Скачать epub pdf Феофан Исповедник (ок. 760–818) Феофан, возможно, константинополец, родился около 760 г. в семье богатого и знатного византийского чиновника. Жития Феофана, рассказывая о родителях святого Исааке и Феодоте, в первую очередь подчеркивают их благочестие и верность православию, что в условиях гонений на иконопочитателей при императоре-иконоборце Константине V (741–775) явно означало принадлежность к лагерю преследуемых. Либо Исаак умел тщательно скрывать свои иконофильские настроения и благодаря этому обрел высокое положение (он был стратигом фемы Эгейского моря) и доверие Константина V, так что последний лично заботился о воспитании рано осиротевшего Феофана, либо благочестие и верность православию родителей хрониста – дань агиографов житийному канону. Как и его отец, Феофан избрал карьеру чиновника и поднимался по служебной лестнице довольно быстро: при Льве IV (775–780) он, несмотря на свою молодость, был назначен стратором, а вскоре вслед за этим получил титул спафария. При том же императоре Феофан вступил в брак с дочерью византийского патрикия Льва, Мегало. Брак, однако, был недолгим, и после смерти Льва IV супруги расстались, чтобы посвятить себя монашеской жизни. Феофан основал несколько монастырей; развалины одного из них το Μεγλου γρο («Великого поля») у Сигриана, игуменом которого был сам Феофан, сохранились до наших дней на побережье Мраморного моря, между Кизиком и устьем Риндака. В монастыре Феофан отличался аскетизмом, основным его занятием в монастырские годы было переписывание книг богословского содержания. Если верить сообщениям житий, Феофан принимал участие в VII вселенском соборе в Никее (787 г.); впрочем, есть основания сомневаться в достоверности этих сообщений: имени Феофана нет среди ста тридцати игуменов и архимандритов, подписавших акты собора. Феофан не принадлежал к радикальным кругам византийской церкви: в противоположность студитам, он занимал примиренческую позицию патриарха Тарасия и Никифора в разногласиях, вызванных в церкви расторжением брака Константина VI (780–797). Тем более удивительна его ненависть к императору Никифору I (802–811), который, хотя и не славился исключительным благочестием, все же был вполне ортодоксален. Эта ненависть не разделяется другими церковными писателями того времени, о причинах ее умалчивают агиографы Феофана, вероятно, она носит личный характер.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Ispoved...

I. Преподобный Феофан, память коего совершается ныне, родился в Константинополе, в восьмом веке, от знатных и богатых родителей, бывших в родстве с императором. Лишившись рано отца, он был поручен покровительству императора Константина Копронима, который, согласно с желанием матери, обручил его еще в малом возрасте с дочерью одного из знатнейших сановников империи. Таким образом, с самых ранних лет земное величие было уделом Феофана. От отца он наследовал богатство и знатность рода, достоинства его скоро приобрели ему общее уважение, – ему был открыт путь к почестям и славе; но молодой Феофан остался равнодушен ко всем этим преимуществам. Сердце его горело только любовию к Богу, и он желал одного: посвятить себя на служение Господу, отрекшись от величия, богатства и радостей мира, ибо он считал все это опасным для души. Он тщательно изучал закон Господень; помогал неимущим; но не мог исполнить своего намерения и отречься от мира, ибо боялся огорчить свою мать, которая желала, чтоб он женился. Феофан исполнил ее желание. Среди пышности двора, окруженные роскошью и суетными удовольствиями, благочестивые супруги вели жизнь всю преданную Богу, изучали закон Его, исполняли Его заповеди и хранили себя в чистоте душевной. Но этот образ жизни очень не нравился тестю Феофана. Он надеялся, что зять его будет домогаться почестей и богатства, и был недоволен, видя, что он равнодушен к этим благам и что зять и дочь его, среди пышности двора, живут как отшельники и раздают бедным большую часть своего имущества. Он жаловался императору и убедил его дать Феофану какую-нибудь службу, которая, заняв время его, отвлекла бы его от иноческих подвигов, тем более, что Феофан высказывал желание совершенно покинуть мир, расстаться с женою и удалиться в пустыню. Император послал Феофана с поручением в малоазийский город Кизик; с ним поехала и супруга его. На пути в Кизик Феофан увидел горы Сигрианские (в Мизии), где жило много отшельников; это была местность уединенная и очень живописная. Феофан решился поселиться здесь. Обходя пустыню, он молился: «Господи! укажи мне путь, по которому идти мне». В следующую ночь во сне явился ему ангел и сказал, что ему должно поселиться здесь, но не теперь, а через несколько времени, когда умрут препятствующие принять ему иноческий сан. Тоже сказал ему и благочестивый отшельник Григорий, встретившийся с ним в пустыне: «твое желание спасительно, но подожди немного, скоро умрут император и твой тесть, и тогда беспрепятственно исполнишь твое намерение.» Феофан исполнил поручение императора в Кизике и вместе с супругой возвратился в Константинополь. В 780 году Лев IV умер, а затем и тесть Феофана, так что для последняго уже не было препятствий оставить мир и удалиться в пустыню. Раздав имение неимущим, Феофан и супруга его, также не пожелавшая оставаться в мире, приняли иноческий сан.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Прп. Феофан Исповедник Сигрианский об исламе ПРАВОСЛАВИЕ.RU АПОЛОГЕТИКА     ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ ВСТРЕЧА С ПРАВОСЛАВИЕМ СВЯТООТЕЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ПРОПОВЕДИ АПОЛОГЕТИКА ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА СВЯТЫЕ ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ НОВОСТИ АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ПРЕССА ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ ГОСТЬ НЕДЕЛИ ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ ПОЛЕМИКА ENGLISH EDITION   СРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ   тематические подборки новые поступления карта сайта авторы анкета поиск ПРП. ФЕОФАН ИСПОВЕДНИК СИГРИАНСКИЙ ОБ ИСЛАМЕ Из жития Прп. Феофан родился около 760 г. от благочестивых родителей Исаака и Феодоты. Отец его был знатным византийским чиновником, стратигом фемы Эгейского моря. Исаак, несмотря на своё иконопочитание, находился в таком доверии у императора-иконоборца Константина V (741-775), что тот лично заботился о том, чтобы рано осиротевший Феофан получил хорошее образование. Как и его отец, Феофан избрал карьеру чиновника и довольно быстро преуспел: при Льве IV (775-780) он, несмотря на свою молодость, был назначен стратором, а вскоре, вслед за этим, получил титул спафария. При том же императоре Феофан вступил в брак с Мегало, дочерью византийского патриция Льва. Брак однако был недолгим, и после смерти императора Льва супруги расстались, чтобы посвятить себя монашеской жизни. Прп. Феофан основал несколько монастырей. Развалины одного из них, " Великого поля " у Сигриана, игуменом которого был он сам, сохранились до наших дней на побережье Мраморного моря, между Кизиком и устьем Риндака. В монастыре святой отец отличался высокой подвижнической жизнью, основным его послушанием было переписывание книг богословского содержания. Житие указывает, что прп. Феофан принимал участие в VII Вселенском соборе в Никее (787 г), но имени его не встречается среди игуменов и архимандритов, подписавших деяния собора. В противоположность студитам, он занимал примиренческую позицию патриарха Тарасия в разногласиях, вызванных в Церкви расторжением брака Константина VI (780-797) . С возобновлением в 815 г. при Льве V (813-820) иконоборчества, преподобный был вызван имепратором в Константинополь, где ему приказали отречься от иконопочитания. Прп. Феофан отказался подчиниться и был за это заключён в тюрьму, а его монастырь сожжён. После годичного заключения, преподобного сослали на о. Самофракию, где он вскоре и умер. Когда умер император-иконоборец, ученики прп. Феофана возродили и вновь отстроили его монастырь.

http://pravoslavie.ru/put/apologetika/fe...

Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан (Ашурков) 28 декабря 2020 г. 19:00 Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан (Ашурков) 25.05.1947 — 20.11.2020 20 ноября на 74-м году жизни от осложнений, вызванных коронавирусной инфекцией, преставился ко Господу митрополит Казанский и Татарстанский Феофан. Приснопамятный архипастырь прожил долгую и насыщенную жизнь. Родился будущий архиерей 25 мая 1947 года в городе Дмитриеве (Курская область) в многодетной рабочей семье Андрея и Александры Ашурковых. После службы в рядах Советской армии был помощником епископа Смоленского и Вяземского Гедеона (Докукина). В 1970 году он поступил во второй класс Московской духовной семинарии; по завершении учебы зачислен в Московскую духовную академию, которую окончил в 1976 году. В 1973 году его приняли послушником в братство Троице-Сергиевой лавры. В том же году, 19 декабря, в день памяти святителя Николая Мирликийского, наместником Троице-Сергиевой лавры архимандритом Иеронимом (Зиновьевым) был пострижен в монашество с именем Феофан в честь преподобного Феофана Никейского, исповедника. После окончания аспирантуры МДА (кандидатская работа — «Догматическое учение Василия Великого») отец Феофан с 1977 по 2000 год нес различные послушания в странах Ближнего Востока, а также в Центральной и Южной Америке. В 1977 году определением Священного Синода был направлен в Русскую духовную миссию в Иерусалиме. В 1985 году был возведен в сан архимандрита. В 1987−1989 годах трудился в Отделе внешних церковных сношений Московского Патриархата (ОВЦС). В 1989−1993 годах был Экзархом Патриарха Московского при Патриархе Александрийском и всей Африки. В 1993–1999 годах — заместитель председателя ОВЦС МП. С 28 декабря 1999 года до 8 октября 2000 года архимандрит Феофан представлял Патриарха Московского при Патриархе Антиохийском и всего Востока. Решением Священного Синода от 7 октября 2000 года назначен на Магаданскую и Синегорскую кафедру. Хиротонисан 26 ноября за Литургией в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове.

http://e-vestnik.ru/obituaries/mitropoli...

прот. Константин Борщ Часть IV. Взгляд на имяславие сегодня 1997–2001 Глава 1. Святитель Феофан Полтавский, новый затворник. Творения 881 СПб., 1997 г. Житие Святителя и учение об Имени Божием Предисловие Архиепископ Феофан Полтавский хорошо известен в России как духовник Царской Семьи Святитель Феофан (в миру Василий Дмитриевич Быстров) родился в 1874 году под Петербургом в с. Подмошья, Новгородской губернии в семье сельского священника. Он был наречён именем Василия Великого – одного из трёх великих вселенских учителей и святителей Церкви. Из-за бедности большой семьи его рано отдали родители в Духовное училище при Александро-Невской лавре. Именно в лавре, где жили тогда духоносные старцы, прошло его духовное возрастание. Здесь, в Петербурге, его жизнь была связана с именами профессоров Духовной Академии В.В. Болотовым , А.П. Лопухиным . Он лично знал батюшку отца Иоанна Кронштадтского и совершал с ним богослужения. После блестящего окончания Санкт-Петербургской Духовной Академии В.Д. Быстров был оставлен при Академии для научной и преподавательской деятельности. В скором времени он принял монашество, а в 1905 году архимандрит Феофан был назначен в Академии инспектором. Почти 20 лет, с 1891 по 1910 годы, он провёл в стенах Санкт-Петербургской Духовной Академии. В 1909 г. архимандрит Феофан был рукоположен в епископа. В своём слове к Святейшему Синоду при наречении, отличающемся подлинным монашеским смирением, он признал склонность своей души к аскетическому подвигу, так отчётливо проявившуюся в его святительской жизни: «Лично сам я никогда не увлекался общественным служением и не искал его, и даже, по мере возможности, уклонялся от него. И если, несмотря на такое моё настроение, я призываюсь к этому служению, то верю, что на это есть действительно воля Божия». В том же году он был назначен ректором Петербургской Духовной Академии. Преосвященный Феофан в период своего ректорства в Санкт-Петербургской Духовной Академии, несмотря на все протесты части профессуры, подпавшей под влияние Запада, заявляемые во имя антихристовой «свободы», исповеднически исполнял свой священный долг. Он всегда был мужественным и бескомпромиссным защитником Святоотеческого Православия. Творения святых Отцов были изучены им с удивительной тщательностью и проникновенной основательностью. Он имел энциклопедические знания во всех богословских сферах. Когда на Московском Всероссийском Соборе 1917–1918 гг. модернисты почтительно задали ему вопрос: «Если вы, Владыко, не уступите стремительным волнам времени... с кем Вы останетесь? Одни останетесь». На что владыка кротко заметил: «Я останусь со святым князем Владимиром, Просветителем Руси, с преподобными Антонием и Феодосием, Печерскими чудотворцами, со святителями и чудотворцами Московскими, с преподобными Сергием и Серафимом...»

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Исламский мир в «Хронографии» преподобного Феофана Сигрианского Преподобный Феофан Исповедник 12/25 марта Церковь вспоминала преподобного Феофана, исповедника Сигрианского, пострадавшего от иконоборцев. Преподобный Феофан родился около 760 года в семье знатного византийского чиновника. В раннем возрасте он остался сиротой. В молодости он пошел было по стопам отца, определился на государственную службу, вступил в брак с Мегало, дочерью византийского патриция Льва. Но вскоре супруги по взаимному согласию посвятили себя монашеской жизни. В монастыре Полихнион у горы Сигриан преподобный Феофан принял иноческий постриг. Основным его послушанием было переписывание книг богословского содержания. Впоследствии преподобный Феофан был игуменом монастыря «Великое поле» у горы Сигриан, развалины которого на побережье Мраморного моря, между Кизиком и устьем Риндака, сохранились до наших дней. Он основал и несколько других монастырей. Его житие говорит о том, что преподобный принимал участие в VII Вселенском соборе в Никее (787 г.). В 815 году с возобновлением иконоборчества при императоре Льве V (813–820) преподобный Феофан был вызван в Константинополь, где ему было приказано отречься от иконопочитания. Святой отец отказался. В диспуте он победил будущего иконоборческого патриарха Иоанна Грамматика (832–842). За верность традиции преподобного бросили в тюрьму. Не лишне привести здесь два письма святого Феодора Студита к Феофану, находящемуся в заключении. Они хорошо показывают и обстоятельства его подвига, и сам характер Сигрианского исповедника. Вот первое письмо. «Правда, поздно, но все же я узнал, многожеланный и славнейший отец, что ты схвачен иудействующими и лжехристианами. О, как они не постеснялись наложить руку на человека Божиего, на мужа преподобного, на тело, изможденное долголетними подвигами и сильной изнурительной болезнью! Но те, кто на Самого Христа простерли руку поругания и гонения, на какое только беззаконие не способны!? Благодарение Богу за Его неизреченную милость, что тебя, больного смертельной болезнью, Он сделал более, чем других, крепким духом, так что ты стал глашатаем истины, мужественно изобличил язык еретичествующий и остался совершенно непоколебимым в исповедании Христа. Это верх твоих аскетических подвигов. Это высшая точка твоего богомудрого ведения. Ты угодил Богу, любящему тебя; сделал приятное ангелам, наблюдавшим за твоей похвальной жизнью. Ты увенчал свою голову венцом исповедничества. Вместе с Церковью Христовой ты и для меня, жалкого и ничтожного, стал столпом спасения. Радуйся и веселись надеждами на воздаяние в бесконечные века. Молись, чтобы и мне, нижайшему твоему сыну, шествовать вслед за тобой» .

http://pravoslavie.ru/4107.html

Старец Феофан (1744–1819) Монашеский путь отца Феофана начинался в Киево-Печерской лавре. Он был учеником преподобного Досифея, КиевоПечерского затворника, который направил его в Нямецкий монастырь, к преподобному Паисию Величковскому . Молодому послушнику пришелся по сердцу уклад Нямецкого монастыря, и он просил преподобного Паисия оставить его в Молдавии, но тот велел ему возратиться в Киев, послужить еще старцу Досифею, а затем идти в ту обитель, куда тот благословит. Перед своей праведной кончиной преподобный Досифей велел идти отцу Феофану на север, в Соловецкий монастырь. Инок Феофан сначала не исполнил завета своего старца и остался жить в Киеве. Ископав себе пещеру, он думал поселиться в ней, но ему не позволили; потом он удалился в пустыню подле лавры, но и здесь запретили ему жить. Видя неблаговоление Божие за ослушание старцу, он оставил Киев и направился в отдаленную Соловецкую обитель. Он прибыл в обитель при архимандрите Иерониме и был поставлен на послушание в просфорню. Здесь он встретился с иноком Климентом, стремившимся к подвижнической жизни. Беседуя, они говорили о древних пустынножителях на Соловецком острове, о том, как они жили в алчбе и жажде, питались мхом, ягодами и грибами, терпели тесноту, мороз и страхования от врагов спасения. Эти беседы воспламенили в отце Клименте желание безмолвного жития, и он просил у своего старца благословения идти в пустыню. Старец, по испытании, видя его непреклонное желание и зная его терпение, с молитвою отпустил его в уединение. Отец Климент нашел удобное место, выкопал под горой пещеру, начал жить в ней в посте и молитве. Отец Феофан заботился о своем друге и посылал ему все необходимое для жизни. Но вскоре местопребывание отца Климента было открыто одним из монастырских служителей, который донес о пустыннике архимандриту Иерониму. Архимандрит распорядился привести его в монастырь и возвратить в просфорню. С наступлением весны отец Климент опять получил от старца дозволение идти в пустыню. Отец Феофан, потеряв друга, тайно ушел из монастыря и начал искать его по всему острову. Но ему не удалось найти отца Климента, и тогда он близ так называемого Ягодного озера, в десяти верстах от монастыря, выкопал землянку, в которой и поселился. Давнее желание его пустынножительства теперь было удовлетворено; душа его чувствовала себя в пустыне, как совершенно в сродной стихии. Ночью он пел Псалтирь и клал поклоны, а днем занимался трудами и собирал мох и корни для пищи. Диавол страшил старца Феофана разными видениями: иногда, казалось ему, являлись дикие звери, или прилетали во множестве хищные птицы и поднимали крик; иногда представлялось как бы конное войско врагов, иногда даже страдал он от биения. Тогда повергался он пред Богом, прося помощи и заступления, – и Господь спасал его.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

При моем поступлении в Новоезерский монастырь, в июне 1832 года, уже 6 год был настоятелем игумен Аркадий, живший в казначейских келиях, потому что настоятельские занимал предместник его, находившийся на покое, архимандрит старец, Феофан 19 . Он поступил в Новоезерский монастырь из настоятелей одного из Новогородских монастырей, а до того времени был келейником митрополита Гавриила (Санкт-Петербургского и Новогородского 1763 г.) и милостынедателем, и владыка заметил, что пока он раздавал милостыню, у него никогда не было недостатка в деньгах, а когда на место отца Феофана поступил другой, то митрополичья казна стала оскудевать. В Новоезерские настоятели он был назначен еще в конце прошлого столетия, в 1793 году, из настоятелей, на место игумена Гедеона, смененного за слабое правление и посланного в Кириллов Белоезерский монастырь, где он и умер. Он не был заранее предуведомлен о приезде отца Феофана, и так как вел жизнь ни чем не лучше прочей братии и подолгу отлучался из монастыря, то и на этот раз его также там не случилось, вся братия была в разброде, так что новый настоятель нашел монастырь почти пустым, в совершенном упадке: строения валились, а поддержать их было нечем. О жизни братии лучше ничего не говорить: до того велика была их распущенность. Помолившись угоднику Божию, преподобному Кириллу, и все осмотрев, отец Феофан поехал обратно в Белоезерск, потому что, видя, в каком положении находился монастырь по нерадению игумена Гедеона, он убоялся остаться, отчаяваясь в возможности восстановить обитель. Когда Белоезерские боголюбивые граждане узнали, что отец Феофан возвратился в город и какая была тому причина, они собрались к нему и стали его убеждать, чтобы он не отказывался от Новоезерского монастыря, к которому они имели великое усердие, хотя, к сожалению, оно совершенно не приносило для обители никакой пользы по милости настоятеля. Они было порадовались, что туда назначили человека, о котором слышали как о подвижнике, отличавшемся строгостью своей жизни, и вот вдруг все их надежды рушились. Убеждаемый Белоезерскими гражданами, обещавшими отцу Феофану дать средства возобновить запустелый монастырь, он должен был сдаться и, видя всеобщее желание и готовность помогать ему, решился возвратиться в монастырь, сопровождаемый туда едва ли не всем городом. Более всех пожертвовал Г. Маньков: он дал деньгами 5 000 рублей и обещал отдать свой дом в городе под монастырское подворье; глядя на него, жертвовали и все другие, кто что мог: кто муку, кто рыбу, лес, известь, холст, даже деревянную посуду; из Белоезерска потянулся целый обоз.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Свидетельство православной церкви В одном из своих пасторских посланий великий русский епископ прошлого века Феофан «Затворник» (†1894) делает удивительное заявление. Русской Церкви более всего необходима, говорит он, «огневая команда» мира. Эти люди должны гореть и, словно живые факелы, зажигать умы и сердца людей. Феофан не верил в «остаточное христианство». Обычаи могут сохраняться по инерции, но убеждения и верования поддерживаются только духовным бдением и непрерывным усилием духа. Феофан считал, что в жизни русских христиан слишком много рутины и условностей. Он предвидел кризис, и даже крах. Он оставил свою епархию и удалился в монастырь, считая, что написанием книг может больше послужить Церкви, чем управлением епархией. Феофан был человеком широко образованным и умудренным жизненным опытом. Какое-то время он был ректором Санкт- Петербургской духовной академии. Он много путешествовал по христианскому Востоку и имел тесные связи на Горе Афон. Он хорошо знал греческий язык и использовал свои знания в переводах. Он всегда утверждал, что удалился не ради возвышенной духовной жизни (которую можно и следует вести в обычных условиях), а чтобы иметь время и досуг для литературной и научной работы. Он взял в монастырскую келью все свои книги, а также избранную библиотеку, включавшую и сочинения западных ученых, и светскую литературу. Он хотел знать мир, которому должен нести весть о спасении. Он не оспаривал трудов и достижений тех, кто не принадлежал к православному вероисповеданию. Удалившийся епископ занимался писательским трудом: он переводил «Добротолюбие», сочинения преподобного Симеона Нового Богослова и древние монашеские уставы (восточные и западные); опубликовал несколько томов комментариев к Посланиям апостола Павла, предназначенных не столько для ученых, сколько в помощь всем верующим для понимания этого вдохновенного труда; написал несколько книг по христианской этике и духовности. Каждый день Феофан начинал с Божественной литургии, которую служил в одиночестве в маленькой домовой часовне, и использовал вдохновение каждодневного причастия в научной и пасторской работе.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Две эпохи – два «Добротолюбия»: преподобный Паисий Величковский и святитель Феофан Затворник Скачать epub pdf Я рад возможности выступить с докладом о святителе Феофане Затворнике именно в этом зале, в этом здании. Начну, с Вашего позволения, с небольшого автобиографического воспоминания. Как в известном фильме говорится, «место встречи изменить нельзя». В 1969 году, то есть 43 года назад, я пришел к Владыке Питириму, еще не сюда, на Погодинскую улицу, а, как Владыка любил говорить, в кладовку Успенской церкви, потому что редакция Издательства Московской Патриархии располагалась тогда в подсобке Успенского храма Новодевичьего монастыря. Владыке было тогда 43 года, и, поглаживая тогда свою начинавшую седеть бороду, он важно сказал: «Ну, мне уже поздно заниматься богословием, мне уже 43 года, теперь ваше время». Это было ровно 43 года назад. А почему я вспомнил об этом – потому что при первой же нашей встрече разговор, конечно, коснулся святителя Феофана Затворника . Мы уже тогда его называли святителем, за много-много лет до его официального прославления в лике святых Русской Православной Церкви. Я вам могу показать: вот первая богословская книга… Знаете, как литературоведы любят говорить «мой Пушкин», «мой Достоевский», вот – мой Феофан. Вот с чего начинался мой Феофан! – из бабушкиной плетеной корзины эта книга «Письма в Бозе почившаго епископа Феофана» Тамбов, 1897 год. Таких книжек у меня несколько осталось – из библиотеки моего деда по маме, священника Никанора Немчинова. А дедушка, в свою очередь, был племянником архиепископа Димитрия (Самбикина) . Поэтому на книге еще и рука Владыки Димитрия, который пометил (тогда он еще епископом был): «епископ Димитрий». Так вот, это была первая богословская православная книга, которую я читал еще в юности. Поэтому, когда я пришел к Владыке Питириму, разговор у нас о святителе Феофана и начался. А потом, через пару дней, я был у него дома, на Часовой, он мне вынес и показал посох – простой, белый, только с круглым яблоком, безо всяких украшений посох, но зато выточенный руками самого святителя Феофана. Это была одна из святынь, которые хранил у себя покойный Владыка Питирим.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010