Девятнадцатый день. Поучение 2-е. Преп. Корнилий Комельский. (Все мы странники на земле). I. Преподобный Корнилий, память коего ныне, родился в 1445 году в Ростове, от богатых родителей Крюковых, служивших при покоях Марии, супруги великого князя Василия Темнаго. Когда родители Корнилия умерли, он удалился в Кириллобелозерский монастырь и на тринадцатом году принял послушание. Настоятель назначил ему быть при хлебне, и Корнилий охотно трудился. В свободное от этого труда и молитвы время он списывал книги для обители. Но Корнилий недолго оставался в Кириллобелозерской обители, а «пожелал стать странствующим иноком». Проведя несколько времени на родине, в Ростове, он отправился в Новгород и некоторое время жил у архиепископа Геннадия. Видя высокую жизнь Корнилия, Геннадий хотел посвятить его в священника, но преподобный счел себя недостойным этого сана и поселился в уединении близ Новгорода. Когда же разнеслась молва о строгой пустынной жизни Корнилия, и к нему стали приходить отовсюду, преподобный удалился сначала в Савватиевскую пустынь (ныне Тверской губернии), затем в вологодский Комельский монастырь. Избрав глухое место в 45 верстах от Вологды, Корнилий поселился там и некоторое время жил один; затем и сюда стали стекаться к нему иноки. Тогда Корнилий принял рукоположение в священника от митрополита Симеона и построил деревянную церковь во имя Введения Богоматери и несколько келлий. Здесь пришлось ему претерпеть много огорчений от разбойников, которые не раз нападали на него, били его и однажды едва не лишили жизни. Огорчало преподобного и неудовольствие некоторых из братии монастырской, недовольных строгостью устава, который ввел Корнилий (в главных чертах этот устав сходен с уставом Пахомия Великого ); были даже покушения на жизнь преподобнаго, к счастию, неуспешныя. За свою строгоподвижническую жизнь преподобный Корнилий получил от Бога дар чудотворения. Так он молитвою исцелил рану на руке инока Иова; другого инока, едва живого от нанесенных разбойниками ударов, он исцелил возложением руки. Преподобный Корнилий скончался 19 мая 1537 года. Мощи его почивают под спудом в Комельской обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Разделы портала «Азбука веры» Кондак 1 Избранный от Царя Сил и Духа Святаго исполненный, преподобне и Богоносне отче наш Корнилие, преизящное земли Александровския прозябение, пречудное обителей, тобою устроенных, украшение, величающе прославльшаго тя Славы Господа, воспеваем ти похвальная, добрый наш пастырю. Моли Христа Бога и Пресвятую Богородицу от всяких нас бед свободити, зовущих: Радуйся, преподобне Корнилие, монашескаго жития изрядный устроителю. Икос 1 Ангелов Творец, предуведевый по самовластнаго чистаго сердца твоего изволению всеусердствующее Его воли исполнение избра тя изначала, да прославиши житием твоим пречудное имя Святыя Троицы. Темже яко луч пресветлый вечнаго Солнца Правды, просветися евангельское житие твое. Мы же, любовию понуждаеми, со благоговением и радостию глаголем ти сицевая: Радуйся, заповедей Христовых усердный исполнителю; радуйся, учений святаго наставника твоего Лукиана ревнителю. Радуйся, отче Богоносне, вся благая и красная мира сего презревый; радуйся, сердце свое во всегдашнее Богу и Божией Матери служение предавый. Радуйся, родителей благих плод добрый и избранный; радуйся, яко благодатию Божиею оправданный. Радуйся, правило веры и благочестия; радуйся, образе кротости и смирения. Радуйся, прелюбимое иноков похваление; радуйся, живущим в мире предивное поможение. Радуйся, проповедниче покаяния и ходатаю спасения; радуйся, обителей твоих священное украшение. Радуйся, преподобне Корнилие, монашескаго жития изрядный устроителю. Кондак 2 Видящи Владычица Богородица велию любовь твою, преподобне отче Корнилие, к рождшемуся от Нея и распеншемуся за ны Христу Богу нашему, настави тя на тесный и скорбный путь иноческий, да сподобишися во славе небесней с ликом преподобных воспевати ангельскую песнь Пресвятей Троице: Аллилуиа. Икос 2 Разум Божественных Писаний стяжав, от юности твоея в страсе Божии непрестанно помышляя о небесном, удалился еси мирскаго мятежа, Царствия Божия ради и правды Его. Мы же, дивящеся твоему благому намерению, воспеваем ти:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Слобода. Спасо-Преображенский Геннадиев монастырь. Карта и ближайшие объекты Спасо-Преображенский Геннадиев мужской монастырь расположен в с. Слобода Любимского р-на Ярославской области. Основан преподобным Геннадием Костромским и Любимоградским Чудотворцем, учеником преподобного Корнилия Комельского, по желанию Великого Князя Василия Иоанновича в 1529 году. Преподобный Геннадий (в миру Григорий) родился в городе Могилеве в богатой семье. Рано проявившаяся в нем любовь к храму, частое посещение монастырей вызывали недовольство его родителей. Однако Григорий твердо решил посвятить себя Богу и, переодевшись в бедную одежду, тайно покинул родительский дом и направился в Москву. Посетив московские святыни, он, однако, не нашел себе здесь прибежища по духу и отправился в Новгородскую землю. Судьбу будущего подвижника решила встреча с преподобным Александром Свирским. По его благословению Григорий направился в Вологодские леса к преподобному Корнилию Комельскому, принял от него пострижение с именем Геннадий и стал его близким учеником. Преподобный Корнилий вместе с Геннадием в 1505 году ушли за 90 верст в Костромские леса к Сурбскому озеру. В этом месте в то время жили бортники (пчеловоды), которые с радостью встретили преподобных и помогли построить келью. Преподобные Корнилий и Геннадий выкопали четыре пруда и колодец. Два из них и колодец существуют по сей день. По просьбе князя Василия Иоанновича преподобный Корнилий вернулся в свой монастырь в Вологодские пределы, а преподобный Геннадий остался в новооснованной обители. Он трудился и во всех делах «являл братиям образ смирения и терпения, носил на себе вериги и кресты железныя, и тяжкия цепи». Был удостоен от Господа даром прозрения и чудотворения. Преставился преподобный Геннадий в 1565 году 23 января (5 февраля по н. с.). Но  построенная в глухом месте обитель не долго оставалась в неизвестности. Ее возвышение связано с тем значением, которое имело имя преподобного Геннадия в истории всего Российского государства. Во время одной из поездок в Москву, он предсказал юной Анастасии Романовне, что она будет царицей. Предсказание сбылось. Анастасия стала женой царя Иоанна Васильевича Грозного. Преподобный был восприемником их детей, в монастыре получал духовное воспитание юный царь Феодор. Эпизод этого брака был безусловно важен для легитимности Романовых, основанной на родстве с царицей. Стараясь обрести «собственные» святыни, новая царская династия Романовых чтила преподобного Геннадия и его монастырь еще более, чем это делала до них династия Рюриковичей.

http://sobory.ru/article/?object=03457

Слово на освящении храма во имя преподобномученика Корнилия Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Велий Господь и хвален зело, и величию Его несть конца. Род и род восхвалят дела Твоя и силу Твою возвестят: Великолепие славы святыни Твоея возглаголют, и чудеса Твоя поведят. И силу страшных Твоих рекут и величие Твое поведят: Память множества благости Твоея отрыгнут и правдою Твоею возрадуются. Щедр и Милостив Господь, Долготерпелив и Многомилостив ( Пс. 144, 3–8 ). Други мои, братья и сестры! Ныне в жизни нашей святой обители совершилась радость несказанная! Господь зримо посетил нас особой Своей милостью, и к радости о Воскресшем Господе присовокупилась радость Его Божественного дара нам в эти дни: благодатию Господа Бога освятился днесь храм сей, созданный во славу Пресвятого имени Божия и во славу угодника Божия первого игумена и строителя обители – преподобномученика Корнилия. Давнее желание и молитва насельников обители услышана. Господь усмотрел Своим всевидящим оком место храму, и благодатию Божией по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена и отца нашего и архипастыря высокопреосвященного митрополита Псковского и Порховского Иоанна совершилось деяние чудное и славное. Надвратная башня, созданная по благословению святого игумена и примкнувшая к церкви святителя Николая, его же руками воздвигнутой и им освященной более четырехсот двадцати лет тому назад, башня, бывшая свидетелем его трудов и первая увидевшая его трагическую мученическую кончину, стала церковью Божией во имя угодника Божия, и “исполнь славы храм Господень”. И как это совершилось, и в чем состоит преображение давно знаемой нами башни? Во-первых, Господь в таинственном освящении обычного здания ниспослал на него Духа Святого. Общей молитвой предстоящих и священнослужителей, Миропомазанием престола и стен навсегда на нем и в нем запечатлевается. “...Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя...” ( Лк. 1, 35 ). Ныне совершишася! А далее очевидным признаком славы Господней было вшествие Самого Царя Славы, когда были внесены сюда святые мощи, так как силою Христовою были непобедимы святые мученики, терпеливы святые подвижники, и в их нетленных мощах почивает Сам Христос Своею благодатию. Частицы святых мощей, полагаемые на престоле, знаменуют пребывание здесь Самого Господа Славы: “...и седе на престоле святем Своем”!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

20-го числа Святого Льва чудоворца, епископа Катанского Скончался около 725 года. Славен был учительностию и чудотворениями; уничтожил продолжавшееся еще в той стране служение идолу богини Артемиды и посрамил волхва Илиодора, прельщавшего народ. † Преподобного Корнилия Псковского Преподобный Корнилий еще в молодых годах оставил мир и начал подвизаться в Печерском монастыре Псковской области; здесь пострижен он в иночество и проводил жизнь строгую, в трудах и молитве. При нем (с 1519 года) распространили в горе храм Успения Богоматери и устроили его с приделом, в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских , а с 1524 года новая храмовая икона Успения Богоматери начала источать исцеления и другие чудеса 307 . В 1529 году блаженный Корнилий облечен был саном игумена новой Печерской обители. В продолжение 40летнего управления своего он возвысил обитель по всем отношениям. Жизнь его была образцом строгой иноческой жизни и он старался одушевить ревностию к подвижничеству подчиненных ему иноков 308 . В тогдашнее время случалось, что иные, внося в обитель богатые вклады, дозволяли себе жить в обители не по иночески, и вклад свой считали за право на жизнь по желаниям испорченного сердца. Блаженный Корнилий жил упованием на Господа и не думал поставлять благосостояние обители в зависимость от вкладов; он дорожил высоким значением обители, как училища благочестия, а потому всякого инока, когда не хотел он жить по иночески, подвергал исправительным мерам, а если тот не приходил в себя, то удалял его из обители, кто бы он ни был. Один из таких изгнанных вкладчиков явился с жалобою к митрополиту Макарию. Митрополит велел отправить его в обитель под строгую епитимию. Новгородский архиепископ Феодосий писал к блаженному игумену: «писал к нам святейший господин и отец наш Макарий, митрополит всей России, о вашем Печерском вкладчике старце Савватии, что был он в монастырских службах с мирскими людьми и пал в великие грехи, и что он приходил каяться и плакаться пред тобою о том падении, но ты не привял его на покаяние...

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

VI Корнилиевские Православные образовательные Чтения С 4-6 марта 2004 года в городе Печоры Псковской области проходили очередные Корнилиевские Православные образовательные Чтения. Уже шестой год подряд по благословению архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия педагоги школ города Печоры и Печорского района собираются для того, чтобы обсудить вопросы православного образования и воспитания своих подопечных. Следует подчеркнуть, что речь на Чтениях идет именно о проблемах светской системы образования. Устроителями Чтений являются Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, Печерское православное педагогическое общество, созданное в октябре 1998 года, и Печерская городская гимназия. В нынешнем году в Чтениях принимало участие около ста человек из города Печор и Печорского района, Пскова и Великих Лук. Для участия в работе педагогического форума также прибыла большая группа гостей из Москвы, в том числе доктор философских наук, профессор Московского государственного медицинского университета И.В. Силуянова, доктор исторических наук, секретарь Правления союза писателей России С.В. Перевезенцев, доктор филологических наук, профессор Института русского языка им. А.С. Пушкина В.И. Аннушкин и целый ряд других представителей академической науки. К VI Корнилиевским Чтениям был приурочен выпуск очередного номера журнала " Глагол " , издаваемого Православным педагогическим обществом Печор, а также открытие интернет-сайта общества по адресу www.glagol-online.ru . По традиции перед открытием Чтений, которые всегда начинаются в день памяти преподобномученика Корнилия, их участники присутствовали на молебне у мощей святого игумена Псково-Печерской обители. После литургии в Михайловском соборе монастыря молебное пение совершил митрополит Таллиннский и всея Эстонии Корнилий, отмечающий в этот праздник свое тезоименитство. Начиная первое пленарное заседание, к участникам Корнилиевских Чтений обратился архимандрит Тихон (Секретарев), наместник Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, который передал присутствующим благословение и напутствие архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия.

http://pravoslavie.ru/101.html

Архангельская епархия и Северный Арктический федеральный университет подписали соглашение о сотрудничестве 25 марта 2020 г. 10:15 24 марта 2020 года митрополит Архангельский и Холмогорский Корнилий и ректор Северного Арктического федерального университета им М.В. Ломоносова Елена Кудряшова подписали соглашение о сотрудничестве. Приветствуя Е. Кудряшову, митрополит Корнилий отметил, что продолжаются дни Великого поста, которые для каждого православного человека являются временем особого духовного осмысления. «В том, что сегодня мы собрались для подписания нашего соглашения о многоплановом сотрудничестве, я вижу глубокий духовный смысл, — сказал глава Архангельской митрополии . — Русский Север искони был землей духовного подвига и духовно-нравственного просвещения. Первыми миссионерами Поморья были монашествующие, которые принесли на эту северную землю семена веры и знания. Сегодня их имена известны всем: это преподобный Кирилл, преподобные Зосима, Савватий и Герман Соловецкие, преподобный Антоний Сийский. Известным православным просветителем был архиепископ Холмогорский и Важский Афанасий, а также уроженец Пинежского уезда святой праведный Иоанн Кронштадтский. Как свидетельствует история, о трудах православной миссии помышлял и наш знаменитый ученый Михаил Васильевич Ломоносов. Поэтому сегодня особенно радостно осознавать, что мы продолжаем путь, начатый нашими благочестивыми предками — через духовно-нравственное просвещение и образование стремимся преобразить наш Русский Север, определить вектор развития нашего общества». Владыка Корнилий поблагодарил Елену Владимировну за поддержку инициатив духовенства и мирян Архангельской епархии по организации и обеспечению сотрудничества с Северным Арктическим Федеральным университетом: «Позвольте заверить Вас в том, что Архангельская епархия всегда с особым вниманием будет относиться к вопросам образования в Архангельской области и всемерно поддерживать инициативы университета, направленные на достижение наших общих целей». Ректор вуза поблагодарила митрополита Корнилия за теплое приветствие. «Все, что за десять лет создавалось в федеральном университете, было освящено, в том числе наш интеллектуальный центр. За эти годы было сделано много добрых дел. И мы надеемся, что эти добрые дела не просто продолжатся, а умножатся благодаря вашему благословению», — обратилась Елена Владимировна к архипастырю.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОРНИЛИЕВ ПАЛЕОСТРОВСКИЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья Содержание КОРНИЛИЕВ ПАЛЕОСТРОВСКИЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Петрозаводской и Карельской епархии Карельской митрополии), находится на о-ве Палеостров (Палей) в сев. части Онежского оз. (Медвежьегорский р-н Республики Карелии). В названии острова, как объясняли в XIX в. местные жители, отражен тот факт, что возле него можно было поймать много палии - рыбы ценной породы. История К. м. до XVII в Основан прп. Корнилием Палеостровским. Точная дата основания К. м. неизвестна. В церковной традиции обитель считается одной из древнейших на территории совр. Петрозаводской епархии. «Сказание о жизни преподобнаго Корнилия Палеостровского» не содержит сведений, позволяющих точно определить время жизни преподобного ( Пигин. 2013. С. 193-198). Е. В. Барсов , основываясь на сомнительном свидетельстве царской грамоты 1691 г., где идет речь о земельных владениях, пожалованных «первоначальнику» К. м. «тому с пятьсот лет и больше», утверждал, что К. м. уже существовал к «исходу XII века» ( Барсов. 1868. С. 24, 25). И. У. Будовниц, ссылаясь на межевую запись 1319 г., писал об основании мон-ря в XIV в. ( Будовниц. 1966. С. 59-60; Мат-лы по истории Карелии. 1941. С. 387-389). Однако наиболее обоснованным считается мнение об основании К. м. в 1-й пол. XV в. В. И. Корецкий полагал, что самый древний монастырский акт - выданная игуменом Варлаамиева Хутынского мон-ря жалованная грамота, по которой палеостровским монахам разрешалось весной ловить рыбу в Онежском оз. в р-не Чёлмуж «одним вотцом» (приспособление для ловли мелкой рыбы),- датируется 1415-1421 гг. ( Корецкий. 1958). Согласно исследованиям В. Л. Янина , грамота «всех скотников и помужников» Толвуйской земли о передаче новгородскими боярами монастырю о-ва Палей - основы его буд. вотчины - с малыми соседними островами была составлена в 40-х гг. XV в. и по сути была учредительным документом ( Янин. 1991. С. 244; Мат-лы по истории Карелии. 1941. С. 99).

http://pravenc.ru/text/2458669.html

Преподобный Корнилий Комельский (+ 1537) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 19 мая в день преставления, в 1-ю Неделю после праздника свв. апостолов Петра и Павла (29 июня) вместе с Собором Тверских святых Прп. Корнилий был родом из знатной ростовской семьи бояр Крюковых, бывших великокняжеских придворных. Когда ему было 12 лет, его взял к себе его дядя, боярин Лукиан Крюков, служивший при дворе вел. княгини Марии Ярославны, супруги вел. князя Василия II Темного. Дядя и племянник очень сблизились духовно и, вместе оставив мир, поступили в Кирилло-Белозерский монастырь. Здесь новоначальный инок трудился в хлебной, охотно исполняя при этом обязанности других братии, и, невзирая на юность свою, возложил на себя тяжелые вериги. В свободное время он занимался списыванием книг и много обогатил монастырскую библиотеку. Так подвизался он немало времени, но пришел и его час оставить обитель. Сначала он пошел на родину в Ростов, чтобы уговорить своего младшего брата стать монахом. Потом он поселился в одной пустыни в окрестностях Новгорода. Здесь его узнал архиепископ Новгородский Геннадий и возымел к нему глубокое доверие, часто вызывал его к себе, советовался с ним и раз сам посетил его, уговаривая его принять священный сан. Это весьма тяготило смиренного послушника; он оставил Новгородскую пустынь, провел краткое время в Тверской обители прп. Савватия, а потом ушел на безмолвие в Вологодскую страну, в дикий и непроходимый Комельский лес. Ему был тогда 41 год. Священный же сан, которого он так избегал, ему все-таки пришлось принять впоследствии от митрополита Московского Симона. Труден был пустыннический подвиг Корнилия. Бесы преследовали его и наводили на него злых людей. Раз разбойники вооружились на него, но смотрением Божиим преподобный был спасен, а погиб начальник шайки. В другой раз воры унесли его книги; всю ночь проблуждали они в лесу, а к утру очутились опять у кельи преподобного и с покаянием возвратили ему книги. Святой же возблагодарил Бога и вознес за них молитву. Наконец через 20 лет стала собираться к нему братия, быстро умножалась, и была сооружена обитель с двумя церквами — в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и в честь прп. Антония Великого, которого особенно чтил святой старец. Братские кельи окружили церкви. Престарелый настоятель, не щадя своих сил, трудился наравне с братией над созданием новой обители. Раз огромное тяжелое дерево придавило его; в другой раз он упал с обрыва в пропасть, и все отчаялись уже было в его жизни.

http://sedmitza.ru/lib/text/437216/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010