> Помогите ребёнку на реабилитацию <

Преподобный Феодосий

  005   006   007   008   009   010   011   012   013   014  015   016   017   018   019   020   021   022   023   024   025
Евгений Поселянин. Вера и пути к вере. Обращение ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... из дому, он уходит с обозом в Киев. Через три недели он в Киеве, обходит здесь все монастыри с просьбой принять его, никто не хочет дать своего согласия плохо одетому и бедному отроку. Наконец Феодосий пришел к преподобному Антонию, начавшему тогда свой подвиг в пещерах. — Чадо, — говорит ему отец русского монашества, — ты видишь, как мрачны и тесны эти пещеры, ты, может, и не перенесешь скорбей на этом месте. — Бог меня привел к тебе, — отвечает ему юноша, — чтобы я спасся тобою; что прикажешь, все буду делать. И он был пострижен. Такой тяжкой борьбой доказал Богу свою привязанность преподобный Феодосий, рано вняв сердцем призывающему гласу Божию. Представьте себе раннее, ласковое утро в окрестностях первоначальной Москвы. Тихий ветерок чуть нагибает чашечки цветов, светлеющих в свежей траве, которая блестит не высохшими еще каплями серебристой росы. Там, на Кремлевском холме, вдали сверкают главы церквей, темнеют сохранившиеся еще от прежнего бора старые рощи. Медленно и мирно, расплываясь в нерукотворенном Божием храме, где небо — крыша и стены — эфир, несется благовест с кремлевских колоколен. И этот благовест, и радость ясного утра, и свежесть травы, и блеск ... далее ...
Древние иноческие уставы и современный опыт ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... его письменно в непреходящую память родам». Подобно этому, на авторство преподобного Феодора указывается в самом заглавии устава патриарха Алексия Студита. Позже этот устав, как было сказано, разошелся даже за пределы империи, и именно его полагает в основу своих правил преподобный Афанасий Афонский. О том свидетельствует и установление киновиального строя, и использование «Ипотипосиса» в качестве основы для «Диатипосиса», составленного создателем знаменитой афонской киновии [6]. С него началась и уставная монашеская жизнь в нашей стране, поскольку строитель Киево-Печерской лавры преподобный Феодосий послал в Константинополь именно за образцом студийского устава – по нему он и установил порядки в первой на Руси иноческой обители. Об этом замечает Киево-Печерский летописец преподобный Нестор в своем труде под годом 6559: «Когда же Феодосий принял монастырь… стал искать устава монашеского, и нашелся тогда Михаил, монах Студийского монастыря… и стал у него Феодосий спрашивать устав студийских монахов. И нашел у него, и списал, и ввел устав в монастыре своем: как петь пения монастырские, и как класть поклоны, и как читать, и как стоять в церкви, и весь распорядок ... далее ...
Явление змия. Часть 1 / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... руке», но это пьянство не было никем инспирировано и дохода никому не приносило. Просто было на Руси «веселие в питии». Принятие христианства повлекло за собой первые попытки обуздания пьянства: Православная Церковь, проповедуя умеренное потребление вина, выступила против хмельной невоздержанности. Еще преподобный Феодосий Печерский в своих поучениях обличал пьяниц: «О горе пребывающим в пьянстве! Пьянством отгоняем от себя ангела-хранителя и привлекаем к себе злого беса… Диавол, радуясь, говорит: “Никогда я столько не услаждаюсь жертвами языческими, сколько пьянством христиан, потому что в пьяницах находятся все дела моего хотения…”». Власть же увидела в хмельных напитках крайне выгодную статью собственного дохода. Уже в XII веке корчма была обложена княжеской пошлиной. Это были первые на Руси «пьяные деньги», которые впоследствии привели к установлению казенной винной монополии. Хмельному были подвержены и князья, и воины. В 1377 году летописец сообщил первую известную нам трагедию, которую принес алкоголь: ополчение русских князей, сильно выпивших для храбрости перед сражением меду, браги и пива, потерпело сокрушительное поражение от небольшого татарского отряда при ... далее ...
Терапия психических болезней. Опыт христианского ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... так как позволяет понять, как должен принимать таких больных мир, где, как мы подчеркивали, их отличие остается тревожащим и вызывает еще очень часто непонимание и отвержение. В наши дни чаще всего заточение является единственной возможностью, которая им предоставляется, и даже в специализированных клиниках они во многих случаях рассматриваются как «пациенты», для которых единственным возможным лекарством считается медицинский подход. На деле такой подход помещает их в объективную ситуацию запущенности, равнозначную «хронической форме болезни». Забота святых отцов, таких как преподобный Феодосий, об активном вовлечении психически больных в процесс их выздоровления, свидетельствует об уважении к ним, о доверии, об отказе рассматривать их как простых пациентов, полностью подчиненных власти терапевта или зависящих от результатов внешней терапии. Такой подход близок новейшим исследованиям, напоминая во многих отношениях попытки, которые предприняли ранее упоминавшиеся «терапевтические сообщества». Прежде чем детально изучить различные этиологии, признаваемые отцами Церкви, используемые ими терапии, а так же их отношение к сумасшедшим и психически больным, нам ... далее ...
Краткий обзор отношений Православия и иудаизма. ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... раза в год в церквях должны были читаться специальные проповеди для них, в которых на основе Священного Писания объяснялось бы, что Мессия уже пришел и это Иисус Христос. Все взрослые иудеи должны были присутствовать на этих проповедях, после чего могли свободно возвращаться к своим делам – принимать крещение их не принуждали. Подобные проповеди приносили свои плоды, пусть не такие значительные, как в иных случаях, но зато принятие евреями крещения после них было сознательное и по убеждению. В России миссия среди иудеев тоже велась [1]. Самые ранние упоминания о ней восходят к XI веку: преподобный Феодосий Печерский († 1074) ходил к евреям Киева проповедовать Иисуса Христа. Обращения евреев в Православие были и позднее. В XVII веке крестился еврейский купец Мандя, его правнуком был преподобный Паисий Величковский († 1794) . Осенью 1648 года Иерусалимский патриарх Паисий, проезжая по Украине, крестил несколько тысяч евреев. Правда, известно это в связи с одной из черных страниц истории казачества: в 1649 году казаками было вырезано свыше 2000 новокрещеных евреев – в отместку за то, что кто-то из них якобы отравил казачьего полковника [2]. Затем, после яркой победы ... далее ...
Вступление в монашество и выход из него. Часть 6 ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... митрополии, но вот как они выполнялись – это вопрос отдельного исследования. Общежитие и особножитие Монашество восточное, как и российское, по сути своей началось по одному образцу. Первыми монахами были подвизающиеся самостоятельно индивидуумы, у которых совершенно не было никаких уставов, а подвизались они, сколько хватало ревности. Они сами себе устанавливали правила благочестивой жизни, которых и старались придерживаться. На Востоке первым написал общежительный устав для монахов преподобный Пахомий Великий, а у нас в России первым, кто дал настоящий строгий общежительный устав, был преподобный Феодосий Печерский. Он ввел в Киево-Печерской лавре устав Студийского общежительного монастыря. И, как пишет профессор Е. Е. Голубинский, монашество должно было придти к нам из Греции с каким-нибудь уставом. На самом деле случилось так, что оно пришло к нам без всякого устава [9]. Первым строгим монашеским уставом для русских монахов стал устав Студийский. До преподобного Феодосия у нас процветало монашество келиотское, или особножитное, – своекоштное. «Человек постригался в монахи, входил для жительства в монастырь, ставил в монастыре особую и отдельную про себя келлию и в ... далее ...
Евгений Поселянин. Вера и пути к вере. Воспитание ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... на какие последующие искушения отрицания и равнодушия, — всегда может обратиться к Богу с еще большим пылом и едва ли умереть далеким от Бога. Я знаю человека, который всю жизнь имел большое сочувствие к монашеству и монахам. Это сочувствие зародилось в нем в раннем еще детстве. Ему было лет пять, и он еле читал по складам, когда ему попались в руки какие-то обрывки из одной духовной книги крупной печати. Но в этих обрывках было полное краткое житие преподобного Феодосия Печерского, и мальчик с восторгом прочел его, особенно те страницы, где описано, как в детском возрасте подвижничал преподобный Феодосий, как надевал на себя вериги и как преследовала его мать. В этой семье возили детей весною и осенью, до переезда в деревню, кататься и гулять в парк, за заставу, где проходят богомольцы, пробирающиеся к преподобному Савве Сторожевскому и в Новый Иерусалим, или возили чрез Крестовскую заставу в Останкино, по шоссе, где попадаются вереницы богомольцев, направляющихся к Сергию-Троице. Этот мальчик любил заговаривать с богомольцами, жалел их, что они идут пешком и тащат еще на спине тяжелые котомки. Денег у него, хотя его родители были богаты, не было по его возрасту ни ... далее ...
Великий святой великого века / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... святейшего патриарха Константинопольского Филофея. Будущий святитель родился в Болгарии, в столичном городе Тырнове около 1330 года. В молодые годы он подвизался в Килифаревском монастыре под духовным руководством преподобного Феодосия Тырновского. Братия жила в этом монастыре по уставам и заветам преподобного Григория Синаита, проходя целостный путь христианского подвижничества в соответствии с учением исихазма. Под духовным руководством богомудрого старца Феодосия Килифаревский монастырь стал не только духовным центром для всей Болгарии, но и очагом научно-культурного просвещения. Преподобный Феодосий, просвещеннейший человек своего времени, влиявший на политику болгарских царей, направлявший их деятельность в спасительное русло, был усердным собирателем древних рукописей, переводчиком с греческого на болгарский, литературным редактором. При своей обители преподобный основал ставшую вскоре знаменитой Тырновскую книжную школу. В этой школе духовное воспитание, основанное на принципах исихазма, научно-богословское образование и литературный навык получили вместе со святым Киприаном такие выдающиеся деятели православного возрождения, как святой патриарх Болгарский ... далее ...
Господи, как хорошо, что Ты есть! / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... Слух даже как будто уловил монашеское пение. Но его безжалостно заглушил вырвавшийся из динамика попсовый хит. Я сникла. Где ж найдешь такой монастырь, когда вокруг даже храмов наперечет? Подходящих экскурсий мне не попадалось. Тем временем подошла к небольшой церковке. Хотела зайти, но на двери меня встретил огромный замок. На металлической доске прочитала: храм преподобного Феодосия Кавказского, покровителя Кавказской земли и всего Краснодарского края. Мне вдруг стало стыдно: ехала сюда, и даже не удосужилась справиться о местном святом. – Мне бы так хотелось познакомиться с тобой, преподобный Феодосий, – это было даже не обращение к святому, а, скорее, грустная констатация факта. Ведь я совершенно не представляла, как это сделать. Настроение упало. И я прибегнула к верному в таких случаях средству: принялась сама себя уговаривать. – В конце концов, ты приехала сюда отдыхать, – взывало к реальности мое рациональное Я. – Звучит не убедительно, – не соглашалось Я совестливое. – К чему переживать? – продолжала настаивать разумная половинка. – Подумай: раз ничего не получается, значит, такова воля Божия. Последний аргумент подействовал решающе. Совестливое Я успокоилось ... далее ...
Икона Божией Матери Свенская (Печерская) / ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... церковь — ныне Успенский собор Киево-Печерской лавры. Печерский инок, которому Господь судил стать первым русским иконописцем, почил около 1114 года. Удивительной красоты Свенский (Печерский) образ. На золотом троне с подножьем в виде арок восседает Пречистая; правая стопа Ея покоится на небольшом камне, а левая стоит на амвоне. На коленях Богоматери — Предвечный Младенец с благословляющими руками. По сторонам трона стоят преподобные отцы — основатели русского иночества: справа от Пречистой Феодосий Печерский, а слева — Антоний Печерский; в руках у обоих свитки с письменами. Преподобный Феодосий пишется на этой иконе без клобука, с непокрытой головой, в мантии и епитрахили, а преподобный Антоний — в полном схимническом облачении. Феодосий Печерский — третий из святых, канонизированных русской церковью (первыми стали князья-страстотерпцы Борис и Глеб) , и первый преподобный (то есть святой иноческого чина) в этом дивном сонме. Именно Феодосий и его учитель преподобный Антоний (причисленный к лику святых несколько позже) стали основателями русского монашества как новой и плодотворной ветви того восточнохристианского иноческого древа, которая расцвела на ... далее ...
  005   006   007   008   009   010   011   012   013   014  015   016   017   018   019   020   021   022   023   024   025
В началоИскать в картинках
Постоянная ссылка на эту страницу: Преподобный Феодосий
> Помогите ребёнку на реабилитацию <
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера