Москва. Домовая церковь Павла Латрийского при бывшем Арнольдо-Третьяковском училище. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. По данным Московского Городского Архива, на участке, принадлежащем Московскому Городскому Арнольдо-Третьяковскому училищу, согласно плану 1814 года, находился дом отставного прапорщика Яблочкова. В течение 18 века участок не раз менял своих хозяев, пока в 1871 году не попал в руки звенигородского купца Николая Ивановича Комарова, у которого и был приобретен Третьяковым для строительства здания Арнольдо-Третьяковского училища. Здесь по проекту А. С. Каминского выстроили специальное здание (N 37) для училища. Постройка окончилась в 1875 году, и в феврале 1876 состоялся переход училища в собственное помещение. Так было построено здание на Донской,37. После ремонта 1906 года перегородка между 3-им и 2-ым этажами была убрана, само здание перестроено и 25 апреля 1906 года в этой пристройке была освящена домовая церковь при Арнольдо-Третьяковском училище во имя Павла Латрского (Латрийского), небесного покровителя умершего в 1899 году главного благотворителя и председателя попечительского комитета Павла Третьякова. Павла Латрийского, преподобного, при Арнольдо-Третьяковском училище и приюте для глухонемых церковь (Донская улица, дом 37). В истории московской благотворительности Арнольдо-Третьяковскому училищу и приюту для глухонемых детей отведено достойное место. Эдуард Карлович Арнольд (Арнольдов) по своей основной профессии – художник, сын состоятельного директора Академии коммерческих наук, потерял слух в результате падения в раннем детском возрасте и сильного сотрясения черепа. Возмужав, он начал заниматься с глухонемыми детьми, стараясь обучить их и воспитать гражданами России. Для реализации своей затеи он в 1860 г. открыл специальную школу. Продолжить дело из-за больших финансовых трудностей оказалось невозможно. Павел Михайлович Третьяков, к которому обратился за поддержкой Э.К.

http://sobory.ru/article/?object=08515

2-й взят из службы преподобному Павлу, иже в Латре 17 3-й взят из службы преподобному Феоктисту игумену, иже в Кукуме Силикийстем 18 наконец, богородичен первого канона взят из службы святому Стефану чудотворцу 19 (память 28 марта). 2-го канона 1-й песни 1-й тропарь взят из службы святому Стефану чудотворцу (память 28 марта). 2-й тропарь взят из службы преподобному Пахомию Великому 20 3-й – еще не установил, и богородичен тоже не установил. Стихиры, как и каноны, составлены по многим еще добавлениям впереди, таковыми являются все три стихиры на литии, заимствованные из службы преподобному Афанасию Афонскому , причем вторая при посредстве изменений окончаний и перестановок слов оказалась уже второго гласа, тогда как в службе преподобного Афонского она первого гласа 21 Заимствование тропарей из служб таких великих светочей, как Пахомий Великий 22 , Афанасий Афонский 23 , Павел Латрийский 24 и Феоктист Сикелийский 25 казалось составителю малым и слабым, и многие выражения еще усиливал похвалой. Так, например, стихире на стиховне после «слава» к словам «озяряя всяку добродетель светлостьми» составитель добавил еще «твоего жития» 26 , а выражение «Радуйся, иже в бедах великий утешителю и теплый заступниче печальным» изменил на «Радуйся, в бедах великое утешение и теплый предстателю предстоящим» 27 . Все это показывает древность службы, восходящую к самому времени канонизации этого святого, т. е. ко времени Собора 1547 г., когда по случаю канонизаций многих святых времени на самостоятельное сочинение новоявленным угодникам, из коих многие еще не имели службы, а обычай требовал, чтобы сейчас по прославлению служили угоднику по его службе, а не по общей 28 . Впоследствии, хотя и можно было вновь переработать службу, но так как она была признана Церковью , считали неудобным. Этим можно и объяснить повторяемость стихир и канонов в службах русских канонизированных в XVI в. Язык в службе прекрасен и в оборотах наблюдается большая правильность, чего уж нельзя сказать об окончаниях. Одним словом, служба из лучших по языку, но не очень удобна для применения на практике. Стихиры очень растянуты, а так как их приходится петь, то получается довольно длинный и однообразный период. Канон же этим недостатком не страдает и его тропари нормальные.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Над этим замкнутым кругом рационализма блаженный старец возвышался как маяк рассуждения. Если кто-то спрашивал его об ошибках, или недостатках, или упущениях своего старца, он отвечал однотипно: «Чадо мое, плод безмолвия, к которому ты стремишься, – в том, чтобы видеть всех святыми, Ангелами. Когда ты видишь в других недостатки, особенно же в своем старце, знай, что твоя духовная жизнь в упадке, что она ниспровержена и необходимо сугубое покаяние и самоукорение. Когда я смотрю на своих братьев и осуждаю их в себе, то узнаю, что дела мои плохи. Я должен хорошенько увериться в том, что каждый брат хорош и свят и только я являюсь самым никчемным. При каждом случае недопонимания класть поклон буду я, виновен я или нет, чтобы мне всегда быть с другими в мирном устроении и чтобы была со мною всегда благодать Божия. Никогда не буду причащаться Божественных Таин, если я огорчил какого-нибудь брата и не примирился с ним». Единение со старцем «Есть много способов, помогающих обрести еще большее единение со старцем. Это приближает к подлинному послушанию. Как научился я сам, так передаю и вам. Ложусь спать: “Молитвами отца моего Иосифа…” – и так засыпаю. Просыпаюсь: “Молитвами моего старца, Господи, управь меня”. Начинаю ли молитву, отправляюсь ли в путь, приступаю ли к послушанию, к рукоделию, к приготовлению пищи, говорю: “Молитвами моего старца, Господи, помоги мне”. Так мы получаем двойную пользу: с одной стороны, мы с верою испрашиваем Божественной благодати, а с другой – наша связь и единство со старцем усиливаются. Как в умной молитве внутреннее человека постепенно очищается и впоследствии сам человек становится светлым, так и при помощи этого способа твое единение со старцем становится большим. Преподобный Павел Латрийский 47 рассказывал, как с другим братом они по послушанию вышли из монастыря. Когда более молодой брат взял стакан воды и по доброй привычке сказал: “Благослови, старче”, то услышал голос своего старца, говорящий ему: “Буди благословен”. А старец находился очень далеко. Видите, что делает духовное единство? Расстояние не разделяет души, потому что верою они объединены.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Vatopeds...

Наконец, «пустынью» могла быть названа сама обитель Латрийская. Зато весьма важно, что в аскетическом флорилегии в составе О хранении сердца преп. Никифора Исихаста, наряду с древними отцами IV–VIII вв. цитируются только двое из относительно «новых»: преподобные Павел Латрский (из его Жития, созданного как раз в среде его учеников!) и (псевдо? — ) Симеон Новый Богослов. Роль последнего для позднейшей исихастской традиции известна. Но не следует ли задуматься и о роли Латрийской обители? 153 См. об этом основательную статью Gardet. Un probleme de mystique comparee… [Сходство между молитвенной практикой мусульманских дервишей и византийских исихастов отмечается, в основном, в связи с так наз. практикой «зикр» (o;5, букв. «памятование»). Это постоянное повторение имени Аллаха, сопровождающееся и приемами регуляции дыхания. Однако, разительны и отличия: при «зикре» моления соврешаются, как правило, групповые, а не уединенные (как в исихастской практике). Использование при «зикре» в качестве стимулирующих средств музыкальных инструментов и алкоголя вообще делает невозможными дальнейшие сопоставления. Даже с чисто физиологической точки зрения, «зикр» стремится вызывать совершенно иные состояния. К такого же рода особенностям принадлежит и сидячее положение тела — одно из общепринятых в поздневизантийском исихазме, но неизвестных более древней исихастской традиции. Подчас — если судить, например, по миниатюрам к Лествице в одной рукописи, где молящиеся умной молитвой монахи изображены сидящими едва ли не «по–турецки», — может показаться, что хотя бы эта особенность была все–таки заимствована от мусульман (ср.: А. Rigo. «Kaqivsa» ejn kellivw/hJsuvcw […]»: le posizioni corporee nella pratica delle tecniche dell’orazione esicasta//Annali della Facolta di lingue e letterature straniere di Ca’ Foscari. N 3. Orientalia. 1983. 22. 1–12; 1984. 23. 257–258). Однако, и это едва ли верно: в практике «зикр» сидячее положение было всего лишь начальной позой, после которой «молитва» доходила до экстатического танца. Тут трудно указать конкретный путь проникновения хотя бы отдельных элементов подобной практики в византийское монашество. Отмечаемые черты сходства не выходят из ряда целиком обусловленных общностью психо–физиологических характеристик человеческого организма и, следовательно, не требуют для своего объяснения предположений о прямом влиянии. Остается, впрочем, неясным происхождение практики «зикр», самое древнее описание которой дает византийский автор XII в. В новейшей работе сам Риго пишет, что вопрос неясен: A. Rigo. Introduzione//I Padri Esicasti. L’amore della quiete… 16. См. подробнее прим. x к этой гл. и указ. там литературу.] 155

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=712...

Прп. Павел Фивейский. Роспись алтарной преграды Успенского собора Московского Кремля. Ок. 1481 г. Мастерская Дионисия Прп. Павел Фивейский. Роспись алтарной преграды Успенского собора Московского Кремля. Ок. 1481 г. Мастерская Дионисия Довольно рано складывается традиция изображать святого облаченным в плетеные одежды, восходящая к тексту Жития. В накидке, доходящей до босых пят, П. Ф. представлен на мозаике в соборе Сан-Марко в Венеции, на сев. своде вост. арки, отделяющей боковые нефы от центрального пространства (XII в.): фигура преподобного помещена в арку, обрамляющую нишу, в свою очередь украшенную мозаикой, по сторонам изображения святого - побеги пальм; он сед, с длинной, разделенной на пряди бородой, обнаженные руки держит перед грудью ладонями наружу. В схиме синего цвета П. Ф. изображен в ряду преподобных в стенописи ц. Св. Троицы в Сопочани (1263-1268), правая рука перед грудью и в левой - свиток. В росписи собора и в часовне Пресв. Богородицы в Дечанах (1338/39-1348) у него на голове плетеная шапка, полы одежды едва прикрывают колени, рукава короткие. Так же он изображен: на фресках сев. стены ц. Богоматери в егип. мон-ре Дейр-эль-Барамус (XIII в., по рис. П. Лаферьера), в ц. Богородицы Одигитрии Печской Патриархии (до 1337), в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (1317-1318), в росписях ц. св. Апостолов Печской Патриархии (ок. 1350), в ц. ап. Андрея на р. Треске (1388-1389, мастер митр. Иоанн (Йован) Зограф). В плетеном одеянии с длинными рукавами в позе оранта представлен в росписи на юж. стене в Спасской ц. мон-ря Жича («Спасов дом», 1309-1316). Изображение П. Ф. в различных одеяниях можно видеть в афонских стенописях, где оно соседствует с образами др. преподобных, как правило в нижнем ярусе стен: на сев. стене притвора/нартекса парекклесиона вмч. Георгия в монастыре Хиландар (росписи 2-й пол. XIII в.) в паре с прп. Макарием Римским; в ц. Успения Пресв. Богородицы в Протате (ок. 1300, мастер Мануил Панселин), на юж. стене, близ углового компартимента на востоке, рядом с прп. Антонием Великим; на юж. стене лити кафоликона Дионисиата (1546/47, мастер Дзордзис Фукас) рядом с прп. Максимом Исповедником и прп. Иоанникием Великим; в сев. части трапезной Дионисиата (1553) между прп. Харитоном и блж. Андреем Юродивым на зап. стене; в кафоликоне мон-ря Дохиар (1567/68, мастер Дзордзис Фукас) в нише юж. стены близ юго-зап. угла между прп. Стефаном Новым и Ефремом Сирином; в трапезной Хиландара (1622, мастер Георгий Митрофанович) между прп. Давидом Скитником и прп. Феодором Студитом. Его образ как пример ангельского подобия мог быть помещен в один из куполов в многоглавом монастырском храме, как, напр., в юго-зап. куполе лити/экзонартекса Кутлумуша (1539/40, мастер монах Макарий) между прп. Иоанникием Великим и прп. Павлом Латрийским.

http://pravenc.ru/text/2578583.html

Об освобождении от трудного рождения жен. Пресвятей Богородице Феодоровской, августа 16-го. О том же Великомученице Екатерине, ноября 24-го Аще возненавидит муж жену свою неповинно Св. мученикам Гурию, Симону и Авиву, ноября 15-го. О сохранении здравия младецев. Пресвятой Богородице Тихвинской, июня 26-го. О том же. Праведнику Симеону Богоприимцу, февраля 3-го. О избавлении младенцев от родимца. Св. великомученику Никите, сентября 15-го. О исцелении младенцев от оспы Мученику Конону соврийскому, марта 5-го. О просвещении разума к учению грамоте Св. бессребникам Косьме и Дамиану ноября 1-го О изучении иконного писания Св. апостолу Иоанну Богослову, сентября 26-го. О сохранении от внезанные без покаяния смерти Священномученику Садофу, октября 19-го. О том же. Великомучен. Варваре, декабря 4-го. О том же. Священномученику Харлампию, февраля 10-го О избавлении от муки без покаяния. Преподобному Паисию великому, июня 19-го О прогнании лукавых духов от человек и скотов. Преподобн Нифонту, декабря 23-го. О том же Святителю Марофу, февраля 16-го. О избавлении от блудные страсти Преподобн Мартиану, февраля 13-го. О том же Преподобн. Иоанну многострадатель-ному, июля 18-го О том же. Св. мучен. Фомаиде, апреля 14-го. О избавлении от винного запойства. Мучен. Внифантию, декабря 19-го. О том же. Преподобн. Моисею Мурину, августа 28-го О сохранении от пожара или молнии. Пресвятой Богородице неопалимой купине, сентября 4-го. О том же Святителю Никите Новгородскому, января 31-го О бездожии и ведре Св. пророку Илии, июля 20-го. О избавлении от потопления на воде, и бед и печаль. Святителю Николаю чудотворцу, декабря 6-го. О избавлении от скотского падежа. Святителю Модесту, декабря 18-го. О том же. Священномученику Влассию, февраля 11-го. О избавлении от падежа конского. Мученикам Флору и Лавру, августа 18-го. О сохранении скота от съедения зверей. Св. великомученику Георгию, апреля 23-го. О обрет. украденных вещей и бежавших рабов. Мученику Феодору Тирону, февраля 17-го. О том же. Мученику Иоанну воинственнику, июля 30-го.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

иерархии. В этом деле принимал участие и наш автор. «Вы, писал он Я. И. Бардовскому в июле 1821 г., из числа тех немногих, которые чувствуют подлинную цену Нилова устава. Я настоял о помещении его в Историю иерархии и сам работал над сводом различных списков и над объяснением некоторых слов. При печатании сего устава в Ист. рос. иерархии 136 заказал на свой счет отпечатать оного особою книжкою 50 экз. Дарил ее всем, по мнению моему, понимающим духовность. Но от одного только покойного Ив. Вл. Лопухина получил благодарность. Прочие называли его темным, непонятным и даже мечтательным. Вот какою кажется мудрость духовная сынам века сего! Я исполню ваш совет о похвалении сего устава в словаре моем. Но в статье российской Иерархии о Нилове ските (мною же писанной) я только назвал оный достопримечательным. Мы с прсосвященным Амвросием составили целый 7-ой том к Истории рос. иерархии, заключающий в себе все уставы русских монастыреначальников. Но наши цензоры тогда сочли его не достопримечательным для публики. Заметьте, что может и прадеды наши не постигали цены устава Нилова, ибо Нил у нас не причтен в святые» 137 . Приготовленная совместными усилиями Евгения и Амвросия, VII ч. Истории рос. иерархии начала даже печататься (всего отпечатано 20 листов in qu, стр. 1–819). Один из экземпляров ее хранится теперь в Моск. Румянцевском музее под 1419 (по каталогу рукописей и книг В. М. Ундольского). Сюда вошли уставы: 1) преподобн. Варлаама, Хутынского новгородского чудотворца (стр. 1–5), 2) преподобн. Кирилла, Белоозерского чудотворца (стр. 5–12), 8) преподобн. Евфросина, псковского чудотворца (стр. 12–41, из библ. Новг. Соф. собора), 4) Иосифа Волоколамского (стр. 41–256, – из Новг. Соф. библ.), 5) Даниила, м. всероссийского (стр. 256–278), и 6) какой-то «обители пресв. Богородицы честного Ее Успения» (стр. 279–319). Устав «старца Евфросина, зовомого Елизаря» или его «Изложение общежительного пребывания» сохранился в двух копиях и в Киево-Соф. соборн. библиотеке 185 и 262). На первой из них рукою Амвросия замечено: «Читано с подлинным 1814 г.».

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Б. Средства борьбы с блудною страстию 1. Молись о помощи к Богу и святым Его Первое средство к побеждению в себе блудной страсти есть молитва. «Возведи горе, если можешь, учит св. отец (св. Иоанн Лест.), душевное, а если нет, то наружное око; неподвижно, в образ креста, держи руки, чтобы крестным образом посрамить и победить тебе Амалика. Возопий к Могущему спасти, употребляя не ухищренные выражения, но смиренные речения, начиная так: помилуй мя, яко немощен есмь ( Nc. VI, 3 ). Тогда опытом познаешь силу Вышнего и невидимо невидимою помощию прогонишь невидимых». Тогда не будешь говорить: нет сил бороться: в Боге найдешь эту силу. Так молитвою обезоруживали духа блудного св. Иаков персянин, преподобная Мария египетская и другие великие подвижники. I. Преп. Максим исповедник советует молиться против блудных помыслов словами пророка Давида: радосте моя, избави мя от обышедших мя ( Пс. 31, 7 ) и преп. Иоанн Лествичик приводит образец такой молитвы против помыслов блудных: Боже, с помощь мою вонми ( Пс. 62, 2 ). Полезно в этом случае призвать на помощь тех святых, которые подвизались особенно за целомудрие и чистоту. Так преп. Даниил скитский приказал брату, борцмому от блуда, молиться, призывая на помощь св. муч. Фомаиду, за целомудрие пострадавшую, – и молиться так: Боже, за молитвы мученицы Фомаиды помози мне. И сей брат, помолившись так у гроба мученицы, тотчас избавился от блудной страсти. Хорошо также призывать в молитве преподобн. Моисея Угрина и Иоанна и преподобн. Мартиниана. (Д-ко). 2. Читай св. писание и др. душеполезные книги Чтение полезных книг приносит различную пользу. Занимая ум, оно предохраняет нас от дурных желаний и мыслей. Полезное чтение, рождая здравые мысли, заставляет глубже вникнуть в то, о чем бы мы без него и не подумали. Настраивая душу к благоговению пред Создателем, закрывая вход в нее всему грубому и безнравственному, оно возносит ее в мир духовный. Из всех чтений самое действительное и ни чем незаменимое – это чтение слова Божия. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности. Да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен ( 2Тим. 3, 16, 17 ). Ибо слово Божие и действенно, и острее всякого меча обоюдуострого: оно проникает до разделения души и духа, составов мозгов, и судит помышления и намерения сердечные ( Евр. 4, 12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Четвертый день. Преподобн. Иоанникий Великий. (Грех зависти). I. Преподобный Иоанникий, память коего совершается ныне, жил во 2-й половине IX века по Р. Христове в Греции и первое время провел на царской службе в воинском звании. Он был сначала заражен ересию иконоборческою, но обличенный одним прозорливым иноком, жившим на Олимпийской горе, оставил ересь и всю суету мира, удалился на эту гору и здесь неослабною борьбою с своими страстями, неусыпными трудами, бдением и молитвою достиг святости и прославился как великий подвижник и чудотворец. Много народу приходило к святому подвижнику для назидания и испрошения у него святых его молитв и ходатайства пред Богом, – много духовных щедрот и благодеяний изливалось от преподобнаго. Еще в самом начале своего подвижничества, встретив двух пустынных иноков, преподобный Иоанникий получил от них, вместе с молитвенным благословением на подвиг, и пророческое предостережение, что к концу жития ему будет учинено искушение от завистливых людей. Это действительно и случилось. На той же Олимпийской горе пребывал в иноческих подвигах другой подвижник, по имени Епифаний. Слыша о возрастающей славе препод. Иоанникия, Епифаний позавидовал ему и умыслил погубить его. Однажды во время бездождия, когда вся растительность на горе высохла и вокруг келлии Иоанннкие было много сухих деревьев, Епифаний поджог сухую траву внизу горы и вся гора быстро воспламенилась. Одному только Богу был обязан препод. Иоанникий своим спасением: не только он сам не пострадал, но и его келлия чудесным образом осталась невредима среди пламени. Кроткий и незлобивый Иоанникий, желая узнать причину гнева Епифаниева и чтобы испросить у него прощение, если в чем-нибудь он согрешил пред ним, отправился к своему зложелателю. Какова же сила злобы, пораждаемой завистию! Увидав препод. Иоанникия, Епифаний ударил его жезлом своим, имевшим острый наконечник, желая убить его, но опять был посрамлен Богом, спасающим праведных от озлобления злых человеков. II. Видите, братие, до какого ожесточения может довести человека зависть! По истине эта страсть есть самая богопротивная :

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

«Имена Печерским Св. отцем Киевским Чудотворцем». «Страны правыя». «1. Преп. Антоний. Сед, брада до персей, мало остра. В схиме, риза препод., дичь, красен, испод киноварь разбелена. В левой руке свиток. Схима зелень, испод схимы – кудерцы видет». «2. Преп. Феодосий. Надсед, брада мало поменьше Антониевой, но покруглея. Власы с ушей повились. Схима на плечах лазорева. Риза багор темен, испод бакан. В левой руке свиток, а правая молебна». И т. п. На этой же стороне писаны подобия: «Препод. отец дванадесять муровщиков церкви Киевопечерския». Например, «Первый сед, плешив, аки Иоанн Богослов, на плечах клобук черной. Риза препод. Испод бакан. Руки у сердца сложил вместо». «Левыя страны святые». «1. Св. Феофил, епископ Новогородский. Сед, брада Сергиева, поуже, на конец поострей. На главе шапка. Риза святительска, во амфоре. Обема рукама держит Евангелие. Верх киноварь, испод лазорь». И т. п. Из шестидесяти пяти лиц левой стороны обращаю внимание на следующие: «8. Преп. Феодор, Князь Острожский. Надсед, брада меньше Сергиевой, на конец космами, власы с ушей. На плечах клобук черной, риза преподобническая. Испод лазорь. Руки накрест, держит у сердца». «16. Св. Ульяния, Княгиня Ольшанская, аки Варвара. Приволока лазорева. Порфира камка – бакан. Власы по плечам. На главе венец царский». «53. Преп. Илия Муромец. Надсед, брада Феодосиева, разсохата. Власы с ушей на плечах. Клобук черн. Риза преподобн. Испод вохра» 363 . Как первоначально в Греции иконописный подлинник возник из менологиев или святцев и составлял часть Пролога, так и у нас впоследствии он осложнялся и развивался в связи с приведением в общую известность местно-чтимых русских угодников. Так называемая Книга, глаголемая о российских святых, начала XVIII в., о которой было уже говорено в другом месте, предлагает следующие заметки об иконописном подобии, там и сям присовокупленные к сведениям о местных святых земли Русской 364 . 1) Великий Новгород. Препод. Эфрем Перекомский. «Рус, что Ефрем Сирин . В схиме, ризы преподобн.».

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010