КОНСТАНТИН И КОСМА (XIII в.), преподобные (пам. 29 июля, в Соборе Новгородских святых - в 3-ю Неделю по Пятидесятнице), Косинские, Старорусские КОНСТАНТИН КАХА [Костанти Кахи (Кахай), Константин Грузин (Картвели), вмч. (пам. 10 нояб.), груз. князь (768-853) КОНСТАНТИН КОНСТАНТИНОВИЧ (псевд. К. Р.) (1858-1915), вел. князь, гос. деятель, поэт, драматург, переводчик, почетный член С.-Петербургской АН КОНСТАНТИН КОНСТАНТИНОВИЧ Острожский (Василий) (1526-1608), кн. и магнат, воевода киевский, маршалок Волынской земли, покровитель правосл. Церкви в Речи Посполитой КОНСТАНТИН КОСТЕНЕЧСКИЙ (Костенечкий, Костенецкий, Костенческий; Константин Философ) (1380-1390 - после 1431), серб. книжник болг. происхождения, переводчик, дипломат КОНСТАНТИН МАНАССИ (ок. 1115, по другой версии - ок. 1130 - после 1173-1175, по др. данным - 1187), визант. писатель 98-100 КОНСТАНТИН, МИХАИЛ И ФЕОДОР († кон. XII в.?, Муром), блгв. князья Муромские (пам. 21 мая, 10 июня - в Соборе Рязанских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых) 100-111 111-113 КОНСТАНТИНОВ ДАР приписываемый св. равноап. имп. Константину Великому (306-337) подложный законодательный акт, изданный в пользу Римского еп. (папы) Сильвестра I (314-335) и его преемников 119-131 КОНСТАНТИНОВСКИЙ Матфей Александрович (1791-1857), прот., проповедник, духовный наставник Н. В. Гоголя, обер-прокурора Синода гр. А. П. Толстого и др. 131-134 КОНСТАНТИНОПОЛЬ [в древнерус. традиции Царьград; ныне Стамбул, Турция], древний и средневек. город на зап. (европ.) берегу прол. Босфор (Боспор Фракийский) 134-193 193-299 299-343 113-114 114-115 КОНСТАНТИН РУССКИЙ [Константин Неаполитанский] († 1742), сщмч. (пам. греч. 26 дек. и в Соборе Афонских преподобных (2-я Неделя по Пятидесятнице)), свящ. 115-117 КОНСТАНТИН ФЕОДОРОВИЧ см. Феодор Ростиславич, Давид и Константин, св. благоверные князья Ярославские и Смоленские (пам. 19 сент., 5 марта) 117--118 КОНСТАНЦА [Кюстендже], город в вост. части Румынии, в Добрудже, на побережье Чёрного м.; важный культурный и церковно-адм. центр Византийской империи

http://pravenc.ru/vol/xxxvii.html

Но особенно богата история Волынской церкви обилием святых мужей, самим Господом прославленных за высокие подвиги веры и благочестия на пользу и спасение России. Таковы прежде всего святые угодники собственно – Волынские: святой благоверный Ярополк, князь Владимиро-Волынский († 1086); преподобный Стефан Печерский, епископ Волынский († 1094); преподобный Феодор, в монашестве Феодосий, князь Острожский († 1460); святая праведная дева Иулиания, княжна из Домбровицы Ольшанская († 1546); преподобный Иов, в схиме Иоанн, игумен Почаевский († 1651); и святой преподобномученик Макарин, архимандрит Овручский († 1678). Правда из этих святых только один преподобный Иов почивает на Волыни в Лавре Почаевской; да кроме сего, по преданию, преподобный Стефан погребен при своей кафедре, во Владимире Волынском. 4 Из остальных святых угодников преподобный Феодор, например, покоится в Киеве в дальних пещерах, 5 там же, как известно, почивают и останки святой и блаженной Иулиании Ольшанской. 6 блаженный Ярополк, как говорит предание, из Владимира-Волынского то же перевезен в Киев для погребения, и там положен в церкви святых апостолов Петра и Павла, которую сам создал. 7 Что касается преподобномученика Макария Овручского, то мощи его еще далее, – именно в Переяславле, Полтавской губернии, где и поныне открыто почивают в каменном храме Вознесенского Переяславского монастыря, благоговейно чтимые соседними обитателями Полтавской, Черниговской и других ближайших губерний. 8 И это обстоятельство, к сожалению, долго было причиною того, что многие из этих святых, особенно в период латино-униатского и польского преобладания в пределах западной России, почти вовсе неизвестны были на Волыни. Но какие пределы пространства и времени в состоянии разрушить то внутреннее, духовное родство, которое находится между этими святыми и землею Волынскою, вследствие их происхождения из Волыни, непосредственного, кровного родства с её обитателями и жизни их, проведенной в пределах Волынских на служении Господу, церкви и родине? Иначе, в самом деле, как, если не угодниками Волынскими, назовете вы преподобного Феодора Острожского, или блаженного Макария Овручского, которые и родились на Волыни, – один от родовитых князей Волынских-Острожских (около 1366 года), другой от здешней Волынской фамилии – Токаревских (около 1620 года), 9 и большую часть своей жизни провели на земле Волынской, и только вследствие особых церковных и политических обстоятельств своего времени удалились из своей родины, чтобы окончить жизнь свою вне её – один в звании инока Печерского, а другой в качестве изгнанника, спасающегося от насилий и преследований латино-униатских, но к несчастию, сделавшегося жертвою других врагов, не менее опасных в его время, т.е. татар, от которых потом положил и живот свой в пределах южной России, в городе Каневе, нынешней Киевской губернии? 10

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Жизнь и деятельность Святаго Благоверного Великого князя Андрея Боголюбского на Волыни X. Пребывание блаженного Олега князя Брянского на Волыни XI. Сказание о жизни и деятельности святителя Петра митрополита Киево-Московского, урожденца Волынского Отделение третье. Святые угодники Волынские и другие находившиеся в ближайших отношениях к Волыни во времена владычества Литовского и разделения Митрополии I. Память святителя Феогноста митрополита Киево-Московского на Волыни II. Жизнь и деятельность Святителя Киприана Митрополита Киево-Московского на Волыни III. Святитель Фотий митрополит Киево-Московский на Волыни.      IV. Преподобный Феодор князь Острожский, в монашестве Феодосий. (11-го и 28-го Августа) 1. Происхождение и род Преподобного Феодора и его родители 2. Первоначальные действия Феодора на Волыни и его участие в Гусситских войнах в Чехии до вступления в союз с Свидригайлом для борьбы с поляками 3. Преподобный Феодор в борьбе с поляками за православие и русскую народность; Морафская битва и даленейшие действия пр. Феодора на защиту своих соотечественников до размолвки с Свидригайлом 4. Размолвка с Свидригайлом и временное примирение с поляками, Вилькомирская битва – и связь пр. Феодора с Литовским князем Казимиром; его военные и другие заслуги 5. Поступление пр. Феодора в Киево-Печерскую лавру и его деятельность в звании инока. Кончина пр. Феодора. Время его прославления. Заключение Св. Иулиания дева иа Домбровицы. Княжна Ольшанская. (6 Июля.) 1. Происхождение и род св. Иулиании 2. Родители и ближайшие родственники св. Иулиании 3. Время и образ жизни св. Иулиании 4. Открытие мощей св. Иулиании 5. Особые знамения, бывшие от мошей св. Иулиании. Заключение Отделение четвертое. Преподобный Иов, (в схиме Иоанн) игумен Почаевский; его жизнь и прославление Глава первая Глава вторая Глава третья Глава четвертая Глава пятая I. Житие и страдание святого преподобномученика Макария, архимандрита овручского, переяславского чудотворца 1. Первые годы юности св. Макария. Его пострижение и посвящение в сан Архимандрита Овручского (1620 – 1657) 2.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

22. ПРЕПОДОБНЫЙ ЗАХАРИЯ постник (24 марта, см. его житие на эту дату) 23. ПРЕПОДОБНЫЙ ФЕОДОР князь Острожский (11 авг.) Воевода и защитник Православия. Постригся в Печерской обители в старости. 24. ПРЕПОДОБНЫЙ СОФРОНИЙ затворник (11 марта и 11 мая) Носил власяницу и железный пояс и ежедневно прочитывал всю Псалтирь 25. ПРЕПОДОБНЫЙ ПАНКРАТИЙ иеромонах (9 февр.) Молитвой, постом и помазанием елея исцелял больных. 26. ПРЕПОДОБНЫЙ АММОН затворник (4 окт.) Был в Иерусалиме и на Афоне. Его святую жизнь печерские старцы брали в пример для подражания. 27. ПРЕПОДОБНЫЙ МАРДАРИЙ нестяжатель (13 дек., см. его житие на эту дату) 28. ПРЕПОДОБНЫЙ РУФ затворник (8 апр.) Каждый день он совершенствовался Христа ради в монашеской жизни и был примером для всех трудолюбцев. 29. ПРЕПОДОБНЫЙ ВЕНИАМИН (13 окт.) В миру он был богатым купцом, но, размышляя об изречении: «Кто говорит ложь, погибнет» (Прит 19, 10), он отнес их к себе и услышал слова Спасителя — «Трудно богатому войти в Царство Небесное» (Мф. 19, 23). Раздал имение свое и поступил в Печерскую обитель. Жил в подвигах молитвы, послушания и нищеты. 30. ПРЕПОДОБНЫЙ ФЕОФИЛ, архиепископ Новгородский (26 окт.) В 1471 г., по кончине святителя Ионы, он был избран на Новгородскую кафедру и стал заступником своей мятежной паствы. В 1480 г. по неизвестной причине он переехал в московский Чудов монастырь. Здесь ему явился в 1485 г. святитель Нифонт Новгородский и напомнил ему его обет поклониться святым Печерским. Он поехал, невзирая на болезнь, По дороге ему явился Спаситель, возвестил ему его кончину, обещал принять его душу и велел положить тело его в пещере. После этого святитель Феофил скончался, а тело его в осмоленной колоде приплыло к Печерскому монастырю и было положено в Дальних пещерах. 31. ПРЕПОДОБНЫЙ МАРТИРИЙ диакон (25 окт.) Он был чудотворцем и изгонял бесов. Те, за кого он молился на амвоне, получали просимое. 33. ПРЕПОДОБНЫЙ ЕВФИМИЙ иеросхимонах (20 янв.) По принятии схимы стал безмолвником. Питался сырым зельем. Достиг общения и собеседования с ангелами.

http://sedmitza.ru/lib/text/437597/

Прихожане перешли в недостроенный новый соборный храм - единственный православный храм города. Населённые пункты [ править править код ] Святые [ править править код ] Собор Галицких святых (празднование совершается в третью неделю по Пятидесятнице): Святыни [ править править код ] Свято-Успенская Почаевская Лавра : Богоявленский Кременецкий женский монастырь : Свято-Духовский Почаевский мужской монастырь : Монастыри [ править править код ] Свято-Успенская Почаевская Лавра [ править править код ] Основана на горе близ местечка Новый Почаев около 1240-1241 г. затворниками Киево-Печерской лавры, бежавшими после разорения Киева ханом Батыем. Имен их история не сохранила. Из древнейшей летописи Почаевского монастыря сохранился только один факт, доказывающий, что иноки были на горе еще в 1240 году, потому что двое из них с жителем села Почаев, пастухом Иваном Босым, по преданию, видели в том году явление Богоматери, стоящей на скале Почаевской в огненном виде. На том месте, где стояла Пресвятая Богородица, остался след Ее Стопы, наполненный чистой и целебной водой. Тогда, вероятно, у подножия горы была сооружена иноками каменная церковь во имя Успения Божией Матери. Свято_Успенская Почаевская лавра Со временем лавра стала приходить в запустение. Вновь обитель была устроена помещицей Анной Гойской, принесшей сюда в 1597 г. из своего собственного Орлинского монастыря чудотворную икону Богоматери. Случись это после того, как перед иконой прозрел слепорожденный брат Гойской Филипп Козинский. До своего перенесения икона около 30 лет хранилась в доме помещицы и была получена ею от Греческого митрополита Неофита в дар за оказанное ему гостеприимство. В 1596 г. монахи Почаевской лавры решительно выступили против унии. Во времена литовского правления на Волыни главными духовными деятелями лавры и самыми непримиримыми противниками унии были преподобный Феодор, князь Острожский, и святой митрополит Фотий, а также преподобный Иов, игумен Почаевского монастыря (†28 октября/10 ноября 1651), и священномученик Макарий, архимандрит Овручский (†1678).

http://azbyka.ru/palomnik/Тернопольская_...

преподобного мученика Макария Архимандрита, Овручского»; 5) «Историческое исследование о св. Иулиании из Домбровицы Княжне Ольшанской», и 6) «Краткое сказание о св. Иннокентие Иркутском, урожденце Волынском». Последние исследования напечатаны в «Волынских Епархиальных Ведомостях» 1868 г. – За сим, после двухлетнего почти перерыва начинается новый ряд статей Хойнацкого по этому же предмету, а именно в 1871 г. 1) «Преподобный Иов, игумен Почаевский, его жизнь и прославление», в Каменец-Подольских Епархиальных Ведомостях, и потом в Волынских Епархиальных Ведомостях того же года; 2) «Память преподобного Нестора Летописца на Волыни», и 3) «Пребывание преп. Николы Святоши, Князя Черниговского на Волыни». Наконец, в 1873 году в тех же «Волынских Епархиальных Ведомостях» помещаются остальные сюда относящиеся статьи: 1) «Жизнь и деятельность св. Благоверного Великого князя Андрея Боголюбского на Волыни»; 2) «Преподобный Нифонт, Епископ Новгородский, игумен Волынский»; 3) «Память святителя Феогноста, Митрополита Киево-Московского на Волыни»; 4) «Жизнь и деятельность св. Киприана Митрополита Киево-Московского на Волыни»; 5) «Святитель Фотий Митрополит Киевский и Московский на Волыни»; 6) «Преставление преп. Варлаама Игумена Киево-Печерского на Волыни», и 7) «Жизнь и деятельность Святителя Петра, Митрополита Киевского и Московского, урожденца Волынского». Кроме этого в 1872 году Хойнацким было напечатано в «Душеполезном чтении›› особенное исследование, относящееся к тому же предмету, под заглавием «Поучительные пути промысла в исторических судьбах православной церкви на Волыни» с тропарями и кондаками св. угодникам собственно Волынским, им же самим, т. е. Хойнацким составленными, – и в 1876 году новое, специальное жизнеописание Феодора Князя Острожского, составленное на основании новейших источников, и помещенное в «Древней и Новой России» того же года, под заглавием «Преподобный Феодор князь Острожский» с изображением св. угодника, нарочито снятым с иконы, находящейся в Киево-Печерской Лавре над мощами св.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Из этого замка освободил его князь Феодор Данилович, напав внезапно в Страстной четверг 1408 года на польско-Литовскую стражу и перерезав её… Усилив свои дружины наёмными волохами и татарами, Феодор мужественно действовал против Сигизмунда Кейстутовича, которого Польша противоставила Свидригайлу – в претендента на Литовско-русский престол. В 1432 году он взял у поляков Луцк, главный из городов Волынских, укреплённый двумя каменными замками и значительным гарнизоном. Затем – в том же 1432 году – Свидригайло поручил кн. Феодору защищать землю Подольскую, которою поляки, под начальством Бучацкого, старались завладеть под видом помощи Сигизмунду Кейстутовичу. Теснимый превосходными силами, кн. Феодор успел, однако, удержаться на Подоле, отнял у поляков Смотрич, овладел Скалею, сжёг Брацлав, снабжённый польским продовольствием, и, таким образом очистив Брацлавщину, по словам южно-русского, «все Подолье на Швидригайла до Русл вырвал у поляков». Словом, среди этой борьбы с поляками князь Феодор, этот, по словам современного ему польского историка Длугоша, «муж из всех вождей Литвы и Руси, великой смелости и огромного авторитета в войсках», является самым деятельным, храбрым и распорядительным сподвижником Свидригайла… В 1441 году кн. Феодор назначен был наместником в г. Владимир-Волынск, но впоследствии отказался от славы мира и воинских трудов, удалился в Киево-Печерскую Лавру, облёкся там в схиму под именем Феодосия и умер в глубокой старости во второй половине 15 века. По смерти он прославился чудесами и был причтён к лику святых. Мощи его открыто почивают в Киеве в дальних пещерах. В жизнеописании святых отцев дальней или Феодосиевой пещеры, составленном в 17 веке (игуменом Модестом), о князе Феодоре Острожском сказано, что он, «оставив прелесть мира сего и княжескую славу, взял на себя иночество святое и так подвизался крепко о спасении своём, угождаючи Богу, аж до смерти душу свою украшаючи, Господеви в руце отдал, и тело его зде положенное опочивает». Память его чтится 28 августа, когда празднуется «собор преподобных отец, в дальней пещере преподобнаго Феодосия почивающих».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Преподобный Феодор, князь Острожский, стяжал славу устроением храмов и защитой Православия на Волыни от насилий папизма. Он происходил от рода святого равноапостольного князя Владимира (память 15/28 июля) через правнука Святополка Михаила, князя туровского (1080–1093), великого князя киевского († 1113). Первый раз имя преподобного князя Феодора упоминается под 1386 годом, когда польский король Ягелло и литовский князь Витовт утвердили за ним наследственное владение – Острожский округ – и увеличили Заславским и Корецким округами. В 1410 году преподобный князь Феодор участвовал в разгроме рыцарей католического ордена под Грюнвальдом. В 1422 году святой князь из-за сочувствия православным в Чехии поддержал гуситов в борьбе с германским императором Сигизмундом. (В русское военное искусство введен был святым князем особый прием – гуситский строй, так называемые таборы, усвоенный украинским казачеством). В 1432 году, одержав ряд побед над польскими войсками, святой Феодор вынудил князя Ягелло оградить законом свободу Православия на Волыни. Князь Свидригайло, опасавшийся усиления своего союзника, в 1435 году заключил преподобного Феодора в темницу, но народ, любивший святого, поднял мятеж и он был освобожден. Преподобный Феодор примирился с обидчиком и явился ему на помощь в борьбе с литовско-польской партией. В 1438 году святой князь участвовал в битве с татарами; в 1440 году, по вступлении на польский престол Казимира, младшего сына князя Ягелло, святой Феодор получил на правах наместничества города Владимир, Дубно, Острог и стал обладателем обширнейших имений в лучших областях Подолии и Волыни. Все это вместе с княжеской силой и славой преподобный Феодор оставил, поступив после 1441 года в Киево-Печерскую обитель, где, приняв монашество с именем Феодосий, подвизался для спасения своей души до самого преставления к Богу. Год преставления преподобного Феодора неизвестен, но не подлежит сомнению, что он скончался во второй половине XV века в глубокой старости. Погребен преподобный в Дальних пещерах преподобного Феодосия (память Собора преподобных отцов Дальних пещер 28 августа/10 сентября). Прославление, очевидно, было в конце XVI века, так как в 1638 году иеромонах Афанасий Кальпофийский свидетельствовал, что «преподобный Феодор открыто почивает в Феодосиевой пещере в целом теле». Феодор и Василий Печерские, преподобные

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Ни в одном из дошедших до нас Патериков преподобных отцов Печерских нет описания житий угодников Божиих, почивающих в Дальних пещерах; никто и не говорит, чтобы они кем-либо составлялись. Но что эти жизнеописания были, это несомненно (Словарь Исторический Российских святых. СПб., 1836 г. Предисловие). По преданию, в древние времена святые мощи в Дальних пещерах лежали не в гробах, а просто в нишах на досках. Эти ниши, где стоят и теперь гробы с мощами святых, закрыва­лись тоже досками. На этих досках в нижней части, в лежачем положении, изображались лики преподоб­ных Печерских, в средине вырезывались небольшие окна, чтобы чрез них поклонники могли прикладываться к святым мощам, а сверху надписывались чистым славянским наречием имена святых, коих были мощи, с кратким жизнеописанием святых. Без сомнения, эти краткие сказания о жизни и подвигах святых или взяты из полных жизнеописаний, или составлены по живому преданию. Если были жизнеописания полные, то они могли быть истреблены во время разных разорений Киева (Описание Киевской Лавры. Киев, 1847 г.). А надписи могли сохраниться вместе с мощами святых потому, что мощи с надписями скрывались в места, недоступные для неприятелей. Когда в мирное время постепенно открывались святые мощи, тогда открывались и надписи. Так в 1643 году никто не знал, есть ли в пещерах Дальних мощи священномученика Лукиана, хотя тогда и нужно было об этом знать, поскольку составлялась тогда служба преподобным отцам Дальних пещер. А когда отысканы были его святые мощи, тогда нашли при них и надпись, что святой Лукиан пострадал при нашествии Батыя и был пресвитером. В 1635 году Сильвестр Коссов, епископ Мстиславский, напечатал жизнеописания святых отец Ближних пещер. А в 1643 году прибыл в Киев иеромонах и протосингел Константинопольской Великой церкви Мелетий Сириг и составил службу преподобным отцам Дальних пещер (Описание Лавры). Надписи, бывшие над гробами, служили ему основанием при составлении службы. Тогда же эти надписи были списаны и изложены иноками в особой рукописи славянопольским языком. Они могли несколько раз переписываться и изменяться при пояснениях или переводе слов, становившихся непонятными для современников, или просто по разумению переписчика. Но содержание этих кратких сказаний о святых отцах весьма схожи с тропарями канона им, составленного Мелетием. Совпадает также число (сорок), имена святых и их порядок: Лонгин, Игнатий, Силуан, Агафон, Зинон, Макарий, Ахила, Ипатий, Паисий, Меркурий, Лаврентий, Моисей, Иларион, Дионисий (о нем написано краткое сказание в Патерике), Арсений, Пимен, Афанасий, Сисой, Григорий, Павел, Леонтий, Геронтий, Нестор, Тит, Памво, Захария, Феодор, князь Острожский, Софроний, Панкратий, Аммон, Мардарий, Руф, Вениамин, Феофил, Мартирий диакон, Евфимий, Кассиан, Пиор, Пафнутий, Иосиф. То же должно сказать и о сходстве содержания надписей на досках и рукописных сказаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Предстоятель Украинской Церкви совершил поездку на Волынь 26 октября 2015 г. 15:18 23 октября 2015 года, в рамках празднования 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира, в день памяти Собора Волынских святых, Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий возглавил богослужение в храме Всех святых земли Волынской города г. Луцка. Его Блаженству сослужили: митрополиты Вышгородский и Чернобыльский Павел , Волынский и Луцкий Нифонт , Белоцерковский и Богуславский Августин , Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Александр ; архиепископ Владимир-Волынский и Ковельский Владимир ; епископ Ирпенский Климент , а также духовенство города и гости Владимир-Волынской епархии в священном сане. За Литургией молился председатель Волынской областной госадминистрации Владимир Гунчик. За богослужением пели хор студентов Волынской духовной семинарии и участники хора храма Всех святых земли Волынской «Волынские колокола» под руководством Марии Выслоцкой. Празднование Собора Всех святых, в Земле Волынской просиявших, было установлено в 1881 году. В том году 10 октября (по ст. ст.) Свято-Успенская Почаевская лавра отмечала 50 лет со дня возвращения в лоно Православной Церкви. Среди 33-х угодников Божиих Собора святых исторической Волыни — святой равноапостольный князь Владимир, первые епископы Волыни святители Стефан и Амфилохий, святой благоверный Ярополк, князь Владимир-Волынский, святой преподобный Феодор, князь Острожский, святая праведная Иулиания, княжна Ольшанская, преподобномученик Афанасий Брестский и Макарий Овруцкий, преподобные Иов и Амфилохий Почаевской. После чтения Святого Евангелия Блаженнейший владыка обратился к многочисленным верующим со словом проповеди. Митрополит Онуфрий отметил, что святые Волынской земли — это люди разного социального положения и возраста, преподобные и праведные, но каждый из них в свое время и на своем месте угодил своей земной жизнью Богу. А угождать Господу означает, как сказано в Священном Писании, «друг за друга тяготы нести, и этим осуществить закон Христов» (см. Гал. 6:2).

http://vladimir.patriarchia.ru/db/text/4...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010