Преподобный Феодосий Печерский



  002   003   004   005   006   007   008   009   010   011  012   013   014   015   016   017   018   019   020   021   022

Святость Руси, Часть 21 - читать, скачать - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... требовало для церковного признания открывшихся мощей, «да сотворят три чудеса: глух да прослышит, нем проглаголет, слеп да прозрит; и аще сотворят чудеса, то от Бога и от святых Апостолов; аще ли не сотворят тех чудес, то не приимите их» 265. Не совершались чудеса, как правило, не совершалась и канонизация усопшего. Например, первыми нашими святыми были страстотерпцы Борис и Глеб. Но понесших совершенно одинаковую насильственную смерть от руки Святополка было не двое, а трое – вместе с Борисом и Глебом был убит и третий брат – Святослав. Третьим нашим святым после Бориса и Глеба был преподобный Феодосий Печерский. Но вместе с преподобным Феодосием, великим нашим подвижником, отцом истинного монашества, был преподобный Антоний, перед которым святой Феодосий был меньший, как ученик пред учителем, и, однако, причислен был к лику святых после Феодосия спустя около полстолетия. В Ростове в одно и то же время (1164 г.) были обретены мощи епископов Леонтия и Исаии, и тогда как первый из них был канонизован в 1190 г., второй удостоился этого значительно позже. Единственным объяснением подобных явлений служит то, что в нашей Церкви, как пишет профессор Е. Голубинский, «общим ... далее ...
Русская история в жизнеописаниях ее главнейших ...Искать в Источникеazbyka.ru
... судом 12 выбранных человек. Еще до своей смерти Ярослав разместил по русским землям своих сыновей. В Новгороде был старший сын его Владимир, умерший еще при жизни отца в 1052 году. В Турове был второй сын Ярослава, Изяслав, которому отец по смерти Владимира отдал новгородское княжение и назначил после своей смерти киевское; в Чернигове – Святослав, в Переяславе – Всеволод, во Владимире Волынском – Игорь, а в Смоленске – Вячеслав. Ярослав скончался 20 февраля 1054 года на руках у любимого сына Всеволода и погребен в церкви Св. Софии в мраморной гробнице, уцелевшей до сих пор. Глава 3. ПРЕПОДОБНЫЙ ФЕОДОСИЙ ПЕЧЕРСКИЙ В эпоху, когда Русь приняла христианство, православная церковь была пропитана монашеским духом, и религиозное благочестие находилось под исключительным влиянием монастырского взгляда. Сложилось представление, что человек может угодить Богу более всего добровольными лишениями, страданиями, удручением плоти, отречением от всяких земных благ, даже самоотчуждением от себе подобных, – что Богу приятна печаль, скорбь, слезы человека; и напротив, веселое, спокойное житье есть угождение дьяволу и ведет к погибели. Образцом богоугодного человека сделался отшельник, ... далее ...
Увещание к раскольнику - читать, скачать - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... вещь, яко заблуждения своего не познаваеши, но от превеликаго о себе высокоумия, без меры паче фарисея умом ослеплен, в знамение своея святости сие чудо полагати дерзаеши и не стыдишися. Но се и рабенок может разсудити, яко святости ради таковый огнь приходит, а не отходит. Святыи быша апостоли, и Дух Святый в видении огненных язык на них сниде; свят бысть Илия, и молитвою своею огнь с небесе сведе, полена, воду и вся жертвенная на олтари попаляющь; свят бысть Гедеон, и прикосновением ангельским возгореся огнь от камене и созже мяса и опресноки, Гедеоном в жертву принесенныя; свят бысть преподобный Феодосей печерский, и огнем, с небесе сшедшим, всяко терние, тростие и хврастие попаляющим и всяку влагу и источник изсушающим, показа ему Господь Бог место, к созданию церкве Богородичныя печерския угодное; в Маккавейских книгах вторых в главе 2-й пишется: Моисей моляшеся ко Господу, и сниде огнь с небесе, и пояде жертву; такожде и Соломон, и сниде огнь с небесе и позже всесозжение ( 2 Макк. 2, 10 ) ; не ради святости, но ради умножившагося в Константинополи беззакония и ради грядущаго гнева Божия отыде от Софии церкве константинопольския огнь и на высоту взятся, после котораго ... далее ...
Незаметная жизнь - Карманов Е.А.Искать в Источникеazbyka.ru
... ходил, и даже как-то потом это узнали и люди не становились на это место. Это было мое место, и было очень хорошо. Тихо, хорошо, спокойно. Никого я не вижу, никто меня не видит. Я мог вытворять все что угодно. И как-то раз я там попытался, насколько хватит моих сил, — тысячу поклонов отбил, потому что обычно говорят, — то ли это можно, то ли нельзя. Я почувствовал, что можно, хотя потом с непривычки дрожь в коленях была, но это реально для нормального человека. Отбить тысячу поклонов — это не смертельно и даже хорошо. А потом я стал ходить в другой храм, под Ильинский горкой. Его построил преподобный Феодосий Печерский во время недолгого пребывания в Чернигове во время ссоры с киевским князем. Там была красивая, хорошая Ильинская церковь, может, она еще до сих пор есть. Тогда она была открыта как филиал монастыря. Там четыре пожилые монахини на клиросе вели службу, пожилой священник был. И я там понемножку на клиросе приручался к чтению, к пению, тихонько так, бесшумно. И что-то делал для этой церкви — то красил полы, то что-то из икон реставрировал, как мог, то еще что-то. Там были пещеры, чуть-чуть похожие на киевские, но более скромные. Был там подземный храм, были разные ... далее ...
Православное догматическое богословие. Том 3, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... для удостоверения в победе Искупителя над смертью восстали из гробов многие, а не все святые в час смерти Христовой, так и явление нетления мощей совершается не ради самих святых, которые не ищут славы человеческой, а для нас, живущих, «для удостоверения в воскресении Христовом, в нашем будущем воскресении, для укрепления немощных в подвигах противу греха и смерти, для возбуждения невнимательных и нерадивых в подвигах благочестия». Слова и речи. 1873–1885. II ч 22 стр. 675 Подтверждением этого служит история канонизации святых: некоторые наши святые канонизованы до открытия их мощей, напр., преп. Феодосий печерский, митр. Петр, кн. Михаил тверской, Нил столбенский и др. ; другие же канонизованы были спустя то или другое время после открытия мощей, наприм. Исаия, еп. ростовский. Арсений, еп. тверской, Савватий и Герман соловецкие и др. ; мощи довольно многих святых никогда не были открываемы, или были открываемы, но и теперь находятся под спудом, т. е. опять сокрыты, напр. Антония печерского, Димитрия прилуцкого, Кирилла белоозерского, Никона радонежского, Дионисия глущицкого, Иосифа волоколамского, Корнилия комельского и др. См. у проф. Голубинского. История ... далее ...
Ангел-Хранитель - читать, скачать - священник ...Искать в Источникеazbyka.ru
... с учеником своим Прохором письмо одержимому злым духом. В письме было написано: «Иоанн, апостол Иисуса Христа Сына Божия, пытливому духа повелеваю: о имени Отца и Сына и Святаго Духа изыди от создания Божьего и не входи в него никогда, но будь вне острова, в местах безводных, а не в людях». Когда Прохор пришел с этим письмом, бес вышел из человека 3. Святые угодники, вооруженные именем Господа Иисуса Христа и именем Пресвятыя Троицы, имели даже господственную власть над бесами и иногда употребляли для посрамления бесов те же средства, какие бесы употребляли для их обольщения. Преподобный Феодор Печерский однажды молол жито, пев в то же время псалмы из Псалтири, и, утрудившись, на время перестал молоть. Тогда вдруг загремел гром, сверкнула молния, и жернова опять стали молоть. Зная, что это дело демонов, Феодор именем Божиим повелел демону не переставать молоть до тех пор, пока не измелет все жито. Демон должен был повиноваться и измолол жито. В другой раз бесы сбрасывали с горы, приносимые братией от Днепра дерева, нужные для постройки келлий. Преподобный Феодор именем Господа Иисуса Христа заставил самих бесов в одну ночь перенести дерева с берега реки на гору ... далее ...
История Русской Церкви. Том 1. Часть 1. Период ...Искать в Источникеazbyka.ru
... году поставлен Новгородский епископ Лука Жидята. [См. «Дополнения и поправки " ]. 545 В Новгородской 1 летописи по Академическому списку в Продолжении Вивлиофики II, 354, в Софийском Временнике, в Новгородской 2 летописи, в Никоновской и Тверской летописях. Некоторые сомневаются в существования этого митрополита, но он есть, по свидетельству Копыстенского, в Киево-Софийском помяннике и во всех указанных московских списках. 546 Что касается до его прибытия около 1062г., то основания в пользу этого предположения, приводимые преосвященным Макарием ( II, 14, прим. 20 ) , не совсем тверды. Преподобный Феодосий Печерский, нашедший, по летописцу, устав Студийского монастыря у одного монаха, пришедшего с митрополитом Георгием. По тому же летописцу, который должен быть предпочитаем Нестору, как современник Феодосиев, каковым последний не был, начал заботиться об искании устава не тотчас после вынесения монастыря из пещеры на верх земли, что по Нестору было в 1062г., а спустя то или другое время. В 1061г. и потом в 1069г. был в Киеве митрополит, ибо в первом году поставлен Новгородский епископ Стефан, а во втором Новгородский епископ Феодор. Под митрополитом 1069г. по всей ... далее ...
История канонизации святых в Русской Церкви, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... нами с примера Греков, у которых в древнейшее время, как говорили мы выше (стр. 19 sqq) , наибольшая часть святых были местными святыми, у которых очень много было местных святых еще и в то время, как мы приняли христианство, и у которых это разделение святых на общих и местных остается и до настоящего времени. В первые три века христианства, на Руси до утверждения престола великокняжеского в Москве и до перенесения в ту же Москву кафедры митрополии только три святые были канонизованы у нас к общему празднованию во всей земле, именно -три первые по времени наши святые: князья Борис и Глеб и преп. Феодосий Печерский, – последний к общему празднованию как будто не совсем полному (выше) , все же остальные ваши святые этих трех первых веков были святые местные, – или целых известных областей, областные, или же отдельных монастырей и церквей. На Москве до митр. Макария два святые были канонизованы к общему празднованию и два святые, пи всей вероятности, без нарочитой канонизации, а сами собой стали общими святыми: первые два святые были митрополиты Петр и Алексий, вторые два святые были Сергий Радонежский и Кирилл Белозерский; а затем, все другие святые этих двух с половиной ... далее ...
Несостоятельность мнения о насильственной ...Искать в Источникеazbyka.ru
... 38. Также есть рассказ летописца о некоем новгородце, просившем волхования у кудесника 39. И указания на то, что «… женами бесовьская волъшвеньа бывають, искони бо бес жену прелсти, си жеу мужа; тако в си роде много волхвують жены чародейством, и отравою, и инеми бесовьскыми козньми. Но и мужи прелщени бывають от бесов невеpнии… » 40. Помимо этого на Руси свободно существуют общины других исповеданий. Мтрп. Макарий пишет « То несомненно, что исповедники римской веры, именно некоторые варяги и поляки, жили в Русской земле и что наши князья оказывали им веротерпимость и христианскую любовь. Преподобный Феодосий Печерский в известном послании о вере варяжской к великому князю Изяславу между прочим писал: «Исполнилася и наша земля злыя тоя веры людий, понеже по всей земли варязи суть; велика нужда правоверным христианом, иже межи тех живуще в едином месте; да аще кто ублюдется от них, чисту веру нося, пред Богом станет одесную радующеся». И далее внушал князю: «Будь милостив не только к своим христианам, но и к чужим; если увидишь кого-либо нагим, или голодным, или подвергшимся бедствию, то, хотя бы то был латинянин, всякого помилуй и избавь от беды как можешь » 41. Неприятие ... далее ...
История Русской Церкви. Том 1. Часть 1. Период ...Искать в Источникеazbyka.ru
... по подобию её явились он и у нас, составив собственно церковную часть историографии. Первым нашим писателем по отделу частной и священной историографии или начинателем и основателем её у нас был мних Иаков, который до позднейшего времени оставался совершенно неизвестным. Который открыт 50 лет тому назад, и который положил начало нашей помянутой историографии тем, что написал два сказания о первоначальниках славы Русской церкви – о Владимире с Ольгой, её равноапостольных, и о Борисе и Глебе, её мучениках 1418. Кто такой был этот мних Иаков, биографических сведений пока вовсе неизвестно. Преподобный Феодосий Печерский, умирая в 1074 году, предлагал своей братии на место себя в игумены пресвитера Иакова, который, по словам летописца, не быв постриженником Печерского монастыря, пришёл в него с Альты. Т. е. вероятно из Переяславского монастыря Бориса и Глеба, построенного на месте убиения первого 1419. Предположение, что этот пресвитер Иаков есть одно и то же лицо с нашим мнихом Иаковом, совершенно вероятно. Равным образом совершенно вероятно и то предположение, что последней есть одно и то же лицо с тем черноризцем Иаковом, на вопросы которого написал ответы «Правило церковное ... далее ...

  002   003   004   005   006   007   008   009   010   011  012   013   014   015   016   017   018   019   020   021   022

Постоянная ссылка на эту страницу: Преподобный Феодосий Печерский
Справочник - ПОИСКОВ.РФ