Преподобный Феодосий



  008   009   010   011   012   013   014   015   016   017  018   019   020   021   022   023   024   025   026   027   028

Полный годичный круг кратких поучений, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Феодосий Великий. (О благотворности памяти смертной) . I. Преподобный Феодосий, память коего празднуется в нынешний день, родом из Каппадокии, получив христианское воспитание, с детства привержен был к священному писанию, с любовию изучал его и более всего дорожил посещением храма Господня, при котором, имея хороший голос, он был определен чтецом. Всею душею любил он это дело и со вниманием читал и к сердцу принимал те евангельские слова, которыми заповедуется «не привязываться к земному миру, а помышлять главным образом о вечной жизни и стремиться к ней». Усердно молил он Бога, чтобы Он открыл ему истинный путь и Сам руководил его. Достигши высокой святости жизни, сделался со временем настоятелем им же основанной знаменитой лавры близ Иерусалима с шестьюстами братии (всех же учеников его насчитывают во время его продолжительной жизни до 16, 000 человек) . Преподобный Феодосий Великий, оказывая всем милость телесную, не забывал и духовных дел милосердия, назидая всех душеспасительными наставлениями. «Братия, – часто увещевал он иноков, – ради любви Господа нашего I. Христа, позаботимся о душах наших; вспомним суету кратковременной земной жизни и помыслим о ... текст полностью ...
О православном взгляде на нехристианские религии ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Чем отличаются религии » К одному ли Богу ведут разные религии? » О православном взгляде на нехристианские религии Древо сайта О православном взгляде на нехристианские религии ( 11 голосов: 3. 18 из 5 ) Протоиерей Всеволод Чаплин, Юрий Максимов, Дмитрий Сафонов Общее отношение к последователям других религий Православная Церковь учит, что все люди созданы Богом по образу Его и родственны друг другу и что заповеди Христовы о любви к ближнему не имеют границ. Поэтому преподобный Феодосий Печерский говорил: «Если увидишь нагого или голодного, или в беду попавшего – будет ли то иудей или мусульманин, – ко всякому будь милосерд, избавь его от беды, как можешь, и не лишен будешь награды у Бога, ибо Сам Бог в нынешнем веке изливает милости Свои не на христиан только, но и на неверных». Нельзя не вспомнить и такие слова святителя Луки ( Войно-Ясенецкого ) : «Надо было бы, чтобы обратились ко Христу и все добрые и благочестивые люди, не ведущие Христа – из мусульман, из евреев и из буддистов. И если бы случилось так, были бы они для нас самыми дорогими братьями, а теперь только достоуважаемые люди, к которым должно относиться с любовью, а не превозноситься пред ними». Пример ... текст полностью ...
Духовные рассуждения и нравственные уроки ...Искать в Источникеazbyka.ru
... соборе. Здесь пели прощальные песнопения и произносилось глубоко-покаянное слово патриарха. Затем государь шествовал в Чудов и Воскресенский монастыри, а также в Архангельский и Благовещенский соборы, где просил прощения у гробов своих родителей. В этот день русские цари отпускали на свободу многих колодников, то есть заключенных. Обычай прощения берет свое начало в глубокой древности. Он перешел к нам на Русь из восточных монастырей, о чем упоминается еще в Житии преподобной Марии Египетской. Обряд прощения совершался во всех русских монастырях. Так, в Киево- Печерском монастыре преподобный Феодосий вечером в этот день произносил назидательное поучение братии, удалялся в затвор на весь Великий пост. Обычай мирян посещать своих духовников в начале Великого поста также возник в глубокой древности ( Там же, с. 459–460 ) . Уставы о молитве Кроме воздержания в пище и питии, уставом предусматривалась во время поста усиленная молитва с поклонами. Так, по Студийскому уставу, полагалось ежедневно 240 земных поклонов, во время чтения часов и светильничных молитв – 60, на вечерне – 100 и на утрени – 80. Однако следует отметить, что в русских уставных статьях о поклонах ... текст полностью ...
История русской церкви Том 2. Часть 2, Глава ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Церкви, т. I, 2 половина, стр. 321 примечание 370 примечание (по сёлам они и в настоящее время совершаются разве только весьма редко) . В позднейшей Истории канонизации встречаем одну запись о причтении к лику святых, в которой говорится, что святой вписан был в синодик церковный и в которой под синодиком, несомненно, должен быть разумеем литийный список святых той епархии, подвижником которой был и к местному празднованию в которой канонизован был святой (см. о преподобном Паисии Угличском) . В 1108 году, когда игумен Печерский просил великого князя Святополка Изяславича о том, чтобы преподобный Феодосий был вписан в синодик, у нас, по всей вероятности, ещё не было синодика недели православия: нужно думать, что мы заимствовали этот синодик от Греков не сами собой или непосредственно, а через посредство Болгар, а Болгарами он был заимствован от Греков только в 1210 году, см. наш Краткий очерк Истории православных церквей Болгарской, Сербской и Румынской, стр. 674 fin.. Почитание усопших подвижников благочестия состояло, между прочим, в том, что при их гробах возносимы были молитвы о них. Возношение молитв состояло в том, что усердствовавшие к памяти подвижников ... текст полностью ...
Жития святых, Житие 670 - читать, скачать - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... праведника, во имя праведника, получит награду праведника» ( Мф. 10: 41 ) . Доброе дело замыслил сын мой Георгий; с ним и тебе, за твой труд, предстояло увенчаться, и такую славу не всякий получит, какой ты имел быть сообщник с Георгием. Теперь же ты всего лишился; но всё-таки не отчаивайся в своей жизни, хотя ты не можешь исцелиться другим образом, кроме как покаявшись в своих согрешениях. Прикажи внести себя в печерский монастырь, в церковь Пресвятой Богородицы, и пусть положат тебя на мою раку и будешь здоров; золото же и серебро, издержанное тобою, найдешь в целости. Это сказал преподобный Феодосий Василию, явившись явно, а не во сне. Наутро же пришел к Василию со всеми боярами князь Георгий Владимирович; увидев его в сильном недуге, он с печалью удалился. Василий же, уверовав в видение святого, приказал вести себя в печерский монастырь. Когда они были у берега, вошел кто-то незнакомый к игумену печерскому и сказал: – Иди скорее на берег, приведи Василия и положи его на гробе преподобного Феодосия; когда он вручит тебе сокровище, обличи его пред всеми, что он взял пятую часть из него; и если покается, прости его. С этими словами сказавший стал невидим. Игумен ... текст полностью ...
Святость Руси, Часть 21 - читать, скачать - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... требовало для церковного признания открывшихся мощей, «да сотворят три чудеса: глух да прослышит, нем проглаголет, слеп да прозрит; и аще сотворят чудеса, то от Бога и от святых Апостолов; аще ли не сотворят тех чудес, то не приимите их» 265. Не совершались чудеса, как правило, не совершалась и канонизация усопшего. Например, первыми нашими святыми были страстотерпцы Борис и Глеб. Но понесших совершенно одинаковую насильственную смерть от руки Святополка было не двое, а трое – вместе с Борисом и Глебом был убит и третий брат – Святослав. Третьим нашим святым после Бориса и Глеба был преподобный Феодосий Печерский. Но вместе с преподобным Феодосием, великим нашим подвижником, отцом истинного монашества, был преподобный Антоний, перед которым святой Феодосий был меньший, как ученик пред учителем, и, однако, причислен был к лику святых после Феодосия спустя около полстолетия. В Ростове в одно и то же время (1164 г.) были обретены мощи епископов Леонтия и Исаии, и тогда как первый из них был канонизован в 1190 г., второй удостоился этого значительно позже. Единственным объяснением подобных явлений служит то, что в нашей Церкви, как пишет профессор Е. Голубинский, «общим ... текст полностью ...
Святитель Василий Великий, Часть 7 - читать, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... на 27-е, в 220-м – на 33-е; в 22-й главе «Подвижнических уставов» говорит полнее о послушании, в 30-й главе говорит о том, о чем говорил в «Кратких правилах», и т. д. Но и «Пространные», и «Краткие правила» принадлежат именно св. Василию Великому, а не есть позднейшее произведение. Это доказывается указанием на них современников Василия. Так, мы знаем, что современник его, пресвитер аквилейский Руфин, сделал извлечение из правил Василиевых и перевел их на латинский язык для аббата Урсисия 499. В V столетии на эти правила Василия ссылался в своих наставлениях инокам преподобный Кассиан. Преподобный Феодосий, начальник общежития в Палестине, часто читал их, как видно из его жизнеописания 500. В VI столетии император Юстиниан в послании к Константинопольскому патриарху Мине приводит 267-е правило из «Кратких правил» под именем Василия Великого. Равным образом содержание этих правил, заключающиеся в них глубина мыслей, ясность, убедительность и наглядность доводов – все это несомненно заставляет заключать, что писателем их был никто другой, как Василий Великий. Впрочем, в таком важном и весьма нелегком занятии св. Василию оказал немалую помощь и св. Григорий Богослов, ... текст полностью ...
Жития русских святых, День 239 - читать, скачать ...Искать в Источникеazbyka.ru
... братия после совещания пришли к прп. Антонию с такими словами: «Отче, поставь нам игумена». «Кого же вы хотите? » – спросил преподобный. «Кого хочет Бог, Пресвятая Богородица и ты, честный отче», – отвечали пришедшие. «Тот из вас, – решил преподобный Антоний, – который отличается послушанием, кротостью и смирением, пусть и будет вам игуменом». Тогда братия единодушно начали просить преподобного Антония, чтобы он благословил на игуменство преподобного Феодосия как единонравного ему и во всех благих делах искусного; и благословил его преподобный Антоний на игуменство. Сделавшись игуменом, преподобный Феодосий с усиленным тщанием начал заботиться об обители, присоединяя к этим заботам строгое пощение и слезные молитвы; великое содействие оказывали ему молитвы и благословение начальника его, преподобного отца нашего Антония, наедине безмолвствующего. И Господь начал умножать черноризцев, так что вскоре под водительством преподобного Феодосия оказалось до 100 человек. Преподобный Феодосий, видя такое умножение, стал совещаться с братией об устройстве монастыря. Потом он отправился к прп. Антонию и сказал ему: «Отче! Братия все более и более возрастают в числе, – не поставить ... текст полностью ...
Жития святых, Житие 156 - читать, скачать - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... его силою туда приводили, а потом он и сам стал приходить в церковь. Начал он затем посещать и трапезу, где его сажали отдельно от братий; пред ним клали хлеб, но он не хотел прикасаться к нему; братия стали было вкладывать ему хлеб в руки, но преподобный Феодосий сказал: – Положите перед ним хлеб, но не влагайте его в руки ему, чтобы сам он ел. Так целую неделю он не давал братии вкладывать хлеб в руки Исаакию; последний, смотря на других, стал сам вкушать хлеб и таким образом научился есть. Так преподобный Феодосий избавил его от козней и прельщения диавольского. Когда преставился преподобный Феодосий и блаженный Стефан стал игуменом вместо него, Исаакий снова стал вести суровую жизнь, сказав искусителю: – Ты прельстил меня, диавол, когда я находился в уединении в пещере, но теперь уже я не затворюсь, но постараюсь при Божией помощи, победить тебя, трудясь в монастыре. Тогда Исаакий снова облекся в власяницу, поверх власяницы он надел толстую свиту 1385 и начал помогать поварам, работал на братию, входил в церковь на утреню прежде всех и неподвижно стоял на своем месте в церкви. Когда же наступила зима, он стоял в церкви, не взирая на сильный мороз, в сильно ... текст полностью ...
Жития святых, Житие 580 - читать, скачать - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... в непрестанной молитве, вкушая сухой хлеб и удовлетворяя жажду умеренным количество воды, да и то через день, иногда же через два; а иногда он не вкушал ничего всю неделю, пребывая день и ночь в молитвенном бдении и усердно руками своими копая большую пещеру. Узнав о поселении преподобного в пещере, некоторые христолюбцы приходили к нему сюда, принося потребное для поддержания тела и испрашивая себе благословения; находились и такие пришельцы, которые выражали желание жить с преподобным; из числа последних был и блаженный Никон 4541. В это именно время пришел 4542 к преподобному Антонию и преподобный Феодосий, будучи двадцатилетним юношей: преподобный Антоний велел постричь Феодосия блаженному Никону, – иерею и опытному черноризцу. По прошествии многих лет, когда преставился благоверный князь Ярослав 4543, власть принял старший сын его Изяслав, севший на великокняжеском столе в Киеве 4544. Преподобный же Антоний Печерский в это время уже прославился во всей русской земле за свою многодобродетельную жизнь, подобно тому как в древности прославился в Египте Антоний Великий. Узнав о подвижнической жизни преподобного Антония, христолюбивый князь Изяслав пришел к нему со своею ... текст полностью ...

  008   009   010   011   012   013   014   015   016   017  018   019   020   021   022   023   024   025   026   027   028

Постоянная ссылка на эту страницу: Преподобный Феодосий
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"