Первый день. Поуч. 1-ое. Преп. Симеон Столпник. (Без труда ни в чем не успеешь). I. Воспоминаемый в нынешний день преподобный Симеон называется столпником, потому что в последния сорок лет своей жизни он подвизался на столпе. На каком столпе, спросите вы, и что это за род подвижничества – столпничество? Удивительный это род подвижничества, братья мои; много удивлялись такому роду подвижничества даже великие подвижники пустынь сирийских и египетских, современники преподобного Симеона; некоторые из них издалека приходили к столпу Симеона, что вблизи Антиохии сирской, чтоб посмотреть на такого чудного человека Божия и хоть одно слово от него услышать. К месту подвигов столпника Симеона почти ежедневно приходили толпы народа из разных, иногда и из очень отдаленных стран, – приходили и из Грузии, и из Армении, и из Персии, и из Аравии, и даже из Испании, из Италии и Британии, – приходили и иереи и святители, приходили цари и царицы, – и все уходили от новоявленного столпника с великою душевною пользою для себя и с несказанным удивлением. Что же они тут видели? Представьте себе сложенную из простых необделанных камней башню в сорок локтей высоты (т.е. около 20 арш.), и такой толщины, что она скорее походила на столп, чем на башню. На этой башне площадка, аршина в два, так что на ней едва двум человекам можно стоять и сидеть. Площадка эта обнесена на аршин высоты тонкими стенками. Редко когда она была прикрыта чем-нибудь в роде кровли, а большею частию она была совершенно открытою и для холода, и для зноя, и для снега, и для дождя, и для ветров и для всякой непогоды. Вот вам и жилье человека Божия Симеона. Тут он и проводил дни и ночи в непрестанных подвигах поста, молитвы и богомыслия, тут он жил такою святою жизнию, так пламенел сердечною любовию ко Господу, что был, можно сказать, ярко горящею свечею пред Богом, в небесах. Как свята, удивительна и поучительна была его жизнь, это можно видеть отчасти уже и из того, что целые полки измаильтян-язычников, по двести, по триста, а иногда и по тысяче человек, приходившие к столпу Симеона, с криком отрекались от языческих заблуждений своих и своих отцев, топтали ногами идолов, которым прежде кланялись, сокрушали их, и с великою радостию сердца принимали то учение, которое предлагал им медоточными словами, согретыми духом христианской любви, преподобный Симеон с своего столпа.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Пожалуй, мало сегодня найдется людей, которые хоть раз бы не вздохнули о сложностях церковной жизни: «Посты – длинные, правила несовременные, в храме ничего не понятно, в юбке ходить неудобно, в воскресенье с утра вместо того, чтобы отдохнуть – в храм идти». Так было, наверное, во все времена. Пожалуй, мало сегодня найдется людей, которые хоть раз бы не вздохнули о сложностях церковной жизни: «Посты – длинные, правила несовременные, в храме ничего не понятно, в юбке ходить неудобно, в воскресенье с утра вместо того, чтобы отдохнуть – в храм идти». Так было, наверное, во все времена. Но как «не стоит село без праведника», так и держится вся наша жизнь людьми, для которых вера и любовь к Богу были настоящим горением и смыслом жизни. Для которых те несложные правила церковной жизни были слишком малы: «Сказано: раздай все и иди за Мной. И Алеша (Алеша Карамазов. – прим. ред.) подумал: не могу я вместо всего отдать пять копеек, а вместо «иди за Мной» ходить лишь к обедне». Так произошло и в жизни одного пастуха, ставшего впоследствии одним из величайших святых православной церкви. Сегодня, 14 сентября, в день нового по церковному календарю года, празднуется память преподобного Симеона Столпника. Имя Столпник он получил за свое необычный подвиг. Симеон с детства пас овец и жил самой обычной жизнью в христианской семье. Однажды он пришел в церковь и услышал, как священник читал заповеди блаженств, данные Христом во время Нагорной проповеди. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут; Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят Мальчик выходит из церкви, и понимает, что эти заповеди нужно исполнить до конца…   Не заходя домой, Симеон направился в ближайший монастырь и после слезных просьб был через неделю принят в число братии. Когда ему исполнилось 18 лет, он принял иноческий постриг. С того времени он непрестанно молился и соблюдал строгое воздержание в мыслях, чувствах, поступках. Игумен монастыря встревожился, видя столь ревностное горение молодого монаха и он предложил преподобному либо умерить свои аскетические подвиги, либо покинуть монастырь. Тогда преподобный Симеон удалился из обители и поселился на дне высохшего колодца, где мог беспрепятственно исполнять свои суровые обеты.

http://pravmir.ru/simeon-stolpnik-ili-ce...

Сентябрь месяц 1-е число Начало Нового года (индикта). Читать о тон под 1 января. Преподобный Симеон называется Столпником, потому что подвизался на особо устроенном столпе. Будучи еще отроком, он любил посещать храм Божий, где внимательно слушал чтение и пение. Однажды он остановил свое внимание на словах Евангелия, в которых назывались блаженными нищие, плачущие, кроткие и чистые сердцем, и попросил одного старца объяснить ему эти слова. Старец объяснил, и юноша решился оставить все и удалиться в монастырь. Так и сделал, 18-ти лет был пострижен. В обители он превзошел всех постом, так что по нескольку дней не принимал пищи. Слава о его подвигах быстро распространилась, и начало стекаться к нему множество народа, кто для исцелений, кто для благословения и утешения. Чтобы удалиться от молвы человеческой, он придумал устроить столп и на нем тесную хижину, взошел туда и там проводил время в посте и молитве. Св. Симеон первый изобрел такой способ подвижничества; впоследствии времени явились подражатели ему. Святой стоял на столпе под открытым небом, перенося дождь, жар и мороз. Большую часть дня и всю ночь проводил в молитве, затем поучал посетителей, исцелял молитвой больных и мирил ссорившихся. Дьявол погубил было и такого подвижника, каким был Симеон. Явившись ему в виде ангела на огненной колеснице, сказал, что Господь прислал к нему, чтобы взять его на небо, подобно Илии. Святой поверил было и уже начал садиться на колесницу, как сделал крестное знамение, и диавол исчез. Св. Симеон сотворил много чудес и дал много предсказаний. Он обратил многих к вере, боролся с иудейскими и еретическими заблуждениями, чрез свои послания учил царей и князей страху Божию, милосердию и любви. Умер св. Симеон, имея более 100 лет. Стоял на столпе 80 лет. Скончался в 459 г. При столпе св. Симеона скончалась в 428 г. и погребена мать его, св. Марфа. Мученик Аифал был диаконом и пострадал в Персии от царя Сапора в 380 году. После разных истязаний его убили. Мученик Аммун диакон и с ним 40 учениц его девственниц пострадали в начале ΙV века, при Ликинии. Замучил их начальник Вавда в Ираклии. Десять из них были сожжены, восемь с диаконом Аммуном усечены мечом, шесть изрезаны ножами, десять поражены мечом в сердце и шесть скончались от раскаленного железа, вложенного в уста их. В числе сих сорока мучениц, полагают, находилась св. Маргарита.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Из жития преподобного Исаакия Печерского Перед тем как св. Исаакий Печерский решил принять подвиг юродства, с ним, согласно житию, произошла такая история. До полуночи Исаакий каждый день пел псалмы. Однажды, когда он допел последний псалом и уже погасил свечу, внезапно пещеру озарил яркий свет, и показались два юноши, прекрасные, словно ангелы, вместе со Христом. Они приказали Исаакию поклониться Христу. Исаакий забыл осенить себя крестным знамением и не распознал в происходящем бесовское искушение. Тут же все юноши и Христос превратились в бесов, один из них приказал: «Возьмите сопели, и гусли, и бубны, и ударяйте, а Исаакий нам спляшет!». Зазвучала бесовская музыка, бесы схватили подвижника и стали с ним танцевать. После всего бесы исчезли, а подвижник остался лежать на полу кельи «бездвижим, едва жив». На другой день, когда настало время для вкушения пищи, преподобный Антоний подошёл к келье Исаакия и сотворил, по обыкновению, молитву. Но ответа на это не последовало. Антоний подумал, что преподобный Исаакий уже преставился, и послал в монастырь за братией. Раскопали пещеру и вынесли оттуда Исаакия. Он, однако, был ещё жив… “Православный церковный календарь” Из жития преподобного Симеона Столпника Желая искусить великого подвижника Симеона Столпника, диавол принял на себя вид светлого ангела, явился однажды к Симеону с огненной колесницей и такими же конями, как бы сошедший с неба, и сказал: «Послушай, Симеон, Бог неба и земли послал меня к тебе, чтобы я взял тебя, как Илию, на небо, ибо ты достоин того за твое житие, и пришел уже час, чтобы получить тебе венец за труды твои от Господа. Иди немедленно и поклонись Господу Богу твоему; и пусть видят тебя пророки, апостолы, ангелы и мученики, которые все желают тебя видеть». Не распознав, что это искушает его враг рода человеческого, святой Симеон воскликнул: «Господи! Неужели Ты восхотел взять меня в селения Твои?» – и, оградив себя крестным знамением, поднял уже правую ногу свою, дабы сесть в колесницу, но в это мгновение диавол, устрашенный знамением креста, исчез с огненными конями и колесницей.

http://azbyka.ru/dyavol-pod-vidom-hrista

Сентябрь 1. Преп. и Богоносный Симеон столпник Пример христианского воспитания Преподобного Симеона воспитывали не в книжном учении, но в простоте и незлобии; однако премудрость Духа Божия вселяется и в простые души и невежд избирает, чтобы посрамить мудрование века сего. В основании благочестия должен быть труд Однажды препод. Симеон, после изъяснения ему в храме неизвестным старцем св. евангелия, молившись долго в уединенном месте, уснул, и во сне увидел, что он как будто копал землю – основание для какого-то здания, и услышал голос: «копай глубже!» Повинуясь тайному голосу, он стал копать, но когда перестал, опять слышит то же слово, – и опять стал копать. «Довольно», сказал голос, – «теперь, если хочешь строить, строй, трудись прилежно, ибо без труда ничего не успеешь». Пример самоотвержения Преп. Симеон, 18 лет будучи в монастыре, тайно опоясывал себя по телу жесткою веревкою, которая въелась ему в тело до костей, от чего оно и загнило и наполнилось червями; за это иноки возненавидели его и изгнали из монастыря. Пример продолжительного поста Преп. Симеон затворил себя в одной пещере и сорок дней пробыл без пищи, хотя пища была пред ним. Потом ежегодно во св. четыредесятницу ничего не вкушал, 20 дней стоя, а 20 дней сидя. Волею связать себя лучше, нежели железом Однажды пр. Cvмeoh приковал себя железною цепью к одному камню, но блаженный Мелетий, придя, сказал ему: «может человек и без оков собою владеть, и не железом, но волею и разумом себя к одному месту привязать». Преп. Cvмeoh повиновался совету. Богу должно приписывать всякое дело, а не себе Преп. Cvмeoh каждому, кого врачевал, говорил: «прославляй Бога, исцелившего тебя, но не дерзай говорить, что Cvмeoh исцелил тебя, чтобы тебе хуже не случилось». Послушание есть знамение благодати Отцы монастырские, завидя на столпе препод. Cvмeoha, послали сказать, чтоб он сошел с него, и, если он послушание окажет, это да послужит знаком Божией на то воли; – он повиновался. Диавол при искушении человека преобразуется в ангела светлого

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

монах Павел Эвергетинос О том, что не следует спорить, ни прекословить даже когда ты прав, но всем повиноваться своему о Господе ближнему А. Из жития преподобного Симеона Столпника из Мандры Когда Симеон задумал нечто новое – подвиг на столпе, слава о нем вскоре распространилась повсюду. Божьи отцы-пустынножители изумились такому невиданному и странному подвигу и направили к нему нескольких человек, поручив им укорить преподобного в странной затее и посоветовать следовать обычным путем, проторенным святыми. Не стоит, мол, пренебрегать путем, которым прошествовал многочисленный лик блаженных, вознесшихся на небеса и удостоившихся вечных обителей. Тем не менее их не покидало смущение: вдруг это богоугодное дело, а они смотрят на него по-человечески. Поэтому старцы дали посланникам такой совет: если этот муж тут же откажется от своего решения и согласится сойти со столпа, то следует сразу его остановить и велеть ему не менять принятого решения. В таком случае, по их мнению, тут очевиден замысел Божиего спасения и нельзя сомневаться в том, что у такого благого начала может быть (хорошее) завершение. Но, сказали старцы, если столпник начнет возмущаться, не захочет даже выслушать совета и примется безрассудно настаивать на своем, то будет ясно, что тут, конечно, далеко до смиренномудрия. И кто же тогда мог внушить ему такой помысел, как не лукавый? В таком случае посланникам было велено стащить его со столпа, даже силой. С такой заповедью они пришли к послушному и смиренному отцу Симеону. Но как только они увидели святого и услышали его приветливые слова, то смутились и от стыда даже не могли поднять на него глаза. Но по заповеди отцов и, поскольку их поручение было благим, они рассказали преподобному обо всем, что им велели старцы. Симеон, сама кротость и сердечное смирение, терпеливо выслушал их укор. Он не прекословил, не возмущался, не обсуждал сказанное и не проронил ни слова. Преподобный принял укор спокойно, опустив глаза. Потом прославил Бога и не мешкая хотел было уже спускаться со столпа, но посланники сразу остановили его и открыли ему замысел старцев. После этого они ушли, пожелав святому пребывать на столпе стойко и уверенно и удостоиться благого конца и истинного покоя после столь тяжких трудов.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blagol...

Г.В. Маркелов Указатель изображений Атласа Александр Невский 1–5 Александр Ошевенский 6 Александр Свирский 7–14, 17, 18 Александр Свирский и избранные святые 15 Алексий митрополит 22–25 Алексий митрополит, Антоний Римлянин, Екатерина великомученица 26 Алексий митрополит и Симеон преподобный 21 Амфилохий и Дионисий Глушицкие 27 Андрей Смоленский Переяславский 19 Андроник Московский (предположи­тельно) 28 Анна Кашинская 20, 29, 30 Антоний Дымский, Ксения преподобная, Артемий мученик 31 Антоний Дымский с монастырем 32, 33 Антоний и Исаия Сийские (предположительно) 43 Антоний Печерский 41 Антоний Римлянин с монастырем 34, 35 Антоний Сийский 36–40, 42 Артемий Веркольский 44, 46 Артемий Веркольский, Антипа мученик и Власий священномученик 49 Артемий Веркольский и Симеон Столпник 45 Артемий Веркольский и Успение святой Анны 47 Артемий Веркольский с монастырем 48 Белозерские чудотворцы: Мартиниан, Кирилл, Кирилл Новоезерский, Ферапонт (предположительно) 50 Богоматерь – Боголюбская и Иосиф Волоцкий 52 ---- и князь Андрей Боголюбский 51 -- – с предстоящим в молении на­родом 57 -- – с предстоящими Леонтием Ростовским и (предположительно) Андреем Боголюбским 152 -- – с предстоящими митрополитами Петром, Алексием, Ионой и Филиппом Московскими 54 –Никитская с предстоящими Ники­той Новгородским и неизвестными святыми 181 –  Петровская с изображением мит­рополитов Петра, Ионы и Алек­сия 211 –  Печерская с предстоящими Анто­нием и Феодосием Печерскими 212, 213 –  с избранными русскими святыми 53, 55, 56 Борис, князь 58 Борис и Глеб 60–69 Борис, Владимир и Глеб 70, 71 Варлаам Хутынский 72, 73 Василий Блаженный 75, 76, 128 Василий Блаженный и Максим Юродивый 74 Василий Блаженный (предположительно), Прокопий Устюжский и неизвестный святой 77 Василий и Константин Ярославские 78 Владимир и Агриппина Ржевские 81, 82 Владимир Равноапостольный 79, 80 Всеволод-Гавриил Псковский 83, 84, 86 Всеволод-Гавриил   Псковский и Антипа священномученик 85 Геннадий Костромской Любимоградский и Макарий Калязинский 87

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/svjatye-...

На месте ныне существующей Квашэтской церкви жила дочь одного из жителей города. Девица эта, соблазненная кем-то, сделалась беременной. Ревнители внешнего благочестия потребовали от нее выдачи виновника прелюбодеяния, и она, наученная и подкупленная врагами преподобного Давида, оклеветала святого подвижника 20 июня. ПРАВМИР. Церковь чтит память преподобного Давида Гареджийского Спустя двести лет после распространения Святой равноапостольной Ниной христианского учения в Грузии, около середины VI-ro века, в Грузию прибыли из Сирии тринадцать монахов во главе с преподобным Иоанном Зедазнийским для утверждения христианской веры в Иверии. В числе этих новых иверских апостолов был и преподобный Давид, впоследствии ставший именоваться Гареджийским. Происхождение преподобного Давида в точности не известно. Имеются сведения, что в отчизне своей он был родственником и воспитанником Иоанна Зедазнийского. Лишившись рано родителей, которые воспитали его в духе христианской веры и благочестия, преподобный Давид еще юношей последовал за своим возлюбленным Иоанном и посвятил себя иноческой жизни во Христе Иисусе. Матерь Божия, явившись однажды Иоанну, велела ему избрать из числа его учеников двенадцать достойных мужей и идти с ними в Иверию, чтобы утвердить в вере новонасажденную церковь Иверскую. Всю ночь Иоанн и его ученики провели, стоя на молитве. В третьем часу утра святой Иоанн велел всем иереям принести безкровную Жертву. По окончании Божественной Литургии, приобщившись Святых Тайн, он велел всем воздеть руки к небу и молиться: «Кирие елейсон». Пение это продолжалось около часу времени; в это самое время на виду у всех Ангел Господень взял с Престола двенадцать хартий и вложил их в руки святого Иоанна. На этих хартиях были написаны имена следующих отцов: Шио, Давида, Антония, Фаддея, Стефана, Исидора, Михаила, Пирра, Зенона, Исе, Иосифа и Авива. Это было то время, когда Симеон Столпник — вселенский чудотворец взошел на свой Столп. Блаженный Иоанн вместе с избранными учениками по дороге в Иверию посетил Первоначальника всех столпников и, получив от него благословение, отправился в трудный путь апостольства и просвещения вглубь Кавказских гор.

http://pravmir.ru/cerkov-chtit-pamyat-pr...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Загадка столпников: зачем древние подвижники проводили десятки лет на столпах 6 мин., 24.12.2023 Вопрос «можно ли сегодня стать столпником?» так же нелеп, как вопрос «можно ли стать Пушкиным или Моцартом?». Пушкиным или Моцартом нужно родиться. И столпником тоже. А в IV u V bekax сам дух монашества способствовал появлению столпничества — как бы взамен мученичества. Тогда старцы подавали пример самоотвержения ученикам, а те старались превзойти учителей. При таком массовом религиозном героизме просто не могли не появиться великие, необычайные подвижники. И одним из них слал преподобный Даниил. «Много званых, но мало избранных» До пяти лет у него не было имени. Его родители, благочестивые христиане из Месопотамии, так долго были бездетными, что после рождения в 410 году долгожданного первенца решили: раз он появился на свет по явному Божиему благоволению, то пусть Сам Господь его и наречет. В конце концов имя мальчику дал игумен монастыря, куда его привели родители: взял одну из богослужебных книг, открыл наугад — оказалось, на словах пророка Даниила. Так ребенка и назвали. А в12 лет он был принят в обитель послушником. Однажды игумен, отправившись по делам в Антиохию, взял его с собой. По дороге они проходили мимо места, где на высоком столпе подвизался преподобный Симеон Столпник, и Даниил, увидев его, загорелся желанием последовать его примеру. Лучше гор… Это было время, когда дух благочестия и ревности, отличавший первых христиан, явно ослабевал. Христианство стало предметом гибельных споров и распрей; появились ереси, вооружавшие христиан друг против друга. И именно это заставляло пустынников, движимых Духом Божиим, усиливать свои подвиги. Надо сказать, на Западе столпничество как-то не привилось. На Востоке же рассказы о «стоянии на столпе» ради благочестия встречаются с III века. В IV веке святой Ефрем Сирин в 29-м поучении египетским монахам тоже говорит, что видел человека, который ради добродетели стоял на столпе. И продолжалась это практика, по свидетельству Никиты Хониата, до XII века (а в России — до половины XV века).

http://foma.ru/zagadka-stolpnikov-zachem...

14 сентября – день церковного новолетия 14 сентября, или 1 сентября по старому стилю — день начала нового церковного года. Последним праздником завершающегося года является Успение, а первым Праздником нового года — Рождество Пресвятой Богородицы. 14 сентября, 2011 14 сентября, или 1 сентября по старому стилю — день начала нового церковного года. Последним праздником завершающегося года является Успение, а первым Праздником нового года — Рождество Пресвятой Богородицы. 14 сентября, или 1 сентября по старому стилю — день начала нового церковного года. Последним праздником завершающегося года является Успение , а первым Праздником нового года — Рождество Пресвятой Богородицы. Церковное Новолетие в память константинопольской традиции называют «началом индикта». Император Константин Великий повелел оканчивать воинскую службу по истечении 15 лет, после чего обеспечивать отставникам государственное пособие за счет индикта (по-латински подати, налога), который собирали 1 сентября, по окончании уборки урожая. На Руси индиктом называли и каждый новый год пятнадцатилетнего промежутка, и само пятнадцатилетие. Кроме того, через 532 года круги Солнца и Луны снова начинаются вместе, то есть повторяется природная ситуация дня подвига Иисуса Христа, когда полнолуние бывает в пятницу. Временной интервал в 532 года называют индиктионом. 1 сентября 2007 года (14 сентября по новому стилю) наступает 7516 год от сотворения мира. С 1492 года на Руси отмечали Новолетие как церковно-государственный праздник. Смыслом богослужения в Новолетие было воспоминание проповеди Спасителя в Назаретской синагоге, когда Иисус Христос сказал, что Он пришел «исцелять сокрушенных сердцем… проповедовать лето Господне благоприятное». 14 сентября, в день нового по церковному календарю года, празднуется память преподобного Симеона Столпника. Имя Столпник он получил за свой необычный подвиг. Симеон с детства пас овец и жил самой обычной жизнью в христианской семье. Однажды он пришел в церковь и услышал, как священник читал заповеди блаженств, данные Христом во время Нагорной проповеди.

http://pravmir.ru/14-sentyabrya-den-cerk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010