Преподобный Феодосий Печерский



  004   005   006   007   008   009   010   011   012   013  014   015   016   017   018   019   020   021   022   023   024

История канонизации святых в Русской Церкви, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... нами с примера Греков, у которых в древнейшее время, как говорили мы выше (стр. 19 sqq) , наибольшая часть святых были местными святыми, у которых очень много было местных святых еще и в то время, как мы приняли христианство, и у которых это разделение святых на общих и местных остается и до настоящего времени. В первые три века христианства, на Руси до утверждения престола великокняжеского в Москве и до перенесения в ту же Москву кафедры митрополии только три святые были канонизованы у нас к общему празднованию во всей земле, именно -три первые по времени наши святые: князья Борис и Глеб и преп. Феодосий Печерский, – последний к общему празднованию как будто не совсем полному (выше) , все же остальные ваши святые этих трех первых веков были святые местные, – или целых известных областей, областные, или же отдельных монастырей и церквей. На Москве до митр. Макария два святые были канонизованы к общему празднованию и два святые, пи всей вероятности, без нарочитой канонизации, а сами собой стали общими святыми: первые два святые были митрополиты Петр и Алексий, вторые два святые были Сергий Радонежский и Кирилл Белозерский; а затем, все другие святые этих двух с половиной ... далее ...
Историческая рама образу преподобного Серафима - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Конечно, надо было родиться Прохору Мошнину с задатками святости. Пресвятая Богородица в видении сказала о нем: «Этот – нашего рода». И все-таки историку есть что исследовать в личности Святого, чтобы приблизить к своему пониманию некоторые характерные черты его облика через указание: под какими влияниями и в какой обстановке они так раскрылись? Преподобный Серафим – это русский «учительный старец», через затвор и «умное» молитвенное делание обретший дар прозорливости для духовного врачевания душ человеческих. Тип «учительного старца» известен от начала русского монашества. Таковы: сам преподобный Феодосии Печерский, Исаакий Печерский, Авраамий Смоленский в домонгольское время. Позднее: преподобный Сергий и его ближайшие и отдаленные ученики – Кирилл Белозерский, Нил Сорский, Димитрий Прилуцкий, Пафнутий Боровский, Филофей Псково-Елеазаровского монастыря. В этой «учительности» нужно различать две струи: учительность, простирающуюся на руководящие круги общества, заинтересованную национально-государственными вопросами, и учительность, избегающую суеты мира сего, интимно-аскетическую. Как известно, на этой почве у нас в XV веке развернулся спор глубочайшего общего ... далее ...
Речь о значении преподобного Сергия Радонежского ...Искать в Источникеazbyka.ru
... который был у нас вводителем истинной монашеской жизни в форме общежития, он был у нас восстановителем этой истинной монашеской жизни. Значение преподобного Феодосия Печерского в истории нашего монашества признается всеми по должному: да признаётся же по должному и значение преподобного Сергия Радонежского! Но если преподобный Сергий был восстановителем у нас истинной монашеской жизни, то мы не почтили бы памяти его достойным образом, если бы в заключение речей о нем не обратились от прошедшего к настоящему и не закончили этих речей добрыми пожеланиями современному нашему монашеству. Преподобный Феодосий Печерский ввел у нас истинное монашество в виде общежития, и оно, просуществовав у нас не особенно продолжительное время, совершенно исчезло, чтоб снова уступить свое место монашеству не совсем истинному в виде особножития. Преподобный Сергий Радонежский восстановил у нас истинное монашество, но и после него не было так, чтобы монашество это осталось у нас навсегда. И после него, как после Феодосия, оно падало, а если после падений снова поднималось, то уже не достигало высоты, на которой было поставлено им. Несправедливы были бы мы к современному нашему монашеству, ... далее ...
Полный годичный круг кратких поучений, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... 2-ое. Препод. Феодосий печерский. (Пьянство – гнусный порок) . I. В день препод. и богоносного отца нашего Феодосия печерскаго, отличавшагося необыкновенным воздержанием (он употреблял, и то не всякий день, в пищу лишь хлеб и воду и то в меру) , нам уместно будет побеседовать с вами, братие, о том страшном гибельном виде невоздержания, который называется пьянством. II. Порок пьянства сам по себе гнусен; он унижает достоинство человека, нередко ставит его ниже безсловесного животнаго, делает его лютее зверя, искажает и обезображивает даже внешний вид его, убивает душевныя силы, гибельно действует на телесное здоровье и нередко завершает свое действие смертоносною и мучительною болезнию или внезапною и постыдною смертию. Взгляните на тех несчастных, которые так часто встречаются на улицах зимою без обуви, едва прикрытые грязными лохмотьями: все они не старых лет, но большею частию с изможденным здоровьем и тяжко страдают от холода и голода. Есть между ними такие, которые вышли из достаточных семейств или сами имели достаток. Что их довело до такого жалкого положения? Невоздержание в вине. Сперва, гоняясь за веселием, они стали убегать от труда, а потом, когда неумеренное ... далее ...
Простое Евангельское слово, Неделя 12 - читать, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... наследником Жизни Вечной. Я обнищал ради Бога, чтобы Его приобресть. Да и ты, когда врачуешь, не велишь ли воздерживаться в пище! А для меня умереть за Христа – приобретение, а сидеть на сорной куче, подобно Иову, – царствование. Если же князья не делали так прежде меня, то пусть я явлюсь им вождем: может быть, кто-нибудь из них поревнует мне и пойдет по следу моему. До прочего же тебе и научившим тебя дела нет». Князь Святоша жил после того еще тридцать лет, не исходя из монастыря до самого преставления в Вечную Жизнь. Когда же он умер, едва не весь город был на погребении его. VI. Преподобный Феодосии Печерский, знаменитый игумен Киево-Печерского монастыря, однажды возвращался ночью от великого князя Изяслава. Слуга князя, не знавший подвижника, грубо сказал ему: «Монах, ты всегда празден, а я постоянно в трудах; ступай на лошадь, а меня пусти в колесницу». Преподобный Феодосии, не сказав ни слова, обменялся местом с возницей и вез его целую ночь. Утром слуга испугался, когда увидел, что встречные бояре кланялись Феодосию, слезая даже с своих коней, но преподобный привез его в монастырь и велел хорошо угостить. VII. Преподобный Кирилл Белозерский, избранный в ... далее ...
Следы западно-католического церковного права в ...Искать в Источникеazbyka.ru
... что царь или вообще богатый человек давали бы деньги за служение литургий и не считали бы необходимым перестать грешить и исправиться. Может быть, на Руси не безызвестен был и еще другой какой-нибудь латинский покаянный устав 250, кроме „заповеди св. отец», в котором прямо был выражен принцип замены покаяния разными другими делами, между прочим, и служением литургий. Не далее, как в вопросах же вышеупомянутых лиц епископу новгородскому Нифонту можно найти и объяснение или указание источника, из которого наши предки могли получать сведения о латинсках покаянных уставах. Как в XI столетии препод. Феодосий печерский в своем „слове о вере крестьянской и о латинской” жаловался на то, что „русская земля исполнилась варягов”, что, так как „по всей землия варязи суть», трудно и уберечься от зловерия православным, „межи тех живуще в едином месте”; так и в эпоху Нифонта новгородского, около половины ХII столетия, русская земля представляется изобилующею варягами и варяжскою верою. Женщины – матери носили детей своих на молитву к варяжским попам, за что Нифонт указал подвергать их шестинедельной епитимьи, как виновных в двоеверии 251. Кирик предполагает возможным обращение латынян ... далее ...
Московский митрополит Макарий (Булгаков): ...Искать в Источникеazbyka.ru
... связи с главным трудом преосв. Макария по истории русской церкви находились и все другие мелкие произведения его по тому же самому предмету. Эти последние были результатом его занятий по особенно важным, или просто интересным в каком-либо отношении вопросам из области русской церковной истории. Все эти исследования помещались преосв. Макарием почти исключительно на страницах изданий второго отделения Императорской Академии Наук – его «Известий» и «Ученых Записок». Таковы были следующие его произведения: 1 («Еще об Иакове мнихе» 2) «Записка о Феодосие, списателе жития Володимерова» 3 («Преподобный Феодосий Печерский, как писатель» 4) «Обзор редакций Киево-Печерского патерика, преимущественно древних» и 5 («Св.) Кирилл, епископ Туровский, как писатель». Названные нами сейчас сочинения преосв. Макария были напечатаны в «Известиях» второго отделения Академии Наук, при чем все они, за исключением первого, предварительно читались им в заседаниях отделения. В статье «Еще об Иакове мнихе» преосв. Макарий разбирал мнения Буткова и Тюрина, с одной стороны, и Погодина, с другой, об Иакове мнихе и в конце концов приходил к такому заключению, что «вопрос о мнихе Иакове нельзя еще ... далее ...
Очерки по истории Русской Церкви. Том 1, Часть 6 ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Разносчики булочники, наравне с другими сортами своего производства предлагают также во всеуслышание и kala prosфorakia! – хорошие просвирки! В половине XII в., при Кирике Новгородском у нас еще не было специальных просфоропеков при церквах. Просфоры покупались на рынках (в городах) и еженедельных праздничных торгах (по селам) . А так как в ту пору по селениям был странный обычай печь хлебы чуть ли не раз только в неделю, то отсюда и проистекали непонятные для нас затруднения тогдашних священнослужителей, у которых то недоставало просфор для литургии, то они были крайне застарелые. Препод. Феодосий Печерский потому и возгорелся в юности желанием печь просфоры, что за недостатком их в Курске редко пелась литургия. Кирик спрашивает: «единою просфорою достоит ли служити»? Ответ: «аще будет далече, яко в селе, а негде будет взяти другое просфоры, то достоит; аще будет близ торг, где купити, то недостоит – а ежели како где не будет, по нужи достоит». Устав Белечский дает наставление: «проскуры аще изыдет 8 дней не пети ею», а «Вопрошание» гораздо снисходительнее, «просфорою, рече, достоит просфурмисати за две недели». Не легко изобретаются человечеством новые идеи. Так и из ... далее ...
Преподобный Сергий Радонежский и созданная им ...Искать в Источникеazbyka.ru
... собственном смысле, и стал первым настоятелем Сергиева монастыря, став в одно и то же время и его священником. Но Митрофан, прожив в монастыре около года, скончался. Тогда братия решительно приступила к преподобному с просьбою и требованием, чтобы он принял на себя игуменство, и после более или менее долгого колебания, обусловленного тем же сознанием своей молодости, он наконец, уступая решительнейшим настояниям братии, принял на себя игуменство вместе с восприятием сана священства. Он поставлен был в игумены в 1344 году, имея 30 лет возраста. Еще более молодых лет был поставлен в игумены преподобный Феодосий Печерский, и очень можно думать, что пример Феодосия, который в последующее время Сергий, несомненным образом, постоянно имел перед своими глазами, и вдохнул в него решимость принять игуменство, несмотря на молодые годы 31. В продолжение некоторого времени число братии в монастыре оставалось одним и тем же- 12 человек с 13-м игуменом: не выносившие пустынного жития и уходившие, а равно и умиравшие возмещались вновь приходившими, так что число неизменно оставалось 13. Но пришел к преподобному Сергию из Смоленска архимандрит, по имени Симон, и разрушил это священное число ... далее ...
История Русской Церкви. Том 1. Часть 1. Период ...Искать в Источникеazbyka.ru
... не последнюю роль. Несомненно принадлежащий этому Феодосию литературный труд есть не сочинение, а перевод, именно – перевод с греческого языка на славянский послания папы Льва I или Великого к Константинопольскому патриарху Флавиану об ереси? втихия, сделанный по просьбе князя – монаха Николая Святоши 1575. Но затем со всей и решительной вероятностью считаем мы произведением этого Феодосия «Слово о вере крестьянской и латыньской», которое усвояется нашими рукописями преподобному Феодосию Печерскому, как написанное им в ответ на вопрос великого князя Изяслава Ярославича 1576. Во-первых, преподобий Феодосий Печерский вовсе не мог иметь тех сведений об отступлениях и обычаях латинян, которые сообщает автор. Во-вторых, совершенно и нисколько не идёт к преподобному Феодосию то, что он, автор, говорит о себе и о своём отце. И, наконец, в-третьих, преподобный Феодосий и на вопрос Изяслава: достоит ли резать скота в неделю, начинает ответ: «что взмыслил, боголюбивый княже, впрашати мене некнижна и худа о таковой вещи», но так ли отвечает наш автор на свой совсем другого сорта вопрос? Вообще, мы не сомневаемся, что слово принадлежит нашему Феодосию и написано им или для того же ... далее ...

  004   005   006   007   008   009   010   011   012   013  014   015   016   017   018   019   020   021   022   023   024

Постоянная ссылка на эту страницу: Преподобный Феодосий Печерский
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"