Открытие новых творений преп. Макария не ограничилось, однако, указанными семью «Беседами». Было обнаружено еще три рукописных сборника этих творений. Первый из них, получивший обозначение «тип I», состоит из 64 «Слов и Посланий». Возглавляет данный сборник «Великое послание», о котором следует сказать особо. Будучи одним из главных и наиболее интересных произведений преп. Макария, оно в цельном своем виде до последнего времени оставалось неизвестным как специалистам, так и широкому кругу читателей. Лишь отдельные выдержки из него вошли в так называемое «Слово о хранении сердца», которое, как и остальные шесть «Слов» преподобного, известных издавна, является позднейшей компиляцией из его творений ; помимо этого некоторые фрагменты «Великого послания» включены в извлечения Симеона Метафраста (так называемые «150 глав»), изданные в греческом «Добротолюбии» . Полный текст данного произведения впервые открыл и опубликовал В. Йегер , который также обнаружил и подлинный текст трактата св. Григория Нисского «О цели жизни по Богу и об истинном подвижничестве» (латинское название «De instituto Christiano» — «О христианском устроении»), известный дотоле в чрезвычайно искаженном и урезанном виде . Работая над подготовкой издания обоих сочинений, В. Йегер сразу заметил, что они обладают большим сходством, сделав вывод, что преп. Макарий, создавая «Великое послание», имел перед глазами трактат св. Григория Нисского, а поэтому зависел от него. Точнее, В. Йегер считал, что автором «Великого послания» был не преп. Макарий, а некий подвижник, живший в V в. на Ближнем Востоке, причем не исключает возможности, что этим подвижником мог являться и св. Симеон Столпник, именем которого данное сочинение надписывается в некоторых рукописях . Однако точка зрения В. Йегера на соотношение двух названных сочинений не получила поддержки со стороны большинства ученых, занимавшихся этим вопросом: многие исследователи пришли к выводу, что св. Григорий Нисский переработал «Великое Послание», которое является первичным по отношению к трактату «О цели жизни по Богу» . Р. Штаатс, выпустивший в свет критическое издание обоих сочинений, считает, что «Великое послание» было написано примерно в 381 г., а трактат св. Григория Нисского ок. 390 г. Причины, по которым была произведена подобная переработка, установить трудно, но несомненно, что трактат св. Григория Нисского носит, несмотря на зависимость от «Великого послания», черты вполне оригинального сочинения . Очень возможно, что этот один из великих каппадокийских отцов Церкви, полностью разделявший аскетическое миросозерцание своего старшего брата (св. Василия Великого), «адаптировал» произведение преп. Макария к своеобразным условиям малоазийского монашества. Ввиду чрезвычайной важности обоих сочинений для истории православного аскетического богословия мы сочли необходимым перевести их, поместив трактат св. Григория сразу же за «Великим посланием» (опорой для нашего перевода служило упомянутое издание Р. Штаатса).

http://predanie.ru/book/107469-tvoreniya...

Спасая свою душу, подвижник вынужден — быть может, против воли — спасать человечество. Замыкаясь от мира, он не смеет замкнуться от любви к твари — Симеон исцеляет даже дракона — прежде всего, к лицу человеческому, в котором запечатлелся Божественный Лик. И весь подвиг его жизни может быть рассматриваем как служение человечеству. «Угодно было Господу, — говорит сириец, — поставить его на столпе в эти дни, в последние времена, так как Он видел, что человечество как бы заснуло. Чрез муки своего слуги хотел Он разбудить мир, погруженный в глубокий сон». Но это уже не только общественно-церковное служение. Оно расширяется до пределов церковно-космических. Вторгаясь своей чудесной мощью в течение природы, повелевая его законами, Симеон, в глазах своего восторженного почитателя, — «мудрый кормчий, направляющий корабль вселенной», «искусный строитель, который своей молитвой держит тяжесть мироздания». — «Как балки здание, так, поистине, его молитвы поддерживали творение». Старец готов видеть в Симеоне второе Провидение. Введем в должные границы его окрыленную фантазией речь: Симеон служит творенью, Симеон любит людей. Начав с «первой и большей заповеди», возлюбив Бога превыше всего, он в этой любви находит источник любви к человеку ». Вот формула: любовь к Богу → любовь к человеку. «Патологический», «жестокий», радикальный аскетизм Симеона есть порыв любви к Богу, который в евангельской логике означает возгорание любви к человеку. В исследовании архиепископа Алексия (Кузнецова) о столпничестве как раз есть две главы об этих двух любовях: «аскетический экстаз, или самовосхищение в столпничестве» и «общественное служение святых столпников»: « Дух св. столпников постоянно порывался к своему источнику — Богу, небу, св. Духу. Он постоянно усиливался сбросить и стряхнуть с себя тяжесть плоти и земли и вознестись на небо. Они возвышались над землею, отделялись совершенно от ряда всех земных существ, становясь ангелоподобными, небесными. Такая жизнь уже теряет свойства земной жизни; это уже жизнь небесная, жизнь небожителей. Св. столпники достигали высшего совершенства — «вкушения» Бога. Такое состояние можно определить, как экстатическое. В жизни св. столпников оно вполне возможно и весьма характерно, так как экстаз столпнический не имеет в других видах подвижничества сходства. У иных из них замечалось просияние лица. Дух Святый в виде горящей свещи сходит. «Небо отверсто». «Неизреченное сияние». «Огненные пламена». Слух св. столпников воспринимал звуки невыразимо гармонической музыки. Пение ангелов. Они беседовали с невидимыми для других существами. Чувство обоняния св. столпников услаждалось неведомыми приятными запахами. Видение рая. Жития св. столпников переполнены описанием их экстатического состояния, которого они сподоблялись в состоянии «восторга», как замечают их жития ».

http://blog.predanie.ru/article/simeon-s...

Большую часть своих творений подвижник написал в сирийском городе Низибия (совр. Нусайбин), располагающемся сегодня на сирийско-турецкой границе. Именно там будущий богослов обучался у святого Иакова, имя которого носят нусайбинские храмы, чтобы потом служить диаконом при его преемниках – епископах Бабе, Вальгаше и Аврааме. Подвергавшийся постоянным набегам персов родной город Ефрема встречается и в его трудах: в частности, памятуя о затоплении окраин города после очередной осады, преподобный сравнивал Низибию с Ноевым Ковчегом . Святой преподобный Симеон Столпник († 459) Преподобный Симеон Столпник      Чтение Нагорной проповеди Спасителя в корне изменило жизнь восемнадцатилетнего юноши Симеона, загоревшегося желанием уйти из мира ради духовного подвига. Вскоре после принятия Симеона в монастырь братия начала жаловаться игумену обители на удивительное усердие молодого монаха, изнурявшего себя всяческими видами труда и лишений, что и привело в конечном счете к уходу последнего из монастыря. Поселившийся на дне колодца преподобный мог неделями не притрагиваться к пище и воде, что было неоднократно засвидетельствовано многими его современниками. В 420-х годах Симеон избирает для себя новый вид подвига, до тех пор неизвестный в монашеской практике: святой уединяется на вершине каменного столба, где проводит дни и ночи в молитве и назидании притекающего к нему народа; среди многочисленных верующих, посещавших подвижника, был даже сам император Маркиан, созвавший в Халкидоне IV Вселенский собор. Место подвига Симеона известно стараниями его последователей, которые около 490 года построили там церковь и монастырь, освященные во имя преподобного. Будучи прекрасной цитаделью, «крепость Симеона» («Калат Саман») сыграла свою особую роль в истории города Алеппо, неподалеку от которого она находилась. Святой преподобный Иоанн Дамаскин († ок. 753) Преподобный Иоанн Дамаскин      Страхом к Тебе, яко рабыня, смерть повелена приступи, Владыце живота, Тою подающему нам безконечный живот и воскресение

http://pravoslavie.ru/86687.html

Надвратный храм прп. Симеона Столпника Данилова монастыря. 1900е гг. Как-то ранним утром Иван с друзьями отправился в лес по грибы и ягоды. Мальчики помолились на опушке, поклонились на четыре стороны по обычаю и разошлись кто куда. Потом, уже с полными лукошками, сошлись снова и отправились домой. И вот в поле они увидели, будто на меже два священника-монаха в епитрахилях совершают каждение. «Храм-то наш недалеко был, — рассказывал отец Даниил. — Первый, кто увидел их, это был я. На меня напал страшок, и я бросился бежать… А через несколько лет, когда мы с мамой уже переехали в Москву, я увидел этих монахов над воротами Данилова монастыря на фреске. Это были Симеон и Даниил Столпники». Преподобный Даниил Столпник — небесный покровитель святого благоверного князя Даниила Московского, прославлять и почитать которого Иван Сергеевич будет всю жизнь. А в честь преподобного Симеона Столпника освящен надвратный храм Данилова монастыря. Эти два подвижника древности совершали один из самых тяжелых подвигов: столпничество, то есть длительное время стояли на высоком столпе в ограниченном пространстве, вознося деннонощные молитвы. Вот как описывает храм Симеона Столпника в своих дневниках выпускник Даниловской начальной школы звонарь Михаил Макаров. «На первой неделе Великого поста мы ходили в уединенный монастырский храм во имя Симеона Столпника. Храм этот находился над главными воротами монастыря, под колокольней. Со стороны монастырского двора, над воротами, на стене была написана большая картина: преподобный Симеон Столпник, стоящий на столпе, и толпящийся у столпа народ, пришедший к преподобному. Выходящие из монастыря богомольцы, приближаясь к воротам, видели эту картину и вспоминали о великом угоднике Божием. Слева от картины, внизу, в левой части ворот был вход на лестницу, ведущую в храм». К сожалению, настенная роспись храма до наших дней не сохранилась. Духовник Симонова монастыря В начале двадцатых годов семью Сарычевых постигло горе: умер кормилец Сергей Васильевич. Овдовевшая супруга, чтобы прокормить детей в голодные годы, отправилась с ними в Москву к родственникам, которые жили на Малой Тульской улице в Даниловой слободе. Батюшка Даниил с любовью вспоминал:

http://azbyka.ru/fiction/my-vse-s-vami-v...

Кто же лучше такого человека подаст верный совет, исцелит душевные язвы, разрешит сомнения, поднимет падшего, очистит, успокоит? Вот и стекался народ толпами к столпникам, которые щедро делились плодами своей созерцательной жизни. Не оставались они в стороне и от догматических споров, волновавших православный мир: преподобный Симеон поддерживал Халкидонский Собор и убедил императрицу Евдокию, вдову Феодосия II Младшего, вернуться в лоно Православной Церкви. А преподобный Даниил сходил со столпа, чтобы отправиться в Константинополь и обличить неправоту императора Василиска. Ставшие выше своей природы В VI u VII bekax столпников в Византийской империи, особенно в Сирии, стало столько, что их законом признали за особое сословие. А нам столпничество кажется чем-то противоестественным, возможно, только потому, что мы судим о нем по себе. Да, этот подвиг для многих невозможен. Но ведь сами мы не в состоянии определить сил нашего духа, а они от постоянного упражнения могут развиваться до бесконечности. А при помощи благодати Божией человек может стать даже выше своей природы. Некоторые вообще считают столпничество медленным самоубийством. На деле же непомерные подвиги не только не сокращали жизнь, но еще и продлевали ее: Симеон прожил 103 года, из них 80 лет — на столпе, а Алипий Адрианопольский из 117 лет жизни провел на столпе 53 года. Преподобный Даниил Столпник скончался в 83 года, 33 из них простояв на столпе. Согласно житию, он был удостоен от Бога дара чудотворения и исцеления. А паломники и страждущие шли к нему за помощью вплоть до его кончины 11 декабря (24 декабря по новому стилю) 490 года. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024

http://foma.ru/zagadka-stolpnikov-zachem...

Алексей, когда я ему передал батюшкин наказ, охотно поверил мне. Но ему хотелось тоже лично увидеть батюшку и получить благословение. В тот же день мы отправились к архимандриту (схиму батюшка тогда еще не принял). Когда мы приехали в Верхний Юрт, он отдыхал. Нас проводила к нему монахиня Варвара и оставила наедине. Батюшка строго приказал нам молиться, указывая на иконы, мы прочитали «Отче наш». Он предложил нам сесть и стал наставлять нас на путь истинный: что искать спасения души и разрешения всех духовных вопросов следует в Церкви. Благословил исповедоваться и причаститься. А после стал рассказывать житие своего небесного покровителя — преподобного Симеона Столпника. Особо батюшка обратил внимание на то, как святого хотел обольстить сатана под видом “божьего вестника”, вновь предостерегая нас от коварности врага спасения рода человеческого, который ничем не брезгует, и призывая нас быть очень внимательными. И вдруг отец Симеон расплакался. Зашла монахиня Варвара, ближайшая помощница старца. Сказала нам, что батюшка устал, и попросила удалиться. А батюшка вдогонку попросил матушку, чтобы нас покормили. Так было у батюшки заведено. Всех, кого он принимал, всегда кормили, и отказываться было не принято. Мы с удовольствием повечеряли и отправились домой разъяснять родителям и сестре Алексея то, что произошло, и что дальше делать. Слава Богу, молитвами старца, я, грешный, и вся семья моего друга по сей день в Церкви, исповедуемся и причащаемся святых Христовых Таин. Я тогда сердечно очень расположился к батюшке и стал время от времени обращаться к нему за советом и благословением. Отец Симеон благословлял меня и на службу в армии, и на другие богоугодные дела. По его благословению и молитвам один священник крестил моего отчима. Знаменательно то, что батюшка умер в день памяти святого благоверного князя Александра Невского (в схиме Алексия), который является небесным покровителем того самого моего друга Алексея. От него я и узнал в тот день, что батюшка преставился, когда поздравил его с днем Ангела.

http://radonezh.ru/2022/02/17/sochinskiy...

А Божий святой Нонн не сводил с женщины мысленных своих очей и, после того как она удалилась, повернулся и следил за ней. И, склонив лицо свое к коленам, всю грудь омочил слезами, и, громко застонав, говорит сидящим рядом епископам: “Вас не услаждает ее красота?”. Они хранили молчание и не ответили. И снова, склонив лицо свое к коленам, Нонн громко застенал, и, бия себя в грудь, всю свою власяницу омочил слезами. Потом поднял голову и говорит епископам: “Подлинно не услаждает? А я весьма сильно услажден и возлюбил красоту ее, потому что Бог поставит эту женщину в грозный час судить нас и епископство наше. Как вы думаете, возлюбленные, сколько времени она мылась в спальне, наряжалась, прихорашивалась и с какой любовью к красоте гляделась в зеркало, чтобы достигнуть своей цели и явиться возлюбленным красивой? И это она делала, чтобы понравиться людям, которые сегодня живы, а завтра уж нет. А мы, имеющие в Небесах брачный чертог, вечный и не преходящий во веки, имеющие Жениха бессмертного, бессмертие дарующего украшенным Его заповедями, имеющие богатое Небесное приданое, которого нельзя себе и представить, “не видел того глаз, не слышало ухо и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим его”, да что говорить? Разве в уповании вечно созерцать божественный лик и неизреченную красоту мы не наряжаемся, не смываем грязь с нашей жалкой души, а оставляем ее в небрежении ?”». Житие преподобного Симеона Столпника Остатки столба, на котором стоял прп. Симеон Столпник. Сирия « Странное и дивное » житие первого столпника. Столпничество — парадоксальный подвиг. Это предел аскезы, крайнее умервщление плоти — его описания в житии преподобного Симеона почти чудовищны. С другой стороны, на своем столпе Симеона находится в центре мира, к нему ходят тысячи людей, он разрешает церковные споры, пишет «на равных» сановникам и императору. Огонь Пустыни здесь словно достиг вершины и возвращается обратно в мир. Житие Симеона Юродивого Житие Симеона (VI в.), вместе с житием Андрея Юродивого — два главных жития юродивых вообще. Житие Симеона Юродивого ценно не просто как первое полноценное описание юродства — они были и до Симеона, да и многие деяния ветхозаветных пророков без натяжки можно назвать юродством.

http://blog.predanie.ru/article/kak-stat...

Иконостас престола двурядный. Над Царскими вратами сюжет Тайной вечери, справа от них икона Спасителя, за ней святого великомученика и Целителя Пантелеимона. Слева от Царских врат икона Божьей матери, затем архангела Гавриила и заканчивается иконной прп. Серафима Саровского. Справа от амвона расположена фигурная икона Распятия Спасителя с предстоящими Божьей Матерью и апостолом Иоанном. На Южной стене храма фресковые иконы: пророка Ильи, святого великомученика и Целителя Пантелеимона, иконы Божьей матери «Державная», Успение Пресвятой Богородицы. Северная стена расписана новозаветными сюжетами: явление Ангела Вефлиемским пастухам, Рождество Христово, Крещение Господа, Преображение Господа Иисуса Христа, а также ростовыми фигурами святых и великомучеников. В западной части храма расположен балкон для хора, под которым на стенах изображены фрески с сюжетами Спаситель и апостолы, беседа Господа с самарянкой, Господь Иисус Христос с детьми, путешествие Святого Семейства в Вифлеем. Освящают храм три кованные медных паникадила. Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] Симеон Столпник Антиохийский, преподобный - 14 сентября Пантелеимон, целитель, великомученик - 9 августа Как добраться [ править править код ] Адрес : Россия, 360000, г. Нальчик, ул. Пятигорская, 82 Проезд: К храму прп. Семиона Столпника можно добраться личным или общественным транспортом. От железнодорожного вокзала удобнее всего проехать две остановки троллейбусом 1 или маршрутными такси идущими в центр. На остановке «Пятигорская» выйти, по пешеходному переходу пройти на противоположную сторону улицы А. Шогенцукова и дойти до перекрестка с ул. Пятигорской, где повернуть налево и пройти 120 метров. Храм находится за 12 этажным жилым корпусом. Телефон : 8(8662)77-03-04 , факс: 44-02-82 Электронная почта: kborthodoxy@mail.ru Паломнику [ править править код ] Богослужения совершаются ежедневно: Божественная Литургия - 8:00 Вечернее богослужение - 16:00 Фото [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Собор_преподоб...

К тому же периоду, ориентировочно к 70-80-м гг. XVI в., относится ряд анонимных сочинений, направленных на формирование позитивной самоидентификации мелькитской общины. В их числе - апокрифический рассказ о том, как современник арабских завоеваний VII в. Иерусалимский патриарх свт. Софроний I был поставлен мусульм. властями перед необходимостью выбрать самоназвание для своего исповедания, чтобы те могли отличать его приверженцев от несториан и яковитов. По молитве патриарха ему явился ангел, сообщивший искомое слово - «мелькиты» (букв.- «царские»), т. е. «идущие во след Царя Небесного» ( Treiger A. Unpublished Texts from the Arab Orthodox Tradition: On the Origin of the Term «Melkite» and the Destruction of the Maryamiyya Cathedral in Damascus//Chronos. Balamand (Tripoli, Lebanon), 2014. N 29. P. 7-37). Др. неизвестный мелькитский книжник на основе устных преданий, перемешанных с мотивами средневековой правосл. и копт. агиографии, составил повествование о чуде, явленном через Александрийского патриарха Иоакима I ( 1565/67). В этом сказании звучат явственные мотивы правоверия и богоизбранности мелькитской общины, ее превосходства над мусульманами и иудеями ( Панченко К. А. Испить смертное зелье: Александрийский патриарх Иоаким между мифом и историей//Исторический вестник. М., 2017 (в печати)). В те же десятилетия работали еще неск. полузабытых мелькитских писателей (Михаил, еп. Аккарский; Малахия, еп. Евхаитский), а также книгописцев и собирателей книг (Халебский митр. Григорий ибн Фудайль, свящ. Муса аль-Марманити). Преподобные Симеон Столпник Старший и Симеон Столпник Младший (Дивногорец). Икона. 1699 г. Иконописец Нима аль-Мусаввир (мон-рь Баламанд, Ливан) Преподобные Симеон Столпник Старший и Симеон Столпник Младший (Дивногорец). Икона. 1699 г. Иконописец Нима аль-Мусаввир (мон-рь Баламанд, Ливан) Характерной чертой «Мелькитского проторенессанса» было увлечение ранневизантийской монашеской традицией, к-рое нашло отражение как в переписывании памятников средневековой аскетической лит-ры, так и в стремлении возродить образ жизни древних подвижников. Такие попытки предпринимал в 90-х гг. XVI в. Симеон ад-Дирани, настоятель мон-ря Кафтун на р. Эль-Джауз, впосл. ставший 1-м игуменом мон-ря Баламанд, а затем епископом Сайднаи ( Панченко. Мелькитский проторенессанс. 2013. С. 86; Он же. Митрополиты и епархии правосл. Антиохийской Церкви в описании Патр. Макария III аз-За " има (1665 г.)//ВЦИ. 2012. 1/2(25/26). С. 139).

http://pravenc.ru/text/2562944.html

Большинство фигур первой группы первоначально могли быть частью складня-иконостаса. Это изображения пророков, чаще всего поясные, в позе моления. Подавляющая часть рельефов второй группы - прямоличные поясные и в рост изображения иноков. Распятие с предстоящими и ангелами. Фрагмент «Киликиевского» креста. Кон. XV — нач. XVI в. Распятие с предстоящими и ангелами. Фрагмент «Киликиевского» креста. Кон. XV — нач. XVI в. Пророки держат свитки двумя руками. Фигуры отличаются по цвету и по особенностям исполнения от фигур основной группы рельефов. Так, св. жена в короне, возможно св. Екатерина Александрийская, на лицевой стороне, под косой перекладиной, изображена в свободной позе, драпировки ее платья чрезмерно пластичны. Часть святых опознается по иконографически значимым деталям: напр., на оборотной стороне слева от центральной композиции «Спаситель на престоле» ап. Петр - по ключам в руке, вмц. Анастасия (?) - по кресту и «узелку» (ковчегу); на лицевой стороне под Распятием врачи-безмездники Косма и Дамиан - по ящикам-ковчежцам. Большинство святых неидентифицированы, могут быть отнесены только к чинам святости: пророки, апостолы, преподобные, пустынники. Нек-рые фигуры апостолов и святых по облику и атрибутам явно европ. происхождения свидетельствуют о поновлениях в XVIII в. На сборный характер К. к. указывают не только произведения, различающиеся манерой исполнения, но также несколько хаотичное, лишенное четкой структуры сочетание пластин с многофигурными композициями и единоличными изображениями св. иноков и отшельников, дублирование сюжетов (напр., сцена «Успение Пресв. Богородицы» представлена дважды - на верхней перекладине и центральном древке). Можно предположить, что для изготовления К. к. были привлечены готовые произведения (икона, складень, иконостас или небольшой крест). Возможно, эти предметы пользовались особым почитанием и были связаны с личностью, память о к-рой сохранялась в Спасо-Прилуцком мон-ре. К небольшому складню, исполнявшему роль походного иконостаса, могла относиться единственная фигура столпника в куколе - поясное изображение, возможно прп. Симеон Столпник на верху столпообразного 2-ярусного сооружения.

http://pravenc.ru/text/ Киликиевский ...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010