архимандрит Иоанникий (Коцонис) Слово о преподобнической кончине Преподобный отец наш Павел Ксиропотамский был чудотворцем. Он исцелил царя Романа Старшего в Константинополе, страдавшего смертельной болезнью, принял от него в подарок часть Животворящего Креста и на царские деньги восстановил монастырь Ксиропотам 279 . Когда приблизилась кончина святого, лицо его просияло, как солнце, и от этого сияния все присутствующие пали на землю. Таким ярким светильником добродетели, жертвенности и пустыннолюбия был преподобный Павел, строитель двух царских монастырей. В монастыре Ватопед жил и тот преподобнейший просмонарий 280 , слышавший голос от иконы Пресвятой Богородицы, Которая сказала ему о том, что он проживет еще один год и должен готовиться к расставанию с этой временной жизнью. Накануне своей кончины он вновь слышал голос, что пришло ему время отойти ко Господу. К сожалению, ничего не сохранилось из многочисленных наставлений о священном безмолвии старца Дамаскина из Святой Анны, потому что не нашлось человека, который записал бы то, чему учил старец. А свою земную жизнь закончил он так. Было время Великого поста, 6 марта, и по древним традициям никто не выходил из своей каливы. Геро-Дамаскин, получив извещение от Бога, что настал последний день его земной жизни, послал за послушником отца Мины, геро-Онуфрием, который, придя, увидел его плачущим. – Что с тобой, геро-Дамаскин, почему ты плачешь? – спросил он его. – Геро-Онуфрий, я тебя очень прошу, возьми эту книгу преподобного Ефрема и храни ее, потому что я умираю нераскаянным. Геро-Онуфрий в недоумении сказал ему: – Геро-Дамаскин, столько лет ты в безмолвии, столько людей благодаря твоим поучениям спаслись и достигли святости, и ты говоришь, что ты не покаялся? – Да, геро-Онуфрий, я не покаялся, потому что я должен был умереть послушником старца Мины и быть сокрытым в каливе и неизвестным для людей, ведь похвалы являются препятствием к спасению для истинного монаха. Геро-Онуфрий спустился в каливу к отцу Мине и рассказал ему обо всем. Тотчас же они поднялись вместе в каливу геро-Дамаскина и нашли его уже умершим. Совершив погребение, они вернулись в свою каливу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

архимандрит Иоанникий (Коцонис) Слово о божественных видениях В ангельский чин монашествующих по временам вступали и лица, занимавшие высокое политическое или социальное положение в обществе, например, цари, царицы, их наследники, князья и княгини. Преподобный Павел Ксиропотамский был сыном императора Михаила Куропалата 269 , который, будучи не в силах видеть несправедливости и бесчинства людей своего времени, отказался от власти и стал монахом. Матери преподобного, дивной Прокопии, до рождения сына было явлено некое откровение. Она видела, как на снопе пшеницы родила ягненка мужеского пола. По рождении на него напали два льва, которых агнец отразил Честным Крестом и умертвил их. Два льва означали диавола и мир, которых победил святой, этот кротчайший и мужественный агнец Христов. Своими медоточивыми словами он напитал многие души, как бы давая им снопы духовной пшеницы и хлебы благодати. Когда преподобный Григорий Синаит удалился со Святой Горы, вслед за ним отправился в путь и его ученик Марк Простой. Покидая Святую Гору, он вдруг услышал голос и обернулся посмотреть, кто его зовет. Тогда он увидел странные и удивительные вещи. Вся Святая Гора от одного края до другого была застроена и выглядела как одна высокая крепость с огромными башнями. За стенами крепости возвышались золотые палаты, прекрасные и величественные, в которых восседала Царица Небесная, Пресвятая Богородица, а бесчисленные лики Архангелов, Ангелов и монахов непрестанно воспевали Ее. Преподобный отец наш Антоний Русский Есфигменит 270 жил в XI веке. Оказавшись в Константинополе, он встретился там с афонскими монахами, произведшими на него большое впечатление своей добродетелью и благоговением. Узнав от них о высоте монашеского жительства, Антоний пришел на Святую Гору и поступил в послушание к игумену монастыря Есфигмен. После трехлетнего испытательного срока он был пострижен в монашеский образ. Небесное видение убедило его старца послать Антония в Россию для пользы многих душ и устроения равноангельного жительства, которое было неизвестно в этой бескрайней и только что обратившейся ко Христу стране 271 . И действительно, преподобный Антоний по молитвам афонских преподобных отцов и братий основал в окрестностях Киева монастырь, игуменом которого назначил преподобного Феодосия.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

28-е Св. Ап. от 70: Прохора, Никанора, Тимона и Пармена Из числа первых семи диаконов Апостольской Церкви ( Деян.6:5 ), Прохор был спутником Ап. Петра и потом Иоанна Богослова; основал епископскую кафедру в Никомидии и, проповедуя в Антиохии, убит язычниками. Никанор убит Иудеями тогда же, как пострадал и Стефан архидиакон. Тимон епископствовал в Бостре Аравийской, а Пармен в подвигах проповеди скончался мученически и похоронен в г. Соли, на о. Кипре. Воспоминаются в соборе LXX 4 января, Никанор – 28 дек., а Тимон – 30 декабря. Преподобного Павла Ксиропотамского Павел, в мире – Прокопий, был сын Греческого императора и Михаила Куропалата, прозванного Рангавеем. Рождение его радостно и торжественно праздновал Константинополь; между тем, не царская слава, но сияние в убогой кельи, превышающее своим тихим блеском всякую славу мирскую, предстояло впоследствии дитяти, рождённому для престола... Едва только Прокопий был отнят от груди, отец его, благочестивый, миролюбивый человек, тяготясь придворными смутами и вообще всей суетой мирской, тем более ощутительной, чем выше поставлен человек по своему положению, отказался от престола и поступил в выстроенный им самим монастырь, названный – Мирелеон, где и скончался в иночестве. Престол после Михаила Куропалата занял Лев Армянин и, опасаясь в малолетнем Прокопии будущего соперника в правах на престол, он решился изувечить его посредством варварского оскопления. Прокопию предоставлены были однако же средства к высшему образованию, которым он, благодаря своим природным богатым умственным дарованиям, соединённым с благодатными душевными свойствами, унаследованными от благочестивых родителей, превосходно воспользовался, так что не замедлил прославиться среди современного мира. Но, умудрённый и умственным и душевным своим развитием, Прокопий рано сознал всю пустоту блеска и величия земного; тяготился он и своей собственной славой и даже боялся её, как опасного искушения для естественного человеческого самолюбия, и потому решился оставить мир.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Н.С. Посадский Подвижники благочестия Святой Горы Святая Гора Афон – земной Удел Преблагословенной Владычицы Богородицы. Она, Царица Небесная, как любящая Матерь, покрывает святогорских иноков Своей любовью и заботой. И по непреложному слову Приснодевы Гора Афонская, как светоч Православия, рассадник благочестия и средоточие православного подвижничества, пребудет таковой до скончания века. Многие тысячи иноков, уязвленные горячей любовью к Сладчайшему Иисусу и Его Пречистой Матери, проходили здесь спасительный подвиг пламенной молитвы за весь мир. Многие святогорцы прославлены в лике святых. Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев ( Пс. 67:36 ). Много угодников Божиих – святителей, преподобных и праведных – своей благочестивой подвижнической жизнью прославили Творца и Создателя всяческих. Словно яркие звезды сияют они на церковном небосклоне, указывая путь к Солнцу правды – Христу Богу, Сладчайшему Иисусу. Вот и Собор Афонских святых, просиявших подвигами в избранном Уделе Приснодевы Богородицы, яко огнезрачный столп света, руководит новоблагодатный Израиль – всех православных христиан на пути к вечной жизни. Преподобному Петру в темнице явился вместе со свт. Николаем Чудотворцем св. Симеон Богоприимец, коснулся жезлом колод узника, и они распались, после чего святой вывел его на свободу. Св. Петр ушел на Гору Афонскую, там явилась ему в небесной славе Пресвятая Богородица и сказала: «Афон называется Моим вертоградом. Много люблю Я место сие, и здесь иноки будут служить Богу. Я сподоблю их великих дарований, и они получат от Меня великую помощь и облегчение в болезнях, трудах и бранях». Здесь, на Афоне, преподобный подвизался пятьдесят три года. За все это время он не видел людей, терпел великую брань от бесов, постоянно пребывая в посте и молитве. Ангел Божий хранил его и питал манной с неба. Преподобный Павел Ксиропотамский был очень образованным человеком, происходил из знатного рода, но по любви к Богу переменил богатую одежду на старую и бедную и ушел на Святую Гору, где в обители Ксиропотам предался постническим и молитвенным трудам. Постелью для него была земля, возглавием – камень, многими слезами и молитвой стяжал он благодать Святого Духа. Усердием прп. Павла была восстановлена из развалин обитель Ксиропотам и соборный храм, где хранится честное Древо Креста Господня. Здесь собралось множество иноков, которые славили Бога. Кроме того, преподобный основал еще одну обитель на подгорье Афона, удобную для совершенного безмолвия и уединения, куда собралось шестьдесят иноков.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Искусство ОШКИ муж. мон-рь во имя св. Иоанна Предтечи (X-XVI вв.) Ишханской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) ПАВЕЛ (Конюскевич (Канючкевич) Петр; 1705 - 1770), митрополит Тобольский и Сибирский, свт. (пам. 4 нояб., 10 июня - в Соборе Сибирских святых, 28 авг. в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих,15 июля - в Соборе Киевских святых и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Галицких святых) ПАВЕЛ (XIII-XVII вв.?), Киево-Печерский, Послушливый, прп. (пам. 10 сент., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) ПАВЕЛ (X в.), прп. Ксиропотамский (пам. 28 июля - в Соборе Афонских преподобных), предполагаемый основатель мон-ря Ксиропотам ПАВЕЛ (1317-1429), основатель Павлова Обнорского во имя Святой Троицы мужского монастыря, прп. (память 10 янв. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ПАВЕЛ I ИСПОВЕДНИК († 350 или 351), свт. (пам. 6 нояб.; пам. зап. 7 июня), еп. К-польский; занимал кафедру трижды (ок. 336/7 или 340-341, 342, 346-350), видный представитель правосл. партии в арианских спорах ПАВЕЛ (Моисеев Иван Яковлевич; 1849-1918), архим., прмч. (пам. 17 сент., в Соборе святых Архангельской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПАВЕЛ ФИВЕЙСКИЙ [Анба Була] († 40-е гг. IV в.), прп. (пам. 15 янв.; пам. копт. 2 амшира (27 янв.); пам. зап. 10 янв.) ПАВЛОВЕЦ Никита Иванов Ерофеев († 24.03.1677), иконописец, жалованный мастер Оружейной палаты Московского Кремля ПАИСИЙ (Гавренев Павел Иванович; 1397 (?) - 1504), Угличский, прп. (пам. 8 янв., 6 июня, в Соборе Ростово-Ярославских святых - 23 мая и в Соборе Тверских святых - в 1-е воскресенье после 29 июня) ПАИСИЙ (Яроцкий Прокопий Григорьевич; 1821 - 1893), юродивый, рясофорный инок Киево-Печерской лавры, прп. (пам. 17 апр. и в Соборах Киевских и Полтавских святых), юродивый, рясофорный инок Киево-Печерской лавры

http://pravenc.ru/rubrics/123062_53.html

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 14 дней Афон, новости 22.07.2018 Новая иконография - это всегда мучительный процесс творческого поиска, проб и ошибок. Так что когда появляется плод такого творчества - новая икона, хочется порадоваться за сестер обители и поздравить их с завершением работы! 20.07.2018 Путь к мощам св. апостола Якова был непростым испытанием для древних паломников. Самым сложным этапом паломнического пути было миновать сами Пиренеи, поэтому с веками в горах на этих тропах возникали христианские храмы и монастыри. 08.07.2018 Надо понимать, что наше занятие - не направлено против кого-то или в защиту каких-то текстов. Это продолжение полемики свт. Григория Паламы и Варлаама, а также прп. Симеона Нового Богослова и Стефана Никомидийского. Речь идет не о цитатах, а о направлении мысли. Мы анализируем столкновение двух точек зрения: 06.07.2018 1-2 июля 2018 года на Святой Горе Афон состоялись торжества, приуроченные к 500-летию прибытия в Россию инока Ватопедской обители преподобного Максима Грека, сообщает Патриархия.ru. В 1518 году по просьбе великого князя Василия III монах Максим приехал в Москву, где приступил к переводу и редактированию духовных книг. 03.07.2018 19 июня/2 июля 1889 года печальные редкие удары колокола возвестили братии Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря и близлежащим окрестностям о кончине великого афонского старца и игумена русской святогорской обители схиархимандрита Макария (Сушкина). 03.07.2018 Старец Иосиф Ватопедский долгие годы был духовником многих святогорцев. Его рассказы о Иосифе Исихасте и личный подвиг жизни стали тем самым Живым Преданием, которое является подлинным законом жизни Святой Горы. 21.06.2018 17 июня 2018 года состоялись торжества общецерковного прославление афонского старца преподобного Василия (Кишкина) Площанского. 19.06.2018 В этом году в состав новой Эпистасии вошли: о. Стефан Хиландарский, о. Павел Ксиропотамский, о. Никодим Святопавловский, о. Паисий Григориатский. Генеральным секретарем избран о. Косьма Симонопетрит.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=1&pid=15

7. В назидание юношам не хочет знать своих родителей и т. д. Да, именно от того. Начало премудрости, говорит Соломон, страх Господень ( Притч. 1:7 ); а в злохудожну душу премудрость не внидет. Да, если юноша подлинно хочет быть счастливым и в науках иметь успех, непременно, прежде и паче всего, должен утвердить в сердце страх Божий и быть благочестивым. Только при этих условиях истинная наука дается, и счастие такому сопутствует. Доказать это не трудно. „Преподобный Павел Ксиропотамский, Афонец, в юности достиг до такой степени образования, что все мудрецы того века уступали ему право на славу и удивление современного света.» А почему? Потому что был благочестив; ибо памятниками его высокого образования остались для нас – слово на Введение Пресвятой Богородицы, канон сорока мученикам и канон честному кресту (Пат. ч. I,. стр. 64–65). Таким образом, поскольку он имел в сердце страх Божий, то Господь и умудрял его. Преподобный Афанасий, тоже Афонец, ранее семи лет отдан был в научение книжное. И что же? Он понимал уроки столь легко, что ему дивились и учителя и его товарищи. Какая же была причина сего? Та, как говорит списатель жития его, что отличительными чертами его возраста были: скромность во всем его поведении, благочиние, великое воздержание (Пат. ч. I, стр. 75). Или возьмем для примера Савву, Архиепископа Сербского. Когда он достиг отроческих лет, его отдали в научение Божественных книг и он в детстве еще изумлял каждого разумом и еще юный взошел в разум священных книг, которые непрестанно читал, заимствуя из них начало премудрости–страх Божий, и разгораясь день ото дня Божественною любовью, как бы огнь прилагал к огню (Пат. ч. I, стр. 192). Отсюда уже само собою понятно–за что дана была Савве премудрость. Итак вот где, братия, заключается разгадка того, почему Святым и наука давалась, и в обществе они делались примерными людьми! И вот где объяснение того, почему нынешним юношам и наука подчас не дается, да и от поведения их, если не сами они пока, так многие плачут. Первые, как видите, основывали дом свой на камне, а последние на песке; первые жили в Боге и для Бога, а последние в угождении лишь миру и плоти; первые заботились прежде всего о воспитании своего духа в страхе Божием, а последние лишь о наслаждениях чувственных. Да, грустно и стыдно часто становится, глядя на нынешнее молодое поколение. Какое различие, какая бездна между юношами нынешними и юношами христианскими первых веков! Там юноша представляется ангелом Божиим, а здесь, весьма часто скоморохом, скорбью родителей, вредным членом общества. Раскрывайте все это, братия, нынешним молодым людям чаще; указывайте им всю бездну зол, в которую впадают они, удаляясь от Бога; и убеждайте их стать на правый путь примерами Святых. Молодое сердце восприимчиво; может быть, Господь даст, они и послушают слов ваших, и из чад тьмы, соделаются сынами света. Господи, призри на них, и обрати их к Себе! Утверди стопы их в истине и благочестии и да пойдут непреткновенно в заповедях Твоих. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

Преподобный Павел Ксиропотамский + Православный Церковный календарь Праздники и посты в 2022 году. Новый стиль Старый стиль Преподобный Павел Ксиропотамский Дни памяти: 13 июня (Афон.) , 28 июля Прп. Павел Ксиропотамский Преподобный Павел Ксиропотамский (Х век), в миру Прокопий, был сыном Константинопольского императора Михаила Куропалата, который впоследствии сложил с себя царское достоинство и принял иночество в построенном им монастыре. Получив блестящее образование, Прокопий стал одним из ученейших людей своего времени. Его Слово на Введение во храм Пресвятой Богородицы, канон Сорока мученикам, канон Честному Кресту и другие труды снискали ему заслуженную славу. Но ученость и почетное положение в свете не увлекли Прокопия. Оставив все мирское, сменив богатые одежды на нищенское рубище, он ушел на Святую Гору, на место Ксиропотам, построил себе келлию в развалинах разоренной обители, основанной некогда царицей Пульхерией в честь 40 мучеников, и принял от пустынника Космы постриг с именем Павел. Из смиренномудрия преподобный никому не открывал своей учености. Слава о строгой жизни Павла быстро разнеслась по всей Святой Горе. Его стали называть Павлом Ксиропотамским, а обитель, где он подвизался, и доныне носит название Ксиропотам (Сухой поток). Вступивший в то время на престол император Роман, родственник святого Павла, через Прота Святой Горы упросил святого прибыть в Константинополь и устроил ему пышную встречу. Смиренный Павел, не изменяя своему иноческому долгу, с крестом, в разодранной рясе явился среди придворного блеска и великолепия. Свою славу избранника Божия святой Павел подтвердил, чудесно исцелив тяжело заболевшего императора Романа, возложив на него свои руки. Но суета придворной жизни, обещанная признательным императором, не прельстила святого, и он вернулся на Святую Гору, испросив у царя лишь одну милость – восстановить Ксиропотамскую обитель. По возобновлении монастыря и освящения соборного храма на святом престоле была возложена часть Честного Древа Животворящего Креста Господня, переданная святому Павлу императором Романом.

http://days.pravoslavie.ru/Life/life4326...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Павел Ксиропотамский, прп. - житие Преподобный Павел Ксиропотамский, в миру Прокопий, был сыном Константинопольского императора Михаила Куропалата, который впоследствии сложил с себя царское достоинство и принял иночество в построенном им монастыре. Получив блестящее образование, Прокопий стал одним из ученейших людей своего времени. Его Слово на Введение во храм Пресвятой Богородицы, канон Сорока мученикам, канон Честному Кресту и другие труды снискали ему заслуженную славу. Но ученость и почетное положение в свете не увлекли Прокопия. Оставив все мирское, сменив богатые одежды на нищенское рубище, он ушел на Святую Гору, на место Ксиропотам, построил себе келлию в развалинах разоренной обители, основанной некогда царицей Пульхерией в честь 40 мучеников, и принял от пустынника Космы постриг с именем Павел. Из смиренномудрия Преподобный никому не открывал своей учености. Слава о строгой жизни Павла быстро разнеслась по всей Святой Горе. Его стали называть Павлом Ксиропотамским, а обитель, где он подвизался, и доныне носит название Ксиропотам (Сухой поток). Вступивший в то время на престол император Роман, родственник святого Павла, через Прота Святой Горы упросил святого прибыть в Константинополь и устроил ему пышную встречу. Смиренный Павел, не изменяя своему иноческому долгу, с крестом, в разодранной рясе явился среди придворного блеска и великолепия. Свою славу избранника Божия святой Павел подтвердил, чудесно исцелив тяжело заболевшего императора Романа, возложив на него свои руки. Но суета придворной жизни, обещанная признательным императором, не прельстила святого, и он вернулся на Святую Гору, испросив у царя лишь одну милость - восстановить Ксиропотамскую обитель. По возобновлении монастыря и освящения соборного храма на святом престоле была возложена часть Честного Древа Животворящего Креста Господня, переданная святому Павлу императором Романом. Вскоре Ксиропотамская обитель наполнилась множеством иноков, желавших вверить себя руководству святого подвижника, но преподобный Павел, поручив управление монастырем одному из братии, удалился в отдаленную пустыню. Его строгое безмолвие было вновь нарушено учениками, не желавшими покидать своего старца. Тогда Преподобный испросил у императора средств для постройки новой обители. Так был основан святым Павлом монастырь во имя святого великомученика и победоносца Георгия. Первым настоятелем нового монастыря стал сам преподобный Павел, который и туда принес частицы Честного Древа Креста Господня.

http://pravicon.com/info-3124

архимандрит Иоанникий (Коцонис) Слово о дарованиях Святаго Духа Незадолго до своей смерти палестинский подвижник Савва Освященный 345 сказал своим ученикам: – Через много лет сюда придет поклониться царский сын из Сербии, который будет носить мое имя – Савва. Ему вы отдадите икону Пресвятой Богородицы «Млекопитательница». Когда он поклонится моему гробу, на него упадет мой жезл, который вы дадите ему как благословение, чтобы он правил народом Божиим. Когда об этом услышал преподобный Иоанн Дамаскин 346 , который подвизался в Лавре Саввы Освященного, то просил, чтобы тому же человеку, святому Савве Сербскому , была передана и икона «Троеручица», исцелившая его усеченную руку. И действительно, случилось так, как предсказал преподобный. Когда примерно через шесть веков в Святые Места пришел поклониться святой Савва Сербский , он получил две иконы и жезл, которые и перенес в келлию Преображения в Карее, где тогда подвизался. Эта келлия с того времени называется «Патерица» 347 или, по-другому, «Типикарница», потому что вместо обычных богослужений в ней ежедневно прочитывается вся Псалтирь и совершается литургия 348 . Икона Пресвятой Богородицы «Троеручица», монастырь Хиландар Источник Господина Исаии Святой Павел Ксиропотамский, основатель двух монастырей – Ксиропотама 349 и Святого Павла, был, как его называли, «величайшим из философов» 350 в Византии. Достойно восхищения его Слово на Введение во храм Пресвятой Богородицы, а также каноны по гласам на память сорока мучеников и ямбический канон Честному Кресту. Преподобный и богоносный отец наш Максим Кавсокаливит буквально утопал в море дарований, которые подает неисчерпаемый Источник благодати и которыми были украшены все святые. Однако преподобный Максим имел и одно особое дарование, подаваемое лишь немногим. Он перемещался по воздуху! Летал, переносился по воздуху из одного места в другое. Это была птица небесная и в прямом, и в переносном смысле. Очевидцем и свидетелем такого удивительного полета был сам составитель жития святого, митрополит Феофан Перифеорийский. Вот как он сам описывает этот факт:

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010