Феодосия. Церковь Андрея (Косовского) на Архиерейском подворье. Карта и ближайшие объекты Одно из помещений дома причта храма во имя Святой Екатерины в Феодосии было несколько лет назад перестроено изнутри таким образом, чтобы внутри появился полноценный храм с алтарем, в котором теперь служаться ранние литургии. Этот храм освящен во имя святого Андрея Косовского. Крымская голгофа. Священномученик Андрей Косовский В начале ХХ в. злое очарование революции, обещавшей построить справедливый мир в отдельно взятой стране, обернулось безумием гражданской войны. Ужасы кровавого террора в полной мере испытали на себе и жители Крыма. Разделив Россию, большевики причислили себя к воплощенному добру, и это обязывало их к бескомпромиссной борьбе, которую они не могли остановить, не рискуя утратить свою харизму, таинственную для непосвященных. Они убивали не за совершенные преступления, а по факту “непрогрессивной” предыдущей жизни своих оппонентов. Так был казнен феодосийский священник Андрей Косовский. Начало террора О протоиерее Андрее Косовском известно немного. Родился он в Крыму в 1878 г. По окончании духовной семинарии обвенчался с девицей Натальей Ивановной, в браке с которой имел двух сыновей — Владимира и Димитрия. В священный сан был рукоположен Таврическим епископом Николаем (Зиоровым) и 26 февраля 1901 г. назначен настоятелем Екатерининской церкви города Феодосии. Энергичный и ревностный пастырь, он вскоре приобрел любовь своих прихожан. Рассудительность и открытость сделали его доступным для простых крестьян из ближайших деревень. Благочестивые христиане неизменно находили у отца Андрея добрые советы, утешение и пастырские наставления. Протоиерей Андрей вел строгую жизнь, выверяя каждое слово и поступок по евангельским заповедям и советам преподобных отцов. Все свободное время он проводил в общении с прихожанами, и, несмотря на относительно молодые годы, его советы, просветленные духовным опытом, были убедительными для тех, кто искал духовной пользы. В течение многих лет отец Андрей возглавлял уездное отделение Таврического епархиального училищного совета и состоял наблюдателем феодосийских церковноприходских школ.

http://sobory.ru/article/?object=50155

Ю.И. Сенинский Первоначальники русских иноков святые Антоний и Феодосий и другие первые подвижники русские, вышедшие из Печерского монастыря Источник «Мнози монастыри от царей и бояр поставлены бывают: не суть же таковы, яко же сии иже поставляются молитвою святых и слезами, пощением же и бдением. Сице убо и преподобный Антоний, не имея злата, ни серебра, но слезами поливая, несравнен возрасти монастырь» (Патер. Печер.) Глава I Св. Антоний, первоначальник русских иноков, был родом из города Любеча, Черниговской области. В молодых летах еще, когда многие из нас думают об удовольствиях жизни, он имел в сердце своем страх Божий, удовольствий не искал, но постоянно хотел принять иночество, чтобы навсегда посвятить себя Богу. Всемогущий Бог , который назначил ему быть первоначальником иноков русских, подвизавшихся в пещерах для славы его имени и блага нашей земли, вложил в сердце св. Антония желание идти в Грецию, на святую Афонскую гору, которая была в то время рассадником истинной монашеской жизни. Афонская гора находится в бывшей греческой (ныне турецкой) области Македонии, недалеко от города Цареграда, бывшего столицей греческого (ныне турецкого) государства, и недалеко от города Солуня, откуда были родом Кирилл и Мефодий, первоучители славянского народа в православной вере и грамотности. Когда плывешь в Иерусалим мимо Греции, то афонская гора высоко стоит над морем к полуночи, покрытая скалами и рощами и вечно окруженная облаками; здесь, как бы под защитой самого неба, издавна сохранялась истинная монашеская жизнь. Более двадцати монастырей украшают ее ныне; двенадцать из них построены в роде крепости: они окружены высокими каменными стенами и защищены пушками; каждый из монастырей имеет свою пристань, свои скиты (поселения монашеские), кельи и пустыни; каждый из народов, исповедующих православную греческую веру, имеет здесь один или несколько своих монастырей, куда приходит множество богомольцев. В древности монахи жили здесь в уединении по лесам, но ко времени св. Антония, в Х ст., Афанасий Атонит ввел здесь уже монастырский порядок; монахи, будучи подвижниками в вере, сами заботились о своих нуждах, одежде и продовольствии; ныне тоже усердно подвизаясь в вере Христовой, они тоже занимаются пчеловодством, скотоводством, выделкой вина, оливкового масла и рукоделием; этим они продовольствуют себя, из этого платят дань туркам (15500 руб. серебром ежегодно), а также содержат войско.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Главным подвигом жизни преподобного было составление «Повести временных лет» 9 ноября. ПРАВМИР. Преподобный Нестор Летописец родился в 50-х годах XI века в Киеве. Юношей он пришел к преподобному Феодосию († 1074, память 3 мая) и стал послушником. Постриг Преподобного Нестора преемник преподобного Феодосия, игумен Стефан. При нем же он был посвящен во иеродиакона. О его высокой духовной жизни говорит то, что он в числе других преподобных отцов участвовал в изгнании беса из Никиты затворника (впоследствии Новгородского святителя, память 31 января), прельщенного в иудейское мудрствование. Преподобный Нестор глубоко ценил истинное знание, соединенное со смирением и покаянием. «Великая бывает польза от учения книжного, – говорил он, – книги наказуют и учат нас пути к покаянию, ибо от книжных слов обретаем мудрость и воздержание. Это реки, напояющие вселенную, от которых исходит мудрость. В книгах неисчетная глубина, ими утешаемся в печали, они узда воздержания. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то приобретешь великую пользу для своей души. Ибо тот, кто читает книги, беседует с Богом или святыми мужами». В монастыре преподобный Нестор нес послушание летописца. В 80-х годах он написал «Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба» в связи с перенесением их святых мощей в Вышгород в 1072 году (память 2 мая). В 80-х годах преподобный Нестор составил житие преподобного Феодосия Печерского, а в 1091 году, накануне престольного праздника Печерской обители, игумен Иоанн поручил ему ископать из земли для перенесения в храм святые мощи преподобного Феодосия (память обретения 14 августа). Главным подвигом жизни преподобного Нестора было составление к 1112–1113 годам «Повести временных лет». «Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть» – так с первых строк определил цель своего труда преподобный Нестор. Необычайно широкий круг источников (предшествующие русские летописные своды и сказания, монастырские записи, византийские хроники Иоанна Малалы и Георгия Амартола, различные исторические сборники, рассказы старца-боярина Яна Вышатича, торговцев, воинов, путешественников), осмысленных с единой, строго церковной точки зрения, позволил преподобному Нестору написать историю Руси как составную часть всемирной истории, истории спасения человеческого рода.

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-p...

Некоторые аспекты экклезиологии преподобного Максима Исповедника Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 39, 2004 16 августа, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 39, 2004 В настоящее время общепризнано, что преподобный Максим Исповедник является одним из величайших отцов Церкви и что его миросозерцание отражает многие существеннейшие грани всего святоотеческого Предания. И естественно, что учение о Церкви, занимающее важное место в богословии преподобного Максима, требует к себе самого пристального внимания. С. Л. Епи­фанович, суммируя это учение, высказывается так: “Как Тело Христово, Церковь есть непрестанно продолжающееся и ширящееся Воплощение Господа, подобное Воплощению Его в маленькой церкви души каждого верующего. Оно имеет охватить собой всех, предназначенных быть членами Тела Его. В этом именно Теле Христовом и совершается спасение каждого верующего: в нем заключены все благодатные и нравственные условия спасения — благодать таинств, с одной стороны, и живая вера во Христа, жизнь и учение христианские, с другой. Все это здесь содержится в живых сосудах Духа, каковы: Апостолы, священнослужители, верующие (разные ступени совершенства которых образуют полноту Церкви), святые, ангелы. Как ни различны проявления церковной жизни, однако везде в них таинственно воплощается Господь, и каждый член Церкви может духовно срастись с какой-либо частью питающего всех Агнца и занять свое место в великом организме Церкви” 1 . В Церкви, и только в ней, совершается обожение человека 2 . И вообще, по характеристике одного исследователя, экклезиология является не одним из измерений миросозерцания преподобного Максима, но высшим измерением его 3 , как бы средоточием всего его богословия. Экклезиологические воззрения преподобного Отца запечатлелись во многих его творениях, прежде всего в “Мистагогии”, “Вопросоответах к Фалассию” и “Амбигве”. Но очень немаловажные моменты этих воззрений нашли отражение также в тех документах, которые относятся к самому последнему периоду жизни преподобного Максима: в стенографической записи суда над ним (так наз. Relatio motionis), такой же записи его собеседований с епископом Феодосием и двумя сановниками, посланными к нему, находившемуся в ссылке, Константинопольским двором и Патриархом (“Диспут в Визии”), и посланием преподобного Максима к его ученику Анастасию. Эти три текста датируются сравнительно коротким периодом времени (655–658 гг.) и недавно увидели свет в критическом издании, на которое мы и опираемся 4 . Поскольку же указанные тексты тесно связаны с завершающим этапом монофелитских споров, то целесообразно кратко напомнить историю их, достаточно хорошо изученную 5 .

http://pravmir.ru/nekotoryie-aspektyi-ek...

Содержание Об авторе Введение 1. Краткий Обзор Аскетики Сущность «внутреннего делания» Последовательность в Духовном Восхождении Борьба со Страстями Молитва Древность и непрестанность Иисусовой молитвы Строение души Нисшествие ума в сердце Духовные Созерцания Созерцание в Библии и язычестве Прелесть Старчество Значение старческого окормления Откровение помыслов Характерные свойства старца Старчество и духовничество в истории Святость 2. Древнее Восточное Монашество Введение Иерархичность духовного мира и место в нем монашества Зарождение Монашества по Святым Отцам Краткий Обзор Истории Древневосточного Монашества Исихазм Григорий Синаит и Григорий Палама 3. Связь с Востоком Домонгольский период Московская Русь Южнославянское литературное влияние Болгарские церковные деятели Связь с Сербией Московские митрополиты – паламисты Непосредственное общение с Востоком 4. Русское Монашество (X-XVII века) Характер эпохи Преподобный Антоний Печерский Преподобный Феодосий Печерский Московская Русь Вступление к XIV веку Великий печальник земли русской Преподобный Сергий Радонежский Преподобный Павел Обнорский Характеристика XV века Преподобный Кирилл Белозерский († 1429) Преподобный Нил Сорский († 1508) XVI и XVII века Преподобный Корнилий Комельский († 1537) XVII век Старец Нектарий Оптинский: Как надо благодарить Обзор Последующей Эпохи (XVIII-XX вв.) Период гонения монашества (XVIII в.) Возрождение в XIX в. и Оптина Пустынь Антропология и гносеология философии И.В. Киреевского Приложение. Древнерусское Искусство Об авторе Концевич Иван Михайлович (1893–1965). Родился 19 октября в Полтаве в семье податного инспектора. Брат епископа Нектария (Концевича). Учился на математическом факультете Харьковского университета. В 1916 г. посетил Оптину Пустынь и с тех пор находился под духовным руководством старцев. Участвовал в гражданской войне. Окончил военно-инженерное училище в Галлиполи. В 1930 году окончил физико-математический факультет Сорбонны, одновременно зарабатывая физическим трудом. Стал специалистом по электрификации. В 1948 г. окончил Свято-Сергиевский православный богословский институт в Париже. Написал кандидатскую диссертацию на тему «Стяжание Духа Святаго в путях древней Руси». В 1952 году переехал в США. Некоторое время преподавал патрологию в Свято-Троицкой семинарии в г. Джорданвилль. Скончался в Сан-Франциско 6 июля. Некролог в «Православном Пути» (Джорданвилль, 1965).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

I Жизнеописание преподобного Сергия Во главе многочисленного сонма Русских подвижников стоят три великих, поистине всероссийских подвижника- преподобные Антоний и Феодосий Печерские и преподобный Сергий Радонежский. На всем обширном пространстве Русской земли нет простого человека, который не знал бы об Антонии и Феодосии Печерских и который не знал бы о Сергии Радонежском; на всем обширном пространстве Русской земли не найдется простой женщины, которая не учила бы детей своих молиться: «Преподобные Антоние и Феодосие Печерские, преподобный Сергие Радонежский, молите Бога о нас, грешных». Святые Антоний и Феодосий воссияли при начале нашего христианства в Киевских пределах нашего Отечества. Святой Сергий через три столетия после Антония и Феодосия воссиял в Московских пределах нашего отечества. Настоящий очерк жизни преподобного Сергия составлен на основании его древнего жития, принадлежащего его личному ученику и монаху его монастыря Епифанию и составлен таким образом, чтобы читателю давалось в нем повествование о преподобном, с одной стороны, краткое, а с другой стороны, полное, без опущений воспроизводящее все частности его жизни как естественного, так и сверхъестественного характера. Нельзя, к сожалению, сказать о древнем житии преподобного Сергия, чтобы оно было совершенно удовлетворительно, чтобы оно представляло собою такую его биографию, или такое его жизнеописание, в котором бы мы находили и живое изображение его личности, и обстоятельное повествование об его деятельности. Но это сожаление должно быть высказано не по отношению к одному житию преподобного Сергия, сравнительно еще весьма хорошему и даже совсем выдающемуся, а по отношению к решительному большинству наших древних житий. Тут мы уже не в состоянии ничем помочь себе и можем только сетовать, что, имев в древнее время великих подвижников, мы не имели людей, которые бы в соответствующей мере были способны к составлению их жизнеописаний. Преподобный Сергий, в миру носивший имя Варфоломей, принадлежал по своему происхождению, выражаясь нынешним языком, к сословию дворянскому и даже к тому высшему классу в сословии, которому усвояется название аристократии: его отец, по имени Кирилл, по фамилии, если имел последнюю, неизвестный, был служилый человек Ростовских удельных князей и между служилыми людьми, представляя собою одного из немногих заслуженнейших, входил в небольшой избор их, составлявший правительственные думы, или советы, князей и носивший название боярства. Имя матери преподобного Сергия было Мария Кроме него у его родителей было еще двое детей: старший его брат- Стефан и младший- Петр

http://sedmitza.ru/lib/text/438558/

Духовный писатель, Волоколамский старец Досифей (Топорков) Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 48, 2007 18 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 48, 2007 Основанный преподобным Иосифом недалеко от Волоколамска Успенский монастырь явился выдающимся центром православного подвижничества, просвещения, русской культуры. Основатель обители преподобный Иосиф принял монашество от преподобного Пафнутия Боровского (†1477; пам. 1 мая). Родители Преподобного и многие его родственники подвизались в монашеском звании. К их числу следует отнести племянника преподобного Иосифа старца Досифея (Топоркова). Он родился во второй половине XV века и “прожил долгую жизнь” 1 . Известны монашеские имена родителей старца Досифея — инок Евфимий и инокиня Юлия. Одного его брата звали Иоанн 2 , другой его брат был поставлен на Коломенскую кафедру — владыка Вассиан (Топорков; 1525–1542; †1553). Старец Досифей был не только племянником преподобного Иосифа, но и находился в родственных отношениях со святителем Макарием 3 . Некоторое время он несомненно находился в Пафнутиево-Боровском монастыре, в связи с чем позднее писал: “…сами видехом, бывшая во обители отца Пафнутиа” 4 . Старец Досифей известен как писец, одновременно сочетавший в себе большие писательские дарования; подвизался он также и на поприще иконописания. О связях с Волоцкой обителью знаменитого мастера-иконописца Московской Руси Дионисия известно следующее: “Около 1488 года художник расписывает заложенную в 1484 году соборную церковь Успения Иосифо-Волоколамского монастыря, причем выступает в окружении помогавших ему мастеров — сыновей Феодосия и Владимира, старца Паисия и двух племянников Иосифа Волоцкого — Досифея и Вассиана” 5 . Подвизаясь под руководством своего дяди, старец Досифей еще при жизни преподобного Иосифа покинул Волоколамскую обитель “немощи ради, по его благословению, но умом и сердцем повсегда с ним и с сущими его” 6 пребывая. В последующее время старец Досифей подвизался в Симоновом монастыре, где с 1502 и по 1506 настоятельствовал его дядя, брат преподобного Иосифа, архимандрит Вассиан (Санин; 1506–1515), ставший затем Ростовским архиепископом. С 1509 года в обители поселился князь-инок Вассиан (Патрикеев), вернувшийся с Белоозера, который общался со старцем Досифеем. Позднее, в 1531 году, Волоколамский инок участвовал в соборных разбирательствах воззрений князя-инока 7 . Так схематично выглядит жизненный путь духовного писателя.

http://pravmir.ru/duhovnyiy-pisatel-volo...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Соборы святых Русской Православной Церкви ПАИСИЙ Паисий (Величковский Петр; 1722 - 1794), архим., писатель, переводчик, прп. (пам. 15 нояб., во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных), архим., писатель, переводчик ПАИСИЙ (Гавренев Павел Иванович; 1397 (?) - 1504), Угличский, прп. (пам. 8 янв., 6 июня, в Соборе Ростово-Ярославских святых - 23 мая и в Соборе Тверских святых - в 1-е воскресенье после 29 июня) ПАИСИЙ (Яроцкий Прокопий Григорьевич; 1821 - 1893), юродивый, рясофорный инок Киево-Печерской лавры, прп. (пам. 17 апр. и в Соборах Киевских и Полтавских святых), юродивый, рясофорный инок Киево-Печерской лавры ПАИСИЙ СВЯТОГОРЕЦ (1924-1994), церковный деятель, проповедник, писатель, один из наиболее известных монахов и духовных наставников Св. горы Афон кон. XX в. , прп. (пам. 29 июня) ПАИСИЙ ХИЛАНДАРСКИЙ (Хилендарский)(в миру Петр или Пенко; ок. 1722 - после 1775), прп. (пам. 19 июня), болг. иером., просветитель ПАЛЛАДИЙ (ок. 364 - между 420 и 430), еп. Еленопольский, прп. (пам. в субботу сырную - в Соборе всех преподобных) ПАЛЛАДИЙ Иванович Попов (1879 - сент. 1937), свящ., сщмч. (пам. 10 сент., в Соборе Коми святых и Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПАМВА (Памво; 2-я четв. XIII - 1-я треть XVII в. (?)), прп. (пам. 18 июля, 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских), Киево-Печерский, иером., затворник, Послушливый, в Дальних пещерах почивающий ПАНКРАТИЙ (2-я четв. XIII - 1-я треть XVII в.?), иером. Киево-Печерский, затворник, прп. (пам. 9 февр., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) ПАНТЕЛЕИМОН Иванович Богоявленский (1881 - сент. 1918), свящ., сщмч. (пам. 27 июля, в Соборе Псковских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/rubrics/122338_42.html

Тотьма. Спасо-Суморин монастырь. Карта и ближайшие объекты Спас-Сумарин монастырь, заштатный, в 2 верстах от города Тотьмы. Основан преподобным Феодосием (см. 28 января). Мощи преподобного Феодосия находятся зимою в Воскресенском соборе под аркою между собором и северным приделом во имя самого угодника, а весною ежегодно с торжественным крестным ходом переносятся в холодный Преображенский собор и здесь остаются в продолжение лета на месте левого клироса в серебряной раке под массивной аплике сенью; они покрыты покровом и только оставлена открытою для лобзания рука преподобного. Перед ракою, в киоте за стеклом, — чудотворная икона Божией Матери, именуемая Тотемскою и Суморинскою, принесенная самим преподобным (по фамилии Сумариным) из вологодского Прилуцкого монастыря, как дар напутственного ему благословения; празднование в честь этой святой иконы бывает 28 января и 29 июня. В ризнице хранятся: часть крышки с гроба преподобного Феодосия; кожаные сапоги его с железными подковами, найденные в земле при открытии мощей его; древняя копия с духовной преподобного, писанная столбцом на свитке; железная шапка из двух полос, сложенных крестообразно, с обручем вокруг головы, железные четки и железные вериги преподобного Феодосия. Ежегодно 28 января вокруг монастыря, а 30 августа, 2 и 5 сентября в монастыре из собора города Тотьмы совершаются крестные ходы. При монастыре богадельня, странноприимный дом и открытая в 1889 году церковно-приходская школа имени преподобного Феодосия. К монастырю приписана с 1832 года Дедовская Троицкая пустынь, в 7 верстах от города Тотьмы, на Дедове острове реки Сухоны, основанная в 1676 году. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году » Спасо-Суморин монастырь – бывший мужской православный монастырь в городе Тотьме. Расположен на продолговатом мысу между речками Песья Деньга и Ковда. Указом Президента Российской Федерации от 20 февраля 1995 года 176 Ансамбль Спасо-Суморина монастыря, XVIII-XIX вв. отнесен к категории объектов культурного наследия федерального значения.

http://sobory.ru/article/?object=00367

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Жития русских святых (декабрь-февраль) Жития русских святых за декабрь-февраль. Данные жития это не Четьи-Минеи Дмитрия Ростовского. Над представленными здесь житиями велась кропотливая критическая работа. Часто это пересказ первоисточника. Начал эту работу А. А. Завьялов. Работу Завьялова продолжил  С.И. Смирнов, выдающийся русский историк, ученик Ключевского и Голубинского. Свой окончательный вид «Жития русских святых» приобрели в наше время. РУССКИЕ СВЯТЫЕ Декабрь—Февраль   Декабрь 2 Афанасий преподобный, Затворник Печерский, в Ближних пещерах почивающий Преподобный Афанасий был простым и смиренным иноком, проводил богоугодную жизнь, за что исполнились на нем слова Спасителя: Аз есмь Воскрешение и Живот, веруяй в Мя, аще и умрет, оживет (Ин. 11, 25). По сообщению автора жития преподобного Симона, епископа Владимирского, после продолжительной тяжелой болезни преподобный Афанасий скончался и был положен во гроб. На третий день, когда игумен с братией пришли совершать погребение, нашли преподобного сидящим и плачущим. Ужаснувшись его воскресению, все стали спрашивать: «Как ты ожил? Что ты видел и слышал?» Он же на все вопросы отвечал только так: «Спасайтесь, имейте во всем послушание к игумену, кайтесь ежечасно, молитесь Господу нашему Иисусу Христу, Пречистой Его Матери и преподобным Антонию и Феодосию, чтобы окончить добре жизнь свою здесь. Более не спрашивайте». После этого преподобный Афанасий прожил двенадцать лет в строгом затворе, питаясь только хлебом и водой, не видя солнечного света. Перед кончиной, собрав братию, он повторил ранее сказанные слова и мирно отошел ко Господу (ок. 1176 г.). Погребен был в Ближних пещерах преподобного Антония. У мощей преподобного Афанасия получил исцеление инок Вавила, много лет страдавший болезнью ног. «Однажды лежал я, — рассказывал он братии, — и кричал от сильной боли. Внезапно вошел ко мне блаженный Афанасий и сказал: «Прииди ко мне, и я исцелю тебя». И стал невидим. Я попросил, чтобы принесли меня к его мощам. И вот, я исцелился». Предстательством его молящимся с верою у святых мощей преподобного Афанасия подается Господом истинное покаяние.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010