Преподобный Феодосий



  001   002   003   004   005   006   007   008   009   010  011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Жития святых. АвгустИскать в Источникеpravmir.ru
... ей уставы, то знай, что я имею дерзновение к Богу; теперь же не знаю, — угодна ли молитва моя. — Твоя праведность, — отвечал Симон, — засвидетельствована Самим Господом: я слышал о тебе от пречистых уст святого Его образа, поэтому и прошу тебя: как о своих черноризцах, так помолись о мне грешном, о моем сыне Георгии и всех моих родственниках. Святой Феодосий, как бы давая обещание, сказал: — Я молюсь не о них только, но и о всех любящих святое место это. Тогда Симон, пав на землю, просил: — Отче, я не уйду отсюда, пока не подтвердишь своих слов письмом. Понуждаемый любовью Симона, преподобный Феодосий написал следующее: — Во имя Отца и Сына и Святого Духа, молитвами пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии и святых сил бесплотных… — и прочие слова разрешительной молитвы, кончая: — Да будеши прощен в сем веце и в будущем, егда приидет праведный Судия судити живым и мертвым. С того времени эту молитву стали влагать в руки умершим, как это завещал первый Симон относительно себя. При той же молитве преподобный Феодосий написал Симону и следующее: — Помяни мя, Господи, егда приидеши во царствии си, хотя воздать каждому по делам его; тогда, Владыко, сподоби ... далее ...
Византийские Отцы V-VIII вековИскать в Источникеpravmir.ru
... Первый монастырь отшельнического типа образуется в двадцатых годах вокруг келлии преподобного Илариона, из учеников преподобного Антония, около Газы. Невдалеке был монастырь известного Епифания, впоследствии епископа Кипрского. Позже возникают «лавры» (λαύρα первоначально означает, по-видимому, «узкий проход» или улица) . Прежде всего, лавра Фаран, устроенная преподобным Харитоном, вблизи Иерусалима. Затем целый ряд других лавр на пути из Иерусалима в Иерихон и в окрестностях Вифлеема. В V-м веке устраивает свою обитель преподобный Евфимий, в VИ-ом преподобный Савва Освященный и преподобный Феодосий. Здесь устанавливается нестрогое общежитие, — киновия рассматривается, как первичная ступень для перехода к жизни по келлиям... Принципиальное обоснование общежительный идеал получает еще в IV-ом веке у Василия Великого. Он рассматривает киновию, как малую Церковь, как социальный организм, как некую особую «политию». Устав Василия оказал решающее влияние на всю позднейшую историю монашеской жизни в Византии и на Западе. Сам Василий устраивал монастыри в Понте. Он продолжал здесь дело, начатое Евстафием Севастийским... В Сирии монашество развивалось независимо от ... далее ...
Пролог в поученияхИскать в Источникеpravmir.ru
... молитва (Преставление преподобного и богоносного отца нашего Феодосия Печерского. Прол. Мая 3) Господь говорит: ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне, и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно ( Мф. 6, 6 ) . Что значат эти слова Господа? То, что мы должны молиться по возможности и в уединении, чтобы иметь ближайшее общение с Господом и проводить время иногда и вдали от людей, чтобы вовсе не рассеяться в суетах мира. Так вот поступали и святые угодники Божии, от которых мы в назидание ваше возьмем и примеры для вас. Преподобный Феодосий Печерский переселялся на время Великого поста в пещеру и там затворялся до недели Цветоносной, проводя время в посте и молитве и потом выходил к братии в пятницу Вербной недели и уже оставался с иноками, поучая их. Монахи палестинские также на Великий пост уходили из монастырей в пустыни, и каждый, сказано, един живяше, поя Богу всегда. В Вербное воскресенье монахи вновь собирались в монастырь, и ни один не спрашивал другого о том, как он провел пост и какие нес подвиги. Преподобные Герасим и Кириак также на весь пост удалялись в глубочайшую пустыню; каждое ... далее ...
Феодосий Печерский - родоначальник русского ...Искать в Источникеpravmir.ru
... Феодосий Печерский, основатель общежительного монастырского устава и родоначальник монашества в Русской земле, родился в Василеве, неподалеку от Киева. С юных лет он обнаружил непреодолимое влечение к подвижнической жизни, ведя аскетическую жизнь еще в родительском доме. Он не любил детских игр и увлечений, постоянно ходил в церковь. Сам упросил своих родителей отдать его для обучения чтению священных книг и, при отличных способностях и редком усердии, быстро выучился чтению книг, так что все удивлялись разуму отрока. На 14-м году он лишился отца и остался под надзором матери – женщины строгой и властной, но очень любившей своего сына. За стремление к подвижничеству она много раз наказывала его, но Преподобный твердо стал на путь подвига. На 24-м году он тайно покинул родительский дом и постригся, по благословению преподобного Антония, в Киево-Печерском монастыре с именем Феодосий. Через четыре года мать отыскала его и со слезами просила возвратиться домой, но святой сам убедил ее остаться в Киеве и принять иночество в обители святителя Николая на Аскольдовой могиле. Преподобный Феодосий трудился в обители более других и нередко брал на себя часть трудов ... далее ...
Студийский монастырь и древняя РусьИскать в Источникеpravmir.ru
... ГИМ. Собр. Чудовское. № 36 238. XV в. ; дальнейший перечень см. Ищенко Д. С. Огласительные поучения Феодора Студита в Византии и у славян ВВ. Т. 40. М., 1979. С. 168–170. 104 РГБ. Собр. МДА. № 51. XVI в. ; РГБ. Собр. Егорова. № 1117. XVI в., БАН. № 34. 5. 29. XVII в. ; БАН. Собр. Архангельское (бывш. Архангельской семинарии) . С. 184. ХVII в. 105 Цит. по: Владимиров П. В. Древнерусская литература киевского периода ХI–ХII в. Киев, 1901. С. 27. 106 Митрополит Макарий. История Русской Церкви. Т. II. Изд. 3. СПб., 1889. С. 97–201. 107 Владимиров П. В. Указ. соч. С. 146. 108 Чаговец В. А. Преподобный Феодосий Печерский. Киев, 1901. С. 125. 109 Владимиров П. В. Указ. соч. С. 145. Сравнительный анализ поучений преподобного Феодора Студита и преподобного Феодосия Печерского см. Чаговец В. А. Указ. соч. С. 84. Пристань Студийского монастыря находилась у ворот “гранатовых яблок”, при турках — “Нарликапи”, см. : Путеводитель по Константинополю. С. 57. 116 Гранстрем Е. Э. Греческие рукописи ленинградских хранилищ. Вып. 5. Рукописи XIII века ВВ. Т. XXV. М., 1964. С. 190. № 456. 117 Аббат Марен. Указ. соч. С. 125. 118 Из Киево-Печерского Патерика по рукописи XV в. (Уваровск. собр. ... далее ...
Святые древней Руси - Православная электронная ...Искать в Источникеpravmir.ru
... сходства между веригами отрока Феодосия и веревкой юного Симеона Столпника, которая также пятнами крови выдает игумену его самовольную ревность. В дальнейшем повествовании Нестора мы уже не слышим о веригах: по-видимому, в Киеве святой не носил их. Они были лишь временным орудием борьбы со страстями юности. Не раз его биограф, следуя и здесь житию св. Саввы, настаивает на силе и крепости его тела. Нестор обходит молчанием плотские искушения юного Феодосия, и это целомудренное молчание сделалось традицией русской агиографии. Но сильное тело требовало укрощения: отсюда вериги. Вериги свои преподобный Феодосий, быть может, помимо воли (если сам бросил их) завещал позднейшему русскому подвижничеству. Третье бегство Феодосия в Киев – приводит его в пещеру преподобного Антония. Беседа его с Антонием, нежелание старца принять его по юности лет (хронологически невероятно) , как мы видели выше, должно быть вычеркнуто из биографии Феодосия. Зато драматическое свидание с матерью полно жизненной правды. Древние патерики дают немало примеров суровости юного инока, отказывающегося видеть свою мать (Феодор Освященный, Пимен, Симеон Столпник) . Но положение Феодосия лишь внешне ... далее ...
Патерик печерский, или Отечник. Часть 1Искать в Источникеpravmir.ru
... у него во игумена преподобного Феодосия как единонравного ему и во всем опытного. И благословил его преподобный на игуменство. Вся же братия, коей числом было двадцать, поклонились преподобному Антонию до земли, радуясь о таком наставнике. Когда же преподобный Феодосии принял игуменство над пещерами и в великом тщании, с постом и слезными молитвами исполнял свое дело, много тогда споспешествовало благословение и молитва начальника его, преподобного отца нашего Антония, безмолвствовавшего в уединении. Бог начал еще больше умножать число черноризцев, так что вскоре собралось их сто. И преподобный Феодосий игумен, видя великое умножение братии, порешил с ними поставить монастырь, и снова пошли они к преподобному Антонию и сказали ему: " Отче, умножается братия, и мы бы хотели поставить монастырь " . Радостью исполнился преподобный Антоний и сказал: " Благословен Бог за все. Молитва Пресвятой Богородицы и угодников Святой горы да будет с вами и да поможет вам! " Он послал тогда одного из иноков к князю Изяславу с такими словами: " Христолюбивый князь, Бог умножает братию, место же наше тесно. Просим тебя - дай нам ту гору, что над пещерой! " Услышав это, князь обрадовался и ... далее ...
Жития русских святыхИскать в Источникеpravmir.ru
... дрова в поварне и хлебне. А когда нужно вливать воду в котел, инок говорит старшему: «Благослови, отче». Последний же отвечает: «Бог благословит тебя, брат». Всякое дело таким образом начинается у нас с благословения, поэтому и сладость бывает в кушаниях. А твои рабы, думаю, работают бранясь, ропща и клевеща друг на друга, может быть, даже часто принимая побои от своих начальников. Поэтому и дело их, не без греха совершаемое, бывает не в сладость». Замечая, что иноки не совсем оставляют заботу о завтрашнем дне и приобретении временных благ (а это противоречило монашеским обетам) , преподобный Феодосий учил свою братию следовать добродетели нестяжания. Он говорил, что иноки должны обогащаться верой и надеждой на Бога, а не искать тленного имущества. Он часто обходил келлии и, если находил у кого лишнее, не положенное по уставу, было ли то пища, одежда или еще что другое, он брал это и бросал в печь, как исходящее от диавола и противное уставу монастырскому. Преподобный так увещевал братию к добродетели нестяжания: «Не хорошо нам, инокам, отказавшись от всего мирского, собирать в келлиях суетные вещи. Как мы будем приносить Богу чистую молитву, когда храним в своей ... далее ...
Великие учителя ЦерквиИскать в Источникеpravmir.ru
... жития блаженный Иоанн Мосх провел в Риме, где привел в порядок свои записи, передал их своему " верному чаду " и другу Софронию. Почил Блаженный в 622 г. Перед мирной кончиной он простился со своими учениками и попросил их перевезти его прах на дорогой его сердцу Восток. Просьба была исполнена - тело его похоронили в обители преподобного Феодосия Великого, в пещере, в которой, по преданию, ночевали волхвы, возвращаясь из Вифлеема после поклонения Богомладенцу иным путем ( См. : Мф. 2, 12 ) , то есть не через Иерусалим, и в которой много лет подвизался великий палестинский киновиарх преподобный Феодосий. Господь сподобил меня в 1982 г. во время паломнического путешествия по святым местам Палестины побывать в этой пещере, поклониться святой гробнице блаженного Иоанна Мосха и помолиться у его святых мощей. С тех пор этот угодник Божий, как и его творение " Луг духовный " , стали мне много ближе, роднее. Читая эту славную летопись деяний подвижников духа, милостью Божией сохраненную для нас, невольно присоединяешься к святым путешественникам, двум - великим мужам, вместе с ними узнаешь житие и слушаешь наставления " земных ангелов и небесных человеков " [с. 9]. Цифры в ... далее ...
святитель Иларион, митрополит Киевский и всея ...Искать в Источникеpravmir.ru
... 20 февраля 1054) святителя уже не было, а в 1055 году в Киев прибыл новый митрополит. Очевидно, святой Иларион отошел ко Господу в 1053 г. Оставленное им духовное наследие живет в Русской Церкви. И, прежде всего, лучшее творение древнерусской церковной литературы – «Слово о законе и благодати». Содержание его глубоко и многосторонне. В центре «Слова» – учение о спасении и благодати. Большое внимание уделено вопросу о превосходстве христианства над иудейством. Эта тема была актуальна в те времена для Киевской Руси: к святому Владимиру приходили иудеи, надеясь обратить его в свою веру, преподобный Феодосий Печерский († 1074) ходил на «жидовский конец» в Киеве с проповедью Христа Распятого. Известно также, что евреи старались совратить в иудейство святителя Никиту Затворника, когда он был еще иноком Печерского монастыря (1088 г.) . Об этом рассказывает святитель Симон в «Киево-Печерском патерике». Поэтому понятно внимание, которое уделяет святитель Иларион вопросу «о законе, Моисеем данным, и о благодати и истине, чрез Иисуса Христа бывших». Наконец, третья тема, давшая повод произнесению самого «Слова», – прославление апостольского подвига святого князя Владимира. ... далее ...

  001   002   003   004   005   006   007   008   009   010  011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: Преподобный Феодосий
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"