Глава 7. Переход иеромонаха о. Макария (Иванова) из Площанской пустыни в Оптинский скит ради сожительства с старцем о. Леонидом. Их взаимные отношения; единомыслие и единомудренность обоих старцев в отношении к их духовным детям. Влияние старца о. Леонида на посторонние обители мужские и женские Сейчас мы встретились с именем только что прибывшего из Площанской пустыни в Оптинский скит на жительство иеромонаха о. Макария (Иванова) . О нем по ходу времени и скажем несколько слов. Отец Макарий, как упомянуто выше, монах-подвижник, давно уже был в самых близких отношениях с старцем о. Леонидом, проведшим полугодичное время в Площанской пустыни, продолжая духовное общение с ним и по отбытии его в Скит, посредством переписки. И хотя о. Макарий очень любил Площанскую пустынь и, может быть, никогда бы не расстался с ней, но его пламенная любовь к старцу о. Леониду, мужу облагодатствованному, с высоким даром духовного рассуждения, а кроме сего еще и неприятные, несродные его духу обстоятельства побуждали его решиться навсегда проститься с своим родным гнездом, где он провел много лет и возродился духовно. Известно, что о. Макарий при своей склонности к жизни подвижнической не имел способности и влечения к делам хозяйственным. Между тем в 1831 году по распоряжению епархиального начальства он одновременно назначен был членом двух комитетов, – по перестройке Севского училищного корпуса и по построению вокруг Севского женского монастыря каменной ограды. Заскучал он этим несродным его духу занятием, выражаясь в письме к старцу о. Леониду так: «Завязался комитетами». Мало того, – в октябре того же года Орловский преосвященный Никодим, отправляясь на чреду в Св. Синод, неожиданно для о. Макария вызвал его в Орел и взял с собой в С.-Петербург в должности казначея и эконома, в каковой он и пробыл почти целый год, до 21-го октября 1832 г. По пути из Орла в С.-Петербург о. Макарий имел утешение заехать в Оптину Пустынь (находившуюся в полуверсте от большого Киевского тракта) повидаться и проститься, а кстати и посоветоваться с своим духовным наставником и другом, старцем о. Леонидом. По прибытии же в столицу он вскорости со скорбию писал к Старцу: «Вижу себя весьма неспособным к распоряжению по части экономической, а паче когда все еще неустроено. И что будет далее со мной, не знаю; но буди воля Божия!» В дальнейших же своих письмах из Петербурга к старцу о. Леониду о. Макарий постоянно выражал скорбь души своей о лишении пустынного жительства и о тяжести постоянного пребывания в молве и попечениях града, столь несогласных с его душевным устроением.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

составитель Терещенко Т. Н. САМОУКОРЕНИЕ Во всех твоих письмах не видно самоукорения и смирения, приличествующего для нашего монашеского звания, которое может нас и устроить в благоделании, и успокоить, но в твоем устроении все тебе кажутся виновными в твоих скорбях и озлоблениях, одна ты права во всем и от всех истязанная и оскорбленная. Поэтому вижу ты, ежели читаешь отеческие писания, то, видно, или не понимаешь, или не хочешь им последовать, или вовсе не читаешь отеческих книг, а потому и ничего не понимаешь и, мняся быти мудра, объюродела 72 (прп. Макарий, 20). Когда будешь укорять себя, а не случаи (которые Промыслом Божиим устраиваются), то скорей успокоишься, ибо тут приобрящешь смирение, а ежели опять будешь извинять себя слабостью чувств, то этим Божия правосудия и Промысла не увидишь здесь, и тяжелее может быть (прп. Макарий, 20). Всеми мерами старайся стяжавать противоположное гордости – смирение, и как оно приобретается, учись в книгах святых отцов: всегдашнее самоукорение – ближний к нему путь (прп. Макарий, 20). Старайся стяжать во всем самоукорение и смирение, то и внимание будешь иметь, и стражу за своими сердечными движениями (прп. Макарий, 20). Зазрение себя и самоукорение во всем приносит смирение, а оно сохранит мир (прп. Макарий, 20). Из писем ваших вижу ваше немощное устроение, еще не можете вкушать твердой пищи и горького пития укоризн и досад, но ведь еще время делания и посева, а не жатвы и обирания плодов бесстрастия. Когда смиренными помыслами себя укоряли и убеждали, тогда чувствовали и облегчение брани, но вознадеясь тонко об этом успокоении, особенно при виде оскорбившего лица, восставала брань. Потреба велия смирения и да не надеющеся будем на ся, но на Бога 73 (прп. Макарий, 20). Ты видишь, отчего вы стали мирнее: ты пришла в самопознание, увидела свою вину, стала укорять себя; полагаю, что и она прибегла к тому же средству. Это самое и сокрушило силу врага, старающуюся возмутить душевное ваше устроение. Если ты будешь продолжать сознавать свои немощи, укорять себя и смиряться, то, хотя бы она и не имела этого, довольно и с твоей стороны духовного, смиренного мудрования, чтобы сокрушить коварства вражии. Если она имеет в характере своем скорость и суетливость, но ведь намерение ее клонится к доброй стороне; и когда придет тебе помысел от врага судить ее действия – укори себя в чувстве души, и вражеский прилог отойдет (прп. Макарий, 20).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

составитель Терещенко Т. Н. СЛЕЗЫ Холодность твоя в молитве да покрывается и заменяется смирением вместо смущения о том, что нет у тебя теплоты и слез в молитве, слезы же легкомысленных людей паче надымают; ты теперь, не имея слез, невольно сознаешь свою нищету, а при них мечтала бы и о богатстве духовных дарований, я не приписываю тебе хвалы за холодность, но небезопасно полагаться и на слезы, по слову святого Лествичника: «Не верь тем слезам, которые текут прежде очищения твоего», – ежели бы истинно смирилась, то и слезы могли бы явиться, как и в блаженствах сказано: после нищеты духовной плач (см. Мф. 5, 3–4 ) (прп. Макарий, 20). Не верь тем слезам, которые текут прежде, нежели ты от всех грехов совершенно себя очистил (прп. Макарий, 20). Говорите, что нет слез, и сердце какое-то каменное, и не знаете, как Господа умолить? Не ищите слез, это особенное дарование Божие, но памятью грехов своих имейте смирение, которое привлечет к вам милость Божию, а без смирения и слезы не помогут, а только приведут в самомнение, потому Господь и не дает их, чтобы не возгордились, а если будете иметь залог смирения, то и при дарованиях не возгордитесь (прп. Макарий, 20). Ты скорбишь, что нет слез, но слезы без смирения могут более повредить, нежели воспользовать (прп. Макарий, 20). Опасно предаваться слезам, по-видимому, и духовным, пока не внидем в страну смирения (прп. Макарий, 20). Приятно чувства утешительные иметь, но опасно, как бы не увлечься в обольщение и в мнение о себе; враг не дремлет влагать мысли гордые; надо блюсти сердце от высокоумия. В то время, конечно, видим свою худость и недостоинство, а после и представится обнадеживание на оные чувства. Пока не стяжем истинного смиренномудрия, то в беде есмы; да мы еще не очистились плачем страха от страстей, как же смеем мечтать о слезах любви? Бога ради остерегайся (прп. Макарий, 20)! Когда мы в тех, которые по Бозе кажутся себе плачущими, узрим гнев и гордость, то слезы таковых должны почитать за неправильные, – что общего у света с тьмою ( 2Кор. 6, 14 ) (прп. Макарий, 20)?

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

составитель Терещенко Т. Н. СПАСЕНИЕ Души спасти – не лапоть сплести (прп. Лев, 22). Бог печется и промышляет о нас более, нежели сами мы, Он устраивает наше спасение, однако ж не хочет, чтобы мы искали его в здешней отраде, но в скорбях, в теснотах и в болезнях. С ослабой ли вошли в Царство Небесное отцы и матери наши? Не паче ли тесным и прискорбным путем прибрели его? Они скорбели, но не стужали и не малодушествовали, и это служило им отрадой в лютейших скорбях, душевных и телесных, по претерпении которых и совершенном смирении получили и совершенное успокоение, и даже духовное дарование (прп. Макарий, 20). Ты описываешь свои неисправности и не видишь надежды спасения в делах своих. Плоха нам надежда на дела наши. Хоть бы и были они, то без любви и смирения никакой пользы от них не получим, а смирение и одно сильно спасти нас; об этом надо попещись – стяжать оное, и надежду на заслуги Спасителя нашего и на Его милосердие (прп. Макарий, 20). Я не думаю, что вы полагаете свое спасение в исполнении правил, но предостерегаю вас от этого. И не только не надеяться на правила и на дела, но даже и на духовные дарования, – много и этим были обольщаемы, но на милосердие Божие возлагать надо [надежду] о своем спасении. Надо и делать, но с великим смиренномудрием (прп. Макарий, 20). Начало нашего спасения состоит в искреннем сознании своей греховности и проистекающем отсюда самоукорении и смирении себя пред Богом и людьми. Сердца сокрушенного и смиренного Бог не уничижит ( Пс. 50, 19 ). И при этом надо иметь самоотвержение, т.е. отвергнуться своей воли и разума и повиноваться начальствующим и наставникам, как учат святые отцы (прп. Макарий, 20). Спасение наше состоит в вере и в уповании на милосердие Божие, предании в Его святую волю себя и всех нас (прп. Макарий, 20). В чем же состоит успеяние нашего спасения? Как вы полагаете? В том ли, чтобы проходить большие подвиги и думать, что мы уже успели и находимся на пути спасения, и этим утешаться? Нет, успеяние нашего спасения состоит в смирении. Когда мы, и делая благо, не полагаем во оном надежды спасения, но считаем себя землей и пеплом. Когда же мы, делая, что благо, возомним о себе нечто, тогда отнимается от нас сила к творению благого и попускается побеждаться страстями, дабы смирили свое мудрование, почитая себя хуже всякой твари. Или вы не знаете, что Господу Богу приятнее грешник с покаянием, нежели праведник с гордостью? Теперь понимаете ли вы, что обеты монашеские и сама одежда есть нам помощь к стяжанию смирения (прп. Макарий, 20)?

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

составитель Терещенко Т. Н. УНЫНИЕ Видите, что не должно приходить вам в уныние при прохождении вами подвигов, но иметь надежду на благость Божию, оных же не оставлять по силе своей и возможности. Явно, что враг ратует вас помыслами, будто бы никакой пользы не получаете от прохождения оных, ибо, прекратив их, повергает уже свои горькие плевелы, различные помыслы и страсти, с чем согласно пишет святой Исаак Сирин : «Не о правилах истяжен нас Господь в День тот, но как с оставлением их входят в нас нечистые помыслы» (прп. Макарий, 20). Скука и уныние, бываемые с вами, не что иное, как брань монашеская, ко искусу вам посылаемая. Святые и великие мужи были этими бранями искушаемы, но еще не в такой мере, а непомерно сильнее, и этим наказывалась их к Богу любовь, то и вы в посещении вас ими не пренемогайте 138 , но мужественно стойте, терпя, – и облак уныния разженется, и воссияет свет, тишина и спокойствие (прп. Макарий, 20). Мрачность-то духа, хотя и ко искусу посылается иногда, однако все надо испытать: не за гордость ли посылается? И надо смириться (прп. Макарий, 20). Во время сухости и томности также не должно падать в ров уныния и отчаяния, не искать в себе того, чего мы недостойны – великих дарований Божиих, а успокаиваться на смирении, считая себя недостойным оных (прп. Макарий, 20). Предлагаю совет против уныния: терпение, псалмопение и молитва (прп. Макарий, 20). От уныния спасай себя, как от недуга блудного. Он из числа семи смертоносных страстей (прп. Макарий, 20). Под бременем должности мужайся о Господе и внутренний крест уныния неси в терпении и благодарении милосердого Бога, посещающего нас скорбными наведениями. Ему приятны человеки не в покое и веселии, но в пещи смирения, которое оправдывает судьбы Вышнего с благодарением. По множеству же болезней в сердце утешения возвеселят душу твою. Уповай на Бога, а не унывай! От Того спасение (прп. Моисей, 20). Ты затрудняешься чувствованием духа уныния. Неудивительно. Наш непрерывный подвиг не с ним одним, но и с седьмоглавым, а трусить не должно, не на свою смотря немощь, но на Божию силу. Господь просвещение мое и Спаситель мой: кого убоюсь? Господь защитник жизни моей: кого устрашусь ( Пс. 26, 1 )? Я заметил в себе, что уныние нездравые и мрачные производит помыслы, и когда увлекаюсь ими со сложением, усиливаю тем дух уныния, когда же глаголами псаломника ободряю себя, говоря: Почему прискорбна ты, душа моя? и почему смущаешь меня? уповай на Бога ( Пс. 41, 6 ), – то тем выдерживаю подвиг, обретаю облегчение и успокоение. И ты, брат, возмогай о Господе – и будешь видеть спасение Его, только отнюдь не ищи своей воли. Не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца ( Ин. 5, 30 ), – сказал Господь (прп. Моисей, 20).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Читайте отеческие книги; в их учении найдете себе вразумление и укрепление (прп. Макарий, 20). Прошу вас, Бога ради, читайте Слово Божие и отеческие наставления почаще, обрящете пользу, найдете там, что один путь к спокойствию – терпение и смирение (прп. Макарий, 20). Продолжайте читать духовные книги, которые могут вас вразумить и наставить на истинный путь; их надобно читать не раз, а многократно, потому что в них всегда пища души (прп. Макарий, 20). Читая духовные книги, прилагайте более к себе, а не к другим в них написанное, а иначе вместо того, чтобы приложить пластырь к своим язвам, налагаете вредный яд, и более оные [язвы] растворяются (прп. Макарий, 20). Когда будешь читать духовные книги и, что можешь, понимать, по силе исполняй, тогда и дальше Бог откроет: «Смиренным открываются таинства» (прп. Макарий, 20). Жажда твоя к чтению книг духовных похвальна, но только не надо ограничиваться одним чтением, а простираться и на делание; а делать надо все со смирением. От чтения же и та польза бывает, что, видя высоту жительства [святых] и познавая свою немощь, невольно должна смиряться и этим привлекать на себя благодать Божию и помощь в делах наших. Однако не надо высокомудрствовать, что ты читаешь (прп. Макарий, 20). Ко чтению себя принуждайте, которое мрак души прогонит (прп. Антоний, 20). Чтение духовных книг советую вам не оставлять, ибо бывает иногда и одна строка, прочитанная в добрый час, оценится дороже всего годового издания и останется навсегда в памяти (прп. Антоний, 20). Усердно прошу вас, как искреннего друга, не набивать головы своей пустошью и вздором, но употребить память свою на прочтение книг, наиболее духовных и назидательных (прп. Антоний, 20). Ничто столько не утешало душу мою и не успокаивало ее, как всегдашнее чтение книг духовных, которые попеременно я прочитывал, а некоторые места, замечая, и повторял, дабы долее в памяти моей могли сохраниться. Ибо и овечки, по насыщении своем, обыкновенно прежнюю пищу пережевывают, подавая тем пример, дабы и мы, вкушая нетленную пищу, то есть читая или слушая Слово Божие, оное почаще пережевывали, сиречь со вниманием и рассуждением в памяти своей слышанное обносили и нравственность свою поправляли (прп. Антоний, 20).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

11.10 Собор преподобных Оптинских старцев Тропарь, глас 6: Православныя веры светильницы,/монашества непоколебимии столпи,/земли Российския утешителие,/преподобнии старцы оптинстии,/любовь Христову стяжавшии/и души своя за чада полагавшии,/молитеся ко Господу,/да утвердит земное Отечество ваше в Православии и благочестии//и спасет души наша. Кондак, глас 3: Воистину дивен Бог во святых Своих,/пустынь оптину якоже вертоград старчества явивый,/идеже богопросвещеннии отцы,/тайная сердца человеческаго ведуще,/народа Божия печальницы доблии явишася:/сии бо на путь покаяния грехом отягощенныя наставиша,/в вере колеблющияся светом Христова учения просветиша/и Божии премудрости научиша,/страждущим и немощным спострадаша и исцеления дароваша./Ныне же, во славе Божии пребывающе,/молятся непрестанно о душах наших. Собор преподобных Оптинских старцев Собор преподобных Оптинских старцев. Составляют четырнадцать святых: преподобный Лев (†1841, память 11 октября), преподобный Макарий (†1860, память 7 сентября), преподобный Амвросий (†1891,. память 10 октября и 27 июня), преподобный Моисей (†1862, память 16 июня), преподобный Антоний (†1865, память 7 августа), преподобный Иларион (†1873, память 18 сентября), преподобный Анатолий (†1894, память 25 января), преподобный Исаакий (†1894, память 22 августа), преподобный Иосиф (†1911, память 9 мая), преподобный Варсонофий (†1913, память 1 апреля), преподобный Анатолий (†1922, память 30 июля), преподобный Нектарий (†1928, память 29 апреля), преподобноисповедник Никон (†1931, память 25 июня), преподобномученик Исаакий (†1938,. память 26 декабря). Преподобный Лев (в миру – Лев Данилович Наголкин) родился в 1768 году в городе Карачеве Орловской губернии. В 1797 году Лев Данилович поступил в Оптину пустынь. В 33 года он был пострижен в монашество с именем Леонид и принял священство. Монашеский путь отец Леонид проходил в различных обителях под руководством старцев схимонаха Феодора и иеросхимонаха Клеопы – учеников преподобного Паисия Величковского (†1794, память 15 ноября). Вернувшись в 1829 году в Оптину пустынь и приняв здесь постриг в великую схиму с именем Лев, он стал основателем и вдохновителем старчества. В первое время старчество подвергалось кривотолкам, притеснениям и гонениям, и преподобному Льву пришлось вынести многие и горькие скорби: недоброжелатели обвиняли его в самовольном нарушении монашеских правил, в лжеучении, в возмущении монастырской жизни. Ему запретили принимать людей, но жаждущие получить от него духовную помощь преодолевали все запреты и преграды. Старец, исполненный Христовой любви к ближним, говорил: «Я к себе никого не зову, а кто ко мне приходит, тех гнать от себя не могу. Особенно в простонародии многие погибают от неразумия. Как могу презреть их вопиющие духовные нужды?» Со словами: «Ныне со мной милость Божия!» – иеросхимонах Лев скончался 11 октября 1841года.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

архим. Агапит Глава XI. Старец Макарий – продолжатель литературных трудов молдавского старца Паисия Величковского по изданию в свет святоотеческих писаний Упомянув в предыдущей главе о некоторых скитских монахах, получивших в свое время хорошее школьное образование, которые под непосредственным надзором блаженной памяти старца Макария занимались изготовлением к печати рукописей известного великого старца Паисия Величковского , не неуместно здесь будет поговорить и о самих этих книжных занятиях; так как они имеют свою небезынтересную историю. Выше мы видели, что старец Макарий, живши еще в Площанской пустыни около своего старца схимника о. Афанасия, ученика Паисиева, нашел у него верные копии со всех переводов святоотеческих книг старца Паисия, как вновь сделанных, так и исправленных сим последним, и что списывание их долго было любимым его келейным занятием. Таким образом, в келейной библиотеке старца Макария давно уже обретались верные копии: а) с исправленных старцем Паисием древних славянских переводов писаний преподобных отцов – Макария Великого , Иоанна Лествичника и Варсануфия и Иоанна и б) с переведенных им самим книг преподобных – Максима Исповедника слово по вопросу и ответу, Феодора Студита с новогреческого языка, житие Григория Синаита , слова Григория Па-ламы и некоторые другие творения св. отцов-подвижников. Всеми этими сокровищами духовного разума старец Макарий всегда как сам пользовался, так и независтно делился ими со всеми, искренно желавшими и искавшими духовного назидания и спасения, вовсе не смея, по собственному его признанию, помышлять об издании их в свет. Он был доволен и всегда благодарил Бога и за то, что удостоил его стяжать такие сокровища – одни собственными трудами, то есть перепискою, а другие – как воздаяние за сыновнюю его любовь к старцу Афанасию по кончине сего последнего. Прилежное чтение и изучение о. Макарием этих святоотеческих писаний, а также и собеседования о духовной жизни с духовно опытными мужами при строго внимательной, смиренной жизни были причиною того, что всеблагий Господь, видя его благую ревность ко спасению и чистоту сердца, просветил ум его к ведению Божественных и святоотеческих писаний. Когда же о. Макарий перешел в Оптинский скит и подвизался в сообществе со старцем Леонидом, который был учеником схимонаха Феодора, также близкого ученика Паисиева, он еще более преуспел в этом ведении. И таким образом Господь приуготовил его быть продолжателем начатых старцем Паисием книжных трудов.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

составитель Терещенко Т. Н. ДЕЛА Когда будем при всех своих начинаниях вещи и дела относить не к своему искусству мнимому, но к содействующему всемогущему Промыслу Божию, то невидимо и нечувствительно Всемогий Господь благопоспешит во всем и устроит (прп. Лев, 30). Вы упрекаете себя за увлечение в житейские хлопоты. Да как же быть? Житейское море всегда волнуется, а вы в нем плаваете, пристанища еще не видно. Когда же вам приходит в мысль огонь, поедающий дела на земле, то, верно, ослабляется пристрастие ваше к вещественному и ум более в духовную сферу облекается. Что бы мы ни делали, ни замышляли, а не должно забывать, что прах ты и в прах возвратишься ( Быт. 3, 19 ), душа же переселится в ин мир духовный, и что здесь посеет, то там и пожнет – или благое, или злое. В недостатке добрых дел да прибегаем к смирению, которое сильно ходатайствовать о нас ко Господу, да и при добрых делах оно нужно, необходимо, ибо дела без него бесполезны (прп. Макарий, 20). Говоришь, что иначе живешь в монастыре и ничего хорошего из своей жизни не видишь. А если бы ты видела хорошую свою жизнь, то возгордилась бы и еще больше прогневала Бога. Надо делать хорошее, но не видеть этого и не думать, а считать себя последней всех. Вот это будет Богу благоугоднее (прп. Макарий, 20). В этом-то и делание наше должно быть, чтобы считать себя хуже всех: тогда Бог оправдает… Советуй почаще почитывать о смирении, о самоукорении, о терпении: то, может быть, и водрузится в сердце память о них, а при случае дела и помощь получат, приготовился и не смутился ( Пс. 118, 60 ), а когда случится смутиться, то и на это есть средства: смущен я был и не говорил ( Пс. 76, 5 ). Вот это будет подвиг и делание духовное! (прп. Макарий, 20). Ищущим спасения и не достигающим его делами Господь Премилосердый восполняет недостаток ваш болезнями и скорбями (прп. Макарий, 20). Не забывайте о смирении, которое нужно сопрягать со всяким добрым делом, без которого дела нам не принесут пользы, а, более того, повредят, что на многих видим исполнившимся. Хотя вы поститесь, хотя молитесь или милостыню даете – опасайтесь мысли, что добро делаете, которую старается враг приносить, дабы все плоды погубить и душу отщетить от Бога (прп. Макарий, 20).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

составитель Терещенко Т. Н. ПОКАЯНИЕ Вы знаете Таинство Покаяния, что оно состоит в оставлении тех слабостей, которыми были мы побеждены… и в сожалении о них. Так и должны поступать, и не сомневаюсь, чтоб вы этого не исполнили. Но враг запинает нас каким-нибудь мнением, после наводит смущение, вы этому не покоряйтесь, но уповайте на благость Божию, не успокаивайтесь, считая себя грешной (прп. Лев, 20). Покаяние тогда только истинно, когда человек, восчувствуя грехи свои, которыми прогневал Создателя своего, оставляет греховное действо, сожалеет об оных, и раскаивается, и удостаивается прощения благодатью Христовой через разрешение священнослужителя Церкви. А когда не оставляет, хоть и кается, то это не есть покаяние, а даже и опасное, чрезмерное и безрассудное упование на благость Божию, которое так же, как и отчаяние, в равной мере судится перед Богом (прп. Макарий, 20). Покаяние, говорю, не тогда только, когда придешь к духовнику на исповедь, но имей всегдашний залог его в сердце своем, памятуя грехи свои, о которых ты кратко воспомянул; чувствуя, кого ты ими оскорбил, удобнее востягнешься 15 от повторения их (прп. Макарий, 20). K смерти мы всегда должны готовиться покаянием, действительность которого измеряется не числом поклонов, а сердечным усердием. Помни, что жертва Богу – дух сокрушенный, сердца сокрушенного и смиренного Бог не уничижит ( Пс. 50, 19 ), и потому, когда не исполнишь правила, по слабости ли сил или по другой какой причине, заменяй этот недостаток самоукорением и смирением (прп. Макарий, 20). Пишешь ты, что живешь во всяком нерадении и много грешишь, а покаяния не имеешь, других осуждаешь; поэтому ты еще не ощутила того в чувстве сердца, что ты грешна, а только языком произносишь это слово. Постарайся в чувстве сердца иметь себя грешной, от этого стяжешь и смирение, не станешь других судить, а паче не подлежащих твоему суду, стяжешь и покаяние с умилением (прп. Макарий, 20). Взывая к Богу с покаянием о грехах своих, нельзя опасаться впасть в прелесть, но мысль, будто бы этим делаю одолжение Богу, должно отвергать и далеко отгонять от себя. Кающийся грешник смеет ли когда об этом подумать, когда он ищет и ожидает милости от Бога, подобно мытарю, блудному сыну и блуднице? Они смиренно были проникнуты чувством своей греховности, не смели даже и очей возвести на небо или нарещись сыном, и в таком положении Господь призрел на них и даровал им прощение грехов их (прп. Макарий, 20).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010