Пожалуй, мало сегодня найдется людей, которые хоть раз бы не вздохнули о сложностях церковной жизни: «Посты – длинные, правила несовременные, в храме ничего не понятно, в юбке ходить неудобно, в воскресенье с утра вместо того, чтобы отдохнуть – в храм идти». Так было, наверное, во все времена. Пожалуй, мало сегодня найдется людей, которые хоть раз бы не вздохнули о сложностях церковной жизни: «Посты – длинные, правила несовременные, в храме ничего не понятно, в юбке ходить неудобно, в воскресенье с утра вместо того, чтобы отдохнуть – в храм идти». Так было, наверное, во все времена. Но как «не стоит село без праведника», так и держится вся наша жизнь людьми, для которых вера и любовь к Богу были настоящим горением и смыслом жизни. Для которых те несложные правила церковной жизни были слишком малы: «Сказано: раздай все и иди за Мной. И Алеша (Алеша Карамазов. – прим. ред.) подумал: не могу я вместо всего отдать пять копеек, а вместо «иди за Мной» ходить лишь к обедне». Так произошло и в жизни одного пастуха, ставшего впоследствии одним из величайших святых православной церкви. Сегодня, 14 сентября, в день нового по церковному календарю года, празднуется память преподобного Симеона Столпника. Имя Столпник он получил за свое необычный подвиг. Симеон с детства пас овец и жил самой обычной жизнью в христианской семье. Однажды он пришел в церковь и услышал, как священник читал заповеди блаженств, данные Христом во время Нагорной проповеди. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут; Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят Мальчик выходит из церкви, и понимает, что эти заповеди нужно исполнить до конца…   Не заходя домой, Симеон направился в ближайший монастырь и после слезных просьб был через неделю принят в число братии. Когда ему исполнилось 18 лет, он принял иноческий постриг. С того времени он непрестанно молился и соблюдал строгое воздержание в мыслях, чувствах, поступках. Игумен монастыря встревожился, видя столь ревностное горение молодого монаха и он предложил преподобному либо умерить свои аскетические подвиги, либо покинуть монастырь. Тогда преподобный Симеон удалился из обители и поселился на дне высохшего колодца, где мог беспрепятственно исполнять свои суровые обеты.

http://pravmir.ru/simeon-stolpnik-ili-ce...

На месте ныне существующей Квашэтской церкви жила дочь одного из жителей города. Девица эта, соблазненная кем-то, сделалась беременной. Ревнители внешнего благочестия потребовали от нее выдачи виновника прелюбодеяния, и она, наученная и подкупленная врагами преподобного Давида, оклеветала святого подвижника 20 июня. ПРАВМИР. Церковь чтит память преподобного Давида Гареджийского Спустя двести лет после распространения Святой равноапостольной Ниной христианского учения в Грузии, около середины VI-ro века, в Грузию прибыли из Сирии тринадцать монахов во главе с преподобным Иоанном Зедазнийским для утверждения христианской веры в Иверии. В числе этих новых иверских апостолов был и преподобный Давид, впоследствии ставший именоваться Гареджийским. Происхождение преподобного Давида в точности не известно. Имеются сведения, что в отчизне своей он был родственником и воспитанником Иоанна Зедазнийского. Лишившись рано родителей, которые воспитали его в духе христианской веры и благочестия, преподобный Давид еще юношей последовал за своим возлюбленным Иоанном и посвятил себя иноческой жизни во Христе Иисусе. Матерь Божия, явившись однажды Иоанну, велела ему избрать из числа его учеников двенадцать достойных мужей и идти с ними в Иверию, чтобы утвердить в вере новонасажденную церковь Иверскую. Всю ночь Иоанн и его ученики провели, стоя на молитве. В третьем часу утра святой Иоанн велел всем иереям принести безкровную Жертву. По окончании Божественной Литургии, приобщившись Святых Тайн, он велел всем воздеть руки к небу и молиться: «Кирие елейсон». Пение это продолжалось около часу времени; в это самое время на виду у всех Ангел Господень взял с Престола двенадцать хартий и вложил их в руки святого Иоанна. На этих хартиях были написаны имена следующих отцов: Шио, Давида, Антония, Фаддея, Стефана, Исидора, Михаила, Пирра, Зенона, Исе, Иосифа и Авива. Это было то время, когда Симеон Столпник — вселенский чудотворец взошел на свой Столп. Блаженный Иоанн вместе с избранными учениками по дороге в Иверию посетил Первоначальника всех столпников и, получив от него благословение, отправился в трудный путь апостольства и просвещения вглубь Кавказских гор.

http://pravmir.ru/cerkov-chtit-pamyat-pr...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Загадка столпников: зачем древние подвижники проводили десятки лет на столпах 6 мин., 24.12.2023 Вопрос «можно ли сегодня стать столпником?» так же нелеп, как вопрос «можно ли стать Пушкиным или Моцартом?». Пушкиным или Моцартом нужно родиться. И столпником тоже. А в IV u V bekax сам дух монашества способствовал появлению столпничества — как бы взамен мученичества. Тогда старцы подавали пример самоотвержения ученикам, а те старались превзойти учителей. При таком массовом религиозном героизме просто не могли не появиться великие, необычайные подвижники. И одним из них слал преподобный Даниил. «Много званых, но мало избранных» До пяти лет у него не было имени. Его родители, благочестивые христиане из Месопотамии, так долго были бездетными, что после рождения в 410 году долгожданного первенца решили: раз он появился на свет по явному Божиему благоволению, то пусть Сам Господь его и наречет. В конце концов имя мальчику дал игумен монастыря, куда его привели родители: взял одну из богослужебных книг, открыл наугад — оказалось, на словах пророка Даниила. Так ребенка и назвали. А в12 лет он был принят в обитель послушником. Однажды игумен, отправившись по делам в Антиохию, взял его с собой. По дороге они проходили мимо места, где на высоком столпе подвизался преподобный Симеон Столпник, и Даниил, увидев его, загорелся желанием последовать его примеру. Лучше гор… Это было время, когда дух благочестия и ревности, отличавший первых христиан, явно ослабевал. Христианство стало предметом гибельных споров и распрей; появились ереси, вооружавшие христиан друг против друга. И именно это заставляло пустынников, движимых Духом Божиим, усиливать свои подвиги. Надо сказать, на Западе столпничество как-то не привилось. На Востоке же рассказы о «стоянии на столпе» ради благочестия встречаются с III века. В IV веке святой Ефрем Сирин в 29-м поучении египетским монахам тоже говорит, что видел человека, который ради добродетели стоял на столпе. И продолжалась это практика, по свидетельству Никиты Хониата, до XII века (а в России — до половины XV века).

http://foma.ru/zagadka-stolpnikov-zachem...

14 сентября – день церковного новолетия 14 сентября, или 1 сентября по старому стилю — день начала нового церковного года. Последним праздником завершающегося года является Успение, а первым Праздником нового года — Рождество Пресвятой Богородицы. 14 сентября, 2011 14 сентября, или 1 сентября по старому стилю — день начала нового церковного года. Последним праздником завершающегося года является Успение, а первым Праздником нового года — Рождество Пресвятой Богородицы. 14 сентября, или 1 сентября по старому стилю — день начала нового церковного года. Последним праздником завершающегося года является Успение , а первым Праздником нового года — Рождество Пресвятой Богородицы. Церковное Новолетие в память константинопольской традиции называют «началом индикта». Император Константин Великий повелел оканчивать воинскую службу по истечении 15 лет, после чего обеспечивать отставникам государственное пособие за счет индикта (по-латински подати, налога), который собирали 1 сентября, по окончании уборки урожая. На Руси индиктом называли и каждый новый год пятнадцатилетнего промежутка, и само пятнадцатилетие. Кроме того, через 532 года круги Солнца и Луны снова начинаются вместе, то есть повторяется природная ситуация дня подвига Иисуса Христа, когда полнолуние бывает в пятницу. Временной интервал в 532 года называют индиктионом. 1 сентября 2007 года (14 сентября по новому стилю) наступает 7516 год от сотворения мира. С 1492 года на Руси отмечали Новолетие как церковно-государственный праздник. Смыслом богослужения в Новолетие было воспоминание проповеди Спасителя в Назаретской синагоге, когда Иисус Христос сказал, что Он пришел «исцелять сокрушенных сердцем… проповедовать лето Господне благоприятное». 14 сентября, в день нового по церковному календарю года, празднуется память преподобного Симеона Столпника. Имя Столпник он получил за свой необычный подвиг. Симеон с детства пас овец и жил самой обычной жизнью в христианской семье. Однажды он пришел в церковь и услышал, как священник читал заповеди блаженств, данные Христом во время Нагорной проповеди.

http://pravmir.ru/14-sentyabrya-den-cerk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Святой митрополит Московский Филарет о государстве, обществе, культуре 01.12.2020 1036 Время на чтение 46 минут Источник: Московская Сретенская Духовная Академия Святитель Филарет относится к числу святых, кто при жизни и отчасти после смерти был предметом человеческих пререканий и преткновений, пережил любовь и почитание со стороны одних и неприятие, и отталкивание со стороны других. В Церкви Божией святые разные. Бывают такие, образ святости которых становится ясен даже для тех, кто не принимает их свидетельства. Таким был, предположим, святой Иаков, первый архиерей Иерусалимской Церкви: даже его враги не могли не благоговеть перед его необыкновенным благочестием и святостью. К таковым относится, например, преподобный Сергий Радонежский: даже люди, не понимающие сути монашеского подвига и его служения, не могут не отдать дани уважения и почитания этому святому. Можно назвать и других подобных святых, которых даже внешний мир, пусть и не понимая до конца их подвига, каким-то образом по-своему уважает и прославляет. Есть святые, которых мир, напротив, жестко отвергает и не понимает. Например, преподобные Даниил и Симеон Столпники могли ли быть поняты внешним миром? Как человек, не понимающий, что есть аскеза и путь ко спасению, и как бесценна душа – вещь бессмертная, – может согласиться и принять подобного рода свидетельство святости? А есть святые, которые, как святитель Филарет, как царственные страстотерпцы, как святой праведный отец Иоанн Кронштадтский, при жизни одними были очень любимы и почитаемы, а другие решительно не соглашались признать, что перед ними святой угодник Божий. Не упрощая жизнь святителя Филарета и его отношения с современниками, мы должны сказать, что и с ним было так. Похожим образом когда-то было со святителем Кириллом Александрийским. Мы можем сделать несколько наблюдений о том, почему это было. Во-первых, святитель Филарет относится к тем святым, значимость подвига которых для Церкви определяется Евангельским словом «По плодам их узнаете их» (Мф.7:20). По итогу того, что они сделали, мы не случайно сравниваем святителя Филарета со святителем Кириллом Александрийским. Последний при жизни был человеком очень и очень сложным, таким, что даже друзья с трудом могли его переносить, – горячим, пылким до грубости, до резкости, до жестокости в обращении с врагами. Но то, что он сделал для Церкви, – сохранил святое Православие во время распространения ереси несторианства, – это бесконечно много. Эта ревность святителя Кирилла Александрийского о Боге оказалась в нем главным и даже привела его к лику святости.

http://ruskline.ru/opp/2020/12/01/svyato...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Месяц Сентябрь 1-й день 1. Без труда нельзя войти в Царство Небесное (Из жизни преподобного Симеона Столпника. Чет. Мин. сент. 1) Некоторые из ленивых в деле своего спасения обольщают себя той надеждой, что, несмотря на их леность, всё-таки и они будут наследниками Царствия Божия. И такие люди обыкновенно говорят: «Что делать, что мы ленивы? Господь милосерд, да и видит, что мы в суете и в миру живём, а потому и простит нас». Так ли? Нет, братие, ленивые себя напрасно такими словами утешают; и пусть знают, что если не бросят свою леность, то Бог и не простит их, и в Царство Своё не введёт. Почему? Да потому, что там ленивым вовсе нет места, а есть таковое только лишь для труждающихся, искушениям и соблазнам мира не поддающимся и по заповедям Господним поступающим. Однажды преподобный Симеон Столпник стал просить Бога, чтобы Он указал ему путь ко спасению. Молитва была услышана, и Симеон удостоился следующего видения. Ему представилось, что он копает яму. При начале работы вдруг он слышит голос: «Копай глубже!» И Симеон глубже копал. Когда же перестал, думая, что выкопал довольно, снова слышит голос, повелевающий ему копать ещё глубже. И снова он стал копать; а когда снова решился отдохнуть, то в третий раз опять услышал: «Копай глубже!» Наконец, уже после долгого труда Симеонова, голос сказал: «Перестань, довольно. И теперь, если хочешь, созидай, созидай, работая усердно; ибо без труда ничего не успеешь!» Этим видение кончилось. Слышите же, ленивые, что говорит Господь? «Без труда ничего не успеешь!» А отсюда, конечно, ясно, что без труда и вам не спастись и в Царство Небесное не войти. Но может быть, вам одного приведённого доказательства покажется мало? В таком случае ещё и другое приводим; но при этом знайте, что и оно ничего другого не скажет, кроме того же, что сказало и первое. Так, «однажды, – рассказывал инок Афанасий, – мне пришла мысль: что ожидает в будущей жизни трудящихся здесь ради своего спасения? С этой мыслью я почувствовал себя как бы в восторге, и некто пришёл ко мне и, сказав «ступай за мною», привёл меня в какое-то чудное, исполненное света место и поставил при столь чудных дверях, что красоты их передать невозможно. И слышал я, что множество людей находятся за дверями и непрестанно славят Бога. Когда же мы [т.е. он и явившийся ему] стали стучать в двери с целью войти в оные, изнутри некто спросил нас: «Чего хотите вы?» Путеводитель отвечал: «Мы хотим пройти сквозь двери». Голос же изнутри сказал нам: «Никто пребывающий в лености не входит сюда; но если хотите войти, ступайте назад и подвизайтесь, нисколько не помышляя о благах суетного мира " ». (Пролог сент. 7)

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

     Идеал греческой мудрости – чувство меры во всем. Мера – характеристика совершенства. «Меру во всем соблюдай», – наставляет Гесиод. «Ничего сверх меры, ничего слишком», – учит Солон. «Лучшее – мера» (Клеобул). «Мера должна быть во всем» (Гораций). «Прекрасное есть надлежащая мера во всем» (Демокрит). Отцы Церкви, воцерковившие греческую культуру, восприняли этот принцип, применяя его и по отношению к духовной жизни. В Священном Писании сказано: «Смотрите, поступайте так, как повелел вам Господь, Бог ваш; не уклоняйтесь ни направо, ни налево» (Втор. 5, 32). Святитель Василий Великий говорит: «Правый сердцем тот, чья мысль не уклоняется ни в излишество, ни в недостаток, но направляется только к середине добродетели». Святитель Димитрий Ростовский пишет: «Царский путь – это умеренные подвиги, умеренная жизнь и чистая совесть». В истории Церкви мы можем видеть примеры как разного рода крайностей, так и следования «царским путем». Преподобный Симеон Столпник, еще будучи иноком в обители, желая пострадать ради Христа, обвязал однажды свое тело веревкой так, что оно стало гноиться, и черви падали из ран на землю. А позднее положил начало не виданному доселе роду подвижничества – столпничеству. Он построил столп, взошел на него и провел всю свою оставшуюся жизнь наверху в молитве и посте, не имея возможности ни прилечь, ни отдохнуть. Преподобный Серафим Саровский тысячу дней молился на камне и, будучи избитым до полусмерти разбойниками, не стал обращаться за помощью к врачам, терпя невыносимые муки и предав жизнь свою в полную волю Божию. При этом даже такой величайший подвижник, как преподобный Серафим, увещевал своих учеников: «Не должно предпринимать подвигов сверх меры, а стараться надо, чтобы друг – плоть наша – был бы верен и способен к творению добродетелей. Надобно идти средним путем, не уклоняясь ни вправо, ни влево: духу давать духовное, а телу телесное, потребное для содержания временной жизни». Возникает вопрос, как примирить это спасительное представление о «золотой середине» с тем призывом Христа, с которым Господь через учеников Своих обратился ко всем нам: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16, 24). Или со словом Иисуса к богатому юноше: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим» (Мф. 19, 21). С точки зрения обычного человека в данном случае серединным путем было бы просто помогать бедным, не лишаясь своего богатства, но и не привязываясь к нему. А тут Спаситель призывает стать нищим, то есть к крайности. И ведь именно этим путем следовали отцы-пустынники, которые избавлялись от богатства, от любого рода земных благ как от тяжкого бремени, и проводили дни и ночи в посте и молитве, скрытно от людских глаз.

http://pravoslavie.ru/101281.html

Преподобный Давид Солунский Аудио С в ятой Давид жил на рубеже V - VI вв. Земной ангел и небес­ный человек, он рано оставил родину, Месопотамию, и все земные привязанности, чтобы взять свой крест и сле­довать за Господом. Он стал монахом в Фессалонике, в мо­настыре Святых Феодора и Меркурия, который называется Кукуллатским. Преподобный Давид усмирял желания плоти непре­рывными подвижническими трудами. Он шел по пути по­стижения добродетели, опираясь на размышления над Свя­щенным Писанием и житиями святых. Особое его восхищение вызывали святые столпники Си­меон Ветхий, Симеон Дивногорец, Даниил, Патапий и другие. Ревностно желая подражать им, прп. Давид стал жить на мин­дальном дереве, росшем по правую сторону от церкви, устроив на ветвях новый невиданным столп. Так он сделал себя по­зорищем для мира, для Ангелов и человеков (1 Кор 4,9). Подвиж­ник терпеливо переносил лю­бую погоду: и порывы ветра, и солнечный зной, и потоки дождя, и зимний снег, и холод. У него даже не было той проч­ной опоры, которую имели свя­тые, подвизавшиеся на столпе. Прп. Давиду приходилось все время держаться за свою вет­ку — он стал подобен птице, которая денно и нощно воз­носит ко Господу сладостные звуки непрерывных молитв и славословий. Ученики преподобного Давида, благочестивые и усердные в делах добродетели, умоляли его спуститься с ветки, чтобы настав­лять их в основах иноческой жизни. Но святой отвечал, что сойдет с дерева не раньше, чем через три года, когда получит от Господа знамение. По истечении этого срока прп. Дави­ду явился Ангел и возвестил, что его небесная жизнь была угодна Богу, а теперь настало время спуститься и удалиться в келью в ожидании иной миссии. Святой рассказал об этом видении ученикам, и они приготовили ему новое жилище — крошечную хижину. Тогда в присутствии митрополита Солунского Дорофея и многочисленных священников преподобный Да­вид сошел с дерева. Они отслужили Божественную литургию, затем святой удалился в затвор при общем духовном ликова­нии и благодарственных песнопениях.

http://pravoslavie.ru/54697.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Симеон Столпник, прп. - житие Преподобный Симеон Столпник (память 1 сентября по старому стилю) Святой Симеон родился в пределах Антиохии Сирийской в середине IV века от бедных родителей. В юности он пас овец своего отца. Однажды, придя в храм, он услышал пение заповедей Блаженств (Мт. 5, 3-12), и в нем зародилась жажда праведной жизни. Симеон начал усердно молиться Богу и просить указать ему, как достичь подлинной праведности. Вскоре ему приснилось, что он копает землю как бы для фундамента под здание. Голос ему сказал: «Копай глубже». Симеон стал усерднее копать. Считая вырытую яму достаточной глубины, он остановился, но тот же голос повелел ему копать еще глубже. То же повеление повторилось несколько раз. Тогда Симеон стал копать безостановочно, пока таинственный голос не остановил его словами: «Довольно! А теперь если хочешь строить, строй, трудясь прилежно, потому что без труда ни в чем не достигнешь успеха». Решив стать монахом, святой Симеон покинул родительский дом и принял иночество в соседней обители. Здесь он провел некоторое время в монашеских подвигах молитвы, поста и послушания, а затем для еще больших подвигов он уединился в сирийскую пустыню. Здесь святой Симеон положил начало новому виду подвижничества: «столпничества». Построив столп в несколько метров высоты, он поселился на нем и этим лишил себя возможности прилечь и отдохнуть. Стоя днем и ночью, как свеча в прямом положении, он почти непрерывно молился и размышлял о Боге. Кроме строжайшего воздержания в пище, он добровольно переносил много лишений: дождь, зной и стужу. Питался он размоченной пшеницей и водой, которые приносили ему добрые люди. Его необычайный подвиг стал известен во многих странах, и к нему начало стекаться множество посетителей из Аравии, Персии, Армении, Грузии, Италии, Испании и Британии. Видя его необыкновенную силу духа и внимая его вдохновенным наставлениям, многие язычники убеждались в истинности христианской веры и принимали крещение.

http://pravicon.com/info-3390

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010