Преп. Савва написал первый устав последования церковных служб, известный под именем Иерусалимского (или Типика св. Саввы). Скончался в 532 году, имея 94 года от рождения. † Преставление преп. Нектария Бительского Когда Турки намеревались захватить Битель, мать Николая, впоследствии Нектария 101 , работая на гумне, забылась кратким сном и видит: Пречистая повелевает ей бежать с мужем и детьми и скрыться где либо; Турки, говорила Пречистая, готовы захватить всю область. Когда удостоившаяся видения объявила о том мужу, – немедля ни мало вся семья оставила родное место; Турки вслед затем разграбили и опустошили Битель 102 , а благочестивая семья спасла жизнь свою от страшных дикарей. Родитель Николая был уже в преклонных летах и потому с согласия жены поселился в обители бессребреников, находившейся на горе, соседней с Бителем; он взял с собой и сына Николая. Здесь принял он иночество с именем Пахомия и усердно подвизался для Господа. Местные христиане имели доброе обыкновение уделять часть плодов земных в пользу монастыря бессребреников, награждающих так чудно любовь к ним. Николай, стремясь к жизни высшей и тревожась посещением мирян, пошёл в Афон. Здесь он просил подвижника Дионисия принять его под своё управление. Когда Дионисий спросил совета на то у старца Филофея, тот, лично незнакомый с Николаем, назвал по имени и его и отца его и с любовью принял его в свои послушники. Вскоре Николай принял иночество с именем Нектария и безусловно предал себя воле старца Филофея. Напрасно дух злобы старался возмутить Нектария против старца; не успев в том, он возбудил злобу в другом послушнике старца против самого Нектария: тот прямо стал говорить Филофею и Дионисию, что, если не отошлют Нектария, он убьёт Нектария. Напрасно старцы вразумляли несчастного и просили его усмирить сердце своё; – чтобы дать место гневу, старцы предложили Нектарию удалиться на время от них, пока придёт в себя завистливый брат. Нектарий перешёл к проту Даниилу. Когда же умер блаженный Филофей, Дионисий, не вынося более дурного нрава послушника, сказал ему: пусть идёт куда хочет, а к себе принял Нектария. Дионисий и Нектарий занимались рукоделием и, питая себя, уделяли милостыню бедным. Блаженный Дионисий, исполненный дней, скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В августе 1503 года Геннадий подписался под определением собора не брать пошлин за ставленнические дела ни епископу, ни его казначею и дьяку (секретарю), что было полезною мерою против крика еретиков. В июне 1504 года великий князь вызвал Геннадия в Москву, и здесь архиепископ подал владыке грамоту, которою отказался он от управления епархиею и решился «жить в монастыре иночески, в покорении и послушании». У ревностного архипастыря много было врагов: и еретики, и невежи попы с их покровителями, и псковичи. Конечно они-то воспользовались произволами дьяка его, оклеветали блаженного архипастыря пред великим князем, и он решился удалиться в уединение 965 . Местом уединения избрал он Чудов монастырь, где так много трудился он для святителя Алексея. Здесь он «преставился к Богу» 4 декабря 1505 года 966 ; честное тело его положено было в Михайловском храме, на том самом месте, где лежало нетленное тело святителя Алексия до перенесения его в новый храм святителя Алексия 967 . Писания блаженного Геннадия назидательны и для времен последующих. Он не поблажал в современниках страсти к обрядной набожности и осуждал пользовавшихся этою страстью для личных выгод. Не обратят ли этого в наставление себе промышляющие наружною цивилизациею? В прибавлении к пасхалии его написано: «Обоя единако судити. Занеже трегубое аллилуйя, а в четвертое – слава Тебе, Боже, являет Триипостастного Божества и нераздельного. А сугубое аллилуйя являет в двух естествах едино Божество. Ино как молвит человек мыслию, так и добро». В той же пасхалии член веры о Святом Духе читается так: «и в Духа Святого Господа Животворящего» 968 . День пятый Преставление преподобного Нектария Бительского Когда турки намеревались захватить Битель, мать Николая, впоследствии Нектария 969 , работая на гумне, забылась кратким сном и видит: Пречистая повелевает ей бежать с мужем и детьми и скрыться где-либо; турки, говорила Пречистая, готовы захватить всю область. Когда удостоившаяся видения объявила о том мужу, – не медля нимало вся семья оставила родное место; турки вслед за тем разграбили и опустошили Битель 970 , а благочестивая семья спасла жизнь свою от страшных дикарей.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Период 2. Монгольский. От опустошения России до разделения митрополии (1237–1410). М., 1888. Сношения с Грецией; о богослужебных книгах, полученных с Афона; о переводах на Афоне греческих сочинений: с. 57, 64–65, 95–97. Период 4. Период патриаршества (1588–1720). М., 1888. Поездка Суханова на греческими рукописями: с. 231–232. Период 5. Синодальное управление (1721–1826). М., 1888. О Паисии Величковском : с. 217. 868 . – Святые южных славян. Опыт описания жизни их. Отд. 1–2. Чернигов, 1865. То же. Изд. 4-е... Описание жизни их. С рис. акад. Ф. Г. Солнцева. СПб., 1894. 312, II, V с. О святом Савве, архиепископе Сербском: с. 13–24; о преп. Симеоне – Стефане Неемани, владетеле Сербском (отце св. Саввы): с. 44–53; о священномученике Никите: с. 71–72; о преподобном Феофиле Мироточивом: с. 132–135; о преп. Никодиме: с. 136–137; о св. Никодиме, архиепископе Сербском, чудотворце: с. 175–177; о блаж. Иоанне Кукузеле: с. 190–192; о преподобном Козме Отшельнике: с. 209–212; о преподобном Игнатии: с. 226–229; о мученичестве 26-ти зографских иноков: с. 229–231; о преподобном Евфимии, основателе Дохиарского монастыря: с. 269–270; о преподобном Нектарии Бительском: с. 300–301; о преподобном Григории, основателе Григориата: с. 301–302; о святом Даниле, архиепископе Сербском: с. 306–310. 869 . Φлоринский Т. Д. Афонские акты и фотографические снимки с них в собраниях П. И. Севастьянова. Библиогр. разыскание. СПб., 1880. 106 с. (ЗИФФ, ч. 5). Описано 38 документов Хилендаря, 5 – Зографа, 1 – Святого Павла. 870 . Фонкич Б. Л. Библиотека Лавры Святого Афанасия на Афоне в X–XIII вв. – В кн.: Палест. сб. Вып. 17. Л., 1967, с. 167–175 с илл. 871 . – Материалы для истории греческих средневековых библиотек. Библиотека Иверского монастыря на Афоне в конце XV – начале XVI вв. – «Вести. Отд-ния обществ, наук АН ГрузССР», 1, с. 193–194. То же. – В кн.: Палест. сб. Вып. 23. Л., 1971, с. 26–27. 872 . – Переводческая деятельность Евфимия Святогорца и библиотека Иверского монастыря на Афоне в начале XI в. – В кн.: Палест. сб. Вып. 19. Л., 1969, с. 165–170.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Они пели свою песнь, перелетая с цветка на цветок, собирая драгоценный нектар. Кто может поведать нам об этом чудном пении, о чём поют пчёлы, может быть они славят своим жужжанием Того, кто даровал им жизнь, эту прекрасную поляну, этот чудный цветочный нектар. Спускаясь с поляны по узкой извилистой дорожке к водоёму, нельзя не восхититься красотой, широтой и величественностью русской реки. Здесь свежо и легко дышать. Где-то невдалеке слышны задорные и веселые крики деревенской ребятни, купающейся в речке, рёв коров, идущих на водопой, крики пастухов. Всматриваясь в водную и прозрачную гладь, можно заметить стайку мальков, они весело кружатся друг против друга в причудливом танце. Вдалеке же видна рыба покрупней. Выплывая из глубины, она выплескивается вверх из воды, а затем снова уходит вниз на дно, оставляя после себя водяные кольца. Идя по речному песку вдоль берега, можно повстречать рыбаков, которые с раннего утра уже здесь в ожидании удачной поклёвки. Вот прилетела стайка чаек, они прохаживаются по песчаному берегу, исследуют его, а, возможно, просто ищут, чем поживиться после незадачливых рыбаков. А вот и рыбаки. Старик с седой бородой в рыбацком картузе, а рядом с ним рыжеволосый мальчик лет семи в одних шортах и тельняшке. Они, закинув свои удилища, притаились, сосредоточив всё своё внимание на своих самодельных поплавках. Кто знает, может им сегодня повезёт. Во всей этой обыденной и повседневной красоте, которую мы перестали замечать, нельзя не увидеть самого Господа, Творца этой красоты. Ведь всё, что мы видим, сотворено Им для нашего с вами блага, для нашего счастья. Но и эта земная красота должна нам напоминать и о неземной райской красоте, которую уготовил Господь избранным во царстве своем. Уже становится жарко. Лето... Благодать Господня. Всякое дыхание да хвалит Господа. К оглавлению   Говорят, что чудес не бывает   В беседе с простыми людьми, особенно с людьми пожилого возраста, можно услышать много интересного и назидательного. Вот рассказ ветерана Второй мировой войны (передаю его по памяти).

http://moral.ru/propoved/Prop_Semenov-1....

Богомудрое о Бозе твое житие воспеваем блаженне Нектарие, имже объюродил еси безумие мира сего в мудрости же Божественней преславное показал еси возрастание, темже источи нам сладость Божественнаго познания вопиющим тебе: Радуйся, Божественныя радости сладость вкушаяй. Радуйся, мирских скорбей горечь истребляяй. Радуйся, мировоние Духа Святаго обоняяй. Радуйся, мудрование духа лукаваго обличаяй. Радуйся, от Бога приемый дары многоразличныя. Радуйся, имиже исцеляеши недуги многоболезненныя. Радуйся, яко тобою к Премудрости Божественней приближихомся. Радуйся, яко тобою безумий мирских избегохом. Радуйся, блаженне Нектарие, Оптиной пустыни благоухание. Кондак 13 О богоблаженне отче Нектарие, яко миро честно стяжахом тя, яко благоуханный нектар воспеваем тя. Темже злосмрадных дел твоим предстательством избави нас и благоуханными твоими молитвами нас богоприятны Богу соделай да сладкогласно с тобою поем Ему: Аллилуиа. [Сей кондак глаголется трижды.] [Далее повторяем 1е икос и кондак:] Икос 1 От корене благочестия процвел еси, отче Нектарие, потоки евангельскими напаяемь и страхом Божиим окормляемь издетска, яко непорочный агнец от матере в дар Богу принеслся еси, яко всесожжение тучное. Мы же воню обоняюще трудов твоих, похвальная тебе зовем: Радуйся, благочестивых родителей процветение. Радуйся, боголюбивых ревнителей приращение. Радуйся, добродетелей цветозлачное одеяние. Радуйся, добровонное целомудрия помазание. Радуйся, яко в дому Божии приметаяйся издетска. Радуйся, яко в раю сладости вчинивыйся изрядне. Радуйся, кореню, напояемый водами веры. Радуйся, грозде источаяй вино надежды. Радуйся, блаженне Нектарие, Оптиной пустыни благоухание. Кондак 1 Богоблаженному старцу Нектарию яко благоуханному крину Оптины пустыни, иже источает божественный нектар духовнаго жития и благовонит им Церковь Божию, похвальная принесем пения, ты же, отче богомудре, от моря суетствий и бед многоразличных избави стадо твое любовию тебе зовущее: Радуйся, блаженне Нектарие, Оптиной пустыни благоухание. Молитва

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Николай 6 февраля 2013, 19:16 6) Перечитал свою писанину, и вспомнил слова про пчел и мух: пчела, даже залетев на помойку, найдет цветок, соберет нектор и сделает мед, а муха, даже залетев в цветник, найдет какашку и наестся г..мна. Так может я муха, и везде гадости ищу? Вот о. Андрей собрал нектар положительных моментов для полезного размышления с образов, выросших в навозе сюжета " Трех мушкетеров " (навозе - с моей точки зрения). А я все про негатив пишу? Надеюсь, таки я не муха. Просто у меня есть выбор, с чьих сюжетов и героев собирать нектар. И лучше я еще раз перечитаю произведения Константина Симонова, Ольги Берггольц, Анны Ахматовой, Василия Шукшина, Николая Лескова... А сколько замечательных наших украинских авторов? Поэт Василь Симоненко, писатели Виктор Безорудько, Олесь Гончар, Николай Винграновский, Юрий Мушкетик... Проблема лишь в том, что не так широко многие их произведения известны, как эти мушкетеры, и дискуссии в интернете может не получиться - потому и берет о. Андрей, идать, всем известные вещи. Чтобы была какая-то точка соприкосновения с нами, чтобы было о чем поговорить. А еще - за несколько лет до революции Оптинские старцы советовали учить детей искусству. Любовь к прекрасному становилась прививкой против пошлости и безвкусицы во всем, воцарившейся после победы большевиков. Может, нас и не ждет что-то такое, но любовь к прекрасному ведь не помешает, верно? Спасибо о. Андрею за такой толчок, дающий возможность по-новому взглянуть на старое! Николай 6 февраля 2013, 19:16 5) Интересное обсуждение пошло, и я вспомнил повесть Джеймса Крюса " Мой прадедушка, герои и я " . Он же - автор повести " Тим Талер или проданный смех " , по которому у нас снят детский фильм " Проданный смех " . Кстати, про смех: а повесть-то оказывается не такая уж и детская! Полезно и в зрелом возрасте прочесть. Ну да ладно, вернемся к " Мой прадедушка, герои и я " - там мальчик с прадедом " сидят на больничном " и со скуки пишут стихи и рассказики и разбирают по косточкам свои и классические сюжеты о самых разных героях - прямо как у нас! И где-то с кого-то слетает ореол славы, а где-то незаметный персонаж второго плана, напротив, оказывается самым настоящим героем. Вещь тоже универсальная - и детям, и взрослым. Вот кого рекомендую почитать!

http://pravoslavie.ru/59210.html

Используя различные методы, черпая знания из разных источников, но не без разбора, афонец сравнивает себя с трудолюбивой пчелой, собирающей нектар многих цветов: «…хотех и аз пчелам поревновати, летающим убо по всяким цветом,, но не от всех събирающим мед» (14,/, 236). Образ «делолюбивой пчелы», чрезвычайно популярный с древности, ассоциировался на Руси с имевшим широкое хождение сборником сентенций древних и средневековых авторов, преимущественно греческих, получившим аналогичное название. Сам же образ пчелы приписывался Исократу: «Яко же бчелу видим по всем садом и зельем летающе, от когождо их полезная приемлюще, такоже и уноши учащеся философьи и на высоту мудростью хотяще възити и отвсюду лучыпая сбирають» (104, 167). Сборники подобного рода, кроме краткого имеющие и пространное название: «Речи мудрости от еуангелья и от апостола и от святых мужь и разум внешниих философ», были весьма распространены в средние века. Они отражают еще один путь развития философского знания — афористический. Что касается Грека, то он, собирая нектар мыслей, более всего ценит из древних философов Сократа, Платона и Аристотеля («мнящиеся честнейший и истиннолюбнейшии еллинских философов из средневековых — Августина («муж философ изящен во- всех, и книги его нарочитейшии, и веяния мудрости и пользы духовныя исполнены» — там же, 343) и Иоанна Дамаскина («иже всякия философии и богословия верх достиже» — 14,  3, 66); из современных ему — Савонаролу («преполон всякиа премудрости и разума» — там же, 195). Каждый человек, считает Максим, должен найти свое жизненное предначертание. Обрести его можно просвещением собственного разума. Главное, что почерпнул Грек из чтения мудрых книг, — это понимание источника своего призвания. Нужно, полагает мыслитель, понять, в чем состоит даруемое свыше «даяние благо» и «дар совершен» (1 Кор. 12, 1 — 11). «Даяние благо» суть «душевныя добродетели, сиречь смысл, мужество, правда, целомудрие, кротость…» (14,/, 377). «Дар совершен» — это «слово премудрости», «слово разума», дар пророчества, исцеления, толкования языков (14,  3, 88). Многие обладают душевными добродетелями, но мало кто имеет совершенный дар быть искусным в духовной деятельности. Различны дары духа, проистекающие от Параклита, но смысл их один • — просвещать человечество, что является высшим призванием таланта и гения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=886...

И еще: целебный нектар пчела собирает не с одного-единственного растения. Она не пропускает и скромные полевые, и изысканные, выращенные трудами человека цветы, и медоносные травы, и высокие деревья. Так и в духовном поиске: вполне разумно быть пчелой, собирая нектар премудрости Божией и у богатых простотой старцев, и у святых архиереев, и у богословов, искушенных в самых сложных научных дисциплинах. Потому, чтобы дополнить начатый эскиз такой насущной темы добра и зла, неправды и истины рельефными красками и важными деталями, добавлю к притче старца Михаила несколько мыслей святителя Феофана Затворника. Как-то врезались в память его удачные емкие, образные высказывания… Святые Отцы Церкви учат, что зла не существует, зло не является чем-то материальным, зло — это состояние , в котором пребывает человек, отвернувшийся от Бога. Зло — как болезнь, как паразит, существующий за счет того, на чем паразитирует. Точнее, зло есть определенное состояние воли человека. Зло есть бунт против Бога. И, как ни печально, человек сам дал место злу в своей воле и ввел его в мир. Правда, человек, по природе расположенный к познанию Бога и любви к Нему, выбрал зло, потому что оно ему было подсказано. В этом — роль диавола. Он — отец зла. Лукавый предложил — человек согласился. Не по принуждению согласился, а по вольной воле, потому и виноват пред Богом. Зло имеет свое начало в грехе одного ангела — Денницы, ставшего диаволом. Он возгордился и захотел быть богом сам по себе. Потому гордость — корень всякого греха. Святитель Феофан Затворник пишет: Вот так и живет человек, ища счастья на земле, забыв о небе, об Отце Небесном, о Любви истинной, любя больше всего на свете самого себя и наслаждаясь своими грехами. Как же мы хотим добиться правды вокруг себя, когда нет ее в нас самих?! Потому сказал нам Христос: «Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Мф. 7, 5). Или словами богомудрого старца: не ищи правды на земле, а ищи ее в себе!

http://pravoslavie.ru/147124.html

В Библии есть и большее чудо: ослица учила пророка, который ехал на этой ослице, но ехал не туда, куда нужно. Бог отверз ей уста и она обличила пророка Валаама (Числ. 22:20–33). Но Бог может говорить не только через людей и животных, но и через растения. «Посмотрите на лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них (Мф. 6:28-29). И Бог творит чудеса, Бог через растения говорит людям и всем на земле. Каждый год 21 ноября (4 декабря по новому стилю) на праздник Введения во храм Пресвятыя Девы Марии, Богородицы, в один и тот же день, в холод, и в мороз, распускаются вербы, это чудо наблюдается в это время всеми, наипаче около храмов, и не только прихожанами. Уже было бы чудо, если бы вербы распускались в один и тот же день, летом, или весною, в теплое время года, в южных странах, при ярком солнце. Но вербы распускаются в ночное время, и в мороз, при любой погоде, в странах северных, где в это время температура воздуха на улице опускается до -20 градусов мороза. О чем говорят эти распускающиеся вербы? О Боге всемогущем. О приснодевстве Богоизбранной отроковицы. Итак, Бог говорит через Свои творения. И говорят сами творения. И есть языки животных и растений, языки звучащие, видимые и благоухающие, обоняемые. Язык дельфинов свидетельствует не только о разуме их, но наипаче о промысле Бога, Творца всех творений, всех языков. Ибо все творения говорят, и даже кричат. Крик ворон, мычание коров, лай собак, жужжание насекомых – это их языки, внятные и нам. Языком некоторых животных являются и их рога и копыта и зубы. Некоторые животные скалят зубы и кричат, чтобы оградить себя от нападения. Угрожая рогами, коровы говорят: не подходи ко мне, если ты не хозяин или хозяйка, которые кормят меня. И есть языки растений, языки видимые, или языки слышимые запахами. Языки растений понимают пчелы, они, услышав запах издалека и увидев цветок, летят за нектаром, и, прилетая в улей, другим пчелам рассказывают и даже показывают своим языком, жужжанием и телодвижениями, где собирать нектар. Собирая нектар, эти животные совершают опыление растений. Две пользы сразу, дар Божий промыслительный.

http://ruskline.ru/analitika/2024/03/31/...

Воспоминания об отце Серафиме собираются, как нектар. Подлетает пчела к цветку, собирает нектар, а потом из него получается мед. Я был у отца Николая Гурьянова , он обнял книгу об отце Серафиме, вернее, рукопись, на тот момент был только первый типографский оттиск, потом прижал ее к сердцу и сказал: «Береги эту драгоценную книгу». Книгу об отце Серафиме читаешь и с радостью, и со слезами. О ней хочется говорить непрестанно, показывать ее друзьям и знакомым, делиться ею, как великим сокровищем. Ее читаешь не разумом, а сердцем. Она вся пронизана светом, теплом и любовью, она очень искренняя. Об отце Серафиме вспоминают и миряне, и широко известные пастыри Русской Православной Церкви. Все с любовью и благоговением. Республиканская общественная организация фонд «Искусство во имя Христа» (Крым, Украина) наградил в 2004 году иеродиакона Софрония благодарственной грамотой за книги: «Белгородский старец архимандрит Серафим (Тяпочкин)», «Священномученник Онуфрий (Гоголюк), архиепископ Курский и Обоянский». Международный фонд «Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного» и «Центр Национальной Славы России» наградил иеродиакона Софрония почетной грамотой за активное участие во Всероссийском крестном ходе «Владивосток-Москва, за Веру и Верность» и руководство крестным ходом «Архангельск-Москва» (по Ярославской, Костромской и Ивановской епархиям). По благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия 2, посвященных 2000-летию Рождества Христова. 103 Глинская мозаика. Воспоминания паломников из Глинской пустыни (1942–61). – М.: Паломник, 1997. – 224 с. 104 См. обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия 11 к председателю Совета по делам религии. Московский Церковный вестник сентябрь 1990, с. 2 105 Схиархимандрит Феофил (Россоха) духовно окормлялся у архимандрита Серафима (Тяпочкина) В 2010 году исполнилось 82 года со дня рождения схиархимандрита Феофила 107 Архимандрит Адриан (Кирсанов) – духовный сын архимандрита Серафима (Тяпочкина). 57 лет отец Адриан подвизается в монастырях, из них 21 год в Свято-Троицкой Сергиевой лавре и 36 – в Свято-Успенском Пскова-Печорском монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010