Преподобный Феодосий Печерский



  007   008   009   010   011   012   013   014   015   016  017   018   019   020   021   022   023   024   025   026   027

Богословский ответ на «Письмо епископа Диомида» ...Искать в Источникеradonezh.ru
... лицом Бога, а во-вторых, лжем тому еретику, с кем молимся. Мы вводим его в заблуждение, давая повод думать, что между его верой и верой православных христиан нет существенных различий и что с точки зрения христиан его учение также спасительно. И мы знаем, что это не пустые предположения: среди нынешних западных людей весьма распространено представление о том, что «все веры - это пути к одной вершине», «все они спасительны», «нет особой разницы, в кого и как верить» и т. п. Молясь вместе с современным католиком или протестантом, мы укрепляем его в этом заблуждении, которое обличил еще преподобный Феодосий Печерский: «Если кто тебе скажет: " Ваша и наша вера от Бога " , - то ты, чадо, ответь так: " Кривовер! Или ты и Бога считаешь двоеверным?! Не слышишь, что говорит Писание: один Бог, одна вера, одно крещение ( Еф. 4, 5 ) " » («Завещание») . Коротко говоря: молиться с еретиками нам запрещает та же самая логика, которая запрещала древним христианам участвовать в языческих жертвоприношениях. Но давайте теперь посмотрим на ту логику, которая понуждает некоторых современных православных отстаивать допустимость молитв с еретиками. Думается, из-за подмены подлинного понятия ... далее ...
Каков он, русский путь? (Владимир Махнач) | ...Искать в Источникеradonezh.ru
... Только очень тонкие интеллектуалы, к тому же обладающие праведностью, могут судить о вере только в категориях веры. Все остальные судят в категориях культуры. - Ну, я бы сказал, что очень праведные и очень недалекие. Это два полюса. - Приведу один пример. Когда в 1054 году, в середине 11-го века, взаимно анафематствовали Рим и Константинополь друг друга, этого не заметил никто. То есть это заметили 20 богословов в Риме, и 20 богословов в Константинополе. Всем остальным, включая игуменов, архиереев, мирян, правителей было на это просто наплевать. На Руси, заметил один человек, - это был преподобный Феодосий Печерский, но его никто не услышал. А вот, когда ровно через 150 лет в 1204 году крестоносцы разрушили, разорили Константинополь, величайший христианский город мира - то заметили все, потому что это пощупать можно. Вот, они, гады, разорили Константинополь, сперли плащаницу. А сейчас они называют ее Туринской. А она не Туринская, она Царьградская плащаница. - И при этом инок Филофей, широко известный, как один из авторов идеи Москвы, России, Третьего Рима, он падение Византии производил не от захвата Константинополя, а от чего? От Ферраро - Флорентийской унии. То есть ... далее ...
Православная вечерня - Православная электронная ...Искать в Источникеpravmir.ru
... обратясь лицом к западу, благословляет народ со словами: „Благословение Господне и милость да приидет на вас, Его благодатию и человеколюбием всегда, ныне и присно и во веки веков”, лик — „Аминь”, иерей: „Слава Тебе, Христе Боже... ”, чтец: „Слава и Ныне, Господи помилуй трижды, Владыко Святый благослови”. Далее следует отпуст.) Русская Церковь на первых порах своего существования руководствовалась уставом Великой Константинопольской Церкви с его песненными последованиями, принесенными к нам первыми киевскими митрополитами и священниками — греками. Но чрез 74 года после крещения Руси преп. Феодосий Печерский ввел в своем монастыре Студийско-Алексиевский устав, который, как видно из Повести временных лет, скоро стал общерусским монастырским уставом. Таким образом со второй половины XI века в Русской Церкви действовали одновременно два устава, из которых в одном излагалось древнее соборно-приходское богослужение с его песненным последованием, в другом же сравнительно новое — монастырско-приходское, возникшее на основе слияния иноческого келейного правила с теми же песненными последованиями. Наконец, в XV веке появился Иерусалимский устав, в свою очередь ... далее ...
Жития святых. АвгустИскать в Источникеpravmir.ru
... слов см. ниже. [6] Гривна — старинная монета определенного веса (72–96 золотников) , часто в виде слитка золота или серебра. [7] Влахерны — местность в Царьграде. [8] Прп. Антоний скончался в 1073 г. [9] Прп. Феодосий скончался 3 мая 1074 г. В 1073 г. прп. Феодосий заложил великую каменную церковь, но за своею смертью не успел докончить ее постройку. [10] Святослав Ярославич — великий князь Киевский 1073–1075 гг. [11] Клов — урочище близ Киева. [12] Память его совершается православною русскою церковью 17 августа. Перенесение мощей преподобного отца нашего Феодосия, игумена Печерского [1] Преподобный Феодосий Печерский преставился в 1074 году. [2] Об открытии мощей прп. Феодосия. [3] Деревянная или металлическая доска, посредством удара в которую палкою или молотком призывались, до введения колоколов, верующие к богослужению в церковь. [4] Великий князь Киевский 1093–1114 гг. [5] Никифор — первый митрополит этого имени 1103–1121 гг. [6] Симон — постриженник печерского монастыря. Отсюда он взят был великим князем Всеволодом Юрьевичем в игумены основанного им во Владимире Рождественского монастыря; затем Симон был поставлен первым епископом Владимирской епархии, отделенной от ... далее ...
Историческая рама образу преподобного Серафима - ...Искать в Источникеpravmir.ru
... надо было родиться Прохору Мошнину с задатками святости. Пресвятая Богородица в видении сказала о нем: " Этот - нашего рода " . И все-таки историку есть что исследовать в личности Святого, чтобы приблизить к своему пониманию некоторые характерные черты его облика через указание: под какими влияниями и в какой обстановке они так раскрылись? Преподобный Серафим - это русский " учительный старец " , через затвор и " умное " молитвенное делание обретший дар прозорливости для духовного врачевания душ человеческих. Тип " учительного старца " известен от начала русского монашества. Таковы: сам преподобный Феодосии Печерский, Исаакий Печерский, Авраамий Смоленский в домонгольское время. Позднее: преподобный Сергий и его ближайшие и отдаленные ученики - Кирилл Белозерский, Нил Сорский, Димитрий Прилуцкий, Пафнутий Боровский, Филофей Псково-Елеазаровского монастыря. В этой " учительности " нужно различать две струи: учительность, простирающуюся на руководящие круги общества, заинтересованную национально-государственными вопросами, и учительность, избегающую суеты мира сего, интимно-аскетическую. Как известно, на этой почве у нас в XV веке развернулся спор глубочайшего ... далее ...
Проповеди - Православная электронная библиотека ...Искать в Источникеpravmir.ru
... в одном из псалмов такое выражение: «Ложь конь во спасение» ( Пс 32: 17 ) . Очень многие неправильно понимают это изречение псалмопевца. Когда-то псалмопевцу говорили, что человек может спастись, если он умчится на коне от опасности, а псалмопевец говорит, что спасает Бог, а не конь: «Ложь конь во спасение», т. е. ложь, что конь во спасение. Не конь спасает, а Господь, — Его покров и Его защита. А это изречение стали неправильно толковать и говорить, что ложью можно спастись. Никогда! Есть условная неправда, которую допускали святые, но для того, чтобы достичь высокой цели. Например, преп. Феодосий Печерский всю ночь бодрствовал в пламенной молитве, но стремился скрыть свои подвиги. И поэтому, когда монах будильщик подходил к его келье перед рассветом, «еще сущей тьме», чтобы взять его благословение будить братию и благовестить к ранней утренней молитве, преподобный падал на постель и притворялся спящим, для того, чтобы скрыть свои подвиги. Или же на зов будильщика отзывался не сразу, как будто бы он спал. К одному св. старцу забежал разбойник, которого преследовали. Старец его спрятал, а преследователям сказал: «У меня его нет». Святому старцу поверили и ушли. Келейник ... далее ...
Слова - Православная электронная библиотека ...Искать в Источникеpravmir.ru
... вражия, егда смиренная моя душа от тела распрягается». «Да узрю тя одесную окаянныя души моея предстояща, внегда исчезати от мене нуждно духу моему, и ищуща мя пояти, горькия враги отгоняюща». — «Молю тя, хранителя моего, буди ми защититель и поборник непоборим, егда прехожду мытарства лютаго миродержца ». Во второй молитве святителю Николаю: «Во исходе души моея помози ми, окаянному: умоли Господа, всея твари Содетеля, избавити мя воздушных мытарств и вечнаго мучения». Прошение о избавлении воздушных мытарств помещено в молитве преподобному Сергию Радонежскому и в молитвах другим святым. Преподобный Феодосии Печерский, ощутив конечное изнеможение от болезни, возлег на одр и сказал: «Воля Божия да будет: якоже благоизволи о мне, тако и да сотворит. Но молюся Ти, Владыко мой, Иисусе Христе, милостив буди души моей, да не усрящет ю противных духов лукавство, но да приимут Ангели твои, проводящии чрез темныя мытарства, приводящии же к свету твоего милосердия». Святитель Дмитрий Ростовский молился: «Егда приидет страшный час разлучения души моея от тела: тогда, Искупителю мой, приими ю в руце Твои, и сохрани от всех бедствий ненаветну, и да не узрит душа моя мрачнаго взора ... далее ...
Переживший клиническую смерть боевик «Исламского ...Искать в Источникеpravmir.ru
... " мастера " цитатами швырять друг в друга, а элементарных знаний-0. Насчет цитат Вы мастера и все... Ладно, слово не мне, но мужам ЦЕРКВИ для таких как Вы " умников " - Святитель Московский Филарет (Дроздов) : «Папство подобно плоду, чья кора (оболочка) христианской церковности, унаследованной с древности, постепенно распадается, чтобы открыть его антихристианскую сердцевину». Святитель Григорий Палама (ок. 1360) : «Мы не примем вас в общение до тех пор, пока вы будете говорить, что Дух Святой исходит и от Сына». (Творения святителя Григория Паламы. Т. 1. Фессалоники, 1962. С. 26) Преподобный Феодосии Печерский (1074) : «Множеством ересей своих они (латиняне) всю землю обесчестили... Нет жизни вечной живущим в вере латинской» Преподобный Максим Грек (1556) : «Я в своих сочинениях обличаю всякую латинскую ересь и всякую хулу иудейскую и языческую... ». (Сочинения преподобного Максима Грека в русском переводе. Тверь, 1993. С. 7) Преподобный Паисий (Величковский, 1794) пишет о латинстве, что оно откололось от Церкви и «пало... в бездну ересей и заблуждений... и лежит в них без всякой надежды восстания». И ниже: латиняне -«не суть христиане». (Сочинения о знамении ... далее ...
Святые древней Руси - Православная электронная ...Искать в Источникеpravmir.ru
... земля Русская забрала и утверждение и меча обоюду остра, има же дерзость поганьскую низлагаем " (" Сказание ") . Все помнят видение Пелгусия в, ночь перед Невской битвой (1240) , когда св. Борис и Глеб явились в ладье посреди гребцов, " одетых мглою " , положив руки на плечи друг другу... " Брате Глебе, – сказал Борис, – вели грести, да поможем сроднику нашему Александру " . Но этот парадокс, конечно, является выражением основной парадоксии христианства. Крест – символ всех страстотерпцев, из орудия позорной смерти становится знамением победы, непобедимым апотропеем против врагов. Глава 2. Преодобный Феодосий Печерский Феодосий Печерский был вторым святым, торжественно канонизованным Русской Церковью, и первым ее преподобным. Подобно тому, как Борис и Глеб упредили в земном прославлении св. Ольгу и Владимира, св. Феодосий был канонизован ранее Антония, своего учителя и первого основателя Киево-Печерского монастыря. Мы ничего не знаем о времени канонизации Антония. Древнее житие св. Антония, если оно и существовало, было рано утрачено: впрочем некоторые сомневаются и в его существовании. Мы можем лишь догадываться о причинах скорого забвения памяти св. Антония. " Бе обыкл ... далее ...
Очерки по истории Русской Церкви. Том 1Искать в Источникеpravmir.ru
... Разносчики булочники, наравне с другими сортами своего производства предлагают также во всеуслышание и kala prosфorakia! — хорошие просвирки! В половине XII в., при Кирике Новгородском у нас еще не было специальных просфоропеков при церквах. Просфоры покупались на рынках (в городах) и еженедельных праздничных торгах (по селам) . А так как в ту пору по селениям был странный обычай печь хлебы чуть ли не раз только в неделю, то отсюда и проистекали непонятные для нас затруднения тогдашних священнослужителей, у которых то недоставало просфор для литургии, то они были крайне застарелые. Препод. Феодосий Печерский потому и возгорелся в юности желанием печь просфоры, что за недостатком их в Курске редко пелась литургия. Кирик спрашивает: «единою просфорою достоит ли служити»? Ответ: «аще будет далече, яко в селе, а негде будет взяти другое просфоры, то достоит; аще будет близ торг, где купити, то недостоит — а ежели како где не будет, по нужи достоит». Устав Белечский дает наставление: «проскуры аще изыдет 8 дней не пети ею», а «Вопрошание» гораздо снисходительнее, «просфорою, рече, достоит просфурмисати за две недели». Не легко изобретаются человечеством новые идеи. Так и из ... далее ...

  007   008   009   010   011   012   013   014   015   016  017   018   019   020   021   022   023   024   025   026   027

Постоянная ссылка на эту страницу: Преподобный Феодосий Печерский
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"