Идеал греческой мудрости – чувство меры во всем. Мера – характеристика совершенства. «Меру во всем соблюдай», – наставляет Гесиод. «Ничего сверх меры, ничего слишком», – учит Солон. «Лучшее – мера» (Клеобул). «Мера должна быть во всем» (Гораций). «Прекрасное есть надлежащая мера во всем» (Демокрит). Отцы Церкви, воцерковившие греческую культуру, восприняли этот принцип, применяя его и по отношению к духовной жизни. В Священном Писании сказано: «Смотрите, поступайте так, как повелел вам Господь, Бог ваш; не уклоняйтесь ни направо, ни налево» (Втор. 5, 32). Святитель Василий Великий говорит: «Правый сердцем тот, чья мысль не уклоняется ни в излишество, ни в недостаток, но направляется только к середине добродетели». Святитель Димитрий Ростовский пишет: «Царский путь – это умеренные подвиги, умеренная жизнь и чистая совесть». В истории Церкви мы можем видеть примеры как разного рода крайностей, так и следования «царским путем». Преподобный Симеон Столпник, еще будучи иноком в обители, желая пострадать ради Христа, обвязал однажды свое тело веревкой так, что оно стало гноиться, и черви падали из ран на землю. А позднее положил начало не виданному доселе роду подвижничества – столпничеству. Он построил столп, взошел на него и провел всю свою оставшуюся жизнь наверху в молитве и посте, не имея возможности ни прилечь, ни отдохнуть. Преподобный Серафим Саровский тысячу дней молился на камне и, будучи избитым до полусмерти разбойниками, не стал обращаться за помощью к врачам, терпя невыносимые муки и предав жизнь свою в полную волю Божию. При этом даже такой величайший подвижник, как преподобный Серафим, увещевал своих учеников: «Не должно предпринимать подвигов сверх меры, а стараться надо, чтобы друг – плоть наша – был бы верен и способен к творению добродетелей. Надобно идти средним путем, не уклоняясь ни вправо, ни влево: духу давать духовное, а телу телесное, потребное для содержания временной жизни». Возникает вопрос, как примирить это спасительное представление о «золотой середине» с тем призывом Христа, с которым Господь через учеников Своих обратился ко всем нам: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16, 24). Или со словом Иисуса к богатому юноше: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим» (Мф. 19, 21). С точки зрения обычного человека в данном случае серединным путем было бы просто помогать бедным, не лишаясь своего богатства, но и не привязываясь к нему. А тут Спаситель призывает стать нищим, то есть к крайности. И ведь именно этим путем следовали отцы-пустынники, которые избавлялись от богатства, от любого рода земных благ как от тяжкого бремени, и проводили дни и ночи в посте и молитве, скрытно от людских глаз.

http://pravoslavie.ru/101281.html

В Саровском городском музее открылась выставка «Место сие да будет тебе во спасение» 29 июня 2006 г. 15:36 29 июня в Саровском городском музее открылась выставка «Место сие да будет тебе во спасение». На открытии выставки присутствовали участники III научно-богословской конференции «Наследие преподобного Серафима Саровского и судьбы России», которые сегодня начинают работу в Сарове. Именно 29 июля принято считать днем основания Саровской Успенской пустыни, расположенной между реками Сатис и Саровка (ранее в Темниковском уезде Тамбовской губернии, теперь в Нижегородской области). В этот день в 1760 году был освящен первый деревянный храм в честь иконы Богородицы «Живоносный Источник». Экспозиция выставки состоит из трех разделов. Первый – «Свеча неугасимая, молитвою в пустыни пламенеющая» – посвящен прп. Серафиму Саровскому и традициям православного монашества. В этой части выставки представлены редкие иконы: «Проповедь пр. Иоанна Синайского и лествица небесная» (вторая пол. XVIII в.), «Пострижение в великую схиму» (сер. XVI в.), «Распятие плоти» («Живота законного изображение», конец XVII – нач. XVIII вв.), «Страшный суд» – фрагмент полихромной резной композиции (XVIII в.), а также «Преподобные Симеон и Даниил Столпники» (сер. XVI в.), «Преподобный Герасим Иорданский» (со львом) и «Преподобный Серафим Саровский, кормящий медведя». Такая последовательность показывает духовную основу аскетических подвигов преподобного Серафима, все виды которых он прошел: пустынножительство (в лесных пустыньках), столпничество (в молитвах на камне), молчальничество, затворничество, старчество, – а также параллели с другими подвижниками мирового монашеского опыта. Второй раздел – «Обитель Саровской славы» – посвящен истории, архитектуре, духовным подвижникам Саровской пустыни. Первоначальником обители является уроженец этих мест иеромонах Исаакий (Попов), в схиме Иоанн, устроивший первую церковь и пещеры с келиями и подземным храмом по образцу киевских. С самого начала в обители появилась библиотека, впоследствии ставшая одним из богатейших книжных собраний страны, в которой хранились тысячи подлинников – древние рукописи, печатные издания XIX – начала ХХ вв. В центре этого раздела представлен макет Саровской обители, предоставленный музеем Федерального центра ядерных исследований, находящегося в Сарове. Специально для музея этот макет был изготовлен в бюро дизайна центра 15 лет назад.

http://patriarchia.ru/db/text/122146.htm...

Преподобный Давид Солунский Аудио С в ятой Давид жил на рубеже V - VI вв. Земной ангел и небес­ный человек, он рано оставил родину, Месопотамию, и все земные привязанности, чтобы взять свой крест и сле­довать за Господом. Он стал монахом в Фессалонике, в мо­настыре Святых Феодора и Меркурия, который называется Кукуллатским. Преподобный Давид усмирял желания плоти непре­рывными подвижническими трудами. Он шел по пути по­стижения добродетели, опираясь на размышления над Свя­щенным Писанием и житиями святых. Особое его восхищение вызывали святые столпники Си­меон Ветхий, Симеон Дивногорец, Даниил, Патапий и другие. Ревностно желая подражать им, прп. Давид стал жить на мин­дальном дереве, росшем по правую сторону от церкви, устроив на ветвях новый невиданным столп. Так он сделал себя по­зорищем для мира, для Ангелов и человеков (1 Кор 4,9). Подвиж­ник терпеливо переносил лю­бую погоду: и порывы ветра, и солнечный зной, и потоки дождя, и зимний снег, и холод. У него даже не было той проч­ной опоры, которую имели свя­тые, подвизавшиеся на столпе. Прп. Давиду приходилось все время держаться за свою вет­ку — он стал подобен птице, которая денно и нощно воз­носит ко Господу сладостные звуки непрерывных молитв и славословий. Ученики преподобного Давида, благочестивые и усердные в делах добродетели, умоляли его спуститься с ветки, чтобы настав­лять их в основах иноческой жизни. Но святой отвечал, что сойдет с дерева не раньше, чем через три года, когда получит от Господа знамение. По истечении этого срока прп. Дави­ду явился Ангел и возвестил, что его небесная жизнь была угодна Богу, а теперь настало время спуститься и удалиться в келью в ожидании иной миссии. Святой рассказал об этом видении ученикам, и они приготовили ему новое жилище — крошечную хижину. Тогда в присутствии митрополита Солунского Дорофея и многочисленных священников преподобный Да­вид сошел с дерева. Они отслужили Божественную литургию, затем святой удалился в затвор при общем духовном ликова­нии и благодарственных песнопениях.

http://pravoslavie.ru/54697.html

Слово на литургии в понедельник Светлой седмицы 19 апреля 1982 г. Христос Воскресе! Каждому человеку известны две несомненные истины: одна – что все непременно умрем, а другая – что умрем неизвестно когда. Люди по-разному относятся к смерти. Одни, мирясь по необходимости со смертью, наступающей в старости, всякую, по их мнению, «преждевременную» смерть считают нелепой случайностью. Другие, живущие без разумной цели, смотрят на смерть как на досадную помеху для счастья и, стараясь не думать о ней, ведут себя подобно древним язычникам, которые, как свидетельствует ап. Павел, рассуждали так: «Станем есть и пить, ибо завтра умрем!» ( 1Кор. 15:32 ). Третьи, признающие загробную жизнь, но находящиеся в разладе со своей совестью, обремененные грехами, боятся смерти как неожиданного зова к расплате за недостойно прожитую жизнь. Во всех этих случаях «плотской», преданный земным удовольствиям человек инстинктивно отвращается от физической, телесной смерти, не думая или почти не думая о грозящей ему гибельной смерти духовной. Напротив, «духовный» человек, т. е. искренне верующий и стремящийся жить по закону Христову, не относится так отрицательно к смерти телесной. Конечно и он отдает естественную дань скорби, когда видит смерть своих близких, когда провожает их в «путь всея земли». Но утешаясь надеждой на милосердие Божие, на силу и действенность церковной молитвы, он никогда не впадает в отчаяние. Скорбь его смягчается верой в то, что и смерть физическая есть благодетельное действие промысла Божия, пресечение греха. Праведные люди были уверены, что не только жизнь, но и телесная смерть – это дары Божии, которые следует принимать с благодарностью, ибо «честна пред Господем смерть преподобных Его» ( Пс. 115:6 ). Но душа праведника содрогается при мысли о смерти духовной. Ибо духовная смерть, то есть вечное отчуждение от Бога, – это уже не дар Божий, а союзник греха и диавола ( 1Ин. 5:16 ; Ин. 8:44 ), лютый враг человека ( 1Кор. 15:26 ). Памятуя о том, что »при кончине человека открываются дела его« ( Сир. 11:27 ) и что »всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое« ( 2Кор. 5:10 ), даже великие праведники страшились иногда своего смертного часа. Так, великий подвижник св. Симеон Столпник, будучи на смертном одре, увещевал своего друга и сподвижника диакона Иоанна: «Всеми силами пекись о душе своей. Один Бог знает, в каком страхе и томлении находится сейчас душа моя».

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Симеон Столпник, прп. - житие Преподобный Симеон Столпник (память 1 сентября по старому стилю) Святой Симеон родился в пределах Антиохии Сирийской в середине IV века от бедных родителей. В юности он пас овец своего отца. Однажды, придя в храм, он услышал пение заповедей Блаженств (Мт. 5, 3-12), и в нем зародилась жажда праведной жизни. Симеон начал усердно молиться Богу и просить указать ему, как достичь подлинной праведности. Вскоре ему приснилось, что он копает землю как бы для фундамента под здание. Голос ему сказал: «Копай глубже». Симеон стал усерднее копать. Считая вырытую яму достаточной глубины, он остановился, но тот же голос повелел ему копать еще глубже. То же повеление повторилось несколько раз. Тогда Симеон стал копать безостановочно, пока таинственный голос не остановил его словами: «Довольно! А теперь если хочешь строить, строй, трудясь прилежно, потому что без труда ни в чем не достигнешь успеха». Решив стать монахом, святой Симеон покинул родительский дом и принял иночество в соседней обители. Здесь он провел некоторое время в монашеских подвигах молитвы, поста и послушания, а затем для еще больших подвигов он уединился в сирийскую пустыню. Здесь святой Симеон положил начало новому виду подвижничества: «столпничества». Построив столп в несколько метров высоты, он поселился на нем и этим лишил себя возможности прилечь и отдохнуть. Стоя днем и ночью, как свеча в прямом положении, он почти непрерывно молился и размышлял о Боге. Кроме строжайшего воздержания в пище, он добровольно переносил много лишений: дождь, зной и стужу. Питался он размоченной пшеницей и водой, которые приносили ему добрые люди. Его необычайный подвиг стал известен во многих странах, и к нему начало стекаться множество посетителей из Аравии, Персии, Армении, Грузии, Италии, Испании и Британии. Видя его необыкновенную силу духа и внимая его вдохновенным наставлениям, многие язычники убеждались в истинности христианской веры и принимали крещение.

http://pravicon.com/info-3390

Вскоре ему приснилось, что он копает землю как бы для фундамента под здание. Голос ему сказал: «Копай глубже». Симеон стал усерднее копать. Считая вырытую яму достаточной глубины, он остановился, но тот же голос повелел ему копать еще глубже. То же повеление повторилось несколько раз. Святой Симеон родился в пределах Антиохии Сирийской в середине IV века от бедных родителей. В юности он пас овец своего отца. Однажды, придя в храм, он услышал пение заповедей Блаженств (Мт. 5, 3-12), и в нем зародилась жажда праведной жизни. Симеон начал усердно молиться Богу и просить указать ему, как достичь подлинной праведности. Вскоре ему приснилось, что он копает землю как бы для фундамента под здание. Голос ему сказал: «Копай глубже». Симеон стал усерднее копать. Считая вырытую яму достаточной глубины, он остановился, но тот же голос повелел ему копать еще глубже. То же повеление повторилось несколько раз. Тогда Симеон стал копать без-остановочно, пока таинственный голос не остановил его словами: «Довольно! А теперь если хочешь строить, строй, трудясь прилежно, потому что без труда ни в чем не достигнешь успеха». Решив стать монахом, святой Симеон покинул родительский дом и принял иночество в соседней обители. Здесь он провел некоторое время в монашеских подвигах молитвы, поста и послушания, а затем для еще больших подвигов он уединился в сирийскую пустыню. Здесь святой Симеон положил начало новому виду подвижничества: «столпни-чества». Построив столп в несколько метров высоты, он поселился на нем и этим лишил себя возможности прилечь и отдохнуть. Стоя днем и ночью, как свеча в прямом положении, он почти непрерывно молился и размышлял о Боге. Кроме строжайшего воздержания в пище, он добровольно переносил много лишений: дождь, зной и стужу. Питался он размоченной пшеницей и водой, которые приносили ему добрые люди. Его необычайный подвиг стал известен во многих странах, и к нему начало стекаться множество посетителей из Аравии, Персии, Армении, Грузии, Италии, Испании и Британии. Видя его необыкновенную силу духа и внимая его вдохновенным наставлениям, многие язычники убеждались в истинности христианской веры и принимали крещение.

http://pravmir.ru/prepodobnyj-simeon-sto...

Разделы портала «Азбука веры» 10 Мар 2022 Поминовение Николая Васильевича Гоголя совершили в московских храмах в 170ю годовщину кончины писателя В Избранное В храмах Москвы, где молился Николай Васильевич Гоголь, совершены панихиды в 170ю годовщину кончины великого русского писателя, уроженца Полтавщины, сообщает «Благовест-инфо» . Заупокойное богослужение с участием выпускников МГУ, литературоведов и прихожан москвичей прошло 4 марта в Татьянинском храме МГУ, где в 1852 году отпевали Гоголя. Панихиду совершили настоятель храма протоиерей Владимир Вигилянский, архимандрит Симеон (Томачинский) и настоятель храма Симеона Столпника на Поварской иерей Даниил Зубов. Архимандрит Симеон, выпускник Филологического факультета МГУ отметил, что благодаря имени Гоголя храм был возвращен Церкви в 1995 году. В то время он был студентом университета и с группой единомышленников пришел на историческое собрание в актовом зале при храме. А когда большинство участников настаивали на сохранении в помещении храма студенческого театра, Томачинский напомнил, что именно здесь отпевали Гоголя, что послужило переломным моментом при голосовании. По окончании аспирантуры на кафедре русской литературы XIX века он защитил кандидатскую диссертацию на тему «Выбранные места из переписки с друзьями» Н.В. Гоголя. Своеобразие поэтики». Вскоре ушел в Сретенский монастырь; несколько лет возглавлял сайт «Православие.ру». Протоиерей Владимир Вигилянский рассказал, как в сложные 1990е, когда был еще силен антицерковный настрой, нашлись люди из числа деятелей культуры, которые не подписали письмо против Церкви, среди них был, например, Иннокентий Смоктуновский. В университетском храме, напомнил священник, молились многие деятели культуры – и Гоголь, и Ключевский, отец и сын Соловьевы, и Владимиру Сергеевичу в этом храме было мистическое видение Божией Матери. Поминовение Николая Васильевича Гоголя также было совершено в храме Симеона Столпника на Поварской, приход которого распространялся на дом, где писатель жил в последние годы. Протоиерей Владимир Вигилянский заметил на своей странице в соцсети, что, готовясь к богослужению, узнал подробности проводов в последний путь Гоголя. «Оказывается, его отпевали в нашем храме священник Алексий Соколов и диакон Иоанн Пушкин – клирики церкви преподобного Симеона Столпника на Поварской. Вернее, я знал о том, что Гоголь был прихожанином этого храма, но имена священнослужителей были мне неизвестны», – написал Вигилянский.

http://azbyka.ru/news/pominovenie-nikola...

14 сентября память преподобного Симеона Столпника 13 сентября 2008 г. 21:19 Преподобный Симеон Столпник родился в Каппадокийском селении Сисан в семье христиан Сусотиона и Марфы. С 13 лет он стал пасти овец своего отца. К этому первому своему послушанию он относился добросовестно и с любовью. Однажды Симеон, услышав в церкви Евангельские заповеди блаженств, был потрясен их глубиной. Не доверяя собственному незрелому суждению, он тут же обратился с расспросами к опытному старцу. Старец охотно разъяснил отроку содержание услышанного и окончательно укрепил в нем решимость следовать Евангельским путем. Не заходя домой, Симеон направился в ближайший монастырь и после слезных просьб был через неделю принят в число братии. Когда Симеону исполнилось 18 лет, он принял иноческий постриг и предался подвигам строжайшего воздержания и непрестанной молитвы. Его ревность, непосильная для остальной монастырской братии, встревожила игумена, и он предложил преподобному либо умерить свои аскетические подвиги, либо покинуть монастырь. Тогда преподобный Симеон удалился из обители и поселился на дне высохшего колодца, где мог беспрепятственно исполнять свои суровые обеты. Через некоторое время игумену в сонном видении явились Ангелы, которые повелели ему вернуть Симеона в монастырь. Однако преподобный недолго пробыл в обители. Вскоре он удалился в каменную пещеру, расположенную недалеко от села Галанисса, и прожил там три года, все более совершенствуясь в иноческих подвигах. Однажды он решил провести всю святую Четыредесятницу без пищи и пития. С помощью Божией преподобный выдержал этот строгий пост. С тех пор он всегда на все время святой Четыредесятницы полностью отказывался даже от хлеба и воды, 20 дней молясь стоя, а 20 дней сидя, чтобы не дать ослабеть телесным силам. Целые толпы народа стали стекаться к месту его трудов, желая получить исцеление от недугов и услышать слово христианского назидания. Избегая мирской славы и стремясь вновь обрести утраченное уединение, преподобный избрал еще не известный в то время вид подвижничества. Он построил столп высотой в 4 метра и поселился на нем в маленькой келии, предавшись усиленной молитве и посту.

http://patriarchia.ru/db/text/459780.htm...

Часовня преподобного Даниила Столпника (Васильева Гора) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Часовня преподобного Даниила Столпника в деревне Васильева Гора построена по проекту архитектора Н. А. Львова в 1794-1795 годах, в интерьере сохранились росписи XVIII века. Содержание История [ править править код ] В километре пешего пути от Райка через заброшенный усадебный парк стоит часовня-ротонда на Васильевой Горе, построенная по проекту Н. А. Львова и сохранившая в интерьере росписи XVIII века. В феврале 1792 года в Знаменское приезжает архитектор англичанин Вальтер Ирвен. Не исключено, что приглашением Ирвен обязан знакомству с Н.А. Львовым, под началом которого работал «на прииске и разработке угля». С этого времени все работы в имении Глебовых ведутся под руководством Ирвена. Весной 1792 Глебов обратился в Тверскую духовную консисторию с просьбой перенести кладбище Знаменской церкви. Погост вокруг храма, находившийся слишком близко к новой роскошной усадьбе, был «неудобный» для проектируемого ландшафта. В компенсацию, Глебов ремонтирует деревянную часовню в деревне Васильевская Гора, поставленную в память явившейся иконы Даниила Столпника, и начинает заготавливать материал для каменной. Вскоре же после постройки часовня Даниила Столпника была расписана. Вероятно, росписи парадных залов главного дома Глебовых и часовни-ротонды относятся к одному и тому же времени, а именно к 1794 году. В часовню ведут три входа, разделенные двумя прямоугольными окнами. Главный вход фланкируют изображения четырех святых. Слева от входа — апостолы Петр и Павел, справа — Симеон Столпник и Даниил Столпник. Изображенные святые показаны в полуобороте к центральной фигуре, расположенной над порталом, все они смотрят на Христа, восседающего на облаках. Над всеми этими композициями у основания купола расположен живописный орнаментальный фриз с изображением чаш, стилизованных растительных элементов, различных знаков и символов. В центре купола — солнечный диск с длинными радиальными лучами и цветным свечением, а по краям — изображение ангелов на фоне облаков.

http://azbyka.ru/palomnik/Часовня_препод...

Предстоятель Украинской Православной Церкви возглавил первое празднование в честь Собора Винницких святых 16 сентября 2015 г. 20:48 14 сентября 2015 года, в день установленного в этом году праздника — Собора Винницких святых, Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий совершил Божественную литургию на площади перед Спасо-Преображенским кафедральным собором г. Винница. В этот день Церковь также празднует начало индикта (церковное новолетие) и память преподобного Симеона Столпника. Его Блаженству сослужили: митрополиты — Одесский и Измаильский Агафангел , Верийский, Наусский и Кампанийский Пантелеимон ( Элладская Православная Церковь ), Вышгородский и Чернобыльский Павел , наместник Свято-Успенской Киево-Печерской лавры ; Тульчинский и Брацлавский Ионафан , Хмельницкий и Староконстантиновский Антоний , Сарненский и Полесский Анатолий , Винницкий и Барский Симеон , Криворожский и Никопольский Ефрем , Могилев-Подольский и Шаргородский Агапит , Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Александр ; архиепископы — Гурий (Кузьменко) , Житомирский и Новоград-Волынский Никодим , Владимир-Волынский и Ковельский Владимир , Яготинский Серафим ; епископы — Семятыцкий Георгий ( Польская Православная Церковь ), Унгенский и Ниспоренский Петр , Единецкий и Бричанский Никодим , Туровский и Мозырский Леонид , Конотопский и Глуховский Роман , Бородянский Варсонофий , Сорокский Иоанн , а также духовенство Винницкой епархии и гости праздника в священном сане. Перед началом Литургии архипастырь поклонился частице мощей прп. Симеона Столпника, принесенными в Винницу 12 сентября в сопровождении делегации греческих священнослужителей во главе с митрополитом Верийский Пантелеимоном. На малом входе Блаженнейший владыка удостоил ряд священнослужителей Винницкой епархии богослужебных наград. После чтения Святого Евангелия Предстоятель Украинской Православной Церкви произнес проповедь перед многочисленной винницкой паствой. По завершении Литургии состоялся краткий молебен перед иконой Собора Винницких святых, после чего Блаженнейший митрополит Онуфрий обратился с архипастырским словом ко всем присутствующим. Приветствуя духовенство и верующих с праздниками, Блаженнейший владыка наградил тезоименитого митрополита Винницкого и Барского Симеона орденом святого апостола Иоанна Богослова I степени, а также вручил памятные подарки благотворителям епархии.

http://patriarchia.ru/db/text/4221346.ht...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010