Преподобный Феодосий



  001   002   003   004   005  006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Митрополит Японский Даниил: «Важно, чтобы в ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... и сами ее переводите. А читают ли японские христиане святых отцов? p - Конечно, святые отцы не «популярны». Но я считаю, что публикация их творений чрезвычайно важна. Одной из своих главных задач я вижу следующее: из всего сокровища святоотеческого наследия выбрать самое доступное именно для японцев, и преподнести им это в понятной форме. Многие рассказывают мне, что начатая работа приносит большую пользу. По крайней мере, на японском языке святых отцов читают. - То же самое делали и оптинские старцы, когда привозили греческие оригиналы, переводили и издавали их в России… - Преподобный Феодосий при создании Киево-Печерского монастыря взял для него устав из Греции, из афонских монастырей. Вот это действительно традиция православная. Японцы спрашивают: «Что такое Православие? ». Когда они открывают для себя святоотеческую традицию, они видят, что вот это оно и есть – Православие... Кстати, кто составил книгу «Путь Отцов», изданную вашим монастырем? - Это книга замечательного человека – Сергея Иосифовича Фуделя. Он был сыном священника и провел много лет в тюрьмах. На мой взгляд, это одна из его лучших книг. Но она почему-то не очень хорошо раскупается. Для нас ... далее ...
Исихастская школа преподобного Феодосия ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... – составление, редактирование, перевод книг при тщательном следовании высоким образцам церковной письменности. Большое внимание уделялось эстетике письма, правильности, точности и выразительности слова – важнейшего средства прославления Бога и просвещения людей. Безусловно, весьма важно знать, каким же образом был поставлен учебный процесс в Тырновской школе, каковы были ее методология и методы. И хотя исторических документов по этому вопросу весьма немного, но у нас есть духовное наследие, жития и творения святых отцов-исихастов – Григория Синаита и его учеников, среди которых был и преподобный Феодосий Тырновский. В этих источниках заключается немало сведений о духовных принципах, лежавших в основе исихастского школьного образования. Итак, в 1349 году преподобный Феодосий Тырновский, получив поддержку царя Иоанна Александра, которому он изложил свой план создания исихастского образовательного центра, основал неподалеку от Тырнова, на Килифаревской горе, монастырь. К преподобному сразу же потянулись с разных концов страны желавшие научиться спасительному пути и проходить иноческий подвиг под его непосредственным руководством. В основном это были люди знатного ... далее ...
История праздника Всех святых, в земле Российской ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... равноапостольного Владимира – Ярослава) и при стечении многочисленного народа торжественно освятил ее 24 июля, в день умерщвления Борисова, поставил в ней мощи новоявленных чудотворцев и установил ежегодно праздновать этот день в память их совокупно " ( 10, кн. 2, 54–55 ) . Примерно в то же время, около 1020–1021 гг., тем же Митрополитом Иоанном I была написана служба мученикам Борису и Глебу, которая стала первым гимнографическим творением нашей отечественной церковной письменности ( 10, кн. 2, 58, 67; 23, 40 ) . Вторым святым, торжественно канонизированным Русской Церковью, стал преподобный Феодосий Киево-Печерский, скончавшийся в 1074 г. Уже в 1091 г. обретаются его мощи и переносятся в Успенскую церковь Печерского монастыря – начинается местное почитание святого. А в 1108 г., по просьбе великого князя Святополка, совершается его общецерковное прославление (23, 53) . Впрочем, еще до церковного прославления святых Бориса, Глеба и Феодосия на Руси особо чтили святых первомучеников Российских Феодора варяга и сына его Иоанна (+ 983) , святую равноапостольную великую княгиню Ольгу (+ 969) и, немного позднее, святого крестителя Руси – великого князя Владимира (+ ... далее ...
Древние иноческие уставы и современный опыт ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... его письменно в непреходящую память родам». Подобно этому, на авторство преподобного Феодора указывается в самом заглавии устава патриарха Алексия Студита. Позже этот устав, как было сказано, разошелся даже за пределы империи, и именно его полагает в основу своих правил преподобный Афанасий Афонский. О том свидетельствует и установление киновиального строя, и использование «Ипотипосиса» в качестве основы для «Диатипосиса», составленного создателем знаменитой афонской киновии [6]. С него началась и уставная монашеская жизнь в нашей стране, поскольку строитель Киево-Печерской лавры преподобный Феодосий послал в Константинополь именно за образцом студийского устава – по нему он и установил порядки в первой на Руси иноческой обители. Об этом замечает Киево-Печерский летописец преподобный Нестор в своем труде под годом 6559: «Когда же Феодосий принял монастырь… стал искать устава монашеского, и нашелся тогда Михаил, монах Студийского монастыря… и стал у него Феодосий спрашивать устав студийских монахов. И нашел у него, и списал, и ввел устав в монастыре своем: как петь пения монастырские, и как класть поклоны, и как читать, и как стоять в церкви, и весь распорядок ... далее ...
Явление змия. Часть 1 / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... с сытной горячей пищей. И доводочной эпохе уже было свойственно пьянство – неумеренное возлияние с целью охмелеть. Знаменитый арабский путешественник Ибн-Фадлан в первой половине Х века писал, что руссы сильно «преданы вину, пьют его и днем, и ночью, так что иной и умирает с кружкою в руке», но это пьянство не было никем инспирировано и дохода никому не приносило. Просто было на Руси «веселие в питии». Принятие христианства повлекло за собой первые попытки обуздания пьянства: Православная Церковь, проповедуя умеренное потребление вина, выступила против хмельной невоздержанности. Еще преподобный Феодосий Печерский в своих поучениях обличал пьяниц: «О горе пребывающим в пьянстве! Пьянством отгоняем от себя ангела-хранителя и привлекаем к себе злого беса… Диавол, радуясь, говорит: “Никогда я столько не услаждаюсь жертвами языческими, сколько пьянством христиан, потому что в пьяницах находятся все дела моего хотения…”». Власть же увидела в хмельных напитках крайне выгодную статью собственного дохода. Уже в XII веке корчма была обложена княжеской пошлиной. Это были первые на Руси «пьяные деньги», которые впоследствии привели к установлению казенной винной монополии. ... далее ...
Загадки жития святителя Николая / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... старцу — все уважали его и удивлялись ему. Когда старый человек выказывает юношеские увлечения, он для всех служит посмешищем, а если юноша имеет нрав старца, то вызывает всеобщее уважение. В старости неуместно легкомыслие юности, но достойна почтения и прекрасна в юноше мудрость старца». Поставление во епископа свт. Николая В одной из своих статей, вошедших в книгу «Поэтика византийской литературы», Сергей Аверинцев точно определил, что Византия рассматривала идеального ребенка, как «маленького рассудительного старичка». Древнерусские авторы переняли эту точку зрения, и в результате преподобный Феодосий Печерский и многие другие святые стали гнушаться детских игр и вести себя как умудренные опытом тихие старцы. Разумеется, проверить историческую достоверность таких сведений невозможно. Лишь в жизнеописаниях двух величайших святых XIX века — преподобных Серафима Саровского и Амвросия Оптинского можно найти рассказы об их живости и детской непосредственности, в случае же с праведниками, жившими раньше, о подлинной истории их детства мы можем только догадываться. Но вернемся к святителю Николаю. Авторы исправленного жития святого опровергают распространенную в XIX — ... далее ...
Архимандрит Симеон (Гагатик): Где искать камертон ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... Главные принципы монашеского общежития всегда одни и те же: вся братия вместе с игуменом присутствует на ежедневном богослужении от начала и до конца, питается только на общей трапезе, вкушая одинаковую для всех пищу, ни у кого нет личной собственности и денег, а также и личных связей с миром, духовным отцом является, как правило, игумен, которого сама братия себе и избирает. Такой общежительный Устав был введен у нас преподобным Феодосием Печерским, учеником преподобного Антония. Сам Антоний по своему характеру был отшельником и избегал игуменства. По его благословению игуменом стал преподобный Феодосий. Как подлинный ученик, Устав общежития он не мог ввести без благословения своего старца, преподобного Антония. И тот его, конечно, дал, так как увидел в действии все его преимущества на Афоне. Это событие самый крупный историк русского монашества Игорь Смолич характеризует так: «Важнейшим деянием Феодосия в первый период его игуменства было введение общежительного устава Студийского монастыря. Из жития Феодосия можно узнать, что он стремился к самому строгому исполнению братией иноческих обетов. Труды Феодосия заложили духовное основание Киево-Печерского монастыря и ... далее ...
Евгений Поселянин. Вера и пути к вере. Воспитание ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... ни на какие последующие искушения отрицания и равнодушия, — всегда может обратиться к Богу с еще большим пылом и едва ли умереть далеким от Бога. Я знаю человека, который всю жизнь имел большое сочувствие к монашеству и монахам. Это сочувствие зародилось в нем в раннем еще детстве. Ему было лет пять, и он еле читал по складам, когда ему попались в руки какие-то обрывки из одной духовной книги крупной печати. Но в этих обрывках было полное краткое житие преподобного Феодосия Печерского, и мальчик с восторгом прочел его, особенно те страницы, где описано, как в детском возрасте подвижничал преподобный Феодосий, как надевал на себя вериги и как преследовала его мать. В этой семье возили детей весною и осенью, до переезда в деревню, кататься и гулять в парк, за заставу, где проходят богомольцы, пробирающиеся к преподобному Савве Сторожевскому и в Новый Иерусалим, или возили чрез Крестовскую заставу в Останкино, по шоссе, где попадаются вереницы богомольцев, направляющихся к Сергию-Троице. Этот мальчик любил заговаривать с богомольцами, жалел их, что они идут пешком и тащат еще на спине тяжелые котомки. Денег у него, хотя его родители были богаты, не было по его возрасту ни ... далее ...
Господи, как хорошо, что Ты есть! / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... Слух даже как будто уловил монашеское пение. Но его безжалостно заглушил вырвавшийся из динамика попсовый хит. Я сникла. Где ж найдешь такой монастырь, когда вокруг даже храмов наперечет? Подходящих экскурсий мне не попадалось. Тем временем подошла к небольшой церковке. Хотела зайти, но на двери меня встретил огромный замок. На металлической доске прочитала: храм преподобного Феодосия Кавказского, покровителя Кавказской земли и всего Краснодарского края. Мне вдруг стало стыдно: ехала сюда, и даже не удосужилась справиться о местном святом. – Мне бы так хотелось познакомиться с тобой, преподобный Феодосий, – это было даже не обращение к святому, а, скорее, грустная констатация факта. Ведь я совершенно не представляла, как это сделать. Настроение упало. И я прибегнула к верному в таких случаях средству: принялась сама себя уговаривать. – В конце концов, ты приехала сюда отдыхать, – взывало к реальности мое рациональное Я. – Звучит не убедительно, – не соглашалось Я совестливое. – К чему переживать? – продолжала настаивать разумная половинка. – Подумай: раз ничего не получается, значит, такова воля Божия. Последний аргумент подействовал решающе. Совестливое Я успокоилось ... далее ...
Преподобные Феодосий Болгарин и ученик его Роман ...Искать в Источникеmospat.ru
... Авва послал преподобного Феодосия к царю Александру с просьбой о защите обители. Болгарский благочестивый царь, по просьбе подвижника, предоставил ему большие средства, чтобы оградить обитель крепкой оградой с башнями, и обеспечил монастырь угодьями и скотом. Во время последнего пребывания в Тырнове с поручением аввы к царю, к преподобному Феодосию обратился благородный муж с просьбой взять его с собой в обитель. Святой подвижник привел его к преподобному Григорию Синаиту. Это был Роман, ставший искренним и любимым учеником преподобного Феодосия. После смерти святого Григория Синаита преподобный Феодосий отказался принять настоятельство и вместе с учеником Романом удалился из обители для уединенных подвигов. Они основали обитель на горе около Тырнова, названную впоследствии Феодосиевой. Преподобный Феодосий прославился как ревностный защитник Православия от многих возникших тогда ересей, особенно богомилов, жидовствующих и мессалиан. Лжеучения их были крайне пагубны. Большую помощь борьбе с еретиками оказывали преподобному Феодосию Патриарх и царь. Кроме того, святой подвижник переводил греческие сочинения на славянский язык. В 1360 году он тяжело заболел. Желая ... далее ...

  001   002   003   004   005  006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: Преподобный Феодосий
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"