А сколько тут совершалось чудесных исцелений, сколько преподавалось благодатных утешений и мудрых наставлений! Подобно многоводной реке, они изливались от великой благодатной души преподобного столпника. «Новое и чудное таинство совершалось в наши дни, писал один из многочисленных учеников преподобного Симеона столпника. Я сам – Антоний грешник и последнейший из учеников его – видел то, что предано письмами». «О деяниях преподобного Симеона столпника хотя могу свидетельствоваться почти всеми, говорит блаженный Феодорит кирский , списатель его жития, но страшусь приступить к повествованию, чтоб не показались они потомкам баснословными и недостоверными, так как превышают человеческую природу» (Мес. вост. ч. II, стр. 266). А как же, думаете вы, братие, достиг преподобный Симеон такой великой святости? «Великим трудом», отвечает он сам за себя. Когда ему было только тринадцать лет, и он был еще простым, неграмотным пастухом овец, – после одного вразумительного случая в храме Божием, Симеон отправился в одно пустынное место и тут с плачем молился Господу, чтоб Господь открыл ему путь спасения; молился и уснул. И вот, видится ему такой сон: он будто бы начинает копать ров, как бы для фундамента какого-нибудь здания. «Копай глубже!» слышит он откуда-то голос. Повинуется и копает. Уставши от труда, он прекращает работу, думая, что уже достаточно выкопал. Но опять оттуда же слышит голос: «копай еще глубже!» Он опять продолжает копать. И в третий раз взывает к нему тот же голос, возбуждая его к труду. Наконец таинственный голос его останавливает и говорит: «довольно уже; а теперь если хочешь созидать, созидай, трудясь прилежно: ибо без труда ни в чем не успеешь». И стал трудиться после этого раб Божий Симеон над спасением своей души, и так трудился, как немногие трудились из величайших подвижников. Постоянно работая духом, следя неусыпно за внутренними помыслами своей души, Симеон много трудился и над обуздыванием своего тела: то он обвязывал себя тяжелыми веригами, от чего делались страшные раны, и гнило его тело; то смирял плоть свою седмидневными, а иногда сорокадневными постами; то упражнялся в подвиге безмолвного стояния на молитве по целым неделям; то жил в затворе по целым годам и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

местам с намерением удалиться в пустыню. На пути он встретил некоего старца, похожего на Симеона, к-рый уговорил Д. С. отказаться от паломничества в Палестину, где в это время происходили вооруженные столкновения, а идти в К-поль и затем исчез. Д. С. последовал совету внезапно исчезнувшего старца. Он нашел пристанище в ц. архистратига Михаила в Анапле (недалеко от К-поля, европ. берег Босфора). Ему рассказали, что неподалеку находится заброшенное святилище, где обитают бесы и вредят проплывающим мимо кораблям. Д. С. затворился там, оставив только маленькое окошко, постом и молитвой противостоял бесам, а те пытались устрашить его, являясь в виде призраков с мечами или грозя утопить его. Через неск. ночей Д. С. удалось одолеть их, и они покинули святилище, вырвавшись из окна в виде стаи летучих мышей. Слухи о подвижнике распространились по городу, и недоброжелатели из окрестных селений пожаловались на него патриарху К-польскому свт. Анатолию, утверждая, что Д. С.- еретик. Побеседовав с Д. С., патриарх убедился, что перед ним не еретик, а святой. После того как Д. С. излечил патриарха от тяжелого недуга, свт. Анатолий просил Д. С. задержаться у него или остаться в к.-л. мон-ре в черте города, однако святой отказался и вернулся в затвор, где прожил 9 лет. Прп. Даниил Столпник. Икона из иконостаса собора Рождества Богородицы Ферапонтова мон-ря. Нач. XVI в. (КБАМЗ) Прп. Даниил Столпник. Икона из иконостаса собора Рождества Богородицы Ферапонтова мон-ря. Нач. XVI в. (КБАМЗ) Однажды ему явился прп. Симеон, призывая святого на подвиг столпничества. На следующий день в окрестностях храма, где жил Д. С., оказался Сергий, один из учеников Симеона, к-рому после смерти Симеона было поручено отнести имп. Льву куколь преподобного. Однако, разговорившись с Д. С., Сергий понял, что облачение по праву принадлежит Д. С., поскольку именно он должен стать духовным преемником Симеона. Сергий навсегда остался с Д. С., став его учеником. По просьбе святого он выбрал в пустыне место для столпа, к-рое ему было указано по знамению.

http://pravenc.ru/text/171316.html

Приняв от св. Симеона Столпника благословение, Даниил восприял новую бодрость и крепость к духовному себя усовершенствованию. Переселившись в пределы Византии, в Анаплу, в царствование Льва 1 (457–473), Даниил сначала прославил себя подвигами благочестия в одной пещере. После девятилетнего пребывания в затворе преп. Даниил видел в видении перед собой столп, высотой превосходящий облака, и на верху столпа преп. Симеона и с ним двух святых юношей, и услышал голос с высоты столпа: «взыди сюда, Даниил». – Как взойти мне на такую высоту, отвечал Даниил. Преп. Симеон повелел юношам возвести Даниила. Юноши поставили его перед Симеоном, который обнял Даниила и сказал: «мужайся, Даниил, и стой прямо». Это видение предзнаменовало, что Даниил станет подражать своим подвигом Симеону. В то же время пришёл из Антиохии Сергий, – ученик преп. Симеона Столпника, и дал куколь его Даниилу, и тем подвиг его подражать Симеону. Бог в видении указал Даниилу и место для столпа, на котором он будет подвизаться. Итак преподобный создал себе столп, на котором пребыл 33 года и претерпел все воздушные перемены, с тем высоким самоотвержением, какое может вдохнуть человеку одна христианская вера. Слава подвигов и чудес Даниила привлекала к нему отовсюду людей, ближних и дальних, Греков и Римлян и варваров, простолюдинов и царей – Льва и Зенона (477–491); все приходили к нему, как к Ангелу Божию и, удаляясь от него, призывали его в молитвах на помощь. Император Лев столько любил и уважал великого угодника, украшавшего собой его царствование, что многократно прибегал к нему, прося его молитв, благословения и утешения. Патриарх Геннадий сам поднялся на столп его и рукоположил во пресвитера. Достигши в своих великих подвигах глубокой старости, преп. Даниил, заповедав ученикам своим смирение, послушание, странноприимство, пост, бдение, нищету и больше всего любовь, скончался 80 лет от рождения, в 489 году, смертью праведника. Чудотворные мощи его положены при столпе, на котором подвизался он и при котором после устроена была усердием царя церковь во имя Симеона Столпника. 169 Ркп. святцы: «преподобномученик Никон сухий; память его м. дек. в 11 д.». Житие пр. Никона в ркп. прологе под 11 дек. у Румянцева 325. Читать далее Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах/Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1900./Декабрь. – 514, IV с.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Говорят, психологических оснований для столпничества не существует, и мы вряд ли поймем, почему некоторые выбирали именно этот вид аскезы. Возможно, живя на столпах, они добровольно наказывали себя за грехи, уподобляясь заточенным в башни преступникам. Столпы — это ведь своего рода кресты, на которых они распинали свою плоть, делая очищенную душу способной к общению с Богом. Служение столпников — это буквальное предстояние перед Богом: стоя между небом и землей, они призывали Бога, славословили Его, возносили к Нему молитвы за всех и низводили на людей Божие благословение. Жизнь вокруг столпа Подвиг столпников обычно ассоциируется с отшельничеством, но он вовсе не противоречил общежительному монашеству. Столпники не только начинали свой подвижнический путь в монастырях, но и сами становились основателями новых обителей. Преподобный Симеон, столь поразивший юного Даниила, когда-то сам был иноком в общежительном монастыре и, чтобы приучить себя к ночным молитвенным бдениям, становился на круглое дерево, на котором нужно было все время стараться держать равновесие — какой уж тут сон. А потом взошел на столп, который постепенно делал все выше. При этом вокруг его столпа, остатки которого и сегодня можно увидеть в монастыре Калат-Семан к северу от сирийского города Алеппо, вскоре возник монастырь: желавшие подвизаться под его руководством просто стали селиться поблизости. К тому же преподобный Симеон обратил в христианство несколько арабских племен, а за советом к нему обращались даже императоры. «Кому много вверено, с того больше взыщут» Для своего времени столпники были тем же, чем мученики в первые века христианства, — живым свидетельством святости веры Христовой, укреплением для колеблющихся и побуждением к обращению для неверующих. Их созерцательная жизнь, состоявшая в самоуглублении, изучении своей души в ее тончайших изгибах, непрестанном исследовании своих помыслов, постоянной борьбе с греховными движениями души и в молитвенном общении с Богом, делала их порой глубокими психологами, даже если по жизни они были сущими простецами.

http://foma.ru/zagadka-stolpnikov-zachem...

Так утверждал Несторий. Став константинопольским архиепископом, он принялся широко насаждать свои ложные воззрения, рассчитанные на необразованных людей. Многие епископы во главе с Кириллом Александрийским восстали против лжеучения Нестория. Именно святитель Кирилл в 431 году был инициатором созыва Третьего Вселенского Собора в городе Эфесе. Собор единодушно осудил Нестория и его богохульные заявления. А святой Кирилл вошел в историю Церкви как автор учения о Христе: Богочеловеке, в Котором Бог воплотился с момента зачатия Пресвятой Девы Марии. Не сразу восторжествовала истина, проповеданная святителем Кириллом и его сторонниками. Поначалу император Феодосий не сумел разобраться в сути церковной дискуссии. Царь объявил: «Все эти споры только вредят христианской Церкви. Повелеваю низложить обоих – и Нестория Константинопольского, и Кирилла Александрийского . И того, и другого приказываю заточить в каземат!» Но затем, вникнув в смысл учения архиепископа Кирилла и лжеучения Нестория, император Феодосий признал справедливой позицию святителя Кирилла. Святой Кирилл был освобожден из-под стражи и восстановлен на Александрийской кафедре. А Несторий отправился в пожизненную ссылку. Кирилл Александрийский в своих трудах говорил о единстве Святой Троицы. Также он написал толкование на Ветхий и Новый Заветы. Скончался святитель Кирилл в 444 году, в возрасте шестидесяти восьми лет. А.А. Аннин Преподобный Симеон Столпник Когда мы слышим, что о ком-то говорят: «Вот, это святой человек», перед нашим мысленным взором обычно встает образ смиренного христианина, живущего по заповедям Божиим. Образ человека, постоянно пребывающего в молитве, телесном воздержании, творящего добро и милостыню людям. Недаром Православная Церковь испокон веков призывает верующих подражать таким подвижникам. Но при этом предупреждает: «Среди прославленных святых есть и такие, жизнь которых не может служить примером для всеобщего подражания. Почему же? Да потому, что их подвиги столь велики, что даже мысленно представить эти деяния невозможно».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Святой нашел способ уклониться от назойливых почестей. В видении ему предстала лестница, на вершине которой стоял Христос и призывал его взойти. Тогда Симеон воздвиг посреди своей ограды столп и поселился на самой его вершине, которая представляла собой маленькую площадку (ок. 417). Первый столп был высотой в два с половиной метра 27 . Затем он соорудил другой – в пять метров, затем третий – в девять с половиной и наконец поднялся на вершину столпа высотой более шестнадцати метров. На нем он и простоял на ногах до самой смерти, имея жительство скорее на Небесах, чем на земле. То, что местопребывание святого все более отдалялось от земли, служило внешним знаком восхождения его души к Божественному свету. Открытый для всеобщего созерцания подобно сияющей свече, поставленной навысоком подсвечнике (ср.: Мф 5,14–16 ), Симеон привлекал к себе все больше людей, просвещая лучами веры толпы варваров, стекавшихся поглядеть на это необычайное зрелище. Чтобы хоть немного сдержать поток людей, ученики святого окружили столп стеной, перед которой был устроен небольшой дворик. От этой ограды монастырь и получил название Мандра, что означает «огороженное место, загон». Пребывая на вершине столпа наедине с Богом, святой не переставал служить орудием Божественного милосердия. Он творил множество чудес и исцелений, предсказывал стихийные бедствия, становясь надежной гаванью спасения и духовного утешения для всех приходящих. Распявшись миру, живя на виду у всех, святой сделался, по слову апостола, позорищем для мира, для Ангелов и человеков ( 1Кор 4, 9 ). Еще облеченный в смертную плоть, он уже здесь, на земле, жил подобно бесплотным Ангелам. Но самым удивительным было то, что, совершив великие аскетические подвиги, достигнув высокой степени совершенства и сотворив множество чудес, Симеон имел при этом глубочайшее смирение, непритворно почитая себя ниже всех людей. И лишь по отношению к еретикам он мог выказывать гнев, точнее же ревность по Богу, ради их исправления. Отделенный от всех стремлением к Небесному, но и соединенный со всеми любовью Христовой, преподобный не чуждался жизни земной Церкви. Известны его письма по вопросам церковного устроения к императору Феодосию II. Государь, как и его сестры, глубоко чтил святого и называл «святейшим и Небесным мучеником» 28 . Писал Симеон также и императору Льву I, побуждая того бороться с монофизитами и поддержать учение, принятое Халкидонским Собором.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

914. Авва Юлиан чудесно узнал о кончине преподобного Симеона Столпника и возвестил об этом ученикам См. также: Кончина праведника . В четырех милях от города Эги стоял Столпник Симеон. Пораженный молнией, он скончался. Тогда авва Юлиан Столпник, стоявший близ залива, в необычное время сказал ученикам: “Положите фимиам в кадило!” – “Что за причина, скажи нам, отче?” – спросили его ученики. “Брат Симеон, живший в Эгах, скончался, пораженный молнией, и вот душа его отходит с радостью.” А столпники находились один от другого на расстоянии почти двадцати четырех миль. (Луг духовный. С. 74). 915. Авва Аммон сказал, что укушенный собакой юноша получит исцеление только после того, как его родители отдадут украденного ими вола См. также: Исцеление . Когда авва Аммон еще в глубоком уединении пребывал в пустыне, привели к нему юношу, одержимого бешенством от укуса собаки. Родители просили помолиться за него. “Зачем вы утруждаете меня? – сказал Аммон. – То, о чем просите, выше моих заслуг. Впрочем, не скрою, что его исцеление зависит от вас самих. Возвратите вдовице украденного вами вола, и ваш сын выздоровеет.” Родители затрепетали, видя, что втайне совершенные поступки известны человеку Божию. Вместе с тем они возрадовались, что он указал путь к выздоровлению больного. Похищенное немедленно было возвращено, и юноша по молитве человека Божия получил исцеление. (Руфин. Жизнь пустынных отцов. С. 107). 916. Авва Закхей предсказал, что через два дня моровая язва прекратится и не коснется детей Прокопия; слова старца оправдались Схоластик Прокопий Порфиреонит рассказал нам об авве Закхее: “Два моих сына обучались в Кесарии. Там началась моровая язва, и я сокрушался о своих детях, не знал совсем, как поступить. “Если послать за ними, – говорил я себе, – все равно гнева Божия не избежишь нигде. Там их оставить? А если они умрут и я больше их не увижу?” В таком затруднении я, наконец, решил: пойду к авве Закхею. Что он скажет, то и сделаю. Прихожу в святой Сион – его всегда там можно увидеть, но на этот раз я не нашел его там. Увидев его на паперти храма Пресвятой Богородицы, рассказал ему о своих сыновьях. Выслушав меня, он обратился к востоку и с распростертыми руками устремил свой взор на небо. Прошло два часа в молчании. Наконец, обратившись ко мне, он произнес: “Будь спокоен и не горюй. Твои дети не умрут от моровой язвы, да и язва через два дня прекратится в Кесарии.” Так и было по слову старца.” (Луг духовный. С. 158).

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Но человек, который живет в большой обители, иногда начинает чувствовать себя - страшно сказать! - почти как в миру. Не в том смысле, что его отвлекают какими-то мирскими делами. Но, во-первых, ему все время дают послушания: иди капусту рубить, иди сторожить, иди в колокол бей. Во-вторых, приобрел ты, допустим, некий навык в духовной жизни, а сосед по келье тебя без конца спрашивает: а как надо молиться? как исповедоваться? как пост держать? И выходит, по существу ты принадлежишь не себе, а братии. Значит, для уединения с Богом и внутри монастыря нужен еще какой-то внутренний круг. Можно, конечно, уйти в скит, в " пустыньку " . Но есть и более простой и радикальный способ, известный с первых веков монашества. Открываем " Печерский патерик " и читаем житие Исаакия Затворника: " затворился преподобный в пещерной келии, настолько тесной и малой, что она скорее напоминала собой узкий проход " , оставив лишь окошко, чтобы ему давали поесть. Или Лаврентий Затворник, " затворивый себе (затворившийся) Господа ради в темной пещере " . Но в древние времена были и другие формы затвора. Например, если были деньги и возможность, можно было, как Симеон Столпник, " вознестись на столп " . Тут все то же самое, что и в замурованной келье, только на последнем этаже 10-12-ти этажной башни: двери заперты, никто к тебе подняться не может, еду и воду передают на веревке, а ты там наверху живешь и Богу молишься. Но ведь Симеон Столпник (356-459 гг.), который никаких собственноручных писаний не оставил, знаменит не только тем, что Богу молился, а еще и тем, что наставлял приходивших к нему людей. То есть, по сути, со своего двенадцатого этажа занимался старчеством. Или просто кричал: идите в церковь, исповедуйтесь, спасайтесь! Единственный раз он сошел со столпа по повелению епископа. Родная мать приходила - он не спустился, а к епископу сошел, чтобы показать, что для него послушание превыше всего. У нас в России столпничество как таковое не прижилось (хотя столпники были - Никита Переславский, Кирилл Туровский - но это в древние времена). А вот в затвор уходили часто. Хотя из затвора могли и вывести. Блаженного князя Игоря вывели, чтобы убить, а Климента Смолятича - чтобы сделать митрополитом Киевским и всея Руси.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/1...

Таковы факты биографии Симеона Столпника, однако чтобы понять суть его подвига, некоторые из них необходимо рассмотреть более подробно. Перед тем как взойти на столп, преподобный Симеон прошёл все ступени монашеского делания, которые знала на тот момент богатая формами христианская аскеза. По свидетельству его ученика Антония, в монастыре он строго постился от воскресенья до воскресенья, раздавая свой монастырский паёк нищим за оградой обители. Суровая практика умерщвления плоти проявилась в уже упомянутом случае с верёвкой от колодезного кувшина. Но это было только начало пути подвижника. Оставив монастырское общежитие, он ищет уединения и безмолвия, духовных упражнений, подготовляющих Преподобного к qewr…a — к особому духовному состоянию, к созерцанию Божества. Проведя три года в затворе, подвижник выходит на свет для того, чтобы не только продолжить, но и усилить свои аскетические подвиги. Под палящим солнцем и в непогоду, он снова и снова возносит молитвы Тому, Кто создал простирающийся над ним необъятный, бесконечный космос. Но и это только начало, приготовление к главному подвигу длиной в 80 лет. Преподобный Симеон Столпник. Фреска Феофана Грека К святому стекается народ. Грешники, ищущие молитв и утешения, язычники, жаждущие чудес. С каждым днём людей всё больше и больше. Они толпятся вокруг Преподобного, толкаются, отвлекают от молитвы. В такой ситуации естественно желание подвижника продолжить свои подвиги, желание скрыться, убежать от всех. Но он остаётся с людьми. Остаётся потому, что во-первых, от него бы всё равно не отстали, а во-вторых, решение поделиться тем богатством духовных даров, которые стяжал святой Симеон, — не что иное, как проявление деятельной христианской любви. Строительство столпа стало, с одной стороны, необходимой практической мерой, с другой — имело глубокий символический и миссионерский смысл. Стоя на столпе, Преподобный, не прерывая своих аскетических подвигов, был виден людям. По свидетельству его жития, он отдавал народу три часа своего времени в день. Тут были и болящие, которых он исцелял, страждущие, которых он наставлял. Были язычники, которых привлекали его чудеса и которые принимали крещение после беседы с ним.

http://pravmir.ru/mezhdu-zemlyoy-i-nebom...

Обосновавшись в уединенной хижине, Симеон прожил в затворе три года, проводя время в непрестанных трудах. В подражание Моисею, Илии и Христу Спасителю он возжелал провести все сорок дней Великого поста без воды и пищи. Для этого отшельник попросил своего друга Басса замуровать вход в келью. Тот согласился на это лишь при условии, что подвижник Христов позволит ему оставить в келье шесть хлебов и кувшин воды на тот случай, если тело Симеона изнеможет до крайности. Через сорок дней объятый страхом Басс вошел в келью и обнаружил там хлебы и воду нетронутыми, а святого – неподвижно распростертым на полу. Тот настолько ослаб, что не мог сказать ни слова. Лишь причастившись Святых Таин, Симеон почувствовал, как к нему возвращаются силы. С тех пор, укрепившись духом, святой поставил себе за правило проводить каждый Великий пост , не притрагиваясь к пище. Подкрепляемый благодатью, он на протяжении всего поста оставался на ногах, исполненный ни с чем не сравнимой радостью. Проведя три года в келье, он поднялся на вершину горы и приковал себя тяжелой цепью к скале. Тогда мудрый Мелетий, хорепископ 24 Антиохийской Церкви, попытался вразумить его. Он указал Симеону на то, что воля человека, просвещенного светом разума, должна превозмочь любое наваждение, которое заставляет мысль блуждать без всякой пользы. Из этих слов Симеон понял, что подвижничество похвально лишь в той мере, в какой оно возрождает в первозданной красоте образ Божий, сокрытый в человеческой природе. Он повиновался владыке и позволил снять с себя оковы. Тогда на его теле стали видны глубокие, кишащие червями раны от цепей, что свидетельствовало о терпении святого ничуть не меньшем, чем терпение мучеников, и даже, возможно, большем, ибо он добровольно подвергал себя подобным мукам из любви ко Христу 25 . Молва о его святости распространялась все шире. Не только в окрестных селениях, но и в отдаленных странах, таких как Армения, Грузия, Италия, Галлия 26 и Британия, было известно имя Симеона. Множество верующих стекалось к нему непрерывно, подобно рекам, впадающим в море, чтобы получить от него благословение и исцеление души и тела. Но все же для Симеона не было ничего милее и желаннее уединения. В одиночестве, всецело предавшись созерцанию, он становился ближе к Небесам.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010