором-иконоборцем Львом Армянином в тюрьму, он продолжал в письмах защищать иконопочитание. В нижнем ряду в центре изображены святой Феофан Сигрианский Исповедник (участник Седьмого Вселенского собора, при возобновившем иконоборчество Льве Армянине он несколько лет провел в заточении и умер в ссылке) и Стефан Новый (монах с Авксентиевой горы, был наставником всего Константинопольского монашества, советовал монахам не поддаваться на провокацию иконоборцев, а немощным — скрываться там, где нет гонений), держащие икону Христа. Справа от них — Феофилакт Исповедник, епископ Никомидийский, он участвовал в переговорах Льва Армянина и святого патриарха Тарасия, который пытался убедить императора не возобновлять иконоборческую ересь после Седьмого Вселенского собора. Дальше — два брата, Феодор и Феофан Начертанные. Такое странное прозвание братья — защитники икон получили, потому что на их лицах, по приказанию императора Феофила, раскаленными иглами выжгли оскорбительные стихи.

http://pravmir.ru/ikona-ikonopochitatele...

Много сведений сообщает святой отец об арабских завоеваниях, истории халифата и взаимоотношениях византийцев с мусульманами. В этой связи особый интерес представляют небольшой отрывок из «Хронографии», посвященный зарождению ислама, а также различные указания на религию арабов, разбросанные по всему последующему тексту. Глава, посвященная Мухаммеду и его религии, очень характерна своей трезвостью и объективностью . Необычайная осведомленность преподобного Феофана как в исламе, так и в истории халифата неоднократно обращала на себя внимание. Вопрос о том, каким образом могли попасть к нему точные детальные сведения из арабской мусульманской традиции, до сих пор остается открытым. Традиционно считается, что в этих пунктах преподобный Феофан Исповедник опирался на некую несохранившуюся сирийскую православную летопись VIII beka. Британский византинист Е. Брукс на основании совпадения «Хронографии» со многими сирийскими хрониками установил использование Сигрианским исповедником серии утраченных сиро-христианских летописей начала, середины и конца VIII века . Прудфут выдвинула предположение о том, что проникновение арабского материала в греческую традицию, выраженную у преподобного Феофана, происходило через посредство сирийского источника . Конрад показал всю сложность и неоднозначность вопроса. Он обратил внимание на то, что, хотя сирийские исторические тексты часто содержат такие же замечания об исламе, что и у преподобного Феофана, в арабских источниках описание тех же событий совпадает с Феофановым в гораздо большей степени. Так что «эти арабские рассказы представляют более сложную историографическую проблему» . Рассказы, аналогичные тем, что находим в «Хронографии» преподобного Феофана, в мусульманской исторической традиции впервые встречаются в «Сирате» – биографии «пророка», составленной Ибн Исхаком в начале VIII века. Однако большая часть мусульманских событий, о которых сообщает преподобный Феофан, нашла отражения в арабских источниках, относящихся ко времени уже после смерти святого – у таких историков, как ал-Калби († 819), ал-Вакиди († 823) и ал-Мадаини († 839).

http://pravoslavie.ru/4107.html

Вспомним, что самое ранее свидетельство о переписке между правителем сарацин и византийским императором встречается у преподобного Феофана Исповедника ( † 818): «Омар также послал богословское письмо Льву, убеждая его принять ислам». Характерно, что Сигрианский исповедник ни словом не упоминает о каком-либо ответном послании со стороны Льва. Мусульманские историки тоже не упоминают о письме такого рода, хотя есть указания на то, что Омар II состоял в переписке с Львом III по вопросу о пленных и, с другой стороны, что он, известный своей ревностью к распространению ислама, отправлял письма правителям Трансоксании с призывом принять ислам . Следующие после преподобного Феофана авторы, упоминавшие об этой переписке, – арабоязычный христианский историк Агапий Манбиджский около 950 г. и армянский историк Фома Арджруни в 936 году – уже подробно описывают ответ Льва, и из этого описания становится очевидным, что они имеют в виду именно тот текст, о котором мы ведем речь. Агапий пишет, что Лев в ответе халифу опроверг его нападки и, опираясь на Священное Писание и Коран, показал порочность ислама и правду христианства . Фома сообщает, что ответ Льва был столь проницательным, что Омар значительно изменил свое отношение к христианам . Что касается армянского историка Гевонда, включившего сочинение псевдо-Льва в свою «Историю халифов» (возможно, им же был сделан и перевод), то время его жизни не вполне ясно: его «История» доведена до конца VIII века, однако принято считать, что писал он ее в конце IX или даже начале Х века. Итак, то, что Омар II написал письмо Льву III, представляется несомненным. Так же несомненно и то, что это не то письмо, на которое отвечает псевдо-Лев. Преподобный Феофан указывает, что в письме был призыв к императору принять ислам, и действительно, это был нерв посланий такого рода со стороны мусульманских правителей. В том же письме, на которое отвечает псевдо-Лев, не только нет этого призыва, но, более того, выражается желание больше знать о христианской вере и просьба помочь в этом – то есть характер и направленность письма совершенно иные!

http://pravoslavie.ru/3968.html

Chron. Pasch. – Chronicon Paschale/Rec. L. Dindorf. Bonnae, 1832, v. I. Const. Porph. DAI – Constantine Porphirogenitus. De Administrando Imperio/Greek text ed. by Gy. Moravcsik, Engl. Transl. by R. Jenkins. Washington, 1967. Const. Porph. De Them. – Constantino Porfirogenito. De Thematibus/Introduzione, testo critico, commento a cura di A. Pertusi, Città del Vaticano, 1952. Corrip. Laud. Just. min. – Flavius Cresconius Corrippus. In laudem Justini Augusti minoris. Libri IV. London, 1976, Ed. with transl. and comm. by A. Cameron. Et. Mag. – Etymologicon Magnum/Rec. Th. Gaisford. Oxonii, 1848. Euag. Eccl. Hist. – The Ecclesiastical History of Evagrius with the Scholia/Ed. J. Bidez, L. Parmentier. London, 1898. Giorgio di Pisidia. BA – Giorgio di Pisidia. Bellum Avaricum. – In: Giorgio di Pisidia. Poemi. Ettal, 1959, I. Panegirici epici. A cura di A. Pertusi, p. 176–224. Giorgio di Pisidia. Poemi – Giorgio di Pisidia. Poemi. Ettal, 1959, I. Panegirici epici. A cura di A. Pertusi. Ioann. Ant. Fr. – Ioannes Antiocheus. Fragmenta. – In: FHG. Paris, 1885, v. IV, p. 535–622. Jean de Nikiou – Chronikue de Jean, évêque de Nikiou/Texte éthiopien publié et traduit par H. Zotenberg. Paris, 1883. Leon. Gramm. Chron. – Leonis Grammatici Chronographia ex rec. I. Bekkeri. Bonnae, 1842. Mal. Chron. – Ioannis Malalae Chronographia/Ex rec. L. Dindorfii. Bonnae, 1831. Men. Prot. – Menander Protektor. Fragmenta. – In: HGM. Lipsiae, 1971, II, p. 1–131. Nic. Antirr. III – Nicephori Antirreticus tertius. – In: Migne. PG, v. 100 (1865), col. 375–534. Nic. Brev. – Nicephori archiepiscopi Constantinopolitani opuscula historica/Ed. C. de Boor. Lipsiae, 1880. Nic. Chron. syn. – Nicephori archiepiscopi Constantinopolitani opuscula historica/Ed. C. de Boor. Lipsiae, 1880, p. 80–135. Pauli Diac. HL – Pauli Diaconi Historia langobardorum. – In: MGH, Script. rer. Langob. et italic. saec. VI-IX, ed. L. Bethmen et G. Waitz. Berolini, 1978. Pauli Diac. HR – Pauli Diaconi Historia Romana/A cura di A. Crivellucci. Roma, 1914.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Ispoved...

Главнейшие этапы жизни блаженно почившего архиепископа Феофана были таковы. Родился он (в миру Василий Димитриевич Быстров) 31 декабря 1873 года в семье сельского священника в селе Подмошье Санкт-Петербургской губернии. В 1892 году, по окончании курса учения в Санкт-Петербургской духовной семинарии, поступил первым по экзаменационному списку в Санкт-Петербургскую духовную академию. В академии переходя с курса на курс также первым студентом, в 1896 году окончил академическое образование первым магистрантом и был оставлен при академии в качестве профессорского стипендиата. В 1897 году назначен исправляющим должность доцента академии по кафедре библейской истории. В 1898 году пострижен в монашество с именем Феофан в честь преподобного Феофана Сигрианского, исповедника, празднуемого Святой Церковью 12 марта, и рукоположен во иеродиакона и вскоре — в иеромонаха. В 1901 году возведен в сан архимандрита и определен исправляющим должность инспектора академии. В 1905 году удостоен степени магистра богословия за сочинение под заглавием «Тетраграмма, или ветхозаветное Божественное имя Яхве». В том же году возведен в ранг экстраординарного профессора и утвержден в должности инспектора. 1 февраля 1909 года назначен ректором Санкт-Петербургской духовной академии, а в воскресенье 22 февраля того же 1909 года, в день памяти святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского, состоялась его торжественная хиротония сонмом из тринадцати архиереев с митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Антонием (Вадковским) во главе, в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры, в сан епископа Ямбургского, четвертого викария Санкт-Петербургской епархии. 19 ноября 1910 года назначен епископом Таврическим и Симферопольским. В 1912 году переведен на епископскую кафедру в Астрахань. В 1913 году назначен епископом Полтавским и Переяславским и возведен в сан архиепископа. В 1917 году участвовал во Всероссийском Церковном соборе в Москве. В 1920 году в составе Высшего церковного управления эвакуировался сначала в Константинополь, а затем в Королевство СХС (Королевство сербов, хорватов и словенцев, позже — Югославия. — Прим. ред.), где состоял членом Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей.

http://pravoslavie.ru/6070.html

Высокую оценку первому научному труду будущего учёного-архиерея дал профессор Ф.Г. Елеонский . В своём отзыве он писал: «Сочинение г. Быстрова представляется заслуживающим не только присуждения автору степени кандидата богословия, но и допущения, при некоторых изменениях и дополнениях, к соисканию степени магистра. Во всяком случае, этот труд заслуживает особенного внимания со стороны Совета академии» с. 14]. Совет прислушался к мнению заслуженного профессора, и кандидат богословия Василий Быстров был оставлен при академии профессорским стипендиатом по кафедре Библейской истории с. 14] с правом переработать кандидатское сочинение в магистерскую диссертацию. В 1898 году Василий Быстров был пострижен в монашество с именем Феофан в честь преподобного Феофана Исповедника , епископа Сигрианского, и в память Преосвященного Феофана, затворника Вышенского . В том же году он рукополагается в сан иеродиакона и иеромонаха.В 1901 году иеромонах Феофан был возведён в сан архимандрита и назначен исполняющим должность инспектора Санкт-Петербургской духовной академии. Свою магистерскую работу архимандрит Феофан написал и издал в 1905 г. После выхода в свет диссертации, он был возведён в звание экстраординарного профессора и утверждён в должности инспектора академии. Интересная история связана с изданием диссертации с. 1]. Не желая славы, будущий архиепископ, после появления книги в продаже объездил книжные магазины и постарался скупить все экземпляры, которые потом сжёг . К счастью тираж не был полностью уничтожен, многие экземпляры сохранились, и книга даже было переиздана в 2004 г . После прочтения книги можно составить представление как работал архиепископ Феофан. Ему необходимо было внимательно прочитать всю Библию, чтобы не пропустить ни одного места, так или иначе относящегося к выбранной теме. Эти отрывки он должен был исследовать, сравнив древние тексты и прочитать все доступные комментарии. Вся эта работа не видна для читателя. Часто она оставляет след только в виде нескольких цифр, указывающих главу и стих той или другой библейской книги. Так же архиепископу Феофану, чтобы написать книгу, необходимо было изучить еврейский язык Священного Писания , греческий и латинский языки экзегетической литературы святоотеческого периода, новые языки – немецкий, английский и французский. Как видно из содержания книги, ему пришлось познакомиться и с языками других семитских народов. Кроме того, необходимо было тщательно исследовать некоторые дополнительные вопросы, соприкасавшиеся с его темой, – вопросы филологического и исторического характера. Результаты этой работы видны только самому внимательному читателю.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Безусловно, велико значение «Хронографии» Феофана как источника для изучения VII-VIII bb., столетий перестройки византийского государственного аппарата, упорной борьбы империи с арабами, возникновения Первого Болгарского царства, первого периода иконоборчества. Для этого времени, кроме «Хронографии» Феофана, мы располагаем лишь «Бревиарием "/Краткой историей» ( στορα σντομος) патриарха Никифора (806–815), которая доводит изложение только до 769 г. Текстуальные совпадения «Хронографии» и «Бревиария» свидетельствуют о том, что оба историка использовали одни и те же источники. Одним из таких источников считают так называемый Большой хронограф ( Μγας Χρονγραφος), созданный в конце VIII в., от которого сохранились фрагменты, другим – оканчивающуюся 713 г. Хронику Траяна Патрикия. Совпадения в изложении событий VII – VIII вв. показывают, что Феофан и Никифор использовали также составленный в конце VII-VIII в.в. ныне утерянный источник. Повествование о последних годах VIII в. и начале IX в. построено, очевидно, на устной традиции и, возможно, на сообщениях константинопольской городской хроники. Хронологическая система, созданная Феофаном, – явление исключительное во всей средневековой историографии. Сочинение распадается на хронологические отрезки (по годам), каждому из которых предпослана хронологическая таблица, отмечающая наряду с годом от сотворения мира и от рождества Христова годы правления не только византийских императоров, но и персидских, а затем арабских, правителей, пап и четырех патриархов. Несмотря на некоторые ошибки (характерно, что сообщения Феофана из арабской истории, как правило, точны и достоверны, а из западной, напротив, скудны и зачастую ошибочны) и лакуны (только годы правления византийских императоров и константинопольских патриархов даются повсеместно), трудно переоценить значение хронологии Феофана. За основу хронист берет Александрийскую эру, т. е. насчитывает от сотворения мира до рождества Христова 5492 года. Кроме счета по годам, проводится также счет по индиктам, однако не всегда первый совпадает с последним: в промежутке между 6102 (609/610) и 6265 (772/773) гг., исключая 6207 (714/715) – 6218 (725/726) гг., счет по годам отстает на один год от счета по индиктам. Установлено, что ошибка произошла в счете по годам: под 6098 г. Феофан поместил рассказ о событиях 605/6, 606/7 гг. Положение исправляется тем, что события 712 и 713 гг. распределяются между тремя годами. Та же ошибка происходит под 6218 г. (совмещаются события 725/26 и 726/27 гг.) и исправляется делением повествования о событиях 774 и 775 гг. на три фрагмента. Таким образом, пользуясь хронологией Феофана, мы должны к его счету годов прибавлять один год в промежутке между 6099 (606/607) и 6204 (711/712), а также 6219 (726/727) и 6266 (773/774) гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Ispoved...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010