Преподобный Феодосий Печерский



  002   003   004   005   006   007   008   009   010   011  012   013   014   015   016   017   018   019   020   021   022

Протестантам о Православии. Наследие Христа - ...Искать в Источникеpravmir.ru
... от субботы. Понедельник буквально именуется там «вторым днем», δευτερα; вторник — «третьим», τριτη; среда называется «четвертым» днем, τεταρτη; четверг — «пятым», πεμπτη, а пятница называется просто παρασκευη — «подготовление» (к субботе) . Оттого еще древнерусским проповедникам приходилось пояснять: «Неделя, это ведь не неделя, как вы говорите, но первый день всей недели. Потому что Христос Бог наш воскрес в этот день из мертвых, и называется он воскресным. А понедельник — это второй день, а вторник — третий, а Среда — четвертый, а четверток — пятый, а пятница — шестой, а Суббота — седьмой» (преп. Феодосий Печерский) [8]. Православие всегда помнит, что творение мира началось с воскресного дня (ибо оно завершилось субботой) . Помнит оно и о том, что обновление творения также произошло в первый день после субботы, то есть собственно в день воскресный. Но если творческим воскресеньем первой главы книги Бытия история просто началась и потому это был день просто и ясно «первый», то пасхальное воскресенье завершило те события, которые начались в Страстную Седмицу: это воскресенье жизни, воссиявшее из молчания и гробницы Субботы. Пасхальное Воскресенье венчает деяния Страстной ... далее ...
Архим. Алексий (Поликарпов): Что такое духовная ...Искать в Источникеpravmir.ru
... когда через помазание маслом семь раз перед чтением Священного Писания прощаются грехи, забытые грехи прощаются, и дается здравие телу и душе. И вот таким образом семь таинств Церкви, присутствия, благодать Духа Святаго. Ну, а если просто говорить о богослужении, о церковных песнопениях, то, конечно, где мы так ещё почерпнем такую благодать и силу, как не в храме Божием, да? домашняя молитва — она необходима, перед Богом мы должны предстоять, сердце наше, прежде всего. А здесь мы молимся все. Церковь говорит: «Миром Господу помолимся». И мы все, хор отвечает: «Господи помилуй». Преподобный Феодосий Печерский говорит, что одно церковное «Господи помилуй» больше наших вот таких частных молитв. Все возможно верующему Ну, а если мы именуемся христианами, а христианами стали называться впервые последователи Христа в Антиохии, если мы именуемся христианами, то и вся жизнь наша должна быть христианской. Каждое наше дело, каждое наше слово должно быть в Боге. Прежде, чем мы начинаем, прежде, чем мы совершаем, мы должны рассудить, будет ли это угодно Господу, правильно ли будет это по-христиански, будет ли во славу Бога, не будет ли мне в осуждение? Ведь разные мотивы ... далее ...
Церковь чтит память Преподобного Феодосия ...Искать в Источникеpravmir.ru
... мая. ПРАВМИР. Преподобный Феодосий Печерский, основатель общежительного монастырского устава и родоначальник монашества в Русской земле, родился в Василеве, неподалеку от Киева. С юных лет он обнаружил непреодолимое влечение к подвижнической жизни, ведя аскетическую жизнь еще в родительском доме. Он не любил детских игр и увлечений, постоянно ходил в церковь. Сам упросил своих родителей отдать его для обучения чтению священных книг и, при отличных способностях и редком усердии, быстро выучился чтению книг, так что все удивлялись разуму отрока. На 14-м году он лишился отца и остался под надзором матери – женщины строгой и властной, но очень любившей своего сына. За стремление к подвижничеству она много раз наказывала его, но Преподобный твердо стал на путь подвига. На 24-м году он тайно покинул родительский дом и постригся, по благословению преподобного Антония, в Киево-Печерском монастыре с именем Феодосий. Через четыре года мать отыскала его и со слезами просила возвратиться домой, но святой сам убедил ее остаться в Киеве и принять иночество в обители святителя Николая на Аскольдовой могиле. Преподобный Феодосий трудился в обители более других и нередко брал на себя ... далее ...
Незаметная жизньИскать в Источникеpravmir.ru
... ходил, и даже как-то потом это узнали и люди не становились на это место. Это было мое место, и было очень хорошо. Тихо, хорошо, спокойно. Никого я не вижу, никто меня не видит. Я мог вытворять все что угодно. И как-то раз я там попытался, насколько хватит моих сил, — тысячу поклонов отбил, потому что обычно говорят, — то ли это можно, то ли нельзя. Я почувствовал, что можно, хотя потом с непривычки дрожь в коленях была, но это реально для нормального человека. Отбить тысячу поклонов — это не смертельно и даже хорошо. А потом я стал ходить в другой храм, под Ильинский горкой. Его построил преподобный Феодосий Печерский во время недолгого пребывания в Чернигове во время ссоры с киевским князем. Там была красивая, хорошая Ильинская церковь, может, она еще до сих пор есть. Тогда она была открыта как филиал монастыря. Там четыре пожилые монахини на клиросе вели службу, пожилой священник был. И я там понемножку на клиросе приручался к чтению, к пению, тихонько так, бесшумно. И что-то делал для этой церкви — то красил полы, то что-то из икон реставрировал, как мог, то еще что-то. Там были пещеры, чуть-чуть похожие на киевские, но более скромные. Был там подземный храм, были разные ... далее ...
История Русской Церкви: ГЛАВА VI. Состояние веры ...Искать в Источникеpravoslavie.by
... усердием строивший церкви и монастыри, с таким смирением ходивший в Печерскую обитель просить себе молитв и благословения иноков пред каждым походом против врагов, явно нарушал христианский закон о браке и имел наложниц, был до того сребролюбив, что не стыдился даже грабить богатых киевлян и во время случившегося в Киеве недостатка соли сам продавал ее за высокую цену к отягощению народа; наконец, заточил в Туров печерского игумена Иоанна, осмелившегося обличать его за ненасытимое корыстолюбие и притеснение подданных [12]. Сын Святополка Мстислав, преданный той же страсти, услышав, что преподобный Феодор Печерский нашел в своей пещере много серебра и драгоценных сосудов, стал требовать от него этих сокровищ, и, когда инок отвечал, что он во избежание искушения снова зарыл найденные вещи и не помнит где, князь приказал мучить его до смерти и в то же время пустил стрелу в друга Феодора Василия [13]. Зато были и князья, были и подданные, которые имели истинно христианские добродетели. Так, юный князь новгородский Глеб Святославич, преждевременно погибший в Заволочье (1078) , по словам летописи, был тепл по вере и кроток, милостив к убогим и страннолюбив, имел усердие к ... далее ...
Некняжеское церковное строительство в ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... нескольких знатных киевских родов. Вскоре после смерти преподобного, видимо в результате внутреннего конфликта, Печерский монастырь покинул Стефан назначенный Феодосием в качестве преемника: «Таче се яко уведеша мнози от боляр, с[ы]нове суще в покаянии тому, якоже предани бл[а]ж[е]ныим тому, съжалиша ся зело, еже тако д[у]ховьныи о[те]ц их посрамлен бысть и от манастыря отгънан, егоже прият от блаженаго Феодосия. Тоже тако подавахут ему от имении своих, еже на потребу того телеси и на ину потребу», и Стефан поставил монастырь на Клове во имя Влахернской иконы Богоматери [23]. Преподобный Феодосий Печерский Еще ярче частный характер церковного учреждения виден и в том случае, когда монастырь основывался одним лицом и приобретал характер родовой «ктитории». Видимо, такой боярской родовой была обитель, о которой упоминает «Сказание о чудесах Владимирской иконы Богородицы». В качестве 7-го чуда рассказывается об исцелении Марии Жидиславны, сестры боярина Бориса Жидиславича, служившего князю Андрею Боголюбскому. Сказано, что она постриглась «в Руском Переяславле в Славятине монастыри», и что «за добродетелное еа житие даша еи игуменьство в своего еи деда манастыри». ... далее ...
Храм Илии пророка - <Искать в Источникеprihod.ru
... как добрый пастырь, без всякаго замедления.... что было только расстроено и попорчено укрепляя и исправляя некоторыми смягчающими врачевствами и связывая разумными запрещениями и таким образом благодатию и содействием Духа болящих возвращали в первоначальное здоровое состояние» (Номоканон Иоанна Постника. Предисловие. стр. 82-83) . Исчезновение из кормчей этого прекрасного предисловия сего истинным взглядом на покаяние – результат заметного и печального влияния на Русь латинства с его юридическими понятиями. Латинское влияние на Русь несомненно и исторически. Еще в XI столетии преп. Феодосий Печерский в «слове о вере крестьянской и латинской» печалуется, что «русская земля исполнена варягов», «что по всей земли варязи суть» и трудно уберечься от латинского зловерия, «межи тех живуще в едином месте». Из «в прашания» Илии видно, что в XII веке носили «к варяжьскому попу дети на молитву», и епископ Нифонт назначает за это шестинедельную епитимию, «занеже акы двоверци суть» (Русская Историческая Библиотека, Т 6, столб. 60) . Разными путями латинские юридические взгляды на покаяние могли усваиваться и на Руси и проникать в епитимийные номоканоны. Когда же школьная ... далее ...
Свято-Константино-Еленинский Измаильский мужской ...Искать в Источникеprihod.ru
... Ярославовичем в 1086 году. В этом монастыре постриглась в монашество его дочь Янка. Вблизи монастыря также была пещера, где по преданию жил отшельник Павел. Пещеру обнаружили, когда решили понизить гору Уздыхальницу, где находится Андреевская церковь. Рабочие натолкнулись на небольшой, вырезанный в толще горы пещерный ход. Длина его составляла 6, а ширина - около 2 метров. В одной из ниш археологи обнаружили горшок. Недалеко на стене была надпись ”Павел”. Это первая киевская пещера с надписью на стене. Есть предположение, что её сделал монах Киево-Печерского монастыря Павел, которого преподобный Феодосий Печерский назначил после своей смерти игуменом. Но монахи воспротивились воле Феодосия, и Павел, возможно, удалился в пещеры при Янчином монастыре. Дальнейшая судьба пещеры неизвестна. Возможно, её раскопали, расширяя улицу, а может быть, засыпали, и она до сих пор находится в толще горы. Между Трёхсвятительской церковью и Михайловским монастырём, в районе современного исторического музея, археологом-любителем Анненковым в 1838 годе была открыта глубокая пещера. Вход располагался вблизи Десятинной церкви. Пещера имела отдельные боковые ходы в разные стороны, которые ... далее ...
Краткий обзор отношений Православия и иудаизма. ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... в год в церквях должны были читаться специальные проповеди для них, в которых на основе Священного Писания объяснялось бы, что Мессия уже пришел и это Иисус Христос. Все взрослые иудеи должны были присутствовать на этих проповедях, после чего могли свободно возвращаться к своим делам – принимать крещение их не принуждали. Подобные проповеди приносили свои плоды, пусть не такие значительные, как в иных случаях, но зато принятие евреями крещения после них было сознательное и по убеждению. В России миссия среди иудеев тоже велась [1]. Самые ранние упоминания о ней восходят к XI веку: преподобный Феодосий Печерский († 1074) ходил к евреям Киева проповедовать Иисуса Христа. Обращения евреев в Православие были и позднее. В XVII веке крестился еврейский купец Мандя, его правнуком был преподобный Паисий Величковский († 1794) . Осенью 1648 года Иерусалимский патриарх Паисий, проезжая по Украине, крестил несколько тысяч евреев. Правда, известно это в связи с одной из черных страниц истории казачества: в 1649 году казаками было вырезано свыше 2000 новокрещеных евреев – в отместку за то, что кто-то из них якобы отравил казачьего полковника [2]. Затем, после яркой победы ... далее ...
Вступление в монашество и выход из него. Часть 6 ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... митрополии, но вот как они выполнялись – это вопрос отдельного исследования. Общежитие и особножитие Монашество восточное, как и российское, по сути своей началось по одному образцу. Первыми монахами были подвизающиеся самостоятельно индивидуумы, у которых совершенно не было никаких уставов, а подвизались они, сколько хватало ревности. Они сами себе устанавливали правила благочестивой жизни, которых и старались придерживаться. На Востоке первым написал общежительный устав для монахов преподобный Пахомий Великий, а у нас в России первым, кто дал настоящий строгий общежительный устав, был преподобный Феодосий Печерский. Он ввел в Киево-Печерской лавре устав Студийского общежительного монастыря. И, как пишет профессор Е. Е. Голубинский, монашество должно было придти к нам из Греции с каким-нибудь уставом. На самом деле случилось так, что оно пришло к нам без всякого устава [9]. Первым строгим монашеским уставом для русских монахов стал устав Студийский. До преподобного Феодосия у нас процветало монашество келиотское, или особножитное, – своекоштное. «Человек постригался в монахи, входил для жительства в монастырь, ставил в монастыре особую и отдельную про себя келлию и в ней ... далее ...

  002   003   004   005   006   007   008   009   010   011  012   013   014   015   016   017   018   019   020   021   022

Постоянная ссылка на эту страницу: Преподобный Феодосий Печерский
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"