Сразу после похода появились средства на грандиозное строительство, которое было произведено в Звенигороде с 1396 по 1405 годы. Основание монастыря на горе Сторожи (правильное название горы с окончанием на " и " ) можно отнести к периоду 1396–1398 годов. Именно в разгар строительства и после кончины владыки Звенигородского Даниила, в 1398 году, преподобный Савва оставляет Троицкую обитель и по приглашению князя Звенигородского и Галичского Юрия приходит в Звенигород со Смоленской иконой Божией Матери. В это же время полным ходом идет строительство каменного Рождественского собора в Сторожевском монастыре, Успенского храма на Городке в Звенигородском кремле, а позднее (после кончины Саввы) – и Троицкого собора в Сергиевом монастыре (где и сегодня находятся мощи святого Сергия Радонежского). Для росписи этих храмов, построенных в так называемом раннемосковском (а правильнее его ныне следует называть звенигородским) стиле, после 1395 года в Звенигород был приглашен молодой иконописец Андрей Рублев. По благословению Саввы он создал уникальный Звенигородский чин, часть которого была найдена случайно в 1918–1919 годах на Городке, включая знаменитого «Спаса Звенигородского» («Русского Спаса», ныне хранится в Третьяковской галерее). Предположительно старец Савва мог благословить преподобного Андрея Рублева на создание знаменитой иконы «Троица» для Троицкого собора в Троице-Сергиевой лавре (ныне в Третьяковке), построенном при прямом попечительстве князя Юрия Дмитриевича. Таким образом преподобный Савва сыграл важную роль в судьбе иконописца и духовно окормлял его в ранний период его творческого становления в течение нескольких лет. Покровительствовал также преподобному Андрею Рублеву и духовный сын святого Саввы князь Юрий. Преподобный Савва благословил брак князя Юрия Дмитриевича с дочерью последнего князя Смоленского Юрия Святославича Анастасией. Тем самым возникала возможность для сына Димитрия Донского Юрия унаследовать не только великое княжество Владимирское (включая Москву), но и более западные земли. Однако пролитовская политика его старшего брата Василия (женатого на Софии – дочери великого князя Литовского Витовта), сдача им Смоленска Литве, завещание престола своему сыну Василию (в нарушение завещания Димитрия Донского), а не брату Юрию, помешали грандиозным планам обустройства Древней Руси, которые наметили князь Юрий и его духовный наставник старец Савва Сторожевский. После кончины Саввы начались разногласия между братьями по вопросу престолонаследия, закончившиеся в два последних года жизни Юрия Дмитриевича тем, что он стал великим князем Владимирским (Московским) и потому был похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля. Дети Юрия начали уже настоящую междоусобную войну за власть, закончившуюся в 1450 году их поражением.

http://pravoslavie.ru/43526.html

В 1490 г. игумена Дионисия оклеветали перед царем Иваном III некоторые из братии монастыря. Преподобный Савва, к которому обратился с мольбой о заступничестве Дионисий, явился братии и вразумил клеветников. По молитвам Преподобного получил исцеление бесноватый в 1505 г. (при игумене Каллисте), прозрел инок Саввина монастыря и был наказан его насмешник, исцелен сын боярина Ртищева. В 1540 г. Преподобный явился пономарю Гурию и предсказал о скором выздоровлении игумена Мисаила. Чудодейственная целительная сила, истекавшая от гроба Преподобного, его многочисленные явления убедили всех, что игумен Савва «есть воистину Божественнаго света светило незаходящее, чудес лучами всех просвещающе» 6 . Точная дата причисления Преподобного к лику святых неизвестна. В Троицком рукописном обиходе между 1534 и 1547 гг. дата памяти преподобного Саввы Сторожевского указана на 3 декабря 7 . В грамоте 1539 г. преподобный Савва называется чудотворцем 8 . Особенно чтил преподобного Савву царь Алексей Михайлович, который неоднократно ходил пешком на поклонение в обитель Преподобного. Предание донесло до нас замечательный рассказ о том, как преподобный Савва спас его от свирепого медведя. 19 января 1652 г. обретены мощи Преподобного. С тех пор 19 января празднуется как день обретения мощей преподобного Саввы, Сторожевского чудотворца. Молитва преподобному отцу нашему Савве, игумену Сторожевскому О, пречестная и священная главо! Небеснаго Иерусалима гражданине, Пречистыя Троицы обиталище, преподобный отче Савво! велие имея дерзновение ко Всемилостивому Владыце, не премолчи за ны ко Господу и не презри верою и любовию чтущих тя. Испроси предстательством твоим у Царя царствующих: мир Церкви под знаменем креста воинствующей; благоденствие в мире граду сему, и всем градом и странам охранение; миру – безмятежие и мир, глада и пагубы избавление; старым и немощным – утешение и подкрепление; юным и младенцам – благое в вере возрастание, в евангельском учении – твердое обучение и в чистоте и целомудрии пребывание; вдовицам и сиротам – милость и заступление; плененным – отраду и возвращение; болящим – исцеление; малодушным – успокоение; заблудшим – исправление; согрешающим – дух сокрушения; бедствующим – благовременную помощь.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Особый интерес может представлять прояснение сути возникшей в те времена новой концепции устроения на Руси «Небесного Звенигорода» – уникального града, прообраза Нового Иерусалима и града Китежа, в основе которого лежала исихастская теория «нравственного правления», или «благочестивого княжения» (данные слова принадлежат преподобному Савве Сторожевскому и отмечены в его житии), поборником которой был еще преподобный Сергий Радонежский. На двух соседних звенигородских холмах строилась уникальная цивилизация – Звенигородская Русь, образец образованной светскости и воплощение настоящего духовного подвижничества. Кремль и монастырь возводились одновременно, как и два новых каменных собора (на Городке и на горе Сторожи). Это была новая идея, особое начинание, удачное завершение которого могло бы изменить историю Руси, например, намного ранее освободить ее из под ордынского ига. Преподобный Савва Сторожевский преставился 3 декабря (по старому стилю) 1407 года. Позднее из русских летописей тщательно вычеркивалось почти все, что было связано с преобразующей деятельностью князя Юрия Звенигородского, а значит и преподобного Саввы (это делали властвующие потомки его брата Василия). Звенигород за столетие пришел в упадок. Однако звенигородского чудотворца почитали местно, а затем он был канонизирован по инициативе монастырской братии и митрополита Макария на Московском Соборе 1547 года. Особое внимание оказывал монастырю на горе Сторожи царь Алексей Михайлович, 19 января 1652 года по его инициативе состоялось обретение мощей игумена. В те же годы происходит переустройство обители, внешний вид которой сохранился во многом с того времени до наших дней. Саввино-Сторожевский монастырь получил статус лавры первым в истории России. С монастырем и именем Саввы связано множество чудес, два из которых стали историческими. Первое – это спасение старцем Саввой царя Алексея Михайловича от медведя во время охоты (важно духовное и политическое значение этого события), а второе – явление преподобного Саввы пасынку и наследнику Наполеона Бонапарта – генералу Эжену Богарне в дни захвата французами Звенигорода и Москвы в 1812 году. Последнее событие знаменито тем, что Богарне, не разорив по просьбе старца монастырь, единственным среди главных полководцев Наполеона в конце войн остался в живых (как и предсказывал Савва), а его потомки породнились затем с русской императорской семьей (сын Богарне женился на дочери Николая I) и проживали в России до 1917 года с фамилией герцогов Лейхтенбергских.

http://pravoslavie.ru/43526.html

В 1398 году преподобный Савва по просьбе своего духовного сына князя Юрия Дмитриевича, пришёл в Звенигород и положил начало иноческой жизни на горе Стороже. Сколько было пролито им покаянных слёз и вознесено молитв о новой Обители и собирающейся братии — то ведает Господь. Но предшествующие века её существования и нынешнее возрождение убеждают в том, что преподобный Савва предстоит перед престолом Божиим, молясь о своём монастыре, его насельниках и прихожанах. Закончив жизнь в тесной келье основанного им монастыря, Звенигородский игумен стал образцом для последующих поколений монашествующих: в молитвенном подвиге и уединённом богомыслии, в общественно-государственной деятельности и церковно-административном служении. Песнопение праздничного богослужения выражает отношение современников к преподобному такими словами: «Забрало Москве, укрепление царства, всем сирым прибежище...». Как пример церковно-государственного соработничества предстаёт перед нами отношение царя Алексея Михайловича Тишайшего к Саввино-Сторожевскому монастырю. Полюбив «Дом Пречистой на Сторожах», ревностный почитатель преподобного Саввы, усердный богомолец и твёрдый правитель Руси, устроил здесь «собственное государево богомолье». Ныне монастырь вновь обретает былое благолепие. Ежедневные богослужения, усердные труды по благоустройству и восстановлению некогда разорённых храмов, окормление паломников и прихожан, духовно-просветительская, образовательная и издательская деятельность, забота о детях, престарелых и заключённых и, главное, молитвенное заступничество покровителя сего святого места преподобного Саввы — всё это привлекает многочисленных богомольцев под своды древнего Богородице-Рождественского собора к честным и многоцелебным мощам Звенигородского чудотворца. Явив пример иноческого служения и молитвенного подвига, преподобный Савва и в наше время продолжает укреплять насельников обители, которые выбрали служение Богу и ближним, как благое иго Христово. Ныне мы готовимся к 600-летию преставления основателя Саввино-Сторожевского монастыря. Дай Бог, чтобы предстоящие торжества стали ещё одной крепкой нитью, духовно связующей наше общество, чтобы в молитвах и богослужениях мы почувствовали единство душ, единство веры, и, взирая на житие преподобного Саввы, ощутили присутствие Божиего промысла в нашей истории и осознали величие Православной Руси. Вдумаемся: насколько созидательной и благодатной была жизнь преподобного, память о котором народ с любовью хранит в течение шести веков.

http://patriarchia.ru/db/text/190484.htm...

О.Савва рассказал также, что 23 августа откроется фестиваль «Звени, Звенигород!» юбилейной концертной программой «Приношение чудотворцу Звенигородскому». Фестиваль продлится три дня. С 21 по 26 августа в Звенигороде будет работать Саввинская ярмарка, в которой, помимо российских  монастырей, храмов, мастерских, примут участие монашеские общины из Иерусалима и с Афона. Саввино-Сторожевский монастырь представит на ярмарке свой необыкновенный квас: о.Савва рассказал, что  в монастыре возрождается традиция квасоварения, начало которой положил сам основатель обители. В житии преп.Саввы есть история об исцелении больного, выпившего монастырского напитка. Как ожидается, на торжества прибудут около 5 тыс.человек. Игорь Пархоменко рассказал, что будет оборудован специальный лагерь для паломников на 1 тыс.человек. Также правительство Московской области позаботилось о реконструкции дороги, ведущей к монастырю и к скиту прп.Саввы, об установке памятника святому. О реализации широкой программы благоустройства Звенигорода, реставрации его святынь, строительства новых социально- и культурно-значимых объектов рассказал Леонид Ставицкий. Он связывает начало возрождения Звенигорода со вторым обретением мощей преп.Саввы: «Мощи были перенесены в монастырь в 1998 г. Вернулся хозяин – и началось чудесным образом возрождение Звненигрода». Л.Ставицкий также кратко обрисовал перспективы развития города: это и строительство трех туристических гостиниц и одной паломнической, и реконструкция старинного здания в центре города, куда будет переведен музей, располагавшийся в советское время в монастыре. Игорь Пархоменко добавил несколько слов о стратегии развития Звенигорода: город и дальше будет развиваться как «культурно-рекреационая зона», свободная от производства, нацеленная на прием тысяч туристов и отдыхающих. Обширная программа юбилейных Саввинских торжеств, стартовавшая в начале 2007 г. при поддержке Попечительского совета во главе с Патриархом Алексием II и председателем Госдумы Борисом Грызловым, включает в себя также проведение целого комплекса реставрационных и строительных работ на территории Саввино-Сторожевского монастыря. Игумен Савва отметил, что реализация этой программы сейчас в разгаре: так, в монастыре реставрируется храм Преображения Господня. В отличие от древнего собора Рождества Богородицы, который может вместить не более 350 молящихся, Преображенский храм рассчитан на 2 тыс. человек. Это что крайне актуально, учитывая, что приток богомольцев в обитель будет только возрастать.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

По кончине прп. Сергия прп. Никон был поставлен игуменом на место его. Горько оплакал прп. Никон кончину своего великого наставника и в точности исполнил волю его, заботясь о братии с любовью. Но вскоре и сам ушел на безмолвие, поручив монастырь прп. Савве, третьему игумену Сергиевой пустыни. Через 6 лет прп. Савва (память его 3 дек.) по просьбе звенигородского князя Юрия Димитриевича переселился на Сторожевскую гору под Звенигородом для основания там монастыря, и прп. Никон оставил свое уединение и опять принял на себя настоятельство. В 1408 г., во время нашествия хана Едигея, ему явились святители Петр и Алексий с прп. Сергием и сказали, что по воле Божией обитель его будет разорена, но потом еще более процветет. Когда они стали незримы, прп. Никон поспешно вышел из кельи и увидел, что явившиеся идут к церкви. При приближении Едигея он успел с братией вовремя удалиться и спасти книги, священные сосуды и утварь прп. Сергия. По возвращении они нашли обитель сожженной и стали восстанавливать ее. При закладке же каменного храма во имя Святой Живоначальной Троицы, существующего еще в наше время, были обретены нетленные мощи прп. Сергия (5 июля 1422). Храм был украшен иконами знаменитых иконописцев — Даниила Черного и Андрея Рублева, иноков Спасо-Андроникова монастыря. Когда прп. Никон достиг глубокой старости и отходил уже ко Господу, он неожиданно сказал: «Отнесите меня в ту светлую храмину, которая мне уготована по молитвам отца моего, не хочу более здесь оставаться!» Причастившись Святых Христовых Тайн, он сказал: «Вот я, братия, разрешаюсь от союза телесного и отхожу ко Христу!» Затем он стал благословлять братию. Последние его слова были обращены к самому себе: «Изыди, душа моя, с радостью туда, где тебе уготован покой; гряди с радостью, Христос призывает тебя!» И, осенив себя крестным знамением, прп. Никон с молитвой предал душу свою Богу 17 ноября 1426 г. Погребен он был у южной стены собора, против места погребения прп. Сергия; над могилой его была воздвигнута церковь, где он почивает до сего дня под спудом вместе с некоторыми другими учениками и сподвижниками прп. Сергия. К лику святых он был причислен в 1547 г. Являлся он часто вместе с прп. Сергием. Так, вместе они явились московскому купцу Симону и исцелили его. Вместе же явились в Смутное время защитникам осажденной Троице-Сергиевой лавры. В 1846 г. прп. Никон явился больному монаху Гавриилу и исцелил его.

http://sedmitza.ru/lib/text/437888/

Святой преподобный отче наш Савва, помолись ГОСПОДУ об упокоении мужа моего Владимира, помолись о прощении ему грехов вольных и невольных, помолись о нас с сыном грешных.Помоги унять эту боль которая съедает. Помоги обрести смысл жизни. Я его потеряла вместе с мужем. Роман 16 декабря 2017, 14:08 Как тесно переплетена история Руси с подвижниками веры как преподобный Савва, какое большое духовное значение имела их жизнь тогда и сегодня для России если мы будем прославлять их память в своих молитвах к Богу. Вадим 23 августа 2017, 14:59 Святый угодниче Савва моли Бога о нас анатолий 13 декабря 2016, 01:08 Святый угодниче Савва! Моли Бога за нас грешных.Умоли Господа нашего Иисуса Христа,чтобы простил грехи наши тяжкие,просветил наши грешные умы светом Евангельского учения, наставил нас на путь заповедей своих,сподобил чтобы все члены моей семьи стали благочестивыми правослпвными христианами и всегда прославляли имя нащего Господа Иисуса Христа и твое святое имя.Святой угодниче Савва! Помоги в выздоровлении мне после операции на колено, помоги мне найти достойную работу.Слава тебе Святой угодниче Савва! Галина 14 сентября 2016, 12:06 Святый Преподобный Савва, моли Бога о нас, грешных! Я очень благодарна дорогому батюшке прп. Савве: по молитвенной помощи у меня прекратились боли в стопе. 4 сентября 2016, 19:04 Преподобный Савва Сторожевский, умоли Бога Иисуса Христа, Матерь Божию о прощении грехов, об исправлении своих поступков, об искреннем покаянии,о разрешении проблемы (кредиты, неблагополучия, жилищного вопроса,семейного счастья )Преподобный Савва, чудотворец Звенигородский МОЛИ БОГА О НАС! lyudmila Toll 24 августа 2016, 04:12 Слава ТЕБЕ Господи Святе Преподобне отче Савво моли БОГА о нас Родион 23 августа 2016, 17:21 ПРЕПОДОБНЫЙ ОТЧЕ САВВА МОЛИ БОГА О НАС. Андрей 17 мая 2016, 22:05 Преподобный Святый Божий Угодниче ,прошу Тебя умоли Господа БОГА о здравии и благополучии моей семьи и возлюбленной Дианы. Александр 17 декабря 2015, 01:23 Преподобный Савва Сторожевский-моли Бога о России,о православной Сирии и Украине!Моли Бога о нас!

http://pravoslavie.ru/43526.html

Житие Преподобного Сергия свидетельствует, что Преподобный Сергий поставил Савву игуменом Стромынского Дубенского монастыря, основанного Преподобным Сергием по желанию великого князя Димитрия Ивановича Донского в благодарность Богу за победу над Мамаем: «Постави единого от ученик своих игумена в том монастыре, именем Савву, еже бысть преже в его монастыре великом духовным всему братству, старец честен и учителей зело» (Полное собрание русских летописей. М., 1965. Т. XI. С. 145). Инок Маркелл, который по поручению митрополита Макария в первой половине XVI в. составил службу святому и написал его Житие (Житие преподобного Саввы Сторожевского, изданное в Москве в 1646 г., входило в Великие Четьи-Минеи, Четьи-Минеи Германа Тулупова, Святителя Димитрия Ростовского и в ряд сборников XVI–XIX вв.), заключил, видимо, что преподобный Савва Сторожевский и Савва, игумен Стромынский, одно и то же лицо. Это утверждение Маркелла вошло в месяцесловы, Жития русских святых архиепископа Филарета (Гумилевского) и др. Как справедливо замечает С. Смирнов (Историческое описание Саввина Сторожевского монастыря. М., 1877. С. 124–129), в сказании об основании Стромынского монастыря разумеется Савва, скончавшийся и погребенный в монастыре Стромынском. В описи Стромынского монастыря (ОР РГБ. Ф. 304. 60), составленной в 1616 г. при архимандрите Троице-Сергиевой Лавры Дионисии, читаем: «В московском уезде монастырь Пречистыя Богородицы честнаго и славнаго Ея Успения... да на монастыре на правой стороне храму стоит часовня древяна над гробницею преподобного отца нашего Саввы, ученика чудотворца Сергия». В Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры в алтарной арке, ведущей от жертвенника к престолу, сохранилось изображение Саввы 1684 г., на фреске надпись: «Преподобный Савва Стромынский». Преподобный Савва Сторожевский на иконах изображается в соответствии с иконописным подлинником: «Брада Макария Желтоводского, плешив». Савва Стромынский, напротив, с густыми волосами. В «Книге глаголемой о российских святых» память преподобного Саввы Сторожевского указана на 3 декабря, а «преподобного отца Саввы, игумена Стромынского монастыря, иже на реце Дубенке» – 20 июля (ГБЛ, ф. Московской Духовной Академии, 86).

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Усердие князей и бояр к монастырю стало особенно увеличиваться после того, как начал распространяться слух о чудотворениях преподобного. Около половины XV века было первое явление преподобного игумену Саввинскому, Дионисию. 9 Ему во сне предстал преподобный Савва, и повелел написать на иконе свой лик. Дионисий сам был живописец, и, написав образ Саввы, поставил его в церкви. 10 Это было так. Когда преподобный явился Дионисию, Дионисий вопросил: „Кто еси, Господи?“ Явившийся ответствовал: «Аз есмь Савва, начальник месту сему». Пробудившись, игумен призвал некоего старца, одного из учеников преподобного Саввы, именем Аввакума и спрашивал его о преподобном Савве: каков бе образом? Когда старец пересказал Дионисию черты лица преподобного Саввы, тот отвечал, что в таком действительно виде явился ему старец в ночном видении. „С тех пор, – говорит Маркелл, – от гроба святого начали истекать многие исцеления“, и, должно думать, с тех же пор стали чтить память св. Саввы и призывать его в молитвах, как сильного предстателя и ходатая у Престола Божия. Но когда именно преподобный Савва был причислен церковью к лику святых – об этом нет положительных сведений. В окружной грамоте митрополита Макария об установлении празднования новым русским святым, писанной в 1547 году, имени преподобного Саввы не находится. Значит, что он был причтён к лику святых ранее. Ибо в Троицком рукописном обиходе «братской ествы», писанном между 1534 и 1547 годами, под 3-м декабря, полагается празднование памяти преподобного Саввы Сторожевского: «в той же день Саввы Сторожевского. Славословие». Кром того, писатель жития преподобного Саввы, Маркелл, говорит, что при гробе преподобного служили молебны ещё при игумене Каллисте, а Каллист жил в первые годы XVI века. В одной грамоте 1539 года Савва называется Чудотворцем. 11 Инок Маркелл, в жизнеописании преподобного Саввы и службе на день его памяти, употребляет выражения: святая рака, честные мощи, рака мощей, и говорит об одном чуде: что один слепой утёр очи свои покровом, иже есть на гробе святого, и исцелел.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kondratev...

После Октябрьского переворота 1917 года Звенигородская обитель преподобного Саввы была лишена своей главной святыни и закрыта. Но вскрытые и украденные мощи уцелели, они были в наши дни переданы в Данилов монастырь, а в августе 1998 года торжественно перенесены в родную обитель, в Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря, где и покоятся. Ныне, по посещаемости паломниками, Звенигородский монастырь входит в тройку наиболее известных, вместе с Троице-Сергиевой лаврой и Серафимо-Дивеевской обителью. С именем преподобного Саввы связаны жизнь и труды многих известных людей России, среди них Пушкин (его работа над житием-биографией Саввы Сторожевского), Шишкин, Шаляпин, Пришвин, Андрей Тарковский, Рерих, Ремизов, Левитан, Солженицын, Чехов, М. Волошин, Шмелев и др. Каждый из них по-своему относился к наследию святого старца. А царский род Романовых, включая семью убиенного императора Николая II, считал его своим покровителем. Наиболее известным и важным источником сведений о преподобном Савве Сторожевском является его житие, написанное в XVI веке агиографом и знатоком крюкового пения Маркеллом Хутынским (по прозванию Безбородый), современный перевод этого жития, основанный на строгих историко-филологических принципах изучения древнерусского (церковнославянского) языка, приводится на одной из страниц данного сайта. Краткое житие игумена Саввы переложил также в свое время на современный ему русский язык поэт Александр Пушкин. скрыть способы оплаты Комментарии Римма 23 августа 2023, 08:29 Преподобный Отче Савва, моли Бога о нас грешных. Даруй счастье в семьях моих детей, пусть будут здоровы, веди их путем праведным. Помоги мне в сегодняшний день сделать много дел. Спаси и сохрани рабов Божиих воинов Бориса, Петра, Сергея, Андрея. Наталья 31 января 2023, 22:51 Преподобный Отче Савва моли Бога о нас грешных! Помоги вразуми Рабу Божию Наталью! Юлия 16 декабря 2022, 10:12 Преподобный отче Савво, пожалуйста исцели мне зрение и прикус с зубами, очень прошу! Елена 16 декабря 2022, 09:20

http://pravoslavie.ru/43526.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010