Преподобный Феодосий



  007   008   009   010   011   012   013   014   015   016  017   018   019   020   021   022   023   024   025   026   027

Митрополит Иларион: Афон – место, где сохраняется ...Искать в Источникеmospat.ru
... Института мировой литературы Российской академии наук профессором Виктором Гуминским. Здравствуйте, Виктор Ярославович! В. Гуминский: Здравствуйте, Ваше Высокопреосвященство! Христос Воскресе! Митрополит Иларион: Воистину Воскресе! В. Гуминский: Афон – это удивительный образ иноческой жизни, который сыграл колоссальную роль в истории России. Владыка, Вы упомянули преподобного Антония Печерского. Совершенно ясно, что в этих первых пещерках, которые потом выросли в Киево-Печерскую Лавру, жили, скорее всего, если не по уставу, то по традиции афонского монашества. Это уже затем преподобный Феодосий Печерский взял из Царьграда уставные грамоты. Монастырь Пресвятой Богородицы Ксилургу (Древоделы) – первая русская обитель, что доказывает опись, проведенная, когда русские монахи перешли на жительство в более просторный монастырь святого Пантелеимона, называемый также Русским монастырем или Русиком. На меня произвел очень сильное впечатление этот документ, в котором перечисляется 49 русских книг, русская, подчеркиваю, епитрахиль и затем – русская шапка. Если представить себе афонитов в русской шапке, сразу наступает какое-то веселье на душе. Конечно, мы можем только ... далее ...
Блаженный Святитель Иоанн Чудотворец, Часть 3 - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... принадлежавший к княжескому роду – это галицкий боярин Володислав, наложивший этим на себя несмываемое пятно в глазах современников. Единство княжеского рода и единый митрополит были олицетворением единства Руси в удельный период и предохранили ее от распадения на ряд отдельных государств. Главой княжеского рода, как было уже сказано, был Великий князь, которым должен был быть старший член рода. Были случаи, что Великим князем делался не старший, но это всегда рассматривалось как исключение из правила. Когда Святослав Ярославич, изгнав своего брата Изяслава, захватил Киевский престол, преподобный Феодосий убеждал его вернуть престол брату и не хотел сначала поминать его как князя, а потом хотя и поминал его, но после законного Изяслава. Владимир Мономах долго не соглашался занять Киевский стол помимо старших двоюродных братьев, несмотря на настойчивые просьбы киевлян. Но природные качества и авторитет Мономаха настолько возвышали его, что и народ, и князья лишь в нем видели лицо, могущее явиться примирителем раздираемой усобицами Руси. По смерти Святополка Изяславовича, Владимир в 1113 году, помимо Святославовичей, сделался Великим князем, а в 1116 году Ефесским ... далее ...
Духовные посевы, Часть 2 - читать, скачать - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... принимал за высшее счастие то, что другие почли бы для себя совершенным несчастием. Поступай так же, и ты всегда будешь примирен с врагами своими. 3. Образцы христианской кротости 1. Некогда св. Спиридон, епископ Тримифунтский, входил во дворец царский; одежда на нем была весьма скромная. Один из слуг царских признал его за нищего и даже ударил в ланиту, но когда св. Спиридон, по слову Господню, подставил ему и другую, то он, узнав в этом поступке святого, припал к ногам его и начал просить прощения ( «Ч. -М. » 12-дек. ) . 2. Вот и другой пример христианской кротости... Однажды преподобный Феодосий, игумен Печерский, был у великого князя Изяслава, и замедлил отбытием до позднего вечера. Великий князь не хотел отпустить преподобного пешим, и одному из слуг приказал отвезти его. Но слуга этот, сочтя преп. Феодосия за простого сборщика подаяний, спустя несколько времени, сказал ему так: «Черноризец, пора уже мне отдохнуть на твоем месте». Преп. Феодосий благодушно уступил ему свое место, и сам стал править лошадьми, а слуга заснул. Но вот, поутру, проснувшись, слуга видит, что все вельможи, ехавшие к великому князю, кланяются преп. Феодосию. Ужас его увеличился, когда, ... далее ...
Путешествия преподобного Сергия РадонежскогоИскать в Источникеazbyka.ru
... можно уложиться в 5 с половиной суток. Реально же с учетом пребывания в другой обители отсутствие преподобного Сергия в Троицком монастыре могло продолжаться месяц и более. Еще более впечатляющими были путешествия преподобного в Серпухов и Калугу, где в 1374 году был основан Высоцкий монастырь, а в 1385 – в Голутвин. В житии подчеркивается, что оба путешествия преподобный Сергий Радонежский совершал пешком, несмотря на то, что в первом случае святому было более 60, а во втором более 70 лет. Стоит отметить, что мотив пеших путешествий широко распространен в русской агиографии. Преподобный Феодосий Печерский в юности пытался убежать из Курска в Иерусалим, но был настигнут своей матерью, а затем пешком вслед за купцами ушел из Курска в Киев, обошел все монастыри и пришел к преподобному Антонию Печерскому. Уже игуменом преподобный Феодосий шел пешком рядом с лошадью, присланной за ним одним из князей. Молодой возница, решив, что у монаха много свободного времени, предложил ему поменяться местами, на что святой с радостью согласился, и лишь перед конечной целью путешествия попросил дерзкого юношу поменяться снова, чтобы тому не попало от правителя за непослушание. ... далее ...
Киево-Печерский Патерик, Слово 10 - читать, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... «Кто принимает праведника во имя праведника, получит награду праведника». Ты же за труд свой увенчан был бы, и такой славы никто еще не удостаивался, какую принял бы ты вместе с Георгием, ныне же всего этого лишился ты, однако не отчаивайся за жизнь свою. Но не иначе ты исцелишься, как покаявшись в согрешении своем: прикажи, чтобы отнесли тебя в Печерский монастырь, в церковь Святой Богородицы, и пусть положат тебя на гробницу мою, и ты будешь здоров, а истраченное тобой золото и серебро найдешь целым». И все это наяву произошло с Василием в ту ночь, а не во сне, когда являлся ему преподобный Феодосий. Утром же пришел к нему князь Георгий Владимирович со всеми боярами, и, видя его в столь горестном состоянии, опечалился за него и ушел. Василий же поверил видению святого и велел свезти себя в Печерский монастырь. Когда они были уже на берегу, вошел некто неизвестный к игумену, говоря: «Скорее иди на берег, приведи Василия и положи его на гроб преподобного Феодосия, и, когда он отдаст сокровище, обличи его перед всеми, сказав, что он взял себе пятую часть из него, если же он покается, то верни ему». И сказав это, сделался невидим. Игумен стал искать, что за человек ... далее ...
Исцеление психических болезней. Опыт ...Искать в Источникеazbyka.ru
... святыни псам, — будто святое причащение поступает в пищу демону, а не в очищение и охранение тела и души. Будучи принято человеком, оно, как пламя пожигающее, прогоняет того духа, который в его членах заседает или скрывается. Мы недавно видели, что таким способом был исцелен авва Андроник и многие другие. Ибо враг больше и больше будет нападать на одержимого им, когда увидит, что он отлучается от небесного врачевства, и тем злее и чаще будет мучить, чем дольше он будет уклоняться от духовного врачевства» [232]. Однако по этому вопросу у отцов Церкви нет полного единодушия. Например, преподобный Феодосий налагает на своих «монахов с помутившимся рассудком» временный запрет причащаться. Но у нас есть достаточно свидетельств его глубокой любви и благосердного внимания, чтобы понять, что его решение продиктовано отнюдь не тем чувством презрения или отвращения, о которых упоминает Герман. Оно скорее основывается, с одной стороны, на мысли о том, что принимающие святое причастие должны быть в сознательном состоянии, а с другой, что святое причастие является целью, а не средством. Священномученик Дионисий Ареопагит, описывая современные ему церковные установления, ... далее ...
Агиология, Тема 4. Преподобные - читать, скачатьИскать в Источникеazbyka.ru
... монастыре до самого закрытия обители в 20-х гг., потом около 20 лет служил в Ильинском храме Чернигова. Во время оккупации было разрешено открыть Троицкую обитель, преподобный вновь стал руководить там хором. Нравственная чистота, духовная высота, неистощимая любовь к людям вызывали необыкновенное расположение к нему в каждом, кто хоть раз в жизни удостоился видеть его. Ему писали из Москвы, Грузии, Киева, Одессы, многих других мест. «Всегда благостный и радостный... лишенный часто даже кратковременного отдыха, старец незаметно передавал другим состояние духовной бодрости и подъема» 761. Преподобный Феодосий Кавказский Чудотворец (1841–1948) трехлетним ребенком оказался на Афоне, 60 лет помогал священникам при Иерусалимском храме Воскресения Христова, потом на Святой Горе. Приняв великую схиму, в 1906 году вернулся в Россию, в советское время пережил гонения, лагерь, ссылку. С 1932 года, после освобождения, Феодосий жил в Минводах до своей кончины в возрасте 107 лет, неся подвиг юродства. Во время Великой Отечественной войны старец Феодосий был одним из ревностных молитвенников о победе, Бог открывал ему имена защитников отечества, живых и погибших. Неся свой подвиг ... далее ...
История Русской Церкви. Том 1. Часть 2. Период ...Искать в Источникеazbyka.ru
... доходы, предоставив монахам самим заботиться о пище, как они сами заботятся об одежде, то монастыри и станут монастырями келлиотскими или особножитными) . В этом виде келлиотства или особножития и перешло к нам монашество от Греков и в этом виде исключительно оно существовало у нас первое время до преподобного Феодосия Печерского. Преподобный Феодосий ввёл в своём монастыре общежитный или истинный монашеский устав, именно – устав Студийский преподобного Феодора Студита. Письменных записей Студийского устава, который преподобным Феодором был введён в монастыре без письмени, преподобный Феодосий имел перед собой две: краткую запись, сделанную в самом Студийском монастыре и подробный устав патриарха Алексея (см. выше) . Необходимо думать, что с первой или без первой им был приобретён, переведён на славянский язык и введён в Печерском монастыре второй, как устав полный и настоящий, чего не представляет собой запись самого монастыря. Разделяясь на две части, устав патриарха Алексея содержит в первой части – устав или типик церковного богослужения, во второй – устав или правила жизни монахов. Во второй части устава, надписанной: «Уставьник, разсматряяй о брашьне ... далее ...
Прелесть, Сокровищница духовной мудростиИскать в Источникеazbyka.ru
... за него Бога и читал над ним молитвы день и ночь, пока, наконец, на третий год больной проговорил, стал слышать и на ноги становиться, и ходить, как ребенок. И не подумал он, чтобы пойти в церковь; стали его насильно водить и так мало-помалу приучили. Потом научился он ходить на трапезу. Его сажали отдельно от прочей братии и клали перед ним хлеб, но он не брал, если ему не вкладывали в руку. И сказал Феодосий: «Положите перед ним хлеб, а в руку не вкладывайте: пусть сам ест». Он же целую неделю не ел, а потом понемногу огляделся, стал вкушать хлеб и так выучился есть. Так избавил его преподобный Феодосий от козней диавола. Со временем окреп Исаакий, и взял верх над бесами, и ни во что не ставил их ужасы и мечтания. Он говорил им: «В первый раз в пещере вы прельстили меня, потому что я не знал ваших козней. А теперь уже со мной Господь Иисус Христос, Бог мой, и молитва отца моего Феодосия, и я надеюсь, что побежду». Несколько раз бесы начинали досаждать ему и говорили: «Ты ведь поклонился нашему старшине и нам». Он же говорил: «Старшина ваш антихрист, а вы бесы», – клал на лице своем крестное знамение, и они исчезали. Иногда приходили они к нему ночью, пугали его ... далее ...
Беседы на Евангелие от Матфея, том 1 | Сайт ...Искать в Источникеazbyka.ru
... грехи свои пред Богом, и отпущения их от Него просят, то и сами человекам согрешения их оставляют, якоже научал их Христос… должны и мы оставлять ближним наши согрешения их. Должны и сами оставить долги должникам нашим, когда хощем оставление долгам нашим получить от Бога. Иначе и нам не оставится». Может быть, грех какого-нибудь человека очень реалистично предстоит в памяти вашей. Не придавай этому никакого значения. Прости! И будешь прощен и сам. Святитель Василий Великий учил: «Христианин не должен помнить зла, но обязан от сердца прощать тем, которые согрешили против него». Преподобный Феодосий учил, что если пред нашими глазами умертвят и сродника нашего, то можно и это простить; но если грех против веры, то прощать такового нельзя. В таком случае прощение означало бы согласие с заблуждением. Преподобный Марк подвижник учил: «Добродетели прощать обиды препятствуют две страсти: тщеславие и сластолюбие, а потому прежде всего должно отречься от них в уме и потом уже стараться о приобретении и этой добродетели». Нельзя начинать пост без всецелого примирения с ближним. Преподобный Ефрем Сирин учил: «Если брату своему, на которого за что-нибудь прогневан, не ... далее ...

  007   008   009   010   011   012   013   014   015   016  017   018   019   020   021   022   023   024   025   026   027

Постоянная ссылка на эту страницу: Преподобный Феодосий
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"